Курсовая на тему налоги на добычу полезных ископаемых

Курсовая на тему налоги на добычу полезных ископаемых thumbnail

Курсовая на тему налоги на добычу полезных ископаемых

Теоретические основы налога на добычу полезных ископаемых. История возникновения и правовой статус, методические аспекты этого вида налогообложения. Анализ поступлений в доходную часть бюджета России и Курской области: проблемы и пути совершенствования.

Подобные документы

  • Общая характеристика понятия “добываемые полезные ископаемые”. Роль и значение налога на добычу полезных ископаемых в налоговой системе РФ. Порядок уплаты налога на добычу полезных ископаемых. Регулярные платежи на добычу полезных ископаемых (роялти).

    реферат, добавлен 18.01.2010

  • История возникновения и основы применения налога на добычу полезных ископаемых. Налогоплательщики, объект, период, налоговая ставка, база, порядок исчисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых. Особенности исчисления газовой отрасли в РФ.

    курсовая работа, добавлен 10.06.2014

  • Изучение теоретических аспектов налогообложения при недропользовании, анализ динамики поступления платежей в федеральный бюджет России. Пути реформирования системы налогообложения на добычу полезных ископаемых и способы оптимизации указанного механизма.

    курсовая работа, добавлен 05.12.2013

  • Характеристика налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и его роль в налоговой системе РФ. Сырьевые налоги в развитых странах. Особенности исчисления налоговой базы по НДПИ. Перспективы изменения и развития налога на добычу полезных ископаемых.

    курсовая работа, добавлен 30.09.2014

  • Плательщики, объект налогообложения, налоговый период налога на добычу полезных ископаемых. Расчет налоговых ставок. Сроки уплаты налога и авансовых платежей по упрощенной системе налогообложения. Оплата стоимости патента. Сумма налога на игорный бизнес.

    контрольная работа, добавлен 12.03.2014

  • Возникновение и развитие налога на добычу полезных ископаемых. Экономическая сущность и элементы НДПИ. Факторы формирования горной ренты. Налогоплательщики и объект налогообложения. Определение налоговой базы. Порядок исчисления и сроки уплаты налога.

    курсовая работа, добавлен 05.04.2015

  • Налог на доходы физических лиц: общая характеристика, плательщики, объект налогообложения, налоговый период, доходы для целей налогообложения, формы получения доходов. Налог на добычу полезных ископаемых. Расчет налогооблагаемой прибыли предприятия.

    контрольная работа, добавлен 02.03.2014

  • Налог на добычу полезных ископаемых: плательщики, объекты налогообложения, ставки, порядок уплаты и декларирования. Особенности исчисления и взимания налога на прибыль организаций. Расчет суммы акциза, подлежащей уплате в бюджет винно-водочным заводом.

    контрольная работа, добавлен 06.04.2013

  • Понятие природных ресурсов, заполнение декларации по налогу на добычу полезных ископаемых. Использование налоговых механизмов для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, научно-технический прогресс.

    реферат, добавлен 04.10.2010

  • Сущность налога на добычу полезных ископаемых, его особо важное фискальное и регулирующее значение в системе платежей за природные ресурсы. Платежи, устанавливаемые при пользовании недрами. Основные преимущества использования ренты на природные ресурсы.

    презентация, добавлен 30.07.2015

  • главная
  • рубрики
  • по алфавиту
  • вернуться в начало страницы
  • вернуться к подобным работам

Источник

Налог на добычу полезных ископаемых в РФ

РОССИЙСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

Факультет
Экономический

Кафедра
Бухгалтерский учет, анализ и аудит

КУРСОВАЯ
РАБОТА

на
тему «Налог на добычу полезных ископаемых в РФ


«Налоги и налогообложение»

Разработчик Воронина А.С.

Студентка группы ЭЭ-306

Студенческий билет № 1032111373

Научный руководитель

к.э.н., доц. Петровская М.В.

Москва 2014

Содержание

Введение

1.   ОСОБЕННОСТИ НАЛОГА НА ДОБЫЧУ
ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

.1   Характеристика налога на добычу
полезных ископаемых (НДПИ) и его роль в налоговой системе РФ

1.2    Сырьевые налоги в развитых
странах

2.   ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА
ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ

.1   Основные элементы НДПИ

.3      Перспективы изменения и
развития налога на добычу полезных ископаемых

Заключение

Список
используемой литературы

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Налог – необходимое звено в современных
экономических отношениях общества, которое появилось с возникновением
государства. Он является главным экономическим рычагом, с помощью которого
государство влияет на рыночную экономику. Незаменимой составляющей налоговой
системы являются ресурсные платежи.

Любое государство заинтересовано не только в
денежной стороне взимаемого налога при добыче полезных ископаемых. Большую роль
играет и регулирование исчерпаемых и возобновляемых природных ресурсов, где
налог выступает в роли регулятора рациональности при использовании природных
ресурсов. Это является одной из главных задач государства в настоящее время,
где с каждым годом всё более ценится качество, а не количество предлагаемых
ресурсов.

Данный конкретный налог осуществляет
правоотношения между организациями, индивидуальными предпринимателями, которые
могут использовать недра, и государством.

Тема курсовой работы о налоге на добычу полезных
ископаемых выбрана не случайно. Сегодня экономика страны держится в основном на
огромном и разнообразном ресурсном потенциале, поэтому большую роль играет
регулирование и контроль добычи. Актуальность темы подтверждают причины:

·        Увеличение взаимодействия между
человеком и природой;

·        Ухудшения окружающей среды;

·        Рост технологической и рекреационной
нагрузки на природный комплекс;

·        Уменьшение экономической доступности
природных ресурсов.

Целью курсовой работы – раскрыть роль и значение
налога на добычу полезных ископаемых в налоговой системе Российской Федерации,
рассмотреть особенности исчисления данного налога.

         В соответствии с этим, задачами работы
являются:

рассмотреть особенности налога на добычу
полезных ископаемых;

выявить роль НДПИ в налоговой системе РФ;

определить основные элементы налога на добычу
полезных ископаемых;

выявить особенности при исчислении налога на
добычу полезных ископаемых;

проанализировать перспективы изменения НДПИ в
России.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка использованной литературы и приложения.

В первой главе описывается характеристика налога
на добычу полезных ископаемых, роль и значимость конкретного налога в
государстве и анализируются аналогичные сырьевые налоги в других странах.

Во второй главе рассмотрим основные элементы
НДПИ, исчислим налоговую базу на нескольких примерах, а также оценим
действующий налог сейчас и перспективу в будущем.

В представленной работе методами исследования
являются системный анализ, исследование операций, метод сравнения и обобщения.

Думаю, каждый знает такие популярные изречения о
налоге как:

«В жизни неизбежны две вещи – смерть и налоги»
Б. Франклин

«Налог – это дозволенная форма грабежа» Фома
Аквинский.

На протяжении длительного времени, включая
начало ХХ в., изучали главный элемент государственного хозяйства – налоги.
Смысл фраз не изменился спустя несколько столетий. В сути лежит богатый
многовековой жизненный опыт людей, который передаётся от поколения к поколению.

1 ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА НАЛОГА НА ДОБЫЧУ
ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

.1      Характеристика налога на добычу полезных
ископаемых (НДПИ) и его роль в налоговой системе РФ

налог добыча ископаемые

Налог на добычу полезных ископаемых считается
одним из самых «молодых» налогов в Российской Федерации.

В системе налогообложения при пользовании
недрами, действующей до НДПИ, использовали три налоговых платежа:

·        плата за пользование недрами;

·        отчисления на воспроизводство
минерально-сырьевой базы (ОВМСБ);

·        акциз на нефть и стабильный газовый
конденсат.

Платежи за пользование недрами были в форме
разовых взносов или регулярных платежей в течение срока реализации
предоставленного права. Порядок, условия уплаты, критерии определения ставок
устанавливались Правительством РФ по всем месторождениям индивидуально. При
наличии определенных условий, недропользователям предоставлялся достаточно
широкий выбор льгот, вплоть до освобождения от уплаты вышеназванных платежей.
ОВМСБ носили целевой характер и были направлены только на увеличение
минерально-сырьевой базы.

В законодательстве РФ, которое действовало до
2002 года, включающем разделы о платности пользования недрами, существовали
некоторые недостатки – рамочный характер и нечеткое определение основных
элементов налогообложения при исчислении налога при пользовании недрами. При
проведении налоговой реформы от 1 января 2002г. Федеральным законом №126-ФЗ
введена в действие глава 26 “Налог на добычу полезных ископаемых” НК
РФ. Таким образом, в Российской Федерации законодательно установили
обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с пользователей
недр при добыче полезных ископаемых из недр (отходов, потерь). Платежи за
пользование недрами при добыче полезных ископаемых, отчисления на
воспроизводство минерально-сырьевой базы, акциз на нефть и газовый конденсат на
данный момент отменили.

В результате исследования 2012 года Россия в
очередной раз приобрела статус великой сырьевой державы, в том числе она
занимает лидирующие позиции по добыче нефти и газа. Примерно в год российские
компании добывают 0,5 млрд. тонн нефти и почти половина сырого сырья уходит на
экспорт. Кроме того, страна контролирует более 20% мирового экспорта газа, с
показателем в 179 млрд. кубометров.

После введения налога на добычу в 2002 году
налоговые поступления и таможенные платежи топливно-энергетического комплекса в
федеральный бюджет значительно выросли и продолжают расти по сегодняшний день.

Налог на добычу полезных ископаемых распределяют
в федеральный бюджет (60%) и бюджет субъектов РФ (40%). Исключением является
налог в виде углеводородного сырья, который поступает почти полностью в доход
федерального бюджета (95%).

Посмотрим наглядно, сколько составляет доля НДПИ
в федеральном и консолидированном бюджете России в течение последних 6 лет –
Рис.1.

Рис. 1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ И КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ
СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, 2008-2013гг.

Источник: составлено автором по
данным Министерства финансов Российской Федерации. – Режим доступа:
<#”814350.files/image002.gif”>

Рис. 1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ И КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ
СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, 2008-2013гг.

Рис. 2 10 САМЫХ БЛАГОПРИЯТНЫХ НАЛОГОВЫХ СИСТЕМ
МИРА, 2013гг.

Источник

БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ 
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ 
КОЛЛЕДЖ-ФИЛИАЛ  ФЕДЕРАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО 
ОБРАЗОВАНИЯ  «ФИНАНСОВАЯ 
АКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ 
РФ»
 

Кафедра
«Финансы и кредит»
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ 
РАБОТА
 

по 
дисциплине «Налоги 
и сборы с юридических
лиц»
 

на 
тему:
«Налог на
добычу полезных ископаемых,
его роль и значение

 
для экономики 
страны».
 
 
 
 

Выполнила:
студентка 313 группы

специальность
«Финансы (по отраслям)»

специализация
«Налоги и налогообложение»

Савонюк
Виктория Павловна
 

Проверила:
Самарина Любовь Николаевна
 
 
 
 
 
 
 

Благовещенск
2009

Содержание

Введение 3

1. Роль и значение
налога на добычу полезных ископаемых
для экономики страны 4

1.1. Роль и значение
налога для экономики страны 4

1.2. Роль
НДПИ в нефтегазовом секторе и пути его
совершенствования 9

2. Налог на 
добычу полезных ископаемых как 
один из видов ресурсных платежей 17

2.1. Содержание налога.
Определение количества и стоимости добытых
полезных ископаемых 17

2.2. Порядок исчисления
и уплаты НДПИ 26

3. Структура 
НДПИ в общем объеме доходов федерального
бюджета 30

Заключение 34

Список используемой
литературы 35

Приложение 1 37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Взимание 
налогов – древнейшая функция и одно
из основных условий существования 
государства, развития общества на пути
к экономическому и социальному процветанию.
Налоги появились с разделением общества
на классы и возникновением государства,
как взносы граждан, необходимые для содержания
государственного аппарата.

     В
целях преодоления негативных последствий 
воздействия налогов на развитие экономики
возникла объективная необходимость в
анализе структуры и динамики налоговых
доходов в бюджете страны.

     Налоги 
важнейшая форма аккумуляции 
бюджетом денежных средств. Без налогов 
нет бюджета; поддержание эластичности
налоговой системы – непременное условие
сбалансированности государственной
казны.

     Связь
бюджета и налогов имеет двухсторонний 
и неразрывный характер. Налоги как 
основной элемент доходов бюджета 
обеспечивают финансирование всей структуры 
и его расходных статей.

     Поэтому
свою работу я посвятила налогу на добычу
полезных ископаемых – одному из самых
доходных налогов поступающих в бюджетную
систему РФ.

     В
данной работе особое внимание обращается
на роль и значение данного налога для
экономики страны в целом и добывающих
отраслей в частности. Излагается исторический
аспект развития налогообложения недропользования
в России. Показаны особенности характеристики
объекта обложения данным налогом. Подробно
изложены способы определения стоимости
добытых полезных ископаемых. Рассмотрен
действующий в настоящее время особый
порядок формирования налоговой базы
при исчислении и уплате налога по сырой
нефти. Изложены также особенности уплаты
налога при выполнении соглашений о разделе
продукции.  
 
 

Глава
1

Роль 
и значение налога
на добычу полезных
ископаемых для экономики
страны

1.1.
Роль и значение налога
для экономики страны

     Формирование 
государственной политики в области 
воспроизводства, использования и 
охраны природных ресурсов становится
обязательным условием успешной реализации
экономической реформы в стране. Территория
России составляет около 1/8 части мировой
суши. Мы занимаем третье место в мире
после Австралии и Канады по землеобеспеченности
и площади пашни на одного жителя. Однако
состояние наших земельных ресурсов оценивается
как неблагополучное, значительная их
часть нуждается в восстановлении плодородия.
В России сосредоточено более 20% мировых
запасов пресных и подземных вод, но современное
состояние водных источников и систем
централизованного водоснабжения в силу
многих причин также не гарантирует требуемого
качества питьевой воды.

     Российская 
Федерация занимает одно из ведущих 
мест в мире по запасам минерального
и топливно-энергетического сырья:
разведанные запасы нефти, газа, угля
достигают 13 – 36% общемировых; железных
и никелевых руд – 30% мировых запасов. Воспроизводство
же минерально-сырьевой базы год от года
ухудшается. Леса России составляют 22%
лесных ресурсов планеты. Лесные массивы
занимают 69% территории страны. Ценные
хвойные породы составляют 72% лесного
фонда. Однако заготовка древесины в последние
годы снижается, ежегодные заготовки значительно
ниже выделяемых расчетных лесосек, много
древесины теряется при лесопользовании.
Большие потери лесных ресурсов обусловлены
низкой технической оснащенностью службы
охраны лесов. Постоянно уменьшаются объемы
лесовосстановительных работ.

     В
современных условиях развитие и 
эффективное использование природно-сырьевой
базы России становится главным фактором
роста ее экономики. Поэтому платежи за
пользование природными ресурсами в системе
факторов реализации природно-ресурсной
политики государства являются особо
значимыми. Платежи за природные ресурсы
установлены с целью экономического регулирования
природопользования стимулирования рационального
и комплексного использования различных
видов природных ресурсов и охраны окружающей
среды, формирования денежных средств
для охраны и воспроизводства природных
ресурсов в условиях рыночной экономики.
Они призваны оказать стимулирующее влияние
на повышение эффективности использованиям
охраны земель, лесов, водных объектов
и недр, добычи и рационального использования
минерально-сырьевых ресурсов и продуктов
их переработки.

     Отметим,
что термин «платежи за природные ресурсы»
не совсем точно отражает экономическое
содержание этих платежей, так как в соответствии
с действующим законодательством это
более общее понятие, включающее как налоговые
платежи и сборы, так и неналоговые доходы
бюджета. К первым в редакции Налогового
кодекса относится: налог на добычу полезных
ископаемых (НДПИ).

     Указанный
налог был введен в целях совершенствования
и упрощения системы налогообложения
пользования природными ресурсами, расширения
практики применения рентных принципов
налогообложения в этой сфере.

     Поэтому
одновременно с введением этого 
налога отменены действовавшие плата
за пользование недрами, отчисления на
воспроизводство минерально-сырьевой
базы и акциз на нефть и газ.

     Кроме
того, введение налога на добычу полезных
ископаемых позволяет в определенной
мере решить проблему правильной оценки
факторов ценообразования для целей налогового
контроля, в том числе трансфертных цен
в нефтяном секторе экономики. Дело в том,
что сложившаяся система реализации нефти
для дальнейшей переработки вертикально
интегрированными компаниями позволяет
в широких масштабах использовать трансфертные
цены, которые значительно ниже рыночных,
что приводило к потере доходов бюджетов
всех уровней, в частности за счет уменьшения
поступлений платы за пользование недрами
при нефтедобыче, размер которых напрямую
зависил от уровня цен реализации. Ввёдение
налога на добычу полезных ископаемых
было направлено также на решение задачи
экономического принуждения природопользователей
к бережному и экономному использованию
природных ресурсов. Поступления данного
налога должны стать основным источником
для финансирования общегосударственных
мероприятий по воспроизводству и сохранению
окружающей природной среды.

     Изменение
порядка налогообложения недропользования
по замыслу его разработчиков 
позволит обеспечить снижение налогового
бремени без потерь доходов бюджетной
системы, что должно положительно сказаться
на создании благоприятного инвестиционного
климата.

     Отдельные
элементы платности природопользования
имели место еще в условиях
централизованного управления экономикой,
когда практически отсутствовала
налоговая система. Вместе с тем наличие
платежей за природные ресурсы в Советском
Союзе не имело практически никакого экономического
эффекта, поскольку установленные платежи
в силу их незначительности в условиях
полного отсутствия у предприятий финансовой
самостоятельности не играли ни фискальной,
ни стимулирующей, ни социальной роли.

     В
российской налоговой истории платность 
недропользования была введена в 1991
г., после того как был принят Закон 
РФ  «О недрах». При этом необходимо
подчеркнуть, что налоги, связанные с использованием
природных ресурсов, так же как и в советское
время, были не слишком ощутимы для налогоплательщиков
и не имели серьезного фискального значения
для государства, за исключением, пожалуй,
акциза. Именно Законом РФ «О недрах» были
установлены основные виды налогов за
использование недр (кроме акцизов на
минеральное сырье).

     Таким
образом, до принятия специальной главы 
второй части НК РФ вопросы платности 
пользования природными ресурсами 
были включены не в законодательство
о налогах и сборах, а в законодательство
о природопользовании. При этом важнейшие
положения налогообложения природопользования
имели рамочный характер и не давали четкого
определения основных элементов налогообложения
при исчислении налогов, взимаемых при
пользовании природными ресурсами. При
этом все важнейшие элементы налогообложения
природопользования, в том числе определение
объектов обложения, налоговой базы, ставок
налогов, налоговых льгот и некоторых
других, устанавливались межведомственными
инструкциями. По отдельным же платежам,
например таким, как плата за пользование
недрами, ставки налога регулировались
в лицензионных соглашениях, т.е. определялись
органами исполнительной власти совместно
с налогоплательщиком. Вместе с тем согласно
ст. 17 части первой НК РФ, вступившей в
силу с января 1999 г., налог считается установленным
лишь в том случае, когда определены законодательно
налогоплательщики и все элементы налогообложения.
Таким образом, налоги, связанные с использованием
природных ресурсов, три года фактически
являлись незаконными.

     Кроме
того, законодательство о недропользовании
допускало внесение налогов в 
бюджет не только в денежной, но и 
в натуральной форме, т.е. добытыми
полезными ископаемыми, что также 
противоречило основным положениям
НК РФ. Все это вызвало острую необходимость
их включения во вторую часть Кодекса
в качестве самостоятельных налоговых
платежей. С принятием Закона о налоге
на добычу полезных ископаемых в перспективе
фискальное и регулирующее значение налогообложения
природопользования должно, безусловно,
возрасти.

     Роль 
налогов в экономике заключается 
в выполнении ими определенных функций:

     –
фискальная функция НДПИ выражается в
том, что налог на добычу полезных ископаемых
является одним из источников формирования
доходной части федерального бюджета,
бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;

     –
регулирующая функция НДПИ предполагает,
что рассматриваемый налог выступает
в качестве инструмента распределения
и перераспределения валового внутреннего
продукта.

     Финансовое 
значение платежей за пользование природными
ресурсами огромно – они являются важнейшим
и одним из самых объемных источников
поступлений доходов в различные уровни
бюджетной системы. Суммы природоресурсных
платежей и их доля среди доходов бюджета
с каждым годом повышается.

     Налог
на добычу полезных ископаемых поступает 
в доход федерального бюджета, бюджетов
субъектов Федерации [Приложение1].
Сумма налога по всем добытым полезным
ископаемым, за исключением углеводородного
сырья и общераспространенных полезных
ископаемых, распределяется следующим
образом:

     •
40% — в доход федерального бюджета;

     •
60% — в доход бюджета субъекта
Федерации.

     Налог
по добытым полезным ископаемым в 
виде углеводородного сырья (за исключением 
газа горючего природного) распределяется
следующим образом:

     •
95% суммы налога — в доход федерального
бюджета;

     •
5% суммы налога — в доход бюджета 
субъекта Федерации.

     Средства 
от налога по газу горючему природному
в полном объеме поступают в доход 
федерального бюджета.

     При
добыче общераспространенных полезных
ископаемых полная сумма налога подлежит
уплате в доход бюджетов субъектов Федерации.

Источник