Логика природы есть самая полезная и самая доступная логика детей
«…логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей»
К. Ушинский
Первые 7 лет жизни ребенка – это период бурного, интенсивного его развития, непрерывного совершенствования физических возможностей, психики и становления личности.
Ребенок в эти годы овладевает телом и основными движениями, на основе быстро развивающейся сенсорики и двигательной координации формируются и совершенствуются процессы восприятия.
Ребенок овладевает речью, интеллект его проходит основные стадии развития – от наглядно-действенного до логического. Накапливается жизненный опыт, расширяется круг представлений, появляется самосознание, понимание своего места в кругу близких и знакомых людей.
Ребенок начинает осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.
Возникает вопрос: доступно ли дошкольникам усвоение знаний о различных взаимосвязях в природе? Можно ли в этом возрасте начать экологическое образование, экологическое воспитание?
Практикой дошкольного воспитания выявлено: элементарные, наглядно представленные зависимости природных явлений доступны уже детям младшего дошкольного возраста.
Педагогическими исследованиями установлено, что дошкольники понимают зависимость жизни растений от таких факторов, как влага, свет, тепло, хорошая почва; с интересом относятся и понимают явление приспособленности диких животных к среде обитания.
Сложившаяся практика ознакомления дошкольников с природой дает большое количество примеров воздействия человека на природу. Труд детей в уголке природы и на участке, забота о животных и растениях позволяют установить зависимость жизни и состояния различных природных объектов от деятельности людей. Задача состоит в том, чтобы в результате педагогической работы дети смогли осознать эти зависимости и понять: от практических действий, поведения, усилий (их и взрослых) зависит состояние, благополучие и сама жизнь растений и животных в их окружении.
Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности, т.к. в этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.
Причем формирование знаний у детей, особенно дошкольного возраста, не является самоцелью. Это лишь необходимое условие выработки эмоционально-нравственного действенного характера отношения к миру. Очевидно, что процесс развития экологической культуры не прост и длителен. Именно поэтому экологическое образование надо начинать с самого раннего возраста.
Эту работу я начала с детьми с ТНР старшего дошкольного возраста. У детей с ТНР, посещающие наше МДОУ недостаточно сформирована психологическая база речи, бедный словарь, нарушен лексико-грамматический строй, слабо развита связная речь.
При обследовании дети не смогли ответить, что такое природа, не знают о необходимости воды, свойствах воздуха, знания о домашних животных ограничены их перечислением.
Экологическое воспитание способствует развитию нравственных и эстетических чувств. Окружающий мир природы – эффективное средство для наблюдений, накоплению опыта, обогащению словаря и развития речи.
Осьмушина Ольга Владимировна
Воспитатель высшего уровня
высшей квалификационной категории
ДМЦ «Күншуақ» «Средняя школа №36
Консультация для воспитателей: «Формирование основ логического мышления старших дошкольников в познании природы»
«Разум дан человеку для того, чтобы он разумно жил, а не для того, чтобы он видел, что неразумно живет».
Эльдар Нуриев.
Образованным человеком называется тот, – писал Н.П.Чернышевский, – кто приобрёл много знаний и привык быстро и верно соображать, что хорошо и что дурно, или, как выражающее одним словом, привык мыслить.
Что же такое мышление? Прежде всего, мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой нарождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Отличие мышления от других психических процессов состоит в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решать. Мышление – это движение идей, раскрывающее суть вещей. Её итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. У детей старшего дошкольного возраста освоение языка и особенности грамматического строя дают возможность детям свободно говорить, рассуждать, спрашивать, планировать и делать выводы. Мысль ребёнка напряжённо работает над решением поставленного вопроса, хотя ответ может быть и ошибочным. Накопленный опыт повышает возможности понимания ребёнком содержания различной сложности, что является одним из показателей развития логического мышления. О понимании можно говорить тогда, когда ребёнку удалось во- первых установить связи между частями воспринимаемого целого и во – вторых между новым предметом и уже имеющимися у него знаниями. Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий нас мир природы. Ввести ребенка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу – задача и долг педагога. Особую роль природы в умственном развитии ребенка подчеркивал К.Д.Ушинский. Он считал: «логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей». Именно непосредственное наблюдение окружающей природы «…составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит логичность, т.е. истина самого слова, и на которых потом вытекают само собой логическая речь и понимание грамматических законов». Чтобы совершенствовать мысль и слово ребенка, необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами природы, потому что все, «что есть в речи логического … протекает из наблюдений человека над природой…», а сама логика «есть не что иное, как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы». Умственное развитие дошкольника – важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Для того, чтобы помочь детям понять то, что им неясно задаём вопросы, поясняем отдельные слова, образные выражения, изображённые предметы. Вопрос – это сформулированная в речи задача. Руководя познанием природы и приобретением детьми различных навыков и умений, применяем разнообразные методы и приёмы.
Предпочтение отдаётся тем методам, которые обеспечивают непосредственное восприятие детьми природы и активное овладение навыками. К таким методам относятся игра, наблюдение, эксперимент, труд
Методы и приёмы, используемые в работе, соединяются, например: наблюдение с беседой, эксперимент с трудом и пр.
В ознакомлении дошкольников с природой особое значение имеют дидактические игры. Решая задачи, поставленные в дидактической игре, ребенок учится вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определенным общим признакам, чертам. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируются их внимание, память, развивается произвольное восприятие. При решении игровой задачи часто нужно объяснить свои действия, а это способствует развитию речи.
Однако воспитательную ценность дидактических игр нельзя сводить только к развитию умственных способностей и расширению кругозора ребенка. Содержание игры в целом оказывает большое влияние на становление личности ребенка, эстетическое его развитие.
Комнатные растения — обязательные обитатели уголка природы дошкольного учреждения. Их удобно использовать в играх прежде всего потому, что почти половина года в средней полосе деревья, кустарники лишены зеленого покрова и перестают привлекать детей. Дидактические игры с природным материалом необходимо проводить в естественных условиях, на открытом воздухе и в групповой комнате. Игры на улице не требуют специального оборудования, но, выбирая место для игры, надо выбирать растения, которые доступны детям для наблюдения. Знакомясь в играх с деревьями и кустарниками, дети постепенно запоминают их, учатся находить отличительные признаки разных растений, называть отдельные части растений, общие внешние признаки. Поэтому программные задачи постепенно усложняются: от нахождения растения по названию до все более полного описания предметов, их подбора по принадлежности к определенному виду и выделения растения из группы других на основе характерных внешних признаков.
Одним из эффективнейших приёмов активизации познавательной деятельности является приём проведения опытов. Для детей, в силу ограниченности их личного опыта, наглядно-действенного и наглядно-образного характера мышления, не всегда понятно объяснение наблюдаемых явлений.
Опыты помогают формировать у детей правильное миропонимание, исследовательский подход к изучению предметов и явлений.
Элементарные опыты и эксперименты, которые используются в дошкольном обучении, направлены на то, чтобы помочь ребёнку приобрести новые знания о том или ином предмете. В ходе опытов и экспериментов ребёнок воздействует на объект с целью познания его свойств, связей и т.п.
Деятельность экспериментирования, которая формируется в русле собственной активности ребёнка, интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного возраста. В отечественной науке экспериментирование рассматривается как особая форма поисковой деятельности ребёнка.
Для усвоения некоторых признаков и свойств предметов эффективны поисковые действия ребёнка, направленные на определённый результат. Выявление скрытых признаков осуществляется с помощью элементарных опытов. В ходе их педагог вместе с детьми создаёт специальные условия, которые помогают определить тот или иной скрытый признак. Определить состав почвы детям предлагают и при помощи рассмотрения, то есть “на глаз”, и на ощупь. Влажность почвы также определяется при непосредственном контакте с материалом – сжиманием комков в руке.
Образование волны. Налить воду в таз, предложить детям опустить в него руку и начать двигать ею в разные стороны. Обратить их внимание на то, как начнут разбегаться волны. Если двигать рукой сильнее, волны станут больше. Пояснить, что толчок в воде рукой вызывает движение воды, волны. То же явление можно наблюдать и в природе: высота волн в реке (море, озере) зависит от силы ветра.
Опыты помогают детям глубже осмыслить явления, которые происходят в окружающем мире, выяснить связи между ними. Благодаря опытам и экспериментированию у ребёнка развивается наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, высказывать предположения, делать выводы.
При знакомстве с явлениями природы необходимо создать атмосферу занимательности. Чтобы детям было интересно, можно предложить им занимательную игру: превратиться в учёных, работающих в специальной научной лаборатории, где разрабатываются очень важные для всего мира явления, и провести по заданию воспитателя ряд исследований. Детям очень нравиться такая игра. Для развития мышления очень важным моментом при проведении наблюдений и опытов является прогнозирование возможных результатов действий. Этому детей нужно учить. Перед началом ОУД нужно рассказать детям, что именно вы бы хотели сегодня предложить им в качестве задачи (например, есть ли у воды вкус, запах) и обсудите гипотезу: как они (дошкольники) думают, что нужно сделать? Что произойдёт во время опыта? Какие результаты они получат? Почему? Необходимо побуждать юных исследователей как можно больше говорить. Пусть дети (если нужно, то с помощью воспитателя) сформулируют выводы: что нового они выяснили? Что доказали? Очень важно связать результаты экспериментов с повседневной жизнью. Сделать это можно при помощи различных творческих заданий и викторин. Таким образом, у дошкольников на предметных занятиях по ознакомлению с природой, в дидактических играх соответствующей направленности, в беседах и во время проведения элементарных опытов накапливаются первоначальные представления об окружающем мире, у них развивается речь, внимание, наблюдательность, мышление. Все это служит основой для последующих знаний о природном мире, а также способствует формированию интереса к природе и развитию мыслительной деятельности дошкольников.
Педагогические выводы:
1. Знакомство с природой проводится не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, рассматривание иллюстраций, чтение книг о животных и дидактические игры в вечернее время — все мероприятия в комплексе должны обеспечить успешность работы. При этом важно осуществлять взаимосвязь повседневной работы и обязательных занятий. Она может быть различной: наблюдения за животными во время прогулки, чтение книги, которая заинтересовала детей, дает толчок для углубленного анализа на занятиях, и наоборот, та или иная тема, начатая на занятии, расширяется и конкретизируется в дальнейшей повседневной работе. Особенно важно закрепить полученные детьми знания в их практической деятельности, например уходе за животными уголка природы.
По основной цели занятия можно сгруппировать следующим образом:
а) направленные на формирование новых представлений о
животных (экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, чтение
художественных произведений);
б) уточняющие и обобщающие знания детей (беседы, сравни
тельные наблюдения; рассказывание, рисование);
в) активизирующие, проверяющие знания детей (решение
логических задач, загадок, дидактические игры).
2. Ознакомление детей с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанном на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней. Для того чтобы дошкольник правильно воспринимал явления природы, необходимо направлять процесс по её восприятию. Без приближения детей к природе и без широкого использования её в воспитательно-образовательной работе детского сада невозможно решать задачи всестороннего развития дошкольников – умственного, эстетического, нравственного, трудового и физического.
3. В процессе ознакомления детей с природой важная роль принадлежит дидактическим играм, упражнениям, элементарным опытам, в ходе проведения которых происходит накапливание детьми знаний о неживой природе, о растениях и животных.
4. Занятия природоведческого содержания кроме того – неотъемлемый элемент развития умственных процессов, сенсорной культуры, чувственного познания, направленный на совершенствование анализаторов, накопление у детей чувственного опыта, что является основой для последующих обобщений, формирования элементарных природоведческих понятий.
5. Усвоение дошкольниками знаний полученных в ходе ознакомления с природой должно быть связано с развитием познавательных способностей, сенсорного аппарата, логического мышления, внимания, речи, наблюдательности и любознательности, для чего детей необходимо приучать искать объяснение наблюдаемым явлениям и подводить детей к осознанию связей и отношений между ними.
Список использованной литературы:
1.Васильева А.И. Учите детей наблюдать природу. – Мн.: Народная асвета, 1972.
2. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. – М.: Просвещение, 1980.
3.Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. –М.: Просвещение, 1978.
4.Воспитание и обучение в детском саду / Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. – М.: Просвещение, 1976
5.Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознаклмления дошкольников с растениями. – М., 1989.
Известно, что К. Д. Ушинский считал логику природы самой доступной для ребенка. Организуя наблюдения, практическую деятельность воспитанников на экскурсиях, педагог помогает им устанавливать причинные и временные связи, зависимости между фактами и явлениями окружающей природы, сравнивать, делать выводы и обобщения.
Наблюдение природы, по образному выражению В. А. Сухомлинского, является «путешествием к истокам мышления и речи», поскольку в этом процессе активно взаимодействуют чувства, познание, творчество. Исследования педагогов и психологов выявили, что целенаправленные наблюдения способствуют развитию познавательных способностей (наблюдательности, любознательности, самостоятельности), накоплению чувственного опыта и его осмыслению, исключают возможность образования формальных знаний, не опирающихся на достаточную чувственную основу. Использование сравнений повышает интерес и наблюдательность, обеспечивает более активное, прочное и сознательное усвоение знаний. В процессе экскурсий у дошкольников складываются яркие реалистические представления о природе, о связях и некоторых закономерностях, существующих в ней.
На экскурсиях детей знакомят не только с природой, но и с результатами творческой деятельности человека, преобразующего окружающий мир. А это способствует развитию уважения к созидательной деятельности и желания принять в ней посильное участие, укрепляет чувство гордости за свою Родину.
Экскурсии в природу способствуют формированию нравственных качеств. Возможность познакомиться с чем-то новым, интересная познавательная и практическая деятельность — все это вызывает у детей радостные переживания, объединяет их, благотворно сказывается на развитии коллективных взаимоотношений. Как и на других занятиях, на экскурсии действуют правила поведения, подчинение которым дисциплинирует ее участников. Выполнение различных заданий (например, собрать семена сорных трав для подкормки птиц) развивает чувство ответственности за порученную работу, требует согласованных с товарищами действий, аккуратности, точности, осторожности. Педагог использует как естественные, так и специально созданные ситуации для воспитания у дошкольников справедливости, доброжелательности, уважения друг к другу. Он привлекает детей к оценке ответов товарищей, учит замечать успехи, радоваться им, сопереживать неудачам. Если группа разновозрастная, то педагог побуждает старших воспитанников проявлять заботу о тех, кто младше (помочь выполнить задание, пропустить вперед при наблюдении объектов). При возвращении в группу можно предложить старшим детям, особенно мальчикам, нести оборудование, а также собранный материал.
Умственное и нравственное воспитание осуществляется в неразрывном единстве с эстетическим развитием. Обилие и разнообразие в природе цветов и оттенков, звуков, форм, линий, их сочетание,
динамичность,
изменчивость, ритмичность вызывают соответствующие эстетические чувства и переживания. В комплексе воспитательно-образовательных задач, которые ставятся и реализуются при подготовке и проведении экскурсий, одна из центральных — научить детей видеть и понимать красоту природы, наслаждаться ею, передавать свои впечатления в различных видах художественной деятельности (рисунок, слово, песня и пр.). Однако качество эстетических восприятий во многом зависит от руководства этим процессом. Поэтому воспитатель, обдумывая ход предстоящей экскурсии, определяет, что именно в том или ином объекте, явлении может вызвать у детей эстетические переживания. Например, на зимней экскурсии он привлекает их внимание к причудливым формам сугробов, стройным, как свечки, елям с нарядными шишками на верхушках, тонким и темным веткам берез, выделяющимся на фоне блестящего снега, голубого неба.
Воспитатель использует различные выразительные средства, чтобы вызвать эстетическое восприятие наблюдаемого: образную эмоциональную речь, вопросы, жест. Общеизвестна также эффективность воздействия на чувства детей художественного слова. Обращение к поэтическим образам, в которых качества и свойства предметов и явлений обозначены сравнениями, метафорами, эпитетами, оказывает сильное воздействие на чувства и мысли детей, помогает глубже понять красоту природы. В массовой практике с этой экскурсии в бор воспитатель, направляя наблюдения детей, декламирует отрывок из стихотворения И. Бунина «Детство».
А ствол—гигант, тяжелый, величавый.
Кора груба, морщиниста, красна,
Но так тепла, так солнцем вся прогрета!
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного света.
Воздействие поэтических образов на эстетические чувства усиливается, если ребенок сам прочтет стихотворение, которое учил раньше. Это могут быть программные поэтические произведения А. Пушкина, И. Никитина, С. Есенина, С. Маршака, Е. Благининой. Иногда целесообразно специально подготовить одного-двух детей для декламации поэтических строчек. Например, на весенней экскурсии может прозвучать отрывок из стихотворения С. Есенина ««Черемуха»:
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7