Лепка из глины полезна для детей

Лепка из глины полезна для детей thumbnail

Лепить из глины не только увлекательно, это еще и чрезвычайно полезно для здоровья и общего развития ребенка. Узнайте об этом подробно из нашей статьи.

Дети обожают лепить. Дайте ребенку кусок пластилина, тесто для лепки или глину, и он почувствует себя творцом. Работать с глиной можно уже после года – просто мять в руках, а где-то в 3 года ребенок уже вполне может создавать свои первые шедевры.   

«Танец пальцев» придает материи форму, заданную нашим воображением, и название этому «танцу» – ЛЕПКА. Даже если малыш просто размазывает глину по доске или мнет ее без конкретной цели – это все равно чрезвычайно полезно, и в этом есть определенный смысл, пусть даже не всегда понятный взрослым.

Лепка из глины с детьми / istockphoto.com

Из всех материалов для лепки глина, пожалуй, самая удивительная. Глина является уникальным природным материалом. Податливая, теплая, приятная на ощупь – в умелых руках она может превратиться, как в простую детскую игрушку, так и в изящную вазу или скульптуру. 

Глину можно приобрести в магазинах товаров для творчества или непосредственно у мастеров. Также, можно заготовить материал самостоятельно – если вы обнаружите залежи глины в грунте где-нибудь на даче – глину нужно размочить в воде и очистить от песка, мелкого сора. Главное хранить ее в вакуумном пластиковом пакете, так как она очень быстро пересыхает и теряет свои пластические свойства. 

К тому же если она без искусственных добавок и красителей – это абсолютно экологичный материал и даже если ребенок захочет его попробовать на вкус, ничего страшного не случится.

Лепка из глины с детьми / istockphoto.com

Особенности работы с глиной

Традиционно считается, что лучшим материалом для лепки является глина. Предметы, вылепленные из нее, быстро высыхают, готовые изделия можно закалить до определенной степени твердости, а затем окрасить, покрыть росписью. Обожженная глиняная работа становится настоящей игрушкой, скульптурой или украшением, которым ребенок может пользоваться в настоящей жизни или играть и очень этим гордиться.

Главное же состоит в том, что глина одноцветна и, работая с нею, ребенок основное внимание направляет на создание образа, пролепливание формы предмета в целом, в то время как при работе с детским цветным пластилином, окрашенным в активные цвета, дети зачастую лишь приближенно передают форму, удовлетворяясь яркостью цветового решения, цветовой выразительностью. 

Из глины дети лепят с большей последовательностью и внимательнее следят за превращениями куска пластичного материала в готовый предмет. Одним из достоинств глины является то, что она попадает ребенку в руки в том состоянии, которое позволяет сразу начать лепить. 

Навыки, полученные при лепке из глины, могут быть легко потом перенесены на пластилин. А такие необходимые при работе с глиной приемы – примазывание при соединении деталей, заделка трещин – почти не нужны при работе с пластилином.

Лепка из глины – это не только увлекательное занятие, позволяющее создавать своими руками оригинальные изделия.

Гончарное искусство для взрослых / istockphoto.com

Лепка как арт-терапия

Ребёнку, как, впрочем, и взрослому, лепка даёт возможность самым безопасным способом снять напряжение, проявить свои чувства, осознать ценность своей личности. Это самый простой и эффективный способ выявить и развить скрытые способности и навыки, осознать свою уникальность, своё творческое начало.

Для многих детей лепка становится своеобразным мостом между миром реальности и фантазий. Благодаря этому мосту многие из маленьких мечтателей способны перейти из мира своих грёз в существующий мир, свыкнуться с его несовершенством.

Психологи активно используют лепку в качестве одного из направлений арт-терапии, потому что этот способ самовыражения наиболее доступен детям всех возрастов, начиная от двух-трёх годовалых малышей и заканчивая детьми 8-10 лет.

Лепка способствует выражению чувств и эмоций, перенесению внутренних переживаний на объекты окружающей среды, поиску новых невербальных форм взаимодействия с предметами окружающего мира.

Также занятия лепкой помогают активным детям стать более спокойными. Если у ребенка наблюдается недостаток концентрации внимания, тревожность, проблемы со сном, капризы и раздражительность – лепка отлично поможет.

Лепка из глины с детьми / istockphoto.com

Польза лепкой для общего развития

Так как любой предмет имеет объем, он воспринимается ребенком со всех сторон. На основе такого восприятия предмета в сознании малыша формируется образ. Лепка, как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, усвоению целого ряда математических представлений. 

Дети непосредственно сопоставляют части предметов между собой, определяют их размеры (длину, толщину), что в рисунке осуществляется только зрительным путем. 

Стараясь как можно точнее передать форму, малыш активно работает пальцами, причем чаше всего десятью, а это, как известно, способствует развитию речи, а также поможет ему быстрее освоить навыки рисования и письма в будущем.

Также отметим, что в процессе лепки из глины дети развивают чувство ритма, координацию и согласованность движений. Опыт создания шедевров из обычных материалов постепенно научит малыша смотреть на вещи под другим углом, находя оригинальные решения даже в безвыходных ситуациях.

Еще одна специфическая черта лепки — ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней.

Лепка из глины с детьми / istockphoto.com

Лепка также полезна не только детям, но и взрослым

Особенно работа на гончарном круге. Во время лепки вы абстрагируетесь от реальности, в голове прекращается внутренний монолог, уходят навязчивые мысли, тревога. Сознание полностью концентрируется на вращении круга и куске глины, который вам предстоит трансформировать. Работа с глиной дает ощущение обновления и тихой радости. 

Творить – процесс очень увлекательный, способный пробудить в нас новые скрытые способности. И если вдруг Вы обретете себя через искусство, то никогда уже не захотите прекращать свое творчество. Попробуйте! Лепите для здоровья и удовольствия!

Лепка из глины с детьми / istockphoto.com

Также вам будет интересно узнать о том, почему рисование пальчиковыми красками невероятно полезно для ребенка

Источник

«В чём польза работы с глиной для детей»

Здоровье – это, прежде всего гармония

с собой и природой.

Если человек отдаляется от нее, перестает

прислушиваться к своему организму,

то он оказывается незащищенным от заболеваний.

Народная мудрость

Глина — удивительный природный материал, теплый, нежный и податливый, который может превратиться во что угодно, от примитивной, на первый взгляд, детской игрушки до удивительной вазы или изящного подсвечника. Работа с глиной благотворно действует на нервную систему, расслабляет, снимает нервное напряжение.

Так что лепка из глины — это не только интереснейшее творческое занятие, которое может превратиться в любимое хобби. Это еще и способ сбросить накопившуюся отрицательную энергию, снять напряжение, расслабиться, получить массу положительных эмоций.

Конечно, в наших условиях сложно тягаться с современным керамическим производством, с его новейшими технологиями, сложным оборудованием, новыми материалами для отделки. Но создать несложные по технологии изделия можно. Любое из них будет хранить в себе тепло ваших рук, часть души и будет в своем роде настоящим произведением искусства. Ведь другой точно такой же тарелки или вазы больше нет нигде в мире.

Развитие психических процессов у ребенка.

В лепке сочетаются два вида деятельности: умственная и физическая. Для создания поделки надо приложить усилия, выполнить определенные действия, овладеть умениями и практическими навыками, которые пригодятся ребенку в будущем для выполнения разнообразных работ.

Лепка чрезвычайно полезна – этот вид творчества, который:

• прекрасно координирует движение рук;

• способствует развитию речевых навыков ребенка за счет развития тонкой моторики пальцев;

• формирует образное мышление и воображение;

• учит взаимодействовать с объемом и пластикой материала, гармонично использовать в одном изделии выразительные возможности формы, линии и цвета.

В процессе лепки у ребенка развиваются такие нравственно-волевые качества, как целенаправленность и сосредоточенность на определенном занятии, умение преодолевать трудности в работе, помогать товарищу и т. п. При регулярных занятиях лепкой ребенок становится усидчивым, инициативным, пытливым, начинает планировать свои действия и доводить их до конца.

Занятия с глиной предоставляют возможности для психологической разгрузки, снятия внутреннего напряжения, «расковывают» ребенка и взрослого.

Обычно считается, что глина — это материал для декоративно-прикладного творчества и из нее нужно делать поделки, сувениры и украшения.

Но глина — это еще и прекрасный материал для детских игр. Пока она влажная и пластичная, с ней можно обращаться, как с песком в песочнице, строя из нее все необходимое для игры, не боясь сломать или испортить. Когда поделка из глины высохнет, она становится достаточно прочной и может еще некоторое время поработать игрушкой.

Любые занятия лепкой помогают ребенку осваивать пространство, развивают его конструктивные способности, учат находить правильные соотношения частей и целого, развивают мелкую мускулатуру пальцев.

Лепка из глины особенно полезна, потому что внимание ребенка не отвлекается на разные цвета и он сосредоточивается именно на пространственных особенностях работы. Кроме того, глина имеет характерную и очень разнообразную фактуру, влажность, вязкость, что развивает осязание и чувствительность к материалу. Обожженная глиняная работа становится настоящей игрушкой, скульптурой или украшением, которым ребенок может пользоваться в настоящей жизни или играть и очень этим гордиться.

В ребенке постоянно вертится рой фантазий, которые он не может ни высказать, ни воплотить из-за своих ограниченных технических возможностей. Взрослым кажется, что сам он не может ничего путного выдумать и сделать. Конечно, он не может сделать, потому что у него маленькие, слабенькие ручки, небольшой опыт, мало слов для самовыражения. Но идей у него предостаточно, и часто они вовсе не так фантастичны, как кажется взрослым.

Глина — это как раз тот материал, с которым он может легко справиться. Она лучше пластилина, потому что гораздо мягче. И она лучше карандашей и красок, потому что из нее получается реальная вещь, которую можно взять в руки и которой можно поиграть. Если, конечно, не внушать ребенку, что из глины можно лепить только чашки, свистульки и тарелки, а лепить машину, самолет и Бабу Ягу — дурной тон. С глиной каждый легко может стать мастером.

В дополнение к этому работа с глиной имеет глубокое психологическое воздействие. Она сближает людей с их чувствами. Она позволяет облегчить понимание и выход эмоций (особенно негативных, таких, как раздражение, агрессия, гнев, например, дети, которые рассержены, при работе с глиной могут различными способами дать выход своему раздражению. Те, кто испытывает чувство неуверенности и страха, могут обрести ощущение контроля и владения собой благодаря работе с глиной. Дети, испытывающие необходимость в улучшении самооценки, получают необходимое ощущение своего Я. Дети, находящиеся под сильным контролем со стороны взрослых, могут расслабиться и вдоволь навозиться в глиняной «грязи», снимая тем самым накопленное напряжение. Работа с глиной – хороший способ стимулировать словесное выражение чувств у детей, которым не достает таких способностей. Точно такое же воздействие оказывает глина и на взрослых людей – замученных и уставших родителей, находящихся в постоянном стрессе менеджеров и руководителей, испытывающих постоянное напряжение кормильцев семьи…

Для деток лепка из глины — не просто удовольствие, а еще и полезное развивающее занятие. Работа с глиной развивает тактильные и моторные навыки, а также чувство формы и объема. С помощью лепки из глины дети и взрослые снимают напряжение и страхи, развивают мелкую моторику рук. В процессе занятий у ребенка развивается творческое воображение и фантазия, улучшается мелкая моторика рук и самое главное, ребенок приобретает навыки взаимодействия с другими детьми. Кроме того, развивая мелкую моторику рук, у ребенка лучше проходит развитие речи. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

В процессе занятий вы можете не только стать ближе со своим ребенком, но и снять собственное напряжение и зарядиться положительной энергией.

Лепите для здоровья и удовольствия!

Источник

Ирина Бушманова
Консультация для родителей «Польза лепки из глины»

Глина — удивительный природный материал, теплый, нежный и податливый, который может превратиться во что угодно, от примитивной, на первый взгляд, детской игрушки до удивительной вазы или изящного подсвечника. Работа с глиной благотворно действует на нервную систему, расслабляет, снимает нервное напряжение.

Так что лепка из глины — это не только интереснейшее творческое занятие, которое может превратиться в любимое хобби. Это еще и способ сбросить накопившуюся отрицательную энергию, снять напряжение, расслабиться, получить массу положительных эмоций.

Создать несложные по технологии изделия можно, любое из них будет хранить в себе тепло ваших рук, часть души и будет в своем роде настоящим произведением искусства. Ведь другой точно такой же тарелки или вазы больше нет нигде в мире.

В лепкесочетаются два вида деятельности: умственная и физическая. Для создания поделки надо приложить усилия, выполнить определенные действия, овладеть умениями и практическими навыками, которые пригодятся ребенку в будущем для выполнения разнообразных работ.

Лепка чрезвычайно полезна – это вид творчества,который:

• прекрасно координирует движение рук;

• способствует развитию речевых навыков ребенка за счет развития тонкой моторики пальцев;

• формирует образное мышление и воображение;

• учит взаимодействовать с объемом и пластикой материала, гармонично использовать в одном изделии выразительные возможности формы, линии и цвета.

В процессе лепки у ребенка развиваются такие нравственно-волевые качества, как целенаправленность и сосредоточенность на определенном занятии, умение преодолевать трудности в работе, помогать товарищу и т. п. При регулярных занятиях лепкой ребенок становится усидчивым, инициативным, пытливым, начинает планировать свои действия и доводить их до конца.

Занятия с глиной предоставляют возможности для психологической разгрузки, снятия внутреннего напряжения, «расковывают» ребенка и взрослого.

Обычно считается, что глина — это материал для декоративно-прикладного творчества и из нее нужно делать поделки, сувениры и украшения.

Но глина — это еще и прекрасный материал для детских игр. Пока она влажная и пластичная, с ней можно обращаться, как с песком в песочнице, строя из нее все необходимое для игры, не боясь сломать или испортить. Когда поделка из глины высохнет, она становится достаточно прочной и может еще некоторое время поработать игрушкой.

Любые занятия лепкой помогают ребенку осваивать пространство, развивают его конструктивные способности, учат находить правильные соотношения частей и целого, развивают мелкую мускулатуру пальцев.

Лепка из глины особенно полезна, потому что внимание ребенка не отвлекается на разные цвета и он сосредоточивается именно на пространственных особенностях работы. Кроме того, глина имеет характерную и очень разнообразную фактуру, влажность, вязкость, что развивает осязание и чувствительность к материалу. Обожженная глиняная работа становится настоящей игрушкой, скульптурой или украшением, которым ребенок может пользоваться в настоящей жизни или играть и очень этим гордиться.

В ребенке постоянно вертится рой фантазий, которые он не может ни высказать, ни воплотить из-за своих ограниченных технических возможностей. Взрослым кажется, что сам он не может ничего путного выдумать и сделать. Конечно, он не может сделать, потому что у него маленькие, слабенькие ручки, небольшой опыт, мало слов для самовыражения. Но идей у него предостаточно, и часто они вовсе не так фантастичны, как кажется взрослым.

Глина — это как раз тот материал, с которым он может легко справиться. Она лучше пластилина, потому что гораздо мягче. И она лучше карандашей и красок, потому что из нее получается реальная вещь, которую можно взять в руки и которой можно поиграть. Если, конечно, не внушать ребенку, что из глины можно лепить только чашки, свистульки и тарелки, а лепить машину, самолет и Бабу Ягу — дурной тон. С глиной каждый легко может стать мастером.

В дополнение к этому работа с глиной имеет глубокое психологическое воздействие. Она сближает людей с их чувствами. Она позволяет облегчить понимание и выход эмоций (особенно негативных, таких, как раздражение, агрессия, гнев, например, дети, которые рассержены, при работе с глиной могут различными способами дать выход своему раздражению. Те, кто испытывает чувство неуверенности и страха, могут обрести ощущение контроля и владения собой благодаря работе с глиной. Дети, испытывающие необходимость в улучшении самооценки, получают необходимое ощущение своего Я. Дети, находящиеся под сильным контролем со стороны взрослых, могут расслабиться и вдоволь навозиться в глиняной «грязи», снимая тем самым накопленное напряжение.

Работа с глиной – хороший способ стимулировать словесное выражение чувств у детей, которым не достает таких способностей. Точно такое же воздействие оказывает глина и на взрослых людей – замученных и уставших родителей, находящихся в постоянном стрессе менеджеров и руководителей, испытывающих постоянное напряжение кормильцев семьи…

Для деток лепка из глины — не просто удовольствие, а еще и полезное развивающее занятие. Работа с глиной развивает тактильные и моторные навыки, а также чувство формы и объема. С помощью лепки из глины дети и взрослые снимают напряжение и страхи. В процессе занятий у ребенка развивается творческое воображение и фантазия, улучшается мелкая моторика рук и самое главное, ребенок приобретает навыки взаимодействия с другими детьми. Кроме того, развивая мелкую моторику рук, у ребенка лучше проходит развитие речи. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

В процессе занятий вы можете не только стать ближе со своим ребенком, но и снять собственное напряжение и зарядиться положительной энергией.

Источник