Модели представляющие собой совокупность полезной и нужной информации

Модели представляющие собой совокупность полезной и нужной информации thumbnail

Цели:

  • сформировать у учащихся понятие моделирования
    как метода познания;
  • рассмотреть различные классификации моделей;
  • сформировать у учащихся понятие «модель»,
    «моделирование», «цель моделирования»,
    «формализация»;
  • научить учащихся описывать информационные
    модели.

Требования к знаниям и умениям:

  • Учащиеся должны знать:
    • основные понятия «модель», «моделирование»,
      «формализация», «информационная модель»;
    • виды моделей, их классификацию.
  • Учащиеся должны уметь:
    • приводить примеры различных моделей;
    • классифицировать модели по различным
      признакам;
    • находить существенные признаки объекта в
      зависимости от цели моделирования.

Программно-дидактическое обеспечение
урока:
проектор для показа презентации,
набор различных моделей (информационных разного
вида, материальных; несколько моделей одного
объекта; модели, созданные учащимися); презентация
для проведения урока «Классификация моделей» (Презентация),
кроссворд, выполненный в программе «Hot Potatoes 6» (Приложение 2)

ХОД УРОКА

I. Постановка целей урока

1. Электромобиль на стенде выставки,
телевизионная красавица, рекламирующая
различные товары, макет здания, детская мягкая
игрушки, математическая формула, теория развития
общества – это все модели. Как же получается
назвать такие разные понятия одним словом?

2. Существует огромное количество моделей. Как
разложить их «по полочкам»? Как
классифицировать?

3. Наиболее полно отразить существенные
свойства объекта можно с помощью информационной
модели. Как ее построить?

4. Какова степень необходимости использовать
формализацию при описании информационных
моделей?

II. Изложение нового материала

1. Введение понятия «модель»

В своей деятельности человек очень часто
использует модели, то есть создает образ того
объекта, явления или процесса, с которым ему
предстоит работать (иметь дело).

Модель – это некий новый упрощенный
объект, который отражает существенные
особенности реального объекта, процесса или
явления.
Анализ модели и наблюдение за ней позволяют
познать суть реально существующего, более
сложного объекта, процесса, явления, называемо
прототипом или оригиналом.
Может возникнуть вопрос: почему бы не
исследовать сам оригинал, а не строить его
модель?

Назовем несколько причин (целей), по которым
прибегают к построению моделей. (Желательно,
чтобы примеры приводили учащиеся)

1. Сохранить и передать информацию
о наблюдаемом объекте (фоторепортаж, рисунок,
карта местности и т.д.)
2. Показать, как будет выглядеть
объект, которого еще нет (автомобиль и т.д.)
3. Изучить или испытать
на модели работу будущего изделия, если
испытание объекта – оригинала дорого, опасно или
невозможно (медицина, авиация, космос ит.д.)
4. В реальном времени оригинал может уже не
существовать или его нет в действительности
(теория вымирания динозавров, теория гибели
Атлантиды, модель «Ядерной зимы» …)
5. Оригинал может иметь много свойств и
взаимосвязей. Чтобы глубоко изу­чить какое-то
конкретное свойство, иногда полезно отказаться
от менее существенных, вовсе не учитывая их
(карта местности, модели живых организмов…)
6. Оригинал либо очень велик, либо очень мал
(глобус, модель Солнечной системы, модель атома…)
7. Процесс протекает очень быстро или очень
медленно (модель двигателя внутреннего сгорания,
геологические модели)

Моделирование – это процесс
построения моделей для исследования и изучения
объектов, процессов, явлений.

Что можно моделировать? (Пусть
учащиеся попробуют сами ответить на данный
вопрос)

Моделировать можно:

1. Объекты.

Назовем примеры моделей объектов:

  • копии архитектурных сооружений;
  • копии художественные произведения;
  • наглядные пособия;
  • модель атома водорода или солнечной системы;
  • глобус;
  • модель, демонстрирующая одежду;
  • детские игрушки;
  • и т.д.

2. Явления

Примеры моделей явлений:

  • модели физических явлений: грозового разряда,
    магнитных и элект­рических сил…;
  • геофизические модели: модель селевого потока,
    модель землетрясе­ния, модель оползней…

3. Процессы

Примеры моделей процессов:

  • модель развития вселенной;
  • модели экономических процессов;
  • модели экологических процессов…

4. Поведение

При выполнении человеком какого-либо действия
ему обычно предшествует возникновение в его
сознании модели будущего поведения. Собирается
ли он строить дом или решать задачу, переходит
улицу или отправлять поход — он непременно
сначала представляет себе все это в уме. Это
главное отличие человека мыслящего от всех
других живых существ на земле.
Один и тот же объект в разных ситуациях, в разных
науках может описываться различными моделями.
Например, рассмотрим объект «человек» с точки
зрения различных наук:

  • в механике человек – это материальная точка;
  • в химии – это объект, состоящий из различных
    химических веществ;
  • в биологии – это система, стремящаяся к
    самосохранению;
  • и т.д.
Читайте также:  Полезные привычки это для детей дошкольного возраста

С другой стороны, разные объекты могут
описываться одной моделью. Например, в механике
различные материальные объекты от песчинки до
планеты рассматриваются как материальные точки.

Таким образом, совершенно неважно, какие
объекты выбираются в качестве моделирующих.
Важно лишь то, что с их помощью удается отразить
наиболее существенные признаки изучаемого
объекта, явления или процесса. Моделирование –
это метод научного познания объективною мира с
помощью моделей.

2. Классификация моделей

Итак, объектов моделирования, как мы только что
убедились, огромное количество. И для того, чтобы
ориентироваться в их многообразии необходимо
все это классифицировать, то есть каким-либо
образом упорядочить, систематизировать.

При классификации объектов по «родственным»
группам необходимо правильно выделить некий
единый признак (параметр, а затем объединить те
объекты, у которых он совпадает). Рассмотрим
наиболее распространенные признаки, по которым
можно классифицировать модели. (Сопровождается
показом презентации, с подробным анализом
приведенных в ней примеров).

I. С учетом фактора времени:

  • динамические;
  • статические.

II. По области использования:

  • учебные;
  • опытные;
  • игровые;
  • научно-технические;
  • имитационные.

III. По области знаний:

  • математические;
  • химические;
  • физические;
  • географические;
  • ит.д.

IV. По способу реализации:

  • компьютерные;
  • некомпьютерные.

V. По способу представления:

  • материальные;
  • информационные
  • вербальные;
  • графические;
  • математические;
  • табличные;
  • специальные.

Процесс построения информационных моделей с
помощью формальных языков (математических,
логических и т.д.) называется ФОРМАЛИЗАЦИЕЙ
Более полное определение формализации – это
приведение (сведение) существенных свойств и
признаков объекта моделирования к выбранной
форме.

Формами представления информационной модели
могут быть: словесное описание, таблица, схема,
чертеж, формула, алгоритм, компьютерная
программа и т.д.

III. Закрепление пройденного.

Для закрепления материала, предлагается
небольшое задание:

1 задание – из 10 вопросов рассчитано
примерно на 15 минут. Разрешается пользоваться
презентацией, работать за компьютером. Оформить
ответы в тетради или на отдельном листе по
предложенному образцу (Приложение
1
))

2 задание – разгадывание кроссворда
за компьютером предлагается учащимся в том
случае, если они досрочно выполнили 1 задание и
сдали его. Уровень учащихся различный, и чтобы не
терять времени, более сильные ученики могут
начать разгадывать кроссворд самостоятельно.
Это задание затем, после сдачи всеми остальными
учащимися тестовых работ, проверяется ими и
выполняется совместно с другими. Перед
совместной проверкой, необходимо пройти и
просмотреть степень разгадывания, в том случае
если разгадано более 85% кроссворда – поощрить
оценкой. Для проверки можно либо проговорить все
варианты ответов, либо продемонстрировать
выполненный кроссворд через проектор. (Приложение 2)

Кроссворд на тему «Моделирование»

По горизонтали:

2. Общее название моделей, которые представляют
из себя совокупность полезной и нужной
информации об объекте (информационные)
3. Общее название моделей, воспроизводящих
внешний вид, структуру моделируемого объекта
(материальные)
5. Описание модели с помощью формального языка
(формализация)
6. Модели, позволяющие увидеть изменение объекта
во времени (динамические)
8. Модели данного вида имитируют реальность с той
или иной степенью точности (имитационные)
9. Пример самой первой графической модели
(рисунок)
10. Информационная модель, состоящая из строк и
столбцов (таблица)
11. Инструмент для компьютерного моделирования
(компьютер)
12. Графический объект, состоящий из вершин,
соединенных линиями (граф)
14. Уменьшенные или увеличенные копии
проектируемого объекта. Данные модели
используются для исследования объекта и
прогнозирования его будущих характеристик
(опытные)
15. Искусственно созданный объект,
воспроизводящий строение и свойства
исследуемого объекта (модель)

Читайте также:  Запасы рудных и нерудных полезных ископаемых

По вертикали:

1. Построение моделей для исследования и
изучения объектов, процессов, явлений
(моделирование)
4. Данные модели представляют собой
одномоментный срез информации по объекту
(статические)
7. Данные модели представляют собой описание на
естественных языках в мысленной или разговорной
форме (вербальные)
13. Пример знаковой математической модели
(формула)

IV. Подведение итогов

Оценка знаний учащихся. Обсуждение изученной
темы. Домашнее задание.

Литература:

1. Макарова Н.В. Информатика и ИКТ. Учебник
для 8-9-х классов. – СПб.: Питер, 2008. – 160с.:ил.
2. Соколова О.Л. Универсальные поурочные
разработки по информатике. 10 класс. М.: ВАКО, 2006. –
400 с.

В разработке урока применялись следующие
ресурсы Интернета:

https://mialo.narod.ru/ped/models
https://www.gmcit.murmansk.ru/text/bit/2005/97/bit97.htm#p4

Источник

информационными

материальными

предметными

динамическими

17. Наглядное средство представления состава и структуры системы называется …

графом

таблицей

текстом

формулой

18. Основанием классификации моделей на материальные и информационные является …

способ
представления

область
использования

область
знаний

временной
фактор

19. Генеалогическое дерево семьи является ____________ информационной моделью.

иерархической

табличной

сетевой

словесной

20.
Знаковой моделью является …

круговая
диаграмма

анатомический
муляж

макет
здания

масштабная
модель корабля

22.
Модель есть замещение изучаемого объекта
другим объектом, который отражает …

существенные
стороны данного объекта

все
стороны данного объекта

всегда
внешний вид объекта

несущественные
стороны данного объекта

23.

Модели представляющие собой совокупность полезной и нужной информации

1–B,
2–A, 3–D, 4–C

1–D,
2–A, 3–B, 4–C

1–B,
2–A, 3–C, 4–D

1–C,
2–A, 3–D, 4–B

24.
Поиск оптимального пути от входных
данных к результату используется в
модели …

«лабиринтного
поиска»

«черного
ящика»

«материальной
точки»

«структуры
человеческого мозга»

25. Создается
информационная модель, описывающая
олимпиаду по физике. Модель позволяет
получить следующую информацию:

фамилию участника, набравшего максимальное
количество баллов в теоретическом
туре;
– фамилию учителя физики и номер
школы, в которой учится участник,
набравший максимальное количество
баллов в практическом туре; 

возраст участника, набравшего максимальную
сумму баллов по двум турам.
Построенная
модель не должна содержать избыточную
информацию. Признаками объекта, которые
должны быть отражены в информационной
модели, являются …

фамилия
участника, год рождения, номер школы,
фамилия учителя, теоретический тур,
практический тур

фамилия
участника, год рождения, возраст, номер
школы, фамилия учителя, теоретический
тур, практический тур

фамилия
участника, возраст, номер школы, фамилия
учителя, теоретический тур, практический
тур

фамилия
участника, год рождения, номер школы,
фамилия учителя, теоретический тур,
практический тур, сумма баллов

26.
Искусственный интеллект – научное
направление, связанное с машинным
моделированием человеческих
интеллектуальных функций, в основе
которого лежат положения науки …

кибернетики

информатики

математики

логики

24.

Модели представляющие собой совокупность полезной и нужной информации
Экономические
связи между странами, отраженные на
рисунке, можно представить с помощью
____________ модели.

сетевой

линейной

иерархической

межконтинентальной

25.
Результатом процесса формализации
является ___________ модель.

математическая

описательная

стратегическая

предметная

26. Модель
абсолютно упругого столкновения двух
тел, записанная в виде формул, является

знаковой
математической

формальной
логической

структурной
информационной

описательной
информационной

27. Общим
свойством всех моделей не
является
 …

динамичность

конечность

адекватность

информативность

28.
Письменное или устное представление
информационной модели средствами
разговорного языка называется
_______________ моделью.

словесной

простой

языковой

логической

29. Компьютерное
имитационное моделирование землетрясения
позволяет …

определить
прочность строений с целью обеспечения
безопасности людей

провести
натурное исследование процессов,
протекающих в природе в процессе
землетрясения

получить
полную стоимость ущерба в результате
возможного землетрясения

принять
меры для предотвращения землетрясения

30. В
процессе моделирования формирование
представления о составляющих исходного
объекта осуществляется на этапе …

разработки
модели

постановки
задачи

компьютерного
эксперимента

анализа
результатов моделирования

31. Упрощенное
представление реального объекта
называется …

моделью

оригиналом

прототипом

системой

Источник

Читайте также:  Зверобой для мужчин полезные свойства и противопоказания

Тест по теме «Модели и моделирование»

Вариант 1

1. Модель есть замещение изучаемого объекта другим объектом, который отражает:

а) все стороны данного объекта;

б) некоторые стороны данного объекта;

в) существенные стороны данного объекта;

г) несущественные стороны данного объекта.

2. Результатом процесса формализации является:

а) описательная модель; в) графическая модель;

б) математическая модель; г) предметная модель.

3. Информационной моделью организации занятий в школе является:

а) свод правил поведения учащихся; в) расписание уроков;

б) список класса; г) перечень учебников.

4. Материальной моделью является:

а) макет самолеты; в) чертеж;

б) карта; г) диаграмма.

5. Генеалогическое дерево семьи является:

а) табличной информационной моделью;

б) иерархической информационной моделью;

в) сетевой информационной моделью;

г) словесной информационной моделью.

6. Знаковой моделью является:

а) анатомический муляж; в) модель корабля;

б) макет здания; г) диаграмма.

7. Укажите в моделировании процесса исследования температурного режима комнаты объект моделирования:

а) конвекция воздуха в комнате;

б) исследование температурного режима комнаты;

в) комната;

г) температура.

8. Правильный порядок указанных этапов математического моделирования процесса:

1) анализ результата; 3) определение целей моделирования;

2) проведение исследования; 4) поиск математического описания.

Соответствует последовательности:

а) 3 – 4 – 2 – 1; в) 2 – 1 – 3 – 4;

б) 1 – 2 – 3 – 4; г) 3 – 1 – 4 – 2;

9. Из скольких объектов, как правило, состоит система?

а) из нескольких; в) из бесконечного числа;

б) из одного; г) она не делима.

10. Как называется граф, предназначенный для отображения вложенности, подчиненности, наследования и т.п. между объектами?

а) схемой; в) таблицей;

б) сетью; г) деревом.

11. Устное представление информационной модели называется:

а) графической моделью; в) табличной моделью;

б) словесной моделью; г) логической моделью.

12. Упорядочение информации по определенному признаку называется:

а) сортировкой; в) систематизацией;

б) формализацией; г) моделированием.

Вариант 2

1. Как называется упрощенное представление реального объекта?

а) оригинал; в) модель;

б) прототип; г) система.

2. Процесс построения моделей называется:

а) моделирование; в) экспериментирование;

б) конструирование; г) проектирование

3. Информационная модель, состоящая из строк и столбцов, называется:

а) таблица; в) схема;

б) график; г) чертеж.

4. Каково общее название моделей, которые представляют собой совокупность полезной и нужной информации об объекте?

а) материальные; в) предметные;

б) информационные; г) словесные.

5. Схема электрической цепи является:

а) табличной информационной моделью;

б) иерархической информационной моделью;

в) графической информационной моделью;

г) словесной информационной моделью

6. Знаковой моделью является:

а) карта; в) глобус;

б) детские игрушки; г) макет здания.

7. Укажите в моделировании процесса исследования температурного режима комнаты цель моделирования:

а) конвекция воздуха в комнате;

б) исследование температурного режима комнаты;

в) комната;

г) температура.

8. Правильные определения понятий приведены в пунктах

1) моделируемый параметр – признаки и свойства объекта – оригинала, которыми должна обязательно обладать модель;

2) моделируемый объект- предмет или группа предметов, структура или поведение которых исследуется с помощью моделирования;

3) закон – поведение моделируемого объекта.

а) 1 – 2 – 3; в) 1 – 3;

б) 2 – 3; г) 1 – 2.

9. Инструментом для компьютерного моделирования является:

а) сканер; в) принтер;

б) компьютер; г) монитор.

10. Как называется средство для наглядного представления состава и структуры системы?

а) таблица; в) текст;

б) граф; г) рисунок.

11. Как называются модели, в которых на основе анализа различных условий принимается решение?

а) словесные; в) табличные;

б) графические; г) логические.

12. Решение задачи автоматизации продажи билетов требует использования:

а) графического редактора; в) операционной системы;

б) текстового редактора; г) языка программирования.

Источник