Масса оболочки аэростата корзины полезного груза и балласта
При подготовке аэростата к полету необходимо следить, чтобы
масса полезного груза, включая пилота, пассажиров, а также
транспарантов, размещаемых на поверхности оболочки, не превышала определенных
значений. Превышение допустимой массы опасно перегревом ткани оболочки.
Обычно для оболочек, изготовленных из полиамидных тканей, предельно
допустимой рабочей температурой считается 120°, а загрузка аэростата
определяется исходя из температуры 100°С. Запас в 20° предусматривается для
обеспечения вертикальной скорости и возможных отклонений температуры атмосферы
по высоте от стандартных значений. Для полиэфирных тканей предельно допустимая
рабочая температура обычно составляет 130…140°С. В таблице 7.1
приведены значения максимальной взлетной массы аэростата для оболочек объемом
1000 м1 из полиамидных тканей, то есть соответствующие 100°С.
Для определения максимальной массы полезного груза необходимо значение,
полученное из таблицы, пересчитать на реальный объем оболочки и вычесть массу
снаряженного аэростата. С этой целью можно воспользоваться номограммой,
приведенной на рисунке 7.2.
В качестве примера определим максимальную массу полезного груза для аэростата
с оболочкой V=2500 м3 снаряженной массой 400 кг, при старте в горных условиях с
высоты над уровнем моря 750 м, температуре воздуха в момент старта +15°С и
планируемой высотой полета (над уровнем моря) 2000 м. По таблице 7.1
находим значение максимальной взлетной массы для аэростата с оболочкой 1000 м3
которое составит 246 кг. Далее по номограмме (рис.7.2) получаем, что
максимальная масса полезного груза должна быть чуть меньше 200 кг.
Необходимо заметить, что расчет загрузки должен приводиться в руководстве по
летной эксплуатации на каждый аэростат, а показанные таблица и номограмма
являются лишь примером и могут быть рекомендованы для проведения оценочных
расчетов.
Таблица 7.1. Значение максимальной взлетной массы для аэростатов с
оболочкой из полиамидных тканей объемом 1000 м
3000 | 2250 | 1500 | 750 | 1000 | 2000 | 3000 | 4000 | 5000 | |||
Температура воздуха | Максимальная | ||||||||||
-20 | 449 | 431 | 411 | 391 | 370 | 349 | |||||
-20 | -15 | 422 | 405 | 387 | 369 | 349 | 330 | ||||
-20 | -15 | -10 | 396 | 381 | 365 | 348 | 330 | 311 | |||
-20 | -15 | -10 | -5 | 410 | 358 | 343 | 328 | 311 | 294 | ||
-20 | -15 | -10 | -5 | 354 | 335 | 322 | 309 | 293 | 278 | ||
-15 | -10 | -5 | 5 | 322 | 314 | 302 | 290 | 276 | 262 | ||
-10 | -5 | 5 | 10 | 301 | 293 | 283 | 272 | 259 | 246 | ||
-5 | 5 | 10 | 15 | 279 | 273 | 264 | 255 | 244 | 233 | ||
5 | 10 | 15 | 20 | 258 | 253 | 246 | 238 | 228 | 218 | ||
5 | 10 | 15 | 20 | 25 | 238 | 235 | 229 | 222 | 213 | 204 | |
10 | 15 | 20 | 25 | 30 | 218 | 216 | 212 | 207 | 199 | 191 | |
15 | 20 | 25 | 30 | 35 | 200 | 199 | 196 | 192 | 185 | 178 | |
20 | 25 | 30 | 35 | 40 | 181 | 181 | 1X0 | 177 | 172 | 166 |
Рис. 7.2. Номограмма для определения массы полезного
груза