Курс полезные навыки в начальной школе
Новые требования диктует не только образовательный стандарт, но и сама жизнь: чтобы учиться в средней и старшей школе, выбрать профессию и добиться успеха в жизни, нужно развивать особые навыки, которым не уделяют внимания в обычной школе. Эти навыки ещё называют ключевыми компетенциями или метапредметными умениями. К ним относятся умения работать в команде, управлять проектами, владеть своими эмоциями и критически мыслить.
Когда в классе 25—30 детей, включая ребят с особыми потребностями, а учитель завален бумажной работой, ему не до командных проектов. Педагог заботится о том, чтобы научить всех детей читать, считать и писать в соответствии с Федеральным государственным стандартом, а навыки XXI века младшеклассники развивают на дополнительных занятиях. Давайте на примере курсов эмоционального интеллекта и решения изобретательских задач рассмотрим, как дополнительное образование помогает ребёнку развить актуальные умения.
Что даёт ТРИЗ в начальной школе
ТРИЗ — теория решения изобретательских задач Г.С. Альтшуллера — применяется не только в технических науках, но и в бизнесе, искусстве, педагогике. Альтшуллер изучал технические системы и увидел, что они развиваются по определённым законам. ТРИЗ выявляет и использует эти законы для решения задач в разных областях.
Уроки ТРИЗ развивают системное и критическое мышление, знакомят школьников с теорией управления, принятия решений и кибернетикой. Участники кружков ТРИЗ стабильно показывают успехи на олимпиадах по точным наукам, они умеют искать недостающую информацию и делать выводы.
Ольга Витальевна Гвинджилия, учитель начальных классов домашней школы Фоксфорд:
«ТРИЗ — это великолепная вещь, блестящая методика, которая меняет мышление. Программы ТРИЗ для начальной школы развивают мыслительные способности, которые иначе угасают. Я знаю книги практика ТРИЗ Светланы Ивановны Гин и видела, как по-разному занимаются дети в системе ТРИЗ и вне её. Эти занятия стимулируют развитие интеллекта, но посильны не для всех детей».
Почему младшекласснику важно развивать эмоциональный интеллект
Проблема взаимопонимания, выстраивания коммуникации всегда волновала человека. Если 20 лет назад дети всё свободное время проводили на улице: общались со сверстниками и старшими, участвовали в совместных играх и проделках — то сегодня проводят больше времени у компьютера.
Ольга Витальевна Гвинджилия, учитель начальных классов онлайн-школы Фоксфорд:
«Развитие эмоционального интеллекта — вынужденная мера. Дело в том, что родители долгое время ограждают детей от реальной жизни. В больших городах дети находят друзей только в школе, они не гуляют, а переезжают на машинах с одного кружка на другой и бесконечно делают уроки. У ребят еженедельные секции, нагрузки, обязательства, а человеческое общение отсутствует, нет вещей, связанных с заботой, вниманием, помощью старшим. Дети помещены в искусственное пространство, а такие курсы помогают ввести ребёнка в мир отношений».
На занятиях по развитию эмоционального интеллекта школьники учатся концентрировать внимание, справляться с волнением и гневом, ставить цели и достигать их шаг за шагом. В результате ребёнок охотнее учится, с достоинством выходит из конфликтов и чувствует себя увереннее.
Курсы развития эмоционального интеллекта и творческого мышления по технологии ТРИЗ помогут ребёнку развить интеллектуальные способности и личностные качества для успешной учёбы и счастливой жизни.
Управление образования администрации Южноуральского городского округа Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования для детей
«Центр дополнительного образования для детей»
Утверждаю
Директор ________Н.Ф.Алексеева
__________ 2009 г.
Образовательная программа
дополнительного образования детей
«Полезные навыки»
Возрастной диапазон: 11 – 14 лет
Срок реализации: 3 года
Автор:
Зубкова Е.И.
педагог доп. образования
– высшая кв. категория
Южноуральск
2009 год
Информационная карта программы
«Полезные навыки»
- ФИО педагога: Зубкова Елена Ивановна
- Тип программы: адаптированная
- Образовательная область: психология
- Направленность деятельности: социально-педагогическая
- Способ освоения содержания образования: репродуктивный, креативный, эвристический
- Уровень освоения образования: общекультурный
- Возрастной уровень реализации программы: среднее общее образование
- Форма реализации программы: индивидуально – групповая
- Продолжительность реализации программы: трехгодичная
Пояснительная записка
Образовательная программа «Полезные навыки» является составной частью социально-педагогического образования детей в учреждении дополнительного образования. Программа «Полезные навыки» это современная программа превентивного обучения, включающая элементы трех моделей профилактики: образовательной, медицинской, психосоциальной и является универсальной (первичной) профилактикой употребления психоактивных веществ детьми и подростками.
К моменту обучения в средней школе большинство детей слышало о наркотиках и наркоманах, ингалянтах и токсикоманах. Источники этой информации: СМИ, родители, сверстники, старшие братья и сестры. Программа «Полезные навыки» разработана для 5-7 классов в рамках многолетнего проекта «Школьная программа по профилактике наркомании и алкоголизма» Международной некоммерческой организацией Proiect HOPE, осуществляющей образовательные программы в области здравоохранения. В 2000 году «Полезные навыки» получили гриф «Допущено Министерством образования Российской Федерации».
Данная программа адаптирована для учреждений дополнительного
образования и является современной программой превентивного обучения, включающей элементы традиционных подходов (информационный, эмоциональный) и психосоциальных подходов (навыки сопротивления давлению, развитие личностной и социальной компетентности).
В современной российской действительности все острее становится проблема массовой наркотизации населения, и, прежде всего, молодого поколения, стремительно нарастает угроза наркотизации населения, под которой понимается сознательный и направляемый процесс легализации распространения наркотиков среди различных групп населения. На сегодняшний день вопрос о злоупотреблении ПАВ несовершеннолетними, является особенно актуальным.
Концептуальной основой программы является положение о том, что в основе возникновения химической зависимости лежит био-психо-социальная модель развития человека. В связи с этим необходима организация комплексного системного профилактического воздействия на всю совокупность факторов риска, способствующих формированию химической зависимости, с учетом возрастных особенностей организма человека. При этом человеческий организм рассматривается как единое целое, состоящее из взаимозависимых компонентов: физического, эмоционального, социального, личностного, духовного.
Превентивное обучение должно начинаться до того момента, когда подростки
столкнутся с наркотиками в жизни.
Цель программы: овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.
Задачи:
- предоставление научно обоснованной, соответствующей возрасту информации о ПАВ;
- формирование отрицательного отношения к употреблению ПАВ;
- формирование поведенческих навыков ответственного поведения в потенциально опасных ситуациях.
Образовательная программа дополнительного образования «Полезные навыки» разработана для 5-7 классов. Срок реализации программы 3 года.
Структура «Полезных навыков» построена по типу спирали: по мере обучения повторяющиеся темы усложняются и развиваются.
Набор детей в объединения свободный, без конкурса и тестирования.
Наполняемость группы: допустимая – 15 человек, оптимальная – 12 человек.
При разработке данной программы учитывались возрастные психологические особенности. Программа учитывает уровень подготовленности обучающихся, их склонности, способности, особенности характера и обеспечивает индивидуальный объем и темп усвоения учебного материала, а в целом – реализует личностно – ориентированную модель образования и технологию развивающего обучения, которая позволяет обеспечить оптимальные условия для самореализации личности ребенка в этом возрасте.
Обучение по программе строится на общепедагогических принципах: научности; системности и последовательности; доступности и актуальности для ребенка, а также связи учебного материала с его жизнью.
Одним из наиболее широко применяемых в преподавании методов является беседа, сочетающаяся с рассказом, объяснением и активным использованием средств наглядности: опытов, плакатов, фотографий, видеоматериалов. В максимальной степени реализовать воспитательную и развивающую направленность изучаемого материала позволяют использование методов обучения в группе, мозгового штурма, групповой дискуссии, ролевого моделирования и упражнений-энергизаторов.
Основной формой организации учебной работы по программе является занятие, продолжительностью 45 минут (1 раз в неделю по 1 часу).
На занятии педагог помогает детям освоить соответствующую систему знаний и последовательно способствует формированию необходимых умений.
На занятии, как правило, используются разнообразные виды деятельности обучающихся и педагога, вследствие чего занятия чаще всего носят комбинированный характер.
Форма организации занятий: индивидуально-групповая.
Структура занятий включает теоретическую и практическую части. Теоретическая часть содержит беседы о вреде употребления психоактивных веществ, о пользе здорового образа жизни. Каждая тема программы предусматривает большую практическую работу, выполнение которой позволит обучающимся лучше усвоить материал каждой темы.
Программа «Полезные навыки» включает в себя и работу с родителями, что позволяет семье придерживаться единого подхода в воспитании.
Обучение по программе «Полезные навыки» направлено на достижение следующих ожидаемых результатов:
- полученные знания позволят обучающимся понять, почему им нужно заботиться о своем здоровье, соблюдать правила здорового образа жизни;
- обучающиеся научаться управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими;
- обучающиеся получат знания и навыки, связанные с предупреждением возможного приобщения к одурманивающим веществам, научатся отказываться от предложений, которые считают опасными.
Эффективность программы основывается на результатах обучения, которые проявляются в ходе контроля качества знаний, умений и навыков обучающихся.
Оценка уровня усвоения обучающимися содержания программы осуществляется по трехуровневой системе:
– Репродуктивный (Р) – решение творческих задач по образцу;
– Эвристический, ассоциативный (Э) – решение творческих задач с элементами рационализаторства и изобретательства;
– Креативный, продвинутый, творческий (К) – творческое воплощение собственных разработок на основе полученных знаний, умений и навыков.
В программе имеются методики для оценки эффективности проведенного курса. С учетом возрастных особенностей обучающихся для каждого года обучения разработаны тесты, которые проводятся на первом (пре- тест) и последнем (пост- тест) учебного года. Увеличение числа правильных ответов на 30% и более свидетельствует об усвоении обучающимися знаний по данной программе, а также выявляет среди детей “группу риска”.
Важнейшим условием реализации программы является создание психологической атмосферы. Ее создают:
(1) следование правилам поведения, принципам и планам занятий;
(2) отсутствие оценочного отношения друг к другу;
(3) использование методов обучения в группе.
Комплексное учебно – методическое обеспечение программы включает:
1. Информационное обеспечение: специальную литературу и видеоматериалы.
2. Рабочие тетради (альбомы).
3. Контрольно – измерительные материалы: методики контроля, пре-тест, пост-тест.
Учебно – тематический план
1 года обучения
№ п/п | Тема | Общее кол-во часов | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие. Пре – тест. | 2 | 1 | 1 |
2 | Что такое ПАВ | 4 | 1 | 3 |
3 | Соблюдай безопасность | 7 | 2 | 5 |
4 | Кто и почему употребляет ПАВ | 4 | 1 | 3 |
5 | Давление, влияния, ситуации | 8 | 2 | 6 |
6 | Ингалянты | 2 | 1 | 1 |
7 | Мое здоровье | 10 | 2 | 8 |
8 | Заключительное занятие. Пост – тест | 2 | 1 | 1 |
ИТОГО | 39 | 11 | 28 |
Содержание
учебно-тематического плана
1 года обучения
Тема 1 (2ч.) Вводное занятие. Пре – тест.
Теория: (1ч.)
Знакомство с содержанием курса.
Практика: (1ч.)
Пре-тест – оценка эффективности обучения на начальном этапе.
Материалы:
Раздаточный материал: пре-тест, цветные карандаши.
Тема 2 (4ч.) Что такое психоактивное вещество?
Теория: (1ч.)
Понятие ПАВ. ПАВ в быту, медицине, спорте. Влияние ПАВ на состояние человека.
Практика: (3ч.)
Задание по карточкам. Тест «Проверь себя».
Словарь:
Психоактивное вещество – это вещество, влияющее на работу мозга.
Наркотики – запрещенные законом психоактивные вещества.
Ингалянты – аэрозоли, чистящие вещества и бензин, пары которых вдыхают.
Материалы:
Рабочая тетрадь.
Тема 3 (7ч.) Соблюдай безопасность
Теория: (2ч.)
Принятие решений. Правила безопасного поведения в отношении ПАВ. Связь опасности и риска.
Практика: (5ч.)
Обсудить значение инструкций, знаков, предупреждающих об опасности. Задания по карточкам. Таблица «Опасно – безопасно».
Словарь:
Инструкции – правила безопасного использования чего-либо.
Материалы:
Большие листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, ножницы, клей, инструкции по применению лекарств, этикетки, надписи с упаковок со средствами бытовой химии.
Тема 4 (4ч.) Кто и почему употребляет психоактивные вещества?
Теория: (1ч.) Принятие решений. Приемлемое/неприемлемое употребление ПАВ. Последствия употребления ПАВ. Здоровые альтернативы употреблению ПАВ.
Практика: (3ч.)
Работа по карточкам . Альтернативы употреблению ПАВ. Создание комикса. Демонстрации сценок и комиксов.
Словарь:
Эффект – последствие действия или поступка.
Альтернатива – выбор из нескольких возможных действий или поступков.
Передозировка – отравление психоактивными веществами, иногда приводящее к смерти.
Материалы:
Большие листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, 7-8 небольших карточек с названиями ПАВ.
Тема 5 (8ч.) Давление, влияние, ситуации.
Теория: (2ч.)
Общение. Способы давления и способы сопротивления давлению
окружающих.
Практика: (6ч.)
Работа по карточкам. Ситуации давления, связанные с ПАВ – как следует
поступать. Ролевая игра, иллюстрирующая правильное поведение в опасных ситуациях.
Словарь:
Доверие – уверенность, или вера в то, что тебе говорят правду.
Убеждать – уговаривать, заставлять поверить.
Дилер – человек, который продает наркотики.
Материалы:
Карточки с описанием потенциально опасных ситуаций.
Тема 6 (2ч.) Ингалянты.
Теория: (1ч.)
Риск негативных последствий для здоровья. Мотивы употребления ингалянтов. Безопасные способы регуляции эмоций.
Практика: (1ч.)
Работа по карточкам. Таблица «Есть риск – Риска нет», «Альтернатива риску». Формула отказа от рискованных поступков.
Материалы:
Два больших листа бумаги с заголовками: «Есть
риск», «Риска нет». Листы бумаги, фломастеры, маркеры.
Тема 7 (10ч.) Мое здоровье.
Теория: (2ч.)
Здоровье – это не просто отсутствие болезней, а высокое качество жизни.
Понятия здоровое/здоровье и нездоровое/нездоровье. Физическое, умственное, социальное здоровье. Положительный образ Я.
Практика: (8ч.)
Работа по карточкам: «Вставь пропущенное предложение», «Здоровые занятия», «Моя цель». Ролевая игра «Иди по веселой дорожке к здоровью».
Словарь:
Физическое здоровье – это сильное, крепкое тело человека.
Умственное здоровье – это ум и сила духа человека.
Социальное здоровье – это благополучие человека и умение ладить с окружающими.
Наркоман – человек, употребляющий наркотики или больной наркоманией
Материалы:
Рабочие тетради, ножницы, клей, вырезки из журналов и газет, фломастеры, цветные
карандаши.
Тема 8 (2ч.) Заключительное занятие. Пост – тест.
Теория: (1ч.)
Обобщение полученных знаний.
Практика: (1ч.)
Пост-тест – диагностика эффективности обучения.
Материалы:
Раздаточный материал: пост-тест, цветные карандаши.
Учебно – тематический план
2 года обучения
№ п/п | Тема | Общее кол-во часов | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие. Пре – тест. | 2 | 1 | 1 |
2 | Тревожность | 4 | 1 | 3 |
3 | Преодоление тревожности | 7 | 2 | 5 |
4 | Как начать разговор. Как поддерживать и завершать разговор | 6 | 1 | 4 |
5 | Манипулирование | 10 | 2 | 8 |
6 | Давление | 4 | 1 | 3 |
7 | Наркотики | 4 | 2 | 2 |
8 | Заключительное занятие. Пост – тест | 2 | 1 | 1 |
ИТОГО | 39 | 11 | 28 |
Литература:
- Александровская Э.М. Программа сопровождения подростков в школе. М., 2000
- Ананьева Н.А., Ямпольская Ю.А. Здоровье и развитие современных школьников// Школа здоровья. 1994. №1.
- Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни. М., 1996.
- Битянова М.Р. Два в одном // Школьный психолог, 1999, №20.
- Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твоё здоровье. Укрепление организма. СПб., 2000.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать, часть 2. М., 1998.
- Чуковский К. Стихи и сказки. От двух до пяти. М., 1986.
- Материалы для учителя. «Полезные привычки».
- Рабочая тетрадь «Полезные привычки»
Цели:
- Развитие общеучебных умений и навыков как одно
из условий развития личности. - Организация работы по развитию общих умений и
навыков.
Задачи:
- Необходимость развития общеучебных умений
и навыков. - Работа по развитию умения и навыков.
1. Формирование общеучебных
умений и навыков через учебную деятельность
В возрасте от 6 до 10 лет основной и ведущей
является учебная деятельность, осуществление
которой формирует у младших школьников главные
психические новообразования. Процесс
формирования и развития общеучебных умений и
навыков связан с процессом становления и
развития учебной деятельности. Важным этапом
процесса её организации является постановка
учебной задачи, когда дети обнаруживают, что
имеющихся у них знаний и способов действия
недостаточно для решения новой задачи. В этот
момент учитель не дает ученикам никаких
определений, образцов, а организует их поиск от
одной учебной задачи до другой. Работа
начинается с первых дней в школе. Это прежде
всего организация рабочего места: удобное
расположение учебников, тетрадей, письменных
принадлежностей и других предметов на парте во
время работы, обучение рациональным приемам
приведения в порядок рабочего места. Особенно
много предметов находится на парте на уроках
трудового обучения и изобразительного
искусства. С первых дней выясняем, почему
ножницы, карандаши, кисти всегда должны
лежать справа, линейка, трафареты, салфетки –
слева, книги, тетради – перед собой. Чтобы
убедиться в целесообразности такого
расположения учебных принадлежностей , меняем
предметы местами и пробуем работать. Дети сами
убеждаются, что если карандаши, кисти, ножницы
положить не справа , а слева, то работать
неудобно; в правую руку приходится брать
предметы, расположенные слева, и наоборот.
Осуществляя учебную деятельность, школьники
выполняют определенные учебные действия. В.В.
Давыдов представляет их в логике решения учебной
задачи:
- принятие от учителя или самостоятельная
постановка учебных задач; - преобразование условий задачи (поиск,
обнаружение и выделение); - моделирование выделенного отношения в
предметной, графической или буквенной форме; - преобразование модели для изучения свойств
объекта; - построение системы частных задач, решаемых
общим способом; - контроль за выполнением предыдущих действий;
- оценка усвоения общего способа как результата
решения данной учебной задачи.
Заключенная в задачи идея приобретает
конкретную форму в виде присвоенного знания,
понятия, умения, навыка, способа деятельности.
Характер учебно-познавательных задач
многообразен, но структура
учебно-познавательной деятельности в целом
общая для всех и включает следующие элементы:
- осознание и принятие школьником
учебно-познавательной задачи; - построения плана её решения;
- практическое разрешение задачи;
- контроль за решением задачи;
- оценка результата в соответствии с эталоном;
- постановка задач дальнейшего
совершенствования приобретения знаний, умений,
навыков.
Выпадение любого из этих компонентов делает
учебно-познавательную деятельность
неполноценной; а без этого невозможно
сформировать и учебные умения. Учебные умения,
входящие в структуру учебной деятельности,
входят в состав различных групп общеучебных
умений.
2.Классификация общих умений и навыков
Учебная деятельность – это основа для
формирования умения учиться. Она позволит
определить группу учебно-деятельностных
умений как центральный элемент в системе
общеучебных умений и навыков.
Устанавливая связи внутри общеучебных умений,
можно выделить такие подгруппы:
- учебно-деятельностные;
- учебно-интеллектуальные;
- учебно-организационные;
- учебно- информационные;
- учебно-коммуникативные умения.
Выделение 5 групп общеучебных умений позволяет
наметить основные ориентиры по формированию
данных умений и разработать программу действий
по классам.
1. Учебно – деятельностные умения и навыки
1 класс | 4 класс |
1.1. Умение принимать учебную цель. 1.2. Намечать задачи для ее осуществления. 1.3. Умение анализировать учебную ситуацию с целью постановки и решения учебной проблемы. 1.4. Выделять в учебном материале предмет усвоения. 1.5. Оценивать работу по заданным извне критериям. | 1.1. Определять в совместной деятельности учащихся и учителя учебную задачу . 1.2. Анализировать условия учебной задачи. 1.3. Моделировать выделенные условия в предметной, графической или буквенной форме. 1.4. Определять последовательность учебных действий. 1.5. Планировать этапы осуществления деятельности 1.6. Умение определять критерии по различным основаниям и оценивать работу в соответствии с ними; оценивать работу товарища. |
2. Учебно-коммуникативные умения и навыки
1 класс | 4 класс |
2.1. Формулировать вопрос к картинке,предложению, слову. 2.2. Пересказывать содержание сказки, рассказа, условие и ход решения задачи. 2.3. Осваивать основные виды письменной работы: списывание, запись под диктовку, изложение текста, сочинение рассказа. 2.4. Темп письма к концу года 25 знаков в минуту. | 2.1. Самостоятельно ставить вопросы к тексту,рассказу учителя,детей. 2.2. Учиться отвечать по плану. 2.3. Учиться сжато пересказывать содержание прочитанного. 2.4. Освоить новые виды письменных работ: письмо товарищу, дневниковые записи. 2.5. Темп письма 50 знаков в минуту. |
3. Учебно-интеллектуальные умения и
навыки
1 класс | 4 класс |
3.1. Умение читать осознанно и выразительно. 3.2. Умение чисто и грамотно писать. 3.3. Умение сравнивать объекты, факты, явления. | 3.1. Умение воспринимать информацию. 3.2. Умение осмысливать учебный материал, выделять в нем главное. 3.3. Осуществлять общие логические приемы мышления (сравнивать,анализировать, обобщать,доказывать.) 3.4. Умение рационально запоминать. 3.5. Уметь объяснять наблюдаемые факты и прогнозировать некоторые из них. |
4.Учебно-организационные умения
и навыки
1 класс | 4 класс |
4.1. Правильно пользоваться учебными принадлежностями, понимать учебную задачу, учиться работать в заданном темпе. 4.2. Проверять работу по образцу. 4.3. Соблюдать правильную осанку. 4.4. Организовать свое рабочее место. | 4.1. Готовить рабочее место для учебных занятий и труда. 4.2. Самостоятельно выполнять основные правила гигиены, учебного труда, режима дня. 4.3. Работать в заданном темпе. 4.4. Учиться контролю учебной работы как своей, так и одноклассника. 4.5. Оценивать учебные действия по образцу оценки учителя. 4.6. Вести познавательную деятельность в коллективе, сотрудничать при решении учебных задач (умение объяснять, оказывать помощь, принимать помощь товарища.) |
5. Учебно-информационные умения и
навыки
1 класс | 4 класс |
5.1. Читать целыми словами, соблюдая ударение, паузы, интонацию в конце предложения. 5.2. Находить тексты в оглавлении, пользоваться заданиями и вопросами. 5.3. Слушать рассказ, объяснение учителя, пересказывать. 5.4. Уметь самостоятельно знакомится с детскими книгами , по иллюстрации составлять представление о примерном содержании книги. | 5.1. Читать в соответствии с литературными нормами. 5.2. Пользоваться разными видами чтения: сплошным, выборочным, комментированным, чтением по ролям. 5.3. Темп чтения 120слов в минуту. 5.4. Самостоятельно обращаться к вопросам и заданиям учебника, уметь работать со словарем. 5.5. Пользоваться картотеками, справочной литературой. 5.6. Самостоятельно выбирать и читать детские книги. |
2. Методические приемы и формы организации
на уроках
Уже в 1 классе возможно использование элементов
исследовательской работы учащихся, направленных
на формирование учебно – интеллектуальных
умений. Например, таблица, где изображены
несколько четырёхугольников и пятиугольников.
Все эти фигуры никак не сгруппированы, но
четырёхугольники окрашены в красный цвет, а
пятиугольники – в зелёный. Учитель сообщает, что
все красные фигуры – четырёхугольники, зелёные
пятиугольники. После этого ставится вопрос перед
классом: «Почему красные фигуры можно назвать
четырёхугольниками, а зелёные пятиугольниками?».
Этот вопрос представляет довольно сложную
проблему, для решения которой дети должны
провести ряд наблюдений, сопоставлений,
сравнений. Так, они должны сравнить мысленно
введенные учителем термины «четырёхугольник» и
«пятиугольник». Анализируя эти слова, они
расчленяют их, выделив в них знакомые слова,
являющиеся частями новых терминов – «четыре» и
«угол», «пять» и «угол». Такой анализ уже
может направить их мысль в определённом
направлении. Проверить правильность возникших
предположений дети смогут, внимательно
рассматривая предложенные фигуры. Здесь снова
придётся провести ряд наблюдений, сопоставлений,
сравнений, в результате которых они должны
убедиться, что действительно, все красные фигуры
содержат по четыре угла, а зелёные по пять углов.
Подметив эту особенность, сопоставив её с
особенностями терминов – названий данных фигур,
дети должны придти к выводу, который и будет
ответом на поставленный вопрос.
Главная цель моей работы с детьми – учить детей
учиться, а значит ясно выражать свои мысли в
устной и письменной форме, анализировать ответы
сверстников, владеть словом. Владеть словом –
инструментом общения – неоценимое богатство.
Каждое новое, осмысленное слово как драгоценный
камушек в сокровищнице человека. Детям абсолютно
необходимы игры, специальные упражнения на
слова, про слова, со словами.
Тематика игр:
1. «Полслова за вами» (паро-воз, теле-фон).
2. Слово наоборот (пилот – толип, верблюд –
дюлбрев)
3. Алфавит вокруг.
4. Анаграммы. Поменяй местами буквы в
перепутанных словах и получишь слова,
относящиеся к предмету «Окружающий мир». Запиши.
Найди лишнее слово.
ш ь ы м – мышь
с ь р ы – рысь
ц а я з – заяц
т д я л е – дятел
5. Добавь словечко.
«Удобна и прочна рубаха,
В которой ходит…» (черепаха.)
Но особое место в системе развития речи
школьника занимает сочинение. Дети очень тонко
чувствуют прекрасное, понимают язык природы.
Только надо научить их видеть, всматриваться в
жизнь. При написании сочинений у всех детей
возникают трудности, стоит проблема: учащиеся не
умеют и не любят писать их. Я думаю что, прежде
всего детям должен нравиться такой вид работы.
Это сделать очень просто: надо давать темы,
которые будут нравиться детям. Появилась
тематика сочинений:
1. Почему я лучше всех?
2. Опиши пустоту.
3. Жизнь на моей звезде.
4. Как появились полезные ископаемые.
5. О чём мечтала сосулька.
Формирование учебно-информационных умений и
навыков начинается с умения читать. Ведущим
началом в развитии умения читать является
понимание прочитанного. Именно смысловой
стороне подчинена техническая сторона чтения.
Поэтому очень важно применять различные приёмы
над текстом. Любимая игра на уроках чтения –
читать голосом героев из сказки. Если на доске
появляются рисунки колобка, волка, бабы Яги
медведя, значит наступило время разминки, и все
должны читать или говорить голосами гостей.
Нравится детям подбирать слова для
характеристики сказочного героя. Из написанных
на доске слов, они выбирают нужные, аргументируя
свой выбор фактами из текста. Например, на доске
написаны слова: добрая, скупая, ласковая, грубая,
злая. Ребята подходят к доске, и, доказывая
свой выбор, стирают слова, которые не подходят
для характеристики старухи из «Сказки о рыбаке и
рыбке» А. С. Пушкина. Часто на уроках даю задание
«Поиграй с предложением!»
а) Прочитай шепотом.
б) Прочитай громко.
в) Порадуйся предложению
г) Спроси предложение.
На уроках многократно прочитывается текст с
различными заданиями. Одно из них « Вопрос
товарищу». Можно провести в виде «Аукциона», кто
больше придумает хороших вопросов.
В своей работе стараюсь не давать детям готовое,
а направляю учащихся на то, чтобы они сами нашли
большое количество вариантов анализа в
предлагаемых заданиях, что поможет им в
дальнейшем учиться. Вопросы ставлю так, чтобы
ученик мог сравнивать и на этом основании
сделать вывод, например:
– Чей план более удачный?
– Какой пункт в плане вам кажется главным?
– Чему можно научиться, следуя сказанному в этом
вопросе?
3. Эксперимент по формированию общеучебных
умений и навыков (учебно-интеллектуальные
умения)
Эксперимент по усвоению формирования
учебно-интеллектуального умения проводился в
контрольном и экспериментальных классах.
78% успешных результатов работы в классе, где
проводилась такая работа и 22% показали низкий
уровень. В обычном классе результаты составили 32%
и 68% соответственно.
Вывод: Таким образом, эксперимент
показал, что общеучебные умения обладают
свойствами универсальности, надпредметности,
широтой применения и возможностью перенесения с
одного учебного материала на другой. Учащиеся
продвигаются в своем развитии, изменяются сами.
4. Заключение
Наблюдения показали, что формирование
общеучебных умений очень важно для начальной
школы. Это наиболее общие практические и
интеллектуальные умения, которые необходимы
ученику для успешного овладения школьной
программы по любому предмету во всех классах. А
это позволит формировать активность и
самостоятельность в учебном процессе и научить
детей учиться.
Список литературы:
1. «Учитель года России». М., ГИЦ, 2000 г., с. 44, 45.
2. Е.А. Родионова «Олимпиада».
3. Ж. «Начальная школа» № 5-2001г., с. 109.
4. Ж. «Школа 2100» № 6-2002 г., с. 150.
5. М.М. Безруких , С.П. Ефимов «Знаете ли вы
своего ученика» , с. 5.
6. С.В. Кульневич , Т.П. Лакоценина
«Современный урок», Москва ч. 1, с. 23.