Краеведческий музей о полезных ископаемых что мы узнали

Краеведческий музей о полезных ископаемых что мы узнали thumbnail

Существует множество полезных ископаемых, которые добываются из недр Земли. Все они крайне важны, поскольку позволяют получить необходимые для комфортной жизни вещи. Они дают возможность обогревать жилища, питаться, перемещаться в пространстве с большой скоростью, делать чудесные украшения и много другого. Во время исследований ученые открывают очень интересные факты о полезных ископаемых, которые позволяют побольше узнать о тайнах, скрывающихся в подземных глубинах.

  1. Уголь – наиболее распространенное ископаемое, которое используется в виде топлива. Мало кто знает, что из 20-метрового слоя торфа под давлением образуется всего лишь 2-х метровый пласт угля. Если аналогичный слой мертвой растительности залегает на глубине 6 км, то пласт угля будет иметь всего 1,5 м.

    Интересные факты о полезных ископаемых, добываемых из недр Земли

  2. Малахит – полудрагоценный камень, из которого делаются потрясающие украшения. Самый большой камень, который удалось добыть, весил 1,5 тонны. Обнаружив такое сокровище, горняки подарили его императрице Екатерине ll. Позднее камень стал экспонатом петербургского музея Горного института.

    Краеведческий музей о полезных ископаемых что мы узнали

  3. Обсидиан – вулканическое стекло. Этот материал обладает высокой плотностью. Он образуется под воздействием очень высоких температур при извержении магмы. Археологам удалось найти подтверждения того, что первые хирургические инструменты изготавливались из этого материала.

    Краеведческий музей о полезных ископаемых что мы узнали

  4. Сегодня каждый человек знает что такое нефть, и как она происходит. Первая теория происхождения этого полезного ископаемого предполагала, что нефть является ничем иным, как мочой китов. Черное золото начали добывать путем сбора его с поверхности водоемов. В нынешнее время нефть выкачивают из недр Земли при помощи насосных станций.

    Краеведческий музей о полезных ископаемых что мы узнали

  5. Ученые продолжают преподносить новые интересные факты о металлах. Так, золото было признано одним из самых гибких металлов. Оно используется даже для изготовления швейных нитей. Из одной унции золота можно получить нить длиной около 80 км.

    Краеведческий музей о полезных ископаемых что мы узнали

  6. Железная руда издавна используется человеком. Археологам удалось доказать, что изготовление первых предметов из железной руды датируется ll-lll вв. до нашей эры. Первыми использовали это полезное ископаемое жители Месопотамии.

    Краеведческий музей о полезных ископаемых что мы узнали

  7. Хлористый натрий или соль добывается в наибольшем количестве. Несмотря на необходимость этого полезного ископаемого для жизни человека, всего 6% его используется в пищу. Для посыпания дорог при гололеде используется 17% соли. Львиная доля этого минерала используется промышленностью и составляет 77% от всей добычи.

    Краеведческий музей о полезных ископаемых что мы узнали

  8. Необычайно интересную историю имеет королева металлов – платина. В XVl веке она была обнаружена испанскими путешественниками, прибывшими к берегам Африки. После исследования этого материала была обнаружена его тугоплавкость. По этой причине платина была признана непригодной и была оценена ниже стоимости серебра.

    Краеведческий музей о полезных ископаемых что мы узнали

  9. Серебро издавна славится своими бактерицидными свойствами. Еще воины древнего Рима использовали его для лечения. Если в бою человеку наносились серьезные раны, то целители обкладывали места увечий серебряными пластинами. После таких процедур раны быстро и без всяких осложнений заживали.

    Краеведческий музей о полезных ископаемых что мы узнали

  10. Мрамор еще в древности использовался для отделки помещений и создания различных декоративных элементов. Обусловлено это удивительной твердостью материала и его износостойкостью. Мрамор на протяжении 150 лет сохраняет первоначальный вид даже при воздействии температуры, влаги или солнечных лучей.

    Краеведческий музей о полезных ископаемых что мы узнали

  11. Алмазы признаны самыми твердыми минералами, добываемыми из недр земли. При этом удар, нанесенный молотком с большой силой, может расколоть камень на мелкие кусочки.

    Краеведческий музей о полезных ископаемых что мы узнали

  12. Уран – это металл, который считается одним из самых тяжелых химических элементов. В урановой руде содержится ничтожное количество чистого металла. Уран имеет 14 стадий превращений. Все элементы, которые образуются в ходе превращения, являются радиоактивными. Безопасным считается только свинец, который является заключительной стадией превращения. Для полного преобразования урана в свинец понадобится около миллиарда лет.

    Краеведческий музей о полезных ископаемых что мы узнали

  13. Медь является единственным металлом, который не выдает искры при трении, поэтому инструменты из меди могут использоваться в местах, где есть повышенная опасность возгорания.

    Краеведческий музей о полезных ископаемых что мы узнали

  14. О почве можно постоянно узнавать много нового. Так, ученые исследовали распространенное полезное ископаемое – торф. Они выявили в нем своеобразные нити, которые отличаются необычайной прочностью. Это открытие нашло свое применение в легкой промышленности. В Голландии были представлены первые изделия из торфяных нитей. Торф является прекрасным консервантом. Он сохраняет останки, попавшие в него тысячи лет назад. Это позволяет ученым узнавать интересные факты о скелете человека, жившего задолго до наших дней, и исследовать останки уже исчезнувших видов животных.

    Краеведческий музей о полезных ископаемых что мы узнали

  15. Гранит известен как прочный стройматериал. Но далеко не всем известно, что он проводит звук гораздо быстрее, чем воздух. Скорость прохождения звуковых волн по граниту в 10 раз больше, чем прохождения по воздушному пространству.

    Краеведческий музей о полезных ископаемых что мы узнали

Источник

В первом зале областного краеведческого музея экспонируются образцы полезных ископаемых, разведанные на территории Калужской области.

Все известные полезные ископаемые Калужской области связаны с осадочными породами. Некоторые из них, как, например, строительные пески, бурый уголь, известняковый камень известны еще с позапрошлого века и считаются традиционными для этих мест.

По количеству видов полезных ископаемых и их месторождений Калужская область стала занимать одно из первых мест среди центральных областей.
Все полезные ископаемые можно разделить на несколько групп:

1. Полезные ископаемые органического происхождения

а) бурый уголь

Территория Калужской области является частью Подмосковного буроугольного бассейна. Кое-где толщи бурого угля выходят на дневную поверхность, например, в долине реки Дугны. В Калужской области в 1958-1959 г.г. введены в строй три действующих шахты: Сосенская, Куровская и Середейская. В настоящее время все они закрыты.

б) торф

Эта порода формируется из растительных остатков, подвергшихся неполному разложению в толще почвы без доступа кислорода и при большой влажности. На территории Калужской области крупные месторождения торфа находятся в западной ее части – это верховые, переходные и низинные болота. Но болота – не только начала малых рек, но и уникальные природные сообщества. Многие из них в настоящий момент взяты под охрану.

2. Горно-металлургическое и керамическое сырье

–  огнеупорные глины

Такие глины используются для производства огнеупорных изделий, применяемых в металлургии, цементной, стекольной и других отраслях, в которых производственные процессы связаны с высокими температурами. В Калужской области огнеупорные глины являются вторым по значению полезным ископаемым. Крупнейшим месторождением является Ульяновское (на юге области).
    
 3. Горнотехническое сырье

 – формовочные пески

Используются на предприятиях машиностроения – идут на изготовление форм для заливки расплавленного металла. Детально разведано Дубровское месторождение (в 4 км юго-западнее с. Думиничи, на левом берегу Жиздры)

4. Агрономические руды

 – фосфориты

Используются для производства удобрений. Разведаны несколько месторождений на юге области, но они не разрабатываются.

5. Горнохимическое сырье

 – каменная соль

В химической промышленности каменная соль применяется для получения соды, соляной кислоты, едкого натра, хлора. Находит применение в ряде других отраслей промышленности, в медицине, сельском хозяйстве. Очищенная каменная соль – важный пищевой продукт. В Калужской области каменная соль может быть отнесена к потенциальным полезным ископаемым. В нашей области она зафиксирована в Воробьевской и Боровской скважинах.

6. Строительные материалы

а) известняки

С давних пор разрабатываются на бут – для кладки фундаментов и стен зданий; производство щебня. Основной горнодобывающий район находится к северо-западу от Калуги, где располагаются Полотняно-Заводская и Пятовская группы месторождений (открытый способ добычи). Камень из этих месторождений идет на стройки Москвы и Московской области. 
Известняк называют еще «белый камень», отсюда происходит название «Москва белокаменная», т.к. первые кремлевские стены были построены именно из известняка. При входе в музей наши посетители идут по ступеням, которые сложены из известняковых плит. Из известняка сделана и колоннада усадьбы Золотарева, в которой располагается краеведческий музей.

Говоря об известняке, нужно упомянуть и о «шамординском мраморе», получившем известность в начале XX века. Он добывался в Калужском уезде, в окрестностях д. Шамордино, что в 7 км юго-западнее ст. Воротынск, на правом берегу р. Высса. «Мрамор» представляет собой мраморовидный известняк. Он легко поддается полированию. «Шамординский мрамор» серовато-коричневого цвета использовался при облицовке Киевского вокзала Москвы. Мраморовидный известняк, подобный шамординскому, добывался на Кваньском карьере, на правом берегу Оки, в 3 км западнее Калуги. «Кваньским мрамором» цвета кофе с молоком облицованы части некоторых станций 1-й очереди московского метро.

б) трепела и опоки

Если посмотреть под микроскопом эти породы, то можно увидеть, что они состоят из округлых комочков опала, зерен кварца и разрушенных остатков диатомовых водорослей и игл губок. В юго-западных районах области разведано несколько месторождений этих ископаемых. Получила известность «зикеевская земля» – трепельный порошок, выпускаемый Зикеевским заводом, который используется предприятиями как заполнители фильтров при переработке нефтепродуктов и масел. Трепел и опоки изучались в направлении использования для производства теплоизоляционного кирпича, гидравлических добавок в цемент.

в) гипс

Эта порода широко применяется в строительстве для производства специальных цементов, в медицине. Плетеневское месторождение гипса, около станции Калуга-2, большей частью застроено.

г) другие строительные материалы

– строительные пески

Разрабатываются в Малоярославецком, Кировском, Перемышльском и других районах.


 – стекольные (кварцевые) пески

Разрабатываемое месторождение – Березичское, в Козельском районе.

  – керамзитовые глины

При высокой температуре керамзитовая глина вскипает, вспенивается, а брызги затвердевают и становятся легкими пористыми шариками, это так называемый керамзитовый гравий. Он используется как хороший тепло- и звукоизолятор и как наполнитель легких бетонов. Керамзитовые глины разрабатываются в Ферзиковском и Тарусском районах.

 – охра

Запасы охры найдены на северо-западе нашей области. С глубокой древности именно охру использовали люди для создания минеральной краски желто-коричневого и красно-коричневого цвета.

 – мел

В нашей области нет промышленных разработок мела, но его толщи на юго-западной окраине области залегают вблизи дневной поверхности. Он пригоден для производства комового мела, строительной извести, для побелки.

Источник

          Проект по музейной педагогике: «Камни, полезные ископаемые»

Населённый пункт: г. Воркута, Республика Коми.

Период выполнения: октябрь – апрель.

Цель проекта: Воспитание у детей дошкольного возраста ценностного отношения к национальным и природным богатствам коми народа, посредством пробуждения интереса к музеям.

Задачи:

– Расширить представление детей о полезных ископаемых Коми края.

– Закрепить знания, полученные в краеведческом музее ДОУ и города.

– Обогатить представления детей о полезных ископаемых.

– Развивать наглядно – действенное отношение, способствовать восприятию чувственной основы слова, словесному описанию объекта.

– Развивать речь ребёнка, как связующую нить в общении со сверстниками и взрослыми.

Исполнители проекта:  воспитатели, воспитанники и родители группы «Матрёшка».

Социальная проблема: Недостаточные представления детей о полезных ископаемых Коми края, приобщение детей к культурным ценностям своего края.

                 Краткое описание проекта «Камни, полезные ископаемые»

Этап

Содержание

Результат

Подготовительный

Цель: Выделение проблемы, разработка маршрута.

Беседа о полезных ископаемых, в которой дети задают интересующие их вопросы о полезных ископаемых. Предварительное выстраивание этапов реализации проекта вместе с детьми. Выбор эмблемы.

Намечен маршрут проекта. Оформлены первые листы с содержанием беседы. Эмблема проекта.

Исследовательский

  Остановка № 1: «Кладовые Земли» Цель: Формирование у детей первоначального представления о внутреннем содержании Земли.

Занятие. Дети познакомились с полезными ископаемыми, которые встречаются на территории Коми республики, их происхождении, способах их добычи.

Дети с родителями подготовили сообщения о полезных ископаемых. Оформление страницы проекта.

  Остановка № 2: «Уголь»

Цель: Формирование у детей представления о полезном ископаемом – угле.

Занятие. Дети проводили исследование: свойства угля,   его происхождение и использование человеком.

Изготовление макета «Шахта». Оформление страницы проекта.

  Остановка № 3: «Промышленные полезные ископаемые»

Цель: Обобщение представлений детей о промышленных полезных ископаемых.

Экспериментальная деятельность. Дети опытническим путём исследуют песок, глину. Знакомство с использованием промышленных полезных ископаемых.

Фиксация опытов и выводов. Оформление альбома «Полезные ископаемые». Оформление страницы проекта.

  Остановка № 4: «Полудрагоценные камни»

Цель: Ознакомление детей с полудрагоценными камнями, встречающимися в Коми крае.

Работа по наглядно – иллюстративному материалу. Знакомство с трудом геологов.

Изготовление украшений. Оформление страницы проекта.

  Остановка № 5:

«Камни вокруг нас»

Цель: Ознакомление детей с разнообразием камней в природе.

 Работа с природным материалом, собранным детьми летом. Работа по наглядно – иллюстративному материалу.

Дети привлекли родителей к сбору камней, изготовлению игр. Оформление страницы проекта.

  Остановка № 6:

«Детское творчество»

Цель: Развитие художественного замысла детей, умение видеть красоту в окружающем.

Выполнение творческих работ из камней, песка. Закрепление знаний о свойствах природных материалов.

Дети с родителями и воспитателями сделали работы для выставки. Оформление страницы проекта.

 Защита проекта

Дети с родителями готовят защиту проекта.

Мини – музей на тему: «Камни, полезные ископаемые», изготовление макета «Шахта».

Положительные моменты работы над проектом:

В ходе проекта удалось:

– привлечь детей к изучению полезных ископаемых Коми края;

– привлечь родителей к работе над проектом.

Итог работы:

Дети познакомились с полезными ископаемыми Коми республики, их свойствами, способами добычи. Привлекли к работе над проектом родителей, подготавливали совместные сообщения о полезных ископаемых. Изготовили макет «Шахта».

Маршрут

Остановка 1 «Кладовые земли»

  • Занятие «Кладовая Земли»

Цель: Формирование у детей первоначального представления о внутреннем содержании Земли; развитие у детей любознательности, интереса к разнообразным природным ресурсам; воспитание у детей бережного отношения к Земле, её богатствам.

  • Горные породы и минералы
  • Полезные ископаемые. (Консультация для родителей)

Остановка 2 «Уголь»

  • Конспект занятия по познавательному развитию «Уголь»
  • Беседа «Каменный уголь»
  • Занятие – «Труд шахтеров»

Цель: Познакомить с трудом шахтеров, с прохождением угля от добычи до потребителей; обогащать словарный запас (сигналист, проходчик, лава, клеть, копр, на-гора, кокс); воспитывать уважение к труду взрослых,

  • Рассказ – беседа – «Люди, которые добывают уголь»

Цель: Знакомство с трудом шахтеров, разными способами добычи угля (подземный и открытый), с машинами, которые помогают людям,

  • Чтение рассказов из книги «Уголёк» (С. Гарин).

– Подземные кладовые.

– Какого цвета уголь.

  • Изготовление макета «Шахта».

Остановка 3 «Промышленные полезные ископаемые»

  • Полезные ископаемые — строительные материалы

Остановка 4 «Полудрагоценные камни»

  • Агаты
  • Яшма
  • Нефрит
  • Горный хрусталь          
  • Кварц

Остановка 5 «Камни вокруг нас»

  • Наблюдение за камнями на прогулке.

Цель: формирование представления о камнях, как части неживой природы.

  • Исследовательская деятельность:

Рассмотреть камень через лупу. Что видно? (Трещины, узоры, кристаллики.)

  • Трудовая деятельность:

Цель: воспитание умения трудиться сообща, развитие творческого воображения.

  • Экспериментирование

– «Как вода камень разрушает»

 – «Почему камни бывают разноцветными»

– «Сыпучий песок»

– «Песок может двигаться»

 – «Свойства рассеянного песка»

– «Своды и тоннели»

 – «Свойства мокрого песка»

– «Песочные часы»

– «Песок хорошо пропускает воду, глина плохо пропускает воду»

– «Как разрушаются горы»

–  «Сыпучесть песка и глины»

 – «Сравнение глины и песка»

 – «Движение песка и глины»

– «Плотность песка и глины»

–  «Лепим из мокрого песка и глины»

  • Разгадывание кроссворда
  • Дидактические игры

– «Образование родственных слов»

Цель: Учить детей подбирать однокоренные слова, развивать речь детей.

– «Верно – неверно»

Цель: закреплять знания детей о свойствах и использовании полезных ископаемых.

– «Четвёртый – лишний»

Цель: развивать логическое мышление, внимание, умение обосновывать свой ответ.

– «Камешки в ряд»

Цель: учить детей последовательному расположению камешков разной величины.

  • Подвижные игры и упражнения

– «В какой руке камешек?»

–  «Спрячь и найди»

– «Кто дальше»

– «Найди камешек»

– «Меткий стрелок»

– «Моя находка»

– «Найди камешки»

– «Успей поймать»

– «Следы на песке»

– «Послушный камешек»

– «Кто дальше метнёт?»

– «Геологи»  

Остановка 6 «Детское творчество»

  • Выполнение детских творческих работ
  • Сказка про уголёк.

Используемая литература

  1. Программа «Детство»
  2. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие»
  3. Бондаренко Т.М. «Экологические занятия с детьми 5 – 6 лет»
  4. Кравченко И.В., Долгова Т.Л. «Прогулки в детском саду»
  5. Шишкина В.А., Дедулевич М.Н. «Прогулки в природу»
  6. Энциклопедия «Почемучка»
  7. Энциклопедия Коми края
  8. Энциклопедия «Наука»
  9. Энциклопедия «География»
  10.  «Занимательная геология»
  11.  «Радуга»
  12.  Материалы из Интернета

Источник

Виктория Меха
Экскурсия в геологический музей «Кристалл» для дошкольников.

Название экскурсии: экскурсия в геологический музей «Кристалл».

Тема: «Кладовые Земли».

Цель: изучить минералы (песок, соль, камни, познать окружающий мир.

Задачи:

1. Формировать первоначальные представления о наиболее известных видах минералов (песок, камни, соль).

2. Развивать у детей познавательные способности средствами игр – экспериментирования со знакомыми минералами. Учить обследовать различные предметы из окружающего мира и выяснять их особенности и наиболее характерные признаки.

3. Дать представление о значении известных видов минералов в жизни человека (строительный материал, соль в питании людей).

4. Знакомить детей с элементарными правилами осторожного поведения в играх с песком, камнями.

5. Развивать у детей интерес к окружающему миру.

Основные термины и понятия: минералы, полезные ископаемые.

Оборудование:

• стол для песка;

• 2 лотка (1 – под песок, 2 – под мокрый песок);

• емкость для камней;

• естественные минералы – песок, камни, соль;

• емкости пластиковые (3 пластиковых стакана с водой);

• ложка;

• ведерко, совочки, формочки, пластмассовые;

• песочные часы;

• картинки земля внутри;

• картинки геологи их работа и оборудование;

• картинки земли из космоса;

• бумажный кораблик (5-6 шт.);

– ноутбук, экран, проектор;

– коллекция минералов и горных пород;

Форма проведения: игра – эксперимент, экскурсия – занятие.

Форма организационной деятельности: экскурсия.

Время проведения: 30мин.

Возраст: детские сады.

Кладовые земли.

Ребята знаете ли вы, какой формы наша земля?

(Круглая)

(Картинки земли внутри)

Слайд 1.

А если мы возьмем и разрежем ее пополам, как если бы мы разрезали персик.

Давайте рассмотрим, что у нее внутри.

Слайд 2.

Земля внутри.

Земля состоит из ядра, оно в самом центре, мантии она вокруг ядра. Далее идет земная кора, по которой мы с вами ходим. В земле много полезных ископаемых. По ходу нашей экскурсии мы с вами познакомимся с полезными ископаемыми земли Урала. Так же с минералами и горными породами.

Основная часть

1. Полезные ископаемые

Полезные ископаемые – это богатства, которые добываются из глубины Земли или ее поверхности.

Слайд 3.

Песок- это полезное искапаемое земли. Полезное тем, что его используют например в строительстве.

Давайте проведем некоторые опыты с песком и узнаем его свойства.

Но прежде хочу вас познакомить со своими друзьями, это алмазики. Но они не простые они на самом деле живые. Они умеют рости, как мы с вами.

ОПЫТЫ С ПЕСКОМ.

Опыт № 1

Название: «Сыпучий песок».

Цель: познакомить со свойством «сыпучий» сухого песка.

Оборудование: лоток с песком.

Возьмите чистый песок и насыпьте его в большой лоток.

Возьмите горсть сухого песка и выпустите его – песок сыпится.

Предложите детям сделать тоже самое (повторите несколько раз).

Рассмотрите отдельные песчинки под лупой, они имеют разную форму.

Вместе с детьми сделайте вывод, что сухой песок и сыпучий.

Опыт № 2.

«Песок может двигаться»

Цель: показать детям способность песка двигаться.

Оборудование: лоток с песком.

Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно и тоже место. Постепенно в месте падения образуется горка, растущая в высоту и занимающая все большую площадь. Если долго сыпать песок, то в одном месте, или в другом возникают сливы. Движение песка похоже на течение. Песок «движется» и «течет». Дети тоже выполняют этот опыт.

Опыт № 3

«Песочные часы»

Цель: продолжить знакомство со свойствами сухого песка. Познакомить детей с песочными часами.

Оборудование: песочные часы.

Проследить, как просыпается песок, ощутить длительность минуты.

Опыт № 4

«Свойства мокрого песка»

Цель: показать, что из мокрого песка можно лепить.

Оборудование: лоток с сухим песком, лейка с водой, формочки, совок.

Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между песчинками исчезает, и песчинки слипаются друг с другом.

Опыт № 5

«Песок в воде не растворяется»

Цель: показать, что в воде одни вещества растворяются, другие не растворяются.

Оборудование: 1 стакан, песок.

Возьмите стакан с водой и положите в него немного песка, попробуйте размешать. Что получается? Растворился песок или нет?

Вместе с детьми сделать вывод, что песок не растворяется в воде.

Слайд 4. Глина.

Слайд 5. Каменный уголь.

Слайд 6. Соль.

ОПЫТЫ С СОЛЬЮ

Опыт № 1

«Соль растворяется в воде»

Цель: показать растворимость соли в воде.

Оборудование: стакан, ложка, соль, вода.

В стакан с водой насыпать одну ложку соли и перемешать. Что произошло? Соль «исчезла»? Нет, она растворилась. Вода стала соленая.

Соль используется при приготовлении пищи.

2. Геологи и их работа

Геологи – изучают полезные ископаемые и разыскивают их месторождения.

Месторождения – это места, где в глубинах Земли и на ее поверхности залегают полезные ископаемые.

Нередко геологи проводят много месяцев вдали от дома, в горах, в тайге или в пу-стыне. У них есть сложная аппаратура, которая помогает им в их поисках.

(Картинки геологи их работа и оборудование) Так же у геологов не редко можно найти снимки земли из космоса. (Картинки земли из космоса).

3. Добыча полезных ископаемых

Полезные ископаемые добывают по-разному: одни в открытых котлованах – карье-рах, другие – в шахтах, глубоких колодцах, а для того чтобы извлечь из Земли нефть или газ, люди строят буровые установки и бурят глубокие скважины.

4. Минералы и горные породы

Очень интересные, хотя и малозаметные для нас объекты природы – камни. Когда мы говорим «камни», мы имеем в виду горные породы и минералы.

Минералы – это природные вещества, а горные породы – это природные соедине-ния минералов.

Слайд 7. Камни.

ОПЫТЫ С КАМНЯМИ

Опыт № 1

«Камни разной формы и цвета»

Цель: познакомить с различными видами камней по форме и цвету.

Оборудование: камни разные, поднос.

Педагог выкладывает на поднос камни разной формы и цвета. Дети рассматривают камни, трогают. Затем осматривают камни, отмечают особенности каждого камня.

Опыт № 2

«Камни тонут в воде»

Цель: показать на опыте, как камни тонут, выталкивая воду.

Оборудование: стакан с водой, камешки.

Дети кладут камешки в стакан с водой, видят, что вода поднимается. Камни, падая, поднимают воду. Камни тяжелые, они тонут. Ребята, камнями нельзя кидаться, их можно использовать при игре летом в песочнице.

Игра «Тонут-плавают»

Цель: уточнить представление детей о свойствах песка, камней. В воде одни предметы тонут, другие плавают.

Оборудование: емкость с водой, камешек, бумажный кораблик (5-6 шт., песок.

Педагог пускает в воду различные предметы (игрушки, бумажный кораблик, камешки) и предлагает понаблюдать, тонут они или плавают. Дети вместе с воспитателем отмечают, что тонет, а что плавает. Воспитатель поясняет, что легкие предметы плавают (дает подержать их, тяжелые – тонут (предлагает подержать их в руке). Детям предлагается самим убедиться, какие из предметов тонут, какие плавают.

Игра-занятие «Раскопки»

Цель: познакомить детей с особенностями сухого песка, развивать мелкую моторику рук.

Оборудование: лотки с песком, косточки животных (из гипса, ценные вещи (из гипса, кисточки.

Ход занятия:

Педагог засыпает гипсовые изделия песком, дети с кисточками должны медленными движениями раскапывать их. Ребята, обратите внимание, что песок сыпучий, а если бы он был мокрым, он был бы таким же сыпучим?

Затем подходим к витринам в музее, где расположены камни с отпечатками живых организмов.

Рассматриваем. Обсуждаем.

В горных породах и минералах не редко можно обнаружить следы костей животных.

Заключение

Полезные ископаемые – клад нашей Земли, поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять.

Содержание практических заданий:

1. Опыты с песком.

2. Опыты с солью.

3. Опыты с камнями.

4. Игра «Тонут плавают»

5. Игра занятие «Раскопки».

Итоги экскурсии.

Ожидаемый результат:

Должны уметь формировать первоначальные представления о наиболее известных видах минералов (песок, камни, соль).

Уметь обследовать различные предметы из окружающего мира и выяснять их особенности и наиболее характерные признаки.

Давать представление о значении известных видов минералов в жизни человека (строительный материал, соль в питании людей).

Знать элементарные правила осторожного поведения в играх с песком, камнями.

Развить у детей интерес к окружающему миру.

Подготовила:

Педагог организатор: Меха Виктория Альбертовна

Экскурсия в геологический музей «Кристалл» для дошкольников.Краеведческий музей о полезных ископаемых что мы узналиКраеведческий музей о полезных ископаемых что мы узнали

Источник