Материальный предмет полезный людям и ценимый как благо

Материальный предмет полезный людям и ценимый как благо thumbnail

Разделение труда, специализация и обмен

Совершенствуя способы использования экономических ресурсов (факторов производства), человечество положило в основу своей хозяйственной деятельности два важнейших элемента: специализацию и торговлю.

Мы можем говорить о разных типах и уровнях специализации:

1) специализации труда отдельных людей;

2) специализации деятельности хозяйственных организаций;

3) специализации экономики страны в целом.

Но в основе всей пирамиды специализации лежит специализация труда людей. Она основана на принципах, выработанных людьми за долгие века развития своего хозяйства. Важнейшими из них являются:

1. СОЗНАТЕЛЬНОЕ РАСРЕДЕЛЕНИЕ ТРУДА МЕЖДУ ЛЮДЬМИ.

2. ОБУЧЕНИЕ ЛЮДЕЙ НОВЫМ ПРОФЕССИЯМ И НАВЫКАМ.

3. ВОЗМОЖНОСТЬ КООПЕРАЦИИ, ТО ЕСТЬ СОТРУДНИЧЕСТВА РАДИ ДОСТИЖЕНИЯ ОБЩЕЙ ЦЕЛИ (например, создания сложного изделия или строительства завода).

Разделение труда в человеческом обществе постоянно меняется, а сама схема специализации становится всё более и более сложной.

Специализация – сосредоточение определённого вида деятельности в руках того человека или хозяйственной организации, которые справляются с нею лучше других.

Вспомнив историю, мы обнаружим, что специализация труда возникла впервые всего лишь около 12 тысяч лет тому назад, когда произошла Великая аграрная революция. Именно тогда люди впервые обнаружили: возделывание сельскохозяйственных культур позволяет не умирать с голоду и при осёдлой жизни. А значит, можно более не кочевать в поисках пищи и построить СВОЙ ДОМ.

Именно тогда произошло первое разделение труда: одни люди специализировались только на охоте, другие стали скотоводами или земледельцами. Ныне же перечни специальностей включают многие тысячи профессий. Подавляющее большинство из них требует обучения (иногда многолетнего) особым навыкам и приёмам труда.

В чём же состоит ценность специализации труда, почему она стала важнейшим камнем в фундаменте хозяйственной жизни общества? Тому есть несколько главных причин.

Во-первых, все люди от природы разные, а проще говоря, наделены разными способностями. Поэтому они неодинаково приспособлены к выполнению тех или иных видов работ. Специализация позволяет каждому человеку находить ту сферу деятельности, тот вид работ, ту профессию, где его способности проявятся наиболее полно, а труд будет наименее тягостен.

Во-вторых, специализация позволяет людям добиваться всё большей умелости в осуществлении избранной для себя деятельности. А это даёт возможность изготавливать блага и оказывать услуги со всё более высоким уровнем качества.

В-третьих, рост умелости позволяет людям тратить на изготовление благ всё меньшее количество времени и избегать его потерь при переключении с одного вида работ на другой.

Иными словами, специализация оказалась главным способом повышения производительности всех ресурсов (факторов производства), которые люди используют для производства нужных им экономических благ, и, прежде всего, того ресурса, который мы называем трудом.

Производительность – объём благ, который удаётся получить от использования единицы определённого вида ресурсов в течение фиксированного периода времени.

Например, производительность труда представляет собой то количество изделий, которое работник изготовил в единицу времени (например, за день, за месяц, за год). А производительность земли будет измеряться весом урожая, полученного с 1 га пашни в год.

Как на деле происходит рост производительности за счёт углубления специализации, можно проследить на примере сборочного конвейера, придуманного знаменитым американским инженером и предпринимателем Генри Фордом.

Именно благодаря специализации труда и росту на этой основе его производительности люди впервые столкнулись с возможностью и выгодностью перехода от случайного и нерегулярного обмена имевшимися благами к постоянной торговле ими. Ведь человек может удовлетворить свои потребности в благах только двумя мирными способами:

1) изготовить всё, что ему нужно, самостоятельно (такой способ организации жизни обычно называют натуральным хозяйством или самообеспечением);

2) часть благ изготовить самостоятельно, а остальное обменять у других на те блага, которые он создал собственным трудом.

Постепенно люди убедились в предпочтительности второго способа. Причина проста: рост производительности на основе специализации позволяет увеличить объём производимых благ. Если использовать дополнительно произведённые одними блага для обмена на блага, изготовленные другими, то в результате можно получить в своё распоряжение больший объём разнообразных благ по сравнению с их самостоятельным изготовлением.

Именно это обстоятельство побудило людей не заниматься обменом от случая к случаю, а сделать его основной своей жизни. Иными словами, люди обнаружили, что лучший результат приносит превращение созданных ими благ в товары и услуги и использование их для регулярного обмена.

Товар – материальный предмет, полезный людям и потому ценимый ими как благо.

Источник

Ныне же перечни специальностей включают многие тысячи профессий. Подавляющее большинство из них требует обучения (иногда многолетнего) особым навыкам и приемам труда.

Специализация оказалась главным способом повышения производительности всех ресурсов (факторов производства), которые люди применяют для производства нужных им экономических благ. Тому есть несколько главных причин.

1. Все люди от природы отличаются друг от друга и наделены разными способностями, поэтому они неодинаково приспособлены к выполнению тех или иных видов работ. Специализация позволяет каждому человеку находить ту сферу деятельности, тот вид работы, ту профессию, где его способности проявятся наиболее полно, а труд наименее тягостен.

2. Специализация позволяет людям добиваться все более высокого уровня профессионализма в избранной деятельности, а значит, изготавливать блага или оказывать услуги со все более высоким уровнем качества.

3. Рост профессионализма позволяет тратить на изготовление благ (оказание услуг) меньше времени и избегать его потерь при переключении с одного вида работ на другой.

Повышение производительности, т. е. эффективности использования ресурсов дает возможность за одно и то же время произвести больше нужных людям благ и тем самым ускорить рост благосостояния.

Производительность – объем благ, который удается получить от использования единицы определенного вида ресурсов в течение фиксированного периода времени.

Например, производительность труда – то количество изделий, которое рабочий может произвести в единицу времени (в день, месяц, год). А производительность земли будет измеряться весом урожая, полученного в год с 1 га пашни.

Именно благодаря специализации труда и росту на ее основе производительности люди впервые начали постоянно получать больше благ, чем им было нужно для личного потребления. Так появилась возможность перехода от случайного и нерегулярного обмена имевшимися у них благами к постоянной торговле всеми видами экономических благ.

Человек может получить весь набор желаемых им благ только двумя мирными способами:

1) изготовить все, что ему нужно, самостоятельно (такой способ организации жизни называют экономисты обычно натуральным хозяйством или самообеспечением);

2) часть благ изготовить самостоятельно, а остальное выменять у других на те блага, которые он создал собственным трудом.

Постепенно люди обнаружили: второй способ предпочтительнее. Так возник обмен – способ распределения изготовленных благ между теми, кто их хотел бы получить.

Цель обмена (торговли) – передача произведенных благ тем, кто желает их получить и имеет на это право в соответствии с определенными критериями (например, по принципу “всем поровну” или “получает тот, кто может заплатить сложившуюся цену”). Благодаря обмену люди получают те разнообразные блага, которые им нужны для поддержания жизни и способности трудиться дальше, воспроизводства людского рода, а также получения удовольствия. Классическим описанием первого способа хозяйствования – полного самообеспечения (натурального хозяйства) – служит история моряка Робинзона Крузо. Оказавшись в одиночестве на необитаемом острове, он был вынужден все делать самостоятельно, осваивая множество разнообразных навыков.

Причина такой выгоды проста: рост производительности на основе специализации позволяет увеличить объем производимых благ. И если дополнительно блага, произведенные одним, использовать для обмена на блага, изготовленные другими, то в результате можно получить в свое распоряжение больший объем разнообразных благ, чем под силу изготовить для себя самостоятельно.

Этот результат развития специализации побудил людей не заниматься обменом от случая к случаю, а сделать его основой своей жизни. Иными словами, люди обнаружили, что самый древний образ жизни – натуральное хозяйство (когда семья производит все блага для себя сама) – не самый рациональный способ обеспечения благосостояния. Куда лучший результат приносит изначальная ориентация на производство товаров и услуг для регулярного обмена с другими производителями.

Товар – материальный предмет, полезный людям и потому ценимый ими как благо.

Услуга – нематериальное благо, имеющее форму полезной людям или фирмам деятельности.

При такой организации хозяйственной деятельности и человеку, и фирме выгодно заниматься изготовлением только тех нужных людям благ, которые они способны изготавливать лучше других (с абсолютно или относительно меньшими затратами ресурсов или с лучшим качеством). Тогда все остальные нужные блага можно получить с помощью обмена.

Умение обмениваться благами – уникальная особенность людей, отличающая их от других обитателей Земли не в меньшей мере, чем прямохождение или способность мыслить.

Именно регулярный обмен товарами и услугами лежит в основе важнейшей сферы деятельности людей – торговли, т. е. обмена благами в форме купли-продажи товаров и услуг. Торговля соединяет людей и хозяйственные организации, специализирующиеся на производстве определенных товаров или оказании различных услуг, в единое целое – хозяйство страны или планеты. Без торговли развитие специализации оказалось бы невозможным, а значит, людям было бы труднее добиваться увеличения объема доступных им экономических благ.

Торговля – добровольный и взаимовыгодный обмен результатами специализированного производства благ в форме купли-продажи.

Более того, только сочетание специализации и торговли позволило разрешить противоречие между стремлением людей получить в свое пользование огромное разнообразие различных благ и способностью каждого человека производить лишь ограниченный их ассортимент.

Действительно, если вы взглянете на свою комнату, то обнаружите блага, созданные в результате множества видов специализированного труда: строителя, мебельщика, производителя стекла, изготовителя посуды, столяра, электрика, машиностроителя, производителя бумаги, печатника и т. д.

Ни один человек не способен овладеть всем множеством профессий, необходимых для создания того разнообразия благ, которым мы сегодня пользуемся. Кроме того, создание каждого блага требует определенного времени, а продолжительность жизни людей ограниченна. Если бы человек создавал все блага для себя сам, то многие свои потребности он смог бы удовлетворить в лучшем случае лишь на склоне дней.

Напротив, сочетание специализации и регулярного обмена плодами специализированного труда дает возможность людям получать блага, во-первых, в большем объеме, во-вторых, в большем ассортименте и, наконец, быстрее.

Как бы ни менялись формы организации современной торговли, ее суть, экономическая природа и сегодня те же, что и на заре истории: обмен благами к выгоде всех сторон. При этом торговля не просто организует обмен плодами производства, но и сама влияет на его развитие. Вот что писал об этом Адам Смит, анализируя историю возникновения крупной промышленности: “Жители торговых городов вывозили из более богатых стран утонченные товары мануфактурного производства и драгоценные предметы роскоши и таким образом давали пищу тщеславию крупных землевладельцев, которые с жадностью покупали эти товары и оплачивали их огромными количествами сырого продукта своих земель…

Когда же употребление этих изделий стало настолько общераспространенным, что вызвало значительный спрос на них, купцы, чтобы сэкономить на затратах по перевозке, пытались основать производство подобного рода товаров у себя на родине”.

Любопытно, что эти слова актуальны и для российской экономики. Это хорошо видно на примере рынка легковых автомобилей, которые вначале поступали в Россию из-за рубежа. Когда же объем российского авторынка стал весьма значительным (превысил 2 млн новых машин в год), иностранные компании в начале XXI в. срочно начали строить в нашей стране сборочные заводы, поскольку стало выгоднее ввозить машинокомплекты для сборки на месте, чем готовые автомобили (в последнем случае половина объема груза – воздух в салоне). Так рост авторынка потянул за собой рост автопроизводства.

Развитие производства и торговли является важнейшим условием роста благосостояния граждан, но само это развитие может быть обеспечено лишь при определенных условиях. О том, что это за условия, мы расскажем дальше.

Раздел второй. Микроэкономика

Лекция 2. Ограниченность ресурсов и ее влияние на экономические механизмы человечества

Ограниченность ресурсов

Природа человека такова, что его желания и потребности постоянно возрастают. Например, вашим прадедушкам и прабабушкам верхом счастья казалась отдельная комната в коммунальной квартире (ведь там есть водопровод и туалет не во дворе). Ваши деды и бабушки мечтали уже об отдельном жилье и радовались квартирам в панельных пятиэтажках. А сегодня по всей стране люди с высокими доходами строят для себя загородные дома, а самые богатые считают, что достойное жилье – виллы в курортных районах или за рубежом.

Но экономическая наука фиксирует не просто линейный рост объема одних и тех же потребностей. Дело еще и в том, что со временем у людей появляются и потребности в благах совершенно новых типов (скажем, у тех, кто жил в XIII в., не возникало потребности в телевизоре, а сегодня без него трудно представить себе современную жизнь).

Определить границы человеческих потребностей настолько сложно, что в целом можно считать их безграничными.

Источник

1.1. В русском языке термин «экономика» имеет два значения.

1.1.1. Во-первых, экономика – способ организации деятельности людей, направленной на создание благ, необходимых для потребления. Синонимом этого значения слова «экономика» является понятие «хозяйство».

Экономика – 1) это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путём создания и использования необходимых жизненных благ; 2) система хозяйствования, включающая отрасли материального производства (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и т.д.) и нематериальной сферы (образование, культура, здраво-охранение и т.д.), обеспечивающая общество материальными и нематериальными благами.

1.1.2. Во-вторых, «экономика» обозначает (2) науку, которая исследует, как люди исполь-зуют имеющиеся ограниченные ресурсы для удовлетворения своих неограниченных потребно-стей в жизненных благах. Название этой науки было дано Аристотелем (384-322 гг. до н.э.) путём соединения двух греческих слов: «эйкос» – «хозяйство» и «номос» – «закон», так что «экономика» в буквальном переводе означает «законы хозяйства». Слово «экономика» впервые было использовано древнегреческим автором Ксенофонтом (ок. 430-355 или 354 гг. до н.э.) в качестве названия своего сочинения.

Экономика – 1) наука о хозяйстве, способах его ведения и управления им, отношениях между людьми в процессе производства и обмена товаров, закономерностях протекания хозяйственных процессов; 2) наука, которая исследует, как люди в условиях ограниченности ресурсов удовлетворяют постоянно растущие потребности.

1.2. Главная экономическая проблема заключается в ограниченности факторов производства и производимых с их помощью благ относительно постоянно растущих потребностей людей.

Потребности общества в связи с увеличением численности населения, ускорением научно-технического прогресса, углублением культурных связей и обменов постоянно возрастают и становятся практически безграничными. Напротив, экономические возможности – те реальные ресурсы, которые общество может направить на удовлетворение потребностей, всегда, в каждый момент являются ограниченными. Как при ограниченном объёме ресурсов удовлетворить безграничные потребности?

От чего зависит успешное решение главной проблемы экономики?

От 1) правил, принципов организации экономической деятельности (принцип рациональности, позволяющий выбрать решения, основанные на стремлении получить наибольшие экономические результаты с минимально возможными затратами всех необходимых для этого ресурсов); 2) экономических механизмов, т.е. способов и форм объединения людьми своих усилий при решении задач жизнеобеспечения (разделение труда и специализация, торговля).

Главные вопросы экономики: 1) что и в каком количестве производить (какие товары и услуги должны быть предложены потребителям)?; 2) как производить (какой из способов изготовления благ с помощью имеющихся ограниченных ресурсов следует применить)?; 3) каким образом распределять произведённые товары и услуги (кто может претендовать на их получение в свою собственность).

1.3. Экономическая деятельность – все виды хозяйственной деятельности людей для удовлетворения их потребностей и обеспечения материальных условий жизни.

1.3.1. Виды экономической деятельности: 1) производство, 2) распределение, 3) обмен и 4) потребление товаров и услуг. Эти четыре сферы как стадии единого процесса производства не только следуют друг за другом, но и взаимопроникают друг в друга.

Производство в целом (П + Р + О + П) – это деятельность общества, направленная на удовлетворение своих потребностей.

1.3.2. В течение каждых десяти лет количество видов потребительских товаров и услуг увеличивается более чем в два раза. Эта историческая закономерность может быть названа законом возвышения потребностей.

1.3.3. Блага.

Средства, с помощью которых удовлетворяются потребности, называются благами.

Все жизненные блага = даровые блага (доступны в объёме большем, чем величина потребности в них; могут потребляться бесплатно) + экономические блага (товары и услуги, объём которых: недостаточен для удовлетворения потребностей людей в полной мере; может быть увеличен лишь путём затраты факторов производства; приходится тем или иным способом распределять).

Экономические блага = товары + услуги, удовлетворяющие ту или иную потребность человека и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве.

Товар – 1) любой продукт экономической деятельности в материально-вещественной форме; 2) продукт труда, произведённый для продажи на рынке; 3) материальный предмет, полезный людям и потому ценимый ими как благо.

Услуга – 1) блага, представляемые обычно не в виде вещей, а в форме деятельности; 2) результат полезной деятельности предприятий (организаций) и отдельных лиц, направленной на удовлетворение определённых потребностей населения и общества; 3) нематериальное благо, имеющее форму полезной людям деятельности.

Услуги не поддаются накоплению, хранению, транспортированию. Носят адресный характер (бытовое, коммунальное, транспортное обслуживание, обучение, лечение, уход за детьми и престарелыми).

1.3.4. Влияние экономической сферы на другие сферы общественной жизни: 1) существование общества невозможно без постоянного производства материальных благ; 2) общественное производство и сложившееся разделение труда и отношения собственности определяют появление и развитие его социальной структуры; 3) экономически господствующие социальные группы, как правило, стремятся влиять на работу госаппарата и деятельность политических партий; 4) в процессе производства создаются необходимые материальные условия для развития духовной жизни общества.

1.3.5. Каковы основные тенденции развития экономической жизни общества на рубеже двух веков?

1) На рубеже 1990-х гг. родилось то, что сегодня называется экономикой знаний или новой экономикой. Её отличительной чертой является развитие нематериальной сферы и нематериальной среды хозяйственной деятельности. Производство, распределение и использование знаний составляет основу новой экономики. 2) На базе этих перемен резко возросло материальное и духовное богатство человечества.

1.4. Производство – это процесс создания экономических благ, которые выступают исходным пунктом экономической деятельности.

1.4.1. В экономической жизни есть три главных участника: семьи (люди), фирмы и государство. Они взаимодействуют между собой, координируя свою деятельность как непосредственно, так и через рынки факторов производства (ресурсов, с помощью которых можно организовать производство благ) и потребительских товаров (благ, которые непосредственно потребляются людьми).

1.4.2. Производство бывает простое (производится столько, сколько потребляется) и расширенное (производится больше, чем потребляется).

1.4.3. Пути увеличения объёма производства: 1) расширение объёмов использования экономических ресурсов (экстенсивный путь); 2) увеличение эффективности их использования (интенсивный путь).

1.4.4. Показателем или мерой того, насколько эффективно используются доступные ресурсы, является производительность. !!! Производительность ? производительность труда.

Производительность – 1) это объём товаров и услуг, создаваемых на единицу затрат; 2) объём благ, которые удаётся получить от использования единицы определённого вида ресурсов в течение фиксированного периода. Затратами могут быть любые ресурсы, задействованные в процессе производства, – земля, топливо, расходы на оборудование и т.д.

На производительность оказывает прямое воздействие качество трудовых ресурсов, используемые технологии, эффективность управленческих решений. Главным способом повышения производительности всех ресурсов (факторов производства) является специализация.

1.4.5. Человечество положило в основу своей хозяйственной деятельности два важнейших элемента: 1) специализацию и 2) торговлю.

Типы и уровни специализации: 1) специализация труда отдельных людей; 2) специализация деятельности хозяйственных организаций; 3) специализация экономики страны в целом.

Специализация труда людей основана на следующих принципах:

1) сознательное разделение труда между людьми; 2) обучение людей новым профессиям и навыкам; 3) возможность кооперации, т.е. сотрудничества ради достижения общей цели (создание сложного изделия или строительства завода).

Кооперация (лат. cooperatio – сотрудничество) – форма организации трудовой деятельности, при которой большое число людей совестно участвуют в одном и том же процессе труда или в разных, но не связанных между собой процессах.

Специализация (от лат. specialis – особенный, особый) – 1) сосредоточение определённого вида деятельности в руках того человека или хозяйственной организации, которые справляются с нею лучше других; 2) разделение труда на отдельные операции и их элементы.

Разделение труда в человеческом обществе постоянно меняется, а схема специализации становится всё более и более сложной.

Специализация невозможна без кооперации, которая на более высоком уровне выступает как процесс обобществления производства.

Виды разделения труда: 1) профессиональное; 2) подетальное; 3) поузловое; 4) межфирменное; 5) внутризаводское; 6) межотраслевое; 7) межрегиональное; 8) международное.

Этапы общественного разделения труда.

1. Специализация труда возникла впервые всего лишь около 12 тысяч лет назад, когда произошла неолитическая (Великая аграрная) революция. Именно тогда произошло первое разделение труда: одни люди специализировались только на охоте, другие стали скотоводами или земледельцами. Произошёл переход от присваивающего хозяйства к производящему.

2. Отделение ремесла, промышленности от сельского хозяйства (ремесленники, позднее промышленники).

3. Отделение торговли от земледелия и ремесла (купечество).

4. Финансы, банковское дело (ростовщики).

5. Управление, менеджмент (технократия).

1.5. Обмен – 1) экономическая операция, в процессе которой одно лицо передаёт другому вещь, товар, получая взамен деньги или другую вещь; 2) процесс, в котором взамен произведённого продукта люди получают деньги или другой товар.

Если каждый участник хозяйственной жизни специализируется на производстве ограниченного круга продукции, то все остальные блага он должен получать (выменивать) со стороны. В хозяйственной жизни обмен благами обычно принимает форму торговли между людьми, фирмами, регионами, странами.

Торговля – это деятельность людей по осуществлению товарного обмена и акта купли-продажи.

Операции по купле-продаже товаров не создают продукт. Поэтому торговля можно причислить к услугам.

Обмен ? торговля. Торговля (обмен посредством денег) отличается от обмена, типичной формой которого является бартер (непосредственный обмен одного товара на другой без посредства денег).

Бартер (от франц. barater – обменивать) – натуральный товарообмен, при котором одна вещь меняется на другую без денежной оплаты, торговая сделка, осуществляемая по схеме «товар за товар». Сделки, основанные на прямом обмене товаров, называют бартерными.

Коммерция (от лат. commercium – торговля) – торговая и торгово-посредническая деятельность, участие в продаже или содействие продаже товаров и услуг. В широком смысле – предпринимательская деятельность.

1.6. Распределение – 1) соблюдение пропорций, в которых произведённый продукт делится между участниками производства, а также людьми, не участвующими в нём; 2) разделение произведённого продукта, дохода между участвующими в его производстве.

1.7. Потребление – использование произведённого продукта (предметы длительного пользования) или его уничтожение (продукты питания и др.).

1.8. Экономическая теория как система знаний об управлении государственной национальной экономикой получила наименование «политическая экономия». Этот термин был введён в научный оборот в начале XVII в. французским экономистом Антуаном де Монкретьеном (1575-1621), который в 1615 г. написал книгу «Трактат о политической экономии, посвящённой королю и короне».

1.8.1. Экономическая наука изучает не объективные процессы наподобие природных яв-лений, а поведение людей в тех или иных хозяйственных ситуациях. Принято различать: 1) экономику семьи; 2) экономику фирмы; 3) экономику региона; 4) экономику факторов производства, товаров и услуг; 5) общеэкономические процессы, которые влияют не только на экономику семьи, фирмы, региона или определённого рынка, но на всю экономическую жизнь страны в целом. Первые четыре раздела экономической науки обычно называют общим термином микроэкономика, тогда как общеэкономические процессы относятся к макроэкономике.

1) Микроэкономика – часть экономической науки, исследующая экономические отношения между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, работники, фирмы), их деятельность и влияние на национальную экономику.

2) Макроэкономика – раздел экономической науки, исследующий экономику как единое целое (проблемы безработицы, бедности, экономического роста, роли государства в регулировании экономики и защите интересов общества).

3) Экономическая теория обязательно предполагает рассмотрение проблем взаимосвязи национальных экономик с мировым хозяйством. Мировая (международная) экономика изучает законы развития мирового хозяйства.

1.8.2. Экономические школы.

Экономические школы – системы взглядов представителей различных направлений экономической мысли, которые имеют своих основоположников и последователей, обосновывают собственную концепцию, пытаются объяснить законы экономического развития общества и предложить основные направления дальнейшего его развития.

1) Меркантилизм (от итал. mercante – торговец); представители: Монкретьен, Стаффорд, Скаруффи, Кольбер, Ордин-Нащокин, Посошков, Пётр I; идеи: Богатство – это прежде всего золото, на которое можно всё купить. Его приносит торговля, главным образом, внешняя. Значит, следует его ввозить, не допуская вывоза, а потому исследовать надо только сферу обращения.

Меркантилизм (от итальянского mercante – торговец, купец) – первая научная школа в политэкономии, а также опиравшаяся на ее положения экономическая политика накопления денежного богатства страны. Ранний меркантилизм (последняя треть 15 – середина 16 вв.) исходил из необходимости проведения политики с помощью законодательства. Поздний меркантилизм (17 в.) ориентировал на активный протекционизм, поддержку экспансии торгового капитала, поощрение отечественной промышленности.

1.1. Ранний меркантилизм – монетаризм; идеи: Серебро и золото являются единственной формой богатства. Запрет на вывоз денег из страны.

1.2. Поздний меркантилизм – протекционизм (от лат. protectio – покровительство, защита); идеи: Увеличение экспорта промышленных товаров, обложение иностранных товаров высокими пошлинами, покровительство национальной экономики.

2) Физиократы (от греч. physis – природа, kratos – власть); представители: Кенэ; идеи: основной источник богатства страны – сельское хозяйство, сельскохозяйственное производство.

3) Классическая политическая экономия; представители: Адам Смит (1723-1790), Давид Рикардо (1772-1823); идеи: в создании общественного богатства главную роль играет сфера производства.

4) Марксизм; представители: Карл Маркс (1818-1883); идеи: трудовая теория стоимости + учение о прибавочной стоимости (её производство достигается путём эксплуатации пролетариата, а её присвоение капиталистами является постоянным источником увеличения их богатства).

5) Маржинализм (от франц. marginalis – предельный); представители: Менгер, Джевонс, Вальрас; идеи: Задача политической экономии состоит в поиске наиболее эффективных способов распределения ограниченных ресурсов и рационального хозяйствования. Цена товара зависит от его полезности и редкости.

6) Кейнсианство; Джон Мейнард Кейнс (1883 – 1946); идеи: необходимость государственного регулирования экономики на базе анализа макроэкономических величин.

Кейнсианство – теория государственного регулирования экономики. Возникло во 2-й пол. 30-х гг. 20 в., оказало существенное влияние на экономическую политику США («новый курс» Франклина Рузвельта), Великобритании и др. Кейнсианство исследует практические пути стабилизации экономики, количественные связи макроэкономических величин: национального дохода, капиталовложений, занятости, потребления и др.

Экономическая программа: 1) всемерное увеличение расходов государственного бюджета, 2) расширение общественных работ, 3) абсолютное или относительное увеличение количества денег в обращении, 4) регулирование занятости и др.

7) Институционализм (от лат. institutum – установление, institutio – обычай)– экономическое учение, уделяющее основное значение роли, которую играют социальные институты в области принятия и направленности экономических решений, их эффективности и экономической деятельности вообще. Возникло в XIX в.

представители: Торстейн Веблен, Гелбрейт; идеи: характер экономического развития определяет не рынок сам по себе, а вся система экономических институтов: фирмы, профсоюзы, государство, законы, обычаи, навыки, традиции.

8) Монетаризм (Милтон Фридман).

Источник