Моцарт полезно для мозга и памяти слушать

Моцарт полезно для мозга и памяти слушать thumbnail

Прослушивание музыкальных произведений, композитором которых является Вольфганг Амадей Моцарт, стимулирует деятельность мозга. Об этом свидетельствуют исследования, построенные на IQ-тестировании людей, показатели которых были выше, чем у людей, слушающих другую музыку. Эти знания нашли применение в воспитании детей раннего возраста, так как клетки головного мозга развиваются на 80% именно до 3 лет. Существует множество мнений насчет «Эффекта Моцарта»: одни люди, доверяя этому заявлению, покупали диски с музыкой композитора для своих новорожденный детей, другие проверяли его в реальности.
портрет Моцарта

Изучение эффекта музыки Моцарта

На сегодняшний день теория о влиянии музыки на мозг опять популярна. Впервые эту тему подняли в Калифорнии ученый Гордон Шоу и его помощник Ленг. Их опыт с мозговыми клетками, моделируемыми компьютером, показал, что нервные клетки мозга выделяют некие сигналы, которые похожи на музыкальный ритм. Ученые задались вопросом: «может ли классическая музыка стимулировать мозговую деятельность?»

Горд Шоу решил организовать эксперимент, в котором принимали участие студенты. Их разделили на 3 группы, лишь 1 из которых слушала музыку Моцарта. В результате математического теста больше всего правильных ответов дала именно группа, которая слушала Вольфганга. Ученый выбрал именно этого композитора, потому что Моцарт сам начал писать музыку с 4 лет. Данный эксперимент вызвал бурю сомнений среди скептиков. Ученый Кристофер Чабрис повторил этот опыт. В его тесте принимало участие более 100 человек, и результат не оправдал ожиданий, так как показатели в группах ничем существенным не отличались друг от друга. Он объяснил результат опыта Гордрна тем, что слушающие Моцарта получали удовольствие от звучания музыки, а не музыка стимулировала мозг к продуктивной работе.

Некоторые скептики по истечению нескольких лет изменили взгляд на «эффект Моцарта». Так, один педагог из Гарвардского института провел анализ успеваемости учащихся. Он пришел к выводу, что студенты, которые слушали композитора, отличались высокими оценками по дисциплинам и быстрее справлялись с поставленными задачами.

Многих ученых волнует вопрос, почему именно Моцарт? Как говорилось ранее, композитор начал писать музыку в раннем возрасте, и именно эти ритмы ближе к цепочкам образования нервных клеток мозга в детском организме. Для более ясной картины были проведены исследования по данному вопросу, в которых были использованы музыкальные произведения таких композиторов, как Шопен, Бах, Вивальди и Сальери. Но желаемого эффекта удалось достичь только с музыкой, композитором которой является Моцарт, потому что произведения других авторов возбуждала или участок, отвечающий за слух, или за эмоции, а работы Вольфганга активизировала почти ВСЮ кору головного мозга.

Для того чтобы понять причину такого воздействия на мозг, ученые произвели анализ, показавший, что звуковые волны в музыке Моцарта выше, чем у других. Цикл повторений этих волн равен 30 секундам, что свойственно нервной системе человека. Получается, что эти ритмы родственны между собой.

Польза музыки Моцарта

  • улучшает пищеварение,
  • успокаивает и расслабляет,
  • снимает стресс,
  • помогает при депрессии,
  • активизирует работу мозга,
  • улучшает концентрацию и внимание,
  • улучшает слух и речь,
  • активизирует творческое мышление,
  • способствует изучению иностранных языков (для малышей).

Ноты на фортепиано

Эффект Моцарта для малышей

Среди обилия методик раннего развития детей невозможно найти хоть одну, которая бы не твердила о важности первых 3 лет в жизни ребенка. Дети раннего возраста более подвержены музыкальному влиянию, безусловно оказывающему положительный эффект. При наблюдении за способностями детей, которые слушали музыку Моцарта, выявилось, что у них возрастала способность к мышлению в пространстве, они были способнее своих сверстников.

Сейчас многие мамочки включают успокаивающую музыку для сна своим малютка. Она весьма положительно сказывается на малышей: сон у них более спокойный и продолжительный.

Читайте также:  Полезные свойства меда смешанного с холодной водой

Читайте также: Лечебный эффект музыки Баха

Отдельным вопросом можно рассматривать изучение языков в раннем возрасте. Многие ученые утверждают, что если ребенок до 3 лет слушает и родную, и иностранную речь, то ключ к разговору и пониманию иностранного языка сохраняется в мозгу. Впоследствии ребенку не составит труда овладеть им в совершенстве. Маленькие дети способны впитывать до нескольких десятков иностранных языков. Это объясняется тем, что мозговые клетки, отвечающие за речь, закладываются у детей до года.

Эффект Моцарта — Музыка для детей

Лечебный эффект Моцарта в медицине

Музыкотерапию давно используют для лечения многих заболеваний, успокоения и поднятия жизненного тонуса. С этой целью чаще всего используют композиции Моцарта. Его мелодии не быстрые и не медленные, не тихие и не громкие, плавные и не монотонные. «Эффектом» рекомендуется пользоваться для избавления головных болей, душевных переживаний, депрессии и стресса. Например, «Соната для фортепиано №11 ля мажор» приводит в тонус, повышает настроение и избавляет от головной боли. А по мнению невролога из штата США Висконсин Франа Роше «Соната для двух фортепиано до мажор» улучшает способности обучающихся, и помогает хорошо сдать экзамены. Композиции лучше всего слушать в тихом режиме.

Данные о влиянии музыки Моцарта на мозг нашли применение и в медицине, в том числе у больных эпилепсией. При наблюдении за их здоровьем выяснилось, что приступы эпилепсии становились слабее сразу после того, как музыка была включена. Через некоторое время после ежедневных прослушиваний, количество эпилептических атак и вовсе уменьшалось.

В США, больным, страдавшим серьезными неврологическими заболеваниями, на 10 мин включали произведения Вольфганга. Результат был поражающим: люди смогли выполнять легкие движения рук.

Врачи клиник Швеции уверены, что композиции Моцарта снижают уровень детской смертности, поэтому новорожденным малышам дают слушать эту волшебную музыку.

Эффект Моцарта «Обнуление стресса» слушать:

Верить или нет «Эффекту Моцарта» — дело каждого из вас. Но то, что происходят легкие изменения в сознании во время прослушивания мелодий Вольфганга, нет сомнений. В этом можно убедиться, прослушав композиции автора, и понаблюдать за своим состоянием и чувствами.

Видео «Эффект Моцарта»:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

  • 02:53

  • 02:55

  • 02:55

  • 04:04

  • 02:55

  • 02:55

  • 02:57

  • 02:18

  • 03:14

  • 03:30

  • 03:34

  • 03:09

  • 03:42

  • 01:17

  • 02:13

  • 02:59

  • 03:33

  • 03:04

  • 02:05

  • 03:09

  • 01:10

  • 03:12

  • 02:59

  • 03:36

  • 03:29

  • 03:25

  • 03:32

  • 03:49

  • 02:06

  • 02:31

  • 02:17

  • 05:00

  • 03:52

  • 03:41

  • 03:50

  • 00:39

  • 02:55

  • 01:56

  • 07:47

  • 02:41

  • 09:48

  • 02:54

  • 02:59

  • 04:05

  • 03:31

  • 02:05

  • 04:20

  • 03:05

  • 02:42

  • 01:51

  • 09:22

  • 01:14

  • 04:05

  • 06:32

  • 17:57

  • 04:24

  • 03:45

  • 03:23

  • 03:42

  • 05:59

  • 05:38

  • 04:05

  • 03:42

  • 03:23

  • 04:10

  • 02:24

  • 04:05

  • 03:01

  • 04:09

  • 04:04

  • 06:05

  • 05:28

  • 02:46

  • 04:08

  • 05:24

  • 02:14

  • 02:34

  • 04:53

  • 04:05

  • 03:05

  • 02:46

  • 02:43

  • 03:23

  • 03:04

  • 03:58

  • 02:16

  • 03:10

  • 02:58

  • 03:03

  • 03:23

  • 03:49

  • 01:58

  • 01:09

  • 05:02

  • 07:04

  • 03:40

  • 04:15

  • 05:57

  • 06:29

  • 03:41

  • Источник

    Слушай и умней: работает ли «эффект Моцарта»?

    Представления о том, что прослушивание музыки, особенно классической, благотворно влияет на интеллект, широко распространены. Многие спорят о деталях, например, что полезнее — фортепианные концерты Моцарта или его произведения для скрипки, но в целом способность классики делать нас умнее оспаривают редко.

    Понятие «эффект Моцарта» появилось в начале 1990-х. В 1993 году ученые из Калифорнийского университета в Ирвайне рассказали о результатах своего эксперимента: добровольцы, которым включали произведения великого композитора, лучше справлялись с тестами на пространственное мышление. Сами авторы работы не давали этому явлению громких названий. Об «эффекте Моцарта» заговорили, когда новая гипотеза стала популярной за пределами научного сообщества и породила множество обобщений.

    Моцарт полезно для мозга и памяти слушать

    Например, СМИ нередко писали, что классика положительно влияет на интеллект в целом, особенно у детей. Считалось, что шедевры золотого века музыки не только улучшают определенные навыки (то же пространственное мышление), но и повышают IQ. В 1998 году губернатор Джорджии даже предложил выделить более 100 тысяч долларов из бюджета штата, чтобы обеспечить записями классической музыки каждую семью, где появился новорожденный. Свое выступление политик сопроводил «Одой к радости» Бетховена — впрочем, это не помогло ему убедить аудиторию.

    Читайте также:  Устрицы и мидии чем полезные свойства

    Постепенно вокруг предполагаемого эффекта выросла целая индустрия. Само словосочетание Mozart effect зарегистрировано как торговая марка, под ней продается множество музыкальных сборников. По словам их создателей, эти подборки решают целый ряд проблем: помогают сконцентрироваться, улучшают память, а у детей развивают речь, пространственное мышление и эмоциональный интеллект. Звучит заманчиво, но можно ли доверять этим обещаниям?

    Виктория Уильямсон, психолог из Шеффилдского университета в Великобритании, считает, что прослушивание классики — далеко не суперсредство для развития мозга. Она обращает внимание на то, о чем говорили и сами авторы оригинального исследования: интеллектуальный подъем после прослушивания классики длится не дольше 15 минут — но когда представление об «эффекте Моцарта» ушло в массы, об этом стали вспоминать все реже. Позже похожие результаты получили и другие ученые. Музыка и правда улучшала определенные навыки, но лишь ненадолго.

    Допустим, надолго повысить IQ с помощью фортепианных концертов не выйдет. Но как объяснить то, что в первые минуты после прослушивания человек показывает лучший результат? Авторы первой статьи предполагали, что дело в композиторском даре Моцарта и сложности его музыки: возможно, замысловатые переплетения мелодических линий каким-то образом стимулируют мышление и делают нас креативнее. Но современные исследователи, в том числе Виктория Уильямсон, считают, что все намного проще.

    Музыка улучшает настроение, бодрит и этого прилива сил как раз хватает на решение небольшого теста.

    Это подтверждают несколько экспериментов. Например, канадский психолог Гленн Шелленберг ради науки вспомнил юность и опыт игры в синти-поп-группе. Он взял ту же сонату Моцарта, что и авторы исследования 1993 года, и записал несколько ее новых версий — в быстром и медленном темпе, в мажоре и миноре. Лад и темп оказались действительно важны. В том же тесте на пространственное мышление те, кто слушал быструю мажорную версию, набрали в среднем 16 очков, а те, кому досталась медленная минорная, только 8. В другом эксперименте Шелленберг и коллеги подтвердили, что печальная музыка снижает результаты тестов. Воздействие сонаты Моцарта сравнили с эффектом знаменитого Адажио Альбинони, и оказалось, что, хоть это произведение и не назовешь простым, оно не помогало решать задачи лучше.

    Соната для двух фортепиано ре мажор Моцарта, воздействие которой изучал Шелленберг

    Итак, умнее нас делают не столько мелодии, сколько хорошее настроение. На это указывает еще один опыт тех же ученых. На сей раз одной группе добровольцев включили Моцарта, а другой — аудиокнигу Стивена Кинга. Выяснилось, что рассказы короля ужасов тоже неплохо повышают результаты тестов, особенно у поклонников Кинга.

    Так что если вы хотите слушать музыку с пользой для себя, выбирайте любую, лишь бы она нравилась именно вам, и положительный эффект — хорошее настроение — не заставит себя ждать.

    Играй как можешь: как занятия музыкой помогают развиваться

    Значит ли это, что волна интереса к «эффекту Моцарта» не принесла ничего хорошего? Вовсе нет. Дискуссии вокруг этой проблемы помогли тем, кто считали классику скучной или чересчур сложной, заинтересоваться ею и по-новому услышать давно знакомые мелодии. Но, что еще важнее, благодаря разговорам о пользе классики многие родители задумались о том, чтобы дать своим детям хотя бы начатки музыкального образования. Уроки музыки обязательны далеко не везде, а зря: в их эффективности наука не сомневается.

    Многие ученые считают, что занятия музыкой (сюда входят и пение, и игра на инструментах, и другие формы обучения) помогают также развивать множество навыков, непосредственно не нужных для извлечения звуков. Например, исследователи из Гарвардской медицинской школы заметили связь между образованием и успешным выполнением заданий.

    В их эксперименте поучаствовали 59 десятилетних детей, из них две трети учились играть на клавишных или струнных инструментах не менее трех лет. Как и ожидалось, те, кто учился музыке, лучше проходили тесты на мелкую моторику и распознавание разницы в высоте звуков. Но вдобавок они обошли немузыкальных ровесников и в других заданиях.

    Словарный запас у юных пианистов и скрипачей оказался в среднем больше, а результаты тестов на наглядно-образное мышление — выше.

    Как уроки музыки развивают эти способности? Есть несколько версий. Во-первых, игра на инструментах — комплексный процесс, требующий множество навыков. Например, необходимость читать ноты тренирует умение декодировать любые тексты, поэтому нарастить богатый словарный запас становится проще. С другой стороны, родители, которые отправляют детей заниматься музыкой, могут быть в целом сильнее вовлечены в воспитание. Возможно, они больше следят не только за тем, чтобы ребенок регулярно репетировал, но и за тем, как он делает школьные домашние задания или читает. Здесь, конечно, важно не переусердствовать: уроки из-под палки еще никого не сделали счастливым.

    Читайте также:  Чем полезно голодание на один день

    Еще один важный момент — мотивация. Ученые недаром работали с детьми, которые не бросили фортепиано или скрипку в течение как минимум трех лет. Вероятно, у них высок и общий уровень мотивации к учебе, они не отказываются от сложных задач при первых трудностях, отсюда и успех.

    Моцарт полезно для мозга и памяти слушать

    Похожее исследование проводят ученые из Университета Южной Калифорнии в течение 5 лет. Они наблюдают почти за 70 детьми из небогатых семей, живущих в окрестностях Лос-Анджелеса. Треть участников наблюдений играли в молодежном оркестре, и время от времени всех детей обследовали с помощью МРТ. Ученые обнаружили, что спустя два года занятий структуры мозга «музыкантов» и «немузыкантов» различались. У детей, которые играли в оркестре, активнее развивались зоны, связанные с обработкой звука.

    Их мозг работал по-другому и в ситуациях, не связанных с музыкой. Детям предлагали выполнить тест Струпа: им показывали карточки с названиями цветов и оттенков, но при этом цвет надписи и название цвета не совпадали (например, слово «красный» было написано зеленым). Оказалось, что при выполнении задания у оркестрантов нейронная активность выше. Впрочем, дело может быть не только в музыке: подобный эффект наблюдался и у детей, которые активно занимались спортом. Возможно, развитию мозга способствует не столько музыка, сколько наличие хобби и связанной с ним мотивации, вовлеченности в работу команды.

    Не только дети: как музыка помогает взрослым?

    Итак, тем, кто с детства играл на скрипке, пел в хоре или записывал с одноклассниками рэп, крупно повезло. Но значит ли это, что для взрослых все потеряно? Конечно, нет. Увлечение музыкой не только делает взрослую жизнь ярче, но и защищает мозг от неизбежных возрастных изменений.

    Играть или петь полезнее, чем просто слушать. Ученые выяснили, что у тех, кто когда-либо в жизни играл на музыкальных инструментах, в среднем реже развивалась деменция.

    Почему так происходит, ученые пока не знают. Возможно, занятия музыкой прокачивают много навыков одновременно — этим иногда объясняют и ее пользу для детей. Есть и другая версия: музыка усиливает способность мозга компенсировать пробелы в работе одних областей с помощью других.

    К похожим выводам пришли испанские исследователи. Проанализировав 13 научных работ, они подтвердили: музыкальные занятия действительно помогают сохранять ясность рассудка в зрелом и пожилом возрасте. Они улучшают внимание, способность к рассуждению и скорость обработки информации. При этом у взрослых этот эффект, увы, не накапливается — когда человек перестает играть или петь, все бонусы быстро сходят на нет.

    Еще одна сфера, где музыка незаменима, — профилактика бессонницы и других проблем со сном. Прослушивание музыки по вечерам действительно успокаивает и помогает легче засыпать, причем этот эффект накапливается. Какую же музыку лучше слушать перед сном? Тут мнения ученых расходятся. Некоторые считают, что эффективны только композиции в медленном темпе (около 60 bpm).

    Моцарт полезно для мозга и памяти слушать

    Впрочем, судя по опросу, который провели Виктория Уильямсон и ее коллеги, засыпать помогает самая разная музыка. 650 респондентов назвали 545 исполнителей в 14 разных жанрах, которых чаще всего слушают, чтобы расслабиться и уснуть. Чаще всего опрошенные упоминали произведения Иоганна Себастьяна Баха, а второе место занял Эд Ширан, обогнав Моцарта. Главное, чтобы композиция не вызывала ярких воспоминаний: слушать перед сном «вашу песню» вскоре после расставания — явно не лучший выбор.

    Это далеко не все доводы, говорящие о пользе музыки в любом возрасте. Мы не упомянули, например, о музыкотерапии, эффективно помогающей людям с различными заболеваниями. На протяжении тысячелетий не меняется главное: ритм и мелодия по-прежнему способны воздействовать на нас. Слушайте, играйте и пойте песни, которые вам нравятся, ведь это один из самых приятных способов позаботиться о себе в будущем.

    Источник