Кто изучал геологическое строение и полезные ископаемые россии

Кто изучал геологическое строение и полезные ископаемые россии thumbnail

Геология это наука, изучающая состав, строение и закономерности развития Земли. Ее суть состоит в рассмотрении состава и структуры литосферы, геологических процессов различными методами с использованием способов и данных прочих дисциплин.

История науки

Существуют различные мнения о времени появления геологии как науки.

В любом случае первые наблюдения, которые можно отнести к динамической геологии, велись еще в античные времена такими учеными, как Аристотель, Пифагор, Страбон, Плиний Старший. В их работах содержится информация о катастрофических геологических процессах (землетрясениях и извержениях вулканов), а также явлениях выветривания (размывание гор) и геоморфологических процессах (изменение береговых линий).

Первые минералогические наблюдения, а именно описания минералов и классификации геологических тел содержатся в работах Аль-Бируни и Ибн-Сины X – XI веков.

Существует мнение, что современная геология появилась в средние века в исламском мире.

В эпоху возрождения основные открытия в данной сфере были совершены в Европе. В эти времена геологическими исследованиями занимались Джироламо Фракасторо и Леонардо да Винчи. Ими были сделаны предположения о большем возрасте Земли, чем данный в христианских источниках, и о том, что ископаемые раковины являются останками организмов. Нильс Стенсен сформулировал три основных принципа стратиграфии, Георгием Агриколой были заложены основы минералогии.

В конце XVII века, благодаря предложению Мартина Листера, появились первые геологические карты и геологическая съемка.

На рубеже XVII и XVIII веков была сформулирована общая теория Земли (дилювианизм), предполагающая формирование осадочных пород и окаменелостей в результате всемирного потопа.

Во второй половине XVIII века значительно возросли потребности в ресурсах. Это способствовало усиленному изучению недр, в результате чего были накоплены данные о условиях залегания горных пород и их описания, а также разработаны новые методы изучения. Одним из наиболее известных ученых тех времен является Джеймс Хаттон, создавший «Теорию Земли». Он предположил, что возраст планеты значительно больше, чем думали ранее. Его же считают первым современным геологом. Появились две теории формирования горных пород: плутоническая (вулканическое) и неплутоническая (осадочная). В тот же период в России геологическими исследованиями занимался Ломоносов.

В XVIII – XIX вв. в России появились первые геологические карты.

Основным вопросом геологии XIX века являлся возраст Земли. В 1881 г. на 2-м Международном геологическом конгрессе была принята современная стратиграфическая шкала.

В XX в. для установления возраста планеты стали использовать радиометрическое датирование.

Геология в СССР

В СССР потребность в развитии геологических знаний возникла сразу же после образования государства, так как была начата индустриализация, что требовало минерально-сырьевую базу. Поэтому начали изучать месторождения угля и углеводородов, а в 20 гг. были открыты месторождения калийных солей, апатитов и нефелинов, меди. В те же времена создали первую геологическую карту СССР.

В 1930 г. было создано Главное геологическое управление. Геологический комитет, осуществлявший руководство всеми работами, преобразовали в Центральный научно-исследовательский геологоразведочный институт, а затем во Всесоюзный геологический институт.

В результате проведенных работ к 1940 г. более 65% территории было геологически картографировано, Урал стал промышленно-сырьевой базой, в Башкирии и Поволжье открыли углеводородные месторождения, значительно изменились Сибирь, Кавказ, Дальний Восток, Средняя Азия, Украина и прочие районы.

В военные годы наиболее интенсивно велось геологическое изучение Казахстана под руководством К.И. Сатпаева: были открыты месторождения марганца и хрома, получила развитие редкометалльная промышленность.

В 1946 г. основали Министерство геологии СССР. Кроме того, появились новые методы исследования земной коры: аэрофотосъемка, геофизические, бурение опорных скважин. С их применением открыли месторождения цветных и редких металлов, бокситов, угля, железных руд и углеводородов в Казахстане, коксующихся углей, алмазов и железных руд в Якутии, бокситов и углеводородов в Сибири и др.

К 1967 г. вся территория СССР была геологически картографирована, разведали более 15 тыс. месторождений.

Современная геология

Из данного выше определения геологии легко понять объекты изучения данной науки. Во-первых, это строение и состав природных тел и Земли, во-вторых, процессы в глубинах и на поверхности планеты, в-третьих, история ее развития, полезные ископаемые.

Изучение производится в соответствии с системой уровней организации минерального вещества: минерал, горная порода, геологическая формация, геосфера, планета.

Задачи геологии можно подразделить на фундаментальные и прикладные.

Первые следуют из определения науки. То есть это изучение строения, состава и закономерностей развития планеты. Прикладные задачи данной науки следующие: поиск различных полезных ископаемых и разработка методов их добычи, изучение геологических условий для возведения сооружений, охрана недр и рациональное их использование.

Геология характеризуется тесной связью эмпирических и теоретических методов. Основной из них — геологическая съемка. Состоит в изучении обнажений горных пород и картографировании. Многие методы заимствованы из смежных наук.

Работа геолога

Учебный план по данной специальности включает много инженерных дисциплин, а также математики и географии. Естественно основу составляет геология и смежные науки, такие как минералогия, геотектоника, петрография и т. д. Среди многих прочих специальностей геология обычно отличается полевой практикой в отдаленных районах.

Профессия геолога весьма востребована в России, учитывая ее ресурсный потенциал. Данные специалисты работают в основном в добывающей сфере. Полевая работа считается весьма сложной, учитывая что многие ресурсы разрабатываются на крайнем севере, где рабочие присутствуют вахтовым методом. Хотя существуют варианты лабораторных и камеральных работ: инженерно-геологические изыскания, 3D-моделирование, документальная работа и т. д.

Геологические науки

В настоящее время под геологией понимают не только конкретную науку, но и также раздел знаний, объединяющий множество наук о Земле. Их можно классифицировать по объекту исследования.

О земной коре:

  • минералогия (изучает минералы),
  • кристаллография (близкий к физическим дисциплинам раздел минералогии, рассматривающий кристаллы),
  • петрография (предмет — горные породы),
  • литология (изучает лишь осадочные горные породы),
  • структурная геология (рассматривает формы залегания геологических тел),
  • региональная геология (изучает геологическое строение отдельных участков земной коры),
  • петрофизика (исследует физические особенности горных пород, взаимные связи их с физическими полями планеты и между собой),
  • микроструктурная геология (рассматривает микроскопические деформации пород), геокриология (изучает многолетнемерзлые породы),
  • гидрогеология (изучает подземные воды).

О геологических процессах:

  • тектоника (изучает строение земной коры и историю движений в ней),
  • сейсмология (рассматривает землетрясения),
  • вулканология (предмет — вулканизм),
  • геодинамика (исследует эволюцию планеты и связь происходящих в земной коре, ядре и мантии процессов).

О геологической истории:

  • историческая геология (рассматривает последовательность геологических событий),
  • стратиграфия (занимается определением возраста горных пород, расчленением их толщ и корреляцией геологических образований),
  • палеонтология (изучает древние организмы на основе их останков),
  • геохронология (занимается определением возраста пород и минералов, а также планеты),
  • история геологии (рассматривает развитие геологических знаний).

Прикладные:

  • геология полезных ископаемых (изучает виды месторождений и разрабатывает способы их поиска и разведки),
  • инженерная геология (рассматривает взаимодействие между геологической средой и инженерными сооружениями),
  • агрогеология (занимается поиском, добычей и применением в сельском хозяйстве агроруд, изучает минералогический состав сельскохозяйственных почв).

Отдельно можно выделить такие науки, как геохимия и геофизика. Первая исследует химический состав планеты, процессы перемещения химических элементов в ее сферах, вторая рассматривает физические особенности Земли.

Заключение

Геология является одной из естественнонаучных дисциплин. Первые наблюдения велись в античные времена, а современная наука, по различным мнениям, начала формироваться в средние века, либо к XVIII в. В СССР геология получила интенсивное развитие сразу после создания государства.

В настоящее время данная наука имеет очень большое прикладное значение, так как обеспечивает ресурсами человечество. Поэтому эта специальность весьма востребована, в том числе и в России, учитывая ее ресурсный потенциал. Ввиду множества аспектов изучения строения, состава, развития Земли и процессов, происходящих в ней, а также большого количества используемых для этого методов и данных геология имеет много смежных дисциплин.

Источник

Геологи продолжали заниматься и полевыми исследованиями, с конкретными, определенными задачами. Так, в 1829 г. геолог Е. П. Ковалевский впервые описал геологическое строение Донецкого бассейна, геологи А. И. Антипов и Н. Г. Меглицкий исследовали строение Уральских гор. Такие исследования помогали геологам делать все более правильные заключения о строении Земли и силах, изменяющих ее поверхность.

Николай Иванович Кокшаров.

Появились первые учебники по геологии и минералогии, их написал профессор Горного института Д. И. Соколов (1788—1852).

К этому времени геологи научились определять геологический возраст различных слоев Земли не только по характеру горных пород, но и по тем окаменелостям, которые были найдены в данном слое.

Такие окаменелости геологи называют руководящими ископаемыми, а метод определения возраста слоев по ним — палеонтологическим. В начале XIX в. русские геологи стали широко применять палеонтологический метод. В связи с этим усиленно начали развиваться стратиграфические исследования, т. е. определения геологического возраста и расположения слоев земли. Эти исследования имели большое значение, так как облегчали поиски полезных ископаемых. Геологи составляли стратиграфическое описание отдельных районов нашей страны. Эти работы, проделанные учеными еще в первой половине XIX в. (X. А. Пандером, П. М. Языковым, К. Ф. Рулье и др.), не утратили своего значения и до настоящего времени.

Развивающиеся геологические науки вызывали интерес среди широких кругов общества. Прекрасным популяризатором геологических знаний был профессор Московского университета Г. Е. Щуровский (1803—1884). Он не только читал публичные лекции по геологии, но и проводил для всех желающих экскурсии по окрестностям Москвы.

Во второй четверти прошлого столетия геологические исследования, проведенные в различных местах, дали возможность составлять геологические карты.

Геологические труды русских геологов, особенно стратиграфические исследования, очень заинтересовали западноевропейских ученых. Для того чтобы проверить, как распространяются на территории России те геологические формации, которые были изучены в Западной Европе, в Россию в 1840 г. отправился английский геолог Р. Мурчисон. В своем путешествии по России в 1840 и 1841 гг. Мурчисон пользовался всемерной поддержкой как русского правительства, так и русских геологов, предоставивших ему все материалы своих исследований. На основании этих материалов Мурчисон описал геологическое строение и составил геологическую карту Европейской части России.

Геологи вели исследования не только в Европейской части России. Экспедиции работали на берегах Байкала, на п-ве Камчатке, на п-ве Таймыр. Долгое время мало исследованным оставался прекрасный и богатый край нашей родины — Кавказ с его неприступными горами, снежными перевалами, бурными реками и подземными богатствами. Сначала XIX в. началось систематическое изучение Кавказских гор.

В 60-х годах прошлого столетия, после отмены крепостного права, в России быстро начал развиваться промышленный капитализм: строились фабрики, заводы, прокладывались железные дороги. Вместе с промышленностью, в связи с ее потребностями в полезных ископаемых, развивалась и геологическая наука.

Евграф Степанович Федоров.

В рудниках и шахтах, где добывалось сырье для промышленности, геологи находили новые, неизвестные ранее минералы. Очень много минералов было исследовано акад. Н. И. Кокшаровым (1818—1892). Описание их составило целых одиннадцать томов. Многие минералы Кокшаров обнаружил в России впервые (эвклаз, брукит, волластонит и др.). Кристаллографические измерения были выполнены Кокшаровым с такой поразительной точностью, что вплоть до наших дней во всех минералогических справочниках мира данные Кокшарова выделяются особо как сведения, не вызывающие никаких сомнений. Большое количество минералов, характерных для определенных месторождений, описал также профессор Горного института II. В. Еремеев (1830—1899). Он особенно интересовался формой кристаллов минералов.

Из исследований кристаллов возникла и развилась новая отрасль геологической науки — кристаллография.

Исключительно ценны работы в области кристаллографии русского ученого Е. С. Федорова (1853—1919).

Кристаллы в природе распространены повсюду. Внешняя форма кристалла помогает определить минерал. Занимаясь кристаллографическими исследованиями, Е. С. Федоров открыл геометрические законы, по которым могут располагаться атомы внутри кристаллов. Созданная им теория строения кристаллов через 20 лет после выхода его гениального труда была подтверждена рентгеноанализом. Ученый сконструировал прибор для точного исследования кристаллов под микроскопом. Этим прибором, названным по имени ученого «федоровским столиком», пользуются теперь ученые во всем мире.

Наряду с минералами ученые исследовали и горные породы. Наука о горных породах называется петрографией. В конце XIX в. петрографией в России занимался профессор Петербургского университета А. А. Иностранцев (1843-1919). Он один из первых в мире начал изучать горные породы под микроскопом.

Для развития петрографии много сделал русский ученый Ф. 10. Левинсон-Лессинг (1861 — 1939). В частности, он предложил классифицировать изверженные породы по их химическому составу.

Акад. А. П. Павлов впервые изучил сложное залегание слоев в области Жигулей и высказал предположение, что в этом районе может быть нефть. И действительно, в советское время месторождения нефти в Поволжье начали широко разрабатывать.

Работы А. П. Павлова были известны всему миру. Он участвовал почти во всех международных геологических конгрессах.

В конце XVIII и даже в начале XIX в. еще существовали ученые — так называемые энциклопедисты,— которые занимались одновременно зоологией, ботаникой, геологией и другими естественными науками. Это было возможно потому, что объем знаний в каждой из этих наук был невелик и программы университетов включали в себя полный курс каждой из этих наук. В конце XIX в. геологическая наука настолько выросла, что разделилась на ряд отраслей. Специалистом во всех отраслях геологии теперь мог быть только ученый, обладающий исключительными способностями. Таким ученым был А. П. Карпинский. Окончив Горный институт в Петербурге, он вначале производил разведочные работы на Урале, затем перешел в Горный институт, где работал преподавателем. Ученый занимался несколькими отраслями геологической науки. Так, изучив ряд новых горных пород, Карпинский написал несколько выдающихся теоретических работ в области петрографии.

Франц Юльевич Левинсон-Лессинг.

Одновременно А. П. Карпинский занимался и стратиграфией — определением геологического возраста и расположения слоев земли. Среди пластов осадочных пород часто встречаются окаменелости: раковины древних моллюсков, кости вымерших млекопитающих и т. п. Исследуя эти находки, Карпинский стал заниматься палеонтологией.

Он любил определять труднообъяснимые, загадочные формы. Так, Карпинский установил, что отпечатки в виде зубчатой спирали на горных породах, которые никто не мог определить, являются органами древней рыбы геликоприона — ее зубным аппаратом.

Карпинский разработал и еще одну совершенно новую область геологической науки — так называемую палеогеографию (древнюю географию). По отложениям осадочных горных пород ученый сумел восстановить очертания древних морей и суши и их изменение на протяжении геологической истории Европейской части России, т. е. восстановить древнюю географию этих мест.

А. П. Карпинский составил целую серию палеогеографических карт. Знание палеогеографии очень важно при поисках полезных ископаемых: с разными областями суши и моря связаны месторождения различных минералов и горных пород.

Работы Карпинского имели большое влияние на развитие геологической науки во всем мире.

На Международном геологическом конгрессе в 1881 г. Карпинский вместе с группой русских ученых предложил удобный способ обозначения горных пород различного возраста на геологической карте. Это предложение было принято, Карпинскому присуждена международная премия, и теперь на геологических картах всех стран горные породы обозначаются по способу, предложенному А. П. Карпинским.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

.

Источник

Цели: повторить изученный материал, выявить уровень его усвоения учащимися.

Задачи:

  • Определить уровень знаний учащихся основных понятий, размещения основных форм рельефа, полезных ископаемых
  • Проверить умение работать с различными видами географических карт, а также умение показывать на карте основные формы рельефа
  • Формирование умений использования известных средств для решения поставленных задач методом сравнения, сопоставления и анализа
  • Дальнейшее развитие логического мышления, речи, поиска решений
  • Формирование навыков рефлексивно оценить результаты собственной учебной деятельности.

Тип урока: повторительно-обобщающий

Ход урока

1. Организационный этап.

Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку

Мотивация. Постановка задач.

Показ Презентации № 1

Скалистые районы с бурными реками, озерами и водопадами.

Поражает их красота и суровость.

Бескрайние равнины с лесами, холмами, спокойными реками.

Притягательное безмолвие болот. Величие гор с заснеженными вершинами.

Устрашающее дыхание вулканов.

Все это – нашаРооссия

– Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (О рельефе)

– Рельеф России мы изучали несколько уроков. Что же мы сегодня будем делать?

Итак, наша цель – повторить изученный материал и выявит уровень наших знаний.

2. Формирование учебных действий.

1) Для того, чтобы настроиться на работу, ответим на несколько вопросов.

  1. Что такое рельеф?
  2. Какие крупнейшие формы рельефа суши мы знаем?
  3. Как различают горы по высоте?
  4. Как различают равнины по высоте?
  5. Какая форма рельефа преобладает в нашей стране?
  6. Где расположены горы?
  7. Самая высокая гора России
  8. Самые длинные горы России
  9. Платформа – это
  10. Щит – это
  11. Месторождение –
  12. Выветривание – это

Продолжаем нашу работу.

2) Известный путешественник Н.Н. Пржевальский сказал: «А еще жизнь прекрасна, потому что можно путешествовать».

Путь всегда начинается с карты. Проверим, как мы умеем работать с картой. Найдите карточку №1. Вам необходимо показать данные географические объекты. Обратите внимание, один из них зашифрован географическими координатами. (Работа в парах, 6 вариантов, учащиеся показывают географические объекты на карте у доски).(Приложение № 1)

3)

У моей России горы величавы
Выросли грядами, гордые, как павы
У моей России бескрайние просторы,
Не окинешь взглядом, не объедешь скоро.
Отправляйся в горы, пройдись по равнине
Все, что ты увидишь – все – моя Россия
Горы – к небу, вдаль – равнины
Дюны, впадины, барханы –
Все это рельеф России
Е.И. Басалгина

Итак, на ваших партах текст. Прочитайте, пожалуйста, и определите – о каком географическом объекте идет речь. Докажите свою точку зрения. (Приложение № 2)

4) Люди исследуют глубины Земли, проникают в кратеры вулканов, изучают горные породы из космоса.

– Зачем люди исследуют глубины?

– Какие бывают полезные ископаемые?

– Каким тектоническим структурам они соответствуют?

Найдите, пожалуйста, карточку № 3.(Приложение № 3). Найдите соответствие: полезное ископаемое – где размещается на территории России. Для этого поставьте номер с экрана.Презентация № 2 (слайд 2)

Давайте проверим. (Слайд № 3)

5) Маленький мальчик, увидев в книжном магазине книгу с названием «Жизнь гор. Молодость и старость» очень возмутился: «Горы не дерево! Они не могут расти и стареть, они не живые». А как вы думаете?

Три человека работают у магнитной доски. Вам необходимо расположить формы рельефа в соответствии с внешними экзогенными факторами.(Приложение № 4.)

А мы отвечаем на вопросы.

– Какие еще процессы, кроме экзогенных, изменяют рельеф?

– Какова их причина?

(Слайд № 4)

– Кто еще изменяет рельеф?

– Что остается в результате хозяйственной деятельности?

(Слайды № 5 – 8)

6) Многие природные явления представляют большую опасность для человека

– Какие вы знаете опасные природные явления?

Человек, порой, бессилен перед стихийными природными явлениями. Но человек может попытаться избежать большого количества разрушений и жертв.

Давайте подумаем вместе. (Проблемный вопрос).

– Каковы последствия землетрясений?

– Как избежать разрушений и жертв? (Учащиеся выдвигают свои гипотезы).

– Каковы последствия оползней?

– Каковы ваши предложения для того, чтобы избежать разрушения почвы? (Гипотезы)

А.П.Чехов сказал: «Россия – громадная равнина, по которой носится лихой человек». Россиястрана великих равнин. Она богата полезными ископаемыми. Равнины давно освоены человеком. Человек все глубже проникает в недра земли, добывая все больше и больше полезных ископаемых. Но он оставляет на «теле» Земли раны. Человек не должен забывать о том, что все в природе необходимо привести в порядок. Иначе природа начинает «мстить» человеку. Тогда на него начинают обрушиваться страшные смерчи, наводнения. Они как бы напоминают человеку, что человек является частью природы, а не ее хозяином. Древняя индийская мудрость гласит: «Мы не унаследовали землю у наших отцов, мы взяли ее в долг у наших детей».

3. Рефлексия

– Какую цель мы поставили в начале урока?

А теперь каждый проанализируйте нашу работу и скажите:

– Где вам было трудно, на каком этапе?

– Какие задания у вас вызвали затруднения?

Обсуждение результатов.

4. Домашнее задание

Для того, чтобы еще раз проверить себя, мы выполним небольшой тест (Приложение № 5), но прежде я объясню домашнее задание. Оно состоит из трех заданий разной сложности. Постарайтесь выполнить все задания. (Приложение № 6)

Информационные ресурсы:

  1. География России. Учебник для 8 класса под ред. А.И.Алексеева. – М.: Просвещение
  2. Географический атлас. 8 класс
  3. Николина В.В. География. 8 класс. Мой тренажер. Пособие для учащихся
  4. Алексеев А.И. География России. Природа и население. – М.: Дрофа
  5. Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс. – М.: Дрофа
  6. Сиротин В.И. Рабочая тетрадь по географии. 8 класс. – М.: Дрофа
  7. Ресурсы Интернет

Приложения

Источник