Кто занимался открытием и добычей полезных ископаемых

Кто занимался открытием и добычей полезных ископаемых thumbnail

Схематическая карта мест наиболее активных разработок полезных ископаемых

Добы́ча поле́зных ископа́емых — процесс извлечения твёрдых, жидких и газообразных полезных ископаемых из недр Земли с помощью технических средств[1][2]. Добыча полезных ископаемых относится к первичному сектору экономики.

Процесс добычи полезных ископаемых заключается в разработке месторождений полезных ископаемых. При разработке месторождений производится выемка полезного ископаемого и транспортировка его к местам дальнейшей переработки или полезного использования.

Термин «Добыча полезных ископаемых» используется также как экономическая категория. Как экономическая категория выражается в объёмных или весовых единицах измерения[2]:

  • в кубических метрах (м³) применительно к природному газу, нерудным строительным материалам;
  • в тоннах (т) применительно к углю, нефти, рудам, нерудному сырью;
  • в м³/сутки применительно к промышленным водам;
  • в каратах применительно к драгоценным камням;
  • в килограммах (кг) применительно к полудрагоценным камням, камнесамоцветному сырью, пьезооптическому сырью;
  • в квадратных метрах (м²) применительно к облицовочному декоративному камню.

Способы добычи полезных ископаемых[править | править код]

Добыча полезных ископаемых насчитывает многотысячелетнюю историю.
За всю историю человечество выработало различные способы добычи полезных ископаемых.

Добыча твёрдых полезных ископаемых ведётся открытым способом, подземным способом или комбинированным открыто-подземным способом. Открытым способом добывается около 90 % бурых углей, 20 % каменных углей, 70 % руд чёрных и цветных металлов.

Добыча жидких и газообразных полезных ископаемых осуществляется путём бурения с поверхности земли скважин, через которые производится их откачка в специальные хранилища.

Добыча полезных ископаемых, которые залегают непосредственно на поверхности земли (торф, нерудные строительные материалы и некоторые другие) осуществляется с поверхности при полной механизации основных производственных процессов.

Начиная с 1960-х годов, стала развиваться добыча со дна моря твёрдых полезных ископаемых (золото, олово, алмазы, циркон, монацит, ильменит и др.), а также нефти и газа.

Выбор способа добычи полезного ископаемого определяется горно-геологическими условиями залегания полезных ископаемых и обосновывается технико-экономическими расчётами.

Динамика мировой добычи важнейших видов полезных ископаемых[править | править код]

По мере развития научно-технического прогресса объёмы добычи полезных ископаемых и число их видов непрерывно увеличивались. По подсчётам академика В. И. Вернадского, выполненным в 1915 году, человечеством в античную эпоху добывалось и использовалось всего 19 элементов, в XVIII веке — 28, в XIX веке — 50, в начале XX века — 60. В настоящее время используются все 89 химических элементов, содержащихся в земной коре[3].

Постоянно увеличивались темпы роста добычи полезных ископаемых. Из всего объёма полезных ископаемых, извлечённых из недр земли за всю историю человечества, преобладающий их объём добыт в XX веке: нефти — 99,5 %, угля — 90 %, железной руды — 87 %, медной руды — 80 %, золота — 70 %. Поиск и освоение новых месторождений охватили практически всю приповерхностную часть земной коры, включая прибрежный шельф и дно Мирового океана[2][3].

При этом структура объёмов добычи различных ископаемых меняется по мере развития научно-технического прогресса. Так, например, в период с 1850-х по 1930-е годы, в общем объёме добычи доминировал каменный уголь, в период с 1940-х по 2000-е — нефть, а начиная с 2010-х — природный газ (в том числе и сланцевый). Изменяется и динамика добычи металлических руд: так, доля железной руды в общем объёме добычи непрерывно снижается с начала 1920-х годов (хотя в валовом исчислении — сохраняется и в отдельные периоды растёт), в то время как добыча руд цветных металлов увеличивается. Добыча некоторых полезных ископаемых, например торфа, сокращается в валовом исчислении начиная с 1940-х годов.

На динамику добычи некоторых полезных ископаемых влияет и возможность вторичной переработки. Например объём чёрного металлолома, накопленный в мире уже к началу 1900-х годов составил заметную часть в сырьевой составляющей металлургии, а в 2010-х годах доля металлолома в сырьевой базе превышает 40 %. По некоторым цветным металлам, например свинцу, доля лома в сырьевой составляющей ещё выше. Непрерывно растёт и доля вторичного сырья в производстве пластмасс и изделий из стекла.

Значение некоторых полезных ископаемых по мере развития технологий окончательно утрачивается. Например, в период с 1830-х по 1970-е годы в значительных объёмах добывался природный монокристаллический кварц как пьезооптическое сырьё. По мере развития технологий производства сложных оптических стёкол, пьезокерамики и выращивания искусственных кристаллов значение природного кварца для оптики и электронику утратилось: в оптике его заменили лучшие по характеристикам тяжёлые стёкла и синтетические кристаллы, а в электронике — пьезокерамики, пьезоэлектрические характеристики которых на несколько порядков лучше, чем у кварца. Поэтому в настоящее время природный кварц применяется только ювелирами. Аналогичная ситуация произошла с разновидностями корунда: с сапфиром и рубином, а также с алмазами — природные камни используются только в ювелирном деле, тогда как в технике используются синтетические. Следует отметить и тот факт, что перечисленные природные камни редкие и дорогие, тогда как их искусственное производство сравнительно дешёвый процесс, не требующий дефицитного сырья.

См. также[править | править код]

  • Горное дело
  • Горная промышленность
  • Добыча рудного золота — обучающее видео

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Добыча полезных ископаемых. Статья в БСЭ
  2. 1 2 3 Добыча полезных ископаемых // Горная энциклопедия / Гл. редактор Е.А. Козловский. — М.: Советская энциклопедия, 1986. — Т. 2. — С. 234-235.
  3. 1 2 [dic.academic.ru/dic.nsf/enc_tech/384/%D0%B4%D0%BE%D0%B1%D1%8B%D1%87%D0%B0 Добыча полезных ископаемых человеком]

Литература[править | править код]

  • Попов Г. Н. Разработка месторождений полезных ископаемых. — М.: Государственное научно-техническое издательство литературы по горному делу, 1963. — 588 с.

Некоторые внешние ссылки в этой статье ведут на сайты, занесённые в спам-лист.

Эти сайты могут нарушать авторские права, быть признаны неавторитетными источниками или по другим причинам быть запрещены в Википедии. Редакторам следует заменить такие ссылки ссылками на соответствующие правилам сайты или библиографическими ссылками на печатные источники либо удалить их (возможно, вместе с подтверждаемым ими содержимым).

Список проблемных доменов

Источник

Мотивация учебной деятельности

Самоопределение к деятельности

Прочитать.

– Как бы вы назвали слова А.С. Пушкина?

– Почему?

– Люди с давних времен учились находить и использовать полезные ископаемые в своей жизни. Они не зря назвали несколько веков своей истории именами металлов: медный, бронзовый, железный. Без этих важных природных материалов нам, может быть, до сих пор пришлось бы жить в каменном веке, с помощью только палки и камня добывать себе пище, обрабатывать землю, изготавливать вещи себе, одежду, строить жилище. Открывая и добывая полезные ископаемые делали разные открытия. Возможно и мы сегодня на уроке сделали открытие. До нас дошло предание, что 250 лет назад русские войска шли в поход на Азов под руководством Петра I.

Армия шла в поход на конях, орудия тянули на быках – войска шли знойными степями. Чтобы избежать пожара в степи и не оставить животных без пищи (травы) солдатами был отдан жесткий приказ – на привалах обкладывать костры камнями. На одном из привалов солдаты обложили костер черными камнями, найденными в овраге. Когда костер разгорелся – загорелись и камни. Петр I, когда ему показали эти странные камни, вроде бы сказал: “минерал, ежели не нам, то нашим потомкам полезен будет”: слова его оказались пророческими.

– О каком полезном ископаемом идет речь?

– Почему?

– Что такое полезные ископаемые?

Слайд 1

Таблица 1                         Таблица 2

– Сравните левую и правую таблицы.

Слайд 2

– Что общего в оставшихся полезных ископаемых?

– Как бы вы еще разделили все эти полезные ископаемые на группы?

Слайд 3

– От чего зависит способ добычи полезных ископаемых?

О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов, друг…,

А.С. Пушкин

– Эпиграф.

– О каменном угле.

– Цвет черный, горит(физическое свойство).

– Минеральные образования земной коры, химический состав и свойства физические которых позволяют эффективно использовать их в сфере материального производства.

– 1. Общее: одни и те же полезные ископаемые.

  2. Слева – группировка по физическим свойствам: твердые, жидкие, газообразные, рыхлые, сыпучие.

      Справа – группировка по применению полезных ископаемых: в строительстве, как горючие топливо, рудные, химические, редкие.

– Добываются в Ленинградской области.

– По способу добычи: открытый, скважины, закрытый.

– От места залегания: если на поверхности, то открытый, если в недрах, то закрытый.

Личностные: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; формирование внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости учения, выраженнорго в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; выполнять учебные действия в устной, письменной речи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные: умение ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач; воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты.

Коммуникативные: учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию

Работа по теме урока

– Расскажите, что знаете об открытом способе добычи полезных ископаемых.

Расскажите по рисунку

Если полезное ископаемое залегает не очень глубоко, то бульдозером снимают слой земли и экскаватором черпают полезные ископаемые и грузят их в автомашины или вагоны, а затем отвозят предприятию на переработку.

Добыча в этом случае ведется открыто – на воздухе, при этом в земле образуется большое углубление – карьер. Такой способ добычи называется открытым или карьерным.

Нефть добывается нефтяниками под землей, откуда ее по скважине выкачивают насосами – качалками. Скважины обычно бывают глубиной 2-3 км, хотя есть и глубже. От скважин по трубам – нефтепроводам, нефть подается на нефтеперерабатывающие заводы, где из нее изготавливают разные вещества.

Минеральная вода в санатории Петродворец поступает из скважины глубиной 185м. Излечивает сахарный диабет, заболевание органов пищеварения и нарушение обмена веществ. Полезна, если пить просто так, так как содержит важные для организма растворенные минералы: калий, натрий, магний, кальция, стронция, марганец, никель. Попробуйте на вкус эту воду.(Соленая)

Если полезное ископаемое залегает глубоко, тогда роют шахту – глубокое большое отверстие  земле – ствол, от ствола расходятся коридоры – штреки, ведущие в месторождение (место скопления полезных ископаемых в земле).

Глубина шахты 100м – 2км.

Добытое полезное ископаемое в вагонетках по штреку подвозят к стволу и грузовой клетью(лифт) поднимают наверх – “на гора”. Вместе с полезными ископаемыми попадается и пустая порода. Её сваливают рядом с шахтой, и с годами образуется целая гора террикона.

В шахте добыча полезных ископаемых ведется закрыто, даже днем темно –  приходится освещать шахту.

Такой способ называют закрытым или шахтным.

Регулятивные (удержание цели и задач урока)

Физкультминутка

Закрепление изученного материала.

Работа по учебнику

Рефлексия

На доске и у каждого ученика:

Верите ли вы, что:

1)поисковое дело – трудная наука;

2)труд шахтеров очень опасен;

3)наряду с эффективным использованием полезных ископаемых в сфере материального производства наносится ущерб окружающей среде;

4)все полезные ископаемые могут когда-нибудь закончится на Земле.

 Прочитайте и отметьте знаком “+”, если вы согласны с высказыванием, знаком  “-”, если не согласны .

  1. – Как мы можем доказать или опровергнуть, что поисковое дело – трудная наука?

Чтение текста с маркировкой.

– Рассказать, что знаем о поисках полезных ископаемых?

– Что узнали?

– Что непонятно?

– О какой профессии прочли?

– Кто такой геолог?

      – Какими качествами должен обладать геолог?

– Почему профессия геолога романтическая?

– Кроме старых приемов в геологической разведке используются новые методы.

Геодезические (магнитные исследования могут указать на отсутствие железной руды).

Геологические.

Космические лучи.

Поисковик должен сочетать и обширные геологические знания, и опыт практической работы. Найдя что-нибудь интересное, геолог проводит шлиховую съемку: промывку на лотке отложений долины. После смыва легких частиц остается легкий остаток (шлих), а в нем рудные материалы. Шлих высушивается и аккуратно заворачивается в пакетик из бумаги. Минерологи составляют шлиховую карту, значками показывая на ней содержание полезных ископаемых на различных участках.

– Какие специалисты нужны при поиске полезных ископаемых?

      – Согласны ли вы теперь , что поисковое дело – трудная наука? Ставим знак рядом “+”.

    2)Положите перед собой текст. Прочитайте.

Докажите, что труд шахтеров опасен.

      – Теперь согласны ли вы с тем, что труд шахтеров опасен? Отметьте.

      – Какие примеры того, что наряду с эффективным использованием полезных ископаемых в сфере материального производства, наносится ущерб окружающей среде вы можете привести?

      – Один такой пример я вам приведу.

 Обычно известняк добывают в карьерах, так как он чаще всего залегает неглубоко от поверхности. В Жигулях есть несколько карьеров, где ведется добыча известняка. Карьеры эти очень уродуют красоту гор, и люди требуют остановить добычу известняков в них.

 Попробуйте дома поискать факты, которые доказывают, что неразумная добыча полезных ископаемых влечет за собой экологические проблемы.

 – Какова роль разведки и добычи полезных ископаемых в нашей жизни?

– Какой вывод сделаем?

– Как бы ответили на 4 вопрос?

Все полезные ископаемые на Земле исчерпаемы. ИХ можно вывезти за год на длинном предлинном составе, который объедет земной шар 17 раз.

– Прочитать в учебнике.

– О профессии геолог.

– Геолог – специалист по геологии. Гео – относится к земле ее изучению.

Геолог должен много ходить. Ему надо осмотреть все доступные выходы пород на поверхность. А для этого приходится взбираться по склонам гор, продираться сквозь дремучие леса и иногда сплавляться по рекам на плотах. И надо все время внимательно смотреть вокруг и прямо под ногами. Кроме того приходится страдать от комариных укусов, проводить ночи у костра.

-Бывать в незнакомых местах, любоваться восходом и заходом солнца, шумом горного ручья, наслаждаться пением птиц.

– Геолог, минеролог, картограф, палеонтолог.

 – Без многих полезных ископаемых нам трудно обойтись. Для строительства домов нужны: цемент, песок, кирпич. Для строительства дорог: щебень, асфальт, бетон. Для строительства мостов: бетон, металл. Все сырье для изготовления этих материалов люди берут из природы, с земли. Для отапливания домов используют дрова, торф, уголь, газ. Нас окружат много машин, на которых мы ездим, возим грузы, летаем, плаваем, выращиваем с их помощью и убираем урожай. Все эти машины сделаны их металла. Чтобы получить на полях хороший урожай, люди вносят в землю минеральные удобрения.

 – Перерабатывая полезные ископаемые получают нужные материалы.

Личностные: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; формирование учебно-позавательного интереса к учебному материалу и способом решения новой задачи.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками.

Познавательные: умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения уебных заданий с использованием учебной литературы, справочников; выбирать наиболее эффективные способы решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; умение задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия.

Личностные: формирование способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; учиться осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные: осуществлять синтез как составленное целое из частей; обобщать на основе выделения сущности связи; устанавливать аналогии.

Коммуникативные: формировать собственнон мнение и позицию; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате.

Источник

Редакция сайта не несет ответственности за содержание статьи в данном разделе.

Автор: Романашина Елена Михайловна

Тема: Кто открывает и добывает полезные ископаемые
Цель:
1. формирование представлений учащихся о подземных богатствах;
2. ознакомление учащихся с профессией геолога, его работой и необходимыми для данной профессии качествами.
Задачи:
1. Через проведение исследовательской работы осуществить поиск отличительных качеств профессии геолога:
1) формировать у обучающихся умение выдвигать гипотезу и делать выводы на основе проведенной исследовательской работы;
2) установить взаимосвязь между открытием и добычей полезных ископаемых.
2. Развивать воображение, мышление, речь детей.
3. Воспитывать интерес к предмету.

Оборудование:
• медиапроектор;
• компьютерная презентация профессии машиниста экскаватора;
• лист ватмана;
• информационный материал для работы детей в группах;
• фломастеры;
• ножницы.

1 . Организационный

– Здравствуйте, ребята!  Меня зовут Елена Михайловна. Наш урок сегодня мы посвятим полезным ископаемым и людям, которые их открывают и добывают. 1 мин.
2. Актуализация знаний

– Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос: кто добывает полезные ископаемые?

Если в карту Сибири всмотреться,
На ней обозначены контуры сердца,
И бьется оно. И отчизна внимает
Рабочему ритму Кузнецкого края.
И в буднях эпохи и в каждом из нас
Пульсирует гордое имя – Кузбасс!
В глубинах земли, недоступных для взора,
Кузбасс – это светится сердце шахтера,
И, чтобы сияла огнями планета,
Уходят составы, груженные светом.
И, чтоб не иссякли запасы тепла,
Шахтерское сердце сгорает дотла.

– Кто добывает полезные ископаемые Кузбасса?
– Кто добывает полезные ископаемые открытым способом?

Дети отвечают на вопросы.  2 мин.
3. Основной этап

1) Словарная работа

2) Выдвижение гипотезы

3) Самостоятельная работа учащихся

4) Представление детьми результатов работы

Показ презентации профессии машиниста экскаватора.

– А сейчас, не выходя из класса, можно ли сказать, где находятся залежи полезных ископаемых?
– А кто ведет разведку полезных ископаемых?

Геолог – специалист по разведыванию залежей полезных ископаемых.
Рудознатец – ( устар.) человек, знающий, где залегают руды.
Месторождение – место, где залегают полезные ископаемые.

Профессия геолога интересная и очень важная для Кузбасса. Гипотеза – это предположение, которое мы должны в ходе работы либо подтвердить, либо опровергнуть. Для этого класс разделится на 3 группы, каждая из которых будет выполнять свое задание:
1-я группа – подготовит и покажет ролевую игру «Колобок – рудознатец»;
2-я группа – подготовит и представит агитбригаду, посвященную профессии геолога;
3-я группа – подготовит рекламу профессии геолога.

– А свою работу вы будете проводить по плану, который есть у каждой группы. Дети выполняют полученное задание.
1-я группа работает с карточками – определителями; 2-я группа работает со стихотворным материалом; 3-я группа работает с информацией о профессии геолога, располагая ее на листе ватмана.

Выступления детей, показ выполненных заданий. 2 мин. На экране – карта КО с условными обозначениями полезных ископаемых. 1 мин.

На экране  гипотеза. 1 мин. Группам раздается план работы. 8 мин.

3 мин. каждая группа, всего – 12 мин.
4. Оценивание работы учащихся

Выступления детей комментируются и оцениваются учителем. 1 мин.
5. Итог урока

– Что такое месторождение?
– Кто проводит разведку полезных ископаемых?
– Вернемся к гипотезе, которую мы выдвигали в начале урока. Скажите, можно ли теперь утверждать, что она верна? Почему? (Гипотеза подтверждена, потому что Кузбасс богат полезными ископаемыми и их разведка и разработка невозможна без геологов).

– И в конце урока я хочу сделать вам, ребята, подарок – календарь профессий на декабрь и пожелать вам учиться на «хорошо» и «отлично», и выбрать профессию по сердцу. 0 2 мин.

Домашнее задание:

1. Подготовить пересказ темы по учебнику.

2. Составить кроссворд по горючим полезным ископаемым.

3. Приготовить сообщение о людях-геологах родного края.

Источник