Контурная карта европейский север с полезными ископаемыми

Контурная карта европейский север с полезными ископаемыми thumbnail

ФГКОУ Нахимовское военно-морское училище МО РФ г.Санкт-Петербург
Кириченко Нина Николаевна год создания 2015
Практическая работа
Оформление контурной карты «Состав, физико-географические объекты и природные ресурсы Европейского Севера»
Цель:
Составление региональной контурной карты Европейского Севера.
Задачи:
1.Закрепить знания о составе физико-географических объектов и природных ресурсов Европейского Севера.
2.Отработать навыки работы с различными источниками географической информации.
3.Систематизировать полученные знания на контурной карте.
Оборудование:
Учебник под ред. А.И. Алексеева УМК «Полярная звезда» Москва, « Просвещение» , 2015 год, атлас «Дрофа», контурные карты.
Этапы
работы
Содержание работы
Источник информации
Примечания

1.
1.В атласе найдите Европейский Север, определите его границы. Какие государства и районы граничат с Европейским Севером.
Обозначьте границы экономического района с указанием сопредельных государств и районов.
Учебник стр. 104-105,атлас стр.30-31.
Презентация слайд №2.

Подписать пограничные районы, сопредельные государства и их столицы.

2
1.Определите, какие субъекты Федерации входят в состав района?
(Если затрудняетесь, обратитесь к учебнику или к презентации)

Учебник стр102-103, атлас стр. 4-5, стр30-31.
Презентация слайд №3.

Нанести границы субъектов федерации, их название, столицы или административные центры.

3
1.Как проходит по территории района полярный круг?
2.Почему порты Кольского полуострова не замерзают?
3.В каких природных зонах находится район?
(Работа с учебником и презентацией?)
Нанести основные физико-географические объекты.
Учебник стр. 104-105атлас стр.30-31.
Презентация слайд №4

Нанести моря, крупные озера, реки и главные формы рельефа.

5
Обозначение важнейших месторождений полезных ископаемых, природных ресурсов, которыми богат Европейский Север.
Учебник стр104-105 атлас стр 30-31
Презентация №4

С помощью значков нанести основные виды природных ресурсов.

Подумайте над вопросом: почему при сложных климатических условиях освоение Севера продолжается?
Для этого ответьте на вопрос и выполните задания:
1.Какие главные черты географического положения района можно выделить?
2.Какие порты Европейского Севера являются главными северными «воротами» страны и почему?
3. Какими природными ресурсами богат Европейский Север?
4.Выявите природные условия и ресурсы Европейского Севера, которые способствуют развитию и затрудняют его.
5.Сделайте прогноз о возможном развитии отраслей хозяйства на базе имеющихся природных ресурсов.

15

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:

Европейский СеверГеография РоссииЭкономические районыПреподаватель географии ФКГОУ Нахимовского военно-морское училища г.Санкт-Петербурга Кириченко Н.Н. 2015 годНавигация

Моря, сопредельные страны и районы.МоряСтраныРайоны1.Баренцево море2 Белое море3.Карское море1.Норвегия (Осло)2.Финляндия (Хельсинки)1.Северо-западный 2.Центральный3.Волго-Вятский4.Уральский 5.Западно-Сибирский1231212345

style.textDecorationUnderline

style.textDecorationUnderline

style.textDecorationUnderline

Субъекты федерации в составе Европейского СевераТерритория 1,6 млн.км²- 8,6% территории РФНаселение 5,0 млн.чел.- 4 % населения РФСостав 1.Мурманская область2.Архангельская область3.Ненецкий АО4.Вологодская область5.Республика Карелия (Петрозаводск)6.Республика Коми (Сыктывкар)123456

Природные ресурсыНа северо-востоке района расположен Печорский угольный бассейн. В районе расположена Тимано-Печорская нефтегазоносная провинция, которая включает более 100 месторождений нефти и газа. Идет освоение ресурсов на шельфе Баренцева моря (Штокмановское,Поморское Приразломное и другие)Условные знакиЕвропейский Север богат рудными ископаемыми. Месторождения железных руд и руд цветных металлов находятся на Кольском полуострове и в Карелии. Северный район богат бокситами (Архангельская обл.), кианитами (Мурманская обл), титаном, вольфрамом .Условные знакиНа территории Европейского Севера имеются месторождения нерудных ископаемых. Большое значение имеет месторождение апатитов (Мурманская область), запасы алмазов (Архангельская область),строительных материалов.Условные знакиАлмазыАпатитыСлюдаФосфоритыЛеса занимают ¾ площади Европейского Севера, что составляет 40% лесных ресурсов европейской части страны. Для западной части района характерен следующий видовой состав:сосна, ель, карельская береза; для восточной: ель, сосна, лиственница, пихта, встречается кедр.Европейский Север богат водными ресурсами На западе района расположено более 160 тыс.озер. Среди них самые крупные: Ладожское (1) и Онежское (2)озера. Реки на западе района порожисты. На востоке реки многоводны и судоходны. Среди них крупнейшие: Печора, Северная Двина, Онега, Мезень. ПечораМезеньСев.Двина12ОнегаЛадожское озероОнежское озероРека ПечораРека Северная ДвинаРека ОнегаРека МезеньРеки западной части Европейского Севера имеют большой энергетический потенциал, который оценивается в 19,3 млрд.Квт/час. Сток рек зарегулирован озерами, поэтому на них выгодно создание каскадов ГЭС небольшой мощности. Европейский Север расположен в зонах тундры и тайги, поэтому почвы для ведения сельского хозяйства неблагоприятные: тундрово-глеевые и подзолистые. Много болот.

ОбразецНорвегия- ОслоХельсинкиФинляндияКомиНенецкий АОКарелияВологодская облАрхангельская обл.Мурманская облСыктывкарПетрозаводскМурманскВологдаНарьян-МарАрхангельскУсловные знаки:1.Северо-Западный район2 Центральный район3.Волго-Вятский район4.Уральский район5.Западно-Сибирский район6.Ладожское озеро2.Онежское озеро12Баренцево мореБелое мореСеверные увалыХибины543Тиманский кряж67УгольЖелезная рудаМедьНикельАпатитыНефтьГазАлюминиевые руды Карское мореПортыСеверная ДвинаПечора

Рефлексия1. На уроке я работал активно/пассивно2. Своей работой на уроке я доволен/не доволен3. Урок мне показался коротким/длинным4. Материал урока мне был понятен/ не понятен полезен/бесполезен интересен/скучен

НавигацияФотографияИнформацияКарта

Ресурсыhttps://my-shop.ru/shop/books/358712.html карты Европейского Севераhttps://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Map_of_Russia_-_Northern_economic_region.svg карта Европейского Севера https://www.fotodays.ru/download/3220-3/swamp_from_the_North болота Севераhttps://img-fotki.yandex.ru/get/4009/lar-yasinskaya.b/0_3360b_acb42591_XL полярная ночьhttps://www.raut.ru/files/tato/gallery/sea/more16.jpg Баренцево мореhttps://vneuroka.ru/okrmir_gallery.php?cat=1&sub=3&page=5 значки полезных ископаемыхhttps://www.ticrk.ru/resources/8918-original.jpeg Онежское озероhttps://www.spbgu.ru/forums/uploads/post-22-1159719176.jpg Ладожское озероhttps://static.panoramio.com/photos/original/2241869.jpg Северная Двинаhttps://img0.liveinternet.ru/images/attach/b/3/20/646/20646936_1205796372_pechora_port.jpg Печораhttps://fyodors.narod.ru/images/cosic.jpg Река Мезеньhttps://www.rusadventures.ru/upload_ctrl/showDBFile.aspx?FileID=37917 река Онега

Источник

Практические работы на контурных картах для 9 класса

Раздел «Федеральное устройство России». Практическая работа №1. 1.1) Задание а контурной карте, стр 2-3. Пользуясь картами атласа, стр 10-11, на контурную карту нанести : а границу России; страны и их столицы, с которыми граничит Россия, границу России; б) соседей первого, второго порядка- штриховкой; в) крупные города – морские порты – синим цветом; 1.2) Задание на контурной карте, стр 4-5. Пользуясь картой атласа, стр 10-11 на контурную карту нанести, стр 10-11 на контурную карту нанести: а)республики Р.Ф и их столицы; б) границы и названия автономных округов и их центры; в)Республику Татарстан и столицу – город Казань; г) федеральные округа и их центры.

Раздел «Население». Практическая работа №2. 2.1)Задание на контурной карте, стр 6-7. Пользуясь картой атласа, стр 42-43, «Плотность населения», на контурную карту нанести: а)Плотность сельского населения ( использовать цветные карандаши); б)Число жителей в городах ( использовать черную шариковую ручку); 2.1)Задание на контурной карте, стр 8-9.Пользуясь картой атласа, стр 42-43, «Природные условия жизни населения», «Рождаемость», «Смертность», « Естественный прирост», на контурную карту нанести: а)Природные условия жизни населения (использовать цветные карандаши); б)Коэфициэнты рождаемости ( использовать цветные карандаши); в) регионы с распространение ислама, буддизма, традиционных верований.

Раздел «Межотраслевые комплексы России».

Практическая работа №3 – «Лесная промышленность», « Легкая промышленность», «Пищевая промышленность». 3.1)Пользуясь картой атласа, стр 52-53, на контурную карту, ср 18-19 нанести центры лесной промышленности: а) по производству целлюлозы, бумаги, картона; б) промышленные центры, лидирующие по производству целлюлозы, бумаги, картона; 3.2) Пользуясь картой атласа, стр 52-53, на контурную карту, ср 18-19 нанести отрасли и промышленные центры легкой промышленности: а)хлопчатобумажная, льняная, шерстяная, шелковая, трикотажная, швейная, кожевенная и обувная, меховая; б) промышленные центры крупнейшие и прочие. 3.3) Пользуясь картой атласа, стр 52-53, на контурную карту, ср 18-19 нанести отрасли и центры пищевой промышленности: а)сахарная, масложировая, плодоовощных консервов, мясная, маслосыродельная и молочная, рыбная, крупяная и мукомольная; б) промышленные центры крупные и прочие.

Практическая работа №4 – Топливно Энергетический комплекс. 4.1) Пользуясь картой атласа , стр 46 – «Нефтяная промышленность», «Газовая промышленность» а контурную карту, стр 10, нанести : а)Центры добычи и переработки нефти; нефтеэкспортирующие порты; б)Центры добычи и переработки газа, заводы по сжижению газа. 4.2) Пользуясь картой атласа, стр 47 – «Угольная промышленность», «Электроэнергетика» на контурную карту, стр 11, нанести : а)Основные районы добычи угля: каменного, энергетического, бурого; б)ТЭС, ГЕС,АЭС, геотермальные электростанции.

Практическая работа №5 – Металлургический комплекс. 5.1) Пользуясь картой атласа, стр 48 – «Черная металлургия», на контурную карт, стр 12, нанести производство(центры): а): чугуна, стали, проката( полного цикла);б) стали, проката(предельное); в) стали, проката (бездоменное); в)Трубопрокатное. 5.2) Пользуясь картой атласа, стр 48 – «Цветная металлургия» на контурную карту, стр 13 нанести производство( центры): а)алюминия, глинозема, меди, цинка, олова, магния, титана, никеля, свинца, проката цветных металлов; б) добычи хромитовых, марганцевых, алюминиевых, оловянных руд, цинка, свинца, золота.

Практическая работа №6 – Химическая промышленность». 6.1)Пользуясь картой атласа, стр 49 – «Химическая промышленность» на контурную карту, стр 14, нанести центры производства: а)синтетического каучука, б)синтетических смол и пластмасс; в) химического волокна, г) шин; 6.2) Пользуясь картой атласа, стр 49 – «Производство минеральных удобрений», на контурную карту, стр 15, нанести: а)производство минеральных удобрений – азотных, фосфорных, калийных, комплексных; б)добыча апатитов, фосфоритов, серы, калийных солей.

Практическая работа №6 – Машиностроительный комплекс. 7.1) Пользуясь картой атласа, 50-51 – «машиностроение» на контурную карту, стр 16-17 нанести центры по производству тяжелого машиностроения: а)оборудования для горнорудной, нефтегазовой и металлургической промышленности; б)энергетического оборудования; 7.2) Пользуясь картой атласа, 50-51 – «машиностроение» на контурную карту, стр 16-17 нанести центры по производству железнодорожного машиностроения и судостроения: а)локомотивов; б) пассажирских вагонов; в) грузовых вагонов; г) вагонов метро; д) морского и речного судостроения. 7.3) Пользуясь картой атласа, 50-51 – «машиностроение» на контурную карту, стр 16-17 нанести центры по производству автомобилей: а) грузовых; б) легковых, в)автобусов, г)центры сборки автомобилей.

Раздел « Европейский Север». Практическая работа № 8 . Пользуясь картой атласа, стр 66, «Европейский Север» на контурную карту, стр 18-19, нанести: а) все субьекты Р.Ф, входящие в состав Европейского Севера, указать административные центры; б) месторождения (названия) полезных ископаемых; в)основные промышленные центры с отраслями промышленности; в) города – крупные морские порты.

Раздел «Европейский Северо – Запад». Практическая работа№ 9. Пользуясь картой атласа, стр 67-«Европейский Северо-Запад», на контурную карту, стр 21 нанести: а) все субъекты Р.Ф, входящие в состав Европейского Севера, указать административные центры; б) месторождения (названия) полезных ископаемых; в)основные промышленные центры с отраслями промышленности; в) города – крупные морские порты.

Раздел «Центральная Россия». Практическая работа №10. Пользуясь картой атласа, стр 68-69 – «Центральная Россия», на контурную карту, стр 22, нанести: а) все субъекты Р.Ф, входящие в состав Европейского Севера, указать административные центры; б) месторождения (названия) полезных ископаемых; в)основные промышленные центры с отраслями промышленности.

Раздел «Европейский Юг». Практическая работа №11. Пользуясь картой атласа, стр 72- «Европейский Юг», на контурную карту, стр 24, нанести: а) все субъекты Р.Ф, входящие в состав Европейского Севера, указать административные центры; б) месторождения (названия) полезных ископаемых; в)основные промышленные центры с отраслями промышленности; в) города – крупные морские порты.

Раздел «Поволжье». Практическая работа №12. Пользуясь картой атласа, стр 70 – «Поволжье», на контурную карту, стр 26, нанести: а) все субъекты Р.Ф, входящие в состав Европейского Севера, указать административные центры; б) месторождения (названия) полезных ископаемых; в)основные промышленные центры с отраслями промышленности; в) города – крупные морские порты.

Раздел «Урал». Практическая работа №13. Пользуясь картой атласа, стр 74- «Урал», на контурную карту, стр 27, нанести: а) все субъекты Р.Ф, входящие в состав Европейского Севера, указать административные центры; б) месторождения (названия) полезных ископаемых; в)основные промышленные центры с отраслями промышленности.

Раздел «Западная Сибирь». Практическая работа №14. Пользуясь картой атласа, стр 74 – «Западная Сибирь», на контурную карту, стр 28, нанести: а) все субъекты Р.Ф, входящие в состав Европейского Севера, указать административные центры; б) месторождения (названия) полезных ископаемых; в)основные промышленные центры с отраслями промышленности; в) города – крупные морские порты.

Раздел «Восточная Сибирь». Практическая работа №15. Пользуясь картой атласа, стр 78 – «Восточная Сибирь», на контурную карту, стр 29, нанести а) все субъекты Р.Ф, входящие в состав Европейского Севера, указать административные центры; б) месторождения (названия) полезных ископаемых; в)основные промышленные центры с отраслями промышленности; в) города – крупные морские порты.

Раздел Дальний Восток. Практическая работа №16. Пользуясь картой атласа, стр 80 – «Дальний Восток», на контурную карту, стр 30, нанести: а) все субъекты Р.Ф, входящие в состав Европейского Севера, указать административные центры; б) месторождения (названия) полезных ископаемых; в)основные промышленные центры с отраслями промышленности; в) города – крупные морские порты.

:

.

Источник

Изображения обложек учебников приведены на страницах данного сайта исключительно в качестве иллюстративного материала (ст. 1274 п. 1 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации)

Авторы: Приваловский

Издательство: Дрофа

Решебник: Еуроки ГДЗ

В восьмом классе в программе географии особое внимание уделяется полезной и непростой работе с контурными картами. Эффективные в плане запоминания названий объектов и их месторасположения, контурные карты по географии за 8 класс разрабатываются отдельно к каждому комплекту учебных пособий в рамках ФГОС (учебник и атлас).

Одним из наиболее удачных учителя называют материал, автор которого – Приваловский А. Н. В нем привлекает:

– доступная форма подачи, изложения материала;

– хорошие вопросы и задания для работы с контурной картой;

– удобно с точки зрения дальнейшего изучения материала в 9 классе и подготовки к экзаменам (ОГЭ, ЕГЭ).

Выпускает пособие издательство Дрофа, давно известное учителям, родителям и педагогам, имеющее высокие экспертные оценки о качестве его учебной литературы.

Чтобы разобраться, как правильно работать с картами, стоит изучить решебник к пособию. Там не только даны верные ответы, но и показано, как грамотно составлять условные обозначения, подписывать и размечать географические объекты. Форма записи имеет существенное значение при оценке экзаменационной, контрольной и текущей работы.

Универсальные контурные карты Приваловского для восьмиклассников и решебник к ним

Регулярная и ответственная работа с материалом контурных карт по географии в 8 классе по пособиям Приваловского Алексея Никитича, выпущенным издательством Дрофа, позволит четко и глубоко понять и запомнить материал курса. В числе основных разделов за восьмой класс, по которым предлагаются задания в практикуме:

– особенности географического положения РФ;

– тектоническое строение, полезные ископаемые и особенности рельефа нашей страны;

– климатические пояса, области России;

– мероприятия по охране природе, сохранению природного наследства государства;

– регионы и административные районы РФ – Северо-Запад и Европейский Север, Урал, Поволжье, Европейский Юг и Центральная Россия, Восточная и Западная Сибирь и Дальний Восток;

– особенности стихийных природных явлений, меры по предупреждению и борьбе с ними.

Определив количество времени, которое будет регулярно тратиться на работу со сборником и решебником к нему, восьмиклассники приступают к реализации плана своей работы. Подготовка по ГДЗ традиционно включает:

– оценку своего базового уровня знаний;

– постановку индивидуальных целей. Это может быть как повышение текущего и итогового балла по географии, так и подготовка к участию в географических олимпиадах и конкурсах, проводимых на внешкольных и школьных площадках, а также – заблаговременный сбор и систематизация материала, необходимого для сдачи экзамена по предмету в девятом классе. Многие девятиклассники предпочитают географию в качестве дисциплины по выбору на ОГЭ;

– систематический контроль достигнутых результатов и их динамики, выявление и исправление ошибок, устранение проблем, корректировка планов. Самопроверка и самоконтроль – одни из наиболее эффективных форм работы, позволяющих не только повысить баллы, но и получить глубокие и полные знания, обрести ценный навык работы с информацией.

Многие репетиторы рекомендуют контурные карты и другие аналогичные пособия этого автора и используют их в своей работе. Сборник отличает хорошая систематизация материала и универсальность, возможность применения его с различными базовыми теоретическими учебниками, УМК и программами по дисциплине в восьмом классе. Подходит для занятий на кружках и курсах подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по географии.

Источник