Краски это полезное ископаемое или нет

Краски это полезное ископаемое или нет thumbnail

КРА́СКИ МИНЕРА́ЛЬНЫЕ, ми­не­ра­лы и гор­ные по­ро­ды, в т. ч. ру­ды, фи­зич. и хи­мич. свой­ст­ва ко­то­рых по­зво­ля­ют их ис­поль­зо­вать как сы­рьё для про­из-ва кра­сок. Ок­ра­ши­ваю­щи­ми ком­по­нен­та­ми (хро­мо­фо­ра­ми) у К. м. яв­ля­ют­ся гл. обр. же­ле­зо, хром, мар­га­нец, медь, ни­кель в ви­де ок­си­дов или гид­ро­кси­дов, а так­же уг­ле­ро­ди­стые ве­ще­ст­ва. Ми­не­ра­лы-хро­мо­фо­ры со­сто­ят из этих со­еди­не­ний или со­дер­жат их в разл. ко­ли­че­ст­вах. Сре­ди осн. свойств ми­не­ра­лов-хро­мо­фо­ров, по­зво­ляю­щих от­не­сти их к К. м., вы­де­ля­ют не цвет ми­не­ра­ла, а т. н. цвет чер­ты (тон­ко­дис­перс­но­го по­рош­ка ми­не­ра­ла). Не­ко­то­рые яр­ко ок­ра­шен­ные ми­не­ра­лы, напр. ама­зо­нит, би­рю­за, эпи­дот, гра­на­ты, изум­руд и т. д., при рас­ти­ра­нии да­ют по­ро­шок бе­ло­го (се­ро­го) цве­та и по­то­му не яв­ля­ют­ся К. м. На­ли­чие ми­не­ра­лов-хро­мо­фо­ров пре­до­пре­де­ля­ет крас­ные, жёл­тые, зе­лё­ные, си­ние, ко­рич­не­вые, чёр­ные, бе­лые цве­та К. м. и разл. их от­тен­ки. По­ми­мо яр­ко­го цве­та, его од­но­род­но­сти и ус­той­чи­во­сти к воз­дей­ст­вию при­род­ных и тех­но­ген­ных фак­то­ров, К. м. ха­рак­те­ри­зу­ют­ся про­сто­той пе­ре­ра­бот­ки и без­вред­но­стью для здо­ро­вья жи­вых ор­га­низ­мов. К. м. ши­ро­ко при­ме­ня­ют­ся в ла­ко­кра­соч­ной, по­ли­гра­фич., бу­маж­ной, ке­ра­мич., пи­ще­вой от­рас­лях пром-сти, в про­из-ве ху­дож. кра­сок и др.

По ми­нер. со­ста­ву, со­дер­жа­нию ми­не­ра­лов-хро­мо­фо­ров и тех­но­ло­гич. осо­бен­но­стям до­бы­вае­мые в пром. мас­шта­бах К. м. и их ме­сто­ро­ж­де­ния под­раз­де­ля­ют на же­ле­зо­ок­сид­ные, гли­ни­стые, крем­не­зё­ми­стые, са­жи­стые, кар­бо­нат­ные и суль­фат­ные. Же­ле­зо­ок­сид­ные К. м. пред­став­ле­ны про­дук­та­ми окис­ле­ния же­лез­ных руд, хро­мо­фо­ра­ми в ко­то­рых яв­ля­ют­ся ге­ма­тит и гё­тит. Сре­ди них – тём­но-жёл­тая ох­ра (65–75% гид­ро­кси­дов же­ле­за), жёл­то-ко­рич­не­вая си­е­на (смесь гё­ти­та с гли­ни­сты­ми ми­не­ра­ла­ми), крас­ная му­мия (скры­ток­ри­с­тал­лич. ге­ма­тит с алю­мо­си­ли­ка­та­ми), оран­же­во-крас­ный же­лез­ный су­рик (ге­ма­ти­то­вая ру­да) и же­лез­ная слюд­ка (слю­до­по­доб­ный ге­ма­тит). Гли­ни­стые К. м. – раз­лич­ные, от свет­ло-жёл­тых до крас­ных, гли­ны, ок­ра­шен­ные ок­си­да­ми и гид­рок­си­да­ми же­ле­за (ге­ма­ти­том, гё­ти­том, гид­ро­гё­ти­том); это жёл­тая гли­ни­стая ох­ра, ко­рич­не­вая ум­бра, крас­ная гли­ни­стая му­мия, а так­же бе­лый као­лин, ис­поль­зуе­мый как на­пол­ни­тель. Крем­не­зё­ми­стые К. м. вклю­ча­ют жёл­тые до крас­ных квар­це­вые пес­ки, ок­ра­шен­ные ок­си­да­ми и гид­ро­кси­да­ми же­ле­за, зе­лё­ные глау­ко­нит­со­дер­жа­щие (от 20 до 70%) пес­ки и гли­ны, яр­ко-зе­лё­ные жел­ва­ки и про­жил­ки хром­со­дер­жа­ще­го ми­не­ра­ла – вол­кон­скои­та. Са­жи­стые К. м. – тём­но-се­рые и чёр­ные уг­ли­стые ско­п­ле­ния, вы­вет­ре­лые час­ти уголь­ных пла­стов, а так­же раз­но­вид­но­сти гра­фи­та, при­род­ная са­жа, шун­гит и др. Кар­бо­нат­ные К. м. – бе­лые из­вест­ня­ки и мел (для по­лу­че­ния по­бе­лоч­ной из­вес­ти и пис­че­го ме­ла, как раз­ба­ви­те­ли цвет­ных ко­ле­ров); жёл­тый зем­ли­стый до­ло­мит, кар­бо­нат­ная ох­ра. Суль­фат­ные К. м. – разл. суль­фа­ты, в пер­вую оче­редь ан­гид­рит, вод­ный рас­твор ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся бе­лым пиг­мен­том и на­пол­ни­те­лем.

В не­про­мыш­лен­ных мас­шта­бах в ка­че­ст­ве К. м. ис­поль­зу­ют­ся так­же си­ний вод­ный фос­фат же­ле­за (ви­виа­нит), се­рый до чёр­но­го ок­сид мар­ган­ца (пи­ро­лю­зит), си­ний и зе­лё­ный гид­ро­кар­бо­на­ты ме­ди (азу­рит и ма­ла­хит), ла­зур­но-си­ний си­ли­кат на­трия и каль­ция (ла­зу­рит), крас­ный суль­фид рту­ти (ки­но­варь), бу­рый гид­ро­суль­фат ка­лия и же­ле­за (яро­зит), зе­лё­ный гид­ро­си­ли­кат ни­ке­ля (гар­ние­рит), а так­же разл. ок­ра­ски ту­фы и слан­цы. По рос. стан­дар­там (раз­ра­бо­тан­ным лишь для ме­сто­ро­ж­де­ний охр, му­мий, су­ри­ка, стро­ит. из­вес­ти и ме­ла) для К. м. нор­ми­ру­ют­ся: цвет, со­дер­жа­ния кра­си­те­ля и во­до­рас­тво­ри­мых со­лей, дис­перс­ность, рH вод­ной вы­тяж­ки, мас­ло­ём­кость и крою­щая спо­соб­ность (ук­ры­ви­стость).

Ми­ро­вая пром. до­бы­ча К. м. пре­вы­ша­ет 450 тыс. т/год; наи­боль­шая до­ля при­хо­дит­ся на Ин­дию (150 тыс. т/год), да­лее идут Рос­сия (65–70), США (40), Ис­па­ния (26), Фран­ция (15). Зна­чит. часть до­бы­вае­мо­го сы­рья со­став­ля­ет глау­ко­нит, ши­ро­ко ис­поль­зуе­мый и в др. це­лях (про­из-во ка­лий­ных со­лей, очи­ст­ка во­ды и т. д.). В Рос­сии осн. до­ля раз­ве­дан­ных за­па­сов и до­бы­чи К. м. при­хо­дит­ся на кар­бо­нат­ный (50%), гли­ни­стый (40%) и же­ле­зо­ок­сид­ный (9%) ти­пы. Наи­бо­лее круп­ные раз­ра­ба­ты­вае­мые ме­сто­ро­ж­де­ния (раз­ве­дан­ные за­па­сы в млн. т): кар­бо­нат­но­го ти­па – Та­тар­ский Ключ в Бу­ря­тии (св. 17); гли­ни­сто­го ти­па – Ру­да­ев­ское в Во­ро­неж­ской обл. (св. 1,8) и Гав­ри­лов­ское в Ке­ме­ров­ской обл. (св. 0,6); же­ле­зо­ок­сид­но­го ти­па – Бе­ча­сын-Бер­ма­мыт­ское в Ка­ра­чае­во-Чер­ке­сии (ок. 1,4) и Шил­кин­ско-За­во­дское в Ир­кут­ской обл. (св. 0,65).

Источник

Минеральное сырье, из которого вырабатываются различные краски, значительно распространено в природе.

ОхрыОхры. Это наиболее распространенные естественные минеральные краски желтого и красного цвета. Человек начал ими пользоваться в древнейшие времена — еще в эпоху каменного века, — о чем свидетельствуют многочисленные рисунки, прекрасно сохранившиеся на стенах пещер, в которых жили древнейшие наши предки.

Охры встречаются большей частью в виде отдельных гнезд. Желтая охра по своему составу представляет смесь водной окиси желза (иначе — бурого железняка) с глиной, а смесь безводной окиси железа (иначе — красного железняка) с глиной образует красную охру.

Количество окиси железа в желтой охре доходит до 25 процентов, а в красной — до 40 процентов. Красная охра темно-кровяного цвета называется мумией. Содержание окиси железа до 60 процентов придает охре более яркий красный цвет, и называется она уже не мумией, а железным суриком. Желто-коричневая охра известна под названием сиена, а коричневая — под названием умбра (по-латыни «умбра» — тень; Сиена — город в Италии). Состав естественных охр различен. Их качество зависит главным образом от примесей.

Наиболее вредными примесями к охре, помимо избытка глины, являются: песок, снижающий, как говорят, кроющую способность краски, а также мел и органические вещества. Хорошие сорта охр легко растираются между пальцами в тонкий порошок, напоминающий тальк. Если в охре нет примесей, ее можно употреблять без предварительной обработки.

Читайте также:  Чем полезен отвар дуба для волос

При прокаливании желтая охра делается красной, так как водная окись железа (бурый железняк), теряя воду, превращается в безводную окись железа (красный железняк). Залежи охр обыкновенно расположены в районе распространения месторождений железных руд. Значительно чаще охр встречаются глины различных цветов: бледно-желтые, розовые, светло-серые, светло-коричневые, светло и темно-зеленые и других оттенков. Они тоже употребляются в качестве красок.

Цветные глины, по сравнению с охрами, отличаются более тусклым цветом и вязкостью, особенно в сыром состоянии — прилипают к лопате. Охры, наоборот, в сыром состоянии рассыпаются землистой массой и отдельными кусочками.

Широко применяются, кроме того, для побелки мел и каолин.

ГрафитГрафит (по-гречески «графо» — пишу) употребляется как черная краска.

Встречается он в чешуйчатых, плотных и других образованиях, а также в землистых массах. Цвет графита железо-черный.

Блеск от металлического до матового. Твердость — 1-2.

На ощупь графит жирен, на бумаге оставляет черту.

Графит идет главным образом на производство тиглей (горшков для плавки металла), электродов, карандашей и черной краски.

Месторождения графита встречаются в гранитах, гнейсах, в каменных углях, а также на контактах изверженных пород с осадочными.

Синюю краску дают вивианит и азурит, или медная лазурь.

Вивианит. Этот минерал никак нельзя спутать с другим: в свежем состоянии он сероватого цвета, а на воздухе вследствие окисления быстро принимает синюю или голубовато-зеленую окраску. По химическому составу вивианит — фосфорнокислая соль железа. Встречается в торфяниках в виде небольших землистых скоплений, в бурых углях и углистых глинах.

Лазурит. В старину, когда еще не умели готовить темно-синюю краску (ультрамарин) химическим путем, растирали для этой цели в порошок минерал лазурит, называемый также и ляпис-лазурью.

Как красивый цветной камень глубокого темно-синего цвета, часто при этом с золотистыми крапинками пирита, лазурит в лучших образцах идет для различных поделочных работ.

Азурит (по-арабски — синий камень), или медная лазурь, образуется при выветривании медных соединений и с течением времени переходит в малахит. Встречается азурит в виде плотных и землистых масс лазурно-синего цвета вместе с малахитом, но значительно реже. Азурит используется как медная руда и синяя краска.

Малахит. В виде землистых масс он употребляется в качестве красивой и при этом прочной яркозеленой краски, а в плотных изумрудно-зеленых разностях с красивым узорчато-ленточным рисунком и шелковистым блеском — как ценный поделочный камень. Малахитом славится Урал. Название «малахит» происходит от древнегреческого «малахё»— мальва, крупный яркий цветок. И действительно, по красоте окраски и оригинальности рисунка малахит трудно спутать с другим минералом, так же как и приметную мальву с другим цветком.

Глауконит. Это очень распространенный минерал, встречающийся в виде мелких округленных зеленоватых зерен в песках, глинах и других осадочных породах. От примеси глауконита эти породы называются глауконитовыми песками, глинами и т. п. Цвет глауконита синевато- зеленый и темно-зеленый. Глауконит применяется для изготовления защитной зеленой краски, в качестве калийного удобрения (содержит до 12 процентов окиси калия), а также для очистки воды.

Волконскоит. Среди песчаников Среднего Прикамья встречаются ярко-зеленые прожилки и гнезда волконскоита. У этого хрупкого минерала, легко раскрашивающегося на кусочки с отчетливым раковистым изломом, твердость небольшая (2—2,5). На фарфоровой пластинке он оставляет зеленую черту. У художников волконскоит справедливо пользуется высокой оценкой, как замечательная по своим качествам краска. Кроме того, эта краска предохраняет металл от порчи, или, как говорят по-научному, от коррозии (по- латыни «коррозио» — разъедание).

С течением времени люди научились использовать не только природные краски, но и синтезировать синтетические, например эмаль ак 511

Источник

Прочее / Природные пигменты из минералов и их использование в церковном искусстве

Природные минеральные пигменты, – это минералы, используемые в станковой живописи, главным образом в технике иконописи и фрески, в качестве основы для изготовления красок, после их растирания и разведения полученных цветных порошков в эмульсии на основе яичного желтка или (реже) на основе, приготовленной из других природных органических связующих материалов.

Ярко окрашенные минералы привлекали внимание человека с древнейших времён. Их использовали не только для украшений, но уже в глубокой древности научились делать из некоторых из них краски. По прошествии веков и тысячелетий не утратили свою первоначальную яркость и стойкость краски древних египтян, иудеев, греков и др. Первыми минеральными красителями стали железосодержащие охры широкой цветовой гаммы, лазурит (“ляпис-лазурь”) и киноварь. Так, Бадахшанский лазурит для красок доставлялся Большим Караванным Путём в средневековую Европу, а оттуда уже и в Византию и в Россию, и был так высоко ценим, что обменивался купцами 1:1 на золото.

В истории развития русской художественной культуры, в искусстве иконописи минеральные краски заняли своё особое и очень важное место. В силу их многих уникальных качеств и в наши дни, несмотря на огромное предложение и ассортимент синтетических красителей, иконописцы широко пользуются минеральными пигментами в силу их стойкости, природной взаимной сочетаемости, мягкости и благородству оттенков.

Читайте также:  Карта с полезными ископаемыми на дальнем востоке

Формы нахождения камней, пригодных для изготовления из них красок, очень разнообразны, а минеральная палитра иконописца многолика: минералы встречаются как в виде индивидуализированных эффектных кристаллических зёрен с ясно видимыми гранями, так и в виде разного рода скоплений микрозернистого строения, а часто и в некристаллических или аморфных образованиях, например – лимониты.

Для качества минеральной краски кристалличнсть исходного материала весьма важна. По этому признаку различаются два типа минералов-пигментов: кристаллические (киноварь, гематит, лазурит) и скрытокристаллические или аморфные (охры, лимонит, глауконит, порошковые оксиды марганца).

Кристаллическое сырье при измельчении даёт в различной степени просвечивающие осколки, ограниченные разноориентированными плоскостями поверхностей скола и естественнымх граней. В зависимости от их размеров, формы, взаимной ориентировки, прозрачности, а также некоторых оптических свойств, в том числе дисперсии, показателя преломления и других, создаются некоторые дополнительные (к собственному нормативному цвету краски) эффекты: блеск, игра света и т. д.

Древние иконописцы знали немало рецептов смешивания минералов при приготовлении красок, добиваясь зачастую поразительных эффектов глубины тона и внутреннего свечения, когда в рисунке, например, фрагмент или деталь чёрного, коричневого или тёмно-зелёного цвета за счёт самой малой добавки в краску определённого минерала приобретает объёмность и неожиданно словно оживает, и кажется, что будто бы красочная поверхность светится.

В иконе весьма важна прозрачность красочных слоёв. Большинство синтетических, приготовленных как правило из акриловых составляющих или с добавлением соединений кадмия, красок (помимо того что они для иконы излишне яркие, отчего часто режут глаз) этому требованию не удовлетворяют и написанные ими слои смотрятся “глухими” или вызывающе-яркими. Измельчённые же минералы способны наряду с сочными и вместе с тем мягкими для глаза и органично совместимыми друг с другом цветами давать проницаемые для света красочные слои. Через которые световой луч проходит насквозь и, многократно преломляясь через микрокристаллы, создаёт эффекты глубины и внутренней подсветки.

Существует определённый набор признаков, необходимых для использования минерала в качестве краски. Для минералов-пигментов важнейшим из них является цвет минерала в порошке (геологи называют это свойство “цвет черты” и используют его для визуальной диагностики минералов); цвет тонкого порошка для конкретно взятого минерала всегда постоянен, в то время как в массивном куске или в кристаллах он может быть совсем другим или во всяком случае сильно варьировать в зависимости от многих случайных причин.

Так, некоторые сочноокрашенные камни, например – амазонит, нефрит, жад, бирюза, гранаты, изумруд и тд., при растирании дают порошок белого(серого) цвета и потому для краски абсолютно непригодны.

Хрупкость и низкая твёрдость определённых минералов значительно облегчают их измельчение для приготовления красок: они легко растираются в обычных ступках или на специальных приспособленных для растирания минералов матовых поверхностях, представляющих из себя в тех или иных модификациях две шероховатые стеклянные плоскости, между которыми и происходит растирание(обычно не всухую, а на воде). Окраска некоторых из минералов – пигментов может меняться также в зависимости от степени их измельчения и способа растирки. В некоторых случаях интенсивность конечной краски оказывается тем ярче, чем крупнее зерно, но это не может рассматриваться как универсальное правило.

После растирания минерала полученная в итоге красящая пудра разводится в разбавленном водой яичном желтке (при этом желательно использовать деревенское, а не инкубаторское яйцо) с добавлением капли уксусной кислоты, и краска, называемая “яичная темпера”, готова. Использовать её следует предельно быстро, так как в жидком виде она не может долго храниться и может в течении 1-2 суток протухнуть. Для настенных росписей, называемых “фресками”, вместо желтка используется, как правило, яичный белок.

Пригодные для использования в качестве пигментов минералы относятся к различным кристаллохимическим классам:

* Силикаты: лазурит, глауконит, волконскоит, хлориты, амфиболы(рибекит), эгирин, авгит.
* Оксиды: гётит, гематит, лимонит, окислы марганца (псиломелан, тодорокит, вад), магнетит.
* Сульфиды: киноварь, аурипигмент, реальгар.
* Карбонаты: церуссит (природные свинцовые белила), малахит, азурит, сидерит.
* Сульфаты: ярозит, барит (баритовые белила).
* Фосфаты: вивианит, керченит, элит, дельвоксит.
* Вольфраматы: вульфенит.
* Хроматы: крокоит.

Основные цвета
* Красный: киноварь, гематит, охры красные.
* Оранжевый: реальгар, крокоит, ванадинит.
* Жёлтый: аурипигмент, ярозит, вульфенит, гётит, охры светлые, светлый лимонит.
* Зелёный: глауконит, волконскоит, хлориты, эгирин, авгит, малахит, керченит.
* Голубой: азурит (в тонком помоле).
* Синий: лазурит, азурит (в крупном помоле), вивианит, рибекит.
* Фиолетовый: лазурит (после специального прокаливания).
* Красно-коричневый: гематит, охры тёмные, темный лимонит.
* Коричнево-чёрный: окислы марганца (псиломелан, вад).
* Чёрный: каменный уголь, антрацит, магнетит.

По своей метафизической сущности изображение на иконе должно быть отнюдь не тем-же самым, что писаный масляными красками, например, портрет. Второе – как бы лежит на плоскости и привязано к ней. Оно целиком и полностью “от мира сего”. В противоположность этому первое – должно создавать у смотрящего на икону ощущение бесконечной пространственной глубин и перспективы. Глубины, оторванной от сиюминутной реальности и уводящей в мир “астральный”.

Читайте также:  Что называется коэффициентом полезного действия трансформатора

На иконе нет светотеней, но человеческая плоть постепенно наполняется Божественным Светом, который и воплощается в форму. Настоящая икона подобна окну из нашей бренной реальности во вневременное Божественное пространство, в котором пребывают образы Святых, на ней изображаемые. И для максимального воплощения этой глубинной сущности иконы, её по сути предназначения, подбирались веками адекватные изобразительные средства, технические приемы и материалы. В частности, пигменты. И не случайно такими пигментами стали именно минералы.

Источник: из веб-публикации В.А. Слётова “Минеральные пигменты в иконописной традиции” на сайте mindraw.web.ru.

Источник

Нефть — природная густая маслянистая горючая жидкость тёмного цвета со специфическим запахом. Большинство учёных считает, что нефть образовалась из органического вещества осадочных пород (остатков древних живых организмов).

Из нефти получают топливо (бензин, керосин, дизельное топливо, реактивное топливо), пластмассы, смазочные масла, химические волокна для производства тканей.

Нефть добывается с помощью специально пробуренных скважин и мощных насосов.

Нефть является главной статьёй российского экспорта. (Экспорт — это вывоз товаров в другие страны для их продажи.) Нефть поступает в различные районы России и за границу по нефтепроводам (длинные подземные трубы). Ещё нефть перевозят на нефтеналивных танкерах (специальных морских судах) и по железным дорогам в цистернах.

Природный газ не имеет цвета и запаха. Относится к горючим ископаемым. Используется как топливо для обогрева помещений, для приготовления пищи, на электростанциях, в котельных, на заводах, а также как сырьё для получения пластмасс, резины, волокна и других полезных веществ.

Россия — один из крупнейших экспортёров газа в мире. Природный газ поступает по газопроводам.

Торф — это горючее полезное ископаемое тёмно-коричневого цвета. Торф образуется из растительных остатков при их перегнивании в условиях недостатка кислорода. Как правило, основным местом формирования торфа являются болота.

Некоторое время назад торф практически повсеместно использовался в качестве топлива. Кроме этого, торф — отличное органическое удобрение, широко использующееся в сельском хозяйстве. На фермах торф служит подстилкой для животных.

Залежи торфа необходимо оберегать от пожаров, так как такие пожары очень трудно тушить.

Уголь — горная порода, которая образуется в недрах Земли из остатков древних растений. Сначала образовался торф, а со временем он превратился в уголь. Существует несколько разновидностей угля: бурый уголь, каменный уголь, антрацит.

Бурый уголь. Сорт образовался из остатков торфа позже всех, поэтому он считается самым молодым. Особенность его в том, что у него очень низкая температура сгорания.

Каменный уголь. Это самая распространённая разновидность угля в деятельности человека. Он используется как топливо, из него получают пластмассы, краски и другие полезные материалы. Добывается как открытым способом, так и закрытым, в шахтах.

Антрацит. По своей структуре этот вид очень твёрдый, имеет самую высокую температуру сгорания. Залежи этого угля находятся очень глубоко под землёй.

Железо — это прочный металл, использовать который люди начали ещё много веков назад. Но найти его в чистом виде невозможно. Железо содержится во многих горных породах в виде соединения с другими минералами. Самое большое содержание железа — в железной руде.

Самое главное свойство железной руды — плавкость. Из железной руды на металлургических заводах выплавляют чугун, а из чугуна — сталь.

На сегодняшний день чугун и сталь используются во многих сферах жизни и деятельности человека, в том числе и во всех видах промышленного производства. Сталь — основное сырьё для машиностроения.

Известняк — обычно белый, серый или желтоватый камень. Он образовался из остатков морских организмов. Их отпечатки можно хорошо рассмотреть в известняке-ракушечнике. Применяется при строительстве зданий и дорог. Из известняка получают известь для приготовления строительных растворов. Особая разновидность известняка — мел.

Песок и глина — одни из самых распространённых горных пород. Они образуются в природе при разрушении других горных пород, например гранита.

Глина бывает белая, красная, коричневая, жёлтая, серая. Она непрозрачная, твёрдая, плотная, негорючая. При намокании глина становится вязкой и пластичной, а при высыхании сохраняет свою форму. Из глины изготавливают кирпичи, черепицу, посуду. Изделия из обожжённой глины называются керамическими.

Песок — сыпучая горная порода жёлтого или белого цвета, непрозрачная. Используется в строительстве, при изготовлении стекла.

Гранит — горная порода, состоящая из зёрен полевого шпата, кварца и слюды. Гранит очень прочный. Хорошо полируется. Применяется в строительстве. Из него изготавливают лестницы, колонны,  памятники. Многие станции метро облицованы гранитом. Красная площадь в Москве вымощена гранитной брусчаткой.

Гранит залегает глубоко в недрах Земли, но в некоторых местах глыбы горной породы выходят на поверхность. Здесь его и добывают.

Источник