Ликвидация предприятия по добыче полезных ископаемых считается завершенной

Ликвидация предприятия по добыче полезных ископаемых считается завершенной thumbnail

Ликвидация горного предприятия представляет собой совокупность технических и организационно-правовых мер в отношении горного предприятия как имущественного комплекса в целом или его части, предусматривающая полное и окончательное прекращение работ, связанных с добычей полезных ископаемых, с последующим обязательным осуществлением мероприятий, исключающих доступ в подземные горные выработки и обеспечивающих безопасность населения, охрану окружающей природной среды, зданий и сооружений.

Ликвидация горного предприятия или его части допускается только после полной отработки балансовых запасов полезных ископаемых, в том числе извлекаемых запасов нефти и газа, при отсутствии перспектив их прироста, невозможности повторной разработки месторождения и вовлечения в добычу забалансовых запасов и при условии списания в установленном порядке запасов, утративших промышленное значение, а также в случае возникновения угрозы затопления или разрушения горных выработок, предотвращение которых технически невозможно или экономически нецелесообразно.

При ликвидации должен быть рассмотрен и решен вопрос о возможности использования горных выработок и буровых скважин для иных народнохозяйственных целей.

Предприятия по добыче полезных ископаемых и подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, подлежат ликвидации по истечении срока действия лицензии или при досрочном прекращении пользования недрами.

До завершения процесса ликвидации пользователь недр несет ответственность, возложенную на него законодательством.

При ликвидации предприятия по добыче полезных ископаемых или его части, а также подземного сооружения, не связанного с добычей полезных ископаемых, геологическая, маркшейдерская и иная документация пополняется на момент завершения работ и сдается в установленном порядке на хранение.

Ликвидация предприятия по добыче полезных ископаемых или подземного сооружения, не связанного с добычей полезных ископаемых, считается завершенной после подписания акта о ликвидации органами, предоставившими лицензию, и органом государственного горного надзора.

В силу особенностей разработки месторождений полезных ископаемых на конечной стадии этого процесса текущая рентабельность их разработки постепенно снижается и при достижении определенного
предела определяет момент окончания работ.

По существу, средств на ликвидацию и консервацию за счет текущей выручки получить оказывается неоткуда. Должны быть созданы определенные резервы, аналогичные амортизационным или резервным фондам. Эта проблема особенно остро встала при подготовке соглашений об освоении нефтяных и газовых месторождений на шельфе о. Сахалин на условиях раздела продукции. Проблема была решена путем создания так называемых ликвидационных фондов. Однако до сих пор такие фонды в соответствии с законодательством о недрах могут создаваться только применительно к конкретным СРП. Проблема эта в целом значительно шире и является типичной для любых месторождений. Однако до сих пор даже не ставится на законодательном уровне вопрос о ее решении в масштабах всех добывающих отраслей.

В некоторых случаях расходы на ликвидацию несет государство. Это происходит, если пользование недрами прекращено в случаях возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью людей, работающих или проживающих в зоне вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами (при отсутствии вины предприятия), и возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, военные действия и др.).

При полной или частичной ликвидации предприятия либо подземного сооружения горные выработки и буровые скважины должны быть приведены в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей природной среды, зданий и сооружений, а- при консервации — также сохранность месторождения, горных выработок и буровых скважин на все время консервации.

Ликвидация горного предприятия или его части осуществляется по специальным проектам, утвержденным в установленном порядке. Неиспользуемые искусственные острова, установки и сооружения на континентальном шельфе РФ должны быть убраны их создателями в сроки, оговоренные в разрешении на их создание.

При принятии решения о ликвидации объекта, связанного с добычей полезных ископаемых, организацией учитываются полнота отработки балансовых запасов полезных ископаемых по действующему проекту, в том числе извлекаемых запасов нефти и газа, экономические последствия от утраты промышленного значения запасов полезных ископаемых, перспективы их прироста, возможность и целесообразность повторной разработки месторождения и вовлечения в добычу забалансовых запасов. Решение о ликвидации объекта, связанного с добычей полезных ископаемых, с числящимися на его учете запасами полезных ископаемых согласовывается с органами Госгортехнадзо
ра России.

Ликвидация горных выработок объекта, связанного с добычей полезных ископаемых, производится после полного списания в установленном порядке запасов полезных ископаемых.

Пользование участком недр может быть связано с нарушением поверхностного слоя почвы. Учитывая это, законодательством о земле и законодательством о недрах при ликвидации или консервации горного предприятия предусмотрено обязательное требование рекультивации земель.

Рекультивации в части, связанной с недропользованием, подлежат земли, нарушенные при:

разработке месторождений полезных ископаемых открытым или подземным способом, а также добыче торфа;

прокладке трубопроводов;

проведении геологоразведочных, проектно-изыскательских, строительных и иных работ, связанных с нарушением почвенного слоя;

складировании и захоронении промышленных отходов;

строительстве, эксплуатации и консервации подземных объектов и коммуникаций (шахтные выработки, хранилища, метрополитен, канализационные сооружения и т.п.).

Условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы, устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и местоположения нарушенного участка.

Выдача разрешений на добычу общераспространенных полезных ископаемых или торфа для собственных нужд и проведение других внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, осуществляется в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ.

Перечень общераспространенных полезных ископаемых (песок, гравий, глина, кварцит, доломит, мергель, известняк, ракушечник, сланцы, магматические, вулканические, метаморфические породы и
др.) применительно к отдельным регионам определяется МПР совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ.

Контроль за качеством и своевременностью выполнения работ по рекультивации нарушенных земель и восстановлению их плодородия, снятием, хранением и использованием плодородного слоя почвы осуществляется:

органами МПР и другими специально уполномоченными органами в соответствии с их компетенцией, определяемой положениями об их деятельности;

соответствующими службами организаций, проводящих работы с нарушением почвенного покрова или осуществляющих авторский надзор за реализацией проектов рекультивации;

внештатными общественными инспекторами по использованию и охране земель.

В целях оценки, предупреждения и своевременного устранения негативного влияния нарушенных и рекультивированных земель на состояние окружающей среды специально уполномоченными органами и заинтересованными организациями в пределах их компетенции осуществляется наблюдение (мониторинг) за экологической обстановкой в местах разработок месторождений полезных ископаемых, складирования и захоронения отходов, проведения других работ, связанных с нарушением почвенного покрова, а также на рекультивированных территориях и прилегающих к ним участках.

Возмещение вреда, причиненного проведением работ, связанных с нарушением почвенного покрова, невыполнением или некачественным выполнением рекультивации земель, производится добровольно либо по решению суда или арбитражного суда по искам потерпевшего или органов МПР.

Контрольные вопросы
1.

Характеристика этапов системы пользования недрами.
2.

Содержание понятий «рациональное использование» и «охрана недр».
3.

Требования по рациональному использованию и охране недр.
4.

Требования безопасного ведения горных работ.
5.

Статус и функции аварийно-спасательной службы.
6.

Консервация горного предприятия.
7.

Ликвидация горного предприятия.

Еще по теме Ликвидация горного предприятия:

  1. СПЕЦИФИКА НЕДР И ОТНОШЕНИЙ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ КАК ОБЪЕКТА ПРАВА
  2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ГОРНОГО ПРАВА
  3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ІИКВИШИИ И КОНСЕРВАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ 10 ДОБЫЧЕ ЮЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ И ПОДЗЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ С ДОБЫЧЕЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ
  4. РАЗВИТИЕ
    И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НЕДРАХ
  5. Приложение 2 ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ГОРНОГО ПРАВА
  6. Первые Указы о горном праве
  7. Горное право в СССР и РСФСР
  8. Аварийно-спасательная служба
  9. Ликвидация горного предприятия
  10. Федеральный горный надзор
  11. Организационно-правовой механизм обеспечения
    экологической безопасности
  12. Законодательное регулирование обращения
    с отходами производства и потребления

Источник

Закон РФ “О недрах”, N 2395-1 | ст. 26

Предприятия по добыче полезных ископаемых и подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, подлежат ликвидации или консервации по истечении срока действия лицензии или при досрочном прекращении пользования недрами.

До завершения процесса ликвидации или консервации пользователь недр несет ответственность, возложенную на него настоящим Законом.

При полной или частичной ликвидации или консервации предприятия либо подземного сооружения горные выработки и буровые скважины должны быть приведены в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей среды, зданий и сооружений, а при консервации – также сохранность месторождения, горных выработок и буровых скважин на все время консервации. Для ликвидации горных выработок могут использоваться вскрышные и вмещающие горные породы, отходы производства черных металлов IV и V классов опасности в соответствии с проектом ликвидации горных выработок.

При ликвидации и консервации предприятия по добыче полезных ископаемых или его части, а также подземного сооружения, не связанного с добычей полезных ископаемых, геологическая, маркшейдерская и иная документация пополняется на момент завершения работ и сдается в установленном порядке на хранение.

Ликвидация и консервация предприятия по добыче полезных ископаемых или подземного сооружения, не связанного с добычей полезных ископаемых, считаются завершенными после подписания акта о ликвидации или консервации органами, предоставившими лицензию, и органом государственного горного надзора.

Консервация и ликвидация горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, осуществляются за счет средств предприятий – пользователей недр.

Консервация и ликвидация горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами в соответствии с соглашением о разделе продукции, осуществляются за счет средств создаваемого инвестором ликвидационного фонда, размер, порядок формирования и использования которого определяются таким соглашением в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постоянная ссылка на документ

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать]

HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [скопировать]

BB-код ссылки для форумов и блогов [скопировать]

в виде обычного текста для соцсетей и пр. [скопировать]

Скачать документ в формате

Судебная практика по статье 26 Закона о недрах:

  • Решение Верховного суда: Определение N 303-АД17-9694, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

    департаментом выявлено, что при осуществлении деятельности обществом не соблюдаются условия лицензии на право пользования недрами серии ВЛА № 238 ОЩ сроком действия до 01.04.2034, нормы пунктов 7, 10 части 2 статьи 22, пункта 9 части 1 статьи 23, статьи 23.2, статьи 26 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах подпункта 16.2 Положения о порядке лицензирования пользования недрами утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 № 3314-1. Административным органом установлено…

  • Решение Верховного суда: Определение N 302-КГ16-14523, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

    Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу подпункта 114 пункта 1 статьи 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», статьей 26 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», пунктами 11, 12 Инструкции о порядке ведения работ по ликвидации и консервации опасных производственных объектов…

  • Решение Верховного суда: Определение N ВАС-6600/12, Высший арбитражный суд, надзор

    положение договора об оплате работ по консервации скважин после осуществления рекультивации не противоречит требованиям пункта 1 статьи 711 Гражданского кодекса Российской Федерации и направлено на стимулирование подрядчика на выполнение требований статьи 26 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», устанавливающей, что при полной или частичной ликвидации или консервации предприятия либо подземного сооружения горные выработки и буровые скважины должны быть приведены в состояние…

Источник

var div_970x90 = [[970, 90],[728, 90]];
var div_336x280 = [[250,250],[300,250],[320,170],[320,200],[320,250],[336,280]];
var div_300x600 = [[240,400],[240,600],[250,250],[300,250],[300,300],[300,320],[300,400],[300,500],[300,600]];
var div_650x333 = [[336,280],[580,332],[580,333],[650,333]];

googletag.cmd.push(function() {

var map650x333 = googletag.sizeMapping().addSize([992, 0], div_650x333).addSize([0, 0], [[336,280]]).build();

googletag.defineSlot(‘/21931593928/vuzlit_336x280_top’, div_336x280, ‘div-336x280_top’).addService(googletag.pubads());
googletag.defineSlot(‘/21931593928/vuzlit_336x280_1’, div_650x333, ‘div-336x280_1’).defineSizeMapping(map650x333).addService(googletag.pubads());
googletag.defineSlot(‘/21931593928/vuzlit_336x280_2’, div_336x280, ‘div-336x280_2’).addService(googletag.pubads());
googletag.defineSlot(‘/21931593928/vuzlit_336x280_3’, div_336x280, ‘div-336x280_3’).addService(googletag.pubads());
googletag.defineSlot(‘/21931593928/vuzlit_336x280_btm’, div_650x333, ‘div-336x280_btm’).defineSizeMapping(map650x333).addService(googletag.pubads());
googletag.pubads().enableSingleRequest();
googletag.pubads().collapseEmptyDivs();
googletag.enableServices();
});

googletag.cmd.push(function() {
// not render hided ads according grid css
var map300x600 = googletag.sizeMapping().addSize([768, 0], div_300x600).addSize([0, 0], []).build();
var map970x90 = googletag.sizeMapping().addSize([992, 0], div_970x90).addSize([768, 0], [[728, 90]]).addSize([0, 0], []).build();

googletag.defineSlot(‘/21931593928/vuzlit_970x90’, div_970x90, ‘div-970×90’).defineSizeMapping(map970x90).addService(googletag.pubads());
googletag.defineSlot(‘/21931593928/vuzlit_970x90_btm’, div_970x90, ‘div-970x90_btm’).defineSizeMapping(map970x90).addService(googletag.pubads());
googletag.defineSlot(‘/21931593928/vuzlit_300x600’, div_300x600, ‘div-300×600’).defineSizeMapping(map300x600).addService(googletag.pubads());
googletag.defineSlot(‘/21931593928/vuzlit_300x600_sticky’, div_300x600, ‘div-300x600_sticky’).defineSizeMapping(map300x600).addService(googletag.pubads());
googletag.defineSlot(‘/21931593928/vuzlit_rich’, [1, 1], ‘div-rich’).addService(googletag.pubads());
googletag.pubads().enableSingleRequest();
googletag.enableServices();
});

< Пред

 

СОДЕРЖАНИЕ

  Загрузить 

След >

Основные понятия и определения

Организация, имеющая в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении предприятие по добыче полезных ископаемых, может быть как юридическое лицо ликвидировано в соответствии с Гражданским Кодексом РФ (статья 61) на следующих основаниях:

  • * по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано, или с признанием судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер;
  • * по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Законодательство о недропользовании развивает и дополняет эти основания следующим образом:

  • * при полной отработке запасов полезных ископаемых и отсутствия их прироста в пределах горного отвода и прилегающих площадях;
  • * при технико-экономическом обосновании нецелесообразности дальнейшей разработки месторождения;
  • * при возникновении непосредственной неустранимой угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами;
  • * при возникновении чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, военные действия, катастрофы), выведшие из строя предприятия или объекты.

В техническом аспекте:

  • * под ликвидацией предприятия или его части следует понимать комплекс мероприятий, направленных на полное и окончательное прекращение работ, связанных с добычей и обогащением полезных ископаемых, решение вопросов, связанных с оставшимися запасами, с последующим обязательным осуществлением мероприятий, исключающих доступ в открытые и подземные горные выработки и обеспечивающих безопасность населения, охрану окружающей природной среды, зданий и сооружений, сохранность недр;
  • * под консервацией предприятия или его части следует понимать комплекс мероприятий, направленных на временное прекращение работ, при условии обеспечения готовности всех объектов в будущем к разработке месторождений полезных ископаемых и долговременной сохранности горных выработок.

В соответствии со статьей 26 Закона РФ «О недрах» при полной или частичной ликвидации или консервации предприятия или подземного сооружения горные выработки и буровые скважины должны быть приведены в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей природной среды, зданий и сооружений, а при консервации — также сохранность месторождения, горных выработок и буровых скважин на все время консервации.

Ликвидация или консервация предприятия или его части осуществляется по специальным проектам, выполненным организациями, имеющими соответствующую лицензию, согласованным с органами Госгортехнадзора России и территориальным подразделением МПР и пользователем недр.

Продолжительность периода, в течение которого предприятие должно находиться на консервации до возобновления работ по добыче полезных ископаемых, устанавливается решением органов представительной и исполнительной власти и Госгортехнадзора России и должно быть отражено в проекте.

По истечении установленного периода срок консервации может быть продлен этими же организациями в установленном порядке. До завершения процесса ликвидации или консервации предприятие-пользователь недр несет ответственность, возложенную на него Законом РФ «О недрах».

Для получения разрешения на полную или частичную ликвидацию или консервацию предприятия владелец лицензии на право пользования недрами должен направить письменное заявление в органы представительной власти в зависимости от принадлежности предприятия, его правовой и организационной формы с обоснованием необходимости намечаемой ликвидации или консервации предприятия или его части.

К заявлению прилагаются:

  • а) копии основной горно-графической, топографической, маркшейдерской и геологической документации;
  • б) технико-экономический расчет, обосновывающий необходимость ликвидации или консервации предприятия;
  • в) справки:
    • * об остатках балансовых и забалансовых запасов полезных ископаемых, в том числе промышленных, с разделением на вскрытые, подготовленные и готовые к выемке;
    • * о запасах полезных ископаемых в предохранительных и других целиках с указанием состояния этих запасов;
    • * о наличии попутно добытых, временно не используемых полезных ископаемых, а также отходов производства в хвостохранилищах, отвалах и т.п., содержащих полезные компоненты и пригодных для производства строительных материалов или до-извлечения полезных компонентов;
    • * о состоянии производственных и санитарно-бытовых зданий, сооружений и водоотливных установок, о наличии объемов выработанного пространства и состоянии горных выработок, максимальных фактических и ожидаемых величинах сдвижения земной поверхности;
  • г) перечень мероприятий:
    • * по обеспечению безопасности работ по ликвидации или консервации предприятия;
    • * сохранению предприятия на время его консервации;
    • * по приведению земельных участков, нарушенных горными работами в безопасное состояние, а также в состояние, пригодное для их дальнейшего использования.

При ликвидации и консервации предприятия по добыче полезного ископаемого или его части геологическая, маркшейдерская и иная документация пополняется на момент завершения работ и сдается в установленном порядке на хранение.

Ликвидация и консервация предприятия по добыче полезных ископаемых считаются завершенными после подписания акта о ликвидации или консервации органами, предоставившими лицензию, и органом государственного горного надзора.

 

Источник