Курс полезные навыки в начальных классах

Курс полезные навыки в начальных классах thumbnail

Управление образования администрации Южноуральского городского округа Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования для детей

 «Центр дополнительного образования для детей»

                                                                                                Утверждаю

                                                                                                Директор ________Н.Ф.Алексеева

                                                                                                 __________  2009 г.

Образовательная программа

дополнительного образования детей

 «Полезные  навыки»

Возрастной диапазон: 11 – 14 лет

Срок реализации:  3 года

                                                                                              Автор:                                                          

                                                                                             Зубкова Е.И.

                                                                                         педагог доп. образования

                                                                      – высшая  кв. категория

Южноуральск

2009 год

Информационная карта программы

«Полезные навыки»

  • ФИО педагога:       Зубкова Елена Ивановна
  • Тип программы:     адаптированная
  • Образовательная область:    психология
  • Направленность деятельности:   социально-педагогическая
  • Способ освоения содержания образования:   репродуктивный, креативный,  эвристический
  • Уровень освоения образования:   общекультурный
  • Возрастной уровень реализации программы: среднее общее образование  
  • Форма реализации программы:  индивидуально – групповая
  • Продолжительность реализации программы:  трехгодичная

Пояснительная записка

        Образовательная  программа  «Полезные навыки»  является  составной частью социально-педагогического образования   детей  в  учреждении   дополнительного образования.  Программа  «Полезные навыки»  это современная программа превентивного обучения, включающая элементы трех моделей профилактики: образовательной, медицинской, психосоциальной  и  является универсальной (первичной) профилактикой употребления психоактивных веществ детьми и подростками.

         К моменту обучения в средней школе большинство детей слышало о наркотиках и наркоманах, ингалянтах и токсикоманах. Источники этой информации: СМИ, родители, сверстники, старшие братья и сестры. Программа «Полезные навыки» разработана для 5-7 классов в рамках многолетнего проекта «Школьная программа по профилактике наркомании и алкоголизма» Международной некоммерческой организацией Proiect HOPE, осуществляющей образовательные программы в области здравоохранения. В 2000 году «Полезные навыки» получили гриф «Допущено Министерством образования Российской Федерации».

     Данная программа адаптирована для учреждений дополнительного

образования и является современной программой превентивного обучения, включающей элементы традиционных подходов (информационный, эмоциональный) и психосоциальных подходов (навыки сопротивления давлению, развитие личностной и социальной компетентности).

 В современной российской действительности все острее становится проблема массовой наркотизации населения, и, прежде всего, молодого поколения, стремительно нарастает угроза наркотизации населения, под которой понимается сознательный и направляемый процесс легализации распространения наркотиков среди различных групп населения. На сегодняшний день вопрос о злоупотреблении ПАВ несовершеннолетними, является    особенно актуальным.

           Концептуальной основой программы является положение о том, что в основе возникновения химической зависимости лежит био-психо-социальная модель развития человека. В связи с этим необходима организация комплексного системного профилактического воздействия на всю совокупность факторов риска, способствующих формированию химической зависимости, с учетом возрастных особенностей организма человека. При этом человеческий организм рассматривается как единое целое, состоящее из взаимозависимых компонентов: физического, эмоционального, социального, личностного, духовного. 

Превентивное обучение должно начинаться до того момента, когда подростки
столкнутся с наркотиками в жизни.

        Цель программы: овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.

Задачи:

  • предоставление научно обоснованной, соответствующей возрасту информации о ПАВ;
  •  формирование отрицательного отношения к употреблению ПАВ;
  •  формирование поведенческих  навыков ответственного поведения в потенциально опасных ситуациях.

Образовательная программа дополнительного образования  «Полезные навыки» разработана  для  5-7 классов. Срок реализации программы 3 года.

Структура «Полезных навыков» построена по типу спирали: по мере обучения повторяющиеся темы усложняются и развиваются.

          Набор детей в объединения свободный, без конкурса и тестирования.

Наполняемость группы:  допустимая  –  15 человек,  оптимальная  –  12 человек.

При разработке данной программы учитывались возрастные психологические особенности. Программа    учитывает  уровень  подготовленности  обучающихся,  их склонности,  способности,  особенности  характера  и  обеспечивает  индивидуальный   объем и  темп  усвоения учебного  материала,  а  в  целом  –  реализует   личностно – ориентированную  модель образования  и   технологию  развивающего  обучения,  которая  позволяет  обеспечить  оптимальные  условия  для  самореализации  личности  ребенка  в  этом  возрасте.

    Обучение по программе  строится на  общепедагогических  принципах: научности;  системности  и  последовательности;  доступности  и  актуальности для ребенка,  а  также    связи  учебного материала  с  его  жизнью.

      Одним  из  наиболее  широко  применяемых  в  преподавании  методов  является  беседа,  сочетающаяся  с  рассказом, объяснением  и  активным  использованием  средств  наглядности:  опытов,  плакатов, фотографий,  видеоматериалов. В  максимальной  степени  реализовать воспитательную  и  развивающую   направленность изучаемого  материала  позволяют использование методов обучения в группе, мозгового штурма, групповой дискуссии, ролевого моделирования и упражнений-энергизаторов.

Основной формой организации  учебной  работы  по  программе является занятие,  продолжительностью  45 минут (1 раз в неделю по 1 часу). 

На   занятии  педагог  помогает  детям  освоить соответствующую систему знаний  и   последовательно  способствует  формированию  необходимых  умений.  

    На  занятии,  как  правило,  используются  разнообразные  виды  деятельности обучающихся  и  педагога,  вследствие  чего  занятия  чаще всего  носят  комбинированный  характер.  

Форма организации занятий: индивидуально-групповая.

     Структура  занятий  включает  теоретическую  и  практическую  части.  Теоретическая  часть содержит   беседы  о  вреде употребления психоактивных веществ, о пользе здорового образа жизни. Каждая  тема  программы  предусматривает  большую практическую работу, выполнение которой позволит обучающимся  лучше усвоить материал каждой темы.

Программа «Полезные навыки» включает в себя и работу с родителями, что  позволяет семье придерживаться единого подхода в воспитании.

Обучение  по  программе  «Полезные навыки» направлено  на достижение следующих  ожидаемых результатов:

  • полученные знания позволят обучающимся понять, почему им нужно заботиться о своем здоровье, соблюдать правила здорового образа жизни;
  • обучающиеся научаться управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими;
  • обучающиеся получат знания и навыки, связанные с предупреждением возможного приобщения к одурманивающим веществам, научатся отказываться от предложений, которые считают опасными.

Эффективность  программы основывается  на  результатах  обучения,  которые  проявляются  в  ходе  контроля    качества  знаний,  умений  и навыков  обучающихся.

Оценка уровня усвоения обучающимися содержания программы осуществляется по трехуровневой системе:

– Репродуктивный (Р) – решение творческих задач по образцу;

– Эвристический, ассоциативный (Э)  – решение творческих задач с элементами рационализаторства и изобретательства;

– Креативный, продвинутый, творческий (К) – творческое воплощение собственных разработок на основе полученных знаний, умений и навыков.

В программе имеются методики для оценки эффективности проведенного курса. С учетом возрастных особенностей обучающихся для каждого года обучения разработаны тесты, которые проводятся на первом (пре- тест) и последнем (пост- тест)  учебного года. Увеличение числа правильных ответов на 30% и более свидетельствует об усвоении обучающимися знаний по данной программе, а также выявляет среди детей “группу риска”.

 Важнейшим  условием  реализации  программы  является  создание психологической атмосферы. Ее создают:

(1) следование правилам поведения, принципам и планам занятий;

(2) отсутствие оценочного отношения друг к другу;

(3) использование методов обучения в группе.

 Комплексное  учебно – методическое  обеспечение  программы  включает:

1. Информационное  обеспечение:  специальную литературу и видеоматериалы.

2. Рабочие тетради (альбомы).

3. Контрольно – измерительные  материалы:  методики  контроля,  пре-тест, пост-тест.

Учебно – тематический план

1 года обучения

№ п/п

Тема

Общее кол-во часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Пре – тест.

2

1

1

2

Что такое ПАВ

4

1

3

3

Соблюдай безопасность

7

2

5

4

Кто и почему употребляет ПАВ

4

1

3

5

Давление, влияния, ситуации

8

2

6

6

Ингалянты

2

1

1

7

Мое здоровье

10

2

8

8

Заключительное занятие.

 Пост – тест

2

1

1

ИТОГО

39

11

28

Содержание

учебно-тематического плана

1 года обучения

Тема 1 (2ч.)  Вводное занятие. Пре – тест.

Теория:  (1ч.)

Знакомство с содержанием курса.

Практика: (1ч.)

Пре-тест – оценка эффективности обучения на начальном этапе.

Материалы:

Раздаточный материал: пре-тест, цветные карандаши.

Тема 2 (4ч.)  Что такое психоактивное вещество?

Теория: (1ч.)

Понятие ПАВ.  ПАВ в быту, медицине, спорте. Влияние ПАВ на состояние человека.

Практика: (3ч.)

Задание по карточкам. Тест «Проверь себя».

Словарь:
Психоактивное вещество – это вещество, влияющее на работу мозга.
Наркотики – запрещенные законом психоактивные вещества.
Ингалянты – аэрозоли, чистящие вещества и бензин, пары которых вдыхают.
Материалы:
Рабочая тетрадь.

Тема 3 (7ч.)  Соблюдай безопасность

Теория: (2ч.)

Принятие решений.  Правила безопасного поведения в отношении ПАВ. Связь опасности и риска.

Практика: (5ч.) 

Обсудить значение инструкций, знаков, предупреждающих об опасности. Задания по карточкам. Таблица «Опасно – безопасно».

Словарь:

 Инструкции – правила безопасного использования чего-либо.
Материалы:
Большие листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, ножницы, клей, инструкции по применению лекарств, этикетки, надписи с упаковок со средствами бытовой химии.

Тема 4 (4ч.)  Кто и почему употребляет психоактивные вещества?

Теория: (1ч.) Принятие решений. Приемлемое/неприемлемое употребление ПАВ. Последствия употребления ПАВ. Здоровые альтернативы употреблению ПАВ.

Практика:  (3ч.)

Работа по карточкам . Альтернативы употреблению ПАВ. Создание комикса. Демонстрации сценок и комиксов.

Словарь:
Эффект – последствие действия или поступка.
Альтернатива – выбор из нескольких возможных действий или поступков.
Передозировка – отравление психоактивными веществами, иногда приводящее к смерти.
Материалы:  
Большие листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, 7-8 небольших карточек с названиями ПАВ.

Тема 5 (8ч.)  Давление, влияние, ситуации.

Теория:  (2ч.) 

Общение. Способы давления и способы сопротивления давлению
окружающих.

Практика:  (6ч.)

Работа по карточкам. Ситуации давления, связанные с ПАВ – как следует
поступать. Ролевая  игра, иллюстрирующая  правильное поведение в опасных ситуациях.

Словарь:

 Доверие – уверенность, или вера в то, что тебе говорят правду.
Убеждать – уговаривать, заставлять поверить.
Дилер – человек, который продает наркотики.
Материалы:

Карточки с описанием потенциально опасных ситуаций.

Тема 6 (2ч.)  Ингалянты.

Теория: (1ч.)

Риск  негативных последствий для здоровья. Мотивы  употребления ингалянтов. Безопасные способы регуляции эмоций.

Практика:  (1ч.)

Работа по карточкам. Таблица «Есть риск – Риска нет», «Альтернатива риску». Формула отказа от рискованных поступков.

Материалы:

Два больших листа бумаги с заголовками: «Есть
риск», «Риска нет». Листы бумаги, фломастеры, маркеры.

Тема 7 (10ч.)  Мое здоровье.

Теория: (2ч.)

Здоровье – это не просто отсутствие болезней, а высокое качество жизни.
Понятия здоровое/здоровье и нездоровое/нездоровье. Физическое, умственное, социальное здоровье. Положительный образ Я.

Практика:  (8ч.)

Работа по карточкам: «Вставь пропущенное предложение», «Здоровые занятия», «Моя цель». Ролевая игра «Иди по веселой дорожке к здоровью».

Словарь:

 Физическое здоровье – это сильное, крепкое тело человека.
Умственное здоровье – это ум и сила духа человека.
Социальное здоровье – это благополучие человека и умение ладить с окружающими.
Наркоман – человек, употребляющий наркотики или больной наркоманией
Материалы:

Рабочие тетради, ножницы, клей, вырезки из журналов и газет, фломастеры, цветные
карандаши.

Тема 8 (2ч.)  Заключительное занятие. Пост – тест.

Теория: (1ч.) 

Обобщение полученных знаний.

Практика:  (1ч.)

Пост-тест – диагностика эффективности обучения.

Материалы:

Раздаточный материал: пост-тест, цветные карандаши.

Учебно – тематический план

2 года обучения

№ п/п

Тема

Общее кол-во часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Пре – тест.

2

1

1

2

Тревожность

4

1

3

3

Преодоление тревожности

7

2

5

4

Как начать разговор. Как поддерживать и завершать разговор

6

1

4

5

Манипулирование

10

2

8

6

Давление

4

1

3

7

Наркотики

4

2

2

8

Заключительное занятие.

 Пост – тест

2

1

1

ИТОГО

39

11

28

Литература:

  1. Александровская Э.М. Программа сопровождения подростков в школе. М., 2000
  2. Ананьева Н.А., Ямпольская Ю.А. Здоровье и развитие современных школьников// Школа здоровья. 1994. №1.
  3. Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни. М., 1996.
  4. Битянова М.Р. Два в одном // Школьный психолог, 1999, №20.
  5. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твоё здоровье. Укрепление организма. СПб., 2000.
  6. Фопель К. Как научить детей сотрудничать, часть 2. М., 1998.
  7. Чуковский К. Стихи и сказки. От двух до пяти. М., 1986.
  8. Материалы для учителя. «Полезные привычки».
  9. Рабочая тетрадь «Полезные привычки»

Источник

Новые требования диктует не только образовательный стандарт, но и сама жизнь: чтобы учиться в средней и старшей школе, выбрать профессию и добиться успеха в жизни, нужно развивать особые навыки, которым не уделяют внимания в обычной школе. Эти навыки ещё называют ключевыми компетенциями или метапредметными умениями. К ним относятся умения работать в команде, управлять проектами, владеть своими эмоциями и критически мыслить.

Когда в классе 25—30 детей, включая ребят с особыми потребностями, а учитель завален бумажной работой, ему не до командных проектов. Педагог заботится о том, чтобы научить всех детей читать, считать и писать в соответствии с Федеральным государственным стандартом, а навыки XXI века младшеклассники развивают на дополнительных занятиях. Давайте на примере курсов эмоционального интеллекта и решения изобретательских задач рассмотрим, как дополнительное образование помогает ребёнку развить актуальные умения.

Что даёт ТРИЗ в начальной школе

ТРИЗ — теория решения изобретательских задач Г.С. Альтшуллера — применяется не только в технических науках, но и в бизнесе, искусстве, педагогике. Альтшуллер изучал технические системы и увидел, что они развиваются по определённым законам. ТРИЗ выявляет и использует эти законы для решения задач в разных областях. 

Уроки ТРИЗ развивают системное и критическое мышление, знакомят школьников с теорией управления, принятия решений и кибернетикой. Участники кружков ТРИЗ стабильно показывают успехи на олимпиадах по точным наукам, они умеют искать недостающую информацию и делать выводы. 

Ольга Витальевна Гвинджилия, учитель начальных классов домашней школы Фоксфорд:

«ТРИЗ — это великолепная вещь, блестящая методика, которая меняет мышление. Программы ТРИЗ для начальной школы развивают мыслительные способности, которые иначе угасают. Я знаю книги практика ТРИЗ Светланы Ивановны Гин и видела, как по-разному занимаются дети в системе ТРИЗ и вне её. Эти занятия стимулируют развитие интеллекта, но посильны не для всех детей». 

Почему младшекласснику важно развивать эмоциональный интеллект

Проблема взаимопонимания, выстраивания коммуникации всегда волновала человека. Если 20 лет назад дети всё свободное время проводили на улице: общались со сверстниками и старшими, участвовали в совместных играх и проделках — то сегодня проводят больше времени у компьютера.

Ольга Витальевна Гвинджилия, учитель начальных классов онлайн-школы Фоксфорд:

«Развитие эмоционального интеллекта — вынужденная мера. Дело в том, что родители долгое время ограждают детей от реальной жизни. В больших городах дети находят друзей только в школе, они не гуляют, а переезжают на машинах с одного кружка на другой и бесконечно делают уроки. У ребят еженедельные секции, нагрузки, обязательства, а человеческое общение отсутствует, нет вещей, связанных с заботой, вниманием, помощью старшим. Дети помещены в искусственное пространство, а такие курсы помогают ввести ребёнка в мир отношений».

На занятиях по развитию эмоционального интеллекта школьники учатся концентрировать внимание, справляться с волнением и гневом, ставить цели и достигать их шаг за шагом. В результате ребёнок охотнее учится, с достоинством выходит из конфликтов и чувствует себя увереннее.

Курсы развития эмоционального интеллекта и творческого мышления по технологии ТРИЗ помогут ребёнку развить интеллектуальные способности и личностные качества для успешной учёбы и счастливой жизни.

Источник

Администрация МО ГО «Долинский»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» с. Стародубское

Долинского района Сахалинской области

«Рассмотрено»

Зам. директора по МР

____________И.В. Шабалина

Протокол МС № ____

от «____»_________2016 г.

«Согласовано»

Зам. директора по ВР

_________И.А.Кириллова

«____»_________2016 г.

«Утверждаю»

Директор школы

_________И.Б.Бушаева.

Приказ № ____

от «____»_________2016г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

6 класс

«Полезные навыки»

(наименование учебного предмета/ курса/)

основное общее образование

(уровень образования)

1 год реализации (2016-2017)

(срок реализации программы)

Составлена на основе:

  • Федерального государственного стандарта начального общего образования;

  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

  • Профилактической программы «Полезные навыки» проекта ХОУП.

Хорик Н.В., СЗД

кем (Ф.И.О. учителя (преподавателя), составившего рабочую учебную программу)

Стародубское

2016 г

Пояснительная записка

Направленность программы

«Полезные навыки» — школьная профилактическая программа Проекта ХОУП. Программа создавалась с 1997 по 2003 год разными специалистами, объединенными общей идеей предупреждения курения, употребления алкоголя и наркотиков детьми и подростками.

«Полезные навыки» — программа, которая знакомит учащихся с понятием “психоактивные вещества”, уделяя особое внимание ингаляторам и марихуане. “Полезные навыки” формируют у школьников навыки эффективного общения, принятие решений и сопротивления давлению сверстников, затрагивают вопросы о рациональном принятии решений, ответственного поведения в ситуациях риска употребления психоактивных веществ.

Актуальность

К моменту обучения в средней школе большинство детей слышало о наркотиках и наркоманах, ингалянтах, токсикоманах. Источники этой информации СМИ, родители, сверстники, старших братья и сестры. Абсолютное большинство учащихся 5-7 классов не курят и не пьют. Однако возраст, в котором дети начинают экспериментировать с алкоголем, табаком и наркотиками, постоянно снижается. Программа «Полезные навыки» позволяет вести разговор с младшими подростками о психоактивных веществах, а также начать разговор об ответственности и безопасном для здоровья поведении.

Цель программы

Обучение детей навыкам сохранения своего здоровья и здоровья окружающих, навыкам взаимной помощи и поддержки в детском коллективе перед лицом опасности, которую в современном обществе несет с собой употребление ПАВ.

Задачи программы

  1. Предоставить учащимся научно обоснованную, соответствующую их возрасту информацию о ПАВ.

  2. Сформировать отрицательное отношение к употреблению ПАВ.

  3. Формировать поведенческие навыки ответственного поведения в потенциально опасных ситуациях.

Возраст детей, участвующих в реализации программы

Младшие подростки 11-12 лет.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на один учебный год (2016-2017 гг.)

Формы и режим занятий

Программа состоит из 33 занятий, занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут. Формы работы в основном групповые: кооперативное обучение, мозговой штурм, дискуссия, ролевое моделирование.

Ожидаемые результаты

  1. Сформированные навыки эффективного общения.

  2. Сформированные навыки рационального принятия решений и отказа от опасных для здоровья поступков в ситуации группового давления.

Формы подведения итогов реализации программы

Успешность реализованной программы можно отследить через участие учащихся в конкурсах рисунков “Мы за здоровый образ жизни”, Днях здоровья, общешкольных и муниципальных конкурсах, направленных на формирование здорового образа жизни.

Календарно – тематическое планирование

(2015-2016 уч.г.)

тема

кол.

часов

дата

корр.

даты

1.

«Я тебя помню»

1 ч.

08.09

2.

«Принципы работы группы»

1 ч.

15.09

3.

«Я и мой мир»

1 ч.

22.09

4.

«Мои интересы и склонности»

1 ч.

29.09

5.

«Мои ценности»

1 ч.

06.10

6.

«Стиль взаимодействия с окружающими»

1 ч.

13.10

7.

«Как завести друзей»

1 ч.

20.10

8.

«Мое настроение и общение с людьми»

1 ч.

27.10

9.

«Как поддерживать дружбу»

1 ч.

03.11

10.

«Что такое невербальное общение»

1 ч.

17.11

11.

«Возраст, доверие, независимость»

1 ч.

24.11

12.

«Насилие» ч.1

1 ч.

01.12

13.

«Насилие» ч.2

1 ч.

08.12

14.

«Манипулирование»

1 ч.

15.12

15.

«Манипулирование и давление»

1 ч.

22.12

16.

«Давление, влияния, ситуации»

1 ч.

12.01

17.

«Чувства, которые мы переживаем»

1 ч.

19.01

18.

«Неагрессивное отстаивание своего мнения»

1 ч.

26.01

19.

«Конфликты»

1 ч.

02.02

20.

«Способы преодоления конфликтов»

1 ч.

09.02

21.

«Конструктивное поведение»

1 ч.

16.02

22.

« Развлечения в компании»

1 ч.

02.03

23.

«Алкоголь»

1 ч.

09.03

24.

«Соблюдай безопасность»

1 ч.

16.03

25.

« Критическое мышление»

1 ч.

23.03

26.

« Красота и здоровье»

1 ч.

06.04

27.

« Моя внешность»

1 ч.

13.04

28.

« Здоровье – главная ценность»

1 ч.

20.04

29.

« Вредные и полезные привычки»

1 ч.

27.04

30.

« Стратегия успеха»

1 ч.

04.05

31.

« Мое будущее» ч.1

1 ч.

11.05

32.

« Мое будущее» ч.2

1 ч.

18.05

33.

« Подведение итогов курса»

1 ч.

25.05

Список используемой литературы

для учителя:

1. Обучение жизненно важным навыкам./сост.: Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурхут С.М Под ред. Н.П. Майоровой. – СПб.- 2002.

2. Конвенция о правах ребенка. Резолюция №44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г.

3. Основы групповой работы (при организации и проведении тренинга про филактики злоупотребления ПАВ среди подростков и молодежи), М., 2002 г.

4. Фопель К., Как научить детей сотрудничать? (части 1 – 4), М., 1998 г.

5. Т.Б. Гречаная, канд. пед. наук Л.Ю. Иванова. Л.С. Колесова, Учебное пособие для уч-ся 5-7 классов, «Полезные навыки, /под редакцией О.Л. Романовой, 3-е изд., М., 2000

6. Гусева Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей, Программа профилактики злоупотребления ПАВ /под ред. Шипициной Л.М., СПб, изд-во Речь, 2003г.

7. В.Ю. Климович Программа профилактики детского и подросткового алкоголизма, (Наглядно-методическое пособие для проведения занятий с детьми 8-10 лет), изд-во Центр, Планетариум, М., 2004г.

для учащихся:

1. Рабочая тетрадь “Полезные навыки” 6 класс проект ХОУП 2008 г.

2. Бирун Н., Иванова Н. Наркотики: выход есть! — СПб.: Питер, 2001. 224 с.

3. Миронов Е. М. Прощайте, наркотики! — СПб.: Питер, 2001. — 192 с.

Источник