Контурная карта иркутской области с полезными ископаемыми

Контурная карта иркутской области с полезными ископаемыми thumbnail

Технологическая карта урока

Предмет: окружающий мир

Класс: 4

Учебник: А.А. Плешаков «Окружающий мир»

Тема: Полезные ископаемые Иркутской области.

Тип урока: получение новых знаний

Педагогические технологии: проблемный диалог, элементы проектной технологии, ИКТ, приёмы смыслового чтения, технология оценивания

Оборудование: физическая карта России; административная карта России, физическая карта области, карта полезных ископаемых Иркутской области; тексты о городах Иркутской области; цветные карандаши; клей; образцы полезных ископаемых

Цели урока: Способствовать формированию у учащихся представления о полезных ископаемых родного края; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»; создать условия для определения границ знания и «незнания»

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать
с учебником, картой, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Метапредметные: овладеют способностьюпонимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; умеютвступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: осваивают элементарные нормы адекватного природосообразного поведения

Этап

урока, время

 Деятельность учителя

 Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I этап Мотивация (самоопределение к учебной деятельности)

3 мин.

Проблемный диалог.

-Добрый день, урок начнём со стихотворения.

Над Россией солнце светит,

И дожди шумят над ней.

В целом свете, в целом свете

Нет страны ее родней!..

– Почему в целом свете нет роднее страны, в которой мы живем?

– Сегодня мы продолжим путешествие по нашему родному краю. Начнём выполнять проект – карту. Для работы разделились на группы. Давайте повторим правила работы в группе.

– Даю минутку, чтобы вы распределили роли: кто будет главным, кто будет писать, кто отвечать у доски, кто клеить, кто обозначать значками, кто читает текст.

Все группы готовы к работе? Начинаем.

Слушают.

Отвечают на вопросы (Работать вместе, не ругаться, слушать друг друга, распределить роли).

принимают участие в диалоге с учителем.

демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место
к уроку

Распределяют в группах роли.

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество; умеют оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; проявляют интерес к изучаемому предмету

Регулятивные: распределяют роли и определяют обязанности каждого.

II. Актуализация опорных

знаний.

Проверка домашнего задания.

Обобщение имеющихся знаний

7 мин

Технология оценивания

Проектная технология

– Подумайте и скажите, с помощью каких источников мы узнаем разную информацию. Сегодня мы будем работать с новым источником информации «Исторический атлас Иркутской области».

– У вас на столах для каждого человека есть рефлексивная карточка. Сейчас отметьте коротко, что вы уже знаете об Иркутской области и что хотели бы узнать. Отложите до конца урока их.

Для оценки работы каждого в группе будете использовать оценочную карточку. В ней прописаны сегодняшние задания. Баллы можно ставить от 2 до 5.

Задание 1

Д/з (работа с картой)

Задание 2

Блиц – опрос

(карточка)

Задание 3

Полезные ископаемые

Оцен-ка

Ваня

Маша

Рома

– Откройте атлас на стр.2.

На прошлом уроке мы знакомились с расположением Иркутской области. Домашним заданием (1 задание) было по карте России научиться определять месторасположение Иркутской области и познакомиться с её городами. Слайд 1 Найдите Иркутскую область на карте России.

– Как определить где на территории России находиться Иркутская область? По какой самой главной достопримечательности можно найти?

hello_html_18204617.png

У вас на столах есть заготовка карты России и маленькая заготовка карты Иркутской области. Определите куда приклеить карту Иркутской области на заготовку карты России.

(Учитель проходит между группами, внимательно наблюдает за работой каждого ребёнка)

– Справились? Слайд 2

Оцените вклад каждого члена группы по первому заданию.

– Следующее 2 задание – это блиц-опрос знаний по Иркутской области в карточке.

Пользуйтесь атласом стр.3.

(На столах карточки с вопросами)

– Все группы закончили? Группа 1 ответ на 1 вопрос. Другие группы согласны? Отметим на нашей заготовке Иркутск быстро.

Следующий 2 вопрос – город Иркутской области. Слайд 3

Отметьте на карте, сравните с областным центром.

hello_html_m5ba79f9b.png

– 3 вопрос

река Иркутской области. Назовите их, обозначьте на карте.

Слайд 4

hello_html_7c32a5f3.jpg

– 4 вопрос – горы.

4 группа назовите. Все согласны?

Слайд 5

hello_html_mac86d88.jpg

Подведите итог работы в группах над вторым заданием

Оцените работу каждого члена группы.

Учебник, книга, глобус, энциклопедии, Интернет, рассказы взрослых и пр.

Ребята заполняют карточку.

Ответы: по озеру Байкал, по форме заячьей головы, по горам Саяны.

У детей на столе контурная карта России, вырезанная карта Иркутской области

Выполняют задание в контурной карте.

Ставят в оценочной карте отметки.

Отмечают на карте.

Ответ: областной центр Иркутской области – Иркутск.

Называют названия городов.

Отмечают на карте.

Отвечают.

Оценивают работу над 2 заданием.

Познавательные:осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию, используют знаково-символические средства;осознанно и произвольно строят речевое высказывание.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля
и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Коммуникативные: обмениваются мнениями;умеют слушать друг друга, строить понятные для других высказывания

Физминутка.

III. Целеполагание

Изучение нового материала,

10 мин

Слайд 6

hello_html_m20f63cd4.jpg

– Итак, мы вспомнили некоторые достопримечательности и богатства Иркутской области. Всё это находится на земле, на поверхности. Задумайтесь, а есть ли какие-то секреты ещё?

– Как называются природные залежи? Предположите тему сегодняшнего урока (На экране появляется тема) Слайд 7

– Следующее 3 задание 1 часть.

У вас на столах загадки. Отгадайте их в группах.

1 группа

Без нее не побежит

Ни автобус, ни такси,

Не поднимается ракета.

Отгадайте, что же это.

По трубе течет,
пироги печет. 

2 группа

Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением. 

Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Черный и блестящий,
Помощник настоящий. 

3 группа

Не зря она варилась
В доменной печи.
На славу получились
Ножницы, ключи: 

Очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг.
Дома, ступеньки, постаменты
Красивы станут и заметны.

4 группа Он очень нужен детворе.
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. 

Если встретишь по дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу. 

-Почему полезные ископаемые так называются?

(Наэкране появляются значки)Слайд 8

– Что обозначают эти значки?

Наверное есть под землёй.

Полезные ископаемые

Полезные ископаемые Иркутской области.

Отгадывают загадки.

1 группа: нефть, газ

2 группа: торф, каменный уголь

3 группа: руда, гранит

4 группа: песок, глина

Ответ: ископаемые — потому что эти богатства нужно искать и выкапывать из земли, а полезные — потому что они приносят большую пользу людям.

Условные обозначения полезных ископаемых.

Перечисляют их.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля
и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Коммуникативные: обмениваются мнениями;умеют слушать друг друга, строить понятные для других высказывания

IV. Включение в систему знаний
и повторение изученного

6 мин.

Приёмы смыслового чтения

Технология оценивания

– Исходя из темы урока, поработаем по карте полезных ископаемых на стр.4.

Богат ли наш край полезными ископаемыми?

А как вы думаете, почему рядом с горами много полезных ископаемых находят?

– Правильно. Следующее задание 3 часть 2

Работаем с информационными листами на столах о городах. У каждой группы разные города Иркутской области с разными полезными ископаемыми. Читаем текст, обозначаем полезное ископаемое.

Работаем по плану:

1группа – Усолье-Сибирское (соль)

2 группа – Черемхово (каменный и бурый уголь)

3группа – Бодайбо (золото)

4 группа – Братск (природный газ и железная руда)

Группы закончили? Кратко представьте нам свой город.

(На экране – карта с городами)

Слайд 9, Слайд 10, Слайд 11, Слайд 12

Оцените работу над 3 заданием каждого в своей группе.

Ответ: Да, возле гор Саяны много.

Горы формируются, двигаются, выкидывают разные ископаемые на поверхность.

Работают в группах

От каждой группы выступает представитель с рассказом о городе. Остальные группы отмечают у себя на карте месторасположение, название, значок природного ископаемого

Оценивают работу над заданием.

Коммуникативные: обмениваются мнениями;умеют слушать друг друга, строить понятные для других высказывания

Регулятивные: контролируют учебные действия, принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

V. Итоги

урока и рефлексия

Технология оценивания

– Кратко расскажите, что узнали.

– Посмотрите на экран. Слайд 13

hello_html_45304686.jpg

Теперь заполним рефлексивные карточки графу «Что я узнал?». Сравните с графой «Что хочу узнать?». Совпало ли?

А теперь оцените свою работу и работу товарищей в твоей группе на уроке в целом.

– Мы изучили города Иркутской области, полезные ископаемые, которые добывают возле них.

Коммуникативные: обмениваются мнениями;умеют слушать друг друга, строить понятные для других высказывания.

Регулятивные: контролируют учебные действия

VI. Домашнее задание

– Мы будем продолжать знакомиться с нашей областью. На следующих уроках продолжим выполнение нашего проекта. Отметим на нём реки, поверхности. На домашнее задание предлагаю выполнить небольшое сообщение об Иркутской области с исторической точки зрения. Кто завоевал наш край, кто был первооткрывателем.

Записывают домашнее задание.

Регулятивные: контролируют учебные действия

Источник

Выбранный для просмотра документ Разработка урока по теме Полезные ископаемые Иркутской области.doc

Краткое описание документа:

Описание материала:

Разработка урока по теме «Полезные ископаемые Иркутской области»

Автор: Зубкова Светлана Николаевна, МБОУ «Гимназия» №9, г.Усолье-Сибирское, Иркутская область.

Предметная область: география.

Возрастная группа: 8 класс

Разработка включает план урока, электронную презентацию урока, игру – «Кто хочет стать миллионером» и дополнительные материалы к уроку.

Презентация – количество слайдов: 30 Среда (редактор) в которой выполнена презентация Microsoft Power Point 2003.

Предложенный материал можно использовать не только на уроках географии Иркутской области, но и при изучении темы «Восточная Сибирь» или при изучении темы «Пояс гор Южной Сибири» в курсе география России 8 класс.

Выдержка из материала:

Задачи урока:

  • Выяснить особенности размещения полезных ископаемых по территории Иркутской области.
  • Заполнить в рабочей тетради таблицу №1 стр.4.
  • Сделать вывод по таблице о взаимосвязи тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых.

План урока:

1. Организационная часть – постановка задач урока.

2.Повторение ранее изученных понятий. 

3.Изучение нового материала. А) Работа с картойБ) Групповая творческая деятельность.

4.Выполнение практической работы: «Связь тектонического строения рельефа и полезных ископаемых». 

5.Закрепление изученного материала. Игра «Кто хочет стать миллионером»

6.Сообщение домашнего задания 

Проверка домашнего задания по теме: «Геологическое строение и рельеф ИО» 

“Тест 

1. Иркутская область расположена…А) На Сибирской платформеБ) В области пояса гор Южной СибириВ) На Сибирской платформе и в области пояса гор Южной Сибири Г) В области Алданского щита

2.Кристаллический фундамент платформы в основном составляют:А) Породы архейского и протерозойского возраста Б) Породы кайнозойского возраста 

3.Кембрийский период, Палеозойская эра. Климат жаркий и сухой, в этих условиях образовались полезные ископаемые … А) Железная руда; Б) Алмазы; В) Каменная соль; Г) Гипс

4.Палеозойская эра, Каменноугольный и Пермский периоды, климат жаркий и влажный. Произрастает пышная растительность хвощи, плауны, древовидные папоротники.Какие полезные ископаемые образовались в этих условиях? А) Каменная соль; Б) Каменные и бурые угли; В) Золото; Г) Никель

5. Триасовый период, Мезозойская эра, возобновляются разломы земной коры. Вулканическая деятельность сопровождается образованием из магмы плотных массивов кристаллических пород- траппов, а также таких полезных ископаемых, как …А) Железная руда, никель, кобальт, платина; Б)Фосфориты, апатиты, калийные соли6. Мезозойская эра, Юрский период. Климат теплый и влажный благоприятствовал развитию древесной и кустарниковой растительности. Особенно пышной была растительность по берегам рек и озер. После отмирания и заноса из нее образовались…А) Угли Иркутского бассейна; Б) угли Тунгусского бассейна

7. Кайнозойская эра, четвертичный период (первая половина), оледенение охватило север европейской части России, Западную Сибирь, Север Восточной Сибири и горы юга Сибири.

Последующее потепление привело: выбери верные высказывания: Формирование современных:А) рельефа; Б) гидрографической сети; В) растительности, животного мира,природных зон

Полезные ископаемые – это минеральные образования земной коры, которые могут эффективно использоваться    в хозяйстве. 

Месторождение – это крупное скопление полезных ископаемых.

Бассейны – это группы близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого.Полезные ископаемые образуют Минерально – сырьевую базу 

Работа с картой учебника «Полезные ископаемые Иркутской области» Назовите группы полезных ископаемых.

  • Твердые топливно-энергетические
  • Жидкие и газообразные
  • Рудные
  • Нерудные
  • Химическое сырье
  • Строительные материалы

Организация групповой творческой деятельности.

Класс делится на группы по 4 человека. Каждая группа выбирает характеризуемую группу полезных ископаемых. Работа выполняется в тетрадях. 

План работы

1. Какие полезные ископаемые ИО входят в данную группу.

2. Как называются бассейны, месторождения, где расположены.

3. Дайте оценку запасов, качества сырья.

4. Как используются данные ресурсы.

Перспективы освоения и использования месторождений.Рефлексия. Заслушиваются результаты исследований в группах: возможно заслушивание дополнительного материала

Рабочая тетрадь Практическая работа стр.4 Тема №3 Закрепление изученного материала. Игра «Кто хочет стать миллионером».

Источник

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель: расширить географическую картину Иркутской области на примере изучения особенностей рельефа родного края.

Задачи:

  1. Изучить основные понятия по теме.
  2. Расширить представления учащихся о неровностях Прибайкалья, как части Иркутского амфитеатра Сибирской платформы.
  3. Развивать интерес к картографическим изысканиям по теме рельеф и тектонические особенности территории.
  4. Воспитывать добросовестное отношение к учебе, формирование чувства коллективизма через совместную деятельность.
  5. Поставить перед учениками проблему об особенностях формирования форм рельефа при соответствующих тектонических структурах.

Предметные результаты: знать основные понятия, уметь аргументировать свою точку зрения.

Метапредметные результаты:

  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Личностные результаты:

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;
  • умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Виды деятельности: беседа, самостоятельная работа с источниками картографической информации, практическая работа с контурной картой.

Основные термины и понятия: рельеф, ландшафт, орография, Иркутский амфитеатр, траппы, голец.

Оборудование: мультимедийная презентация; учебник “География Иркутской области” В.М. Бояркин, Иркутск Восточно-Сибирское книжное издательство”; дополнительный материал; атлас; видеоролики.

Средства: формальные (аудиторные – занятие).

Планируемые результаты:

  • положительный эмоциональный настрой во время занятия;
  • осознание значимости изучения орографии Иркутской области для жизни и хозяйственной деятельности человека на территории Иркутской области;
  • выявление различий понятий, дать их определение;
  • заинтересованность воспитанников поисковой картографической работой и ее обобщением в виде работы с контурной картой;
  • появление желания изучить отдельные формы рельефа Прибайкалья.

Методические условия успешного проведения занятий:

  • совместная работа учителя и воспитанников по подготовке занятия: творческий поиск активных форм проведения;
  • использование наглядного, занимательного материала;
  • литературных источников;
  • видеофрагменты «Кодар», «Байкальский хребет», «Приморский хребет», «Восточный Саян», «Лено-Ангарское плато»;
  • инструктивные контурные карты;
  • атлас.

Оформление кабинета: Выставка иллюстраций форм рельефа Иркутской области.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Начинаем наш урок.

По традиции начинаем урок с тестового контроля по ранее изученной теме «Полезные ископаемые Иркутской области». Перед вами задача: ответить на вопросы теста, внимательно выбирая варианты ответов. Приступаем к работе. (5 минут) Учитель проверяет работу учащихся.

Итоги тестового контроля (количественные).

Приложение 1

Чем выше в гору, тем Байкал видней.
Вдали вода прозрачность потеряла
И кажется мерцанием металла,
Что выплавлен из наших дум и дней.

Чем выше в гору – тем видней окрест,
Всю суетливость погасили воды,
Возник пейзаж простора и свободы,
как испытанье, как особый жест…
Марк Сергеев

II. Изучение нового материала.

Учитель: Прослушав стихи замечательного иркутского поэта Марка Сергеева, скажите, пожалуйста, какую цель мы можем поставить сегодня на урок?

Предположения воспитанников – изучение неровностей, ландшафта, рельефа Иркутской области…

Учитель: Тема нашего урока – «Рельеф Иркутской области».

Слайд 1 Презентация

Прежде чем приступить к изучению данной темы, давайте подумаем, что в себя включают эти понятия: ландшафт, рельеф, дайте определение этим понятиям.

Ответы учащихся…

В физической географии есть раздел, который занимается описанием и классификацией форм рельефа по их внешним признакам и взаимному расположению вне зависимости от происхождения – это орография. Приложение 2

В орографическом отношении территория Иркутской области контрастно делится на две части: большую  равнинную, расположенную в пределах Среднесибирского плоскогорья, и меньшую, занятую горами Восточного Саяна и Прибайкалья. Южный выступ Среднесибирского плоскогорья, обрамленный горами с юго-запада и юго-востока, получил название Иркутского амфитеатра.

Слайд 2

Что такое амфитеатр? (предположение учащихся)

Почему Южный выступ Среднесибирского плоскогорья получил такое название?

Работа с тектонической картой Иркутской области.

Задание 1.

Слайд 3

Работая с приложение 3 физической и тектонической картами атласа Иркутской области, заполните таблицу.

Тектоническая структураФорма рельефаАбсолютная высота
Сибирская платформа  
Саяно-Байкальский складчатый пояс  

Сделайте вывод по таблице о взаимосвязи тектонических структур и рельефа.

Учитель: Давайте подведем итог вашей работы. Разделение на две резко отличные части территории Иркутской области обусловлено различным геологическим строением. Среднесибирское плоскогорье в тектоническом отношении соответствует Сибирской платформе, испытавшей на последних этапах геологической истории общее поднятие, не одинаковое в разных частях.

В связи с этим и рельеф плоскогорья многообразен: в одних местах это плоская равнина, в других – горная страна с крутосклонными речными долинами и узкими водораздельными грабенами. Все плоскогорье можно разделить на следующие орографические районы:

Выводы учащихся. По мере характеристики форм рельефа Среднесибирского плоскогорья в пределах территории Иркутской области, учащимся предлагают посмотреть видеофрагмент Лено-Ангарского плато.

Видео №1

Учитель: Около трети территории занято складчатыми формами рельефа.

Это: Выводы учащихся.

По мере характеристики форм рельефа Саяно-Байкальского складчатого пояса учащимся предлагают посмотреть видеофрагменты

Видео №2

Задание 2

Слайд 4

Нанесите на контурную карту орографические единицы:

Хребты: Восточный Саян, Хамар-Дабан, Приморский, Байкальский, Акиткан, Кропоткина, Делюн-Уранский, Кодар.

Возвышенность: Онотская.

Нагорья: Северо-Байкальское, Патомское.

Плато: Олхинское, Ангаро-Ленское, Бирюсинское, Приленское.

Кряжи: Ангарский, Ковинский.

Равнины и низменности: Иркутско-Черемховская и Ербогачёнская равнины, Предбайкальская впадина, Мурская низменность.

Указажите, где расположены наибольшая (3 072 м) и наименьшая (158 м) отметки территории Иркутской области.

Приложение 4

Домашнее задание.

Слайд 5

Учащиеся получают домашнее задание следующего содержания: подготовить материал о землетрясениях на территории Иркутской области,

Стр. 27-30 учебника “География Иркутской области” В.М. Бояркин, Иркутск Восточно-Сибирское книжное издательство”.

Рефлексия.

Слайд 6

Можете заполнить всё, а можете заполнить только, что затронуло вас.

Сегодня я узнал….Я научился…
Я выполнял задание…У меня получилось…
Я понял…Я удивился…
Теперь я могу…Мне захотелось…
Я почувствовал…Я попытался…
Я приобрёл…Урок дал мне для жизни…

Обсуждение результатов работы. Учитель задает ребятам вопрос: нужна ли знать рельеф своего родного края? Почему? Где, в какой области деятельности должен человек применить свои знания о формах рельефа и особенностях орографии представленной территории? Учащиеся отвечают на поставленный вопрос.

Выставление и комментирование оценок.

Слайд 7

Спасибо за урок!

Источник