Логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей

Логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей thumbnail

«…логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей»

К. Ушинский

Первые 7 лет жизни ребенка – это период бурного, интенсивного его развития, непрерывного совершенствования физических возможностей, психики и становления личности.

Ребенок в эти годы овладевает телом и основными движениями, на основе быстро развивающейся сенсорики и двигательной координации формируются и совершенствуются процессы восприятия.

Ребенок овладевает речью, интеллект его проходит основные стадии развития – от наглядно-действенного до логического. Накапливается жизненный опыт, расширяется круг представлений, появляется самосознание, понимание своего места в кругу близких и знакомых людей.

Ребенок начинает осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.

Возникает вопрос: доступно ли дошкольникам усвоение знаний о различных взаимосвязях в природе? Можно ли в этом возрасте начать экологическое образование, экологическое воспитание?

Практикой дошкольного воспитания выявлено: элементарные, наглядно представленные зависимости природных явлений доступны уже детям младшего дошкольного возраста.

Педагогическими исследованиями установлено, что дошкольники понимают зависимость жизни растений от таких факторов, как влага, свет, тепло, хорошая почва; с интересом относятся и понимают явление приспособленности диких животных к среде обитания.

Сложившаяся практика ознакомления дошкольников с природой дает большое количество примеров воздействия человека на природу. Труд детей в уголке природы и на участке, забота о животных и растениях позволяют установить зависимость жизни и состояния различных природных объектов от деятельности людей. Задача состоит в том, чтобы в результате педагогической работы дети смогли осознать эти зависимости и понять: от практических действий, поведения, усилий (их и взрослых) зависит состояние, благополучие и сама жизнь растений и животных в их окружении.

Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности, т.к. в этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.

Причем формирование знаний у детей, особенно дошкольного возраста, не является самоцелью. Это лишь необходимое условие выработки эмоционально-нравственного действенного характера отношения к миру. Очевидно, что процесс развития экологической культуры не прост и длителен. Именно поэтому экологическое образование надо начинать с самого раннего возраста.

Эту работу я начала с детьми с ТНР старшего дошкольного возраста. У детей с ТНР, посещающие наше МДОУ недостаточно сформирована психологическая база речи, бедный словарь, нарушен лексико-грамматический строй, слабо развита связная речь.

При обследовании дети не смогли ответить, что такое природа, не знают о необходимости воды, свойствах воздуха, знания о домашних животных ограничены их перечислением.

Экологическое воспитание способствует развитию нравственных и эстетических чувств. Окружающий мир природы – эффективное средство для наблюдений, накоплению опыта, обогащению словаря и развития речи.

Источник

Осьмушина Ольга Владимировна

Воспитатель высшего уровня

высшей квалификационной категории

ДМЦ «Күншуақ» «Средняя школа №36

Консультация для воспитателей: «Формирование основ логического мышления старших дошкольников в познании природы»

«Разум дан человеку для того, чтобы он разумно жил, а не для того, чтобы он видел, что неразумно живет».

Эльдар Нуриев.

Образованным человеком называется тот, – писал Н.П.Чернышевский, – кто приобрёл много знаний и привык быстро и верно соображать, что хорошо и что дурно, или, как выражающее одним словом, привык мыслить.

Что же такое мышление? Прежде всего, мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой нарождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Отличие мышления от других психических процессов состоит в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решать. Мышление – это движение идей, раскрывающее суть вещей. Её итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. У детей старшего дошкольного возраста освоение языка и особенности грамматического строя дают возможность детям свободно говорить, рассуждать, спрашивать, планировать и делать выводы. Мысль ребёнка напряжённо работает над решением поставленного вопроса, хотя ответ может быть и ошибочным. Накопленный опыт повышает возможности понимания ребёнком содержания различной сложности, что является одним из показателей развития логического мышления. О понимании можно говорить тогда, когда ребёнку удалось во- первых установить связи между частями воспринимаемого целого и во – вторых между новым предметом и уже имеющимися у него знаниями. Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий нас мир природы. Ввести ребенка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу – задача и долг педагога. Особую роль природы в умственном развитии ребенка подчеркивал К.Д.Ушинский. Он считал: «логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей». Именно непосредственное наблюдение окружающей природы «…составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит логичность, т.е. истина самого слова, и на которых потом вытекают само собой логическая речь и понимание грамматических законов». Чтобы совершенствовать мысль и слово ребенка, необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами природы, потому что все, «что есть в речи логического … протекает из наблюдений человека над природой…», а сама логика «есть не что иное, как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы». Умственное развитие дошкольника – важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Для того, чтобы помочь детям понять то, что им неясно задаём вопросы, поясняем отдельные слова, образные выражения, изображённые предметы. Вопрос – это сформулированная в речи задача. Руководя познанием природы и приобретением детьми различных навыков и умений, применяем разнообразные методы и приёмы.

Предпочтение отдаётся тем методам, которые обеспечивают непосредственное восприятие детьми природы и активное овладение навыками. К таким методам относятся игра, наблюдение, эксперимент, труд

Читайте также:  Десерт для похудения вкусно и полезно

Методы и приёмы, используемые в работе, соединяются, например: наблюдение с беседой, эксперимент с трудом и пр.
В ознакомлении дошкольников с природой особое значение имеют дидактические игры. Решая задачи, поставленные в дидактической игре, ребенок учится вычле­нять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определенным общим признакам, чертам. Дети учатся рассуждать, де­лать выводы, обобщения, при этом тренируются их вни­мание, память, развивается произвольное восприятие. При решении игровой задачи часто нужно объяснить свои действия, а это способствует развитию речи.
Однако воспитательную ценность дидактических игр нельзя сводить только к развитию умственных способ­ностей и расширению кругозора ребенка. Содержание игры в целом оказывает большое влияние на становление личности ребенка, эстетическое его развитие.
Комнатные растения — обязательные обита­тели уголка природы дошкольного учреждения. Их удобно исполь­зовать в играх прежде всего потому, что почти половина года в средней полосе деревья, кустарники лишены зе­леного покрова и перестают привлекать детей. Дидактические игры с природным материалом необходимо проводить в естественных условиях, на открытом воздухе и в групповой комнате. Игры на улице не требуют специального оборудования, но, выбирая место для игры, надо выбирать растения, которые доступны детям для наблюдения. Знакомясь в играх с деревьями и кустарниками, дети постепенно запоминают их, учатся находить отличитель­ные признаки разных растений, называть отдельные части растений, общие внешние признаки. Поэтому программ­ные задачи постепенно усложняются: от нахождения ра­стения по названию до все более полного описания пред­метов, их подбора по принадлежности к определенному виду и выделения растения из группы других на основе харак­терных внешних признаков.

Одним из эффективнейших приёмов активизации познавательной деятельности является приём проведения опытов. Для детей, в силу ограниченности их личного опыта, наглядно-действенного и наглядно-образного характера мышления, не всегда понятно объяснение наблюдаемых  явлений.
Опыты помогают формировать у детей правильное миропонимание, исследовательский подход к изучению предметов и явлений.
Элементарные опыты и эксперименты, которые используются в дошкольном  обучении, направлены на то, чтобы помочь ребёнку приобрести новые знания о том или ином предмете. В ходе опытов и экспериментов ребёнок воздействует на объект с целью познания его свойств, связей и т.п.
Деятельность экспериментирования, которая формируется в русле собственной активности   ребёнка, интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного возраста. В отечественной науке экспериментирование рассматривается как особая  форма поисковой деятельности ребёнка.
Для усвоения некоторых признаков и свойств предметов эффективны поисковые действия ребёнка, направленные на определённый результат. Выявление скрытых признаков осуществляется с помощью элементарных опытов. В ходе их педагог вместе с детьми создаёт специальные условия, которые помогают определить тот или иной скрытый признак. Определить состав почвы детям предлагают и при помощи рассмотрения, то есть “на глаз”, и на ощупь. Влажность почвы также определяется  при непосредственном контакте с материалом – сжиманием комков  в руке.
Образование волны. Налить воду в таз, предложить детям опустить в него руку и начать двигать ею в разные стороны. Обратить их внимание на то, как начнут разбегаться волны. Если двигать рукой сильнее, волны станут больше. Пояснить, что толчок в воде рукой вызывает движение воды, волны. То же явление можно наблюдать и в природе: высота волн в реке (море, озере) зависит от силы ветра.
Опыты помогают детям глубже осмыслить явления, которые происходят в окружающем мире, выяснить связи между ними. Благодаря опытам и экспериментированию у ребёнка развивается наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, высказывать предположения, делать выводы.  
При знакомстве с явлениями природы необходимо создать атмосферу занимательности. Чтобы детям было интересно, можно предложить им занимательную игру: превратиться в учёных, работающих в специальной научной лаборатории, где разрабатываются очень важные для всего мира явления, и провести по заданию воспитателя ряд исследований. Детям очень нравиться такая игра. Для развития мышления очень важным моментом при проведении наблюдений и опытов является прогнозирование возможных результатов действий. Этому детей нужно учить. Перед началом ОУД нужно рассказать детям, что именно вы бы хотели сегодня предложить им в качестве задачи (например, есть ли у воды вкус, запах) и обсудите гипотезу: как они (дошкольники) думают, что нужно сделать? Что произойдёт во время опыта? Какие результаты  они получат? Почему? Необходимо побуждать юных исследователей как можно больше говорить. Пусть дети (если нужно, то с помощью воспитателя) сформулируют выводы: что нового они выяснили? Что доказали? Очень важно связать результаты экспериментов с повседневной жизнью. Сделать это можно при помощи различных творческих заданий и викторин.  Таким образом, у дошкольников на предметных занятиях по ознакомлению с природой, в дидактических играх соответствующей направленности, в беседах и во время проведения элементарных опытов накапливаются первоначальные представления об окружающем мире, у них развивается речь, внимание, наблюдательность, мышление. Все это служит  основой для последующих знаний о природном мире, а также  способствует формированию интереса к природе и развитию мыслительной деятельности дошкольников.

Читайте также:  Что полезно для сердца и сосудов из фруктов и овощей

                               Педагогические выводы:

1. Знакомство с природой проводится не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, рассматривание иллюстраций, чтение книг о животных и дидактиче­ские игры в вечернее время — все мероприятия в комплексе должны обеспечить успешность работы. При этом важно осуществлять взаимосвязь повседневной работы и обязательных занятий. Она может быть различной: наблюдения за животными во время прогулки, чтение книги, которая заинтересовала детей, дает толчок для углубленного анализа на занятиях, и наоборот, та или иная тема, начатая на занятии, расширяется и конкретизируется в дальнейшей повседневной работе. Особенно важно закрепить полученные детьми знания в их практической деятельности, например уходе за животными уголка природы.

По основной цели занятия можно сгруппировать следующим образом:
а)  направленные  на  формирование  новых  представлений  о
животных (экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, чтение
художественных произведений);
б) уточняющие и обобщающие знания детей (беседы, сравни­
тельные наблюдения; рассказывание, рисование);
в) активизирующие,   проверяющие   знания   детей   (решение
логических задач, загадок, дидактические игры).

2. Ознакомление детей с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанном на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней. Для того чтобы дошкольник правильно воспринимал явления природы, необходимо направлять процесс по её восприятию. Без приближения детей к природе и без широкого использования её в воспитательно-образовательной работе детского сада невозможно решать задачи всестороннего развития дошкольников – умственного, эстетического, нравственного, трудового и физического.

3. В процессе ознакомления детей с природой  важная роль принадлежит дидактическим играм, упражнениям, элементарным опытам, в ходе проведения которых происходит накапливание детьми знаний  о неживой природе, о растениях и животных.

4. Занятия природоведческого содержания кроме того – неотъемлемый элемент развития умственных процессов, сенсорной культуры, чувственного познания, направленный на совершенствование анализаторов, накопление у детей чувственного опыта, что является основой для последующих обобщений, формирования элементарных природоведческих понятий.

5. Усвоение дошкольниками знаний полученных в ходе ознакомления с природой должно быть связано с развитием познавательных способностей, сенсорного аппарата, логического мышления, внимания, речи, наблюдательности и любознательности, для чего детей необходимо приучать искать объяснение наблюдаемым явлениям и подводить детей к осознанию связей и отношений между ними.
            

                              Список использованной литературы:

1.Васильева А.И. Учите детей наблюдать природу. – Мн.: Народная асвета, 1972.

2. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. – М.: Просвещение, 1980.

3.Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. –М.: Просвещение, 1978.

4.Воспитание и обучение в детском саду / Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. – М.: Просвещение, 1976 

5.Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознаклмления дошкольников с растениями. – М., 1989.

Источник

К.Д. Ушинский – педагог и писатель. Педагогическая направленность его рассказ...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

К.Д. Ушинский – педагог и писатель. Педагогическая направленность его рассказ

Описание слайда:

К.Д. Ушинский – педагог и писатель. Педагогическая направленность его рассказов о природе и о детях.

2 слайд

Логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей

3 слайд

Логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей

4 слайд

К.Д. Ушинский – педагог Большую часть своей жизни К.Д. Ушинский посвятил прак

Описание слайда:

К.Д. Ушинский – педагог Большую часть своей жизни К.Д. Ушинский посвятил практической педагогике. Основное внимание сосредоточил на создании народной школы и вопросах женского образования (служил инспектором Смольного института для благородных девиц). Свою педагогическую практику осмыслил в двухтомнике «Человек как предмет воспитания», многие выводы из которого не устарели и сегодня.

Читайте также:  Срок полезного использования легкового автомобиля 2015 год

5 слайд

Логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей

6 слайд

Логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей

7 слайд

Логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей

8 слайд

Логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей

9 слайд

Логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей

10 слайд

К.Д. Ушинский о значении родного языка Также не устарели отдельные положения

Описание слайда:

К.Д. Ушинский о значении родного языка Также не устарели отдельные положения из статьи педагога «Родное слово» (1861), где он утверждал, что родной язык – это не только лучший выразитель духовных свойств народа, но и «удивительный педагог», лучший народный наставник, учивший ещё тогда, когда не было ни книг, ни школ. Детскую литературу и чтение в школьные годы Ушинский рассматривал как способ постижения народной культуры и богатств родного языка. Практическое воплощение эти идеи педагога получили в созданных им учебниках для чтения.

11 слайд

Логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей

12 слайд

Принципы создания учебных книг К.Д. Ушинского «отдавать преимущество реальном

Описание слайда:

Принципы создания учебных книг К.Д. Ушинского «отдавать преимущество реальному содержанию», т.е. естественнонаучному материалу, ибо «логика природы есть самая доступная логика для детей»; книга должна быть «по возможности занимательной»; простота языка, исключающая «формальные украшательства» и подделку под детский способ выражения; разнообразная тематика (времена года, человек и его тело, мир растений и животных, строение Земли, географические открытия, города и страны, история); соединение познавательного и художественного материала с целью развития в единстве мысли, чувств и дара слова.

13 слайд

К.Д. Ушинский – писатель В детской литературе Ушинский известен как обработчи

Описание слайда:

К.Д. Ушинский – писатель В детской литературе Ушинский известен как обработчик народных сказок, а его авторские рассказы тоже тяготеют к народно-поэтическому творчеству. Они написаны ритмизованным слогом, украшены поговорками, характерными повторами, уменьшительными и увеличительными суффиксами.

14 слайд

Рассказы о животных: «Лиса Патрикеевна» «Васька» «Мышки» «Лошадь» «Бишка» «Пе

Описание слайда:

Рассказы о животных: «Лиса Патрикеевна» «Васька» «Мышки» «Лошадь» «Бишка» «Петушок с семьёй» «Курица и утята» «Чужое яичко» См. Зубарева. «Детская литература» Все животные представлены с характерными повадками и в жизненной роли, которая неотделима от их природы. Иногда использован приём антропоморфизма (животные разговаривают, спорят), придающий эмоциональную окраску, а шутливая манера изложения сочетается с поучительностью.

15 слайд

Логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей

16 слайд

Логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей

17 слайд

Логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей

18 слайд

Познавательно-природоведческие рассказы о труде и знаниях «История одной ябло

Описание слайда:

Познавательно-природоведческие рассказы о труде и знаниях «История одной яблоньки» «Как рубашка в поле выросла» содержат подробное описание процесса выращивания яблони и льна и труда людей. «Бодливая корова» «Гадюка» – произведения о детях, попавших в опасность. Они содержат бытовые сцены, которые позволяют юным читателям сделать вывод о необходимости вести себя разумно.

19 слайд

Рассказы на нравственно-этические темы «Дети в роще» «Вместе тесно, а врозь с

Описание слайда:

Рассказы на нравственно-этические темы «Дети в роще» «Вместе тесно, а врозь скучно» «Умей обождать» «Играющие собаки» «Утренние лучи» «Трусливый Ваня» Это рассказы с очевидной дидактической установкой, героями их являются дети, а иногда животные. Автор подсказывает детям, от чего в себе надо избавляться, какие недостатки в характере могут мешать в дальнейшем.

20 слайд

Логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей

21 слайд

Работа с хрестоматией Прочитайте текст. Какими качествами наделены герои? Ког

Описание слайда:

Работа с хрестоматией Прочитайте текст. Какими качествами наделены герои? Кого напоминает вам Петушок? Почему героями являются птицы, а не дети?

22 слайд

Логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей

23 слайд

«Утренние лучи»

Описание слайда:

«Утренние лучи»

24 слайд

Рассказы о Родине «Наше Отечество» «Наше отечество, наша Родина – матушка Рос

Описание слайда:

Рассказы о Родине «Наше Отечество» «Наше отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов, и когда мы уснём навеки, то она же прикроет и кости наши. …Много есть на свете хороших государств, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина»

25 слайд

Особенности литературного творчества К.Д. Ушинского Отчётливо выраженная позн

Описание слайда:

Особенности литературного творчества К.Д. Ушинского Отчётливо выраженная познавательная и воспитательная направленность Художественная убедительность (органичность воплощения педагогического замысла в образную форму) Жанровое разнообразие (сказки, басни, рассказы, прозаические миниатюры, статьи, очерки) Лаконизм или, напротив, наличие колоритных пейзажных зарисовок и выразительных деталей, выбор которых обусловлен литературно-педагогической задачей

Выберите книгу со скидкой:

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-029999

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник