Курсовая работа по налогам на тему налог на добычу полезных ископаемых

Курсовая работа по налогам на тему налог на добычу полезных ископаемых

Теоретические основы налога на добычу полезных ископаемых. История возникновения и правовой статус, методические аспекты этого вида налогообложения. Анализ поступлений в доходную часть бюджета России и Курской области: проблемы и пути совершенствования.

Подобные документы

  • Общая характеристика понятия “добываемые полезные ископаемые”. Роль и значение налога на добычу полезных ископаемых в налоговой системе РФ. Порядок уплаты налога на добычу полезных ископаемых. Регулярные платежи на добычу полезных ископаемых (роялти).

    реферат, добавлен 18.01.2010

  • История возникновения и основы применения налога на добычу полезных ископаемых. Налогоплательщики, объект, период, налоговая ставка, база, порядок исчисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых. Особенности исчисления газовой отрасли в РФ.

    курсовая работа, добавлен 10.06.2014

  • Изучение теоретических аспектов налогообложения при недропользовании, анализ динамики поступления платежей в федеральный бюджет России. Пути реформирования системы налогообложения на добычу полезных ископаемых и способы оптимизации указанного механизма.

    курсовая работа, добавлен 05.12.2013

  • Характеристика налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и его роль в налоговой системе РФ. Сырьевые налоги в развитых странах. Особенности исчисления налоговой базы по НДПИ. Перспективы изменения и развития налога на добычу полезных ископаемых.

    курсовая работа, добавлен 30.09.2014

  • Плательщики, объект налогообложения, налоговый период налога на добычу полезных ископаемых. Расчет налоговых ставок. Сроки уплаты налога и авансовых платежей по упрощенной системе налогообложения. Оплата стоимости патента. Сумма налога на игорный бизнес.

    контрольная работа, добавлен 12.03.2014

  • Возникновение и развитие налога на добычу полезных ископаемых. Экономическая сущность и элементы НДПИ. Факторы формирования горной ренты. Налогоплательщики и объект налогообложения. Определение налоговой базы. Порядок исчисления и сроки уплаты налога.

    курсовая работа, добавлен 05.04.2015

  • Налог на доходы физических лиц: общая характеристика, плательщики, объект налогообложения, налоговый период, доходы для целей налогообложения, формы получения доходов. Налог на добычу полезных ископаемых. Расчет налогооблагаемой прибыли предприятия.

    контрольная работа, добавлен 02.03.2014

  • Налог на добычу полезных ископаемых: плательщики, объекты налогообложения, ставки, порядок уплаты и декларирования. Особенности исчисления и взимания налога на прибыль организаций. Расчет суммы акциза, подлежащей уплате в бюджет винно-водочным заводом.

    контрольная работа, добавлен 06.04.2013

  • Понятие природных ресурсов, заполнение декларации по налогу на добычу полезных ископаемых. Использование налоговых механизмов для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, научно-технический прогресс.

    реферат, добавлен 04.10.2010

  • Сущность налога на добычу полезных ископаемых, его особо важное фискальное и регулирующее значение в системе платежей за природные ресурсы. Платежи, устанавливаемые при пользовании недрами. Основные преимущества использования ренты на природные ресурсы.

    презентация, добавлен 30.07.2015

  • главная
  • рубрики
  • по алфавиту
  • вернуться в начало страницы
  • вернуться к подобным работам

Источник

Налог на добычу полезных ископаемых в РФ

РОССИЙСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

Факультет
Экономический

Кафедра
Бухгалтерский учет, анализ и аудит

КУРСОВАЯ
РАБОТА

на
тему «Налог на добычу полезных ископаемых в РФ


«Налоги и налогообложение»

Разработчик Воронина А.С.

Студентка группы ЭЭ-306

Студенческий билет № 1032111373

Научный руководитель

к.э.н., доц. Петровская М.В.

Москва 2014

Содержание

Введение

1.   ОСОБЕННОСТИ НАЛОГА НА ДОБЫЧУ
ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

.1   Характеристика налога на добычу
полезных ископаемых (НДПИ) и его роль в налоговой системе РФ

1.2    Сырьевые налоги в развитых
странах

2.   ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА
ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ

.1   Основные элементы НДПИ

.3      Перспективы изменения и
развития налога на добычу полезных ископаемых

Заключение

Список
используемой литературы

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Налог – необходимое звено в современных
экономических отношениях общества, которое появилось с возникновением
государства. Он является главным экономическим рычагом, с помощью которого
государство влияет на рыночную экономику. Незаменимой составляющей налоговой
системы являются ресурсные платежи.

Любое государство заинтересовано не только в
денежной стороне взимаемого налога при добыче полезных ископаемых. Большую роль
играет и регулирование исчерпаемых и возобновляемых природных ресурсов, где
налог выступает в роли регулятора рациональности при использовании природных
ресурсов. Это является одной из главных задач государства в настоящее время,
где с каждым годом всё более ценится качество, а не количество предлагаемых
ресурсов.

Данный конкретный налог осуществляет
правоотношения между организациями, индивидуальными предпринимателями, которые
могут использовать недра, и государством.

Тема курсовой работы о налоге на добычу полезных
ископаемых выбрана не случайно. Сегодня экономика страны держится в основном на
огромном и разнообразном ресурсном потенциале, поэтому большую роль играет
регулирование и контроль добычи. Актуальность темы подтверждают причины:

·        Увеличение взаимодействия между
человеком и природой;

·        Ухудшения окружающей среды;

·        Рост технологической и рекреационной
нагрузки на природный комплекс;

·        Уменьшение экономической доступности
природных ресурсов.

Целью курсовой работы – раскрыть роль и значение
налога на добычу полезных ископаемых в налоговой системе Российской Федерации,
рассмотреть особенности исчисления данного налога.

         В соответствии с этим, задачами работы
являются:

рассмотреть особенности налога на добычу
полезных ископаемых;

выявить роль НДПИ в налоговой системе РФ;

определить основные элементы налога на добычу
полезных ископаемых;

выявить особенности при исчислении налога на
добычу полезных ископаемых;

проанализировать перспективы изменения НДПИ в
России.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка использованной литературы и приложения.

В первой главе описывается характеристика налога
на добычу полезных ископаемых, роль и значимость конкретного налога в
государстве и анализируются аналогичные сырьевые налоги в других странах.

Во второй главе рассмотрим основные элементы
НДПИ, исчислим налоговую базу на нескольких примерах, а также оценим
действующий налог сейчас и перспективу в будущем.

В представленной работе методами исследования
являются системный анализ, исследование операций, метод сравнения и обобщения.

Думаю, каждый знает такие популярные изречения о
налоге как:

«В жизни неизбежны две вещи – смерть и налоги»
Б. Франклин

«Налог – это дозволенная форма грабежа» Фома
Аквинский.

На протяжении длительного времени, включая
начало ХХ в., изучали главный элемент государственного хозяйства – налоги.
Смысл фраз не изменился спустя несколько столетий. В сути лежит богатый
многовековой жизненный опыт людей, который передаётся от поколения к поколению.

1 ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА НАЛОГА НА ДОБЫЧУ
ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

.1      Характеристика налога на добычу полезных
ископаемых (НДПИ) и его роль в налоговой системе РФ

налог добыча ископаемые

Налог на добычу полезных ископаемых считается
одним из самых «молодых» налогов в Российской Федерации.

В системе налогообложения при пользовании
недрами, действующей до НДПИ, использовали три налоговых платежа:

·        плата за пользование недрами;

·        отчисления на воспроизводство
минерально-сырьевой базы (ОВМСБ);

·        акциз на нефть и стабильный газовый
конденсат.

Платежи за пользование недрами были в форме
разовых взносов или регулярных платежей в течение срока реализации
предоставленного права. Порядок, условия уплаты, критерии определения ставок
устанавливались Правительством РФ по всем месторождениям индивидуально. При
наличии определенных условий, недропользователям предоставлялся достаточно
широкий выбор льгот, вплоть до освобождения от уплаты вышеназванных платежей.
ОВМСБ носили целевой характер и были направлены только на увеличение
минерально-сырьевой базы.

В законодательстве РФ, которое действовало до
2002 года, включающем разделы о платности пользования недрами, существовали
некоторые недостатки – рамочный характер и нечеткое определение основных
элементов налогообложения при исчислении налога при пользовании недрами. При
проведении налоговой реформы от 1 января 2002г. Федеральным законом №126-ФЗ
введена в действие глава 26 “Налог на добычу полезных ископаемых” НК
РФ. Таким образом, в Российской Федерации законодательно установили
обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с пользователей
недр при добыче полезных ископаемых из недр (отходов, потерь). Платежи за
пользование недрами при добыче полезных ископаемых, отчисления на
воспроизводство минерально-сырьевой базы, акциз на нефть и газовый конденсат на
данный момент отменили.

В результате исследования 2012 года Россия в
очередной раз приобрела статус великой сырьевой державы, в том числе она
занимает лидирующие позиции по добыче нефти и газа. Примерно в год российские
компании добывают 0,5 млрд. тонн нефти и почти половина сырого сырья уходит на
экспорт. Кроме того, страна контролирует более 20% мирового экспорта газа, с
показателем в 179 млрд. кубометров.

После введения налога на добычу в 2002 году
налоговые поступления и таможенные платежи топливно-энергетического комплекса в
федеральный бюджет значительно выросли и продолжают расти по сегодняшний день.

Налог на добычу полезных ископаемых распределяют
в федеральный бюджет (60%) и бюджет субъектов РФ (40%). Исключением является
налог в виде углеводородного сырья, который поступает почти полностью в доход
федерального бюджета (95%).

Посмотрим наглядно, сколько составляет доля НДПИ
в федеральном и консолидированном бюджете России в течение последних 6 лет –
Рис.1.

Рис. 1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ И КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ
СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, 2008-2013гг.

Источник: составлено автором по
данным Министерства финансов Российской Федерации. – Режим доступа:
<#”814350.files/image002.gif”>

Рис. 1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ И КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ
СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, 2008-2013гг.

Рис. 2 10 САМЫХ БЛАГОПРИЯТНЫХ НАЛОГОВЫХ СИСТЕМ
МИРА, 2013гг.

Источник

НОУ «АКАДЕМИЯ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ (ИНСТИТУТ)»

Псковский филиал

Очное отделение

КУРСОВАЯ РАБОТА

Дисциплина: Налоговое право

Тема: «Налог на добычу полезных ископаемых»

Псков

2010

Содержание

Введение

Глава 1. Сущность налога на добычу полезных ископаемых

1.1 Субъект налога на добычу полезных ископаемых

1.2 Объект налога на добычу полезных ископаемых

1.3 Добытое полезное ископаемое

1.4 Налоговая база и порядок определения количества добытого полезного ископаемого

1.5 Налоговая ставка

Глава 2. Налог на добычу полезных ископаемых: анализ судебной практики

2.1 Общие положения

2.2 Конкретные примеры

Заключение

Список литературы

Введение

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Неотъемлемой частью налоговой системы являются ресурсные платежи. Актуальность выбранной темы курсовой работы заключается в том, что плата за природные ресурсы, как форма реализации экономических отношений между собственником природных ресурсов и их пользователем, занимает центральное место в экономическом механизме природопользования. Обязательные платежи, взимаемые государством за пользование недрами, чаще всего бывают в форме прямых или косвенных налогов, либо особых целевых платежей. Рациональное природопользование и охрана окружающей среды относятся к числу важнейших научно-практических задач.

Актуальность и масштаб экологических проблем связаны с усилением взаимодействия общества и природы, ухудшением качества окружающей природной среды, возрастанием технологических и рекреационных нагрузок на природные комплексы, уменьшением доступности природных ресурсов и рядом других причин. Хозяйственное использование тех или иных природных ресурсов, имеющих как сырьевой, так и несырьевой характер (например, рекреационных ресурсов), вызывает объективную необходимость осуществления природопользователями расчетов с государством, являющимся в большинстве случаев собственником этих ресурсов и несущим бремя расходов по восстановлению природного потенциала на территории России. Ресурсные налоги и платежи применяются в основном в добывающих отраслях (нефтяной, угольной), представляют собой плату за добычу или использование природных ресурсов (вода, земля, лесные угодья, полезные ископаемые), кроме фискального и регулирующего воздействия на процесс производства могут предусматривать экологический эффект (ограничение потребления природных ресурсов и охрану окружающей среды). Начиная с 2000 г. и по настоящее время в Российской Федерации реализуется пакет мер полномасштабной налоговой реформы. К числу задач налоговой реформы можно отнести: упрощение процесса уплаты и сбора налогов, уменьшение налогового бремени путем снижения предельных ставок налогов, повышение горизонтальной справедливости налоговой системы путем расширения налоговой базы за счет сокращения льгот по налогам, повышение прогрессивности налога в результате сокращения возможностей уклонения от уплаты налога высокодоходными группами населения. В рамках налоговой реформы с 1 января 2002 г. Федеральным законом от 08.08.2001 № 126-ФЗ введена в действие гл.26 “Налог на добычу полезных ископаемых” НК РФ. Одновременно были отменены акциз на нефть и стабильный газовый конденсат, платежи за пользование недрами при добыче полезных ископаемых и отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Цель курсовой работы является раскрыть роль и значение налога на добычу полезных ископаемых в налоговой системе РФ. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

– рассмотреть налог на добычу полезных ископаемых;

– определить место и роль налога на добычу полезных ископаемых в налоговой системе страны;

– описать основные элементы налога на добычу полезных ископаемых;

– исследовать особенности исчисления налога на добычу полезных ископаемых на практических примерах.

Глава 1. Сущность налога на добычу полезных ископаемых

1.1 Налогоплательщики

Главой 26 НК определен порядок исчисления налога на добычу полезных ископаемых.

Налогоплательщики подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых по месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации, в течение 30 календарных дней с момента государственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр. При этом местом нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование, признается территория субъекта (субъектов) Российской Федерации, на которой (которых) расположен участок недр.

Налогоплательщики, осуществляющие добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (либо арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование, подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщика налога по месту нахождения организации либо по месту жительства физического лица.

Особенности постановки на учет налогоплательщиков в качестве налогоплательщиков налога определяются Министерством финансов Российской Федерации, а именно приказом МНС России от 31.12.2003 № БГ-3-09/731 “Об утверждении особенностей постановки на учет в налоговом органе организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых”. Как следует из этого документа, постановка на учет (снятие с учета) происходит в уведомительном порядке. Лицензирующие органы передают в налоговые органы соответствующие сведения о предоставлении прав на пользование природными ресурсами. Те в свою очередь направляют налогоплательщику уведомление о постановке на учет в налоговом органе. На все эти операции государственным органам отведено 30 дней с момента выдачи лицензии (разрешения) на пользование участком недр. Обращаю внимание: если налогоплательщик ведет добычу полезных ископаемых на нескольких участках, расположенных в разных муниципальных образованиях субъекта Российской Федерации, постановка на учет производится только в одном налоговом органе. Тот факт, что плательщики НДПИ подлежат постановке на учет по месту нахождения участка недр, определяет особенности уплаты этого налога и порядок заполнения платежных документов. Что же касается взаимодействия налогоплательщика с налоговыми органами – представления налоговой декларации, подачи заявлений о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога или излишне взысканного налога, – то оно осуществляется через инспекцию по месту нахождения (жительства) налогоплательщика или межрайонную (межрегиональную) инспекцию (в случае постановки на учет в такой инспекции

Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых являются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Права и обязанности пользователя недр возникают с момента государственной регистрации лицензии на пользование участками недр, а при предоставлении права пользования недрами на условиях соглашений о разделе продукции с момента вступления в силу такого соглашения. Отсутствие лицензии на право пользования недрами означает, что нет и обязанности по уплате налога, поскольку в данном случае в соответствии с пунктом 1 статьи 17 НК РФ не определен налогоплательщик. Однако в такой ситуации (отсутствие обязанности по уплате НДПИ) лицо, пользующееся недрами без соответствующей лицензии, должно возместить государству убытки. Это установлено статьей 51 Закона о недрах и распоряжением Правительства РФ от 22.08.98 № 1214-Р “О возмещении убытков, причиненных в результате самовольного пользования недрами”. Нередко на практике складываются ситуации, когда полезные ископаемые добываются в рамках осуществления совместной деятельности или для фактического выполнения работ по добыче привлекаются подрядчики. Плательщиком НДПИ в таком случае является лицо, которому выдана лицензия на право пользования недрами. Именно оно должно вести учет количества добытого полезного ископаемого, исчислять и уплачивать налог, а также представлять налоговую декларацию

В соответствии с п. 3 ст. 8 Закона Российской Федерации от 8 августа 2008г. № 126 лицензия на пользование участками недр, приобретенная юридическим лицом в установленном порядке, не может быть передана третьим лицам, в том числе в пользование.

Пользователи недр подлежат постановке на учет в качестве плательщиков налога на добычу полезных ископаемых по месту нахождения участка недр, предоставленного им в пользование. При добыче полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также за пределами территории Российской Федерации (на арендуемых территориях или на террито

Источник