Метод стимулирования социально полезного поведения это метод

Метод стимулирования социально полезного поведения это метод thumbnail

.

Методы стимулирования поведения и деятельности

Методы стимулирования используется для формирования нравственных чувств (положительного или отрицательного отношения личности к предметам и явлениям окружающего мира ,обществу в целом, отдельным людям, природе, искусству, самому себе и т. д.). Эти методы помогают человеку сформировать умение правильно оценивать свое поведение и способствует осознанию им своих потребностей и выбору соответствующих им целей. В основе методов стимулирования поведения лежит воздействие на мотивационную сферу личности и направленно на формирование у воспитанников осознанных побуждений к активной и социально одобряемой жизнедеятельности. Эти методы оказывают влияние на эмоциональную сферу воспитанника и формируют у него навыки управления своими эмоциями, учат управлять чувствами, понимать свои эмоциональные состояния. Методы воздействуют и на волевую сферу: способствуют развитию инициативы, уверенности в своих силах; настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченных целей, умения владеть собой, а также выработке навыков самостоятельного поведения.

Среди методов стимулирования поведения и деятельности выделяют поощрение, наказание и соревнование.

Поощрение – это педагогический метод выражения положительной оценки действий воспитанников и заключается в закреплении положительных навыков и привычек. Поощрение предполагает возбуждение позитивных эмоций, вселяет уверенность , создает приятный настрой, повышает ответственность . Поощрение проявляться в одобрение, похвале, в виде благодарности, предоставление почетных прав, награждении знаками внимания в виде подарков и грамот. Одобрение — простейший вид поощрения, которое педагог может выразить жестом, мимикой, положительной оценкой поведения или работы воспитанника или коллектива, ободрением перед детьми, учителями или родителями. Поощрения более высокого уровня — благодарности, награждения и другие — вызывают устойчивые положительные эмоции и дают воспитаннику или коллективу длительные стимулы для достижения нового, более высокого уровня. Торжественное награждение в присутствии сверстников, педагогов, родителей усиливает эмоциональную сторону стимулирования и связанные с ним переживания.

Метод поощрения требует тщательной дозировки и известной осторожности. Избыточное поощрение может приносить не только пользу, но и вред воспитанию. Прежде всего, следует учитывать психологическую сторону поощрения и его последствия.

Поощрение предполагает соблюдение ряда условий:

1. Поведение воспитанника должно мотивироваться не стремлением получить похвалу или награду, а внутренними убеждениями, нравственными мотивами.

2. Поощрения заслуживают не только добившиеся успеха, но и те, кто добросовестно трудился на общее благо, показал пример честного к нему отношения. Надо поощрять тех, кто проявлял трудолюбие, ответственность, отзывчивость, помогал другим, пусть и не добился выдающихся личных успехов.

3. Поощрение должно начинаться с ответов на вопросы — кому, сколько и за что и должно соответствовать заслугам воспитанника, его индивидуальным особенностям, месту в коллективе. Важно найти меру, достойную воспитанника. Неумеренные похвалы приводят к зазнайству. Поощряя, учитывайте и мнение одноклассников.

4. Поощрение требует личностного подхода. Очень важно во время ободрить неуверенного, отстающего, что вселяет в воспитанников уверенность, воспитывает целеустремленность и самостоятельность, желание преодолеть трудности. Оправдывая оказанное доверие, воспитанник преодолевает свои недостатки.

5. И самое главное в нынешнем школьном воспитании — соблюдение справедливости. Решая вопрос о поощрении, чаще советуйтесь с воспитанниками.

Наказание – это метод воздействия, который способствует предупреждению нежелательные поступки воспитанников и способен вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Известны следующие виды наказания: наложение дополнительных обязанностей; лишение или ограничение некоторых прав; выражение порицания или осуждения. Разнообразные формы наказаний можно подразделить на: наказания, осуществляемые по логике «естественных последствий»; традиционные наказания; наказания-экспромты.

Всякий метод стимулирования, оказывает сильное влияние на эмоциональную и мотивационную сферы личности.

Наказание должно применять , учитывая следующие требования:

1) наказание должно быть справедливым, тщательно продуманным и не должно унижать достоинство ученика;

2) нельзя торопиться наказывать, пока нет полной уверенности в справедливости наказания и его позитивном влиянии на поведение воспитанника;

3) обязательно следует убедиться, что ученик понял, за что его наказывают;

4) наказание не должно быть «глобальным», т. е. наказывая воспитанника, надо найти в его поведении и положительные стороны и обязательно подчеркнуть их;

5) за один проступок следует одно наказание; если проступков много, наказание может быть суровым, но за все проступки сразу;

6) наказание не отменяет поощрения, которое ребенок заслужил ранее, но еще не успел получить;

7) при выборе наказания следует учитывать сущность проступка, кем и при каких обстоятельствах он был совершен и какие были причины, побудившие совершить данный проступок;

8) если ребенок наказан, значит, он уже прощен, и больше нет необходимости вести разговор о прежних его проступках.

Соревнование – это метод опирающийся на естественной потребности ребенка к соперничеству, лидерству, сравнению себя с другими. Соревнуясь, дети быстро осваивают опыт общественного поведения, развивают физические, нравственные, эстетические качества. Соревнование формирует качества конкурентоспособной личности. В процессе соревнования воспитанник достигает определенного успеха в отношениях и приобретает новый социальный статус. Соревнование стимулирует активность и способность учится реализовать себя в различных видах деятельности.

При организации соревнований следует учитывать следующие требования:

1) соревнование организуется в связи с конкретной воспитательной задачей ( в начале новой деятельности, завершении трудной работы, снятии напряжения);

2) не все виды деятельности воспитанников следует охватывать соревнованием: нельзя соревноваться по внешности (конкурсы «мисс» и «мистер»), проявлению нравственных качеств;

3) чтобы из соревнования не исчез дух игры и дружеского общения, оно должно быть оснащено яркой атрибутикой (девизы, звания, титулы, эмблемы, призы, знаки почета и др.);

4) гласность и сравнимость результатов- обязательное условие соревнования. Воспитанники должны видеть и понимать, какая деятельность стоит за теми или иными очками или баллами.

Субъективно-прагматический метод – это воспитательный метод, стимулирующего деятельность и поведение воспитанников на основе создания условий, когда быть невоспитанным, необразованным, нарушать дисциплину и общественный порядок становится не выгодно и экономически накладно. Развивающиеся общественные и экономические отношения втягивают детей в жестокую конкурентную борьбу и заставляет готовиться к жизни со всей серьезностью. Школьное воспитание в развитых странах приобретает все более утилитарный характер и подчинено по сути одной цели— найти после окончания учебного заведения работу и не остаться без средств к существованию. Педагоги используют общественно-экономическую ситуацию в воспитательных целях. Прежде всего, они подчеркивают тесную связь хорошего воспитания с будущим социально-экономическим положением человека: на конкретных примерах убеждают, что невоспитанные, необразованные люди имеют мало шансов на престижные должности и оказываются на низкооплачиваемых работах, первыми пополняют ряды безработных. Таким образом, воспитание приобретает обостренно личностную направленность. Воспитанник изо всех сил стремится заслужить положительные отзывы для поступления на работу или учебу. Академические успехи зависят от способностей и не каждому даются, то хорошо воспитанными гражданами должны быть все. Конкретные модификации субъективно-прагматического метода следующие:

1) контракты, заключённые воспитанниками с воспитателями, четко определяются обязанности сторон;

2) личные карточки самосовершенствования (программы самовоспитания), составляются воспитанниками, воспитателями и родителями;

3) дифференцированные группы по интересам, делаются платными для усиления личной заинтересованности, а также «группы риска» из воспитанников, склонных к правонарушениям, с которыми ведется профилактическая работа;

4) мониторинг, т. е. наблюдение за поведением и социальным развитием воспитанника при помощи новейших технических средств, способных рассчитывать тенденцию индивидуального развития, определять «сценарии судьбы» при той или иной направленности воспитания, развития качеств личности;

5) тесты воспитанности, социальной зрелости, гражданственности, «наложенные» на постоянно проводящиеся игры, соревнования, конкурсы;

6) штрафы в баллах или очках, влекущие за собой наказания: денежные компенсации за не правильное поведение, лишение прав и свобод, привилегий и т. д.

Субъективно-прагматический метод воспитания распространяется и в современной школе. С развитием рыночных отношений, и школьники, и родители, и педагоги понимают, что готовиться к жизни нужно основательно. Появилась необходимость внедрять соответствующие изменениям методы. Происходит сближение школы с жизнью, воспитанность становится ценностью, приобретая реальную рыночную стоимость.

Источник

Определение 1

Методы стимулирования деятельности и поведения – это методы, оказывающие воздействие на мотивационную сферу личности, направленные на побуждение детей к улучшению собственного поведения и развитие у них положительной мотивации дальнейшего поведения.

Цели и задачи методов стимулирования деятельности и поведения

В основе методов стимулирования деятельности и поведения заложены принуждение и побуждение. Использование педагогом методов стимулирования способствует формированию у воспитанников навыков адекватной оценки своего поведения, что положительно сказывается на понимании смысла собственной жизнедеятельности, выбору целей и мотивов, являющихся сутью мотивации.

Основными задачами методов стимулирования являются:

  1. Формирование и закрепление правильной модели и формы поведения.
  2. Профилактика и пресечение негативных поступков и проявлений.
  3. Формирование необходимой положительной мотивации поведения.

Условия эффективности применения методов стимулирования:

  • использование методов с обязательным учетом индивидуальных особенностей каждого воспитанника;
  • применение методов с опорой на общественное мнение;
  • точная эмоциональная направленность каждого метода;
  • правильная и точная дозировка применения методов.

Основные педагогические требования к организации методов стимулирования:

  • целесообразность
  • справедливость
  • принципиальность
  • посильность
  • доступность
  • однозначность
  • определенность
  • тактичность
  • гласность
  • твердость
  • опора на мнение детского коллектива.

Требование

Определение 2

Требование – это один из методов педагогического воздействия на сознание воспитанников с целью вызова, стимулирования или торможения определенных видов деятельности.

Требование основано на личных взаимоотношениях между педагогом и детьми.

По форме предъявления различают:

  1. Непосредственные требования – требования, которые педагог предъявляет к воспитаннику лично, без участия посредников.
  2. Опосредованные требования – требования предъявляются косвенно, через посредников. Например, опосредованное требования – это когда педагог предъявляет воспитаннику требование через актив коллектива или общественное мнение.

Выделяют следующие виды требований:

  1. Прямые требования – представлены приказом, указанием, запретом. Характеризуются императивностью, определенностью, конкретностью, точностью и понятностью формулировки.
  2. Косвенное требование – представляет собой совет, намек, просьбу, условие и т.д. Отличие от прямого, состоит в том, что оно направлено на стимулирование к действию посредством психологических факторов (переживание, заинтересованность, стремление помочь и т.д.). В косвенном требовании меньше принуждения, перед воспитанником ставится выбор действий.
  3. Требование-совет – обращение к воспитаннику в виде рекомендаций или убеждения в целесообразности совершаемых действий и модели поведения.
  4. Требование с доверием – используется, когда между педагогом и воспитанником установлены дружеские отношения, основанные на взаимном уважении.
  5. Требование – просьба – используется в хорошо организованном коллективе, где между педагогом и учащимися дружеские взаимоотношения, в результате которых в просьбе проявляется доверие и уважение.
  6. Требование-намек – употребляется, когда педагог не хочет обращаться к ребенку в силу разных причин «на прямую», но желает побудить у него намерения совершения определенного поступка самостоятельно.
  7. Требование-условие – используется, когда воспитанник имеет сильную заинтересованность в конкретных действиях со стороны педагога, то есть данный метод имеет определенный спекулятивный характер.

Замечание 1

Таким образом, требование оказывает значительное влияние на процесс воспитания ребенка. Результатом его использования в воспитательном процессе является доведение определенных действий до автоматизма путем их многократного повторения.

Поощрение и наказание

Определение 3

Поощрение — это метод стимулирования определенных положительных проявлений личности посредством высокой оценки ее поступков, порождением чувства радости и удовлетворения от признания другими ее усилий.

Поощрение имеет значительный воспитательный эффект, оно очень значимо и ценно для каждого воспитанника. Успешность его в воспитательном процессе обусловлена постоянной поддержкой общественным мнением. Поощрение предполагает возбуждение у воспитанника позитивных эмоций, уверенности в себе и собственных силах.

При использовании поощрения необходимо соблюдать правила его применения:

  • поощрение должно быть заслуженным;
  • поощрение – это естественное следствие положительного поступка ребенка, а не следствие к стремлению его получить;
  • поощрение должно быть индивидуально и соразмерно совершенному поступку;
  • поощрение не должно противопоставлять ребенка всему коллективу;
  • при использовании поощрения необходимо соблюдать меру и осторожность, не следует хвалить ребенка за то, что дано ему от природы и не требует от него проявления каких-либо усилий;
  • ни в коем случае нельзя поощрять несколько раз за одно и тоже.

Различают следующие виды поощрения:

  • одобрение
  • похвала
  • награждение
  • благодарность
  • материальное вознаграждение и т.п.

Определение 4

Наказание — это метод торможения негативных проявлений личности, посредством использования отрицательной оценки ее поступков, порождения чувства стыда, вины и раскаяния.

В том случае, если после наказания воспитанник испытывает чувство обиды и злости на педагога, то наказание было применено к нему технически не верно, либо оно не заслужено.

Правила применения наказания:

  1. Наказание ни в коем случае не должно унижать ребенка и его достоинство.
  2. Наказание должно быть соразмерно проступку.
  3. Не стоит наказывать за один и тот же проступок дважды.
  4. Выбор наказания должен осуществляться исходя из индивидуальных особенностей ребенка и характеру совершенного проступка.

Виды наказания: замечание, порицание, неодобрение, лишение удовольствия, лишение или ограничение прав, отказ от наказания, выговор, отсроченное наказание, наложение дополнительных обязанностей и др.

Источник

Методы стимулирования деятельности и поведенияметоды воздействия на мотивационную сферу личности, направленные на побуждение воспитанников к улучшению своего поведения, развития у них положительной мотивации поведения. Психолого-педагогической основой этой группы методов являются побуждение и принуждение. Методы стимулирования помогают воспитаннику формировать умение правильно оценивать свое поведение, что способствует пониманию ими смысла своей жизнедеятельности, выбору мотивов и целей, т.е. тому, что составляет суть мотивации.

Задачи:

  • • закрепление положительных форм поведения;
  • • предупреждение и пресечение негативных проявлений и поступков;
  • • формирование положительной мотивации поведения. Условия эффективности:
  • • учет индивидуальных особенностей воспитанника;
  • • опора на общественное мнение;
  • • точная эмоциональная направленность;
  • • правильная дозировка.

Основные качества педагогического требования: целесообразность, принципиальность, справедливость, доступность и посильность, определенность и однозначность, тактичность, твердость, доведенность до конца, гласность, постоянство, опора па мнение детского коллектива, последовательность. “При проведении своих требований… надо, прежде всего, быть терпеливым, выдержанным, твердым и спокойным. Необходимо хорошо знать то, что требуешь, и ясно сознавать трудности и время для их преодоления… Надо верить в то, что каждый человек в глубине души желает хорошего, по ему что-то мешает. Трудное должно стать привычным, привычное — легким, а легкое — красивым” (К. С. Станиславский).

Требование — педагогическое воздействие на сознание воспитанника с целью вызвать, стимулировать или затормозить отдельные виды его деятельности. Требования реализуются в личных отношениях педагога и детей.

По форме предъявления различаются непосредственные и опосредованные требования. Непосредственные — требования, предъявляемые воспитателем воспитаннику без посредников, напрямую. Воспитатель — воспитанник. Непосредственное требование может быть прямым и косвенным.

Опосредованные требования — требования воспитателя, предъявляемые через актив (группу класса, принявшую и поддерживающую требования воспитателя) или общественное мнение (требование, поддерживаемое всем классом/группой, отрядом/большей его частью). Воспитатель — актив или большинство класса — воспитанник.

Прямые требования — приказ, запрет, указание. Для прямого требования характерны императивность, определенность, конкретность, точность, понятные воспитанникам формулировки, не допускающие двух различных толкований. Предъявляется требование в решительном тоне, причем возможна целая гамма оттенков, которые выражаются интонацией, силой голоса, мимикой. Прямое требование наиболее эффективно, когда степень авторитетности воспитателя еще не определилась, т.к. он только начал работать с данным детским коллективом или конкретным воспитанником, или когда стимулируемая деятельность незнакома и только осваивается. Прямое требование формулируется четко, произносится спокойным и уверенным тоном. Оно должно быть, по-возможности, позитивным (предписывает, а не запрещает) и инструктивным (раскрывается цель и способ выполнения действия).

Косвенное требование (совет, просьба, намек, выражение доверия/недоверия, условие и т.д.) отличается от прямого тем, что стимулом действия становится уже не столько само требование, сколько вызванные им психологические факторы: переживания, интересы, стремления воспитанников, отношение к педагогу или сверстникам. В косвенном требовании психологически меньше принуждения, есть возможность выбора решения самим воспитанником.

Требование-совет. Обращение к сознанию воспитанника, убеждение его в целесообразности, полезности, необходимости рекомендуемых педагогом действий. Совет будет принят, когда воспитанник видит в своем наставнике старшего, более опытного товарища, авторитет которого признан и мнением которого он дорожит. Звучит это, как правило так: “Я тебе советовал бы, но ты вправе решить все сам”.

Требование доверием. Когда между воспитанниками и педагогами складываются дружеские отношения, доверие проявляется как естественное отношение уважающих друг друга сторон: “Я считаю тебя достаточно взрослым (серьезным, разумным, смелым и т.п.), поэтому верю (доверяю, считаю), что ты примешь правильное решение”. В отношении упрямых, честолюбивых и самолюбивых воспитанников иногда бывает уместно требование недоверием: “Я хотел бы, чтобы ты это сделал, но вряд ли ты справишься с этим делом”. Но нельзя им злоупотреблять. Ни в коем случае в такой форме нельзя предъявлять требования к неуверенному в себе ребенку, постоянно сомневающемуся в успешности своих действий. В отношении таких детей чаще надо использовать доверие и поддержку: “Да никто лучше тебя это сделать не сможет”.

Требование-просьба. В хорошо организованном коллективе просьба становится одним из наиболее употребляемых средств воздействия. Она основывается на установлении товарищеских отношений между педагогами и воспитанниками. Сама просьба -форма проявления сотрудничества, взаимного доверия и уважения: “Я могу тебя попросить…”.

Требование-намек. Используется, когда воспитатель в силу определенных причин не хочет обращаться к воспитаннику лично, но хочет побудить именно его па совершение требуемого поступка: “У нас в классе есть человек, лучше которого это никто не сделает”.

Требование-условие. Очень широко используемый вид требования: “Если ты сделаешь (скажешь, сходишь и т.п.), то я сделаю … или ты получишь…” Такое требование очень эффективно, если воспитанник имеет сильную заинтересованность в соответствующих действиях педагога, но нередко оно приобретает спекулятивный характер откровенного торга (при этом это может быть как со стороны воспитателя, так и со стороны воспитанника).

Требования вызывают положительную, отрицательную или нейтральную (безразличную) реакцию воспитанников. Прямые приказания большей частью негативны, так как часто вызывают отрицательную реакцию воспитанников. К негативным косвенным требованиям относятся осуждения и угрозы. Если осуждение должно быть в арсенале педагогических требований, то воспитатель должен показывать и четко объяснять воспитаннику, когда ему не нравятся его поступки. А вот угроза — может быть эффективна только в тех случаях, когда воспитатель хочет предупредить какие-то очень серьезные последствия поступков воспитанника: “Если ты так сделаешь, то причинишь огромный вред родителям (однокласснику и др.)”. Но это скорее требование-предупреждение, не направленное против самого воспитанника.

Требование существенно влияет на процесс воспитания человека. Следствием его реализации являются упражнения — многократные выполнения требуемых действий: доведение их до автоматизма. В силу того, что ни одно упражнение не реализуется без требования, ряд исследователей относят требование к методам формирования поведения.

Поощрение — стимулирование положительных проявлений личности с помощью высокой оценки ее поступков, порождение чувства удовольствия и радости от сознания признания другими усилий и стараний личности. Поощрение имеет воспитательный эффект, если оно ценно и значимо для самого воспитанника и поддерживается общественным мнением. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения предполагает возбуждение позитивных эмоций, вселяет уверенность. Поощрение должно быть естественным следствием поступка ученика, а не следствием его стремления получить поощрение. Важно, чтобы поощрение не противопоставляло учащегося остальным членам коллектива. Оно должно быть справедливым и, как правило, согласованным с мнением коллектива. При использовании поощрения необходимо учитывать индивидуальные качества поощряемого, меру вложенных усилий. При использовании поощрений надо соблюдать меру и осторожность, не хвалить за то, что получено от природы (ум, здоровье, красота), за то, что не требовало больших усилий; дважды за одно и то же, из-за жалости, из стремления угодить ребенку и ему понравиться.

Виды поощрения: одобрение, похвала, благодарность, награждение, предоставление почетных нрав, материальное вознаграждение и т.п. Несмотря на кажущуюся простоту, поощрение требует тщательной дозировки и осторожности, так как неумение использовать этот метод может принести вред воспитанию. Недостаток поощрений может вызвать у ученика потерю веры в себя, захваливание — к зазнайству.

Наказание — торможение негативных проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поступков, порождение чувства вины, стыда и раскаяния. Если после наложения наказания воспитанник испытывает обиду на воспитателя — наказание или применено несправедливо или технологично неправильно.

Ш. А. Амонашвили

“Вы за наказания или против? Да, я против наказания, когда оно применяется авторитарно, т.е. когда ребенок не принимает наказания, считает его несправедливым. Однако я придерживаюсь такого воздействия, когда ребенку передаются мое огорчение, оптимизм и уважение к нему. Наказание как мера воспитания сама по себе не существует, его воспитательное значение зависит от того, насколько учитель, который прибегает к мере наказания, любим и уважаем учеником. В гуманном педагогическом процессе учитель наказывает не с той целью, чтобы свершить общественное или лично учительское возмездие над нарушителем порядка, а с той, чтобы выразить свое огорчение по поводу того, что его оптимистические ожидания в отношении ребенка терпят неудачу. Процессуальная сторона выражения огорчения при этом такова, что ребенок переживает в себе обиду из-за того, что огорчил любимого человека, и восполняется решимостью оправдать его ожидания в отношении к нему. Меру воздействия с такой психологической окраской даже трудно назвать наказанием в полном смысле этого слова”1.

Виды наказания: замечание, порицание, неодобрение, лишение удовольствия, лишение или ограничение прав, отказ от наказания, выговор, отсроченное наказание, наложение дополнительных обязанностей и др.

Наказанием надо пользоваться очень осторожно. Незаслуженное наказание или наложенное в оскорбительной форме озлобляет, обижает воспитанника, провоцирует его на действия “на зло” воспитателю. Отсутствие наказаний или их излишняя либеральность могут привести к неорганизованности, непослушанию воспитанников, снижению авторитета воспитателя, но злоупотребление ими — к конфликтам и озлоблению отдельных воспитанников или отдельных групп. А. С. Макаренко считал, что смысл наказания состоит в том, чтобы погасить, уничтожить конфликт, а не разжечь его снова. Сам он часто использовал так называемое отсроченное наказание: когда воспитанник совершил проступок и понимает свою вину, а воспитатель предлагает встретиться по его поводу лишь через день. “Кто ждет наказания, несет его” (М. Монтень).

Наказание должно быть справедливым, тщательно продуманным и ни в коем случае не должно унижать достоинство ученика. Это сильнодействующий метод. Ошибку педагога в наказании исправить значительно труднее, чем в любом другом случае, поэтому нельзя торопиться наказывать до тех пор, пока нет полной уверенности в справедливости наказания и его позитивном влиянии на поведение ученика. Надо следовать правилу: за один проступок — одно наказание, а не серия, как часто встречается в педагогической практике. Наказания очень индивидуальны: за один и тот же поступок одного можно наказать, а другого поддержать. Ребенок — драчун, забияка, вечно всех обижает. Другой ребенок подрался, защищая младшего (оскорбленное собственное достоинство или честь другого человека).

Нельзя наказывать большие группы воспитанников или целые классы (отряды), так как это приводит к круговой поруке и коллективному противодействию воспитателю. Наказание всего коллектива допускается крайне редко и только при условии высокого уровня его развития, так как в таком коллективе достаточный уровень ответственности друг за друга. Нельзя наказывать в состоянии гнева, раздражения, аффекта.

Не позволяй душе обиженной Сиюминутного суда. Сильные не мстительны. Оружье сильных — доброта.

Т. Кузовлева

И еще: “Сила мягкого спокойного слова так велика, что с ним не может сравниться никакое наказание” (II. Ф. Лесгафт).

Рекомендации детского психотерапевта Вл. Леей:

  • 1. Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психическому.
  • 2. Если есть сомнение: наказывать или не наказывать — не наказывайте.
  • 3. За один раз — одно наказание. Наказание — не за счет награды.
  • 4. Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало.
  • 5. Ребенок не должен бояться наказания. (Его должно удерживать от проступков то огорчение, которое его поведение вызовет у близких, учителей, значимых других.)
  • 6. Без унижения.
  • 7. Наказан — прощен. Не мешайте начинать жизнь сначала ни ему, ни себе.

Еще ряд правил: редкое применение, слабые меры, запрет физических наказаний, наказывать на фоне положительной оценки личности, не напоминать о наказании.

Случаи, исключающие наказание: неумение, положительный мотив, аффект, раскаяние, страх, оплошность.

Вариантом наказания является метод естественных последствий — немедленная ликвидация последствий неорганизованных поступков детей, логика которой бывает предельно ясной, а требования выступают как вполне справедливые. Последствия логически вытекают из поступков школьников: насорил — убери, нагрубил — извинись, сломал — отремонтируй. Применяется тогда, когда виновник случившегося совершенно очевиден.

Вообще любое наказание должно быть вспомогательным методом, когда уже не могут помочь никакие другие способы.

Соревнование — метод стимулирования активности воспитанников путем создания условий, когда каждый его участник стремится максимально проявить свои способности и добиться лучших результатов по сравнению с другими. “Учение шло плохо, без соревнования, без поощрений и одобрений” (А. И. Герцен). Соревнование способствует формированию качеств конкурентоспособной личности. Этот метод опирается на естественные склонности ребенка к лидерству, к соперничеству. В процессе соревнования ребенок достигает определенного успеха в отношениях с товарищами, приобретает новый социальный статус. Соревнование вызывает не только активность воспитанника, но и формирует у него способность к самоактуализации. Школьник учится реализовать себя в различных видах деятельности.

Формы соревнования: конкурсы, викторины, фестивали, смотры, олимпиады, спартакиады, выставки.

Условия проведения: привлекательность дела, в котором соревнуются, гласность, конкретность условий, взаимопомощь, инициатива, сопоставимость результатов (сравнивать по одинаковым видам деятельности). В условия соревнований не включается благотворительная, гуманная деятельность воспитанников.

“Взрыв” — метод воспитания, сущность которого заключается в том, что конфликт с воспитанниками (воспитанником) доводится до последнего предела, когда единственной возможностью разрядить ситуацию является какая-либо резкая и неожиданная мера, способная “взорвать”, преодолеть ложную позицию воспитанника. Успешное применение этого метода, введенного А. С. Макаренко, возможно при безоговорочной поддержке коллектива, высоком мастерстве педагога и крайней осторожности, чтобы не причинить вреда. Отличительные черты метода: неожиданность и внезапность, высокий эмоциональный заряд. Может применяться, когда воспитанник уже смутно чувствует недовольство собой, переживает борьбу мотивов.

Источник