Культуры почему это важно и полезно для развития общества
Алексей Колбасов
3 сентября 2015 · 20,5 K
Что такое культура? Зачем она нам нужна?
Культура – это некоторый опыт, набор правил поведения, выработанный человечеством со времен неандертальцев и соверешенствуемый до сих пор. Этот набор правил учит нас правильно вести себя в тех или иных ситуациях, и, возможно, производить приятное впечатление
У культуры много функций, но в первую очередь она… Читать далее
Это больше похоже на сочинение а не на ответ. Ну если не считать этой длинно я и непонятном и то в целом ответ неплохой
Можно сказать, что она нужна для всего. Культура это все практики того или иного вида животных, передающиеся из поколения в поколение социальным путем, а не генетически. Человеческая культура включает в себя, например, язык (а значит, возможность развитого абстрактного мышления, мощный инструмент накопления, хранения и передачи информации, и т.д.)… Читать далее
Мария, зачем нужна культура бескультурному человеку – вот настоящая проблема.
Зачем нужна культура? Какой от неё… Читать дальше
Интереснее не вопрос “зачем”, а вопрос “кому”, ибо культура – оптимальный способ идентификации определенной общности людей – возрастной, этнической или социальной.
Культура неизбежно связана со временем, это процесс, который дает результаты (языки, произведения искусства, кулинарные рецепты, танцы, игры) – но не исчерпывается этими результатами. А… Читать далее
Могу быть полезен в некоторых вопросах логики, философии, религии.
Культура в целом – это стратегическая линия поведения общества. В культуре сосредоточен опыт, знания, стремления, мысли, эмоции многих поколений людей. Это тот самый случай, про который говорят, что следует учиться на чужих ошибках. Говорить на одном языке – это культура. Строить дома – это культура. Заниматься спортом – это культура. И даже (не… Читать далее
Скажите, какие основные виды искусства?
Если просто перечислить, то вот:
Кино, театр, живопись, музыка, литература, цирк, Декоративно-прикладное искусство, архитектура, скульптура.
Прочитать ещё 1 ответ
Необходимо ли понимать современную массовую культуру?
профессионально разбираю музыку по партиям и пугаюсь белого (чистого) листа.
скорее да, чем нет. массовая культура не так плоха, как пишут в различных изданиях. есть много нового (или забытого старого), что полезно знать и понимать для общего развития, так сказать, дабы не теряться при знакомстве с новыми людьми, найти тему для разговора при любой неловкой ситуации и т.п. когда понимаешь что-либо, перестаешь делать преждевременные выводы о людях, которые, например, следуют каким-то тенденциям массовой культуры.
В чем смысл искусства?
Наверняка все читали в детстве сказки.
Так вот, в каждой сказке есть такой момент, когда условный протагонист, уже долгое время странствующий по свету, случайным образом набредает на хату какого-то старого интроверта, хранящего секрет, как победить лихо шестикрылое, не первый год сеющее на районе хаос, и за убиение которого обещаны полцарства и политически выгодный брак.
И старый интроверт этот даёт условному протагонисту квест на добычу какой-нибудь редкой заморской привет-травы или просит его выяснить три когда-то забытых слова — в общем, посылает его за чем-то, что самому старому интроверту наверняка нахрен не нужно, ибо все свои квесты он давно выполнил, и теперь измывается над проходимцами одного невинного лулза ради.
И условный протагонист идёт, прёт через болота и дали, рвёт об мёртвый терновник тельняшку на условной протагонистской груди, продаёт последние сапоги за билет на собачьи сани, отбивается по ночам от каннибалов, медведей, и комаров размером с дубину, и таки добывает квестовый айтем, и приносит его старому интроверту, и старый интроверт ему говорит спасибо, и уже готовится закрыть дверь.
А как же секрет, спрашивает условный протагонист?
Традиционные сказки в этом месте всё упрощают, но мы-то с вами знаем: суть квеста была в самом квесте. Чтобы условный протагонист отрастил уже наконец хребет и одолел змиево отродье на чистом энтузиазме.
Очень многие вещи понимаются только одним опытом. В смысле вашим личным. Они не поймутся вами из биографий миллионеров, инструкций, селф-хелпа, ревью на “Кинопоиске”, заветов великого Ленина или слухов вашей прабабки. Даже ваша собственная идеология, как бы проработана она ни была, формируется скорее из вашего опыта, нежели из сугубо теоретических построений (то есть, люди чаще всего верят просто в то, что с ними произошло).
Путешествие героя подразумевает, что герой таки путешествует, и в процессе путешествия понимает что-то, что ничем больше, кроме как прямым действием, он бы для себя не открыл.
Так что же искусство, спросит дорогой читатель?
Искусство создает то, что можно назвать положением. Определенное высказывание о мире. Модель. Арка. Точно так же, как и сюжет выше.
Всякие взаимодействия с положениями подобного рода – всегда являются опытом прямого действия того, кто его производит, и затем того, кто это воспринимает и прорабатывает. Просто плохое искусство не способно ничего к вашему уже существующему опыту прибавить, а настоящее искусство способно.
Настоящее искусство — это воробей, влетевший в театр, это лабиринт, соразмерный жизни того, кто в него попал, это НЛО, которое приземлилось. Оно задаёт вопросы, о которых вы не подозревали, что они существуют, и решает эти вопросы способом, который никогда не пришел бы вам в голову. Потому что ваш мир ограничен вашим пониманием, ваше понимание ограничено вашим языком, а ваш язык ограничен вашим опытом. На картины смотрят затем же, зачем ходят в горы, поют псалмы, жрут мескалин и пускаются в кругосветку.
Потому что вот буквально первое, что оно пытается вам сказать — что путешествие есть. Его надо идти.
Это работает именно потому, что взаимодействие с искусством — требует последовательного прямого действия, методичности, терпения, интерпретации. Вы никогда не узнаете, как начать понимать картины никаким иным образом, кроме как посмотрев очень много картин. Вы не научитесь понимать книги, не читая книг. К тому же, что и художник, когда работал — именно что и совершал своё личное, может быть главное путешествие. Не в чьём-то чужом пересказе, а сам, в одиночку, вот этими самыми холстами. Это лучшая, самая прямая и самая ценная порода, которая вам доступна, и доступна она вам вот прямо сейчас, даром, и никто не уйдёт обиженным. Не её проблема, что вы её не берёте.
Когда же вы пуститесь в путь — искусство будет вашим другом и проводником, вашим волком, на котором вы едете, и вашим старым интровертом, подсказывающим вам, куда идти, что делать, и где искать недостающего опыта.
А дальше, вы конечно же спросите, а дальше-то что?
А не скажу я вам, дальше что. Принесите мне белый клок из хвоста лунного вепря, тогда и поговорим.
Прочитать ещё 25 ответов
Евровидение – это культура?
Гитарист и любитель рок-музыки, а также видеоигр. Ну и по жизни чего-нибудь…
Культура, согласно источнику, который я не особо трудился искать, это совокупность достижений человечества в производственном, общественном и духовном отношении. Подчеркиваю, совокупность. Евровидение, в данном случае, является частью какой-то культуры, скорее всего поп-культуры. Но нет, это не культура.
В качестве иного примера, можно привести обобщенную рок-культуру. Вот, к примеру, фестиваль Rock Am Ring, что проводится летом каждого года – это часть этой культуры.
Есть культура геймеров, и для них ключевым событием является E3.
Думаю, примеров больше не надо. Не стоит путать культуру и культурные мероприятия 🙂
Зачем в обществе существуют правила этикета?
Правила этикета созданы для того, чтобы люди могли культурно и адекватно общаться друг с другом, взаимодействовать, чтобы у них были нормы приличия – как поступать можно, а как не следует. Представьте, что было бы, если бы не существовало правил вежливости и этикета – люди бы просто переругались друг с другом, а с правилами этикета их сдерживают хотя бы формальные нормы. К тому же, гораздо приятнее, когда все люди ведут себя уважительно друг другу.
Прочитать ещё 1 ответ
Источник
РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
- Файлы работы
- Сертификаты
Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF
Жизнедеятельность общества – многосферна (труд, политика, экономика, этика, эстетика, право, семья, религия и др.) Каждой из сфер жизни общества соответствует определенный достигнутый им уровень культуры как качественной характеристики его жизнедеятельности. Культура играет важную роль в жизни человека и общества, которая состоит, прежде всего, в том, что культура выступает средством аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта. Именно культура делает человека личностью. Индивид становится членом общества, личностью по мере социализации, т.е. освоения знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей социальной группы и всего человечества. Уровень культуры личности определяется ее социализированностью – приобщением к культурному наследию, а также степенью развития индивидуальных способностей. Культура личности обычно ассоциируется с развитыми творческими способностями, эрудицией, пониманием произведений искусства, свободным владением родным и иностранными языками, аккуратностью, вежливостью, самообладанием, высокой нравственностью и т.д. Все это достигается в процессе воспитания и образования[1].
Культура сплачивает людей, интегрирует их, обеспечивает целостность сообщества. Но сплачивая одних на основе какой-либо субкультуры, она противопоставляет их другим, разъединяет более широкие сообщества и общности. Внутри этих более широких сообществ и общностей могут возникать культурные конфликты. Таким образом, культура может и нередко выполняет дезинтегрирующую функцию. В ходе социализации ценности,
идеалы, нормы и образцы поведения становятся частью самосознания личности. Они формируют и регулируют ее поведение. Можно сказать, что культура в целом определяет те рамки, в которых может и должен действовать человек. Культура регулирует поведение человека в семье, школе, на производстве, в быту и т.д., выдвигая систему предписаний и запретов. Нарушение этих предписаний и запретов приводит в действие определенные санкции, которые установлены сообществом и поддерживаются силой общественного мнения и различных форм институционального принуждения. Культура, представляющая собой сложную знаковую систему, передает социальный опыт от поколения к поколению, от эпохи к эпохе. Кроме культуры, общество не располагает иными механизмами сосредоточения всего богатства опыта, который был накоплен людьми. Поэтому не случайно культуру считают социальной памятью человечества[2].
Культура, концентрируя лучший социальный опыт множества поколений людей, приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно утверждать, что общество интеллектуально настолько, насколько полно использует богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества. Все типы общества, которые живут сегодня на Земле, существенно различаются, прежде всего, по этому признаку. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура, так или иначе, влияет на поведение людей и регулирует их действия, и даже выбор определенных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры поддерживается такими нормативными системами, как мораль и право[3].
Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно. Так, язык (устный или письменный) является средством общения людей. Литературный язык выступает в качестве важнейшего средства овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания мира музыки, живописи, театра. Естественные науки также располагают собственными знаковыми системами. Культура как определенная система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки[4].
Таким образом, система культуры не только сложна и многообразна, но и весьма подвижна. Она является живым процессом, живой судьбой народов, постоянно движется, развивается, видоизменяется. Культура – непреложная составляющая часть жизнедеятельности как общества в целом, так и его тесно взаимосвязанных субъектов: личностей, социальных общностей, социальных институтов[5].
Список литературы
- Андреев А.Н. Культурология. Личность и культура. – М., 1998.
- Арнольдов А.И. Введение в культурологию. – М., 1993.
- Маркова А.Н. Культурология.-М., 1995.
- Ревская Н.Е. Культурология. Конспект лекций. – М., 2001.
- Соколов Э.В. Культурология. – М.: Интерпракс, 1994.
Просмотров работы: 31786
Код для цитирования:
Источник
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Культура в жизни современного общества
Роль культуры в общественной жизни невозможно переоценить, так как, по большому счету, культура является той средой, в которой протекает человеческая жизнь, а значит, и жизнь всего общества. Человек как существо разумное создал совершенно уникальное жизненное пространство – культуру. И это пространство (или реальность, открытая только человеку) стало жизненной средой человека. Именно культура является тем ключевым компонентом, который позволяет определенной совокупности индивидов создавать социальную целостность, то есть общество. Общие способы коммуникации, общие цели и ценности, общие представления о должном, правильном и неправильном позволяют обществу сохранять стабильность и преемственность не только на протяжении жизни одного поколения, но и значительно более длительные промежутки времени – сотни, а иногда даже тысячи лет.
В этом смысле культура может пониматься как устойчивый, действующий дольше жизни одного поколения механизм адаптации общества к внешним условиям среды и изменениям своей собственной внутренней структуры. При этом свойственная культуре статичность не исключает полностью изменений. В рамках целого общества культурные изменения, безусловно, имеют место, но их протекание чаще всего растянуто во времени, менее динамично, чем жизнь отдельных членов общества. Именно эта «медлительность» принятия изменений и обеспечивает устойчивость социального развития, когда каждый новый культурный феномен, претендующий на включение в рамки господствующей культуры, проходит длительную проверку и апробацию (Нужно отметить, что в условиях современной цивилизации такое положение вещей претерпевает значительные изменения). Таким образом, культура выполняет весьма значимую роль стабилизатора общественной жизни.
Устойчивость культуры к резким и глобальным изменениям можно объяснить тем, что культура как социальный феномен одновременно и постоянно воссоздается (принимается и используется) большим числом носителей данной культуры (людьми, которые считают эту культуру родной). Следовательно, чтобы в культуре закрепилось, а не просуществовало некоторое время среди ограниченного круга индивидов, некое новшество, необходимо, чтобы новшество это было воспринято подавляющим числом носителей культуры. Только в этом случае новшество становится неотъемлемой частью культуры, закрепляется как норма, передается в качестве таковой следующему поколению. Реальная жизненная практика служит тем полигоном, на котором проходят апробацию все новые культурные формы, способы деятельности и коммуникации, нормы поведения. В результате такой апробации большинство новшеств не приживаются. Но то немногое, что успешно проходит испытание на полезность и соответствие уже существующим ценностям данной культуры, приобретает нормативный характер (становится нормой), зачастую вытесняя при этом устаревшие компоненты культуры.
В качестве примера здесь можно привести те изменения, которые в рамках Западной цивилизации только в течение ХХ столетия претерпело представление о том, какая одежда является наиболее приемлемой для повседневной общественной жизни мужчины. Смокинг, цилиндр и зонт-трость в результате постепенного процесса изменений культурных приоритетов сменились сначала простым костюмом (от которого сегодня зачастую остается только пиджак), а позже вообще джинсами, футболками и складными зонтами-автоматами (а то и их отсутствием). Женская же мода на одежду претерпела еще большие метаморфозы и изменилась еще болгее радикально. В то же время так называемый «деловой стиль» в гораздо меньшей степени подвержен изменениям, хотя тоже значительно видоизменился.
Подобные трансформации происходят во всех без исключения сферах культуры. Разница состоит лишь в том, насколько интенсивны эти изменения и каково их влияние на жизнь общества. Так, изменения в моде на одежду или имиджевые аксессуары не оказывают непосредственного серьезного влияния в целом на культуру и жизнь общества (за исключением тех случаев, когда определенный способ одеваться становится атрибутом политической или религиозной принадлежности, определенного социального движения, как в случае с хиппи). Совершенно иная ситуация складывается, когда изменения касаются ценностных ориентиров культуры, а значит и общества. Такие изменения влекут за собой значительные перемены в подавляющем большинстве сфер культуры и общественной жизни, могут привести к полному обновлению культуры. Примеров такого рода трансформаций было немало в истории. Один из последних – изменения ценностных ориентиров в постсоветских обществах, свидетелями и непосредственными участниками которых являемся мы сами.
Историческая индивидуальность как системообразующее ядро культуры
Ядро культуры концентрирует в себе нормы, стандарты, эталоны и правила деятельности, а также систему ценностей, выработанных в реальной истории данного этнического, профессионального или религиозно-культурного целого. Историческая индивидуальность – сохранение и передача самоидентичности социума. Сверхстабильность Ядра культуры, препятствующая трансформации информации в соответствии с требованиями новой социотехнологической среды, может быть преодолена механизмами, информационными по своей природе – общественным сознанием и самосознанием. Первое состоит в выработке знаний, адекватных внекультурной реальности, второе есть система знаний, ориентированных на осмысление внутрикультурных когнитивных информационных процессов с целью их оценки на адекватность действительности и поиска механизмов их радикальной трансформации в случае, когда отсутствие необходимой адекватности превращает Ядро культуры в адаптационный тормоз, ставящий под угрозу существование социума[2]. В последнем случае можно говорить о культурном сверхиммунитете, или реакции культурного отторжения новых цивилизационных механизмов, стандартов, правил и эталонов, соблюдение которых есть необходимое условие существования общества на данном уровне социотехнологического развития. Структурами, в которых реализуется Ядро культуры, являются фольклор, мифология, предрассудки, национальные и социальные обычаи, привычки, правила бытового поведения, исторические традиции, обряды и, разумеется, основные языковые структуры. Если Историческая индивидуальность, как Ядро культуры исчезает, растворяется или изменяется под воздействием тех или иных исторических и прочих причин, то соответственно исчезает, растворяется или изменяется сама культура. Культура, не имеющая такого ядра, принимаемого этническим большинством, не способна к достаточно длительному существованию.
Культура и наука
Исторический путь, пройденный человечеством от древности до настоящего времени, был сложен и противоречив. На этом пути зачастую соединялись прогрессивные и регрессивные явления, стремление к новому и приверженность к привычным формам жизни, желание перемен и идеализация прошлого. При этом во всех ситуациях главную роль в жизни людей всегда играла культура, которая помогала человеку приспособиться к постоянно меняющимся условиям жизни, найти ее смысл и цель, сохранить человеческое в человеке. В силу этого человек всегда интересовался этой сферой, окружающею мира, следствием чего стало появление особой отрасли человеческого знания — культурологии и соответствующей учебной дисциплины, изучающей культуру.
В современных гуманитарных науках понятие «культура» относится к разряду фундаментальных. Среди множества научных категорий и терминов вряд ли найдется другое понятие, которое имело бы столько смысловых оттенков и использовалось в столь разных контекстах. Такая ситуация не случайна, поскольку культура выступает предметом исследования многих научных дисциплин, каждая из которых выделяет свои аспекты изучения культуры и дает свое понимание и определение культуры. При этом сама культура полифункциональная, поэтому каждая наука выделяет в качестве предмета своего изучения одну из ее сторон или частей, подходит к изучению со своими методами и способами, формулируя в итоге свое понимание и определение культуры. Следовательно, мы можем увидеть тесную связь науки и культуры в нашем современном обществе
Культура в жизни современного общества
Роль культуры в общественной жизни невозможно переоценить, так как, по большому счету, культура является той средой, в которой протекает человеческая жизнь, а значит, и жизнь всего общества. Человек как существо разумное создал совершенно уникальное жизненное пространство – культуру. И это пространство (или реальность, открытая только человеку) стало жизненной средой человека. Именно культура является тем ключевым компонентом, который позволяет определенной совокупности индивидов создавать социальную целостность, то есть общество. Общие способы коммуникации, общие цели и ценности, общие представления о должном, правильном и неправильном позволяют обществу сохранять стабильность и преемственность не только на протяжении жизни одного поколения, но и значительно более длительные промежутки времени – сотни, а иногда даже тысячи лет.
В этом смысле культура может пониматься как устойчивый, действующий дольше жизни одного поколения механизм адаптации общества к внешним условиям среды и изменениям своей собственной внутренней структуры. При этом свойственная культуре статичность не исключает полностью изменений. В рамках целого общества культурные изменения, безусловно, имеют место, но их протекание чаще всего растянуто во времени, менее динамично, чем жизнь отдельных членов общества. Именно эта «медлительность» принятия изменений и обеспечивает устойчивость социального развития, когда каждый новый культурный феномен, претендующий на включение в рамки господствующей культуры, проходит длительную проверку и апробацию (Нужно отметить, что в условиях современной цивилизации такое положение вещей претерпевает значительные изменения). Таким образом, культура выполняет весьма значимую роль стабилизатора общественной жизни.
Устойчивость культуры к резким и глобальным изменениям можно объяснить тем, что культура как социальный феномен одновременно и постоянно воссоздается (принимается и используется) большим числом носителей данной культуры (людьми, которые считают эту культуру родной). Следовательно, чтобы в культуре закрепилось, а не просуществовало некоторое время среди ограниченного круга индивидов, некое новшество, необходимо, чтобы новшество это было воспринято подавляющим числом носителей культуры. Только в этом случае новшество становится неотъемлемой частью культуры, закрепляется как норма, передается в качестве таковой следующему поколению. Реальная жизненная практика служит тем полигоном, на котором проходят апробацию все новые культурные формы, способы деятельности и коммуникации, нормы поведения. В результате такой апробации большинство новшеств не приживаются. Но то немногое, что успешно проходит испытание на полезность и соответствие уже существующим ценностям данной культуры, приобретает нормативный характер (становится нормой), зачастую вытесняя при этом устаревшие компоненты культуры.
В качестве примера здесь можно привести те изменения, которые в рамках Западной цивилизации только в течение ХХ столетия претерпело представление о том, какая одежда является наиболее приемлемой для повседневной общественной жизни мужчины. Смокинг, цилиндр и зонт-трость в результате постепенного процесса изменений культурных приоритетов сменились сначала простым костюмом (от которого сегодня зачастую остается только пиджак), а позже вообще джинсами, футболками и складными зонтами-автоматами (а то и их отсутствием). Женская же мода на одежду претерпела еще большие метаморфозы и изменилась еще болгее радикально. В то же время так называемый «деловой стиль» в гораздо меньшей степени подвержен изменениям, хотя тоже значительно видоизменился.
Подобные трансформации происходят во всех без исключения сферах культуры. Разница состоит лишь в том, насколько интенсивны эти изменения и каково их влияние на жизнь общества. Так, изменения в моде на одежду или имиджевые аксессуары не оказывают непосредственного серьезного влияния в целом на культуру и жизнь общества (за исключением тех случаев, когда определенный способ одеваться становится атрибутом политической или религиозной принадлежности, определенного социального движения, как в случае с хиппи). Совершенно иная ситуация складывается, когда изменения касаются ценностных ориентиров культуры, а значит и общества. Такие изменения влекут за собой значительные перемены в подавляющем большинстве сфер культуры и общественной жизни, могут привести к полному обновлению культуры. Примеров такого рода трансформаций было немало в истории. Один из последних – изменения ценностных ориентиров в постсоветских обществах, свидетелями и непосредственными участниками которых являемся мы сами.
Источник