Лабораторный практикум по геологии полезных ископаемых

Лабораторный практикум по геологии полезных ископаемых thumbnail

Лабораторный практикум по геологии полезных ископаемых

ЛАБОРАТОРНЫЙ

ПРАКТИКУМ

ПО ГЕОЛОГИИ

ПОЛЕЗНЫХ

ИСКОПАЕМЫХ

Рекомендовано

Комитетом по высшей школе

Министерства науки, высшей школы и технической политики

Российской Федерации в качестве учебного пособия

для студентов геологических специальностей вузов

__________________________________________________________________________

Лабораторный практикум по геологии полезных ископаемых МОСКВА “НЕДРА” 1992

__________________________________________________________________________________________

ББК 26.3

Л 12

УДК 553.2

Авторы:

, ,

Рецензенты:

кафедра разведки месторождений полезных ископаемых Донецкого

политехнического института; д-р геол.-минер. наук, проф. Н. С. Скрипченко

Лабораторный практикум по геологии полезных ископаемых:

Л 12 Учеб. пособие для вузов/В. М. Григорьев, ,

, .– М.: Недра, 1992.–172 с: ил.

ISBN -6

Охарактеризованы геологические условия образования эндогенных, экзогенных и метаморфогенных месторождений, формы тел полезных ископаемых и элементы их залегания, минеральный состав, текстуры, структуры и микротекстуры руд. Описаны наиболее характерные отечественные и зарубежные месторождения всех генетических типов рудных, неметал­лических и горючих полезных ископаемых по единому плану: местоположение, вмещающие породы, структурное положение, морфология и размеры рудных залежей.

Для студентов вузов, изучающих курс «Геология полезных ископаемых».

Л

043(01)-92

96-92

ББК 26.3

ISBN S2-6 © Коллектив авторов, 1992

ПРЕДИСЛОВИЕ

Месторождения полезных ископаемых образуются в различных геологических и физико-химических условиях, которые определяют особенности их минерального и химического состава, строения залежей, положения оруденения в геологической структуре и литолого-стратиграфическом разрезе.

Правильное представление о генезисе содействует рациональному направлению поисковых и разведочных работ и верной оценке промышленных перспектив месторождения. Для этого важно знать не только геологические и физико-химические условия процессов образования месторождений, но и конкретные признаки, по которым определяют генетический тип месторождения.

В пособии рассмотрены формы рудных тел полезных ископаемых и элементы их залегания, минеральный состав, текстуры и структуры руд, геологические и физико-химические условия образования каждого генетического типа месторождений, описаны характерные рудные формации.

За время занятий студент должен, пользуясь учебным пособием, составить краткое описание каждой рудной формации (примерный план: генетический тип, схематический план или разрез, вмещающие породы, геологические структуры, морфология и размеры рудных тел, минеральный состав руд, текстуры и структуры руд, стадии минерализации, околорудные изменения вмещающих пород, примеры месторождений). Необходимо также просмотреть коллекции руд и вмещающих пород месторождений различного генезиса, обратив внимание на их минеральный состав, текстурные особенности, стадийность минерализации и гидротермальные изменения боковых пород.

Дальнейшее изучение генетических типов месторождений студент, должен продолжить также самостоятельно, пользуясь списком рекомендуемой литературы. Для проверки полученных знаний в конце каждого раздела приводятся контрольные вопросы.

Предисловие, заключение и разделы о процессах образования месторождений полезных ископаемых, магматических, карбонатитовых, скарновых, метаморфических, метаморфизованных и вулканических месторождениях написаны ; разделы о минеральном составе, текстурах и структурах руд, о вулканогенно-осадочных, химических и биохимических осадочных месторождениях и корах выветривания на горных породах написаны ; разделы о пегматитовых месторождениях и механических осадочных полезных ископаемых написаны ; разделы о морфологии тел полезных ископаемых и месторождениях полевошпатовых метасоматитов, а также о гипергенных изменениях эндогенных рудных месторождений написаны .

МОРФОЛОГИЯ ТЕЛ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ

В зависимости от геометрической формы тела полезных ископаемых подразделяются на изометрические, плоские, столбообразные и сложные (рис. 1). Изометрические тела (шток, гнездо, штокообразное тело) имеют одинаковые или очень близкие измерения в различных направлениях. Плоские тела (пласт, жила, линза, пластообразное тело и др.) вытянуты в двух направлениях при очень небольшой мощности. Столбообразные тела протягиваются на значительном интервале в одном направлении, обычно по падению; в поперечном сечении они имеют округлую, линзовидную или неправильную форму. Сложные тела полезных ископаемых возникают в результате сочетания тел изометрической, плоской и столбообразной формы.

Положение в пространстве плоских тел определяется азимутом их линии простирания или падения и углом падения. Определение этих элементов залегания обычно производится без затруднений. Значительно сложнее находить элементы залегания столбообразных или линзообразных рудных тел. Для рудного столба следует, прежде всего, установить его ось, горизонтальную проекцию оси и азимут ее простирания. Затем можно определить угол падения (ныряния) рудного столба (рис. 2).

Лабораторный практикум по геологии полезных ископаемых

Рис. 1. Геометрические формы тел полезных ископаемых:

А – изометрические (а – шток, б – гнездо); Б – плоские (а – пласт, б – линза, в – жила); В – столбообразные (а – рудный столб, б – трубообразное тело); 1 – рудные тела; 2 – гранит; 3 –пески; 4 – глины

Лабораторный практикум по геологии полезных ископаемых

Рис. 2. Схема, иллюстрирующая элементы залегания рудного столба с овальным (1) и эллипсовидным (2) горизонтальным сечением:

аб – ось рудного столба (бв – горизонтальная проекция; аг – горизонтальная проекция, вынесенная на поверхность); α – азимут простирания горизонтальной проекции оси рудного столба; β – угол падения или ныряния

Сингенетические тела полезных ископаемых образуются в процессе формирования стратифицированных осадочных и вулканогенно-осадочных толщ (пласты, линзы, чечевицы, сложные пласты), а также в ходе кристаллизации ультраосновных, основных и щелочных интрузивных массивов (гнезда, штоки и пластовые рудные тела хромитов, титаномагнетитов, сульфидных и редкометалльных руд (рис. 3). Поперечные размеры гнездообразных тел обычно не превышают нескольких метров, параметры штокообразных тел измеряются десятками и сотнями метров.

Эпигенетические рудные тела образуются после вмещающих их пород в различной геологической обстановке. В связи с этим форма их весьма разнообразная (табл. 1). Основными структурными элементами, определяющими морфологию рудных тел, являются складки, разрывные нарушения, контакты интрузивных массивов, вулкани­ческие аппараты, трубки прорыва газа. Разрывные нарушении по отношению к рудным телам бывают рудоконтролирующими, рудоподводящими и рудовмещающими, а также дорудными и послерудными. Существенное влияние на морфологию эпигенетических рудных тел оказывают физико-механические свойства и химический состав вмещающих пород (например, благоприятные горизонты для локализации оруденения).

В складках, осложненных разрывными нарушениями, рудные тела имеют форму штоков, гнезд, жил, линз, пластов, рудных столбов, штокверков, минерализованных зон и др. В интрузивных породах к разрывным нарушениям приурочены жилы, рудные столбы, минерализованные зоны, а также штокверки. В зонах контактов интрузивных массивов, осложненных разрывными нарушениями, чаще всего возникают пластообразные и штокообразные рудные тела, рудные столбы, штокверки, минерализованные зоны. В вулканических аппаратах образуются рудные гнезда, линзы, столбы, трубообразные тела, штокверки, жилы.

Лабораторный практикум по геологии полезных ископаемых

Рис. 3. Схематические разрезы сингенетических тел полезных ископаемых в стратифицированных толщах (1) и в интрузивных породах (2):

1 – пески; 2 – глины; 3 – алевролиты; 4 – песчаники; 5 – карбонатные породы; 6 – пласт бурого угля; 7 – сложный пласт осадочных руд марганца; 8–11 – вулканические породы (8 – брекчии, 9 – туфы, 10 – андезитовые порфириты, 11 – базальтовые порфириты); 12 – медноколчеданная рудная залежь; 13 – дуниты; 14 – нориты; 15 – пироксениты; 16 – гнезда хромитов; 17 – пластовые хромитовые тела

Таблица 1

Систематика тел полезных ископаемых по форме в зависимости от их возрастного

соотношения с вмещающими породами

Сингенетические тела

Эпигенетические тела

Геомет­рическая форма тел

в стратифи-цирован-ных толщах

в основных и щелочных интрузивных породах

в складках, осложненных разрывными нарушениями

в интрузивных породах, пересекаемых разрывными

нарушениями

на контактах интрузивных

массивов, осложненных разрывными нарушениями

в вулканических аппаратах и трубках взрыва

Изомет­рическая

Гнездо,

шток

Шток,

гнездо

Шток,

гнездо

Штокооб-разное тело, гнездо

Гнездо

Плоская

Пласт, линза, чечевица

Пласт

Жила, пласт, линза, седло­видная залежь

Жила

Пластооб-разное тело, линза

Жила, линза

Столбо­образная

Рудный

столб

Рудный

столб

Столбообразное тело

Рудный столб, трубообразное тело

Сложная

Сложный пласт

Штокверк, сложная

жила,

минерализо­ванная зона

Штокверк, сложная жила, минерализо­ванная зона

Штокверк, ми­нерализованная зона

Штокверк,

Среди эпигенетических тел полезных ископаемых наиболее распространены жилы (простые плитообразные, сложные, четковидные, камерные, оперенные; (рис. 4), штокверки (рис. 5), рудные столбы (рис. 6). Последние образуются на участках искривления тектонических трещин (а), в узлах сопряжения (б) и пересечения трещин различного направления (в), а также в местах пересечения разрывными нарушениями пластов пород, благоприятных для замещения рудой (г).

Лабораторный практикум по геологии полезных ископаемых

Рис. 4. Схематические разрезы рудных жил:

а – простая; б – сложная; в – четковидная; г – камерная; д – с многочисленными апофизами, приуроченными к оперяющим трещинам скалывания и отрыва

Лабораторный практикум по геологии полезных ископаемых

Рис. 5. Схематическая блок-диаграмма штокверкового месторождения:

1 – гранит, 2 – крупные разрывные нарушения, 3 – прожилково-вкрапленная минерализация

Лабораторный практикум по геологии полезных ископаемых

Рис. 6. Схема, иллюстрирующая различные типы рудных столбов:

1 – тектонические трещины, 2 – известняк, 3 – рудные столбы

Вблизи разрывных нарушений форма рудных тел, а также элементы их залегания часто изменяются. На рис. 7 показано соотношение рудных жил с более ранним по времени возникновения (дорудным) и с более поздним (послерудным) нарушениями. В первом случае образовался раздув жилы (обогащенный участок), внутри нарушения появились лишь мелкие рудные прожилки; произошло выклинивание жилы. Во втором случае жила лишь смещена. Направление этого смещения можно определить по наличию рудных обломков.

Лабораторный практикум по геологии полезных ископаемых

Рис. 7. Схемы, иллюстрирующие соотношение рудных жил с дорудным (а) и послерудным (б) разрывными нарушениями:

1 – граниты, 2 – рудные жилы, 3 – дорудное разрывное нарушение с тектонической глиной вдоль контактов, 4 – послерудное разрывное нарушение с обломками рудной жилы

Контрольные вопросы

1.  Каковы морфологические типы рудных тел.

2.  Как образуются и какова форма сингенетических тел полезных ископаемых.

3.  Как образуются и какова форма эпигенетических тел полезных ископаемых.

4.  Как образуются рудные столбы и каким образом определяются их элементы залегания.

5.  Какие рудные тела называют штокверками и как они образуются.

6.  Каким образом разрывные нарушения оказывают влияние на морфологию рудных тел.

МИНЕРАЛЬНЫЙ СОСТАВ, ТЕКСТУРЫ И СТРУКТУРЫ РУД

Минеральный состав металлических и неметаллических полезных ископаемых включает рудные и нерудные минералы.

К категории рудных обычно относят оксиды и сульфиды тяжелых металлов, самородные металлы и интерметаллические соединения; к категории нерудных – силикаты, карбонаты, галоиды, сульфаты, фосфаты, бораты и самородные элементы, не обладающие металлическими свойствами. Из минералов извлекаются как основные компоненты, так и попутные, заключенные в них химические или механические примеси. Например, в комплексных титаномагнетитовых рудах магматического происхождения главными ценными минералами являются ильменит и магнетит, используемые для извлечения из них титана, железа и ванадия. Последний заключен в магнетите в виде изоморфной примеси. Минералы, входящие в состав руд, но не имеющие промышленной ценности, называют сопутствующими. Количественные соотношения минералов в рудах оценивают по трем категориям: главные (> 10%), второстепенные (1–10%) и редкие (< 1%).

Важнейшие элементы внутреннего строения рудных тел – их текстурные и структурные особенности, характеризующие пространственное распределение минералов, условия их образования, этапность и стадийность рудообразующего процесса. Важное значение имеют текстурно-структурные особенности при качественной оценке руд и технологии их переработки.

Текстура руды определяется пространственным взаиморасположением минеральных агрегатов, отличающихся друг от друга по составу, форме, размерам и структуре.

Структура руды определяется формой, размером и способом сочетания отдельных минеральных зерен или их обломков в пространственно обособленных минеральных агрегатах.

Текстуры и структуры руд месторождений эндогенной, эндогенно-экзогенной и экзогенной серий отличаются по морфологическим особенностям и условиям образования. Для каждой серии выделены характерные группы и подгруппы текстур, возникающие в рудах определенного типа в связи с проявлениями различных геологических процессов (табл. 2, табл. 3).

Таблица 2

Генетическая классификация текстур эндогенных руд

Текстуры магматического образования

Текстуры постмагматического образования

Текстуры метаморфического образования

Генетические группы текстур

ликвационной и кристаллизаци-онной диффе­ренциации расплава

отжимания расплава по тектоническим нарушениям

отложения из гидротермальных растворов в откры­тых полостях

метасоматического замещения

метаморфического преобразования

метаморфического новообразования

Морфологические виды текстур

Вкрапленная, нодулярная, гнездовая, шли-ровая, псевдо­слоистая, мас­сивная

Жильная, прожил-ковая, сетчатая, брекчиево-цемент-ная, брекчиевидно-цементная, поточная

Жильная, прожил-ковая, пересечения прожилков, сетчатая, брекчиево-цемент-ная, брекчиевидно-цементная, кокардо-вая, полосчатая, крустификационная, друзовая, колло-морфная, массивная, гнездовая, вкрапленная

Прожилковидная, каемчатая, унасле-дованно-массивная, унаследованно-полосчатая, вкрапленная заме­щения, реликтовая

Полосчатая, плой-чатая, сланцеватая, развальцевания, брекчирования, будинажа, просечковая

Прожилковая, жильная, массивная, полосчатая, вкрапленная, гнездовая

Генетические группы место­рождений

Магматическая, отчасти карбона-титовая и пегматитовая

Гидротермальная, отчасти скарновая

Скарновая, отчасти гидротермальная, альбититовая, грейзеновая,

пегматитовая,

карбонатитовая

Метаморфизованная

Метаморфическая

Таблица 3

Генетическая классификация текстур эндогенно-экзогенных и экзогенных руд

Эндогенно-экзогенные руды

Экзогенные руды

Генетические группы текстур

Текстуры поствулканического образования

Текстуры выветривания

Текстуры осадочного образования

метасоматического замещения

гидротермально-осадочного отложения

конденсации из газовой фазы

химического и механического изменения

метасоматического замещения

заполнения полостей

химического, биохимичес­кого и меха­нического образования

Морфоло­гические виды текстур

Вкрапленная замещения, гнездовая за­мещения, про­жилковидная, унаследованно-полосчатая, массивная

Слоистая, линзо-видно-слоистая, послойно-вкрап­ленная, послойно-гнездовая, конкре­ционная, обломоч­ная, массивная, колломорфная

Корковая, друзовая, порошкова-тая, прожил-ковая, гнездовая

Трещиноватая, пористая, ка­вернозная, кар­касная, обло­мочная, по-рошковатая, реликтовая

Прожилковидная, каемчатая, сетчатая, вкрапленная замещения, мас­сивная замещения, колломорфная

Прожилковая, сетчатая, це­ментная, кор­ковая, друзовая, колломорфная

Слоистая, линзовидно-слоистая, оолитовая,

конкреци-онная, об­ломочная, органогенная

Генетические группы ме­сторождений

Вулканическая,

вулканогенно-осадочная

Коры выветривания, зоны окисления

Осадочная

ТЕКСТУРЫ ЭНДОГЕННЫХ РУД

Лабораторный практикум по геологии полезных ископаемых

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Источник

Автор(ы):Григорьев В.М., Оникиенко Л.Д., Пилипенко Г.Н., Яковлев П.Д.

Издание:Недра, Москва, 1992 г., 172 стр., УДК: 553.2, ISBN: 5-247-02482-6

Лабораторный практикум по геологии полезных ископаемых. Учебное пособие для вузов

Охарактеризованы геологические условия образования эндогенных, экзогенных и метаморфогенных месторождений, формы тел полезных ископаемых и элементы их залегания, минеральный состав, текстуры, структуры и микротекстуры руд. Описаны наиболее характерные отечественные и зарубежные месторождения всех генетических типов рудных, неметал­лических и горючих полезных ископаемых по единому плану: местоположение, вмещающие породы, структурное положение, морфология и размеры рудных залежей.

Для студентов вузов, изучающих курс «Геология полезных ископаемых».

ТематикаПолезные ископаемые

Издание 2

Автор(ы):Парадеев С.В., Погребицкий Е.О., Поротов Г.С., Рудеико Н.С., Скропышев А.В., Терновой В.И.

Редактор(ы):Погребицкий Е.О.

Издание:Недра, Москва, 1975 г., 216 стр., УДК: 550.8(076.5)

Задачник для лабораторных занятий по курсу «Поиски и разведка месторождений полезных ископаемых»

Первое издание задачника осуществлено в 1966 г. В настоящее издание вошли лучшие задачи из первого издания, а также ряд задач, составленных за последующий период. При этом по отдельным месторождениям или районам составлены комплексные задачи, включающие ряд частных задач, последовательно и во взаимосвязи освещающих многие вопросы поисков, разведки, опробования, подсчета запасов и геолого-экоиомической оценки месторождений Все разделы сопровождаются методическими указаниями, в которых приводится пример решения типичной задачи. На задачи, имеющие числовое решение, даются ответы

Задачник рассчитан на студентов геологоразведочных вузов и факультетов.

ТематикаПолезные ископаемые

Издание:Государственное научно-техническое издательство литературы по геологии и охране недр, Москва, 1954 г., 147 стр.

Пособие к лабораторным занятиям по курсу общей геологии

абораторные замятия по курсу «Общая геология» представляют собой весьма важную часть этого курса. Они имеют своей задачей, во-первых, ознакомить студента с важнейшими горными породами и составляющими их породообразующими минералами, а также с приемами макроскопического определения этих пород и минералов, и, во-вторых, научить пользоваться горным компасом и геологической картой, с применением простейших приемов чтения карты и составления по ней схематических профилей.

Таким образом, программа занятий в основном охватывает два крупных раздела: макроскопическое определение важнейших горных пород и породообразующих минералов и работу с геологической картой и горным компасом.

В учебной литература почти нет руководств, которые моглн бы служить пособием для практических занятий по курсу обшей геологии. Существующие учебники по петрографии и геологической съемке или слишком велики по объему и рассчитаны на обслуживание специальных курсов, или построены как пособия для прохождения теоретической части общего курса геологии. ‘ Изучение геологии начинается с первого курса, студенты которого не имеют подготовки по кристаллографии и минералогии. Поэтому в настоящее пособие включены элементарные сведения из указанных дисциплин, необходимые для ознакомления с горными породами. Оно разделяется на три главы: I) Породообразующие минералы, 2) Горные породы н 3) Геологическая карта.

Автор(ы):Бахтеев М.К., Кизельватер Д.С., Михайлов А.Е., Никитина М.И., Павлинов В.Н., Рыжова А.А., Успенский Е.П., Шершуков В.В.

Издание:Недра, Москва, 1988 г., 196 стр., УДК: [551.243+550.8: 528.94+550.814 ] (075), ISBN: 5-247-00320-9

Лабораторные работы по структурной геологии, геокартированию и дистанционным

Изложены методы и задачи изучения различных форм залегания горных пород, а также трещин и разрывов. Даны примеры выполнения работ по геологическому картированию, задания для закрепления практических навыков. Описаны приемы дешифрирования аэро- и космофотоснимков. Показаны примеры составления геологических карт, схем, стратиграфических колонок и геологических разрезов.
Для студентов вузов, обучающихся по программе курса «Структурная геология, геологическое картирование и дистанционные методы».

ТематикаСтруктурная геология

Автор(ы):Гудымович С.С., Фальк А.Ю., Шаминова М.И.

Издание:Издательство Томского Политехнического Университета, Томск, 2010 г., 36 стр., УДК: 55(076.5)

Методические указания и контрольные задания для решения задач при выполнении лабораторных работ по курсу «Общая геология» по темам «Горный компас», «Складки», «Дизъюнктивы»

Методические указания и контрольные задания для решения задач при выполнении лабораторных работ по курсу «Общая геология» по темам «Горный компас», «Складки», «Дизъюнктивы» для студентов I курса, обучающихся по направлению 130100 «Геология и разведка полезных ископаемых»

Автор(ы):Зайдельман Ф.Р., Никифорова А.С., Смирнова Л.Ф., Шваров А.П.

Издание:Издательство Московского университета, Москва, 2002 г., 53 стр., УДК: 631.4, ISBN: 5-211-04789-3

Практикум по по курсу "Мелиорация почв"

Практикум по курсу «Мелиорация почв» предназначен для студентов — почвоведов университетов. Он построены по программе лекционного курса  «Мелиорация почв» и служит, прежде всего, для его углубленного изучения. В процессе работы на этом практикуме студенты участвуют в лабораторных занятиях и семинарах. Они рассматривают материалы трех основных разделов университетского курса «Мелиорация почв» орошаемое земледелие, мелиорация засоленных почв и мелиорация почв заболоченных территорий Задача практикума заключается в том, чтобы ознакомить студентов с основными понятиями мелиоративного почвоведения и мелиорации почв, дать представление о принципах и способах обоснования и расчета мелиоративных систем. Практикум предусматривает возможность самостоятельного выполнения студентами аналитических работ с использованием методов, принятых в практике мелиоративных изысканий и исследований. 

Отличительной особенностью Практикума является существенное увеличение времени на освоение студентами методов аналитических (лабораторных) и полевых исследований почв как непосредственного объекта мелиорации. К ним относятся, в частности, методы определения засоления почв и оценки качества поливной воды по электропроводности, стабильности кротовых дрен в минеральных почвах, коэффициента фильтрации, экспресс методы определения растворимых соединений двухвалентного железа в грунтовых водах.

Семинары, предусмотренные в составе настоящего Практикума, натравлены на углубленное освоение студентами основных, принципиально важных в мелиоративном отношении положений лекционного курса 

Таким образом в целом Практикум по курсу «Мелиорация почв» направлена то, чтобы помочь студенту сознательно освоить весь объем лекционного материала, подготовиться к коллоквиуму и к экзамену по курсу «Мелиорация почв».

Издание 2

Автор(ы):Амельянчик О.А., Болышева Т.Н., Гомонова Н.Ф., Дурынина Е.П., Егоров В.С., Егорова Е.В., Едемская Н.Л., Карпова Е.А., Минеев В.Г., Прижукова В.Г., Сычев В.Г.

Издание:Московский Государственный Университет, Москва, 2001 г., 688 стр., УДК: 63:54, ISBN: 5-211-04265-4

Практикум по агрохимии. Учебное пособие

В практикум включены методы лабораторных исследований. которые используют при обучении студентов на факультетах агрохимии и почвоведения. Особое место отведено технике лабораторных работ, включая самые современные инструментальные методы.

Для студентов и аспирантов почвенно-агрохимических и агрономи­ческих специальностей университетов. 

Выход в свет второго, дополненного и переработанного издания «Практикума по агрохимии» связано с необходимостью методологи­ческого обеспечения агрохимических исследований по более широкому набору показателей, а также со знакомством с новыми инструментальны­ми методами анализа, нашедшими повсеместное применение в практике агрохимических исследований. Интерес представляют спектроскопи­ческие методы анализа, особенно атомно-абсорбционная спектрофотометрия и спектроскопия в ближней ИК-области. В научно-исследова­тельских учреждениях и высших учебных заведениях широко при­меняются поляриметрические, ионометрические, рентгенофлуоресцентные, атомно-эмиссионные, нейтронно-активационные, хроматографические методы анализа почвы, растений и удобрений.

Поэтому, прежде всего, важно ознакомить пользователя с принципами и особенностями инструментальных методов анализа. Кроме того, в данном учебном пособии излагаются методы анализа разных типов почв, принятые в агрохимической практике при исследовании физико-химических и химических свойств, содержания различных форм биогенных макро- и микроэлементов, а также токсичных веществ. Данные этих анализов позволяют оценить агрохимические свойства и плодородие почв, их экологическое состояние.

Издание:Иркутский Государственный Университет, Иркутск, 2010 г., 49 стр., УДК: 551.24(03), ISBN: 978-5-9624-0440-0

Геотектоника. Лабораторный практикум

Практикум охватывает наиболее важные разделы дисциплины «Геотектоника» и состоит из двух частей. Первая часть «Методика выполнения лабораторных работ»  касается теоретического обоснования и методики выполнения семи лабораторных работ.  

Во второй части практикума  «Графические приложения»  в электронной форме (на диске CD-ROM) помещены карты и схемы для выполнения лабораторных работ.   

Предназначено для бакалавров – направление 020300 – «Геология и специальностей 020300.62 – «Геохимия», 020305.65 – «Геология и геохимия горючих полезных ископаемых», 130304 – «Геология нефти и газа», 130300 – «Прикладная геология», 130301 – «Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых», а также для самостоятельной работы студентов «дистанционным методом».

Лабораторный практикум составлен в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными по дисциплине «Геотектоника»  Государственным образовательным стандартом. При этом учтены традиции преподавания курса «Геотектоника»  на кафедре динамической геологии Иркутского государственного университета.  Основное внимание уделено современным представлениям о геодинамических процессах,  основанных на принципах мобилизма –  тектонике литосферных плит и тектонике плюмов. При этом особое внимание уделено возможности практического освоения студентами главных положений дисциплины «Геотектоника»,  позволяющих им в дальнейшем вести научно-исследовательскую деятельность и работу на производстве на современном научном уровне. 

Издание:Москва, 2012 г., 18 стр.

Лабораторный практикум по магниторазведке

Лабораторный практикум по магниторазведке, предназначен для струдентов, обучающихся по специальности “Геофизические методы поисков и разведки полезных ископаемых”.  Содержит лабораторные работы по основам магниторазведки. В печатном виде не издавался, распространяется в электронном виде свободно.

Источник:Предоставил автор

Издание:КузГТУ им. Т.Ф.Горбачева, Кемерово, 2009 г., 38 стр.

Минералогия. Диагностические свойства минералов

Лабораторные работы цикла “Минералогия” занимают важнейшее место в подготовке студентов направления 130400 “Горное дело” и являются наиболее сложными для усвоения дисциплины “Геология”, поскольку они требуют значительного объема самостоятельной работы студента с литературой, с каменным материалом, а также необходимость запоминания большого количества новых терминов и диагностических свойств отдельных минералов.

Основной целью лабораторных работ этого цикла является научить студента макроскопической диагностике минералов, т.е. определению минералов невооруженным глазом и при помощи легко доступных в быту подручных средств, а также ознакомить с программным перечнем породообразующих и рудных минералов. Поэтому настоящие методические указания содержат, в основном, сведения, характеризующие диагностические свойства минералов и описание этих свойств для отдельных минералов в виде минералогических таблиц.

Лабораторный цикл “Минералогия” охватывает 8 часов лабораторных занятий и включает следующие темы.

Лабораторная работа № 1. Изучение диагностических свойств минералов: морфология минералов и их агрегатов, физические свойства минералов (цвет, твердость, блеск и др.) (2 часа).

Лабораторная работа № 2. Изучение и определение породообразующих и рудных минералов из классов: самородные элементы, сульфиды, оксиды (окислы) и гидроксиды, карбонаты, сульфаты, хлориды, фториды, фосфаты, силикаты и алюмосиликаты (6 часов).

Выполнение лабораторных работ включает в себя: знакомство с эталонной коллекцией минералов под руководством преподавателя; выполнение контрольного задания по определению и описанию минералов индивидуальной задачи; проверку знаний студента диагностических свойств минералов отдельных классов путем тестового или устного опроса.

Обратите внимание, что в качестве примеров при характеристике отдельных диагностических свойств минералов используются только минералы из минералогических таблиц данных методических указаний.

Источник