Конвенционализм понимает истину как знание полезное для человека

Конвенционализм понимает истину как знание полезное для человека thumbnail

270. Конвенционализм понимает истину как…

Соглашение ученых по выбору наиболее целесообразной и удобной в использовании научной теории

2) соответствие знания объективной реальности

3) непротиворечие, самосогласование знание

4) знание, полезное для человека

271. У сторонников истиной считается все, что полезно

Прагматизма

2) марксизма

3) неотомизма экзистенциализма

4) прагматизм считает истиной…

272. Очевидные и достоверные факты соответствие знаний об объекте самому объекту

1) общезначимость коллективных представлений

Знание, ведущее к успешному действию

273. Согласно классической позиции истина есть теоретическая конструкция, позволяющая добиться успеха в данной ситуации

1) то, что признается таковым большинством

Соответствие знаний объективной реальности

3) правда

274. Окончательное знание определенных аспектов действительности — это

1) логика

2) гипотеза

3) относительная истина

Абсолютная истина

275. Главным критерием истины для диалектического материализма является..

1) чувственные переживания

2) логические построения

Практика

4) самоочевидность и достоверность

276. Преувеличение значения абсолютной истины есть

1) гностицизм

2) агностицизм

Догматизм

4) скептицизм

277. Современная диалектико материалистическая трактовка истины предполагает, что

абсолютной истины не существует,

Истина есть процесс

2) Истина всегда субъективна,

Истина неразрывно связана с предметночувственной деятельностью, практикой

4)в познании следует стремиться к вечной и абсолютной истине.

278. Преднамеренное искажение субъектом действительности трактуется как..

Ложь.

2) объяснение.

3) заблуждение.

4) фантазия.

279. 3нание не подтвержденное на данный момент практикой, либо недостаточно обоснованное логически, называется…

1) заблуждением

2) Достоверным

3) ошибочным

Гипотетическим

280. К формам практики как критерия истины не относится…

1) идеология

2) Общественное производство

3) Социально политическая деятельность

4) научноэксперементальная деятельность

281. Противоположность истины является ….

1) ложь

2) сомнение

3) вера

Заблуждение

282. Относительная и абсолютная истины это …

1) лишь разные уровни, или формы, истины тождественные понятия

2) формы субъективной истины

Исключаюшие друг друга моменты процесса познания

283. Каждая относительная истина…

Содержит в себе долю абсолютной

2) является препятствием на пути у абсолютной истине

3) тождественна абсолютной истине

4) не имеет никакого отношения к абсолютной

284. И относительная, и абсолютная истина.

Полное, исчерпывающее представление о предмете

2) имеют объективный характер

3) со временем могут быть пересмотрены

4) имеют субъективный характер

285. Зависимость знаний от условий, места и времени выражается в понятии…

1) абсолютность» Заблуждение»

2) конкретность» абстрактность»

286. Утверждая, что истина есть раскрытие сущностных сил самой материи, ее самодвижение философ встает на позиции…

1) Объективного идеализма

2) материализма

3) Субъективного идеализма

4) прагматизма

287. С точкой зрения диалектического материализма в определении истины не согласуются следующие суждения

Истина это знание подтвержденное мифами

2) истина — это такое знание, руководствуясь которым мы создаем произведения искусства

Истина есть то, что просто и экономно описывает поток переживаний человека

4) истина — это такое знание, руководствуясь котором мы достигаем цели.

288. С диалектической точки зрения

1) истина есть единство объективного и субъективного

2) Существуют всеобщие абсолютные истины

3) истина всегда относительная

Истина есть единство

5) относительного и абсолютного

6) истина абсолютна, а заблуждения относительны

289. К объективным причинам появления заблуждений в науке следует отнести

1) невозможность достигнуть истины

2) Ошибки отдельных ученых

3) многоаспектность объекта познания

Процесс поиска истины, сопряженный с выдвижением

Предположений и гипотез

6) несовершенство методов познания

Особенности научного познания

290. К функциям науки не относится

1) эстетическая

2) Объяснительная

3) познавательная

4) Прогностическая

291. Информация, распространяемая антропологией, парапсихологией, уфологией, относится к так называемому знанию.

1) научному

2) квазинауному

3) паранаучному

4) донаучному

Псевдонаучным знанием называется в философии

1) протознание, которое в будущем станет наукой знание, спекулирующее на совокупности популярных теорий

Знание, полученное в результате отхода от принятых норм познавательного процесса

3) знание, не отвечающее критериям научности, но нашедшее поддержку власти

292. Искусство во всякого рода производстве называлось в античности

1) мышлением

Техникой

3) религией Опытом

293. К существу научной революции не относится..

1) создание новых исследовательских программ

2) построение новых теоретических концепций

Читайте также:  Калина с медом полезно ли это

Исследование истории предмета

294. Как наивысшую культурную ценность рассматривает научное знание…

1) волюнтаризм

Сциентизм

3) нигилизм

4) антисциентизм

295. Научно технический прогресс способствует росту этического нигилизма, считает. .

1) догматизм

2) либерализм

Антисциетизм

4) сциентизм

296. Наука выступает в качестве

1) формы культуры, способной объяснить все, что угодно

Духовнопрактической деятельности, направленной на познание сущности законов объективного мира

3) совокупности взглядов на мир и место человека в мире

Совокупности знаний накопленных человеком

297. Отличительными признаками научного знания считают: систематизированность, доказательность, а также..,

Проверяемость

2) вечность

3) истинность

4) личностный характер

298. Формальным отличием научной деятельности от ненаучной является наличие следующих компонентов:

1) серьёзность намерения учёного

2) научно исследовательский институт

3) точная фиксация фактов

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник

1. Индивиды, не интегрированные полностью ни в одну культурную систему, представляют ____________________ культуру.

а) элитарную

б) народную

в) маргинальную

г) массовую

2. Философское учение, утверждающее равноправие двух первоначал – материального и духовного, называется…

а) монизмом

б) дуализмом

в) агностицизмом

г) деизмом

3. Формой рационального познания является…

а) восприятие

б) ощущение

в) представление

г) понятие

4. Философская антропология – это философское учение о…

а) обществе

б) человеке

в) природе

г) цивилизации

5. Конвенционализм понимает истину как…

а) знание, полезное для человека

б) непротиворечивое, самосогласованное знание

в) соглашение ученых по выбору наиболее целесообразной и удобной в использовании научной теории

г) соответствие знания объективной реальности

6. Внутреннее упорядоченное множество взаимосвязанных элементов называется…

а) суммой

б) системой

в) совокупностью

г) схемой

7. Для того чтобы преодолеть глобальный экологический кризис, необходимо, прежде всего…

а) снизить темпы научно-технического прогресса

б) приостановить исследование космоса

в) унифицировать национальные культуры

г) изменить потребительское отношение человека к природе

8. Развитие – это…

а) необратимое качественное изменение объектов

б) любое изменение

в) прогрессивные изменения

г) повторяющийся процесс

9. Деление философов на эмпириков и рационалистов типично для эпохи…

а) Нового времени

б) Средневековья

в) Новейшего времени

г) Античности

10. Важнейшей из глобальных проблем является …

а) освоение космоса

б) борьба с наркоманией

в) экологическая

г) проблема войны и мира

11. Как самостоятельное духовно-культурное образование, философия возникла в…

а) появлением первых людей

б) Древней Греции

в) Древнем Риме

г) эпоху древнейших цивилизаций

12. Представители экзистенциализма полагали, что смысл жизни определяется…

а) социальными нормами

б) философскими учениями

в) самим человеком

г) культурными традициями

13. Характерной чертой мировоззрения античности является…

а) теоцентризм

б) антропоцентризм

в) наукоцентризм

г) космоцентризм

14. История становится объектом философского анализа в философии…

а) эпохи Возрождения

б) Просвещения

в) марксизма

г) Античности

15. Концепция, в которой человек понимается как элемент природы, подобный животным и подчинённый единым с ними законами функционирования, называется…

а) натурализаторской

б) социологазаторской

в) рационалистической

г) персоналистской

16. Метод мышления, характеризующийся односторонностью, абстрактностью, стремлением абсолютизировать отдельные моменты в составе целого, называется…

а) диалектическим

б) реалистическим

в) релятивистским

г) метафизическим

17. Учение о сотворении мира Богом из Ничего называется…

а) индетерминизмом

б) томизмом

в) провиденциализмом

г) креационизмом

18. Систематическое философское исследование феномена техники началось в…

а) конце XIX-начала XX вв.

б) эпоху Просвещения

в) античности

г) эпоху Возрождения

19. Первая историческая форма целостного и образного восприятия мира есть…

а) искусство

б) религия

в) философия

г) мифология

20. Философское учение об универсальной одушевленности материи есть…

а) спиритуализм

б) анимизм

в) гилозоизм

г) натурализм

21. Главной целью Реформации XVI в. являлось…

а) распространение идеологии католической церкви

б) реформация православной церковной власти

в) сближение католической и православной церкви

г) преображение католической церкви

22. Форма научного знания, содержащая предположение и нуждающаяся в доказательстве, есть…

а) гипотеза

б) теория

в) принцип

г) закон

23. Первые представления о философии на Руси сложились после…

а) составления «Русской Правды»

б) возвышения Московского государства

в) принятия христианства

г) монголо-татарского ига

24. Относительно независимое от природы духовно-материальное образование, порожденное разнообразными формами совместной деятельности людей, называют…

Читайте также:  Чем полезна свежая петрушка для женщин

а) техносферой

б) обществом

в) формацией

г) расой

25. Характерной чертой философии постмодернизма является…

а) исторический оптимизм

б) замена объективной реальности знаково-символическими картинами мира

в) исследование предельных основ бытия

г) рационализм

26. Гносеологическая функция философии состоит в том, что философия…

а) помогает человеку понять смысл своей жизни

б) способствует приобщению человека к культурным ценностям

в) накапливает, обобщает и транслирует новое

г) прогнозирует общее направление развития общества

Источник

Вопрос об отношении знания к объективной реальности есть вопрос о(об)…

(-)истине (+)уровнях познания (-)средствах познания (-)форме познания

Главным критерием истины для диалектического материализма является…

(-)чувственные переживания (-)логические построения (+)практика (-)самоочевидность и достоверность

Зависимость знаний от условий, места и времени выражается в понятии…

(-)абсолютность» (-)заблуждение» (+)конкретность»(-)абстрактность»

Знание не подтвержденное на данный момент практикой, либо недостаточно обоснованное логически, называется…

(-)заблуждением (-)достоверным (-)ошибочным (+)гипотетическ

Истина, согласно Аристотелю, является…

(-)соглашением, добытым в спорте (-)божественным откровением

(-)общим положением (+)соответствием мысли действительности

И относительная, и абсолютная истина…

(+)дают полное, исчерпывающее представление о предмете (-)имеют объективный характер

(-)со временем могут быть пересмотрены (-)имеют субъективный характер

Каждая относительная истина…

(+)содержит в себе долю абсолютной (-)является препятствием на пути у абсолютной истине

(-)тождественна абсолютной истине (-)не имеет никакого отношения к абсолютной

Конвенционализм понимает истину как…

(+)соглашение ученых по выбору наиболее целесообразной и удобной в использовании научной теории

(-)соответствие знания объективной реальности

(-)непротиворечие, самосогласование знание

(-)знание, полезное для человека

К объективным причинам появления заблуждений в науке следует отнести

(-)невозможность достигнуть истины

(-)ошибки отдельных ученых

(+)многоаспектность объекта познания

(+)процесс поиска истины, сопряженный с выдвижением предположений и гипотез

(-)несовершенство методов познания

К формам практики как критерия истины не относится…

(+)идеология (-)общественное производство (-)социально-политическая деятельность (-)научно-эксперементальная деятельность

Окончательное знание определенных аспектов действительности — это

(-)логика (-)гипотеза (-)относительная истина (+)абсолютная истина

Относительная и абсолютная истины – это …

(-)лишь разные уровни, или формы, истины (-)тождественные понятия

(-)формы субъективной истины (+)исключающие друг друга моменты процесса познания

Прагматизм считает истиной…

(-)очевидные и достоверные факты (-)соответствие знаний об объекте самому объекту

(-)общезначимость коллективных представлений (+)знание, ведущее к успешному действию

Преувеличение значения абсолютной истины есть

(-)гностицизм (-)агностицизм (+)догматизм (-)скептицизм

Преднамеренное искажение субъектом действительности трактуется как…

(+)ложь. (-)объяснение. (-)заблуждение. (-)фантазия.

Противоположность истины является ….

(-)ложь (-)сомнение (-)вера (+)заблуждение

Согласно классической позиции истина есть

(-)теоретическая конструкция, позволяющая добиться успеха в данной ситуации

(-)то, что признается таковым большинством

(+)соответствие знаний объективной реальности

(-)правда

Современная диалектико-материалистическая трактовка истины предполагает, что

(-) абсолютной истины не существует,

(+)истина есть процесс

(-) Истина всегда субъективна,

(+) истина неразрывно связана с предметно-чувственной деятельностью, практикой

(-) в познании следует стремиться к вечной и абсолютной истине.

С диалектической точки зрения

(+)истина есть единство объективного и субъективного (-)существуют всеобщие абсолютные истины

(-)истина всегда относительная (+)истина есть единство относительного и абсолютного

(-)истина абсолютна, а заблуждения относительны

С точкой зрения диалектического материализма в определении истины не согласуются следующие суждения

(+)истина -это знание подтвержденное мифами

(-)истина — это такое знание, руководствуясь которым мы создаем произведения искусства

(+)истина есть то, что просто и экономно описывает поток переживаний человека

(-)истина — это такое знание, руководствуясь котором мы достигаем цели.

У сторонников________ истиной считается все, что полезно

(+)прагматизма (-)марксизма (-)неотомизма (-)экзистенциализма

Утверждая, что истина есть раскрытие сущностных сил самой материи, ее самодвижение философ встает на позиции…

(-)объективного идеализма (+)материализма (-)субъективного идеализма (-)прагматизма

Источник

Конвенционализм как направление в философии науки представляет собой особую позицию в решении проблемы истины. Согласно этой позиции социальные факторы неизбежно влияют на его результат, прежде всего на выбор теорий. Он достигается за счет соглашений научных субъектов, в основе которых могут лежать соображения удобства, простоты, полезности и тому подобное.

Основоположником конвенционализма считается французский математик Анри Пуанкаре, который предлагал считать удобство основой научной конвенции. Так, рассуждая о соотношении евклидовой и неевклидовых геометрий, он подчеркивает: «Никакая геометрия не может быть более истинна, чем другая; та или иная геометрия может быть только более удобной». Немаловажной основой конвенции, отметил Пуанкаре, может служить также и красота, поскольку, по его словам, «поиски прекрасного приводят нас к тому же выбору, что и поиски полезного».

Читайте также:  Чем полезен столовый уксус для волос

Признавая конвенции важнейшим фактором существования науки, Пуанкаре учитывал и значение интуитивных знаний, подразумевая под ними то, что возникает как стихийное понимание. Результаты эмпирического познания Пуанкаре делит на «сырые» (рационально необработанные) факты и факты научные, а связывает их определенная система конвенций, которая придает явлению статус понятного всем научного факта. Интуитивные знания в определенной степени тоже конвенциональны, та как в своем мышлении человек все же придерживается определенных правил. Если этого не будет, то возникнут неразрешимые противоречия, которые сделают невозможным процесс познания.

Как справедливо подчеркивают специалисты, «Пуанкаре старался подчеркнуть более сложный характер отношения между эмпирическим и теоретическим знанием в науке, не выводимость второго из первого». В этом состоит весьма продуктивная роль концепции Пуанкаре в развитии философских учений об истине.

Польский философ Казимир Айдукевич считается представителем радикального конвенционализма. Он настаивал на том, что принятие тех или иных научных суждений о фактах обусловлено главным образом соглашениями в области терминологии, основаниями же которых могут выступать соображения и пользы, и красоты, и простоты.

Айдукевич утверждает, что одни и те же факты в разных понятийных системах могут быть поняты по-разному. Он подчеркивает: «оставаясь на почве определенного языка и имея определенные опытные данные, мы обязаны признать некоторое предложение, но изменив язык, мы не найдем уже в нем предложения с тем же самым значением». Отрицание возможности существования науки вне конвенций – это главная идея радикального конвенционализма.

Позиция Айдукевича, провозглашавшая своеобразную закрытость различных понятийных систем по отношению друг к другу, имела серьезные последствия. Она, как считается, стала истоком концепции «логического плюрализма» и способствовала возникновению острых дискуссий в философии науки.

Здесь встает вопрос: насколько субъект научного познания вправе создавать удобную для него логико-понятийную систему? На него попытался ответить австрийский философ Р.Карнап. Он сформулировал «принцип толерантности», устанавливавший возможность построения аксиоматической системы, но для этого необходимо «выполнение ряда синтаксических требований, которым должен удовлетворять любой научный язык». Он признавал, что истолкования языковых выражений не могут находиться в отрыве от практической проверки, заложив основы так называемой логической прагматики. В ее рамках язык стал исследоваться как средство достижения познавательной цели в ходе научных дискуссий. Причем, основанием приемлемости того или иного решения стала считаться причастность к некой общей «культурной группе», к группе ученых «нашего культурного круга».

И вот тут снова возникают проблемы, т.к. даже внутри сообщества нормы предлагаются разные и порою противоречат друг другу. Проблемой осталось также различие между законами природы и нормами, требующими от людей, ученых в том числе, «определенного образа поведения», на что обратил особое внимание один из самых известных философов науки ХХ в. К.Поппер.

К.Поппер ввел понятие «базисных предложений» как утверждений об отдельных фактах, которые могут послужить поводом для эмпирической проверки, он как бы меняет местами теорию и опыт. Опыт у него есть не что иное, как итог согласованного предложения, некой гипотезы. Он признает договорный характер принятия базисных высказываний, выступающих результатом»некоторого акта, волевого решения». Поппер видит аналогию между принятием научных решений и судом присяжных, где действуют фундаментальные правила (принципы), необходимые для достижения объективной истины).

Итак, конвенционализм есть достаточно многогранная позиция. Различия конвенционалистских позиций проходят по линии оценки результативности и применимости конвенций. Результативность может быть оценена и как достижение истинных знаний (все зависит от определения истинности), и как исключительно практическая применимость (без оглядки на истинность или ложность), и как подтверждение определенной гипотезы опытным путем. Существуют разные системы конвенций, по тем или иным критериям подходящих определенным наукам. Соглашения в целом необходимы в научном познании как сфере деятельности, которая осуществляется на основе коллективно принятых норм и принципов.

Статья на тему Конвенционализм

Источник