Мировой опыт рекультивации земель в местах добычи полезных ископаемых

Мировой опыт рекультивации земель в местах добычи полезных ископаемых thumbnail

Законодательство и
экономика, N 17-18, 1997 год

Е.Г.Краюшкина
Научный сотрудник Института законодательства и сравнительного
правоведения при Правительстве РФ

Во многих промышленно
развитых государствах с федеративным устройством рекультивационные
работы обеспечиваются соответствующими законодательными актами и
правительственными постановлениями как Федерации, так и ее
субъектов.*
________________
*
Л.В.Моторина, Н.М.Забелина. Рекультивация земель, нарушенных
горнодобывающей промышленностью”. – М. – 1968, – С.9.

Значительные площади
подвергаются разрушительному воздействию горнодобывающих и других
отраслей промышленности в США, Англии, Германии, Польше и других
странах. Восстановлению нарушенного промышленностью ландшафта и
земель здесь уделяется большое внимание, накоплен значительный
опыт.

В
США ежегодно отрабатывается 8-12 тыс. га земельных угодий. В Англии
увеличение добычи полезных ископаемых открытым способом привело к
созданию огромных площадей “индустриальных пустынь”, размеры
которых оцениваются примерно в 60 тыс. га. В других странах
аналогичная ситуация. В Европе – наибольшая часть поврежденных
горной промышленностью площадей приходится на открытые разработки
бурого угля*.
___________________
*
Л.В.Моторина, Н.М.Забелина. Там же. – С.195.

Регламентирование
деятельности горнодобывающих предприятий в целях предотвращения
загрязнения окружающей среды началось в США в 1939 году с принятия
в штате Западная Виргиния постановления о рекультивации. Затем были
приняты аналогичные постановления в ряде других штатов, где
опасность загрязнения и повреждения ландшафтов горными разработками
была наибольшей (Пенсильвания, Огайо, Кентукки, Индиана, Иллинойс и
др.). Сейчас отношения по рекультивации земель регулируются в
законоположениях 14 штатов.

В
связи с различиями социально-экономических и физико-географических
условий, существующих в разных штатах США, законодательные функции
в этой области сосредоточены на уровне администрации штатов.
Законодательство по окультуриванию отвалов штата Огайо является
наиболее всеобъемлющим и наиболее эффективным из всех других
законов, действующих в США в этой сфере.

Особое внимание в
проблеме рекультивации угольных разработок выразилось здесь в
принятии ряда соответствующих законодательных актов. Законы
предусматривали различные технические приемы восстановления
нарушенных территорий, в частности, методы выравнивания и
формирования отвалов, а также объясняли взаимоотношения
администрации властей штата и отдельных предпринимателей,
обязанности последних в отношении восстановления земель. В
соответствии с законом от 1955 года предприниматель обязан
проводить восстановление территории с затратами в 220 долларов на 1
акр, из которых 170 долларов предусматривались на разравнивание
территории и 50 долларов на посадки древесных пород.

Для соблюдения выполнения
закона и руководства рекультивационными работами в штате был создан
специальный отдел рекультивации земель при министерстве сельского
хозяйства, позднее он был передан управлению природных ресурсов.
Предпринимателем здесь считается тот, кто открытым способом
добывает более 250 т угля в течение 12 последовательных календарных
месяцев. Закон обеспечил условия, при которых власти штата
приобретают невосстановленные территории, созданные до принятия
закона в 1948 году и те земли, которые не могут быть восстановлены
самими предпринимателями. Администрация штата берет на себя
обязанность восстановления этих территорий или использует их по
своему усмотрению в соответствии с имеющимися возможностями.

Таким образом, по
законодательству штатов, государство выступает в качестве правового
гаранта обеспечения рекультивации нарушенных земель. Кроме того,
законодательство урегулировало правовые вопросы проведения
рекультивации на брошенных землях, нарушенных в процессе
недропользования, когда субъект ответственности за проведение
рекультивации отсутствует либо не может сам провести рекультивацию.
Данный опыт решения проблемы обеспечения проведения рекультивации
имеет значение для России, обладающей огромными территориями
брошенных нерекультивированных земель.

Предприниматель обязан
после окончания действия разрешения на разработку (как правило,
через 12 месяцев) в течение 2-х месяцев представить план и отчет по
производству восстановительных работ. На окончательное
восстановление отвалов ему дается еще 2 года. Он может пользоваться
технической и консультативной помощью отдела рекультивации
управления природными ресурсами, экспериментальных опытных станций,
ассоциаций горных инженеров и геологов, службы мелиорации и
сохранения почв и так далее.

Следовательно, закон не
только закрепляет обязанность проведения рекультивации, но и
создает определенный механизм реализации этих норм права.

Существующие положения
дают возможность обеспечить некоторый плановой подход к решению
всей проблемы и создают условия для участия в рекультивационных
работах самих угольных компаний:

Кроме штата Огайо,
законодательство, обеспечивающее производство рекультивационных
работ, имеется еще в 6 штатах: Иллинойсе (1961, 1963 годы), Индиане
(1941, 1963 годы), Кентукки (1954 год), Мэриленде (1955 год),
Пенсильвании (1945, 1949, 1953, 1956, 1961, 1963 годы)*, Виргинии
(1945, 1963 годы). Законы, разрабатываемые в штатах, как правило,
повторяют друг друга с небольшими вариациями.

Источник

07.07.2020

Содержание благородных металлов в рудах падает — с этим сегодня столкнулись почти все золотодобытчики. Тенденция эта общемировая, и она заставляет отрасль меняться. С одной стороны, речь идёт о совершенствовании технологий работы с рудой. Вторая же сторона медали — актуализация экологических вопросов.

После золотодобычиВ таком виде Highland Gold достался один из новых объектов: на территории будущей добычи разместилась несанкционированная свалка

Главный эколог ООО УК «Руссдрагмед» Ирина Малыгина объясняет: снижение содержания золота в рудах означает рост объёма вредных примесей, усложнение минерального состава руды. Всё это ведёт к образованию больших концентраций сульфидов и токсичных металлов. Кроме того, элементарно растёт количество пустой породы.

Так что вопросы рекультивации земель и утилизации продуктов хозяйственной деятельности золотодобывающего предприятия становятся всё более значимыми.

После золотодобычи

Highland Gold (активами компании управляет «Руссдрагмет») в этом смысле на особом счету. Это международное предприятие, чьи акционеры — обладатели иностранного капитала. Так что компании приходится выполнять требования не только российского, но и международного законодательств — специалисты уделяют этому серьёзное внимание и уже накопили существенный «экологический опыт». И заодно зафиксировали целый ряд системных проблем.

Проблемное наследство

Выступая на московской конференции «Землепользование при недропользовании» Ирина Малыгина рассказала о тех трудностях, с которыми сталкивается Highland Gold, выполняя свои экологические обязательства.

После золотодобычи

Самая большая из них — «наследная»: предприятие приобретает актив и получает территории с заметными следами добывающей активности прошлых лет.

Вместе с новыми участками (Highland Gold ведёт работы в Забайкальском крае, на Дальнем Востоке и Чукотке), добытчик получает старые нерекультивированные породные отвалы и ГОКи. Ещё в советский период здесь шла добыча или разведка, а в те годы экологические требования существенно отличались от современных. В ряде случаев предприятие приходит на землю, где просто-напросто разместилась несанкционированная свалка.

В 2020 году Highland gold планирует произвести до 300 тыс унций золота и золотого эквивалента

Сложностей добавляют и природные особенности регионов присутствия.

Так, Чукотка отличается очень твёрдыми скальными горными породами, которые невозможно использовать для рекультивации — во всяком случае, в первозданном виде.

Другая проблема связана, в основном, с дальневосточными активами: горные породы обладают высоким потенциалам кислотообразования, и периодические ливневые осадки создают опасность загрязнения рек и ручьёв.

«Мы реализуем целую программу, чтобы во время паводков все эти соединения не ушли во внутренние водные объекты. И по этим мероприятиям обязательно отчитываемся — иначе мы не получим заключение ни «рыбников», ни «водников», — отметила г-жа Малыгина.

Незолотые обязательства

Освоение месторождение подразумевает создание отвалов вскрышных пород, хвостохранилищ при ЗИФ, а также полигонов ТБО. Если первые два пункта этого списка понятны и привычны, то последний Ирина Малыгина прокомментировала.

«Предприятие вынуждено строить полигоны ТБО в регионах присутствия, потому что мы столкнулись с тем, что санкционированных полигонов, которые имеют всю разрешительную документацию и лицензии на приём отходов, просто нет. Особенно это касается Чукотского АО», — объяснила эколог.

После золотодобычи

Это ещё одна дополнительная сложность в работе золотодобытчика, ведь работа с полигонами ТБО — совершенно непрофильное для компании направления. Г-жа Малыгина отметила, что в компании создана отдельная служба, которая и занимается эксплуатацией полигона.

Вскрыша — это отходы?

Понятно, что главный «отход» (пока назовем это так) добывающего предприятия — это обеднённая вскрышная порода. Так вот отходом
её можно назвать весьма условно: при рациональном подходе она превращается в материал. И стратегия Highland Gold состоит в том, чтобы использовать эту самую вскрышу при рекультивации отработанных горных выработок, а также тех несанкционированных свалок, о которых шла речь выше. Объекты, которые необходимо ликвидировать, говорит Ирина Малыгина, образуются каждый год.

После золотодобычи

«В целом в настоящее время мы используем порядка 40% от общего объёма образовавшихся вскрышных пород. Остальные складируют на площадках, которые включены в реестр объектов размещения отходов. Их мы планируем использовать в дальнейшем, когда придёт время ликвидировать предприятие», — отмечает специалист.

Такой, казалось бы, деликатный по отношению к природе подход рождает ещё одну существенную проблему для Highland Gold и других недропользователей. Комментируя этот вопрос, Ирина Малыгина выступила уже не столько как эколог «Руссдрагмет», но как член Комитета по экологии и природопользованию РСПП.

«Мы уже три года бьёмся и никак не можем внести поправки в законы о «Недрах» и «Об отходах». Важно, чтобы вскрышные и вмещающие горные породы, которые, в соответствии с утверждёнными проектами, планируется использовать для закладки выработанного пространства, не относились к отходам. Учёт этих пород должен вестись в соответствии с законом «О недрах». И три года мы не можем сдвинуть это дело», — сетует Ирина Малыгина.

Чем чревато для недропользователей существующее положение вещей? А тем, что они несут огромные и абсурдные убытки.

Так, на одном из объектов Highland Gold добывают 300 000 тонн руды в год. Вскрыши при этом образуется 10 млн тонн, и весь этот объём относится к отходам.

После золотодобычи

По действующему законодательству, если вскрышу не используют более 11 месяцев, она попадает под налогооблагаемую экологическую базу. А предприятие ещё работает, добыча идёт, и проработает оно, по оценкам специалистов компании, ещё лет 20, поскольку добытчик постоянно наращивает свои ресурсные запасы. И одно из предприятий компании платит за вскрышу 30 млн рублей в год. За вскрышу, которой в будущем будут засыпаны горные выработки.

«Лучше бы эти деньги предприятие тратило на развитие региона присутствия», — подчеркнула Ирина Малыгина.

Отдельно отметим хвостохранилища, потому что тут разговор особый. Скажем, на ОФ рудника «Валунистый» Highland Gold в хвосты уходит сущесвенное количество золота (по некоторым данным, до 15-20%). Поэтому в данном случае рекультивацию владелец не предусматривает — запланирована дальнейшая переработка.

По пунктам

Желая поделиться накопленным опытом, специалисты Highland Gold собрали все необходимые действия по рекультивации в схему-инструкцию. В ней они постарались отразить все этапы работ, необходимые для выполнения новых требований, известных как «800-й приказ».

Необходимые действия по рекультивации земель. Приказ 800

Что касается стоимости работ, то г-жа Малыгина объяснила, что в Highland Gold разработаны технико-экономические расчёты, на основании которых компания и резервирует необходимые средства для проведения работ. Особенность тут в том, что рекультивация, в отличие от других видов деятельности, в принципе не приносит предприятию прибыль — здесь сплошные затраты, причём существенные.

Примеры работ по рекультивации земель: было и сталоПримеры работ по рекультивации: было и стало

Поэтому сметные расчёты золотодобытчик актуализирует каждые полгода, а правильность их составления, применения коэффициентов по каждому разделу и этапу проверяет независимая аудиторская компания. И только после этого на рекультивацию резервируют средства.

«Наша экологическая конституция — это наш базовый Закон об охране окружающей среды. Он построен на полном исключении негативного техногенного воздействия, «нулевого» воздействия. То есть предполагает, что промышленность должна производить блага вообще без каких-либо изменений окружающей среды.

Но это невозможно: любое производство связано с изменением окружающей среды. Задача закона — не запрещать, а определять порядок, общие тенденции для сохранения экологического благополучия», — подытожила Ирина Малыгина.

«Highland Gold преследует цель стать самым прибыльным золотодобывающим предприятием в России и Центральной Азии, уделяя первостепенное внимание вопросам охраны труда и окружающей среды…» — Из презентации компании.

Текст: Кира Истратова

    Теги:

  • Highland Gold Mining
  • приказ 800
  • рекультивация
  • Руссдрагмет
  • экология

Источник

Проблема охраны среды обитания человека с каждым годом становится все острее. Рекультивация земель, нарушенных в результате ведения горных работ, одна из важнейших задач охраны окружающей среды, необходимость решения которой вызвана экономическими и социальными требованиями. Увеличение темпов рекультивации нарушенных земель приобретает первостепенное народнохозяйственное значение.[ …]

В общем виде рекультивация включает в себя комплекс горнотехнических, инженерных, сельскохозяйственных и других мероприятий, направленных на восстановление биологической продуктивности и народнохозяйственной ценности отработанных горными или иными работами земельных площадей, а также улучшение состояния окружающей среды.[ …]

Технология и объемы рекультивационных работ на объектах с различными природно-техногенными условиями определяют затраты на их проведение. Осуществление рационального использования природных ресурсов и эффективной природоохранной политики требуют комплексного подхода к решению экологических и экономических проблем.[ …]

Специфические особенности эксплуатации угольных месторождений России (разнообразие геологических и природою-климатических условий, глубины залегания, масштабов и объемов горных работ, многовариантность применяемых систем разработки и оборудования, наличие в разработанных толщах скальных и токсичных пород и т.д.) обуславливают необходимость применения различных способов и схем рекультивации нарушенных земель для последующего целенаправленного использования их в народном хозяйстве. Это обеспечивает не только создание оптимальных ландшафтов с соответствующей организацией территорий, флорой и фауной, но и способствует надежной охране водных ресурсов и воздушного бассейна в районах размещения предприятий угольной промышленности.[ …]

В последние годы в отечественной угольной промышленности и за рубежом предприняты попытки технологически увязать основные процессы добычи угля с рекультивацией нарушенных земель. В основу принят принцип совмещения горных и рекультивационных работ в одном технологическом процессе горного производства, включая технический и биологический этапы восстановления продуктивности земельных угодий.[ …]

В большинстве случаев рекультивация земель осуществляется с отставанием от сроков их нарушения. Это объясняется нерациональной технологией горных работ и объективными факторами, связанными с условиями разработки месторождений. Необходимо стремиться к такой технологии, при которой восстановление нарушенных земель будет осуществляться по мере ведения горных работ.[ …]

В настоящее время идут поиски технологий вскрышных работ, снижающих земельные отводы под внешние отвалы. Это позволило бы не только снизить удельную землеемкость, но и увеличить объемы рекультивации (за счет изменения порядка отработки). Особенно остро стоит эта проблема при отработке наклонных и крутых залежей полезного ископаемого. Для условий угольных разрезов Кузбасса было рекомендовано проводить отработку запасов блоками. Улучшение использования фронта горных работ и ускорение восстановления нарушенных земель связывается с поэтапной разработкой месторождений, обеспечивающих укладку породы в выработанное пространство, максимально возможным применением бестранспортной схемы вскрышных работ.[ …]

В угольной промышленности специалистами ВНИИОСугля, НИИОГРа и Центрогипрошахта разработаны схемы с селективной выемкой и укладкой в отвал потенциально плодородных пород с последующим перекрытием плодородным слоем почвы. Эта технология особенно нужна на предприятиях, расположенных в районах ценных плодородных земель, она значительно ускоряет процесс рекультивации, снижает потери плодородного суглинка.[ …]

Метод биологической рекультивации позволил ускорить процесс восстановления плодородия почв, так как не требует нанесения плодородного слоя и снижает затраты на его осуществление. Биотехнологический способ, основан на применении активных штаммов почвенных микроорганизмов, которые участвуют в превращении соединений углерода, фосфора, калия и азота в усвояемую растениями форму, мобилизуя потенциальное плодородие пород, в результате чего на поверхности бесплодных грунтов создается растительно-плодородный слой в течение первого года рекультивации.[ …]

Вернуться к оглавлению

Источник

Общее представление о рекультивации земельных участков имеет каждый практикующий эколог, однако все же приведем определение данного термина для ясности. Так, согласно ГОСТ 17.5.1.01-83 «Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения» рекультивация земель — это комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народно-хозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды в соответствии с интересами общества.

Проведение работ по рекультивации нарушенных земель регламентируется несколькими законодательными актами:

  • Постановлением Правительства РФ от 23.02.1994 № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы»;
  • Основными положениями о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденными Приказом Минприроды России и Роскомзема от 22.12.1995 № 525/67.

Подробно рассматривать положения данных документов не имеет смысла — это уже было сделано ранее на страницах журнала[1]. Напомним, что работы по рекультивации обязан проводить собственник земли или юридическое лицо, проводившее работы на данном земельном участке, будь то разработка месторождений нефти, полезных ископаемых, строительные работы или иной вид деятельности, приведший к нарушению состояния земель. Рекультивация проводится на основании разработанного проекта рекультивации, утвержденного в установленном порядке.

Рекультивация осуществляется в 2 этапа:

1) технический этап — планирование участка, вывоз грунта или его завоз, гидротехнические и мелиоративные работы и т.д.;

2) биологический этап, включающий агротехнические и фитомелиоративные мероприятия.

Проще говоря, на первом этапе вывозятся отходы, производится выравнивание участка, завозится при необходимости новый грунт, а на втором этапе производится озеленение участка земли травами с целью восстановления плодородия почвы.

После окончания работ в компетентные органы необходимо представить пакет документов, который включает в себя в том числе отчет о рекультивации и данные мониторинга состояния земель. Приемная комиссия знакомится с отчетом и данными мониторинга и по результатам проводит приемку рекультивированного участка. В идеале после окончания работ разработанный карьер или залитая нефтепродуктами земля должны превратиться в плодородный участок земли.

Отметим, что российским законодательством предусмотрена административная ответственность за невыполнение работ по рекультивации:

Извлечение
из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Статья 8.7. Невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв
1. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей[2]; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
2. Невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Таким образом, юридическое лицо может понести наказание в виде штрафа, однако его размер довольно мал, особенно если учесть, какие доходы приносит разработка месторождений полезных ископаемых — основная причина нарушения земель.

Неудивительно, что на сегодняшний день в российской практике рекультивационных работ сложилась довольно печальная картина. Во-первых, работы по рекультивации земель после окончания разработок месторождений или иной деятельности очень часто не проводятся вовсе. Наиболее распространена ситуация, когда после окончания работ юридическое лицо объявляет себя банкротом (добыча завершена — деньги закончились), и, соответственно, средства на проведение восстановительных работ на земле взять негде. Внимание общественности неоднократно обращалось к данному вопросу. Предлагались различные законодательные идеи о том, как избежать таких проблем.

Например, в Кузбассе был предложен проект закона, предусматривающий заблаговременное создание депозитарного счета с отложенными на него средствами на рекультивацию. Такой счет мог бы создаваться юридическим лицом при подаче документов на получение лицензии на проведение добычи полезных ископаемых. К сожалению, проект так и остался проектом.

Во-вторых, проведенные работы очень часто не соответствуют требованиям законодательства и даже проекта рекультивации на данный объект. То есть рекультивация проводится только на бумаге. Довольно часто это неплохой способ отмывания денег, а также «распиливания» средств, полученных в результате добычи полезных ископаемых. На деле же нефтяные болота остаются болотами, карьерные выемки засыпаются строительным мусором, плодородие почв не восстанавливается и биоразнообразию экосистем наносится непоправимый ущерб, имеющий далеко идущие последствия.

Наконец, рекультивация карьеров — больная тема, которая касается еще и обращения с отходами. В зависимости от состояния земель, а также от рода хозяйственной деятельности, осуществляемого на этих землях, методы и технологии рекультивации могут быть различными. Одним из наиболее популярных и часто используемых при рекультивации карьерных выемок и отвалов является метод заполнения пустот и выемок отработанной горной породой (вскрышными и вмещающими породами). Для данных целей рекомендовано использовать только те породы, которые не обладают радиоактивными и токсичными свойствами и могут быть потенциально полезными в процессе возвращения почве плодородия.

Именно этот момент чаще всего стал «забываться» недобросовестными предприятиями, пытающимися избавиться от отходов производства и, так сказать, убить двух зайцев сразу. История умалчивает, кому первому пришла в голову эта идея — производственные (и даже иногда бытовые) отходы сваливать в карьеры и выдавать это за рекультивацию.

Например, в регионе, где работает автор статьи, уже давно существует одна организация, которая принимает у промышленных предприятий отходы и обезвреживает, использует либо сжигает их. Организация обладает очень обширным номенклатурным перечнем отходов для сбора у юридических лиц и успешно занимается своим делом уже довольно давно. Причем по многим видам отходов создается такая ситуация, что ни одна другая организация в регионе принять их не может, соответственно, все отходы приходится сдавать означенной фирме (и отнюдь не дешево). Как правило, большая часть предприятий мало интересуется тем, что происходит с отходами после того, как их забирает приемщик. А следовало бы.
В последние несколько лет все чаще стали поступать жалобы от жителей региона на то, что вокруг принадлежащего указанной фирме полигона, где якобы осуществляются утилизация, переработка, сжигание отходов и рекультивация карьера, растут неорганизованные свалки отходов, а с самого полигона просачиваются жидкие фракции захороненных отходов — в общем, создается угроза экологической безопасности. При этом полигон расположен в черте города, хотя и не в густонаселенном районе.
В целом ситуация очень запутанная. По словам руководства фирмы, данный полигон якобы фирме уже не принадлежит, а после появления законодательного требования о том, что в черте города полигонов отходов быть не должно[3], фирма вообще занимается не захоронением, а рекультивацией. Однако неоднократно проводились журналистские и общественные расследования, подтверждающие, что принимаемые фирмой отходы просто сваливаются кучами на огороженном участке земли и эту деятельность данная организация пытается представить как рекультивацию месторождения с помощью промышленных отходов III и IV классов опасности. При этом проект рекультивации не разработан, однако даже если бы он и был, такая рекультивация противоречит требованиям законодательства. Взятые пробы воздуха и почвы показывают превышения ПДК.
Жители города уже писали коллективное письмо в Генеральную прокуратуру и Президенту Российской Федерации. Согласно официальным ответам проблема якобы решена, свалка ликвидирована, а виновные наказаны. Контролирующие органы уже долгое время пытаются бороться с нарушениями закона со стороны указанной фирмы, однако воз и ныне там. При этом не так давно Росприроднадзор даже добился того, чтобы организация не могла на законных основаниях дальше использовать данный земельный участок для «рекультивации». Однако фирма продолжает функционировать как ни в чем не бывало.

Такая печальная практика, как уверен автор, существует далеко не только в данном регионе. Подобные организации, которые пытаются нажиться на утилизации отходов, существуют по всей стране, и даже в столице.

Столкнувшись с такой проблемой, Минприроды России выпустило несколько разъясняющих писем, направленных на решение тонких вопросов в области рекультивации земель. Данные письма адресованы тем организациям, которые размещают на земельных участках отходы и пытаются выдать это за рекультивацию.

Извлечение
из письма Минприроды России от 13.04.2011 № 12-44/5717
«Об использовании отходов производства и потребления для рекультивации карьерных выемок и искусственно созданных полостей»

[…]
В последнее время сложилась практика бесконтрольного использования отходов для рекультивации карьерных выемок, что фактически является размещением (захоронением) отходов при отсутствии инженерно-технических мероприятий по предотвращению негативного воздействия размещаемых отходов на окружающую среду. Это приводит к беспрепятственному поступлению вредных веществ в окружающую среду и, как следствие, ее загрязнению и деградации, а также к опасности негативного влияния на здоровье людей.
В то же время в соответствии с Основными положениями о рекультивации земель[4] […], рекультивация нарушенных земель осуществляется для их восстановления в сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целях.
При этом в соответствии с межгосударственными стандартами ГОСТ 17.5.1.01-83 «Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения» и ГОСТ 17.5.1.03-86 «Охрана природы. Земли. Классификация вскрышных и вмещающих пород для биологической рекультивации земель» для рекультивации карьерных выемок могут использоваться только вскрышные и вмещающие породы, не содержащие радиоактивные элементы и токсичные соединения в концентрациях, опасных для жизни человека и животных.
Использование для рекультивации карьерных выемок и искусственно созданных полостей отходов производства и потребления возможно при условии, что они не содержат вредные вещества и при этом будет обеспечено отсутствие негативного воздействия на окружающую среду.
На основании вышеизложенного […] Минприроды России считает, что рекультивация карьерных выемок и искусственно созданных полостей с использованием отходов производства и потребления фактически является захоронением (размещением) отходов[5].
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» проектная документация объектов, связанных с размещением (хранение и захоронение) отходов I–V класса опасности, является объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня.
При этом деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» является лицензируемым видом деятельности»[6].
Таким образом, рекультивация карьерных выемок и искусственно созданных полостей с использованием отходов производства и потребления возможна только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы и лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов[7].
[…]

Данное письмо четко разъясняет позицию Минприроды России, согласно которой рекультивация карьеров с помощью отходов незаконна. Два года спустя Росприроднадзор опубликовал письмо, чуть расширившее данную позицию:

Извлечение
из письма Росприроднадзора от 21.02.2013 № ВК-03-03-36/2216
«О нарушении законодательства об экологической экспертизе при осуществлении рекультивации»

[…]
В соответствии с терминами и определениями, данными в ГОСТ 17.5.1.01-83 «Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения», рекультивация земель — это комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народнохозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды в соответствии с интересами общества.
[…]
Положениями ГОСТ 17.5.3.04-83 «Охрана природы. Земли. Общие требования к рекультивации земель» определены требования к рекультивации земель. Так, п. 6.1 данного стандарта установлено, что при сельскохозяйственном направлении рекультивации поверхностный слой должен быть сложен породами, пригодными для биологической рекультивации. Классификация вскрышных и вмещающих пород по пригодности их использования для биологической рекультивации установлена положениями ГОСТ 17.5.1.03-86 «Охрана природы. Земли. Классификация вскрышных и вмещающих пород для биологической рекультивации земель».
[…]
Исходя из содержания перечисленных норм государственных стандартов, обязательных к применению в силу положений ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», рекультивация нарушенных земель, как на техническом, так и на биологическом этапе рекультивации возможна только с использованием почв и пород, в том числе вскрышных пород. Использование отходов для целей рекультивации нарушенных земель законом не установлено[8].
Наличие проектной документации, обосновывающей рекультивацию с применением отходов, а именно: проектов рекультивации нарушенных земель, не является основанием (разрешающим документом) для осуществления подобного вида деятельности — рекультивация нарушенных земель с использованием отходов производства и потребления. Так как название проектной документации не соответствует ее содержанию, а именно: фактически подобной проектной документацией обосновывается создание объектов размещения отходов и осуществление деятельности по размещению отходов. В соответствии с п. 7.2 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I–V класса опасности, является объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня.
Кроме того, в соответствии с положениями п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности является лицензируемым видом деятельности.
[…]

В данном письме упоминается, что ре?