Кубановедение 4 класс полезные ископаемые кроссворд
Кроссворд “Полезные ископаемые” для младших школьников 4 класса
Автор: Ляпина Вера Валерьевна учитель начальных классов МБОУ Школа № 47 городской округ Самара
Описание Данный материал могут использовать учителя начальных классов для закрепления знаний по данной теме на уроках окружающего мира в начальной школе.
Цель: Проверка и закрепление знаний по данной теме.
Задачи:
– проверить и закрепить знания по данной теме;
– формировать умение различать полезные ископаемые:
– развивать умение анализировать объекты, устанавливать причинно-следственные связи;
– развивать память, внимание, исследовательские навыки, любознательность;
– расширять кругозор;
– формировать чувство патриотизма через осознание важности заботы о природе страны (в частности, об охране полезных ископаемых).
Под землей их добывают,
Приложив немалый труд.
Уголь среди них бывает,
Нефть, и газ, и много руд.
(Полезные ископаемые)
1
Он очень нужен детворе.
Он на дорожке во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже.
(Песок)
2
Ни огня, ни света, а огнем блестит.
(Золото)
3
Полезные ископаемые
Во мне есть вода, но не мокрая,
Огонь – но не жгучий,
Мое твердое тело – бесцветное
И в то же время – разноцветное
(Алмаз)
4
Без нее не побежит,
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета
Отгадайте, что же это?
(Нефть)
5
По трубе течет,
Пироги печет.
(Газ)
6
Очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны.
( Гранит)
7
Эти камни просто чудо:
И сверкают, и горят,
Их вставляют в кольца, в броши,
Красотой они дарят.
(Самоцветы)
8
Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела.
Пробегает по доске
— Оставляет белый след.
Потолок наш тоже белый,
Ведь и он побелен …
(Мел)
9
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу.
(Глина)
10
Одну меня — не съешь никогда,
А без меня — не вкусна еда.
(Соль)
11
В конце двойное «Л» пиши,
А как зовут меня – реши:
Без мастера граненым стал
Блестящий, правильный…
(Кристалл)
12
Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением.
(Торф)
13
До изобретения мыла именно это полезное ископаемое служило главным средством оттирания загрязнений с человеческого тела( в частности пяток)
(Пемза)
14
Не зря она варилась в доменной печи.
На славу получились ножницы, ключи…
(Руда)
15
Покрывают им дороги,
Улицы в селениях.
А еще он есть в цементе.
Сам он — удобрение.
(Известняк)
16
Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны.
(Мрамор)
17
Уголь под землей найдут,
Вверх его поднимут.
Завершив тяжелый труд,
Люди каски снимут.
Их работа всем нужна –
С угольком зимой страна!
(Шахтеры)
18
Оно варилось долго в доменной печи,
Чтобы потом нам сделать
Ножницы, ключи.
(Железо)
Ответы:
Рекомендуем посмотреть:
Кроссворд с ответами для учащихся 3 – 4 класса
Кроссворд с ответами для урока внеклассного чтения, 4 класс. Литературные персонажи
Кроссворды о спорте с ответами для начальной школы, 3-4 класс
Кроссворд с ответами по повести Рыбакова “Бронзовая птица” для 4 класса
Участник №53 творческого конкурса «Кладовая природы» с 3 апреля по 3 сентября 2016 года
Главная » Кроссворды » Готовый кроссворд «Полезные ископаемые» с ответами по географии
Готовый кроссворд «Полезные ископаемые» с ответами по географии
Разработчики кроссворда на тему «Полезные ископаемые»:
Команда проекта © Vneuroka.ru.
Готовый кроссворд «Полезные ископаемые» с ответами по географии. Кроссворд составлен из 18 слов и заданий к ним. Для получения подсказок и ответов к интерактивному кроссворду кликните по скрытой ячейке – буква откроется.
Задания к кроссворду по теме «Полезные ископаемые» (вопросы по горизонтали):
- Минерал, из которого изготовляют суперфосфат, фосфорную кислоту.
- Горючее полезное ископаемое болот, органическое удобрение.
- Редкий драгоценный металл жёлтого цвета.
- Волокнистый белый минерал (горный лён).
- Смесь углеводородов из недр земли, важнейший сырьевой ресурс – природный …
- Химический элемент, металл, обладающий радиоактивными свойствами.
- Ископаемое твёрдое горючее вещество растительного происхождения.
- Распространённый минерал, источник магния, используется в производстве огнеупоров и вяжущих материалов, а также в химической промышленности.
- Благородный металл серовато-белого цвета.
- Полезное ископаемое белого или серого цвета, использующееся в строительстве, изготовлении мела, побелки и зубного порошка.
- Ископаемое внешне напоминает пчелиный воск, имеет запах керосина (горный воск).
- Белая глина высокого сорта.
- Железный или серный колчедан, минерал светлого латунно-желтого и золотисто-желтого цвета с сильным металлическим блеском.
- Твёрдый камень известковой породы, употребляемый в строительстве с древних времен.
- Драгоценный блестящий металл серовато-белого цвета.
- Самый твёрдый минерал.
- Плавиковый шпат.
- Чёрное золото.
Интерактивный кроссворд ПОЛЕЗНОЕ ИСКОПАЕМОЕ с ключевым словом для открытых уроков, занятий с детьми в школе и дома.Готовый кроссворд «Полезные ископаемые» с ответами по географии. Интерактивный кроссворд по теме ПОЛЕЗНОЕ ИСКОПАЕМОЕ с вопросами и ответами, составленный из 18 слов: апатит, торф, золото, асбест, газ, уран, уголь, магнезит, платина, известняк, озокерит, каолин, пирит, мрамор, серебро, алмаз, флюорит, нефть; игра из каталога Vneuroka.ru: образовательный портал методических материалов для занятий и игр с детьми в детском саду, школе, дома.Готовый кроссворд «Полезные ископаемые» с ответами по географии. Интерактивный кроссворд по теме ПОЛЕЗНОЕ ИСКОПАЕМОЕ с вопросами и ответами, составленный из 18 слов: апатит, торф, золото, асбест, газ, уран, уголь, магнезит, платина, известняк, озокерит, каолин, пирит, мрамор, серебро, алмаз, флюорит, нефть; игра из каталога Vneuroka.ru: образовательный портал методических материалов для занятий и игр с детьми в детском саду, школе, дома.VNEUROKA.RUСоздайте свой кроссворд онлайнАПАТИТ1ТОРФ2ЗОЛОТО3АСБЕСТ4ГАЗ5УРАН6УГОЛЬ7МАГНЕЗИТ8ПЛАТИНА9ИЗВЕСТНЯК10ОЗОКЕРИТ11КАОЛИН12ПИРИТ13МРАМОР14СЕРЕБРО15АЛМАЗ16ФЛЮОРИТ17НЕФТЬ18
Ответы к кроссворду «Полезные ископаемые».
Ключевое слово кроссворда: ПОЛЕЗНОЕ ИСКОПАЕМОЕ (ответ на кроссворд).
4 класс
4 | 5 | 6 | 8 | 9 | 10 | ||||||||||||
п | о | л | е | з | н | ы | е | и | с | к | о | п | а | е | м | ы | е |
3 | |||||||||||||||||
1 | 2 | 7 | |||||||||||||||
По горизонтали:
1. Она варилась долго 2. Он очень прочен и упруг, 3.Он чёрный и блестящий,
В доменной печи, Строителям надёжный друг: Людям помощник настоящий.
Чтобы потом нам сделали Дома, ступени, постаменты Он несёт в дома тепло,
Ножницы, ключи. Красивы станут и заметны. От него в домах светло,
Помогает плавить сталь,
Делать краски и эмаль.
По вертикали:
4. Если встретишь по дороге, 5. Спрятан у воды в земле 6. Этот мастер белый-белый, 7. Росли на болоте
То увязнут сильно ноги. Ценный самоцвет. В школе не лежит без дела, Растения.
А сделать миску или вазу – Муравьишка в нём застыл. Пробегает по доске, А теперь это топливо
Она понадобится сразу. Посмотри на свет. Оставляет белый след. И удобрение.
8. Без неё, ребята, повар просто как без рук, 9. На кухне у мамы помощник 10. Он очень нужен детворе,
И становится вся каша несъедобной вдруг! Отличный, Он на дорожках во дворе,
А если в ранку попадёт, испытываешь боль. Он синим цветком расцветает Он и на стройках, и на пляже,
Вы, конечно, догадались – это каменная… На кухне. И он в стекле расплавлен даже.
4 класс
г | я | м | с | г | п | ||||||||||||
п | о | л | е | з | н | ы | е | и | с | к | о | п | а | е | м | ы | е |
и | т | л | л | з | с | ||||||||||||
н | а | ь | у | г | о | л | ь | ||||||||||
р | у | д | а | г | р | а | н | и | т | к | |||||||
ь | о | ||||||||||||||||
р | |||||||||||||||||
ф |
По горизонтали:
1. Она варилась долго 2. Он очень прочен и упруг, 3.Он чёрный и блестящий,
В доменной печи, Строителям надёжный друг: Людям помощник настоящий.
Чтобы потом нам сделали Дома, ступени, постаменты Он несёт в дома тепло,
Ножницы, ключи. Красивы станут и заметны. От него в домах светло,
Помогает плавить сталь,
Делать краски и эмаль.
По вертикали:
1. Если встретишь по дороге, 2. Спрятан у воды в земле 3. Этот мастер белый-белый, 4.Росли на болоте
То увязнут сильно ноги. Ценный самоцвет. В школе не лежит без дела, Растения.
А сделать миску или вазу- Муравьишка в нём застыл. Пробегает по доске, А теперь это топливо
Она понадобится сразу. Посмотри на свет. Оставляет белый след. И удобрение.
5.Без неё, ребята, повар просто как без рук, 6.На кухне у мамы помощник 7.Он очень нужен детворе,
И становится вся каша несъедобной вдруг! Отличный, Он на дорожках во дворе,
А если в ранку попадёт, испытываешь боль. Он синим цветком расцветает Он и на стройках, и на пляже,
Вы, конечно, догадались – это каменная… На кухне. И он в стекле расплавлен даже.
Тема: «Полезные ископаемые Краснодарского края и их использование»
Цели урока:
образовательные – обобщить знания учащихся о полезных ископаемых Краснодарского края; учить отличать горючие, рудные и строительные полезные ископаемые; установить, какими свойствами обладают песок и глина, и как эти свойства использует человек в хозяйстве и промышленности; учить работать с физической картой Краснодарского края, получать с помощью карты нужные сведения о полезных ископаемых;
воспитательные – воспитывать любознательность, бережное отношение к недрам родного края и поддерживать интерес к изучаемой теме;
развивающие – развивать внимание, логическое мышление, умение анализировать и делать выводы; развивать картографические навыки.
Оборудование урока: физическая карта Краснодарского края, образцы строительных полезных ископаемых – песка и глины, вода, воронка с фильтром, стеклянная посуда для проведения практической работы, ложка, лупы, мультимедийная доска, компьютер, презентация « Полезные сокровища Кубани»
Ход урока.
I. Организация начала урока
II. Сообщение темы урока.
1. Определение темы урока.
– Чтобы узнать, чему сегодня будет посвящён наш урок, вам нужно отгадать загадки:
Он очень прочен и упруг,
Строителям – надёжный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы будут и заметны. (Гранит)
3. Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)
4. На кухне у мамы
Помощник отличный.
Он синим цветком
Расцветает от спички. (Газ)
5. Без неё не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета
Отгадайте, что же это? (Нефть)
7. Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу-
Она понадобится сразу. (Глина)
10. Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Уголь).
– Как сказать по-другому? (Полезные ископаемые)
– Тема нашего урока «Полезные ископаемые Краснодарского края и их использование». В течение урока мы ответим на вопросы:
1. Какими полезными ископаемыми богата Кубань?
2. Какими свойствами обладают эти полезные ископаемые?
3. Где они применяются?
III. Работа над новым материалом.
1. Вступительная беседа. (Слайд 1-3)
– Что же такое полезные ископаемые, и почему их так называют? (Выслушиваются ответы детей)
– На какие группы можно поделить полезные ископаемые? (Перечисляются полезные ископаемые, а дети дают название группе)
1. Песок, глина, гранит, мергель – строительные.
2. Нефть, природный газ – горючие.
3. Железная руда – рудные (металлические)
2. Работа по карте. (Слайд 5-8)
– Что может нам помочь узнать, какими полезными ископаемыми богаты земли Краснодарского края? (Ответы детей)
– Давайте найдём полезные ископаемые на физической карте Краснодарского края. Месторождения каких полезных ископаемых, на ваш взгляд, чаще встречаются на карте? (Газ и нефть).
– В какой части Краснодарского края сосредоточены месторождения нефти? (на территории Главного Кавказского хребта). – А месторождения газа? ( В равнинной части края – на Азово-Кубанской равнине)
3.Чтение текста учебника (стр.75)
4. Физминутка.
Раз – подняться, подтянуться
Два – согнуться, разогнуться
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре – ноги шире.
Пять – руками помахать
Шесть – за стол тихонько сесть.
5. Беседа по прочитанному. (Слайд 9-16)
– О каких полезных ископаемых, которые мы ещё не искали на карте, говорится в учебнике? (О мергеле, каменной соли, минеральных водах) – учащиеся показывают их на карте Краснодарского края у доски.
IV. Практическая работа. Песок и глина.
– А теперь внимательно послушайте сказку, которую я вам расскажу. После сказки я вам задам вопросы.
– Сегодня к нам на урок пришли песок и глина. Мы вместе с ними будем работать. А для практической работы нам понадобится песок, глина и посуда с водой.
Для выполнения первого опыта возьмите песок и глину. Рассмотрите их. Какого цвета песок? Глина?
– Какое строение имеет песок? Глина?
– Понюхайте песок и глину. Имеют ли они запах?
– В чем сходство в строении песка и глины? А отличие?
Для выполнения второго опыта нам понадобится песок, глина и стаканчик с водой.
– В один стакан с водой насыпьте песок, а в другой – глину.
Растворилась ли глина в воде? Растворился ли песок в воде?
– А теперь мы узнаем, пропускает ли воду песок и глина. (Учитель проводит опыт с помощью воронки с фильтром)
– Какие выводы вы можете сделать о свойствах песка? Глины?
– Где же люди используют песок? Глину? ( Ответы детей дополняются рассказом учителя)
Рассказ учителя:
Сильные дожди, весенние паводки гонят огромное количество глинистых частиц в реки, моря. Отлагаясь на дне, уплотняясь и твердея, глинистые частицы образуют месторождения глины. Потом вода отступает (например, река пересыхает) и глину добывают в карьере. Глина добывается экскаваторами.
– На что должны обращать внимание люди, добывая в природе различные полезные ископаемые?
(Добывать их не больше, чем требуется, расходовать экономно, восстанавливать земли на месте карьеров, потому что. добывая полезные ископаемые, люди изменяют природу, нередко наносят ей вред. Карьер, оставшийся после добычи глины – «рана» на поверхности земли.)
Из глины делают посуду, игрушки, раньше дома строили из веток и обмазывали глиной, кирпичи (красного цвета), фарфоровую посуду (из каолина – белой глины), кафель. В Японии даже делают некоторые детали машин из глины и обжигают их.
– Для чего обжигают изделия из глины при высокой температуре?
При нагревании глины до очень высоких температур (около 450 градусов по Цельсию) происходят химические изменения, после которых глина уже никого не станет мягкой и пластичной, даже при намачивании. Хорошо обожжённое глиняное изделие очень долговечно. Оно может разбиться, но никогда не ржавеет и не гниёт. Рассказ учителя: Кубанская глина издавна служила материалом для гончарного производства.
V. Закрепление. Тест на изученную тему.
– Какие полезные ископаемые чаще всего встречаются в Краснодарском крае?
– Из чего образуется в природе песок и глина?
– Где применяют глину и песок?
VI. Итог урока. Релаксация.
– Сегодня на уроке мы ещё раз убедились в том, как богата наша земля кубанская, и наш долг – беречь её недра и расходовать их экономно.
– Понравился ли вам урок? Что больше всего вам понравилось на уроке?
VII. Домашнее задание
– Сочинить сказку о том, как поссорились полезные ископаемые, и нарисовать к ней рисунок.
Учитель МБОУ СОШ № 16 Шерстнева Елена Владимировна
План-конспект проведения урока.
Предмет:Кубановедение.
Класс:4 класс.
Тема урока: « Полезные ископаемые Краснодарского края и их использование».
Тип урока:
урок совершенствования
Вид урока:
мультимедийный урок,
урок практических работ (урок-практикум).
Цель урока:
Обучающая:
обобщить знания детей о строительных полезных ископаемых, добываемых в Краснодарском крае: песке и глине, по материалам жизненных наблюдений;
Воспитывающая:
Воспитывать любознательность, активность, интерес к изучаемой теме и природе Краснодарского края.
Развивающая:
Развивать память, мышление, воображение, наблюдательность, умение делать выводы, устную речь.
Задачи урока:
установить, какими свойствами обладают полезные ископаемые: песок и глина, на какие свойства опирается человек при их использовании;
выяснить, как человек использует песок и глину в хозяйстве, в промышленности.
Оборудование:
Физическая карта Краснодарского края, образцы строительных полезных ископаемых (песок и глина), вода, воронка с фильтром (вата), кусочек стекла, стеклянная посуда для проведения практической работы (банки или стаканы), ложка, лупа.
Содержание урока.
Организация начала урока.
Вступительная беседа.
Учитель: Загадаю вам загадку о волшебной кладовой. Положишь в неё горстку зерна – получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину – вытащишь много картофелин. Она у нас под ногами. Что же это за кладовая? (Почва или земля.)
Слайд № 2.
– Как вы думаете, какие ещё богатства таит в себе земля? (Полезные ископаемые)
– Объясните, почему «полезные» и почему «ископаемые»?
Учитель: Наш край богат полезными ископаемыми. Они залегают в предгорьях, горах и Кубано-Приазовской низменности.
Слайд № 3.
Разделите эти полезные ископаемые на группы (возможно несколько вариантов, например, по способу добывания, по состоянию (твёрдые, жидкие, газообразные), по свойствам).
Песок, нефть, природный газ, глина, железная руда, гранит, мрамор, каменный уголь.
Полезные ископаемые
рудные (металлические)
горючиестроительные железная руда
нефть песок
природный газ глина
гранит
мрамор
Игра «Угадай, кто я»
1)Одну её не едят,
А без неё мало что едят. (Каменная соль)
2)Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несёт в дома тепло,
От него в домах светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Каменный уголь)
3)Без неё не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это? (Нефть)
4)Он очень прочен и упруг,
Строителям надёжный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит)
5) Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина).
– 1 –
6) Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке и на пляже
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)
– Сегодня на уроке мы узнаем, почему песок и глину называют «детьми гранита», а стакан и кирпич – «внуками» гранита.
3. Обобщение материала и совершенствование ЗУН.
– Кто из вас видел песок, глину?
– Какую форму имеют песчинки?
(Проводится опыт с лупой, рассматривается форма песчинок)
– Какого цвета песок?
Слайд № 4.
Учитель:
Вы любите, ребята, Как нитка золотая
Пересыпать песок. У вас из кулака
В руках у вас лопата, Бежит струя густая
Ведёрко и совок. Прохладного песка.
Слайд № 5.
– Мы часто встречаем в жизни песок, но близко рассматриваем его, когда не спешим, например, на пляже – где греемся на песке, пересыпаем его в руках, строим из песка сооружения.
Слайд № 6.Но почти никогда или совсем не задумываемся о его происхождении – а ведь это остатки могучих гранитных гор, при разрушении которых из кварца – как составной части гранита – образуются песчинки. Время, ветер, дождь, солнце и ещё раз время разрушили горы, растолкли валуны, раздробили камни, превратив их в миллиарды миллиардов песчинок. Кварц – самая прочная часть гранита, поэтому и кварцевый песок очень прочен.
– Где в хозяйстве применяют песок?
(Рассказывают ученики, а учитель дополняет)
(Из цемента и песка делают строительный раствор, используют песок при изготовлении бетона, посыпают зимой дороги, чистят от грязи и копоти посуду, делают стекло, стеклянную посуду, эмаль для покрытия металлических изделий (посуды, таблиц для улиц и номеров домов). Из белого силикатного песка делают силикатный кирпич (белого цвета)).
Слайды: № 7, № 8, № 9.
Учитель: За многие годы вода рек и ручьёв смывает песчинки с гор, переносит их и откладывает на дне рек и по берегам (пляжи и косы) морей.
Слайд № 10.
Так образуются скопления песка – месторождения. Слайд № 11. Залегают они обычно неглубоко, поэтому песок добывают открытым способом в карьерах или со дна реки.
(По ходу объяснения учитель на доске составляет схему – ЛОС (лист опорных сигналов), по которой (схема будет отражена в слайде № 13) далее проводится закрепление обобщённого материала и на следующем уроке – повторение).
– 2 –
Опыты.
(Ученики демонстрируют опыты у доски для всех остальных учащихся, самостоятельно делают выводы по проведённым опытам, при необходимости остальные ученики помогают сделать выводы
Слайд № 12. (Каждое свойство песка выводится на экран только после того, как ученик, демонстрирующий опыт, самостоятельно сделает вывод по проведённому опыту и назовёт свойство песка.)
Определи, что твёрже: стекло или песок. Для этого потри песком по стеклу.
Определи, что легче: песок или вода. Для этого насыпь песок в банку с водой.
Смочи водой песок. Вылепи из него любую форму. Можно ли это сделать? (определение вязкости).
Растворяется ли песок в воде?
Определи, есть ли у песка запах?
Блестит ли песок?
Обладает ли песок свойством сыпучести?
Определение водопроницаемости песка (с помощью воронки с фильтром).
– На какие свойства песка опирается человек при его использовании в хозяйстве и в промышленности?
Схема-ЛОС (лист опорных сигналов). Слайд № 13.
– 3 –
(По ходу объяснения учитель на доске составляет схему – ЛОС (лист опорных сигналов), по которой (схема будет отражена в слайде № 21) в конце урока проводится закрепление обобщённого материала и на следующем уроке – повторение).
-Как вы думаете, какая судьба ждёт полевой шпат и слюду при разрушении гранита? (Образуется глина)
-Какого цвета бывает глина?
-Как вы думаете, от чего это зависит? (От цвета полевого шпата.)
Рассказ учителя:
Сильные дожди, весенние паводки гонят огромное количество глинистых частиц в реки, моря. Отлагаясь на дне, уплотняясь и твердея, глинистые частицы образуют месторождения глины. Потом вода отступает (например, река пересыхает) и глину добывают в карьере. Глина добывается экскаваторами.
Слайд № 14.
– На что должны обращать внимание люди, добывая в природе различные полезные ископаемые?
(Добывать их не больше, чем требуется, расходовать экономно, восстанавливать земли на месте карьеров, потому что, добывая полезные ископаемые, люди изменяют природу, нередко наносят ей вред. Карьер, оставшийся после добычи глины,- «рана» на поверхности земли.)
Опыты.
Слайд № 15. (Каждое свойство глины выводится на экран только после того, как ученик, демонстрирующий опыт, самостоятельно сделает вывод по проведённому опыту и назовёт свойство глины.)
1) Что твёрже: глина или стекло? Как это узнать?
2) Что легче: глина или вода? Как это определить?
3) Смочить глину водой. Вылепить из неё любую форму. Можно ли это сделать? Какой вывод вы можете сделать? (Глина пластичная, вязкая.)
4) Определите, есть ли у глины запах? (Запах сырости)
5) Обладает ли глина свойством сыпучести?
6) Растворяется ли глина в воде?
7) Определение водопроницаемости глины (фильтрование воды через протёртую глину).
– Какие выводы вы можете сделать о свойствах глины?
– Где в хозяйстве и промышленности используют глину?
(Рассказывают ученики, а учитель дополняет.)
(Изготавливают посуду, игрушки, раньше дома строили из веток и обмазывали глиной, кирпичи (красного цвета), фарфоровую посуду (из каолина – белой глины), кафель. В Японии даже делают некоторые детали машин из глины и обжигают их.)
Слайд: № 16, № 17, № 18, № 19.
– Для чего обжигают изделия из глины при высокой температуре?
(При нагревании глины до очень высоких температур (около 450 градусов по Цельсию) происходят химические изменения, после которых глина уже никогда не станет мягкой и пластичной, даже при намачивании. Хорошо обожжённое глиняное изделие очень долговечно. Оно может разбиться, но никогда не ржавеет и не гниёт.)
Рассказ учителя:
Кубанская глина издавна служила материалом для гончарного производства. Черноморские казаки устраивали гончарные печи – «горно» и обжигали в них посуду.
«Одно гончарное дело остаётся исключительно за казаками и держится наследственно в известных только местах, где свойство земли ему благоприятствует. Разнообразными произведениями его горн славится курень Пашковский на Кубани. Не только круглолицая казачка, но и худощавая черкешенка снимает сметану с пашковского муравленого глетчика».
(И.Попко «Черноморские казаки»)
Слайд № 20.
Работа по карте.
Месторождения песчаников – в поймах рек Кубани и Белой, в окрестностях Гулькевичей и Кропоткина. Около станицы Прочноокопской и хутора Фортштадт Новокубанского района находится месторождение глины, годной для производства кирпича и черепицы. Месторождения глины есть также в Белоглинском, Динском, Брюховецком, Ленинградском, Каневском, Стародеревянковском районах. В Краснодарском крае известно 42 месторождения строительных песков. Из них 18 разрабатываются, 20 месторождений подготавливаются к освоению, 2 – составляют резерв и 1 месторождение разведывается. Наиболее крупные месторождения строительного песка – Азовское (В Северском районе, в 2 км к северу от ст. Азовской. Мощность пластов песка – 4 м 70 см.) и Армавирское (В Новокубанском районе, в 4 км на северо-восток от ж-д. станции Армавир. Мощность пластов – от 2 м 50 см до 5 м.)
4.Закрепление.
А)Игра «Что из чего сделано?»
(Демонстрация изделий, изготовленных из песка, глины и др. полезных ископаемых. Дети должны угадать, что из чего изготовлено.)
Б) Закрепление проводится по схемам – ЛОС (листам опорных сигналов)
Схема – ЛОС (лист опорных сигналов). Слайд № 21.
– 5 –
– Из чего образуется в природе глина?
– Какие свойства глины знаете?
– Где в хозяйстве применяют глину?
Слайд № 13.
– Из чего образуется в природе песок?
– Какие свойства песка знаете?
– Где в хозяйстве применяют песок?
5. Итог:
– Назовите «детей» гранита, перечислите «внуков» гранита.
6. Слайд № 22. Домашнее задание: Найти среди предметов, которые вас окружают дома, как можно больше изделий, изготовленных из песка и глины.
Источники информации.
Используемая литература.
1. Белавина И., Найдёнская Н. Планета – наш дом. Методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и младших школьников.- М: Издательство «Лайда», 1995.
2. Казакова О.В., Сбоева Н.А. Поурочные разработки по курсу «Мир вокруг нас» 2 класс.- М: Издательство «Вако», 2003.
3. Учебник-хрестоматия по основам экологии для дошкольников и младших школьников. Планета – наш дом. Мир вокруг нас.- М: Издательство «Лайда»,1995.
4. Сухарев Ю.Ф. Природоведение. Учебно-методическое пособие к учебникам природоведения во вторых и третьих классах общеобразовательных школ (Разработки рабочих уроков). Самарская обл., г. Чапаевск, 1996.
Адрес в Интернет.
www.priroda.kubangov.ru