Курсовая по теме налог на добычу полезных ископаемых

Теоретические основы налога на добычу полезных ископаемых. История возникновения и правовой статус, методические аспекты этого вида налогообложения. Анализ поступлений в доходную часть бюджета России и Курской области: проблемы и пути совершенствования.
Подобные документы
Общая характеристика понятия “добываемые полезные ископаемые”. Роль и значение налога на добычу полезных ископаемых в налоговой системе РФ. Порядок уплаты налога на добычу полезных ископаемых. Регулярные платежи на добычу полезных ископаемых (роялти).
реферат, добавлен 18.01.2010
История возникновения и основы применения налога на добычу полезных ископаемых. Налогоплательщики, объект, период, налоговая ставка, база, порядок исчисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых. Особенности исчисления газовой отрасли в РФ.
курсовая работа, добавлен 10.06.2014
Изучение теоретических аспектов налогообложения при недропользовании, анализ динамики поступления платежей в федеральный бюджет России. Пути реформирования системы налогообложения на добычу полезных ископаемых и способы оптимизации указанного механизма.
курсовая работа, добавлен 05.12.2013
Характеристика налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и его роль в налоговой системе РФ. Сырьевые налоги в развитых странах. Особенности исчисления налоговой базы по НДПИ. Перспективы изменения и развития налога на добычу полезных ископаемых.
курсовая работа, добавлен 30.09.2014
Плательщики, объект налогообложения, налоговый период налога на добычу полезных ископаемых. Расчет налоговых ставок. Сроки уплаты налога и авансовых платежей по упрощенной системе налогообложения. Оплата стоимости патента. Сумма налога на игорный бизнес.
контрольная работа, добавлен 12.03.2014
Возникновение и развитие налога на добычу полезных ископаемых. Экономическая сущность и элементы НДПИ. Факторы формирования горной ренты. Налогоплательщики и объект налогообложения. Определение налоговой базы. Порядок исчисления и сроки уплаты налога.
курсовая работа, добавлен 05.04.2015
Налог на доходы физических лиц: общая характеристика, плательщики, объект налогообложения, налоговый период, доходы для целей налогообложения, формы получения доходов. Налог на добычу полезных ископаемых. Расчет налогооблагаемой прибыли предприятия.
контрольная работа, добавлен 02.03.2014
Налог на добычу полезных ископаемых: плательщики, объекты налогообложения, ставки, порядок уплаты и декларирования. Особенности исчисления и взимания налога на прибыль организаций. Расчет суммы акциза, подлежащей уплате в бюджет винно-водочным заводом.
контрольная работа, добавлен 06.04.2013
Понятие природных ресурсов, заполнение декларации по налогу на добычу полезных ископаемых. Использование налоговых механизмов для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, научно-технический прогресс.
реферат, добавлен 04.10.2010
Сущность налога на добычу полезных ископаемых, его особо важное фискальное и регулирующее значение в системе платежей за природные ресурсы. Платежи, устанавливаемые при пользовании недрами. Основные преимущества использования ренты на природные ресурсы.
презентация, добавлен 30.07.2015
- главная
- рубрики
- по алфавиту
- вернуться в начало страницы
- вернуться к подобным работам
НОУ «АКАДЕМИЯ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ (ИНСТИТУТ)»
Псковский филиал
Очное отделение
КУРСОВАЯ РАБОТА
Дисциплина: Налоговое право
Тема: «Налог на добычу полезных ископаемых»
Псков
2010
Содержание
Введение
Глава 1. Сущность налога на добычу полезных ископаемых
1.1 Субъект налога на добычу полезных ископаемых
1.2 Объект налога на добычу полезных ископаемых
1.3 Добытое полезное ископаемое
1.4 Налоговая база и порядок определения количества добытого полезного ископаемого
1.5 Налоговая ставка
Глава 2. Налог на добычу полезных ископаемых: анализ судебной практики
2.1 Общие положения
2.2 Конкретные примеры
Заключение
Список литературы
Введение
Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Неотъемлемой частью налоговой системы являются ресурсные платежи. Актуальность выбранной темы курсовой работы заключается в том, что плата за природные ресурсы, как форма реализации экономических отношений между собственником природных ресурсов и их пользователем, занимает центральное место в экономическом механизме природопользования. Обязательные платежи, взимаемые государством за пользование недрами, чаще всего бывают в форме прямых или косвенных налогов, либо особых целевых платежей. Рациональное природопользование и охрана окружающей среды относятся к числу важнейших научно-практических задач.
Актуальность и масштаб экологических проблем связаны с усилением взаимодействия общества и природы, ухудшением качества окружающей природной среды, возрастанием технологических и рекреационных нагрузок на природные комплексы, уменьшением доступности природных ресурсов и рядом других причин. Хозяйственное использование тех или иных природных ресурсов, имеющих как сырьевой, так и несырьевой характер (например, рекреационных ресурсов), вызывает объективную необходимость осуществления природопользователями расчетов с государством, являющимся в большинстве случаев собственником этих ресурсов и несущим бремя расходов по восстановлению природного потенциала на территории России. Ресурсные налоги и платежи применяются в основном в добывающих отраслях (нефтяной, угольной), представляют собой плату за добычу или использование природных ресурсов (вода, земля, лесные угодья, полезные ископаемые), кроме фискального и регулирующего воздействия на процесс производства могут предусматривать экологический эффект (ограничение потребления природных ресурсов и охрану окружающей среды). Начиная с 2000 г. и по настоящее время в Российской Федерации реализуется пакет мер полномасштабной налоговой реформы. К числу задач налоговой реформы можно отнести: упрощение процесса уплаты и сбора налогов, уменьшение налогового бремени путем снижения предельных ставок налогов, повышение горизонтальной справедливости налоговой системы путем расширения налоговой базы за счет сокращения льгот по налогам, повышение прогрессивности налога в результате сокращения возможностей уклонения от уплаты налога высокодоходными группами населения. В рамках налоговой реформы с 1 января 2002 г. Федеральным законом от 08.08.2001 № 126-ФЗ введена в действие гл.26 “Налог на добычу полезных ископаемых” НК РФ. Одновременно были отменены акциз на нефть и стабильный газовый конденсат, платежи за пользование недрами при добыче полезных ископаемых и отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Цель курсовой работы является раскрыть роль и значение налога на добычу полезных ископаемых в налоговой системе РФ. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
– рассмотреть налог на добычу полезных ископаемых;
– определить место и роль налога на добычу полезных ископаемых в налоговой системе страны;
– описать основные элементы налога на добычу полезных ископаемых;
– исследовать особенности исчисления налога на добычу полезных ископаемых на практических примерах.
Глава 1. Сущность налога на добычу полезных ископаемых
1.1 Налогоплательщики
Главой 26 НК определен порядок исчисления налога на добычу полезных ископаемых.
Налогоплательщики подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых по месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации, в течение 30 календарных дней с момента государственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр. При этом местом нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование, признается территория субъекта (субъектов) Российской Федерации, на которой (которых) расположен участок недр.
Налогоплательщики, осуществляющие добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (либо арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование, подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщика налога по месту нахождения организации либо по месту жительства физического лица.
Особенности постановки на учет налогоплательщиков в качестве налогоплательщиков налога определяются Министерством финансов Российской Федерации, а именно приказом МНС России от 31.12.2003 № БГ-3-09/731 “Об утверждении особенностей постановки на учет в налоговом органе организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых”. Как следует из этого документа, постановка на учет (снятие с учета) происходит в уведомительном порядке. Лицензирующие органы передают в налоговые органы соответствующие сведения о предоставлении прав на пользование природными ресурсами. Те в свою очередь направляют налогоплательщику уведомление о постановке на учет в налоговом органе. На все эти операции государственным органам отведено 30 дней с момента выдачи лицензии (разрешения) на пользование участком недр. Обращаю внимание: если налогоплательщик ведет добычу полезных ископаемых на нескольких участках, расположенных в разных муниципальных образованиях субъекта Российской Федерации, постановка на учет производится только в одном налоговом органе. Тот факт, что плательщики НДПИ подлежат постановке на учет по месту нахождения участка недр, определяет особенности уплаты этого налога и порядок заполнения платежных документов. Что же касается взаимодействия налогоплательщика с налоговыми органами – представления налоговой декларации, подачи заявлений о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога или излишне взысканного налога, – то оно осуществляется через инспекцию по месту нахождения (жительства) налогоплательщика или межрайонную (межрегиональную) инспекцию (в случае постановки на учет в такой инспекции
Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых являются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Права и обязанности пользователя недр возникают с момента государственной регистрации лицензии на пользование участками недр, а при предоставлении права пользования недрами на условиях соглашений о разделе продукции с момента вступления в силу такого соглашения. Отсутствие лицензии на право пользования недрами означает, что нет и обязанности по уплате налога, поскольку в данном случае в соответствии с пунктом 1 статьи 17 НК РФ не определен налогоплательщик. Однако в такой ситуации (отсутствие обязанности по уплате НДПИ) лицо, пользующееся недрами без соответствующей лицензии, должно возместить государству убытки. Это установлено статьей 51 Закона о недрах и распоряжением Правительства РФ от 22.08.98 № 1214-Р “О возмещении убытков, причиненных в результате самовольного пользования недрами”. Нередко на практике складываются ситуации, когда полезные ископаемые добываются в рамках осуществления совместной деятельности или для фактического выполнения работ по добыче привлекаются подрядчики. Плательщиком НДПИ в таком случае является лицо, которому выдана лицензия на право пользования недрами. Именно оно должно вести учет количества добытого полезного ископаемого, исчислять и уплачивать налог, а также представлять налоговую декларацию
В соответствии с п. 3 ст. 8 Закона Российской Федерации от 8 августа 2008г. № 126 лицензия на пользование участками недр, приобретенная юридическим лицом в установленном порядке, не может быть передана третьим лицам, в том числе в пользование.
Пользователи недр подлежат постановке на учет в качестве плательщиков налога на добычу полезных ископаемых по месту нахождения участка недр, предоставленного им в пользование. При добыче полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также за пределами территории Российской Федерации (на арендуемых территориях или на террито
Ñêà÷èâàíèå íà÷àëîñü.
Âçàìåí îòïðàâüòå íà ñàéò îäíó èç âàøèõ õîðîøèõ ðàáîò
Ïîæàëóéñòà, íå çàãðóæàéòå ðàáîòû, òîëüêî-÷òî ñêà÷àííûå èç Èíòåðíåòà. Ïîäáåðèòå ðàáîòó, â êîòîðóþ âëîæåíû âàøè çíàíèÿ è òðóä – ðàáîòó, êîòîðîé âû õîòåëè áû ïîäåëèòüñÿ ñ äðóãèìè ñòóäåíòàìè. Îíè áóäóò ïðèçíàòåëüíû âàì.
Åñëè âàñ ïîäæèìàþò ñðîêè, ðåêîìåíäóåì îáðàòèòüñÿ â êîìïàíèþ Multiwork. Ïåðåéäèòå ïî ññûëêå, ÷òîáû óçíàòü ñòîèìîñòü óíèêàëüíîé ðàáîòû è ñäåëàòü çàêàç ó ïðîôåññèîíàëîâ.
Èñòîðèÿ âîçíèêíîâåíèÿ è îñíîâû ïðèìåíåíèÿ íàëîãà íà äîáû÷ó ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ. Íàëîãîïëàòåëüùèêè, îáúåêò, ïåðèîä, íàëîãîâàÿ ñòàâêà, áàçà, ïîðÿäîê èñ÷èñëåíèÿ è óïëàòû íàëîãà íà äîáû÷ó ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ. Îñîáåííîñòè èñ÷èñëåíèÿ ãàçîâîé îòðàñëè â ÐÔ.
Íàæàâ íà êíîïêó “Ñêà÷àòü àðõèâ”, âû ñêà÷àåòå íóæíûé âàì ôàéë ñîâåðøåííî áåñïëàòíî.
Ïåðåä ñêà÷èâàíèåì äàííîãî ôàéëà âñïîìíèòå î òåõ õîðîøèõ ðåôåðàòàõ, êîíòðîëüíûõ, êóðñîâûõ, äèïëîìíûõ ðàáîòàõ, ñòàòüÿõ è äðóãèõ äîêóìåíòàõ, êîòîðûå ëåæàò íåâîñòðåáîâàííûìè â âàøåì êîìïüþòåðå. Ýòî âàø òðóä, îí äîëæåí ó÷àñòâîâàòü â ðàçâèòèè îáùåñòâà è ïðèíîñèòü ïîëüçó ëþäÿì. Íàéäèòå ýòè ðàáîòû è îòïðàâüòå â áàçó çíàíèé.
Ìû è âñå ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäåì âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
×òîáû ñêà÷àòü àðõèâ ñ äîêóìåíòîì, â ïîëå, ðàñïîëîæåííîå íèæå, âïèøèòå ïÿòèçíà÷íîå ÷èñëî è íàæìèòå êíîïêó “Ñêà÷àòü àðõèâ”
Ïîäîáíûå äîêóìåíòû
Îáùàÿ õàðàêòåðèñòèêà ïîíÿòèÿ “äîáûâàåìûå ïîëåçíûå èñêîïàåìûå”. Ðîëü è çíà÷åíèå íàëîãà íà äîáû÷ó ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ â íàëîãîâîé ñèñòåìå ÐÔ. Ïîðÿäîê óïëàòû íàëîãà íà äîáû÷ó ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ. Ðåãóëÿðíûå ïëàòåæè íà äîáû÷ó ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ (ðîÿëòè).
ðåôåðàò [49,0 K], äîáàâëåí 18.01.2010
Õàðàêòåðèñòèêà íàëîãà íà äîáû÷ó ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ (ÍÄÏÈ) è åãî ðîëü â íàëîãîâîé ñèñòåìå ÐÔ. Ñûðüåâûå íàëîãè â ðàçâèòûõ ñòðàíàõ. Îñîáåííîñòè èñ÷èñëåíèÿ íàëîãîâîé áàçû ïî ÍÄÏÈ. Ïåðñïåêòèâû èçìåíåíèÿ è ðàçâèòèÿ íàëîãà íà äîáû÷ó ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [1,5 M], äîáàâëåí 30.09.2014
Âîçíèêíîâåíèå è ðàçâèòèå íàëîãà íà äîáû÷ó ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ. Ýêîíîìè÷åñêàÿ ñóùíîñòü è ýëåìåíòû ÍÄÏÈ. Ôàêòîðû ôîðìèðîâàíèÿ ãîðíîé ðåíòû. Íàëîãîïëàòåëüùèêè è îáúåêò íàëîãîîáëîæåíèÿ. Îïðåäåëåíèå íàëîãîâîé áàçû. Ïîðÿäîê èñ÷èñëåíèÿ è ñðîêè óïëàòû íàëîãà.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [41,6 K], äîáàâëåí 05.04.2015
Âûÿâëåíèå îñîáåííîñòåé ïðèìåíåíèÿ íàëîãà íà äîáû÷ó ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ. Èññëåäîâàíèå äèíàìèêè ïîñòóïëåíèé ïîøëèíû íà äîáû÷ó èñêîïàåìûõ â ðåñïóáëèêàíñêèé áþäæåò ÐÑÎ-Àëàíèÿ. Ïðîáëåìû ñîâðåìåííîé ïðàêòèêè ïðèìåíåíèÿ íàëîãà íà äîáû÷ó ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [115,6 K], äîáàâëåí 14.07.2014
Ïëàòåëüùèêè, îáúåêò íàëîãîîáëîæåíèÿ, íàëîãîâûé ïåðèîä íàëîãà íà äîáû÷ó ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ. Ðàñ÷åò íàëîãîâûõ ñòàâîê. Ñðîêè óïëàòû íàëîãà è àâàíñîâûõ ïëàòåæåé ïî óïðîùåííîé ñèñòåìå íàëîãîîáëîæåíèÿ. Îïëàòà ñòîèìîñòè ïàòåíòà. Ñóììà íàëîãà íà èãîðíûé áèçíåñ.
êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà [29,5 K], äîáàâëåí 12.03.2014
Òåîðåòè÷åñêèå îñíîâû íàëîãà íà äîáû÷ó ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ. Èñòîðèÿ âîçíèêíîâåíèÿ è ïðàâîâîé ñòàòóñ, ìåòîäè÷åñêèå àñïåêòû ýòîãî âèäà íàëîãîîáëîæåíèÿ. Àíàëèç ïîñòóïëåíèé â äîõîäíóþ ÷àñòü áþäæåòà Ðîññèè è Êóðñêîé îáëàñòè: ïðîáëåìû è ïóòè ñîâåðøåíñòâîâàíèÿ.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [37,9 K], äîáàâëåí 12.02.2011
Íàëîã íà äîáû÷ó ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ: ïëàòåëüùèêè, îáúåêòû íàëîãîîáëîæåíèÿ, ñòàâêè, ïîðÿäîê óïëàòû è äåêëàðèðîâàíèÿ. Îñîáåííîñòè èñ÷èñëåíèÿ è âçèìàíèÿ íàëîãà íà ïðèáûëü îðãàíèçàöèé. Ðàñ÷åò ñóììû àêöèçà, ïîäëåæàùåé óïëàòå â áþäæåò âèííî-âîäî÷íûì çàâîäîì.
êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà [16,9 K], äîáàâëåí 06.04.2013
Íàëîã íà äîõîäû ôèçè÷åñêèõ ëèö: îáùàÿ õàðàêòåðèñòèêà, ïëàòåëüùèêè, îáúåêò íàëîãîîáëîæåíèÿ, íàëîãîâûé ïåðèîä, äîõîäû äëÿ öåëåé íàëîãîîáëîæåíèÿ, ôîðìû ïîëó÷åíèÿ äîõîäîâ. Íàëîã íà äîáû÷ó ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ. Ðàñ÷åò íàëîãîîáëàãàåìîé ïðèáûëè ïðåäïðèÿòèÿ.
êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà [46,2 K], äîáàâëåí 02.03.2014
Ñóùíîñòü íàëîãà íà äîáû÷ó ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ, åãî îñîáî âàæíîå ôèñêàëüíîå è ðåãóëèðóþùåå çíà÷åíèå â ñèñòåìå ïëàòåæåé çà ïðèðîäíûå ðåñóðñû. Ïëàòåæè, óñòàíàâëèâàåìûå ïðè ïîëüçîâàíèè íåäðàìè. Îñíîâíûå ïðåèìóùåñòâà èñïîëüçîâàíèÿ ðåíòû íà ïðèðîäíûå ðåñóðñû.
ïðåçåíòàöèÿ [94,7 K], äîáàâëåí 30.07.2015
Íàëîãîâàÿ ïîëèòèêà: ïîíÿòèå è ôîðìû, êëàññèôèêàöèÿ, ìåòîäû îñóùåñòâëåíèÿ. Ïîðÿäîê èñ÷èñëåíèÿ è óïëàòû íàëîãà íà äîáû÷ó ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ. Ðàñ÷åò ñóììû òðàíñïîðòíîãî íàëîãà. Ïîðÿäîê èñ÷èñëåíèÿ ñóììû íàëîãà íà èãîðíûé áèçíåñ. Àäâàëîðíûå íàëîãîâûå ñòàâêè.
êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà [517,2 K], äîáàâëåí 03.05.2015
- ãëàâíàÿ
- ðóáðèêè
- ïî àëôàâèòó
- âåðíóòüñÿ â íà÷àëî ñòðàíèöû
- âåðíóòüñÿ ê ïîäîáíûì ðàáîòàì
БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
КОЛЛЕДЖ-ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «ФИНАНСОВАЯ
АКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ
РФ»
Кафедра
«Финансы и кредит»
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по
дисциплине «Налоги
и сборы с юридических
лиц»
на
тему: «Налог на
добычу полезных ископаемых,
его роль и значение
для экономики
страны».
Выполнила:
студентка 313 группы
специальность
«Финансы (по отраслям)»
специализация
«Налоги и налогообложение»
Савонюк
Виктория Павловна
Проверила:
Самарина Любовь Николаевна
Благовещенск
2009
Содержание
Введение 3
1. Роль и значение
налога на добычу полезных ископаемых
для экономики страны 4
1.1. Роль и значение
налога для экономики страны 4
1.2. Роль
НДПИ в нефтегазовом секторе и пути его
совершенствования 9
2. Налог на
добычу полезных ископаемых как
один из видов ресурсных платежей 17
2.1. Содержание налога.
Определение количества и стоимости добытых
полезных ископаемых 17
2.2. Порядок исчисления
и уплаты НДПИ 26
3. Структура
НДПИ в общем объеме доходов федерального
бюджета 30
Заключение 34
Список используемой
литературы 35
Приложение 1 37
Введение
Взимание
налогов – древнейшая функция и одно
из основных условий существования
государства, развития общества на пути
к экономическому и социальному процветанию.
Налоги появились с разделением общества
на классы и возникновением государства,
как взносы граждан, необходимые для содержания
государственного аппарата.
В
целях преодоления негативных последствий
воздействия налогов на развитие экономики
возникла объективная необходимость в
анализе структуры и динамики налоговых
доходов в бюджете страны.
Налоги
важнейшая форма аккумуляции
бюджетом денежных средств. Без налогов
нет бюджета; поддержание эластичности
налоговой системы – непременное условие
сбалансированности государственной
казны.
Связь
бюджета и налогов имеет двухсторонний
и неразрывный характер. Налоги как
основной элемент доходов бюджета
обеспечивают финансирование всей структуры
и его расходных статей.
Поэтому
свою работу я посвятила налогу на добычу
полезных ископаемых – одному из самых
доходных налогов поступающих в бюджетную
систему РФ.
В
данной работе особое внимание обращается
на роль и значение данного налога для
экономики страны в целом и добывающих
отраслей в частности. Излагается исторический
аспект развития налогообложения недропользования
в России. Показаны особенности характеристики
объекта обложения данным налогом. Подробно
изложены способы определения стоимости
добытых полезных ископаемых. Рассмотрен
действующий в настоящее время особый
порядок формирования налоговой базы
при исчислении и уплате налога по сырой
нефти. Изложены также особенности уплаты
налога при выполнении соглашений о разделе
продукции.
Глава
1
Роль
и значение налога
на добычу полезных
ископаемых для экономики
страны
1.1.
Роль и значение налога
для экономики страны
Формирование
государственной политики в области
воспроизводства, использования и
охраны природных ресурсов становится
обязательным условием успешной реализации
экономической реформы в стране. Территория
России составляет около 1/8 части мировой
суши. Мы занимаем третье место в мире
после Австралии и Канады по землеобеспеченности
и площади пашни на одного жителя. Однако
состояние наших земельных ресурсов оценивается
как неблагополучное, значительная их
часть нуждается в восстановлении плодородия.
В России сосредоточено более 20% мировых
запасов пресных и подземных вод, но современное
состояние водных источников и систем
централизованного водоснабжения в силу
многих причин также не гарантирует требуемого
качества питьевой воды.
Российская
Федерация занимает одно из ведущих
мест в мире по запасам минерального
и топливно-энергетического сырья:
разведанные запасы нефти, газа, угля
достигают 13 – 36% общемировых; железных
и никелевых руд – 30% мировых запасов. Воспроизводство
же минерально-сырьевой базы год от года
ухудшается. Леса России составляют 22%
лесных ресурсов планеты. Лесные массивы
занимают 69% территории страны. Ценные
хвойные породы составляют 72% лесного
фонда. Однако заготовка древесины в последние
годы снижается, ежегодные заготовки значительно
ниже выделяемых расчетных лесосек, много
древесины теряется при лесопользовании.
Большие потери лесных ресурсов обусловлены
низкой технической оснащенностью службы
охраны лесов. Постоянно уменьшаются объемы
лесовосстановительных работ.
В
современных условиях развитие и
эффективное использование природно-сырьевой
базы России становится главным фактором
роста ее экономики. Поэтому платежи за
пользование природными ресурсами в системе
факторов реализации природно-ресурсной
политики государства являются особо
значимыми. Платежи за природные ресурсы
установлены с целью экономического регулирования
природопользования стимулирования рационального
и комплексного использования различных
видов природных ресурсов и охраны окружающей
среды, формирования денежных средств
для охраны и воспроизводства природных
ресурсов в условиях рыночной экономики.
Они призваны оказать стимулирующее влияние
на повышение эффективности использованиям
охраны земель, лесов, водных объектов
и недр, добычи и рационального использования
минерально-сырьевых ресурсов и продуктов
их переработки.
Отметим,
что термин «платежи за природные ресурсы»
не совсем точно отражает экономическое
содержание этих платежей, так как в соответствии
с действующим законодательством это
более общее понятие, включающее как налоговые
платежи и сборы, так и неналоговые доходы
бюджета. К первым в редакции Налогового
кодекса относится: налог на добычу полезных
ископаемых (НДПИ).
Указанный
налог был введен в целях совершенствования
и упрощения системы налогообложения
пользования природными ресурсами, расширения
практики применения рентных принципов
налогообложения в этой сфере.
Поэтому
одновременно с введением этого
налога отменены действовавшие плата
за пользование недрами, отчисления на
воспроизводство минерально-сырьевой
базы и акциз на нефть и газ.
Кроме
того, введение налога на добычу полезных
ископаемых позволяет в определенной
мере решить проблему правильной оценки
факторов ценообразования для целей налогового
контроля, в том числе трансфертных цен
в нефтяном секторе экономики. Дело в том,
что сложившаяся система реализации нефти
для дальнейшей переработки вертикально
интегрированными компаниями позволяет
в широких масштабах использовать трансфертные
цены, которые значительно ниже рыночных,
что приводило к потере доходов бюджетов
всех уровней, в частности за счет уменьшения
поступлений платы за пользование недрами
при нефтедобыче, размер которых напрямую
зависил от уровня цен реализации. Ввёдение
налога на добычу полезных ископаемых
было направлено также на решение задачи
экономического принуждения природопользователей
к бережному и экономному использованию
природных ресурсов. Поступления данного
налога должны стать основным источником
для финансирования общегосударственных
мероприятий по воспроизводству и сохранению
окружающей природной среды.
Изменение
порядка налогообложения недропользования
по замыслу его разработчиков
позволит обеспечить снижение налогового
бремени без потерь доходов бюджетной
системы, что должно положительно сказаться
на создании благоприятного инвестиционного
климата.
Отдельные
элементы платности природопользования
имели место еще в условиях
централизованного управления экономикой,
когда практически отсутствовала
налоговая система. Вместе с тем наличие
платежей за природные ресурсы в Советском
Союзе не имело практически никакого экономического
эффекта, поскольку установленные платежи
в силу их незначительности в условиях
полного отсутствия у предприятий финансовой
самостоятельности не играли ни фискальной,
ни стимулирующей, ни социальной роли.
В
российской налоговой истории платность
недропользования была введена в 1991
г., после того как был принят Закон
РФ «О недрах». При этом необходимо
подчеркнуть, что налоги, связанные с использованием
природных ресурсов, так же как и в советское
время, были не слишком ощутимы для налогоплательщиков
и не имели серьезного фискального значения
для государства, за исключением, пожалуй,
акциза. Именно Законом РФ «О недрах» были
установлены основные виды налогов за
использование недр (кроме акцизов на
минеральное сырье).
Таким
образом, до принятия специальной главы
второй части НК РФ вопросы платности
пользования природными ресурсами
были включены не в законодательство
о налогах и сборах, а в законодательство
о природопользовании. При этом важнейшие
положения налогообложения природопользования
имели рамочный характер и не давали четкого
определения основных элементов налогообложения
при исчислении налогов, взимаемых при
пользовании природными ресурсами. При
этом все важнейшие элементы налогообложения
природопользования, в том числе определение
объектов обложения, налоговой базы, ставок
налогов, налоговых льгот и некоторых
других, устанавливались межведомственными
инструкциями. По отдельным же платежам,
например таким, как плата за пользование
недрами, ставки налога регулировались
в лицензионных соглашениях, т.е. определялись
органами исполнительной власти совместно
с налогоплательщиком. Вместе с тем согласно
ст. 17 части первой НК РФ, вступившей в
силу с января 1999 г., налог считается установленным
лишь в том случае, когда определены законодательно
налогоплательщики и все элементы налогообложения.
Таким образом, налоги, связанные с использованием
природных ресурсов, три года фактически
являлись незаконными.
Кроме
того, законодательство о недропользовании
допускало внесение налогов в
бюджет не только в денежной, но и
в натуральной форме, т.е. добытыми
полезными ископаемыми, что также
противоречило основным положениям
НК РФ. Все это вызвало острую необходимость
их включения во вторую часть Кодекса
в качестве самостоятельных налоговых
платежей. С принятием Закона о налоге
на добычу полезных ископаемых в перспективе
фискальное и регулирующее значение налогообложения
природопользования должно, безусловно,
возрасти.
Роль
налогов в экономике заключается
в выполнении ими определенных функций:
–
фискальная функция НДПИ выражается в
том, что налог на добычу полезных ископаемых
является одним из источников формирования
доходной части федерального бюджета,
бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;
–
регулирующая функция НДПИ предполагает,
что рассматриваемый налог выступает
в качестве инструмента распределения
и перераспределения валового внутреннего
продукта.
Финансовое
значение платежей за пользование природными
ресурсами огромно – они являются важнейшим
и одним из самых объемных источников
поступлений доходов в различные уровни
бюджетной системы. Суммы природоресурсных
платежей и их доля среди доходов бюджета
с каждым годом повышается.
Налог
на добычу полезных ископаемых поступает
в доход федерального бюджета, бюджетов
субъектов Федерации [Приложение1].
Сумма налога по всем добытым полезным
ископаемым, за исключением углеводородного
сырья и общераспространенных полезных
ископаемых, распределяется следующим
образом:
•
40% — в доход федерального бюджета;
•
60% — в доход бюджета субъекта
Федерации.
Налог
по добытым полезным ископаемым в
виде углеводородного сырья (за исключением
газа горючего природного) распределяется
следующим образом:
•
95% суммы налога — в доход федерального
бюджета;
•
5% суммы налога — в доход бюджета
субъекта Федерации.
Средства
от налога по газу горючему природному
в полном объеме поступают в доход
федерального бюджета.
При
добыче общераспространенных полезных
ископаемых полная сумма налога подлежит
уплате в доход бюджетов субъектов Федерации.