Кто в лесу вредный а кто полезный

Зима.  Декабрь.

Подготовительная к школе группа.

Беседы.

Беседа: «Где рождается снег?»

Цель: обобщить представления детей о зиме; закрепить их знания о характерных признаках зимних месяцев; учить устанавливать связи и закономерности в природе.

 Ход беседы: Педагог обращается к детям: «Вспомните первый зимний день, когда вы проснулись, подошли к окну и вдруг увидели, что все вокруг покрыто белым, пушистым снежным покрывалом. Еще вчера шел дождь, а сегодня все волшебно изменилось. А вы знаете, где рождается снег?» (Ответы детей.)

Водяные пары поднимаются очень высоко над землей, там царит вечный холод. Из водяных паров образуются шестиугольные кристаллики льда. Постепенно опускаясь на землю, каждый кристаллик растет и превращается в звездочку снежинку. Снежинки постепенно опускаются и падают на землю. А как образуются снежные узоры на окнах? Вы, наверное, заметили, что узоры появляются только в сильные морозы. И образуются они так же, как снег. В комнате, в воздухе, между рамами окон всегда есть водяной пар. Он — теплый, и когда оседает на холодных стеклах окон, то превращается в кристаллики льда. На каждом стекле есть маленькие, незаметные царапинки, там скапливаются кристаллики льда. Так появляются волшебные узоры, красивые, ледяные узоры, которые придумала сама природа.

Вопросы и задания:

•          Как рождаются снежинки? 

•          Как образуются снежные узоры на окнах?  

Сравните снег и лед.

Беседа «Как образуется иней?»

Ход беседы:  Иней образуется так же, как и роса. Иней — это твердая роса.

После захода солнца поверхность земли начинает охлаждаться, к утру становится еще холоднее. Охлаждается и прилегающий к земле слой воздуха. Если в этом воздухе содержится много водяных паров, то, соприкасаясь с охлажденными предметами, пары оседают на них в виде капелек воды. Это роса. Она образуется, когда поверхность земли и находящиеся на ней предметы охлаждены до температуры выше 0°.

При более сильном охлаждении, когда температура оказывается ниже 0°, на земле и на разных предметах оседают не капли, а кристаллы воды. Это иней. Он образуется на земле, траве, камнях и других предметах. Образование инея обычно происходит в тихую погоду и при легком ветерке.

Вопросы для обсуждения с детьми:

•          Почему говорят, что иней — это «твердая роса»?

•          Где чаще всего образуется иней?

Беседа «Елкины иголки»

Цель: расширять представление детей о деревьях. Способствовать развитию познавательного интереса. Учить детей внимательно выслушивать ответы друг друга и давать обоснованное дополнение; логически мыслить, четко формулировать свои ответы; составлять сложносочиненные предложения.

Ход беседы: Сбрасывают ли елки и сосны иголки? Конечно, сбрасывают. Вы же видели, сколько в хвойном лесу опавших иголок. А вот голых сосен и елей никто не видел. У сосны хвоя сохраняется в течение 2—3 лет, а у елей — 5—7 лет. А когда они опадают? Вот это загадка. Если рассмотреть молоденькую веточку ели, выросшую только этой весной, то увидим, что иголки на ней светло-зеленые и совсем мягкие. А когда же опадает старая хвоя? Хвоя опадает не вся сразу, а постепенно. Но все-таки это было бы заметно на ветвях. А мы не замечаем. Потому что на смену старой хвое весной приходит молодая.

Вопросы для обсуждения с детьми:

•  Почему лиственные деревья сбрасывают листву осенью, а

хвойные — нет?

•          Как вы думаете, могут ли запасы воды на Земле закон¬читься? За счет чего эти запасы пополняются?

•          Давайте подумаем, как мы с вами можем научиться эко¬номно расходовать воду.

Беседа «С кем ель дружит?»

Ход беседы:

1. Рассматривание картин с зимним пейзажем.

2. Обратить внимание на ель, ее красоту и величие.

Вопросы для обсуждения с детьми:

•          Каким живым существам ель дает пищу?

•          Где можно встретить ель?

•          Можно ли человека назвать другом ели?

•          Какие растения — спутники ели?

3. Чтение стихов о зеленой елочке.

4. Дидактическая игра «С какого дерева лист?».

Январь.

Беседа «Может ли мороз убить дерево?»

Ход беседы:

Все животные и человек готовятся к холодной зиме. У животных вырастает теплый подшерсток. Многие из них делают запасы на зиму, подготавливают жилище, а готовятся ли к зиме деревья? На первый взгляд, кажется, что нет. Может быть, им это не нужно? Им морозы не страшны? Это не так, и в холодные малоснежные зимы погибает много деревьев, особенно молодых. Поэтому деревья, как и животные, тоже готовятся к зиме:

V сбрасывают листья и тем самым экономят свою энергию

и питание;

сброшенные листья «оставляют» на земле, чтобы предохранить свои корни от замерзания;

V  перестают расти, погружаются в глубокий сон;

V  как у зверей вырастает подшерсток, так и на каждом дереве вырастает панцирь, который защищает дерево от мороза. Панцирь — это пробка, которая находится в коре. Дело в том, что пробка не пропускает воду и холодный воздух. Чем старше дерево, тем толще на нем пробковый слой. Вот почему старые деревья лучше переносят холод, чем молодые. Но самая лучшая защита для деревьев — это пушистый

снег (вспомнить проведенный с детьми опыт на выявление защитных свойств снега).

Вопросы для обсуждения с детьми:

•          Какие «хитрости» используют деревья, чтобы не замерзнуть зимой?

•          Какой панцирь защищает дерево?

o          Как можно помочь молоденьким деревцам не замерзнуть зимой?

Беседа «Народный календарь о январе»

Ход беседы:

6/1 -г Сочельник. В этот день «Ясный день — сильные холода (морозы), к хорошему урожаю».

7/1 — Рождество. Рождественские праздники — Святки (от 7/1 и до Крещения 19/1). Во все это время справляются святочные обряды, гадания, увеселения, хождение ряженых по дворам и улицам. Рождество — один из главнейших праздников в году. «Зима за морозы — мужик за праздники».’ «Если в этот день тепло — весна холодная будет». «На Рождество и солнце играет». «Иней на деревьях — к обильному урожаю хлеба». «Снега глубоки, так травы хороши и хлеб». «В ночь звезд густо — густо и ягод будет летом».

7/1 — Рождественские морозы.

19/1 — Крещение.

Славилось Крещение по всей Руси своими холодами. Крещенские морозы — самые сильные. После Крещения с удовлетворением говорили: «Дуй не дуй — не к Рождеству пошло, а к Великодню», т.е. холода медленно идут на убыль. Замечали: «Если Крещенские морозы возьмут верх над Рождественскими и Сретенскими, то будет урожайный год». С Крещения до Масляной пошли недели свадебные. По наблюдениям крестьян: тепло, туман, снег, иней на Крещение служат самыми благоприятными признаками для будущего урожая. «На Крещение оттепель — к урожаю».

Вопросы для обсуждения с детьми:

•          Какие большие народные праздники в январе вы знаете?

•          Какие приметы связаны с этими праздниками?

  • О каком празднике говорит примета «Если в этот день тепло — весна холодная будет»?

Беседа «Как зимуют животные Севера?»

Цель: Дать детям понятие «Север», особенности климата и растительности. Дать представление об особенностях жизни животных на Севере (Белый медведь, олень, тюлень, морж, песец, полярный волк, полярная сова). Рассказать о характерных особенностях внешнего вида. Воспитывать интерес к жизни животных на Севере.

Ход беседы:  Какие же приспособления имеют все животные Севера, позволяющие им пережить у себя на родине долгую и суровую зиму?

1) Во-первых, покровы их тела — шерсть или перья — на зиму становятся очень густыми. При этом волосы на теле северного оленя к концу утолщаются, так что под ними образуется воздушный слой, особенно хорошо препятствующий отдаче тепла. Особенно густой покров образуется на легко зябнущих конечностях. У песца вся подошва густо покрыта волосами, которые не только согревают ноги, но и помогают зверю бегать по скользкому снежному насту и льду. Из наиболее прочных и теплых шкур, снятых с ног северных оленей, местное население изготовляет свою зимнюю обувь. У куропаток и белой совы перья на пальцах отрастают настолько, что совершенно скрывают их когти, выполняют роль лыж (снегоступов).

2) Толстый слой жира согревает тело зимой. Этот жир имеет и другое назначение: это запасной питательный материал, т. к. зимой в тундре очень мало пищи, а в холодное время потребность в незначительно повышается (на 1/3). Очень жирны зимой песцы, белые куропатки. У северных оленей толщина жирового слоя достигает 3—5 см. Даже заяц-беляк к зиме нагуливает много сала.

3) Приспособления для разгребания снега. У куропаток, пеструшек сильно отрастают когти к зиме. У чечеток, добывающих зерна из-под снега, удлиняется клюв. Чтобы добраться до ягеля, северные олени разгребают снег широкими копытами. Морда у них вплоть до пространства между ноздрями густо покрыта волосами. Это связано с питанием зимой. Животному постоянно приходится рыться мордой в снегу и даже прогрызать в нем узкие ямы до 0,5—0,7 метра глубиной, чтобы добраться до ягеля.

4) Зимняя белая окраска под цвет снега, свойственная чуть ли не большинству тундровых зверей и птиц (песец, куропатка, заяц, горностай, ласка). Северные олени и волки сильно светлеют.

5) Биологические особенности тундровых животных.

Очень немного зверей, впадающих в зимнюю спячку. Это связано с коротким летом, в течение которого животным трудно накопить достаточное количество жира на долгую зиму. Северные олени при сильных морозах сбиваются в плотные кучи, и исходящее от них тепло окутывает стадо густым облаком согретого воздуха.

Вопросы для обсуждения с детьми:

•          Как приспособились к зиме северный олень и песец?

•          У каких животных на зиму вырастают «лыжи»?

o          Какие животные в тундре впадают в зимнюю спячку?

o          У каких птиц к зиме удлиняется клюв?

o          Почему северные животные белого цвета?

Беседа «Помогите птицам»

Цель: формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах; развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц; воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях. 

Ход беседы: Стоит зима, метет пурга,

Сибирская, холодная.

Под снегом скрыты все корма,

Все зернышки съедобные.

Наступили холода. Зима – самое трудное для птиц время года. Оно приносит им много лишений и невзгод: холод, бураны, метели, но самое страшное не холод: у птиц к зиме вырастает подпушек под перышками. Самое страшное – голод. Труднее всего пернатым приходится в середине зимы. Снега много, а рябина и калина голые – ни ягодки!

Зимующие птицы (синицы, вороны, дятлы, галки, сороки) и птицы-гости (снегири, свиристели, клесты) собираются в стаи, слетаются поближе к жилью человека. В лесу и в поле пропитания они не добудут, поэтому стараются быть ближе к людям. Знают: человек не оставит их в беде, накормит. Чтобы согреться, птицам надо летать, а полет требует много сил. Поэтому и есть надо много. Детям предлагается вспомнить, чем питаются птицы, где они добывают корм зимой.

Дети сами приняли решение сделать вместе с родителями кормушки и домики для птиц. Принесли их в детский сад. Безусловно, пригодились запасы, которые делали летом и осенью. Насыпали корм в кормушки – угощение готово! «Когда мы уйдем, прилетят птицы и станут клевать корм», – объяснил воспитатель.

Малыши решают, что каждое утро будут выносить корм для птиц, следить, чтобы крошки со стола, остатки сыра, хлеба, каши взрослые собирали в отдельные пакеты. Одну из кормушек мы повесили так, чтобы ее было видно из окна группы (для последующих наблюдений за птицами). Это важно для осознания детьми пользы своих трудовых усилий, гуманного отношения к пернатым. Теперь они систематически подкармливают птиц, особенно в периоды снегопада и длительных похолоданий. Если еда закончилась, синички напоминают: стучат клювом в окошко – нам пора есть! Вы не забыли об этом?

Особенно удобно во время птичьего «обеда» наблюдать за повадками птиц, сравнивать их по размеру и окраске, замечать, какой корм предпочитает та или иная птица. Обязательно надо отметить особенности каждого вида: форму клюва, длину хвоста, цвет оперения на голове, грудке, крыльях – это пригодится во время зарисовок.

Наши кормушки и домики уже посетило много птиц. Синицы, воробьи, снегири прилетали стайками по 10-15 птичек, свиристели – парами. Наведывалась сорока, навестил нас и поползень. А голубей мы ходили кормить за территорию детского сада. Также мы предложили родителям сделать кормушки и развесить их за горо-дом. И там взрослые наблюдали за своими подопечными, прежде всего дятлами и щеглами, вместе с детьми.

Дети вместе с воспитателями и родителями подкармливали птиц, фотографировали их, делали поделки, зарисовки, сочиняли рассказы.

Застывшие реки, мороз, снег, следы птиц, пустые шишки под елями и соснами, снегири с ярко-красными грудками на ветках рябины, нахохлившиеся синицы и воробьи, с нетерпением ждущие корма, – все это прекрасный мир зимней природы! Он ждет от нас внимания, помощи и защиты, а чтобы его защитить, надо его узнать и полюбить. Подкармливать зимой птиц – работа несложная, а польза большая!

Загадки о зимующих птицах:

Длиннохвостая она,

Со спины черным-черна,

Брюхо белое да плечи,

Тарахтенье вместо речи.

(Сорока.)

Маленький мальчишка

В сером армячишке.

По дворам шныряет,

Крохи собирает.

В полях ночует,

Коноплю ворует.

(Воробей.)

И большая голова.

Птица хищная… сова.

Днем спит, ночью летает

И прохожих пугает.

(Сова.)  

Днем молчит, ночью кричит,

По лесу летает, всех пугает.

(Филин.)

Летом прячется в лесу,

А зимою на виду.

Эта птица-невеличка.

Как зовут ее?

(Синичка.)

Февраль.

Беседа «Кто в лесу вредный, а кто полезный?»

Ход беседы: Педагог начинает беседу с чтения рассказа Н. Сладкова «Кого спасать?».

После чтения детям задается вопрос, правильно ли поступил автор рассказа.

Педагог обобщает высказывания детей: все живые организмы нуждаются в пище. У каждого эта пища своя: растения получают пищу от солнечного света и из почвы.

Педагог подводит детей к выводу, что нет вредных животных — есть вредители сельского хозяйства. Например, моль человек считает вредным насекомым. А в дикой природе моль перерабатывает шерсть, мех погибших животных, т. е. участвует в круговороте веществ. Таким образом, можно выделить две среды. В одной из них — искусственной, созданной человеком, законы природы действуют не в полном объеме. Поэтому численность многих опасных для нас животных (тараканов, крыс, мышей) должна регулироваться самими людьми. Но в другой среде — в экологической системе — все эти виды живут по законам природы и играют собственную роль в поддержании равновесия в природе, следовательно, нельзя делить их на вредных и полезных.

Вопросы для обсуждения с детьми:

•          Каких животных мы называем хищными, травоядными, всеядными?

•          Кто такие вредители садов и огородов? Почему человек называет их вредителями?

•          Есть ли в природе животные или растения, которые никому не нужны и приносят только вред?

Беседа «Что помогает животным выжить?»

Ход беседы: Животные     Особенности приспособления к зиме

Грызуны (мышь, хомяк)

            Находят пищу в лесной подстилке, под снегом.

Зайцы  устраивают в снегу лежки.

Ежи, бурундуки, медведи спят.

Глухари, рябчики, тетерева закапываются в снег. По бокам пальцев у глухаря и рябчика находятся зубчики.  Они помогают удержаться на скользящих обледенелых ветках во время кормежки на деревьях.

Рябчик, сыч, сова, куропатка         Покровительственная окраска (под цвет стволов и снега).

Ястреб            Короткие закругленные крылья и длинный хвост помогают летать в лесу в поисках добычи.

Вопросы для обсуждения с детьми:

•          Какие виды приспособления животных к зиме мы знаем?

•          Кто из животных зимой спит?

•          Кто из животных запасы на зиму делает заранее?

•          Как питаются зимой грызуны?

•          Как лесные птицы приспосабливаются к зиме?

Источник

Занятие-игра по экологии

(для педагогических работников города)

Тема: «ПОЛЕЗНЫЙ ИЛИ ВРЕДНЫЙ».

Задачи:  закрепить понятие, что природа – великое единство всего существующего в ней. С помощью игры показать, что не бывает абсолютно «вредных» животных и птиц, что нельзя оценивать значение животных только с точки зрения пользы или вреда для человека.  Показать, что деление человеком животных и птиц на  «полезных»  и «вредных»  очень условно.  Продолжать прививать любовь к животным и птицам, и желание оказывать им помощь.

Материал: шишки для обозначения баллов; 2 картины с изображениями птиц и животных, напротив них, то, чем они питаются; телефон; магнитофон; горшочки с высаженными комнатными цветами для призов гостям; мешочки с фишками 2х цветов.

Предварительная работа: Плановые занятия о птицах и диких животных, беседы, рассматривание картин.

Ход занятия-игры.

Вос-ль: обращаю внимание на гостей, а за тем спрашиваю: ребята, вы хотите поиграть и угадать о чем или о ком будет занятие. Игра эта знакома всем, мы уже много раз в неё играли. И гостям, я думаю, тоже знакома.  Называется она «Да», «Нет».

Вос-ль: – Я загадала что-то, а вы отгадайте.

Реб-к: – Оно живое?

Вос-ль:- Да.

Реб-к: – Оно в лесу живет?

Вос-ль: – Да.

Реб-к: – Оно летает?

Вос-ль: -Нет.

Реб-к: – Оно большое?

Вос-ль: – Нет.

Реб-к: – Оно хищное?

Вос-ль: – Нет.

Реб: – Оно меняет шубу?

Вос-ль: – Да.

Реб-к: – Это заяц?

Вос-ль: Да, вы правильно отгадали. Слушайте следующую загадку.

– Я загадала что-то, а вы отгадайте.

Реб-к: – Оно живое?

Вос-ль: – Да.

Реб-к: – Оно в лесу живет?

Вос-ль: – Да.

Реб-к:-  Оно летает?

Вос-ль: – Да.

 Реб-к: – Оно большое?

Вос-ль: – Нет.

Реб-к: – Ягодами питается?

Вос-ль: – Да.

Реб-к: – Грудка красная?

Вос-ль: – Да.

Реб-к: – Это снегирь?

Вос-ль: – Да, и эту загадку вы отгадали. Как вы думаете, о  чем будет сегодня занятие?

Реб-к: – Я думаю о животных и птицах (выслушиваются другие версии).

Вос-ль: – Да, занятие будет о животных и птицах, а хотите ещё поиграть? (Да). Для этого нам необходимо разделиться на две команды. Из мешочка надо достать фишки. Они красные и синие. Ребята с красными фишками садятся за правый стол, а с синими – за левый стол. Займите свои места. А теперь я расскажу вам о чем будет наша игра и как она пройдёт. Мы много раз читаем и говорим, что это животное полезное, а это вредное. Но это мы люди так разделили  животных и птиц, потому что они нам либо вредны, либо полезны. Давайте поиграем и  проверим  так ли это? Одна команда будет называться «Полезный», другая «Вредный». Команда, которая называется «Полезный» – называет полезные качества животных или птиц, а команда «Вредный» – называет вредные качества животных или птиц. Нам нужно жюри, давайте выберем желающих из гостей (выбирается жюри, которые за каждый правильный ответ дают балл – шишку). В конце занятия мы подсчитаем шишки.

     И так начнём, кто загадает первую загадку.

Реб-к:  Живёт в лесу, хвост пушистый, сама хитрая и т. д.

Противоположная команда: Лиса.

Вос-ль: – Уточняет у загадывающей загадку команды, так ли её отгадали. И приступает к игре.

Полезный: Лиса уничтожает мелких грызунов.

Вредный: Лиса крадет кур в деревне.

Полезный: У лисы ценный мех.

Вредный: Лиса разоряет гнёзда.

Полезный: Лиса питается отбросами, падалью, чем очищает экологию.

Вредный: Лиса занимает чужие норы.

Полезный: Лисы, хорошие родители, мать неотлучно кормит детей молоком, а отец охотится и приносит ей поесть. Для детей они еще и пережевывают мясо.

Вос-ль: Хорошо, достаточно. Следующую загадку загадывает другая команда.

Реб-к: В лесу летает, людям года считает, птенцов не выращивает.

Команда противоп.: Кукушка.

Вос-ль: Уточняет, правильно ли отгадали загадку и приступает к игре.

Полезный: У кукушек хороший аппетит и они целыми днями летают и добывают в корм насекомых.

Вредный: Подкладывает другим птицам яйца.

Полезный: Ест волосатых гусениц, ведь никакие другие птицы их не едят. Они погрызли бы все листья на деревьях и лес погиб бы.

Вредный: Вылупившиеся кукушата выбрасывают из гнезда все другие яйца, значит, не появятся на свет птенцы той птицы, в гнездо которой подложили кукушат.

Вос-ль: Достаточно. Теперь сделаем паузу, и каждая команда имеет возможность получить дополнительное очко. Вот перед вами два мольберта с картинками животных и птиц, а напротив нарисовано то, чем они питаются, вам надо правильно поставить стрелочки, если вы правильно поставите, то команда зарабатывает дополнительный балл.

Дети работают у мольберта, отмечаются их действия.

Вос-ль: А теперь продолжим игру, загадывает загадку следующая команда.

Реб-к: Он – крупный  хищник, сильный, ловкий, быстро бегает. Они охотятся стаями.

Отгадывающая сторона: Волк.

Вос-ль: Ребята, правильно ли отгадали вашу загадку? (Да). Приступаем к игре.

Полезный: Когда волки добывают пищу в природе, их жертвами становятся старые, больные животные. Истребляя их, волки исключают заражение других животных.

Вредный: Волки нападают на домашних животных – овец, коров, лошадей, причиняя вред человеку.

Полезный: Если в природе появляется много бродячих собак, то только волки могут быстро справиться с ними, поскольку собачьи стаи причиняют природе очень серьёзный урон.

Вредный: Волки часто нападают на человека.

Вос-ль: Хорошо, о волке выяснили. Теперь послушаем, какую загадку загадают нам следующую.

Ре-к: Эта птица – хищник. У него крепкие когтистые лапы, с большим размахом крылья.

Отгадывающая команда: Орел.

Вос-ль: Ребята, правильно ли они отгадали вашу загадку? (Да). Тогда начинаем доказывать.

Вредный: Нападает на крупных зверей и птиц, в том числе и домашний скот.

Полезный: Уничтожает больных животных, падаль, тем самым уменьшает распространение заболеваний в животном мире.

Вос-ль: Хорошо. А теперь музыкальная разминка, которую мы устроим для наших гостей. Включаю магнитофонную запись с голосами птиц. За правильный ответ ребята вручают призы – высаженные в горшочки комнатные цветы.

    Благодарю гостей за участие. И снова командам предоставляется возможность заработать дополнительное   очко. Каждая команда, должна показать с помощью пантомимы (без слов), какое-нибудь животное или птицу, а другая команда отгадать показываемое.

 Дети изображают птиц или животных.

Вос-ль: Ну вот мы и убедились, что в природе нет абсолютно  «вредных» или «полезных» животных и птиц.

  Тут раздается телефонный звонок, поднимаю трубку (все в магнитофонной записи). Алло.

  Отвечает обеспокоенный голос слона:

Здравствуйте ребята, вам звонит слон из далекой Африки.

Мне здесь звери устроили суд, говорят, что я очень большое

И бесполезное животное. Когда хожу – ломаю деревья,

Когда кричу – у всех болят уши.

Прошу вас заступитесь.

Если вы сможете назвать, чем я полезен, то я буду

спасен, и меня не выгонят из лесов Африки.

Вос-ль: Ребята, давайте поможем слону, подумаем, чем он полезен.

1Реб-к: Слоны питаются только растительной пищей, они не хищники.

2Ре-к: Своим криком слоны предупреждают об опасности других зверей.

3Реб-к: Они помогают человеку в строительстве, носят тяжести на себе и проходят там, где не может пройти транспорт.

Голос слона: Спасибо вам ребята, я теперь спасен, а за это я вам посылаю угощение.

Вносится поднос с фруктовым  канопе  (на палочке нанизаны кусочки фруктов –  банан, яблоко, мандарин, виноград).

  Жюри оглашает очки.

Занятие-игра по экологии

(для педагогических работников города)

Тема: «ПОЛЕЗНЫЙ ИЛИ ВРЕДНЫЙ».

Задачи:  закрепить понятие, что природа – великое единство всего существующего в ней. С помощью игры показать, что не бывает абсолютно «вредных» животных и птиц, что нельзя оценивать значение животных только с точки зрения пользы или вреда для человека.  Показать, что деление человеком животных и птиц на  «полезных»  и «вредных»  очень условно.  Продолжать прививать любовь к животным и птицам, и желание оказывать им помощь.

Материал: шишки для обозначения баллов; 2 картины с изображениями птиц и животных, напротив них, то, чем они питаются; телефон; магнитофон; горшочки с высаженными комнатными цветами для призов гостям; мешочки с фишками 2х цветов.

Предварительная работа: Плановые занятия о птицах и диких животных, беседы, рассматривание картин.

Ход занятия-игры.

Вос-ль: обращаю внимание на гостей, а за тем спрашиваю: ребята, вы хотите поиграть и угадать о чем или о ком будет занятие. Игра эта знакома всем, мы уже много раз в неё играли. И гостям, я думаю, тоже знакома.  Называется она «Да», «Нет».

Вос-ль: – Я загадала что-то, а вы отгадайте.

Реб-к: – Оно живое?

Вос-ль:- Да.

Реб-к: – Оно в лесу живет?

Вос-ль: – Да.

Реб-к: – Оно летает?

Вос-ль: -Нет.

Реб-к: – Оно большое?

Вос-ль: – Нет.

Реб-к: – Оно хищное?

Вос-ль: – Нет.

Реб: – Оно меняет шубу?

Вос-ль: – Да.

Реб-к: – Это заяц?

Вос-ль: Да, вы правильно отгадали. Слушайте следующую загадку.

– Я загадала что-то, а вы отгадайте.

Реб-к: – Оно живое?

Вос-ль: – Да.

Реб-к: – Оно в лесу живет?

Вос-ль: – Да.

Реб-к:-  Оно летает?

Вос-ль: – Да.

 Реб-к: – Оно большое?

Вос-ль: – Нет.

Реб-к: – Ягодами питается?

Вос-ль: – Да.

Реб-к: – Грудка красная?

Вос-ль: – Да.

Реб-к: – Это снегирь?

Вос-ль: – Да, и эту загадку вы отгадали. Как вы думаете, о  чем будет сегодня занятие?

Реб-к: – Я думаю о животных и птицах (выслушиваются другие версии).

Вос-ль: – Да, занятие будет о животных и птицах, а хотите ещё поиграть? (Да). Для этого нам необходимо разделиться на две команды. Из мешочка надо достать фишки. Они красные и синие. Ребята с красными фишками садятся за правый стол, а с синими – за левый стол. Займите свои места. А теперь я расскажу вам о чем будет наша игра и как она пройдёт. Мы много раз читаем и говорим, что это животное полезное, а это вредное. Но это мы люди так разделили  животных и птиц, потому что они нам либо вредны, либо полезны. Давайте поиграем и  проверим  так ли это? Одна команда будет называться «Полезный», другая «Вредный». Команда, которая называется «Полезный» – называет полезные качества животных или птиц, а команда «Вредный» – называет вредные качества животных или птиц. Нам нужно жюри, давайте выберем желающих из гостей (выбирается жюри, которые за каждый правильный ответ дают балл – шишку). В конце занятия мы подсчитаем шишки.

     И так начнём, кто загадает первую загадку.

Реб-к:  Живёт в лесу, хвост пушистый, сама хитрая и т. д.

Противоположная команда: Лиса.

Вос-ль: – Уточняет у загадывающей загадку команды, так ли её отгадали. И приступает к игре.

Полезный: Лиса уничтожает мелких грызунов.

Вредный: Лиса крадет кур в деревне.

Полезный: У лисы ценный мех.

Вредный: Лиса разоряет гнёзда.

Полезный: Лиса питается отбросами, падалью, чем очищает экологию.

Вредный: Лиса занимает чужие норы.

Полезный: Лисы, хорошие родители, мать неотлучно кормит детей молоком, а отец охотится и приносит ей поесть. Для детей они еще и пережевывают мясо.

Вос-ль: Хорошо, достаточно. Следующую загадку загадывает другая команда.

Реб-к: В лесу летает, людям года считает, птенцов не выращивает.

Команда противоп.: Кукушка.

Вос-ль: Уточняет, правильно ли отгадали загадку и приступает к игре.

Полезный: У кукушек хороший аппетит и они целыми днями летают и добывают в корм насекомых.

Вредный: Подкладывает другим птицам яйца.

Полезный: Ест волосатых гусениц, ведь никакие другие птицы их не едят. Они погрызли бы все листья на деревьях и лес погиб бы.

Вредный: Вылупившиеся кукушата выбрасывают из гнезда все другие яйца, значит, не появятся на свет птенцы той птицы, в гнездо которой подложили кукушат.

Вос-ль: Достаточно. Теперь сделаем паузу, и каждая команда имеет возможность получить дополнительное очко. Вот перед вами два мольберта с картинками животных и птиц, а напротив нарисовано то, чем они питаются, вам надо правильно поставить стрелочки, если вы правильно поставите, то команда зарабатывает дополнительный балл.

Дети работают у мольберта, отмечаются их действия.

Вос-ль: А теперь продолжим игру, загадывает загадку следующая команда.

Реб-к: Он – крупный  хищник, сильный, ловкий, быстро бегает. Они охотятся стаями.

Отгадывающая сторона: Волк.

Вос-ль: Ребята, правильно ли отгадали вашу загадку? (Да). Приступаем к игре.

Полезный: Когда волки добывают пищу в природе, их жертвами становятся старые, больные животные. Истребляя их, волки исключают заражение других животных.

Вредный: Волки нападают на домашних животных – овец, коров, лошадей, причиняя вред человеку.

Полезный: Если в природе появляется много бродячих собак, то только волки могут быстро справиться с ними, поскольку собачьи стаи причиняют природе очень серьёзный урон.

Вредный: Волки часто нападают на человека.

Вос-ль: Хорошо, о волке выяснили. Теперь послушаем, какую загадку загадают нам следующую.

Ре-к: Эта птица – хищник. У него крепкие когтистые лапы, с большим размахом крылья.

Отгадывающая команда: Орел.

Вос-ль: Ребята, правильно ли они отгадали вашу загадку? (Да). Тогда начинаем доказывать.

Вредный: Нападает на крупных зверей и птиц, в том числе и домашний скот.

Полезный: Уничтожает больных животных, падаль, тем самым уменьшает распространение заболеваний в животном мире.

Вос-ль: Хорошо. А теперь музыкальная разминка, которую мы устроим для наших гостей. Включаю магнитофонную запись с голосами птиц. За правильный ответ ребята вручают призы – высаженные в горшочки комнатные цветы.

    Благодарю гостей за участие. И снова командам предоставляется возможность заработать дополнительное   очко. Каждая команда, должна показать с помощью пантомимы (без слов), какое-нибудь животное или птицу, а другая команда отгадать показываемое.

 Дети изображают птиц или животных.

Вос-ль: Ну вот мы и убедились, что в природе нет абсолютно  «вредных» или «полезных» животных и птиц.

  Тут раздается телефонный звонок, поднимаю трубку (все в магнитофонной записи). Алло.

  Отвечает обеспокоенный голос слона:

Здравствуйте ребята, вам звонит слон из далекой Африки.

Мне здесь звери устроили суд, говорят, что я очень большое

И бесполезное животное. Когда хожу – ломаю деревья,

Когда кричу – у всех болят уши.

Прошу вас заступитесь.

Если вы сможете назвать, чем я полезен, то я буду

спасен, и меня не выгонят из лесов Африки.

Вос-ль: Ребята, давайте поможем слону, подумаем, чем он полезен.

1Реб-к: Слоны питаются только растительной пищей, они не хищники.

2Ре-к: Своим криком слоны предупреждают об опасности других зверей.

3Реб-к: Они помогают человеку в строительстве, носят тяжести на себе и проходят там, где не может пройти транспорт.

Голос слона: Спасибо вам ребята, я теперь спасен, а за это я вам посылаю угощение.

Вносится поднос с фруктовым  канопе  (на палочке нанизаны кусочки фруктов –  банан, яблоко, мандарин, виноград).

  Жюри оглашает очки.

Источник