Курпатов как быть полезным себе и другим

Андрей Курпатов — врач-психотерапевт, президент Высшей школы методологии, основатель интеллектуального кластера «Игры разума», написал около ста научных трудов, автор системной поведенческой психотерапии и методологии мышления, популяризатор психотерапии, телеведущий. Его книги изданы на 7 языках, тиражом в несколько миллионов экземпляров.   В статье мы собрали топ 15 советов доктора.

Лишь несчастному нужна его правота, счастливый хвататься за неё не будет.

Все встречали людей, которые всегда должны быть первыми, умными, правыми. Они сильные, но не несчастные. У всегда правых нет друзей, отношений, никому не понравится жить с человеком, который не умеет признавать ошибки. В любых отношениях важно уважать мнение партнёра, такие люди уважают только своё мнение.

Мы не можем нарушить привычку, не испытывая при этом страха.

Например, человек 10 лет проработал в офисе, привык не высыпаться, писать отчёты и отдыхать только на выходных. Легче продолжить работать в офисе, чем уйти на фриланс. Ведь придётся найти клиентов, освоить программы на компьютере. В итоге человек либо будет работать из любой точки мира, либо останется в офисе. Любо поборет страхи и изменит привычки, либо останется там, где был.

Делай, что можешь, с тем, что ты имеешь, там, где ты есть.

Люди оправдываются: не пойду в зал, я слишком толстая; не буду заниматься бизнесом, у меня мало денег. В чём проблема пойти в зал и похудеть или открыть бизнес и заработать деньги? Полнота, баланс на карте — оправдания. Успешные ищут не оправдания, а возможности.

Великие дела начинаются с того, что вы побеждаете в малом и тем самым учитесь побеждать.

Алина Кабаева начинала с простых элементов. Л.Н. Толстой писал маленькие рассказы, потом «Войну и Мир». Надо маленьким шагами, но регулярно идти к цели.  Все начинали с низов, много падали, потом вырастали и выигрывали олимпийские игры, писали мировые романы.

Поведение человека определяется ситуацией, в которой он оказался.

Люди без медицинского образования спасают других на улице. Чтобы спасти ребёнка, мать сдвинула автомобиль. Человек может сильный, быстрый, но перед теликом — ленивее кота. Перед мамой, друзьями, парнем или девушкой люди ведут себя по-разному.

Все вокруг уверены в том, что они – заветный приз, сказочный клад и счастье на все времена.

Люди должны любить сначала себя, потом остальных: подругу, детей, мужа, жену. Каждый для себя будет драгоценностью, призом, подарком. Самооценка и уверенность — самое красивое в людях, но не стоит путать с завышенным самомнением. Когда вы примите, полюбите себя, вас полюбят другие.

Кто-то знает правду, чтобы прятать её от себя, а кто-то вглядывается в неё, чтобы изменить свою жизнь.

Например, девушка знает об измене, не делает вид, что её всё равно. Ей страшно быть одной, поэтому терпит унижение. Другая девушка разговаривает с партнёром, договаривается, чтобы поменять отношения к лучшему или разорвать.

Никогда не перекладывайте на чужие плечи ответственность за то, что происходит в вашей жизни. 

Понимаю, что искушение велико, но пожалейте самих себя. Только в тот момент, когда вы внутренне примете это решение – “я автор своих неудач и творец своих успехов”, вы обретете силу.

Если вы задались вопросом о смысле жизни, скорее всего, это просто депрессия.

Важен не конкретный “смысл жизни”, а ощущение, что вы живете осмысленно. Делайте то, что внутренне считаете важным. Не забывайте говорить себе об этом. И не гонитесь за успехом. Если вы просто делаете то, что чувствуете важным, успех догонит вас сам.

Каждый из нас умрет. Это неизбежно и медицинский факт.

Можно из-за этого страдать и мучиться, а можно сделать над собой усилие и оставить эту тему раз и навсегда. Не живите так, словно вы будете жить вечно. И не живите так, словно умирать вам завтра. Осмыслите оба этих утверждения, и вы найдете свой собственный рецепт счастливой жизни.

Все наши действия будут иметь определенные последствия.

По сути, мы всегда выбираем не то, что мы будем делать, а то, что будет в результате этого нашего действия. Поэтому прежде чем сделать какую-нибудь глупость, хорошенько подумайте о ее последствиях, и тогда глупостей в вашей жизни будет значительно меньше.

Это печальная новость, но с этим ничего не поделать: мы нужны другим сильными.

Слабыми, уставшими, страдающими, несчастными – мы никому не нужны. Если они делают вид, что дела обстоят как-то иначе, то просто вводят вас в заблуждение. Не поддавайтесь! Согласитесь с абсолютностью этого правила, выдохните, встряхнитесь, и вы поймете, что расстраиваться не из-за чего.

Избавьтесь от иллюзии, что вы можете изменить других людей.

Подсознательно все мы страдаем этим наивным заблуждением, а в результате страдаем в прямом смысле этого слова. Людей меняют только обстоятельства, все остальное – лишь обман восприятия. Позвольте им быть другими, и в какой-то момент вы даже начнете получать от этого удовольствие.

Примите тот факт, что прошлого уже не изменить, оно закончилось.

Нам подвластно только наше будущее, которое напрямую зависит от того, что мы делаем сейчас, в каждую данную, конкретную минуту. Не ждите, что будущее вам улыбнется, сделайте так, чтобы оно не могло вам не улыбаться.

Читайте также:  Как телевидение может быть не полезным

Делайте то, что внутренне считаете важным.

Если вы задались вопросом о смысле жизни, скорее всего, это просто депрессия. Важен не конкретный «смысл жизни», а ощущение, что вы живете осмысленно. Делайте то, что внутренне считаете важным. Не забывайте говорить себе об этом. И не гонитесь за успехом. Если вы просто делаете то, что чувствуете важным, успех догонит вас сам.

Никогда не тратьте свое время и силы на тех, кому вы безразличны или — даже хуже того — на тех, кто вас не любит.

Надеемся статья была интересной. Удачного дня! Вам так же будет очень интересно прочитать наши статьи:

15 советов от психотерапевта Берта Хилленгера

22 совета от психотерапевта Михаила Литвака

20 советов от психотерапевта Михаила Лабковского

10 советов от психотерапевта Натальи Грэйс

Оригинал –Восемь жизненно важных правил доктора Курпатова, которые стоит знать всем

Источник

Почему мы разные с разными людьми? Где мы настоящие? Почему мы чувствуем себя раздробленными?

(Отрывок из книги «Быть эгоистом. Универсальные правила»)

В свое время я написал книгу «Homo-не-Sapiens», где есть раздел, который называется «Множественная личность». Там я рассказываю о том, что нас нет, а вместо нас функционируют так называемые роли. Мы никогда не бываем целостными, мы всегда подстраиваемся под те отношения, в которых оказываемся.

Со своими родителями мы ведем себя так, как ребенок должен вести себя по отно­шению к родителям. Это роль «ребенка». Со своими детьми мы «родители» (это тоже роль), с друзьями — «друзья», с супругами — «супруги», с начальником — «подчиненные», с подчиненными — «начальники».

Короче говоря, мы постоянно множимся, клонируемся. И все эти клоны — мы, но ни один из них не является нами на 100%. Это всегда какие-то проценты от нас — десять, двадцать, пять. В сущности, все это естественно. Однако печально, потому что как-то глупо — жить частями. И обидно, потому что нас нет целиком.

В этой упомянутой книге я рассказал о том, как эти роли могут стать способами ма­­нипуляции другими людьми. А в другой книге — «С неврозом по жизни» — я целый раздел уделил «невротическим стилям жизни» — это когда такие роли становятся сред­ством, если так можно выразиться, самоманипуляции (когда мы манипулируем с помощью такой роли самими собой).

О чем же сейчас пойдет речь? О том, кто стоит за всеми этими ролями. Нас никто и никогда не учил быть самими собой, причем по очень простой причине: никто не знает, как это сделать. Никто не знает, как научить человека быть самим собой — он всегда особенный и тайна за семью печатями. Да и положа руку на сердце, никто в этом обучении (кроме нас самих, разумеется) не заинте­ресован. Обществу мы нужны стандартными, а не индивидуальными — так проще, так мы укладываемся в «единую тарифную сетку».

Нас можно научить быть «ребенком» сво­их родителей, а также «родителем», «мужем», «женой». Нас можно научить быть «учеником» в отношении учителей. Нас можно научить быть «врачом», «пациентом»… Для каждой из этих ролей придуманы свои инструкции, кодексы, нормативы, тактико-технические данные и руководства по эксплуатации. Наш репертуар огромен: в нас есть роли «пассажира» трамвая, «покупателя» в магазине, роль «жильца», роль «специалиста», роль «дилетанта» и еще бог знает какие роли.

Вы встречаетесь со своими родителями в отчем доме и ощущаете себя «ребенком». Вы говорите: «Да, мама, конечно, мама», «Хорошо, папа, как ты скажешь». Потом вы приходите в свой дом, а у вас там свой балбес шестнадцати лет. И вы говорите ему: «Пойди туда!», «Сделай то!», «Сколько можно тебе повторять!». А он в ответ: «Да, мама, конечно, папа» и т. д. Меняется антураж, суть остается та же самая.

Точно так же вы приходите на работу, вы начальник или подчиненный, вы встре­ча­етесь со своими одноклассниками или одно­курсниками. Если преуспе­ли в жизни боль­ше, вы или расточаете благополучие, или изы­с­ки­ваете возможность по­мочь старым приятелям. Если они (кто-то из них) преуспели больше вашего, вы или заискиваете, или делаете вид, что вам на все наплевать. Наконец, вы оказываетесь в своем садоводст­ве. Если вы пред­седатель тамош­него сове­та, то распоряжаетесь, если нет — просите. Тут вы ходили пафосно, как надутый тюфяк, распираемый от собственной значимости, — вы «начальник»; а тут — на цы­почках: «Извините, можно вас побеспокоить?» — вы «проситель»…

Всему этому нас можно научить и всему этому нас учат. Но научить нас быть самими собой невозможно. И в тот момент, когда мы понимаем это, все становится на свои места, все оказывается просто и понятно. Мы не будем самими собой до тех пор, пока сами не научимся, пока сами себя не сделаем.

Некоторые из нас, впрочем, хорошо понимают, что каждая из таких социальных ролей — чистой воды спектакль: «Весь мир театр, люди в нем — актеры». Но достаточно ли этого понимания, чтобы быть самим собой? Судя по всему — нет, поскольку такое понимание никчемности своих социальных ролей приводит к отработке ролей другого рода.

Читайте также:  Какие эфирные масла полезны для жирной кожи лица

Просмотрите, для примера, роль «обиженного» — это целая пьеса. Роль «оскорб­ленного» или «униженного» — это настоящая драма! Роль «сер­дитого» или «сообщающего о собственном негодовании» — это теле­визионный спектакль. А еще есть роли «непонятого», «отвергнутого», «обманутого», «огорченного», «виноватого», «стыдящегося», «испуганного», «зависимого», даже «сво­бодного» («А мне все нипочем!»), а иногда, вы не поверите, «счастливого» («Жизнь удалась!»)

У нас десятки, сотни, тысячи таких ролей — первого, второго и третьего плана. Мы отыгрываем их, даже не замечая. Из-за них мы лишены целостности, а следовательно, не можем быть сами собой. Из-за них наши отношения с другими людьми превращаются в спектакль, а потому мы хронически страда­ем от чувства одиночества. Из-за них даже наши чувства оказываются бутафорными, от них тянет нафталином! И наконец, главное — наши поступки часто диктуются нашими ролями, а часто делаются в угоду нашим ролям. А мы-то сами где? Для себя-то, для настоящих, мы хоть что-то делаем?!

Мы раздроблены, мы потерялись за своими ролями. Мы даже не чувствуем, что играем, не понимаем, что на самом деле наши роли играют нас, а не мы их. Нас много, мы, каждый из нас — армада клонов. Но где мы настоящие?! Очевидно, что сколь бы нам ни нравилась та или иная наша собственная роль, — это только роль, а не мы сами.

Мы отыгрываем те роли, которые ус­во­и­ли у своих родителей и прочих родст­вен­ни­ков, воспитателей и учителей, а есть еще ки­но, литература. Со всего этого мы сни­маем кальку, мы тренируемся и репетируем. В на­ших интонациях слышны интонации наших родителей, а жестах — их жесты. В наших мыслях — мысли наших учителей, иногда — сверстников, иногда — умных книжек. В наших чувствах — переживания ак­теров, страдания поэтов. Мы всегда нахо­дим, за кем бы подсмотреть, чтобы «правиль­но» себя повести в той или иной ситуации.

Свою ли жизнь мы проживаем во всех этих случаях? Вот я сейчас раздражаюсь, я раздражен. Но я ли это? Или же я просто знаю, привык, усвоил, что в ситуации, когда кто-то ведет себя так-то, следует раздражаться, положено, предписано раздражаться? И если задуматься об этом в данный конкретный момент, то окажется, что я-то, лич­но я, и не так уж сильно раздражен, как это, быть может, выглядит со стороны или как это у меня получается показывать.

Но человек, на которого я раздражаюсь, не знает, что у меня внутри. Он видит то, что он видит. Ему непонятно, что мое раздражение — это просто привычная реакция, ко­торая, если разобраться, к нему непо­средственно никакого отношения не имеет. Следовательно, раздражаясь, мы поступаем в угоду своей привычке, своей роли «раздраженного», но не себе и не тому, кто, как нам кажется, вынудил нас раздражаться.

Мы должны были бы бояться своих ролей, а не того, что мы «плохо» играем (мы же боимся именно этого). Бороться со своей ролью, искать свою естественность, чтобы проживать свою, а не чужую жизнь, чтобы если и делать ошибки — то свои, а не чужие. Иначе не будет ответственности, а наши роли будут играть нами.

Все это, как мне кажется, прекрасно понимал наш замечательный ученый Иван Пе­трович Павлов. Он вообще был весьма темпераментным человеком и мог устроить настоящую взбучку сотруднику, сорвавшему эксперимент. Он выходил из себя даже в тех случаях, когда кто-то из служащих его лаборатории просто неправильно употреблял какой-то научный термин. Однажды, не выдержав подобных оскор­блений от академика, один из его аспирантов подал заявление об увольнении. Иван Петрович отреа­гировал замечательным об­разом: «Мое оскорбившее вас поведение есть не бо­лее чем привычка, а потому не может рассматриваться как достаточный повод к уво­ль­нению из ла­боратории».

И в этом поступке великого ученого — все показательно. Конечно, его раздражение не делает ему чести. Однако он понимал, что раздражение — это только роль «раздраженного», привычка раздражаться. С другой стороны, он понимал, сколь пагубно принимать подобные привычки всерьез, делать на основании таких казусов (а это казус — несмотря на его типичность!) какие-либо вы­во­ды. Павлов словно бы говорил своему аспиранту: «Батенька, вы должны думать не о том, что видите, но о том, что вам, лично вам нужно видеть. И странно, если вы воспринимаете мое раздражение, но не замечаете его наигранности, не видите, что академик желает вам добра, хо­тя он и с прибабахом!»

Иными словами, фраза, обращенная им к ученику, озна­ча­ла буквально следующее: «Да, я поступил дурно. Мне не следовало раздражаться. Простите же меня великодушно! Я понимаю, что мое раздражение — только привычка, и вы должны понять. Если же вы не поймете этого, а войдете в роль оскорбленного, то сделаете глупость: вы, во-первых, обидитесь на старика, который отнюдь не желал вам зла, а во-вторых, уволитесь из лаборатории и потеряете возможность с этим стариком работать! Задумайтесь, вам действительно это нужно?»

Этот случай наглядно демонстрирует нам шутку под названием «несоразмерность». Наши реакции, как правило, несоразмерны нашему фактическому внутреннему состоянию, нашему действительному отношению к человеку. Так проявляет себя наше служение нашим же ролям и доказывает то, что наша роль — это вовсе не мы сами. Но до тех пор пока мы находимся в своей роли, мы делаем то, что требует от нас эта роль, а вовсе не то, что нам самим нужно. Результат может быть плачевным.

Читайте также:  Чем полезен цикорий растворимый при диабете

Если бы Павлов не был Павловым, он бы не смог подобным образом объясниться со своим аспирантом. Каким был бы итог этой стычки? Аспирант, вероятно, уволился бы, что, как мне представляется, повлекло бы за собой серьезные последствия для его будущности (в лабораторию к И. П. Павлову, как и в Большой театр, приглашали лишь однажды). А сам И. П. Павлов остался бы без помощника. Последнее, возможно, и не так страшно. Но если от тебя в какой-то момент разбегутся все сотрудники, то, будь ты хоть семи пядей во лбу, участь твоя незавидна.

Впрочем, вернемся к феномену «несоразмерности». Кажется, что это лишь недостаток, не более того. Ну раздражается человек сильнее, чем он раздражается в действительности. Ну изображает он, что любит больше, чем он любит на самом деле. Что в этом страшного? Вот что: на­ше поведение не соответствует нашему внутреннему состоянию. И это никуда не годится!

Какими же в действительности должны быть наши чувства? Решить этот вопрос, как ни странно, можно только с помощью разума и здравого рассуждения. В противном случае мы скатимся обратно к своим привычкам. И тогда две дороги: или все начинать с самого начала — определять, кто здесь кто, где я, а где моя роль; или — вовсе позабыть об этой затее и жить так, как мы привыкли жить. Но так или иначе давайте попытаемся понять: что мы делаем и зачем мы делаем?

(Отрывок из книги «Быть эгоистом. Универсальные правила»)

Источник

Всё, что вы делаете, работает на вас. Если вы делаете что-то неправильно, это тоже работает на вас, но со знаком минус. При этом вся «неправильность» может быть заключена только в одном: ваша деятельность лишена осмысленности. Осмысленное действие — это действие, которое или же способствует вашей самореализации или же вашей самоактуализации. Всякие иные действия — бессмысленная трата сил, которые вы вполне можете сэкономить.

Лично у меня нет никаких сомнений: для того чтобы стать эффективным управленцем своей жизни, ею нужно просто заняться…

Не следует думать, что наши предки сильно ошибались, в противном случае мы вряд ли бы так хорошо теперь жили.

Ниже я сформулировал те открытия, которые переживают мои пациенты, когда начинают использовать прописанные в книге формулы (книга «Настоящая жизнь. Универсальные правила»).

Во-первых, жизнь такова, какой мы ее делаем, а мы можем ее делать, и должны ее делать, если хотим жить достойно и счастливо.

Во-вторых, все зависит от нашего образа мысли – если он пессимистический, то ничего не получится, если же мы пытаемся мыслить конструктивно, то все задачи решаются.

В-третьих, нет безвыходных ситуаций, а есть ощущение безвыходности, но это далеко не одно и то же, ведь ощущение можно побороть действиями, поступками, решениями.

В-четвертых, то, что кажется сложным, на деле оказывается простым и незатейливым, а вот то, что кажется на первый взгляд простым, часто требует куда большей серьезности и продуманности действий.

В-пятых, ничего нельзя бояться, поскольку страх – это единственное серьезное препятствие на пути к успеху; но следует помнить, страх может скрываться за маской гордости, за личиной «принципов», и такой, закамуфлированный, страх самый зловредный.

В-шестых, мы заложники не обстоятельств, а собственных привычек, собственной тенденциозности, по сути, собственной ограниченности, с которой всегда, впрочем, можно справиться, если захотеть.

В-седьмых, не нужно ждать, что другие люди сделают всё, что надо и как надо, нужно действовать самим, и это ничуть не накладно, накладно как раз ждать; нам никто ничего не должен, но мы можем побудить в человеке искреннее желание сделать то, что, в конечном итоге, будет важно для нас обоих.

В-восьмых, то, что случилось, уже случилось, из этого нужно извлечь выводы, но не стоит на этом зацикливаться; жизнь наступает, поэтому то, что мы сделаем сегодня для «завтра», значительно важнее, нежели наши мысли о «вчера».

В-девятых, работать нужно, мы должны быть заняты делом, мы должны обогащать свою жизнь, без этого – никуда; но к работе нужно относиться как к флирту, только в этом случае мы будем успешными, а в противном случае она нас просто раздавит.

В-десятых, флиртовать (в традиционном понимании этого слова) без толку, ведь единственное, в чем мы действительно нуждаемся, – это в том, чтобы обрести счастье настоящих, глубоких, искренних и долгосрочных отношений; и эти отношения требуют от нас труда, который окупается, как никакой другой.

В сущности, все достаточно просто. Я надеюсь, что эти сентенции не останутся «добрыми пожеланиями», а станут вашим ощущением жизни, вашим опытом. Примеряйте эти правила к своей жизни, будьте внимательными к ней и к себе, и тогда у вас все получится.

Цитата из книги «Настоящая жизнь. Универсальные правила»

Источник