Кроссворд по теме рельеф и полезные ископаемые 8 класс
Конспект урока по теме
«Рельеф России»
(обобщающее повторение, 8 класс)
Цели и задачи урока:
Образовательные цели:
1. Обобщение и систематизация знаний по теме «Рельеф и полезные ископаемые России».
Закрепление основных понятий и терминов.
3. Углубить знания, полученные в процессе обучения.
Развивающие цели:
1. Развивать пространственное воображение, память, мышление.
Продолжить развитие логического мышления учащихся, для чего создавать проблемные ситуации и формировать умение выхода из них.
Способствовать развитию самостоятельности, умению работать в группе.
Развитие речи, умение доказывать свою точку зрения.
Воспитательные цели:
1. Формировать гражданские и патриотические чувства учащихся.
Воспитывать чувства взаимопомощи, взаимовыручки, чувства коллективизма.
3. Формирование интереса к географии.
3. Оборудование:
Выставка минералов, книг, картин, рисунков.
Карты России.
Ход урока
1. Организационный момент
Обобщение темы «Рельеф России». Ученики записывают тему урока в тетрадях.
Сегодня мы подводим итог под изучением темы «Особенности рельефа России»
Главная цель –получение знаний.
Итак, мы отправляемся на покорение вершины Знаний. Сегодня мы –альпинисты.. Нас 3 группы.. Прежде чем отправится в путешествие , нас ждет небольшая разминка. .За каждый правильный ответ один жетон.
1 высота. «Мозговой штурм»
1. Наука, изучающая строение и историю развития Земли, называется …(геология)
2. Самые длительные отрезки времени в геологической истории Земли – это …(эры)
3. Самая древняя эра – …(архейская)
4. Мы живем в эру новой жизни … (кайнозойскую)
5. Таблица, содержащая сведения о последовательной смене эр и периодов, важнейших геологических событиях, этапах развития жизни, называется … (геохронологическая)
6. Самые молодые горы образовались в … (альпийскую складчатость)
7. Выход на поверхность фундамента платформы … (щит)
8. Древние устойчивые участки земной коры называются … (платформы)
9. Молодая платформа … (плита)
10.Что такое рельеф?
Итак, все готовы к путешествию.
Путешествовать мы будем с вами по России. Чтобы не потеряться ,давайте воспроизведем карту
2 высота .Работа с географической номенклатурой( подписать названия форм рельефа на контурную карту) За каждый правильный ответ 1 жетон
3 высота .А теперь мы заглянем в глубины земной коры, будем геологами. Перед нами список географических понятий, нужно распределить в столбики.
Распределите компоненты природы в три столбика:
4 высота. .Видеовопрос. Во время путешествия мы увидели необычайной красоты пейзажи. Где же на территории России мы можем встретить такие картины.?Вы должны назвать форму рельефа, определить возраст, дать названия.(1гр.-молодые горы, 2гр. Старые горы, 3 гр.равнина)
Д.Физминутка
Называю форму рельефа, ребята встают на название гор, садятся на равнину.
5 высота Найдите лишнее слово, объясните свой выбор.
«Третий лишний»:
► Землетрясение, вулкан, оползень (землетрясение, вулкан -тектонические движения)
► Сибирская платформа, Урал, Кавказ (Сибирская платформа – тектоническая структура, Урал и Кавказ – формы рельефа)
► Кайнозой, ордовик, триас (кайнозой – эра, ордовик и триас периоды)
► Медные руды, каменный уголь, никелевые руды (каменный уголь – осадочная горная порода, остальные – магматические)
► г. Белуха, г. Народная, г. Мак-Кинли (г. Мак-Кинли находится в Северной Америке, остальные – в России)
► щит, гора, платформа (гора – форма рельефа, щит и платформа – тектонические структуры)
► овраг, бархан, дюна (овраг – образован деятельностью текучих вод, бархан и дюны – эоловые формы рельефа)
6 высота «Черный ящик»
При покорении вершины мы обнаружили залежи некоего полезного ископаемого .Что это такое? С первой подскозкой-3 жетона, со второй-2, с 3-1.
7 высота.
А теперь мы устроимся на привал. И поиграем в футбол.
И.Интеллектуальный футбол. А теперь мы должны отдохнуть, устроившись на привале мы поиграем в интеллектуальный футбол, выслушав вопрос, отвечаем на него, а следующий адресуем команде соперников.
1.Высочайшая вершина Урала (г. Народная)
2.Самое низкое место на территории России (Прикаспийская низменность)
3.Горный хребет на полуострове Таймыр (Бырранга)
4.Самый длинный горный хребет Камчатки (Срединный)
5.Крупнейшее месторождение железной руды в России (КМА)
6. Высочайший действующий вулкан в России (Ключевская Сопка)
7. Горный хребет, названный именем знаменитого исследователя Сибири (Черского)
8. Горы, расположенные на границе Европы и Азии (Уральские)
9 О каком полезном ископаемом говорят «черное золото» (нефть)
10. Крупнейшее месторождение железной руды (КМА)
11. Высочайшая вершина России (Эльбрус)
12. Алтай – Белуха, Кавказ – Эльбрус, Урал – … . Назовите недостающую пару Урала. (гора Народная)
13. Какие формы рельефа образуют эоловые процессы? (Барханы, дюны)
14. Архейская, протерозойская эры не разделены на периоды, а палеозойская, мезозойская, кайнозойская эры делятся. Почему? (В Архее и протерозое не было организмов, имеющих скелеты, это было время одноклеточных организмов, которые не оставили отпечатков, следов деятельности)
15. Назовите современный геологический временной адрес. (Эра кайнозойская, период четвертичный антропогеновый)
8 высота.Определите: О какой территории идет речь?
Задание №1: «Территория расположена на древней докембрийской платформе. Главная особенность ее рельефа – равнинность. Складчатый фундамент залегает на различной глубине и выходит на поверхность на Кольском полуострове и в Карелии». (Восточно-Европейская равнина)
Задание №2: «Территория расположена в области герцинской складчатости. Главная особенность ее рельефа – гористость. Богата полезными ископаемыми: полиметаллическими рудами, медными рудами, золотом, каменным углем. Складчатые структуры расположены в меридиональном направлении». (Уральские горы)
Задание №3: Эти высокие горы окаймляют с юга Восточно-Европейскую равнину, относятся к области кайнозойской складчатости, имеют острые вершины, здесь расположена самая высокая точка России. (Кавказ).
Итак ,мы преодолели много трудностей, и максимально близко приблизились к вершине….Давайте подведем итоги……
Д.З Группа, набравшая больше всего жетонов—составить кроссворд из 5 слов на тему «Рельеф России»,группа, занявшая 2 место-10 слов, а третья-15 слов.
Материал опубликовала
svetlana760407244 Люблю активный отдых на природе, путешествовать, читать. Россия, Новосибирская обл., село Березово |
14 | |||
17 | 12 | 10 | 8 |
16 | 13 | 6 | |
19 | 2 | ||
5 | |||
18 | |||
1 | |||
11 | 4 | ||
3 | |||
7 | |||
20 | |||
9 | |||
15 |
Контрольная работа по географии 8 класс
Кроссворд по теме «Рельеф России»
По горизонтали: 1-долина в ледниковой или древнеледниковой области с корытообразным (U-образным) поперечным профилем, широким дном и крутыми вогнутыми бортами.3-линейно вытянутая возвышенная форма рельефа длиной от нескольких до сотен километров.5-сильно расчленённый горный массив, расположенный на северо-западе Среднесибирского плоскогорья.7-линейно вытянутая возвышенность, характеризующаяся относительно ровными очертаниями вершин и склонов.9-обширный по площади участок земной поверхности, представляющий сочетание плоскогорий, горных хребтов и массивов, иногда чередующихся с широкими плоскими котловинами, плато и долинами.11-полуостров в северо-восточной части Евразии на территории России. Омывается с запада Охотским морем, с востока — Беринговым морем и Тихим океаном.13-группа магматических горных пород, произошедших из основной магмы (диабазы, базальты и др.)15-обширный по площади участок земной поверхности, представляющий сочетание плоскогорий, горных хребтов и массивов, иногда чередующихся с широкими плоскими котловинами, плато и долинами.16-Высочайшая вершина России. 18-Самая высокая точка Уральских гор. 20-орный хребет с преобладанием среднегорного рельефа в центральной части Забайкалья.
По вертикали: 2-обширный участок горного рельефа с абсолютной высотой до 1000 м и более с преобладанием плоских или слабоволнистых водораздельных поверхностей.4- горы на крайнем севере Восточной Сибири, в Красноярском крае на полуострове Таймыр.6-это котловина в горах в виде амфитеатра, замыкающая верхний конец ледниковой долины.8-горы на Дальнем Востоке России на территории Хабаровского края. 12-низкогорная возвышенность в горах Южной Сибири, на территории Алтайского края, Кемеровской и Новосибирской областей РФ. 14-это выход фундамента платформы, сложенного кристаллическими породами, на поверхность. 17-часть морского дна, глубина над которой значительно меньше окружающих глубин. 19-возвышенность в северо-западной части Русской равнины, где берет начало река Волга.
Ответы:
14 | |||||||||||||||
щ | |||||||||||||||
17 | 12 | и | 10 | 8 | |||||||||||
16 | э | л | ь | б | р | у | с | 13 | т | р | а | п | п | 6 | д |
а | а | л | ц | ж | |||||||||||
19 | н | л | 2 | а | и | у | |||||||||
в | к | а | 5 | п | у | т | о | р | а | н | а | ||||
18 | н | а | р | о | д | н | а | я | и | л | о | к | г | ||
л | р | 1 | т | р | о | г | д | ||||||||
д | с | с | ж | ||||||||||||
а | 11 | к | а | м | ч | а | т | к | а | 4 | у | ||||
й | и | о | б | р | |||||||||||
с | й | 3 | г | р | и | в | ы | ||||||||
к | о | р | |||||||||||||
а | 7 | к | р | я | ж | р | |||||||||
20 | я | б | л | о | н | о | в | ы | й | ь | а | ||||
9 | м | о | р | е | н | а | н | ||||||||
г | |||||||||||||||
15 | н | а | г | о | р | ь | е |
Опубликовано 20.10.19 в 08:14
Слайд 1
Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России География 8 класс (обобщающий урок) Колесникова Ирина Васильевна у читель географии и экономики в ысшей квалификационной категории МОБУ СОШ №2 г. Свободный Амурской области
Слайд 2
Цели и задачи: 1. Определить уровень знаний учащихся основных понятий, закономерностей размещения крупных форм рельефа. 2. Определить понимание взаимосвязи между тектоническими структурами и формами рельефа. 3. Проверить знание номенклатуры.
Слайд 3
№1. Объяснить понятия: 1. рельеф 2. платформа 3. щит 4. полезные ископаемые 5. месторождения п /и 6. бассейн п /и 7. морена 8. сели 9. оползень 10. терриконы
Слайд 4
№ 2. Определи объект : 1. Холмистая равнина, расположена на древней платформе – … 2. Эта крупная равнина имеет плоскую поверхность, много болот и озёр – … 3. Где в России сошлись «вода и пламень»? 4. Самые высокие горы России – …..
Слайд 5
№ 2. Определи объект: 5 . Самые длинные горы России – 6 . Самая низкая равнина России, лежащая ниже уровня океана -… 7. Самая высокая равнина России -.. 8 . Самые высокие горы азиатской части России – …
Слайд 6
№ 2. Определи объект: 9. Горы на полуострове Таймыр -… 10. Самый высокий действующий вулкан России – … 11.Самое крупное месторождение железных руд – … 12. Самый крупный каменноугольный бассейн – … …..
Слайд 7
№ 3. Третий лишний… 1. сели, оползни, землетрясения 2. Эльбрус, Эверест, Белуха 3. Байкал, Эльтон, Баскунчак 4. барханы, терриконы, карьеры 5. Кузбасс, Подмосковный. Печорский 6. Подмосковный, Ленский, Канско-Ачинский 7. уголь, бензин, газ 8. алмазы, янтарь, золото 9. Кавказ, Урал, Алтай 10. плита, щит, платформа
Слайд 8
№ 4. Что это? 1. лакколит 2. Ильменский 3. кимберлитовая трубка 4. рекультивация 5. эрозия 6. тектоника 7. палеонтология 8. геология 9. гейзер 10. траппы
Слайд 9
№ 5 Ответить на вопросы: 1.Где в России возможно в геологическом будущем образование нового океана? 2. Почему при одинаковом возрасте Алтай и Урал имеют разную высоту? 3. «Чёрное золото», «солнечный камень»… О чём речь? 4. Географы называют его «каркасом природы»… О чём речь?
Слайд 10
№ 5 Ответить на вопросы: 5. Что общего у карьеров и терриконов? 6. Морены, троги , озы , камы …..Что общего в образовании этих форм рельефа? 7. Равнины – на древних платформах, а горы -…..? 8. Что общего у следующих п /и – фосфориты, уголь, нефть, соли…?
Слайд 11
№ 6. Установите соответствие: горы вершина 1. Кавказ а) Народная 2. Урал б) Белуха 3. Алтай в) Мунку- Сардык 4. Саяны г) Победа 5. хр. Черского д ) Эльбрус
Слайд 12
№ 7. Установите соответствие: Рельефообразующие процессы Формы рельефа 1. Антропогенные (человек) а) барханы, дюны 2. Флювиальные (текучие воды) б) морены, бараньи лбы, кары 3. Гляциальные (ледниковые) в) оползни, лавины, обвалы 4. Эоловые ( деятельность ветра) г) овраги, каньоны 5. Сила тяжести д ) дамбы, терриконы, курганы
Слайд 13
№ 8. Что их объединяет? 1. Ключевская, Корякская, Кроноцкая …………..? 2.Бырранга, Саяны, Алтай………………………..? 3 Эльбрус, Белуха, Народная……………………? 4. фосфориты, аппатиты , алмазы……………….? 5. уголь, нефть, торф………………………………..? 6. Русская, Прикаспийская, Западно – Сибирская……………………………………………? 7. Ладожское, Онежское, Чудское…………………? 8. Срединный, Верхоянский , Сихоте – Алинь ……………………………………………………? 9. Среднерусская, Приволжская, Валдайская…? 10. землетрясения, оползни, сели………………..?
Слайд 14
Проверь себя!
Слайд 15
Домашнее задание: 1. Работа с контурной картой (формы рельефа и п / и ) 2. Составить кроссворд или тест по теме «Рельеф и п / и России» 3. Составить туристический буклет или проект «Уникальные уголки России»
Цели:
- Закрепление знаний, навыков, полученных по теме: «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые»
- Формировать умения применять эти знания при выполнении творческих заданий.
- Расширить кругозор учащихся, навыки коллективной работы.
- Воспитывать интерес к предмету.
Оборудование: Физическая карта России, конверты, карточки с заданиями, кроссворды (3 шт.).
Ход урока
I. Организационный момент:
Приветствие.
Сообщение темы и цели урока, деление учащихся на 3 группы.
Объяснение хода работы (команды должны работать очень дружно, при выполнении каждого задания получают определённое количество баллов, на выполнение заданий команда должна сама решить кот будет выполнять данное задание. Команда выбирает капитана, который должен просчитывать все заработанные баллы и оценить работу каждого в команде и прокомментировать).
II. Ход работы:
1. Конкурс «Разминка» – (опрос по карте) – 4 балла за каждый правильный ответ.
Представители команд должны показать на карте следующие объекты:
I | II | III |
Западно-Сибирская равнина | Восточно-Европейская равнина | Среднесибирское плоскогорье |
Урал | Кавказ | Алтай |
Хребет Черского | Верхоянский хребет | Становой хребет |
Алданский щит | Анабарский щит | Балтийский щит |
2. Конкурс «Географическая почта» – 12 баллов.
Представители команд должны разложить в два конверта (первый- название форм рельефа, во второй – внутреннее строение) названия, записанные на отдельных карточках (горы, платформа, щит, низменность, плита, Балтийский щит, возвышенность, Урал, Алтай, осадочный чехол, кряж, Евроазиатская плита).
3. Конкурс «Грамотей» – за каждое правильное написанное слово участник получает 1 балл. От команды принимает участие один человек.
Слова: платформа, возвышенность, тектонические движения, землетрясения, вулканизм, оледенение, морена, оползни, обвалы, осыпи.
4. Конкурс «Знаешь ли ты свою страну» – нужно по устному описанию определить территорию.
Команды работают на местах, обсуждая правильный ответ, та команда, которая правильно и быстро ответит, получает – 2 балла.
Учитель читает описание территории:
А) Территория расположена на древней докембрийской платформе. Этим обусловлена главная особенность её рельефа – равнинность. Складчатый фундамент залегает на различной глубине и выходит на поверхность на Кольском полуострове и в Карелии, а также на правобережье Днепра в его среднем течении (ответ: Восточно – Европейская (Русская) равнина).
Б) Горная страна состоит из нескольких параллельных друг другу хребтов, протянувшихся в меридиальном направлении. Главная цепь гор образует водораздел между реками, текущими на Русскую равнину и на Западно – Сибирскую. (ответ: Уральские горы).
В) Это самое крупное из горных сооружений, окаймляющих с юга Русскую равнину. Природа гор разнообразна. Большая часть региона – это высокие молодые горы (ответ: Кавказ).
Г) Одна из крупнейших равнин земного шара. Расположена между Уралом и Среднесибирским плоскогорьем. Много озёр и болот (ответ: Западно-Сибирская равнина).
5. Конкурс «Третий лишний» – на карточках написаны географические названия, нужно определить лишнее название. За правильный ответ – 2 балла.
Таймыр, Урал, Кавказ.
Хибины, Бырранга, Енисей.
Алданский, Балтийский, Памир.
Западно-Сибирская равнина, Восточно-Европейская равнина, Среднесибирское плоскогорье.
6. Конкурс «Путаница» найти соответствие. Каким тектоническим структурам соответствует форма рельефа. За правильный ответ – 3 балла.
Сибирская платформа………………………………Русская равнина
Западно-Сибирская плита… ………………………Среднесибирское плоскогорье
Восточно-Европейская платформа..……………… Западно-Сибирская равнина
7. Конкурс «Человек и природа»
Приведите два примера благоприятного и неблагоприятного воздействия человека на рельеф – за каждый пример 1 балл.
8. Конкурс «Разгадай кроссворд» – каждой команде даётся кроссворд с одним словом по вертикале, учащиеся каждой команды должны ответить на 6 вопросов по горизонтали. За каждое правильно угаданное слово – 1 балл.
Слово по вертикали: вулкан
Вопросы по горизонтали:
- Горная система на юге Европейской части России.
- Высочайшая вершина Кавказа.
- Излившаяся магма из кратеров вулканов или из трещин в земной коре.
- Горы на юго-западе Восточно – Европейской равнины.
- Горная система, с которой берёт начало река Обь.
- Горы на северо-западе Европейской части России.
Слово по вертикали: период
Вопросы по горизонтали:
- Смещение тела по слою глины под действием силы тяжести.
- Наука о движении земной коры.
- Форма рельефа ускоренной эрозии.
- Участки платформы, где кристаллический фундамент выступает на поверхность.
- Древняя эра.
- Древнее время развития жизни на Земле.
Слово по вертикали: рельеф
Вопросы по горизонтали:
- Горная система, образовавшаяся в герцинское время.
- Крупный интервал геологического времени.
- Часть платформы, фундамент, которой погружен на глубину.
- Форма поверхности Земли.
- Система обозначения дат истории Земли, принятая в геологии.
- Крупнейший этап геологической истории, объединяющий эры жизни.
III. Итог урока:
капитаны подсчитывают заработанные командой баллы, выставляют оценки, комментируя каждую. Учитель подводит итог.
IV. Домашнее задание:
повторить параграф 8-13 по учебнику Э.М. Раковской «География: природа России».