Курс полезные навыки для начальной школы

Курс полезные навыки для начальной школы thumbnail

Новые требования диктует не только образовательный стандарт, но и сама жизнь: чтобы учиться в средней и старшей школе, выбрать профессию и добиться успеха в жизни, нужно развивать особые навыки, которым не уделяют внимания в обычной школе. Эти навыки ещё называют ключевыми компетенциями или метапредметными умениями. К ним относятся умения работать в команде, управлять проектами, владеть своими эмоциями и критически мыслить.

Когда в классе 25—30 детей, включая ребят с особыми потребностями, а учитель завален бумажной работой, ему не до командных проектов. Педагог заботится о том, чтобы научить всех детей читать, считать и писать в соответствии с Федеральным государственным стандартом, а навыки XXI века младшеклассники развивают на дополнительных занятиях. Давайте на примере курсов эмоционального интеллекта и решения изобретательских задач рассмотрим, как дополнительное образование помогает ребёнку развить актуальные умения.

Что даёт ТРИЗ в начальной школе

ТРИЗ — теория решения изобретательских задач Г.С. Альтшуллера — применяется не только в технических науках, но и в бизнесе, искусстве, педагогике. Альтшуллер изучал технические системы и увидел, что они развиваются по определённым законам. ТРИЗ выявляет и использует эти законы для решения задач в разных областях. 

Уроки ТРИЗ развивают системное и критическое мышление, знакомят школьников с теорией управления, принятия решений и кибернетикой. Участники кружков ТРИЗ стабильно показывают успехи на олимпиадах по точным наукам, они умеют искать недостающую информацию и делать выводы. 

Ольга Витальевна Гвинджилия, учитель начальных классов домашней школы Фоксфорд:

«ТРИЗ — это великолепная вещь, блестящая методика, которая меняет мышление. Программы ТРИЗ для начальной школы развивают мыслительные способности, которые иначе угасают. Я знаю книги практика ТРИЗ Светланы Ивановны Гин и видела, как по-разному занимаются дети в системе ТРИЗ и вне её. Эти занятия стимулируют развитие интеллекта, но посильны не для всех детей». 

Почему младшекласснику важно развивать эмоциональный интеллект

Проблема взаимопонимания, выстраивания коммуникации всегда волновала человека. Если 20 лет назад дети всё свободное время проводили на улице: общались со сверстниками и старшими, участвовали в совместных играх и проделках — то сегодня проводят больше времени у компьютера.

Ольга Витальевна Гвинджилия, учитель начальных классов онлайн-школы Фоксфорд:

«Развитие эмоционального интеллекта — вынужденная мера. Дело в том, что родители долгое время ограждают детей от реальной жизни. В больших городах дети находят друзей только в школе, они не гуляют, а переезжают на машинах с одного кружка на другой и бесконечно делают уроки. У ребят еженедельные секции, нагрузки, обязательства, а человеческое общение отсутствует, нет вещей, связанных с заботой, вниманием, помощью старшим. Дети помещены в искусственное пространство, а такие курсы помогают ввести ребёнка в мир отношений».

На занятиях по развитию эмоционального интеллекта школьники учатся концентрировать внимание, справляться с волнением и гневом, ставить цели и достигать их шаг за шагом. В результате ребёнок охотнее учится, с достоинством выходит из конфликтов и чувствует себя увереннее.

Курсы развития эмоционального интеллекта и творческого мышления по технологии ТРИЗ помогут ребёнку развить интеллектуальные способности и личностные качества для успешной учёбы и счастливой жизни.

Источник

Управление образования администрации Южноуральского городского округа Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования для детей

 «Центр дополнительного образования для детей»

                                                                                                Утверждаю

                                                                                                Директор ________Н.Ф.Алексеева

                                                                                                 __________  2009 г.

Образовательная программа

дополнительного образования детей

 «Полезные  навыки»

Возрастной диапазон: 11 – 14 лет

Срок реализации:  3 года

                                                                                              Автор:                                                          

                                                                                             Зубкова Е.И.

                                                                                         педагог доп. образования

                                                                      – высшая  кв. категория

Южноуральск

2009 год

Информационная карта программы

«Полезные навыки»

  • ФИО педагога:       Зубкова Елена Ивановна
  • Тип программы:     адаптированная
  • Образовательная область:    психология
  • Направленность деятельности:   социально-педагогическая
  • Способ освоения содержания образования:   репродуктивный, креативный,  эвристический
  • Уровень освоения образования:   общекультурный
  • Возрастной уровень реализации программы: среднее общее образование  
  • Форма реализации программы:  индивидуально – групповая
  • Продолжительность реализации программы:  трехгодичная

Пояснительная записка

        Образовательная  программа  «Полезные навыки»  является  составной частью социально-педагогического образования   детей  в  учреждении   дополнительного образования.  Программа  «Полезные навыки»  это современная программа превентивного обучения, включающая элементы трех моделей профилактики: образовательной, медицинской, психосоциальной  и  является универсальной (первичной) профилактикой употребления психоактивных веществ детьми и подростками.

         К моменту обучения в средней школе большинство детей слышало о наркотиках и наркоманах, ингалянтах и токсикоманах. Источники этой информации: СМИ, родители, сверстники, старшие братья и сестры. Программа «Полезные навыки» разработана для 5-7 классов в рамках многолетнего проекта «Школьная программа по профилактике наркомании и алкоголизма» Международной некоммерческой организацией Proiect HOPE, осуществляющей образовательные программы в области здравоохранения. В 2000 году «Полезные навыки» получили гриф «Допущено Министерством образования Российской Федерации».

     Данная программа адаптирована для учреждений дополнительного

образования и является современной программой превентивного обучения, включающей элементы традиционных подходов (информационный, эмоциональный) и психосоциальных подходов (навыки сопротивления давлению, развитие личностной и социальной компетентности).

 В современной российской действительности все острее становится проблема массовой наркотизации населения, и, прежде всего, молодого поколения, стремительно нарастает угроза наркотизации населения, под которой понимается сознательный и направляемый процесс легализации распространения наркотиков среди различных групп населения. На сегодняшний день вопрос о злоупотреблении ПАВ несовершеннолетними, является    особенно актуальным.

           Концептуальной основой программы является положение о том, что в основе возникновения химической зависимости лежит био-психо-социальная модель развития человека. В связи с этим необходима организация комплексного системного профилактического воздействия на всю совокупность факторов риска, способствующих формированию химической зависимости, с учетом возрастных особенностей организма человека. При этом человеческий организм рассматривается как единое целое, состоящее из взаимозависимых компонентов: физического, эмоционального, социального, личностного, духовного. 

Превентивное обучение должно начинаться до того момента, когда подростки
столкнутся с наркотиками в жизни.

        Цель программы: овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.

Задачи:

  • предоставление научно обоснованной, соответствующей возрасту информации о ПАВ;
  •  формирование отрицательного отношения к употреблению ПАВ;
  •  формирование поведенческих  навыков ответственного поведения в потенциально опасных ситуациях.

Образовательная программа дополнительного образования  «Полезные навыки» разработана  для  5-7 классов. Срок реализации программы 3 года.

Структура «Полезных навыков» построена по типу спирали: по мере обучения повторяющиеся темы усложняются и развиваются.

          Набор детей в объединения свободный, без конкурса и тестирования.

Наполняемость группы:  допустимая  –  15 человек,  оптимальная  –  12 человек.

При разработке данной программы учитывались возрастные психологические особенности. Программа    учитывает  уровень  подготовленности  обучающихся,  их склонности,  способности,  особенности  характера  и  обеспечивает  индивидуальный   объем и  темп  усвоения учебного  материала,  а  в  целом  –  реализует   личностно – ориентированную  модель образования  и   технологию  развивающего  обучения,  которая  позволяет  обеспечить  оптимальные  условия  для  самореализации  личности  ребенка  в  этом  возрасте.

    Обучение по программе  строится на  общепедагогических  принципах: научности;  системности  и  последовательности;  доступности  и  актуальности для ребенка,  а  также    связи  учебного материала  с  его  жизнью.

      Одним  из  наиболее  широко  применяемых  в  преподавании  методов  является  беседа,  сочетающаяся  с  рассказом, объяснением  и  активным  использованием  средств  наглядности:  опытов,  плакатов, фотографий,  видеоматериалов. В  максимальной  степени  реализовать воспитательную  и  развивающую   направленность изучаемого  материала  позволяют использование методов обучения в группе, мозгового штурма, групповой дискуссии, ролевого моделирования и упражнений-энергизаторов.

Основной формой организации  учебной  работы  по  программе является занятие,  продолжительностью  45 минут (1 раз в неделю по 1 часу). 

На   занятии  педагог  помогает  детям  освоить соответствующую систему знаний  и   последовательно  способствует  формированию  необходимых  умений.  

    На  занятии,  как  правило,  используются  разнообразные  виды  деятельности обучающихся  и  педагога,  вследствие  чего  занятия  чаще всего  носят  комбинированный  характер.  

Форма организации занятий: индивидуально-групповая.

     Структура  занятий  включает  теоретическую  и  практическую  части.  Теоретическая  часть содержит   беседы  о  вреде употребления психоактивных веществ, о пользе здорового образа жизни. Каждая  тема  программы  предусматривает  большую практическую работу, выполнение которой позволит обучающимся  лучше усвоить материал каждой темы.

Программа «Полезные навыки» включает в себя и работу с родителями, что  позволяет семье придерживаться единого подхода в воспитании.

Обучение  по  программе  «Полезные навыки» направлено  на достижение следующих  ожидаемых результатов:

  • полученные знания позволят обучающимся понять, почему им нужно заботиться о своем здоровье, соблюдать правила здорового образа жизни;
  • обучающиеся научаться управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими;
  • обучающиеся получат знания и навыки, связанные с предупреждением возможного приобщения к одурманивающим веществам, научатся отказываться от предложений, которые считают опасными.

Эффективность  программы основывается  на  результатах  обучения,  которые  проявляются  в  ходе  контроля    качества  знаний,  умений  и навыков  обучающихся.

Оценка уровня усвоения обучающимися содержания программы осуществляется по трехуровневой системе:

– Репродуктивный (Р) – решение творческих задач по образцу;

– Эвристический, ассоциативный (Э)  – решение творческих задач с элементами рационализаторства и изобретательства;

– Креативный, продвинутый, творческий (К) – творческое воплощение собственных разработок на основе полученных знаний, умений и навыков.

В программе имеются методики для оценки эффективности проведенного курса. С учетом возрастных особенностей обучающихся для каждого года обучения разработаны тесты, которые проводятся на первом (пре- тест) и последнем (пост- тест)  учебного года. Увеличение числа правильных ответов на 30% и более свидетельствует об усвоении обучающимися знаний по данной программе, а также выявляет среди детей “группу риска”.

 Важнейшим  условием  реализации  программы  является  создание психологической атмосферы. Ее создают:

(1) следование правилам поведения, принципам и планам занятий;

(2) отсутствие оценочного отношения друг к другу;

(3) использование методов обучения в группе.

 Комплексное  учебно – методическое  обеспечение  программы  включает:

1. Информационное  обеспечение:  специальную литературу и видеоматериалы.

2. Рабочие тетради (альбомы).

3. Контрольно – измерительные  материалы:  методики  контроля,  пре-тест, пост-тест.

Учебно – тематический план

1 года обучения

№ п/п

Тема

Общее кол-во часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Пре – тест.

2

1

1

2

Что такое ПАВ

4

1

3

3

Соблюдай безопасность

7

2

5

4

Кто и почему употребляет ПАВ

4

1

3

5

Давление, влияния, ситуации

8

2

6

6

Ингалянты

2

1

1

7

Мое здоровье

10

2

8

8

Заключительное занятие.

 Пост – тест

2

1

1

ИТОГО

39

11

28

Содержание

учебно-тематического плана

1 года обучения

Тема 1 (2ч.)  Вводное занятие. Пре – тест.

Теория:  (1ч.)

Знакомство с содержанием курса.

Практика: (1ч.)

Пре-тест – оценка эффективности обучения на начальном этапе.

Материалы:

Раздаточный материал: пре-тест, цветные карандаши.

Тема 2 (4ч.)  Что такое психоактивное вещество?

Теория: (1ч.)

Понятие ПАВ.  ПАВ в быту, медицине, спорте. Влияние ПАВ на состояние человека.

Практика: (3ч.)

Задание по карточкам. Тест «Проверь себя».

Словарь:
Психоактивное вещество – это вещество, влияющее на работу мозга.
Наркотики – запрещенные законом психоактивные вещества.
Ингалянты – аэрозоли, чистящие вещества и бензин, пары которых вдыхают.
Материалы:
Рабочая тетрадь.

Тема 3 (7ч.)  Соблюдай безопасность

Теория: (2ч.)

Принятие решений.  Правила безопасного поведения в отношении ПАВ. Связь опасности и риска.

Практика: (5ч.) 

Обсудить значение инструкций, знаков, предупреждающих об опасности. Задания по карточкам. Таблица «Опасно – безопасно».

Словарь:

 Инструкции – правила безопасного использования чего-либо.
Материалы:
Большие листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, ножницы, клей, инструкции по применению лекарств, этикетки, надписи с упаковок со средствами бытовой химии.

Тема 4 (4ч.)  Кто и почему употребляет психоактивные вещества?

Теория: (1ч.) Принятие решений. Приемлемое/неприемлемое употребление ПАВ. Последствия употребления ПАВ. Здоровые альтернативы употреблению ПАВ.

Практика:  (3ч.)

Работа по карточкам . Альтернативы употреблению ПАВ. Создание комикса. Демонстрации сценок и комиксов.

Словарь:
Эффект – последствие действия или поступка.
Альтернатива – выбор из нескольких возможных действий или поступков.
Передозировка – отравление психоактивными веществами, иногда приводящее к смерти.
Материалы:  
Большие листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, 7-8 небольших карточек с названиями ПАВ.

Тема 5 (8ч.)  Давление, влияние, ситуации.

Теория:  (2ч.) 

Общение. Способы давления и способы сопротивления давлению
окружающих.

Практика:  (6ч.)

Работа по карточкам. Ситуации давления, связанные с ПАВ – как следует
поступать. Ролевая  игра, иллюстрирующая  правильное поведение в опасных ситуациях.

Словарь:

 Доверие – уверенность, или вера в то, что тебе говорят правду.
Убеждать – уговаривать, заставлять поверить.
Дилер – человек, который продает наркотики.
Материалы:

Карточки с описанием потенциально опасных ситуаций.

Тема 6 (2ч.)  Ингалянты.

Теория: (1ч.)

Риск  негативных последствий для здоровья. Мотивы  употребления ингалянтов. Безопасные способы регуляции эмоций.

Практика:  (1ч.)

Работа по карточкам. Таблица «Есть риск – Риска нет», «Альтернатива риску». Формула отказа от рискованных поступков.

Материалы:

Два больших листа бумаги с заголовками: «Есть
риск», «Риска нет». Листы бумаги, фломастеры, маркеры.

Тема 7 (10ч.)  Мое здоровье.

Теория: (2ч.)

Здоровье – это не просто отсутствие болезней, а высокое качество жизни.
Понятия здоровое/здоровье и нездоровое/нездоровье. Физическое, умственное, социальное здоровье. Положительный образ Я.

Практика:  (8ч.)

Работа по карточкам: «Вставь пропущенное предложение», «Здоровые занятия», «Моя цель». Ролевая игра «Иди по веселой дорожке к здоровью».

Словарь:

 Физическое здоровье – это сильное, крепкое тело человека.
Умственное здоровье – это ум и сила духа человека.
Социальное здоровье – это благополучие человека и умение ладить с окружающими.
Наркоман – человек, употребляющий наркотики или больной наркоманией
Материалы:

Рабочие тетради, ножницы, клей, вырезки из журналов и газет, фломастеры, цветные
карандаши.

Тема 8 (2ч.)  Заключительное занятие. Пост – тест.

Теория: (1ч.) 

Обобщение полученных знаний.

Практика:  (1ч.)

Пост-тест – диагностика эффективности обучения.

Материалы:

Раздаточный материал: пост-тест, цветные карандаши.

Учебно – тематический план

2 года обучения

№ п/п

Тема

Общее кол-во часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Пре – тест.

2

1

1

2

Тревожность

4

1

3

3

Преодоление тревожности

7

2

5

4

Как начать разговор. Как поддерживать и завершать разговор

6

1

4

5

Манипулирование

10

2

8

6

Давление

4

1

3

7

Наркотики

4

2

2

8

Заключительное занятие.

 Пост – тест

2

1

1

ИТОГО

39

11

28

Литература:

  1. Александровская Э.М. Программа сопровождения подростков в школе. М., 2000
  2. Ананьева Н.А., Ямпольская Ю.А. Здоровье и развитие современных школьников// Школа здоровья. 1994. №1.
  3. Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни. М., 1996.
  4. Битянова М.Р. Два в одном // Школьный психолог, 1999, №20.
  5. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твоё здоровье. Укрепление организма. СПб., 2000.
  6. Фопель К. Как научить детей сотрудничать, часть 2. М., 1998.
  7. Чуковский К. Стихи и сказки. От двух до пяти. М., 1986.
  8. Материалы для учителя. «Полезные привычки».
  9. Рабочая тетрадь «Полезные привычки»

Источник

Лето, конечно, прекрасная пора, но умные дети не теряют даром дни, которые можно посвятить тому, что нравится, но на что в течение года постоянно не хватает времени. Например, можно, наконец-то, научиться хорошо программировать, хорошо фотографировать или делать лучшие в классе презентации. 

1|| ПРОГРАММИРОВАНИЕ И СОЗДАНИЕ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ

Навык программирования уже становится таким же обязательным для современного человека как навык грамотного письма, чтения и счета. Вот только в обычной школе программированию да и вообще компьютерной грамотности практически не учат. Поэтому родителям приходится самим отыскивать кружки, которые дадут детям нужные знания. К сожалению, сейчас образовательные организации в оффлайн не работают. Нужно искать школы, которые успешно перешли на формулу дистанционного образования, обучают как платно, так и бесплатно. И мы нашли такую школу! Это школа «Пиксель», которая обучает детей программированию, веб-дизайну, созданию сайтов, компьютерных игр и анимации. 

Онлайн-школа “Пиксель”

Если спросить у ребенка, хотел бы он учиться в школе, в которой учат писать коды на языке Python в игре Minecraft, разрабатывать и создавать игры в любимой игровой среде, моделировать 3D-объекты, создавать крутые сайты и прочее, что так увлекает нынешних подростков, да он сам побежит в такую школу, невзирая на каникулы! 

Для начала можно попробовать бесплатные уроки программирования, которые школа выложила на своем YouTube-канале для самостоятельного знакомства с программированием. И в случае, если вы видите, что ребенку этих знаний мало, но они ему нужны, то можете смело записать его на понравившиеся онлайн-курсы. Их тут много: 

На лето работает онлайн-лагерь, в котором занятия проходят дистанционно, в первой половине дня, с понедельника по пятницу. За неделю ученик знакомится с двумя направлениями. Для занятий ребенку понадобятся персональный компьютер или ноутбук, веб-камера, микрофон и наушники, доступ в интернет, скоростью не менее 5 мб/с.

У школы есть образовательная лицензия, что означает, что школа преподает по программе, одобренной Министерством образования, имеет в штате квалифицированных педагогов и выдает документы установленного государственного образца.

2|| АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК НА 5 ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Увы, в английском языке многие себя чувствуют чайниками даже после всего школьного курса обучения. Если учителя говорят, что вашему ребенку уже со школьного порога нужны услуги репетитора, не торопитесь опустошать семейный бюджет. Есть масса бесплатных и классных видеокурсов английского для начинающих. И для детей начальных классов особенно. Мы очень рекомендуем видеоуроки от «ИнтелЛингвы» с ведущей Еленой и ее помощником-куклой. Очень доступно, понятно и интересно проходят эти уроки, достаточно их просто включить и повторять за учителем. Посмотрите курсы вместе с ребенком, и тогда новый учебный год английским языком вас точно пугать не будет. 

3|| КАЛЛИГРАФИЯ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Красивое письмо уже практически утерянный навык, в школе каллиграфическому письму не учат так, как учили раньше. Многие родители пока еще не готовы мириться с таким положением дел и пытаются учить ребенка красивому письму своими силами. Особенно родители детей на семейном или заочном обучении. 

Обложки прописей Горецкого, по которым учились дети в советское время

Если вы из их числа, то вам наверняка пригодится этот онлайн-курс, который показывает, как взрослому обучить своего ребенка красиво писать. На помощь придут наши старые добрые прописи Горецкого с красной обложкой (их можно скачать здесь в виде pdf-файлов). Чтобы в учебном году сэкономить время на письмо, каллиграфией полезно будет заняться летом, иначе за лето ребенок забудет как пишутся не то что каллиграфические, но и печатные буквы. 

4|| ОСНОВЫ ФОТОКОМПОЗИЦИИ

Современные дети неразлучны со своими телефонами. Они любят фотографироваться и фотографировать. Но мало кто из них может похвастать своим умением грамотно выстраивать композицию кадра, делать действительно удачные фотографии, которые приковывают взгляд и которые говорят без слов. 

Летом можно этому научиться у мастера фотографии — Александра Ростиславовича Дегтярева, доцента, члена Союза журналистов Москвы, члена Творческого Союза Художников РФ. 

Александр Ростиславович предлагает видеокурс из 11 уроков, в которых всех желающих учит основам и законам фотокомпозиции, знакомству и выбору изобразительных средств, композиционных форм, рассказывает об особенностях съемки пейзажа, в том числе урбанистического, натюрморта и портрета. Кроме того, в течение курса Александр Ростиславович знакомит с историей фотографии, а это тоже очень интересно. 

Весь курс можно посмотреть здесь.

5|| КУРС СОЗДАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИЙ

Делать презентации нужно уметь уже с младшей школы. Это не фигура речи! Посмотрите программу окружающего мира — найдете несколько заданий, которые так и говорят: сделай презентацию. В началке это обычно делают родители или старшие братья-сестры, хотя на самом деле делать презентации не сложно и 9-летнему ребенку.

Специально для детей 9-13 лет была создана бесплатная программа курса по созданию презентаций, пройдя который дети познакомятся с основами работы с программами Word и PowerPoint, с основы планирования и создания выступлений, с основами выступления и взаимодействия с аудиторией и т.п.  Те, кто дойдет до конца курса, научатся искать, визуализировать информацию, создавать правильную структуру, делать продуманный дизайн, а также приобретут навыки коммуникации и выступления перед аудиторией.

Всего 17 уроков и 78 тестов. 

До следующих подборок!

– Ксения Рудич 

Источник