Курс полезные навыки в начальных классах в школах пензенской области

Пояснительная записка

   Данная программа предназначена для учащихся 8 класса. Курс «Полезные навыки» рассчитан на 34 часа и содержит 3 направления, в каждом из которых представлен  тематический модуль. 

    Основой курса «Полезные навыки» являются современные способы и методы обучения учащихся полезным навыкам для жизни.

   Эта программа поможет учащимся определить своё место в мире, научиться общаться и правильно заботиться о своём здоровье, о своём психологическом состоянии, о своём доме.

   Работа по данной программе интересна и полезна для детей, так как учит школьников решать проблемы и принимать решения, сопротивляться давлению сверстников, контролировать своё поведение в разных жизненных ситуациях, преодолевать стресс и тревогу, вести домашнее хозяйство, элементарным необходимым жизненным навыкам.

   В каждом разделе предусмотрены кроме бесед, различные ролевые игры, чтение и обсуждение литературы, дискуссии, разбор проблемных ситуаций, практические задания.

Место предмета в учебном плане МОБУСОШ им.М.П.Волкова с.Константиновка

Согласно учебному плану изучение курса «Полезные навыки» в 8 классе отводится 34 часа из расчета 1 ч в неделю.

 Направление «Культурный досуг».  Модуль «Природа и творчество» – 16 часов

   Целью образования становится воспитание человека – творца, богатого духовными интересами, способного к творческому труду в любом виде деятельности.

   Творчество – актуальная потребность детства, но вместе с тем детское творчество является сложным процессом познания окружающего мира, самого себя, способом выражения своего личностного отношения к познаваемому. Задача педагога – научить ребенка чувствовать гармонию природы и уметь создавать ее.

   Основная идея программы – создание условий для раскрытия творчества ребенка, его самореализации. Направленность программы на взаимодействие разных видов деятельности дает ребенку возможность получать более глубокие знания.

   Актуальность и новизна программы: усиление социально – педагогической и инновационной составляющей образования, направленной на формирование способности личности адаптироваться в современных условиях.

   Одним из средств эстетического воспитания школьников, является искусство цветочной аранжировки. Человек, занимающийся аранжировкой цветов и флористикой, более подготовлен к восприятию других видов искусства – прежде всего изобразительного, декоративно-прикладного, к оценке их художественного уровня. Творчески работая с природным материалом, он обретает как бы второе зрение: в каждом цветке, травинке он учится видеть неповторимую красоту, образ. В программе внимание уделяется искусству создания работ из простого природного материала.  Неисчерпаемым материалом, служащим для оригинальных, необычных по технике исполнения работ, могут быть цветы, соцветия, листья, стебли, плоды, грибы, ветки, семена растений.

Цель  – создание условий для творческого саморазвития личности, ее социального, культурного самоопределения, формирования основ эстетического мировоззрения через приобщение к декоративно – прикладному искусству – флористике.

Задачи

Обучающие:

1. Ознакомление с видами прикладного творчества, основанного на природном материале

2. Познакомить учащихся с основными приемами и навыками декоративной стилизации, фитодизайна, технологиями заготовки сырья, консервирования, сушки растений, составления композиций.

3. Научить детей правильно строить свою речь, излагать свои творческие замыслы, идеи.

Развивающие:

1.Развивать творческое мышление, творческую активность, кругозор, эстетический вкус.

2. Формирование и развитие культуры труда, воображения, наблюдательности, мышления, художественного вкуса, творческих способностей.

Воспитательные:

Воспитание трудолюбия, аккуратности, бережное отношение к природе, целеустремленности, умения адекватно оценивать свои силы и возможности, правильно оценивать работу своих товарищей.

   Реализация данной программы основана на принципах:

– приоритет интересов каждого обучающегося, учет интеллектуальных и психофизиологических особенностей;

– непрерывность образования.

   Программа направлена на развитие эмоциональной сферы ребенка, расширения ассоциативных возможностей мышления через использование интеграции разных видов деятельности. Обучающиеся получают знания по декоративной стилизации, знакомятся с принципами аранжировки цветов, осваивают различные способы заготовки сырья, засушивания растений, создания плоских и объемных композиций, ведется работа над новыми понятиями, особенностями организации типов и видов композиций, закрепляются умения выражать свое отношение к природе.

Способы усвоения программы:

– занимательный способ (формирование интереса к деятельности);

– репродуктивный способ (овладение знаниями, умениями, навыками);

– поисково – исследовательский.

Обучающиеся научатся:

-соблюдать правила техники безопасности, требования к организации рабочего места;

-использовать природные, растительные материалы;

-использовать знания свойств и особенностей природного материала в жизни;

-использовать цвета в аранжировке букетов;

-использовать цветовой и тоновый контрасты;

-использовать гармонично сочетания.

Обучающиеся получат возможность  научиться:

– составлять композиции на заданную тему;

– выбирать формат, масштаб, выразительность и правильность аранжировки, цельность

  композиции;

– создавать декоративный стиль, стилизовать природные материалы;

– изготовлять букеты цветов из разных материалов;

Содержание  программы

Тема 1.« Дизайн»

Дизайн – искусство создания прекрасных форм. Проектирование вещей. Художественное конструирование. Техническая эстетика. Развивающие процедуры: обсуждение предполагаемых образцов, репродукции, фотографии, слайдшоу.

Прикладное искусство и дизайн – тесное единство в своём развитии. Общность средств и приёмов. Роль художника прикладника в произведённом цикле «разработка – изготовление».

Развивающие процедуры: сравнительный анализ предлагаемых объектов дизайна (в натуре и по фотографиям, репродукциям).

Техника сбора и хранения природного и бросового материала. Хранение подготовленного материала, производится в определённом сухом прохладном месте, рассортированным по качеству.

Тема 3. Флористика

Мир цветочных аранжировок. Цветы в легендах и преданиях. Букеты и панно из сухоцветов – это создание букетов, из засушенных цветов, растений, коряг, мха и других растительных и нерастительных материалов, их сочетание и правильное и красивое их оформление.  Общие понятия и представления о форме. Соотношение форм, её размеры, положения в пространстве. Геометрическая основа строения формы предметов. Основные категории композиции. Эстетические требования и формообразование в художественном проектировании. Категории композиции – органичность и целесообразность формы, пропорциональность, масштабность, симметрия, цвет и цветовые сочетания, контраст. Икебана – композиция линейного стиля. Линейный материал в икебане. Линии и пространство – изобразительное средство в икебане.

Практическая работа по составлению линейного стиля в европейской и восточной школах. Основные  художественно – композиционные приёмы в икебане. Разносторонний  треугольник, положенный  японской аранжировки – выражение наиболее идеальной  гармонии. Асимметричность – самая характерная черта  икебаны. Баланс, линии, цвет. Фактура, пространство, чистота  поверхности воды – изобразительные средства искусства икебаны.

Тема 4. Выставка. Отбор и обсуждение выставочных работ. Правильность оформления выставляемых работ. Оформление экспонатов. Выбор места для экспонирования.

Соблюдение правил хорошего дизайна. Оригинальность и новизна.

Тематический план

№п/п

Название темы

Количество часов

(теория)

Количество часов

(практика)

1

Дизайн

1

2

2

Сбор и хранение материала

1

2

3

Флористика

2

7

4

Выставка

1

Итого

4

12

Направление «Ведение домашнего хозяйства».  Модуль « Готовим с увлечением» – 12 часов

Цель программы: подготовить школьников к реалиям жизни, помочь им сформировать жизненные навыки, необходимые в повседневности.

Задачи обучения:                                                                            

– совершенствование практических умений и навыков ведения домашнего хозяйства;

– воспитание уважения к народным традициям и обычаям;

– развитие творческой инициативы.

Обучающиеся научатся:

– правилам безопасной работы с колющими и режущими инструментами;

– правилам безопасной работы при работе с кухонными инструментами,  

  приспособлениями, оборудованием;

– соблюдать правила санитарии и гигиены при обработке пищевых продуктов;

– правилам кулинарной обработки пищевых продуктов;

– сервировать стол и правилам поведения за столом;

– индивидуально и коллективно составлять творческие проекты.

Обучающиеся получат возможность научиться:

– владеть способами первичной и тепловой обработки продуктов;

– находить нужный рецепт кулинарного блюда, составлять технологическую карту его приготовления с учетом особенностей первичной и тепловой обработки продуктов;

– самостоятельно готовить блюда в соответствии с технологической картой или кулинарным рецептом;

– сервировать стол различного назначения: к завтраку, обеду, ужину, семейному празднику;

– владеть кулинарной этикой и правилами этикета;

– разрабатывать индивидуальные и коллективные творческие проекты.

Содержание программы

Тема 1. Вводное. Презентация «Каждую крошку – в ладошку» (1 ч).

Значение хлеба как одного из основных продуктов питания. Блюда из черствого хлеба и с использованием хлеба в сочетании с другими продуктами.

Тема 2. Виды бутербродов. Бутербродные массы и пасты (2 ч).

Виды бутербродов: открытые (простые и сложные), закрытые (сандвичи, двух-, трехслойные, комбинированные), закусочные (канапе, тартинки, тосты). Использование бутербродной массы и пасты для приготовления бутербродов.

Тема 3. Виды гренок. Способы приготовления (1 ч).

Гренки под соусом, гренки панированные с плавленым сыром, гренки запеченые с помидорами.

Тема 4. Блюда из хлеба и овощей (1 ч).

Котлеты сухарные с зеленью, котлеты из кабачков и картофеля.

Тема 5. Фарши из хлеба (1 ч).

Фарш хлебный с зеленым луком и яйцом для фаршировки помидоров, фарш хлебный с сельдью для фаршировки булочек и батонов.

Тема 6. Сладкие блюда из черствого хлеба (1 ч).

Тертый хлеб с яблоками и изюмом, цукаты из ржаного хлеба.

Тема 7. Горячие десертные блюда (2 ч).

Суфле из хлеба с орехами, суфле яичное с сухарями.

Тема 8. Полезные советы (1 ч).

Использование черствого хлеба для изготовления вкусных блюд. Способы освежения хлеба.

Тема 9. Проект (2 ч). Разработка индивидуальных и коллективных творческих проектов.

Тематический план

№п/п

Название темы

Количество часов

1

Вводное. Презентация «Каждую крошку – в ладошку»

1

2

Виды бутербродов. Бутербродные массы и пасты

2

3

Виды гренок. Способы приготовления

1

4

Блюда из хлеба и овощей

1

5

Фарши из хлеба 

1

6

Сладкие блюда из черствого хлеба

1

7

Горячие десертные блюда 

2

8

Полезные советы

1

9

Проект

2

Итого

12

Направление «Познай себя».

 Модуль « Практическая психология для подростков» – 6 часов

Курс психологического практикума   «Познай себя»  призван дать учащимся

8-го класса представление о закономерностях психических процессов, вооружить подростка знаниями о самом себе: о том, какой он, как он развивается, какими способностями обладает и т.д. Каждый участник занятий сможет определить свои недостатки и выбрать пути их исправления. Это позволит корригировать и развивать познавательную сферу личности учащихся. Успешность учебно-воспитательного процесса напрямую зависит от уровня развития познавательных способностей и познавательной активности школьников, на что и направлена данная программа.

Цель программы

Преодоление  школьниками  трудностей в обучении, общении,  социальной адаптации через самодиагностику, коррекцию и развитие:

      –     речи;

  • восприятия,
  • внимания,
  • памяти,
  • мышления,
  • воображения.

Задачи программы

  1. Обучать продуктивным приемам и навыкам познавательной деятельности, «умения учиться».

2. Повышать уровень мотивации учебной деятельности,  развивать устойчивые познавательные  потребности и интересы.

3. Формировать навыки самодиагностики, самоконтроля и саморегуляции.

4. Способствовать раскрытию индивидуальных особенностей и способностей.

5. Способствовать формированию адекватной самооценки и уровня притязаний.

Методы:

1. Беседа, рассказ, объяснение.

2. Обучающая игра.

3. Арт-терапия.

4. Практическая работа.

5. Метод самодиагностики.

Формы организации деятельности обучающихся:

– групповая;

– работа в парах;

– индивидуальная. 

Обучающиеся научатся:

– методикам диагностики и самодиагностики;

– методам тренировки   внимания, мышления;

– способам запоминания слов, информации, текста;

– применять на практике основные мыслительные  действия: обобщение, исключение,

  классификация, аналогии,  установление причинно – следственных, последовательных

  связей.

Обучающиеся получат возможность:

– использовать разные способы и приёмы  запоминания информации;

– произвольно управлять своей  памятью;

– использовать приёмы запоминания;

– произвольно управлять своим вниманием;

– использовать приёмы по развитию концентрации и устойчивости внимания;

– обобщать предметы и понятия  по разным  признакам, параметрам;

– классифицировать предметы, понятия  по признакам;

– устанавливать связи по аналогии;

– устанавливать причинно – следственные, последовательные, временные связи;

– выдвигать гипотезы, версии, аргументировать своё мнение.

Содержание программы

Тема 1. Речь. Ее значение. Свойства речи.  Правила языкового конструирования.

Тема 2. Восприятие. Свойства восприятия. Формы восприятия.

Тема 3. Внимание. Понятие о внимании. Виды внимания: произвольное, непроизвольное. Основные свойства внимания (колебания, устойчивость, объем, распределение, переключаемость, концентрация). Способы развития внимания.

Тема 4. Память. Понятие о памяти. Качества памяти. Виды памяти:         двигательная, слуховая, зрительная, эмоциональная; образная, логическая, произвольная, непроизвольная; механическая, смысловая.  Способы развития памяти (смысловые части, эмоциональная окраска, тренировка всех видов памяти, нагрузка, повторение, установление ассоциаций).

Тема 5. Мышление и воображение. Понятие о мышлении. Индивидуальные особенности мышления: самостоятельность, широта, глубина, гибкость, быстрота, критичность. Приемы развития мышления. Мышление и речь. Понятие и виды воображения: непроизвольное и произвольное, воссоздающее (репродуктивное) и творческое (продуктивное). Воображение и фантазия. Воображение и творчество. Творческая личность и ее особенности. Приемы развития воображения.

Тематическое планирование

№п/п

Название темы

Количество часов

1

Речь

1

2

Восприятие

1

3

Внимание

1

4

Память

1

5

Мышление и воображение

2

Итого

6

Описание материально-технического обеспечения

Технические средства обучения

– нетбук

– мультимедийный проектор

– экран

Литература для учителя

  1. Грекулова А.Л. Энциклопедия домашнего хозяйства. М.: Советская энциклопедия, 1979.
  2. Задворная Т.Д.Аранжировка цветов. М., Искусство, 1994.
  3. Зайцев А.А.Учение о цвете и живописи. М., Академия развития, 1985.
  4. Миловский А.С. Песнь Жар-птицы. М., Искусство, 1987.
  5. Николаенко Н.П. Икэбана. Т., М., «Кладезь»1988.
  6. Некрылова А.Ф. Круглый год. М., Просвещение, 1991.
  7. Новикова Е.Ф. Вдохновение. М., Искусство, 1994.
  8. Покровский А.А. Книга о вкусной и здоровой пище. М.: Пищевая промышленность, 1978.
  9. Понаморенко, Л.П. Психология для старшеклассников [Текст]:  пособие / Л.П.Понаморенко, Р.В. Белоусова. –  М., 2008. – 140 с.
  10. Саркисова Л.А. Искусство букета. М., Искусство, 1970.
  11. Солдатова, Г.У. Жить в мире с собой и другими [Текст]:  / Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова. – М.: Генезис, 2000. – 38 с.
  12. Соловых З.Х., СоловыхА.В. Каждую крошку в ладошку. Минск: Полымя, 1990.
  13. Фопель, К. На пороге взрослой жизни . Психологическая работа с подростковыми и юношескими проблемами [Текст]:  учеб, пособие/ К.Фопель. – М.: Генезис, 2008. – 131с.
  14. Черней Е.Н. Цветы и фантазия. К., М., Искусство, 1987.
  15. https://vkusnyasha.ru/dolls.html
  16. https://academy.cross-kpk.ru/bank/6/029/13_krujki/16.htm

Литература для обучающихся

  1. Грекулова А.Л. Энциклопедия домашнего хозяйства. М.: Советская энциклопедия, 1979.
  2. Зайцев А.А.Учение о цвете и живописи. М., Академия развития, 1985.
  3. Николаенко Н.П. Икэбана. Т., М., «Кладезь»1988.
  4. Покровский А.А. Книга о вкусной и здоровой пище. М.: Пищевая промышленность, 1978.
  5. Саркисова Л.А. Искусство букета. М., Искусство, 1970.
  6. Солдатова, Г.У. Жить в мире с собой и другими [Текст]:  / Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова. – М.: Генезис, 2000. – 38 с.
  7. Черней Е.Н. Цветы и фантазия. К., М., Искусство, 1987.
  8. Черней Е.Н. Цветы и фантазия. К., М., Искусство, 1987.

Календарно-тематическое планирование

Направление «Культурный досуг». Модуль «Природа и творчество».

№п/п

Тема

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

Направление «Культурный досуг». Модуль «Природа и творчество».

Тема 1. Дизайн.

3

1

Дизайн – искусство создания прекрасных форм.

1

2

Прикладное искусство и дизайн.

1

3

Сравнительный анализ объектов дизайна.

1

Тема 2. Сбор и хранение материала.

3

4

Техника сбора природного и бросового материала.

1

5

Сбор природного и бросового материала.

1

6

Хранение подготовленного материала.

1

Тема 3. Флористика.

9

7

Мир цветочных аранжировок. Цветы в легендах и преданиях.

1

8-9

Букеты и панно из сухоцветов. Основные категории композиции.

2

10

Икебана – композиция линейного стиля. Линейный материал в икебане.

1

11-13

Практическая работа по составлению линейного стиля. Основные  художественно – композиционные приёмы в икебане.

3

14-15

Фактура, пространство, чистота  поверхности воды – изобразительные средства искусства икебаны.

2

Тема 4. Выставка.

1

16

Отбор и обсуждение выставочных работ. Правильность оформления выставляемых работ. Оформление экспонатов.

1

Направление «Ведение домашнего хозяйства».  Модуль « Готовим с увлечением».

12

Тема 1. Вводное. Презентация «Каждую крошку – в ладошку»

1

17

Значение хлеба как одного из основных продуктов питания. Блюда из черствого хлеба и с использованием хлеба в сочетании с другими продуктами.

1

Тема 2. Виды бутербродов. Бутербродные массы и пасты.

2

18

Виды бутербродов: открытые (простые и сложные), закрытые (сандвичи, двух-, трехслойные, комбинированные), закусочные (канапе, тартинки, тосты).

1

19

Использование бутербродной массы и пасты для приготовления бутербродов.

1

Тема 3. Виды гренок. Способы приготовления.

1

20

Гренки под соусом, гренки панированные с плавленым сыром, гренки запеченные с помидорами.

1

Тема 4. Блюда из хлеба и овощей

1

21

Котлеты сухарные с зеленью, котлеты из кабачков и картофеля.

1

Тема 5. Фарши из хлеба. 

1

22

Фарш хлебный с зеленым луком и яйцом для фаршировки помидоров, фарш хлебный с сельдью для фаршировки булочек и батонов.

1

Тема 6. Сладкие блюда из черствого хлеба.

1

23

Тертый хлеб с яблоками и изюмом, цукаты из ржаного хлеба.

1

Тема 7. Горячие десертные блюда. 

2

24-25

Суфле из хлеба с орехами, суфле яичное с сухарями.

2

Тема 8. Полезные советы.

1

26

Использование черствого хлеба для изготовления вкусных блюд. Способы освежения хлеба.

1

Тема 9. Проект.

2

27-28

Разработка индивидуальных и коллективных творческих проектов.

2

Направление «Познай себя».

 Модуль « Практическая психология для подростков».

6

 Тема 1. Речь.

1

29

Ее значение. Свойства речи.  Правила языкового конструирования.

1

Тема 2. Восприятие.

1

30

Свойства восприятия. Формы восприятия.

1

Тема 3. Внимание.

1

31

Понятие о внимании. Виды внимания: произвольное, непроизвольное. Основные свойства внимания (колебания, устойчивость, объем, распределение, переключаемость, концентрация). Способы развития внимания.

1

Тема 4. Память.

1

32

Понятие о памяти. Качества памяти. Виды памяти. Способы развития памяти.

1

Тема 5. Мышление и воображение.

2

33

Понятие о мышлении. Индивидуальные особенности мышления. Приемы развития мышления. Мышление и речь.

1

34

Понятие и виды воображения. Воображение и фантазия. Воображение и творчество. Творческая личность и ее особенности. Приемы развития воображения.

1

Источник