Лицензии на добычу полезных ископаемых для иностранных

Лицензии на добычу полезных ископаемых для иностранных thumbnail

Политика и законодательство РФ провозгласили и реализуют мероприятия,
направленные на привлечение иностранных капитальных вложений в народное
хозяйство и в частности в недропользование. С другой стороны, огромные
природные ресурсы нашей страны привлекают зарубежных инвесторов, что в
конечном итоге определяет взаимную заинтересованность.
В сфере недропользования зарубежные компании наиболее активно
действуют в области поиска, разведки и добычи нефти и газа. Создано
около 100 компаний с участием иностранного капитала, занимающихся
поиском и разработкой месторождений, а также оказанием сервисных услуг. В
качестве иностранных соучредителей выступают более 60 компаний США,
Канады, Великобритании, Германии, Австралии и других стран мира. Однако
реальная значимость иностранного участия пока невелика. В 2000 г.
компаниями с иностранными инвестициями было добыто всего 6 процентов
всей добычи нефти по России, несколько выше их доля в общем объеме
инвестиций, что позволяет считать, что процесс привлечения иностранных
инвестиций активизируется. Однако существенного значения он пока не
имеет. Одна из главных причин, сдерживающих приток иностранного
капитала, — отсутствие четко и надежно установленных государством
законодательных гарантий стабильности условий работ и налогового режима.
Серьезный шаг в этом направлении был сделан в 1999 г. принятием ФЗ «Об
иностранных инвестициях в РФ» [93]. Закон установил систему
государственных гарантий деятельности иностранных инвесторов,
гарантировал право иностранных инвесторов приобретать земельные участки и
другие природные ресурсы, в том числе участки недр, в соответствии с
действующим законодательством. Указанные гарантии были подтверждены в
том же году ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в
форме капитальных вложений» [85]. Он отнес к субъектам инвестиционной
деятельности на территории РФ иностранных субъектов предпринимательской
деятельности. В качестве одного из механизмов государственного
регулирования, предусматривающего прямое участие государства в
инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений, декларировано
предоставление концессий не только российским, но и иностранным
инвесторам по результатам торгов (конкурсов и аукционов) в соответствии с
законодательством РФ. При этом, однако, можно напомнить, что закон о
введении в России концессионного режима находится в стадии разработки и
принятия в Государственной думе уже более 10 лет.

Закон ввел новое определение организаций, учредителями которых
являются иностранные лица. Ранее они назывались «совместные
предприятия», затем «предприятия с иностранными инвестициями», в
настоящее время следует применять термин «коммерческая организация с
иностранными инвестициями».
Общую ситуацию в части привлечения крупного иностранного
капитала в российское недропользование можно оценить как выжидание. Пока
не будет принято соответствующее законодательство и не обеспечена его
действенность, капитал в Россию не пойдет. Но в недропользовании, как и
вообще в промышленности, стоит задача активизации притока не только
зарубежного, но главное — отечественного капитала. Именно поэтому ФЗ «О
СРП» и законопроект «О концессиях», первоначально задуманные только для
иностранных компаний, были распространены и на российских инвесторов.
Закон РФ «О недрах» прямо указывает, что «отношения
недропользования с иностранными юридическими и физическими лицами
регулируются настоящим Законом, другими федеральными законами и иными
нормативным и правовыми актами РФ». Они предусматривают как ограничения,
так и преференции (льготы) в отношении зарубежных инвесторов. При этом
масштаб и значимость последних существенно выше. В России для
иностранных инвесторов по существу уже давно установлен так называемый
национальный режим, т.е. режим не менее благоприятный, чем для
отечественных компаний. Более того, ФЗ «Об иностранных инвестициях в
РФ», а также ряд нормативных правовых актов предусматривают
предоставление иностранным инвесторам весьма существенных льгот.
Установленная законом возможность экспорта всей продукции собственного
производства означает, например, в нефтедобыче возможность реализации
продукции по ценам, существенно более высоким, по сравнению с ценами
внутреннего рынка, по которым реализовывали основной объем добычи
российские компании.
В определенной мере дискриминационной можно считать норму,
которая допускает возможность в интересах обеспечения безопасности и
развития промышленности и энергетики РФ на основании представления
заинтересованных органов исполнительной власти введение ограничения на
участие иностранных пользователей в конкурсах (аукционах) на поиск,
разведку и разработку минеральных ресурсов отдельных участков, а также
проведение конкурсов (аукционов) с участием только российских
пользователей [31].
В качестве ограничения можно рассматривать положение Закона РФ
«О недрах» (ст. 17.1) о том, что переход права пользования недрами,
когда юридическое лицо — пользователь недр выступает учре
дителем нового юридического лица, созданного для продолжения
деятельности на предоставленном участке недр в соответствии с лицензией
на пользование участком недр, может быть осуществлен при условии, если
новое юридическое лицо образовано в соответствии с законодательством РФ.

В принципе иностранная компания может зарегистрироваться в
качестве субъекта недропользования. Однако это она должна сделать
заранее, что создает некоторые проблемы.
Элементы ограничения иностранного участия установлены
законодательством в отношении поиска, разведки и добычи драгоценных
металлов и драгоценных камней. Для получения лицензии заявитель должен
представить в государственный орган, уполномоченный на выдачу лицензий,
помимо заявления о предоставлении ему права на осуществление
определенного вида (видов) деятельности с драгоценными металлами и
драгоценными камнями, в частности, документ, удостоверяющий юридический
статус субъекта заявленной деятельности и место его государственной
регистрации.
При осуществлении добычи алмазов в качестве субъектов добычи
субъектам РФ и организациям, созданным без участия (прямого или
косвенного) иностранных лиц, должно принадлежать большинство голосов,
учитываемых при принятии решений органами управления организаций,
осуществляющих деятельность по их добыче на территории РФ.
ФЗ «О континентальном шельфе РФ» обязал иностранных инвесторов:

осуществлять региональное геологическое изучение, поиск,
разведку и разработку минеральных ресурсов только в присутствии
должностного лица органов охраны континентального шельфа и под его
контролем;

обеспечивать бесплатный проезд должностных лиц органов
охраны к месту проведения работ и обратно и использование средств
радиосвязи, а также нести все расходы на содержание, размещение и полное
обеспечение должностных лиц органов охраны наравне с собственным
командным (руководящим) составом.
Ряд преференций для российской стороны установил ФЗ «О СРП», в
частности, соглашением должны предусматриваться обязательства
инвестора:

по предоставлению российским юридическим лицам
преимущественного права на участие в работах по соглашению в качестве
подрядчиков, поставщиков, перевозчиков или в ином качестве на основании
договоров (контрактов) с инвесторами;

по привлечению работников — граждан РФ, количество которых
должно составлять не менее 80 процентов состава всех привле
ченных работников, привлечению иностранных рабочих и специалистов только
на начальных этапах работ по соглашению или при отсутствии рабочих и
специалистов — граждан РФ соответствующих квалификаций;

по размещению заказов на изготовление оборудования,
технических средств и материалов, необходимых для геологического
изучения, добычи и первичной переработки полезных ископаемых, в объеме
не менее 70 процентов общей стоимости таких заказов между российскими
юридическими лицами или иностранными юридическими лицами,
осуществляющими соответствующую деятельность и зарегистрированными в
качестве налогоплательщиков на территории РФ.
При этом, однако, российские товары (оборудование, технические
средства и материалы) в отношении надежности, безопасности, качества и
сроков поставок должны быть конкурентоспособными по отношению к
аналогичным иностранным товарам.
При заключении СРП в ряде случаев государственная сторона
выдвигает в качестве обязательного требования соглашение страхования
всех видов риска и российских страховщиков.
Перечисленные примеры хотя и носят ограничивающий характер,
серьезного отрицательного влияния не оказывают. Подобные требования
являются достаточно распространенными в мировой практике
недропользования.
В противовес дискриминационным мерам законодательство ввело
для иностранных инвесторов и ряд преференций. В первую очередь это
указанные выше государственные гарантии, право свободного вывоза
продукции. ФЗ «О СРП» декларировал возможность в соглашениях,
заключаемых с иностранными гражданами и иностранными юридическими
лицами, предусматривать в соответствии с законодательством РФ отказ
государства от судебного иммунитета, иммунитета в отношении
предварительного обеспечения иска и исполнения судебного и (или)
арбитражного решения. Высший арбитражный суд РФ информировал суды о
введении этого положения и обязал учитывать его при рассмотрении
соответствующей категории дел [56]. Положение об отказе от иммунитета
государства вошло в СРП по проекту Сахалин-І I.
Таким образом, законодательство о недрах по существу не
содержит каких-либо серьезных дискриминационных мер. Низкая
инвестиционная активность зарубежных компаний объясняется общей
экономической и правовой ситуацией, сложившейся в России в этот период.

Контрольные вопросы
1.
Основные принципы и задачи государственного регулирования недропользования.
2.
Понятие системы пользования недрами.
3.
Понятие и значение Государственного фонда недр.
4.
Принципы разграничения предметов ведения и полномочий между
РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления в сфере
недропользования.
5.
Компетенция РФ в сфере недропользования.
6.
Компетенция субъектов РФ в сфере недропользования.
7.
Компетенция органов местного самоуправления в сфере недропользования.
8.
Государственное регулирование отношений недропользования.
9.
Правовое регулирование акваторий.
10.
Организационно-правовой режим недропользования на континентальном шельфе.
11.
Особенности правового режима деятельности иностранных лиц при пользовании недрами.

uchebnik.online/ekologicheskoe-pravo-rf/regulirovanie-deyatelnosti-inostrannyih-35860.html

Источник

(в ред. Федерального закона от 02.01.2000 N 20-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Право пользования участками недр переходит к другому субъекту предпринимательской деятельности в следующих случаях:

реорганизация юридического лица – пользователя недр путем его преобразования – изменения его организационно-правовой формы;

реорганизация юридического лица – пользователя недр путем присоединения к нему другого юридического лица или слияния его с другим юридическим лицом в соответствии с законодательством Российской Федерации;

прекращение деятельности юридического лица – пользователя недр вследствие его присоединения к другому юридическому лицу в соответствии с законодательством Российской Федерации при условии, если другое юридическое лицо будет отвечать требованиям, предъявляемым к пользователям недр, а также будет иметь квалифицированных специалистов, необходимые финансовые и технические средства для безопасного проведения работ;

реорганизация юридического лица – пользователя недр путем его разделения или выделения из него другого юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации, если вновь созданное юридическое лицо намерено продолжать деятельность в соответствии с лицензией на пользование участками недр, предоставленной прежнему пользователю недр;

юридическое лицо – пользователь недр выступает учредителем нового юридического лица, созданного для продолжения деятельности на предоставленном участке недр в соответствии с лицензией на пользование участком недр, при условии, если новое юридическое лицо образовано в соответствии с законодательством Российской Федерации и ему передано имущество, необходимое для осуществления деятельности, указанной в лицензии на пользование участком недр, в том числе из состава имущества объектов обустройства в границах участка недр, а также имеются необходимые разрешения (лицензии) на осуществление видов деятельности, связанных с недропользованием, и доля прежнего юридического лица – пользователя недр в уставном капитале нового юридического лица на момент перехода права пользования участком недр составляет не менее половины уставного капитала нового юридического лица;

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 222-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

передача права пользования участком недр юридическим лицом – пользователем недр, являющимся основным обществом, юридическому лицу, являющемуся его дочерним обществом, передача права пользования участком недр юридическим лицом – пользователем недр, являющимся дочерним обществом, юридическому лицу, являющемуся его основным обществом, если юридическое лицо, которому передается право пользования недрами, создано в соответствии с законодательством Российской Федерации, соответствует требованиям, предъявляемым к пользователю недр законодательством Российской Федерации, условиям проведения конкурса или аукциона на право пользования данным участком недр, условиям лицензии на пользование данным участком недр и такому юридическому лицу передано имущество, необходимое для осуществления деятельности, указанной в лицензии на пользование недрами, в том числе из состава имущества объектов обустройства в границах участка недр, а также передача права пользования участком недр юридическим лицом – пользователем недр, являющимся дочерним обществом основного общества, юридическому лицу, являющемуся дочерним обществом того же основного общества, по его указанию, при соблюдении указанных условий;

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 222-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

приобретение субъектом предпринимательской деятельности в порядке, предусмотренном Федеральным законом “О несостоятельности (банкротстве)”, имущества (имущественного комплекса) предприятия-банкрота (пользователя недр) при условии, что приобретатель имущества является юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации, отвечает квалификационным требованиям, предъявляемым к недропользователю законодательством Российской Федерации о недрах;

заключения концессионного соглашения, договора аренды и иных договоров в отношении централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, предусмотренных Федеральным законом “О водоснабжении и водоотведении”.

(абзац введен Федеральным законом от 07.12.2011 N 417-ФЗ)

(часть первая в ред. Федерального закона от 25.10.2006 N 173-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

При переходе права пользования участком недр лицензия на пользование участком недр подлежит переоформлению. В этом случае условия пользования участком недр, установленные прежней лицензией, пересмотру не подлежат.

Передача права пользования участками недр, предоставленными субъектам предпринимательской деятельности на основании соглашений о разделе продукции, и переоформление лицензий на пользование участками недр осуществляются в соответствии с Федеральным законом “О соглашениях о разделе продукции”.

Лицензии на пользование участками недр подлежат переоформлению также при изменении наименований юридических лиц – пользователей недр.

Порядок переоформления лицензий на пользование участками недр устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр, а порядок переоформления лицензий на пользование участками недр местного значения – законодательством субъекта Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

Отказ в переоформлении лицензий на пользование участками недр может быть обжалован в суд.

Право пользования участком или участками недр, приобретенное юридическим лицом в установленном порядке, не может быть передано третьим лицам, в том числе в порядке переуступки прав, установленной гражданским законодательством, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом или иными федеральными законами.

Лицензия на пользование участками недр, приобретенная юридическим лицом в установленном порядке, не может быть передана третьим лицам, в том числе в пользование.

(часть введена Федеральным законом от 08.08.2001 N 126-ФЗ)

В случае, если настоящим Законом не установлено иное, запрещается переход права пользования участком недр федерального значения к созданному в соответствии с законодательством Российской Федерации юридическому лицу с участием иностранного инвестора или группы лиц, в которую входит иностранный инвестор, которые:

1) имеют право прямо или косвенно распоряжаться (в том числе на основании договора доверительного управления имуществом, договора простого товарищества, договора поручения или в результате других сделок либо по иным основаниям) более чем десятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный (складочный) капитал такого юридического лица;

2) имеют право на основании договора или по иному основанию определять решения, принимаемые таким юридическим лицом, в том числе условия осуществления им предпринимательской деятельности;

3) имеют право назначать единоличный исполнительный орган и (или) более чем десять процентов состава коллегиального исполнительного органа и (или) имеют безусловную возможность избирать более чем десять процентов состава совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления такого юридического лица.

(часть девятая введена Федеральным законом от 29.04.2008 N 58-ФЗ)

По решению Правительства Российской Федерации в исключительных случаях допускается переход права пользования участками недр федерального значения к субъектам предпринимательской деятельности, указанным в части девятой настоящей статьи.

(часть десятая введена Федеральным законом от 29.04.2008 N 58-ФЗ)

Источник

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 12

– Организация оспаривает предписание об устранении нарушений лицензионных требований

– Обладатель лицензии оспаривает отказ внести изменения в лицензию (реестр лицензий)

Лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать:

1) данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии;

2) данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами;

3) указание границ участка недр, предоставляемого в пользование;

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 222-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) указание границ территории, земельного участка или акватории, выделенных для ведения работ, связанных с пользованием недрами;

(в ред. Федеральных законов от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу);

(в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 396-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями;

7) согласованный уровень добычи полезных ископаемых, а также попутных полезных ископаемых (при наличии), предельный объем накопленной добычи полезных ископаемых, установленный в соответствии с проектной документацией на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, согласованной и утвержденной в порядке, предусмотренном статьей 23.2 настоящего Закона, указание собственника добытого полезного ископаемого, а также попутных полезных ископаемых (при наличии);

(см. текст в предыдущей редакции)

8) сроки представления геологической информации о недрах в соответствии со статьей 27 настоящего Закона в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации (в отношении лицензий на пользование участками недр местного значения);

(п. 8 в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 205-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9) условия выполнения требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды;

(п. 9 в ред. Федерального закона от 05.04.2016 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9.1) условия снижения содержания взрывоопасных газов в шахте, угольных пластах и выработанном пространстве до установленных допустимых норм при добыче (переработке) угля (горючих сланцев);

(п. 9.1 введен Федеральным законом от 26.07.2010 N 186-ФЗ)

10) порядок и сроки подготовки проектов ликвидации или консервации горных выработок и рекультивации земель.

Лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими настоящему Закону.

(в ред. Федерального закона от 10.02.1999 N 32-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае значительного изменения объема потребления произведенной продукции по обстоятельствам, независящим от пользователя недр, сроки ввода в эксплуатацию объектов, определенные лицензионным соглашением, могут быть пересмотрены органами, выдавшими лицензию на пользование участками недр, на основании обращения пользователя недр.

(часть третья введена Федеральным законом от 02.01.2000 N 20-ФЗ)

Лицензия на пользование недрами на условиях соглашений о разделе продукции должна содержать соответствующие данные и условия, предусмотренные указанным соглашением.

(часть четвертая введена Федеральным законом от 10.02.1999 N 32-ФЗ)

Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.

Открыть полный текст документа

Источник