Контурная карта евразия рельеф и полезные ископаемые
- Все рабочие тетради (главная страница сайта)
- ГДЗ к контурным картам по географии. 7 класс «Дрофа»
Комментарий: Работу лучше выполнять по шагам, последовательно выполняя задания к контурным картам. Для того, чтобы увеличить карту, просто нажмите на неё. Также можно увеличивать и уменьшать размер страницы при помощи одновременного клавиш Ctrl и «+» или Ctrl и «-«.
ЗАДАНИЯ
Для выполнения заданий будем рассматривать атлас на страницах 38, 39, 40 и 41.
1. Подпишите крайние точки Евразии и их географические координаты.
Крайние точки Евразии:
- северная — мыс Челюскин — географические координаты 77°43′ с. ш. 104°18′ в. д.
- восточная — мыс Дежнёва — географические координаты 66°04′ с. ш. 169°39′ з. д.
- южная — мыс Пиай — географические координаты 1°15′ с. ш. 103°30′ в. д.
- западная — мыс Рока — географические координаты 38°46′с. ш. 9°29′ з. д.
2. Обозначьте условную границу между Европой и Азией.
Граница между Европой и Азией (обозначена красной линией) — это условная граница. Существует несколько вариантов обозначения этой границы:
- Вариант 1 (обозначена на нашей карте): от Байдарацкой губы (залив в Карском море) → вдоль восточной границы Уральских гор → по реке Эмбе → по северному берегу Каспийского моря → по северо-восточной границе Кавказских гор → по Керченскому проливу → пересекая Чёрное море → по проливу Босфор → пересекая Мраморное море → по проливу Дарданеллы → пересекая Средиземное море → по Суэцкому каналу.
- Вариант 2: от Байдарацкой губы (залив в Карском море) → вдоль водораздела Уральских гор → по реке Урал → по северному берегу Каспийского моря → по водоразделу Кавказских гор → по Керченскому проливу → пересекая Чёрное море → по проливу Босфор → пересекая Мраморное море → по проливу Дарданеллы → пересекая Средиземное море → по Суэцкому каналу.
3. Подпишите моря, заливы, проливы, острова, полуострова и архипелаги вдоль береговой линии Евразии.
- Океаны:
- Тихий океан
- Северный Ледовитый океан
- Атлантический океан
- Индийский океан
- Моря:
- Норвежское море
- Баренцево море
- Белое море
- Печёрское море
- Карское море
- море Лаптевых
- Восточно-Сибирское море
- Чукотское море
- Берингово море
- Охотское море
- Японское море
- Жёлтое море
- Восточно-Китайское море
- Южно-Китайское море
- Филиппинское море
- море Бирма
- Лаккадивское море
- Аравийское море
- Красное море
- Средиземное море
- Эгейское море (часть Средиземного моря)
- Адриатическое море (часть Средиземного моря)
- Ионическое море (часть Средиземного моря)
- Тирренское море (часть Средиземного моря)
- Балеарское море (часть Средиземного моря)
- Альборан (часть Средиземного моря)
- Кельтское море
- Северное море
- Балтийское море
- Чёрное море
- Мраморное море
- Азовское море
- Каспийское море (на самом деле является самым крупным озером на Земле)
- Заливы:
- Бискайский залив
- Финский залив
- Ботнический залив
- Персидский залив
- Оманский залив
- Бенгальский залив
- Сиамский залив
- залив Шелихова
- Бохайский залив
- Проливы:
- Гибралтарский пролив
- пролив Дарданеллы
- пролив Босфор
- пролив Ла-Манш
- Керченский пролив
- Татарский пролив
- Корейский пролив
- Берингов пролив
- Суэцкий канал
- Острова:
- остров Великобритания
- остров Ирландия
- остров Исландия
- остров Врангеля
- остров Сахалин
- остров Хоккайдо
- остров Хонсю
- остров Сикоку
- остров Кюсю
- остров Тайвань
- остров Хайнань
- остров Калимантан (Борнео)
- остров Суматра
- остров Ява
- остров Шри-Ланка
- остров Кипр
- остров Крит
- остров Сицилия
- остров Сардиния
- остров Корсика
- Полуострова:
- Кольский полуостров
- полуостров Ямал
- полуостров Таймыр
- Чукотский полуостров
- полуостров Камчатка
- полуостров Корея
- полуостров Индокитай
- полуостров Малакка
- полуостров Индостан
- Аравийский полуостров
- полуостров Малая Азия
- Крымский полуостров
- Балканский полуостров
- Апеннинский полуостров
- Пиренейский полуостров
- Скандинавский полуостров
- Архипелаги:
- Шетландские острова
- Фарерские острова
- Шпицберген
- Земля Франца-Иосифа
- Новая Земля
- Северная Земля
- Новосибирские острова
- Курильские острова
- Филиппинские острова
- Большие Зондские острова
- Андаманские острова
- Мальдивские острова
4. Цветом покажите направления и названия тёплых и холодных течений.
Тёплые течения:
- Северо-Атлантическое течение
- Норвежское течение
- Северо-Тихоокеанское течение
- течение Куросио
- Муссонное течение
- Южное пассатное течение
- Северное пассатное течение
Холодные течения:
- Восточно-Гренландское течение
- Курильское течение
- Сомалийское течение
5. Подпишите крупные формы рельефа: низменности, равнины, плоскогорья, нагорья, горы.
- Низменности:
- Туранская низменность
- Прикаспийская низменность
- Индо-Гангская низменность
- Месопотамская низменность
- Равнины:
- Восточно-Европейская равнина
- Западно-Сибирская равнина
- Великая Китайская равнина
- Плоскогорья:
- Среднесибирское плоскогорье
- плоскогорье Декан
- Нагорья:
- Иранское нагорье
- Становое нагорье
- Колымское нагорье
- Горы:
- Гималаи
- Тибет
- Куньлунь
- Памир
- Гиндукуш
- Тянь-Шань
- Альпы
- Кавказ
- Алтай
- Саяны
- Карпаты
- Уральские горы
- Скандинавские горы
- Пиренеи
6. Раскрасьте природные зоны соответствующим цветом.
Природные зоны:
- арктических пустынь — закрашена голубым цветом
- тундры и лесотундры — закрашена фиолетовым цветом
- приокеанических лугов — закрашена лиловым цветом
- тайги — закрашена тёмно-зелёным цветом
Природные зоны:
- смешанных лесов — закрашена светло-зелёным цветом
- широколиственных лесов — закрашена зелёным цветом
- лесостепей и степей — закрашена жёлтым цветом
- полупустынь и пустынь — закрашена оранжевым цветом
Природные зоны:
- саванн и редколесий — закрашена болотным цветом
- жестколистных вечнозелёных лесов и кустарников (средиземноморская) — закрашена коричневым цветом
- переменно-влажных (в том числе муссонных) лесов — закрашена сине-серым цветом
- постоянно влажных экваториальных и тропических лесов — закрашена ярко-голубым цветом
Природные зоны:
- области высотной поясности
7. С помощью условных знаков покажите полезные ископаемые: нефть, газ, каменный уголь, железные, медные, марганцевые, хромовые руды, золото, алмазы и калийные соли.
- Все рабочие тетради (главная страница сайта)
- ГДЗ к контурным картам по географии. 7 класс «Дрофа»
- Все рабочие тетради (главная страница сайта)
- ГДЗ к контурным картам по географии. 8 класс «Дрофа»
Комментарий: Работу лучше выполнять по шагам, последовательно выполняя задания к контурным картам. Для того, чтобы увеличить карту, просто нажмите на неё. Также можно увеличивать и уменьшать размер страницы при помощи одновременного клавиш Ctrl и «+» или Ctrl и «-«.
ЗАДАНИЯ
Для выполнения заданий будем рассматривать атлас на страницах 4, 5, 10 и 11.
1. Разными цветами покажите складчатые области, штриховкой покажите выступы кристаллического фундамента.
- Граница России обозначена красной линией.
- Байкальская и раннекаледонская складчатость (1200 — 520 млн. лет) — тёмно-синяя заливка
- Каледонская складчатость (460 — 400 млн. лет) — фиолетовая заливка
- Герцинская складчатость (300 — 230 млн. лет) — коричневая заливка
- Мезозойская складчатость (160 — 70 млн. лет) — тёмно-зелёная заливка
- Кайнозойская складчатость (от 30 млн. лет до наст. врем) — жёлтая заливка
- Выступы кристаллического фундамента — красная заливка
2. Подпишите названия крупных форм рельефа: равнины, низменности, горы, нагорья, плоскогорья, плато.
Равнины России:
- Восточно-Европейская (Русская) равнина
- Западно-Сибирская равнина
- Азово-Кубанская равнина (1)
Низменности России:
- Прикаспийская низменность
- Северо-Сибирская низменность
- Яно-Индигирская низменность
- Колымская низменность
- Барабинская низменность
Горы России:
- Кавказские горы (Большой Кавказ)
- Уральские горы
- Алтай
- Саяны
- Срединный хребет (полуостров Камчатка)
- Верхоянский хребет
- хребет Черского
- Становой хребет
Нагорья России:
- Корякское нагорье
- Чукотское нагорье
- Алданское нагорье
- Становое нагорье
Плоскогорья России:
- Среднесибирское плоскогорье
- Анадырское плоскогорье
- Янское плоскогорье
Возвышенности России:
- Среднерусская возвышенность
- Приволжская возвышенность
- Северные Увалы
- Валдайская возвышенность
- Тиманский кряж
Плато России:
- Приленское плато
- Вилюйское плато
- Центрально-Тунгусское плато
- плато Путорана
3. Подпишите максимальные абсолютные высоты на Кольском полуострове, Урале, Алтае, Кавказе, Среднерусской возвышенности, Среднесибирском плоскогорье, полуострове Камчатка.
Горные пики России (обозначены красными точками):
- Кавказские горы (Большой Кавказ)
- гора Эльбрус — 5642 м (2)
- гора Дыхтау — 5204 м (3)
- гора Казбек — 5032 м (4)
- Уральские горы
- гора Ямантау — 1638 м (5)
- гора Конжаковский камень — 1569 м (6)
- гора Народная — 1895 м (7)
- Алтай
- гора Белуха — 4509 м (8)
- Срединный хребет (полуостров Камчатка)
- Ключевская Сопка — 4850 м (9)
- Кольский полуостров — 1200 м
- Среднерусская возвышенность — 471 м
- Среднесибирское плоскогорье — 1701 м
4. Отметьте крупные месторождения железной руды, нефти и газа, каменного угля, алмазов, золота и укажите, в пределах каких крупных форм рельефа они находятся.
- Железные руды — Среднерусская возвышенность, Кольский полуостров, Уральские горы, Среднесибирское плоскогорье, Саяны, Становой хребет, Алданское нагорье.
- Нефть — Кавказ, Каспийское море, Приволжская возвышенность, Уральские горы, Западно-Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье, остров Сахалин.
- Газ — Кавказ, Каспийское море, Приволжская возвышенность, Уральские горы, Западно-Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье, остров Сахалин.
- Каменный уголь — Азово-Кубанская равнина, Уральские горы, Саяны, Северо-Сибирская низменность, Алданское нагорье, Верхоянский хребет, хребет Черского, полуостров Камчатка, остров Сахалин.
- Алмазы — Среднесибирское плоскогорье.
- Золото — Уральские горы, Становое нагорье, Алданское нагорье, Янское плоскогорье, Анадырское плоскогорье, Чукотское нагорье, Колымское нагорье, Корякское нагорье.
- Все рабочие тетради (главная страница сайта)
- ГДЗ к контурным картам по географии. 8 класс «Дрофа»
Урок по данной теме содержит большой теоретический материал, требует наглядности, с целью облегчения усвоения темы, было создано электронное приложение к уроку «Рельеф и полезные ископаемые Евразии». Поскольку это урок изучения и первичного закрепления знаний, электронное приложение в доступной, яркой, наглядной форме представляет учащимся теоретический материал, повышает мотивацию к обучению, активизирует познавательные процессы, повышает эффективность урока. В данное приложение собран из различных источников весь необходимый материал по теме, что делает его удобным в использовании. Оно включает в себя презентацию, видеофрагмент, флэш-анимации, подробную разработку урока, рабочую тетрадь. В изложении материала использовался творческий подход, присутствуют схемы, с помощью которых лучше усваивается материал.
В ходе урока, для проверки домашнего задания и закрепления нового материала, используется интерактивная доска «Smart Board» (в приложении есть файл Notebook «Крайние точки Евразии» для интерактивной доски), а также при работе на контурной карте учащиеся отмечают крайние точки и формы рельефы маркерами на интерактивной доске.
Цель и задачи урока: создать условия для формирования знаний о современном рельефе материка Евразия; создать условия для формирования образного представления о формах рельефа материка; формирования эмоционально – ценностного отношения к миру; совершенствовать умение называть и показывать крупные формы рельефа на карте; устанавливать причинно- следственные связи, закономерности размещения тектонических структур, форм рельефа и полезных ископаемых .
Оборудование: физическая карта Евразии, атласы, карта строения земной коры, презентация «Рельеф Евразии», рабочая тетрадь, видеофрагмент «Гималаи», интерактивная доска «Smart Board», анимации «Образование складчатых гор», «Равнины мира» «Вулканы Камчатки».
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Проверка знаний
- Задание на интерактивной доске: установить соответствие между крайними точками Евразии и их географическими координатами (файл notebook «Крайние точки»).
- Фронтальный опрос по вопросам об особенностях ГП Евразии, работа с физической картой Евразии.
- Задание на интерактивной доске: отметить и подписать название крайних точек Евразии на контуре материка.
3. Изучение нового материала.
1. Вступительная беседа.
– Какой компонент природы мы всегда изучаем после ГП материка? (Слайд №1)
– Почему знание рельефа необходимо при изучении материка?
2. Задание: посмотрите на физическую карту и попытайтесь дать образное описание рельефа Евразии, выделить особенности. (Слайд №2)
Ответы учащихся, с помощью наводящих вопросов.
– Разнообразен ли рельеф Евразии?
– Что вы можете сказать высоте Евразии?
– Назовите величайшую горную систему земного шара.
– Что вы можете сказать о количестве и размерах равнин?
– Посчитайте колебания высот на материке. (Слайд № 3)
3. Постановка проблемы.
Чем объясняется разнообразие поверхности материка? В чем причины такого расположения гор и равнин? (Слайд №4)
География опять!
Рельеф Евразии мы будем изучать.
Его разнообразие по карте замечается
От других материков он очень отличается.
Почему так? Не поймете, коль причин не разберете.
Мы до сути докопаемся,
И узнать все постараемся.
4. Строение земной коры в пределах Евразии.
-С помощью каких источников информации мы можем узнать, какое строение имеет земная кора в пределах Евразии?
Какой тип земной коры залегает в основании материков? Какие участки на нем выделяются? Какие формы рельефа им соответствуют? (работа по схеме) (Слайд № 5)
5. Анализ карты строения земной коры. (Слайд № 6)
– Что лежит в основании материка Евразии?
– Одинаковый ли возраст участков Евразийской плиты?
– Выделите по карте самые древние участки Евразийской литосферной плиты, определите их возраст.
– Где в основании находятся области складчатости? Назовите их возраст.
– Почему складчатые пояса находятся на южной и восточной окраине материка?
Формулируем вывод: Причина разнообразия поверхности материка в строении и истории развития земной коры.
6. Землетрясения и вулканизм.
– С какими плитами взаимодействует Евразийская плита на востоке и на юге?
– Чем отличаются эти части материка?
– Что происходит в таких зонах и как они называются? (Слайд № 7)
– Что вы помните о Тихоокеанском огненном кольце?
– Когда было последнее крупнейшее землетрясение в этой зоне? (Слайд №8)
7. Вулканы.
– Приведите примеры действующих вулканов (работа с картой, Слайды № 9-10)
– Вулканы Камчатки (просмотр анимации «Вулканы Камчатки»).
8. Древнее оледенение.
– Что еще повлияло на рельеф Евразии?
Сообщение учащегося (индивидуальное задание) «Древнее оледенение на материке Евразия».
9. Основные формы рельефа.
Работа по схеме (Слайд № 11), заполнение таблицы в рабочей тетради с помощью карты (смотри рабочую тетрадь), проверка по слайду (Слайд № 12).
10. Виртуальное путешествие по Евразии.
Горы Евразии. (Слайды №13-23)
Гималаи (просмотр видеофрагмента «Гималаи» (Слайд № 14), просмотр анимации «Образование складчатых гор» (Слайд № 15), работа с картой, беседа)
Памир, Альпы, Тянь– Шань, Кунь– Лунь, Тибет, Кавказ.
Равнины Евразии. (Слайд № 24-26)
(работа с картой, беседа).
11. Полезные ископаемые.
– Вспомнить закономерности распределения полезных ископаемых и тектонических структур (Слайд № 27).
– Богата ли Евразия полезными ископаемыми? (работа с картой, слайд № 28)
– Заполнить таблицу в рабочей тетради, проверка по слайду (Слайд № 29)
4. Закрепление изученного материала.
1. Задание на интерактивной доске: на контурной карте Евразии подписать три крупные равнины и три горные системы, по выбору учащегося.
2. Задание (рабочая тетрадь, проверка по слайду №30)
С давних пор привыкли горы
О высотах вести споры,
Трудно это, или просто,
Нам расставить их по росту?
Определить и расставить по мере увеличения высоты горные вершины: Монблан, Эльбрус, Белуха, Джомолунгма, Чогори.
3. Работа по тренажерам на интерактивной доске.
Д/З. п. 60-61 изучить, отметить на контурной карте формы рельефа Евразии.
Интернет – ресурсы, использованные при подготовке презентации:
- https://geograph/ucoz/kz/load/videokollekcija/7klass.
- https://images/yandex.ru
- https://ru.wikipedia/org/wiki/
- https://lotoskaj/ucoz/ru
- https://narod/ru
- https://school-collection/edu/ru
- https://img12.nnm.ru
- https://img15.nnm/ru
- https://0222.bu/upload/world
- https://novost.ge/wp-content
- https://graphics8/nutimes.com/images
- https://upload:wikimedia/org/wikipedia
- https://wwwalt-guide.ru
- https://wwwtrekkingsclub.ru
Приложение 1 (Рабочая тетрадь)
Цели:
- образовательные: сформировать знания об общих чертах и особенностях рельефа, основных этапах его формирования и полезных ископаемых Евразии;
- воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения при раскрытии вопроса о природе рельефа и полезных ископаемых Евразии;
- развивающие: развивать умение работать с учебником, дополнительным материалом, интерактивной доской, контурными картами, компьютерами.
Уметь:
- сопоставлять и анализировать карты, с целью получения новых знаний,
- по типовому плану характеризовать основные формы рельефа,
- составлять листы опорных сигналов (ЛОС), делать выводы.
Оборудование: Интерактивная доска, мультимедийная установка, физическая карта полушарий и Евразии, компьютер, тетради, дидактические карточки, раздаточный материал со списком номенклатуры.
Ход урока (40 мин.)
1. Орг. момент (1 мин.)
2. Проверка знаний и умений (5 мин.)
А) индивидуальные карточки -3 чел.
Б) Игра “Крестики – нолики”
Сегодня я предлагаю вам вспомнить игру, в которую, наверное, играли еще много лет назад ваши бабушки и дедушки. Да и некоторые из вас иногда, на переменах увлекаются этой игрой. Она называется “крестики- нолики”, и условия ее известны каждому.
На интерактивной доске нарисована решетка для этой игры – девять ячеек.
Класс делится на 2 команды (команда – «крестики», команда – «нолики»). Для того, чтобы игроки имели возможность вписать свой значок в клеточку, нужно правильно ответить на географические вопросы. Ряд может быть любым – по горизонтали, вертикали и диагонали.
Вопросы:
- Что такое литосфера? (Каменная оболочка земли.)
- Что такое рифт? (Разлом в земной коре.)
- Частью какой плиты является Африкано-Аравийская платформа? (Африканская.)
- Почему материк Австралию называют самым спокойным материком в геологическом отношении? (Нет действующих вулканов и областей землетрясений.)
- Что обозначают эти цифры 1960, 1970, 1985г.? (Землетрясения в Южной Америке, в Андах.)
- Почему говорят, что в Антарктиде продолжается ледниковый период?
- Высочайшая вершина Африки? (Килиманджаро.)
- Высочайшая точка Анд и всего западного полушария? (г. Аконкагуа – до 6960 м.)
- Какие крупные формы рельефа характерны для Северной Америки? (Кордильеры, Аппалачи, Центральные равнины, Великие равнины, Примексиканская низменность, Миссисипская низменность, Приатлантическая низменность, Скалистые горы).
3. Актуализация знаний и умений (3 мин.)
СЛАЙД 1 – эпиграф
Эпиграфом нашего сегодняшнего урока будут слова К.Паустовского: “Познания и странствия неотделимы друг от друга. Это непременное качество всех путешествий – обогащать человека огромностью и разнообразием знаний”.
Сегодня необычный урок: урок-путешествие.
СЛАЙД 2 – урок-путешествие, картинки
Класс разделен на 3 группы
Ребята, я предлагаю вам побывать в роли путешественников.
(Раздаются галстуки одного цвета, предлагается повязать их, так чтобы каждая группа отличалась от другой, не снимая галстуки).
Нам предстоит, исследовать особенности и основные этапы формирования рельефа Евразии.
Евразия – значительно выше других материков. На ее территории расположены высочайшие горные системы земного шара. Самая высокая из них – Гималаи с вершиной Джомолунгма (Эверест, 8848м). Равнины Евразии отличаются огромными размерами и тянутся на тысячи км. В Евразии особенно велики колебания высот. Разница между впадиной Мертвого моря и самыми высокими вершинами Гималаев превышает 9км.
Чем же объяснить это разнообразие поверхности Евразии? Почему говорят, что Евразия исключительно богата ПИ?
На эти вопросы мы будем искать ответы в течение урока, используя знания, полученные на уроках географии, истории.
Открываем тетради, записываем число, тема: Рельеф Евразии.
СЛАЙД 3 – тема
4. Изучение нового материала
На столах лежат маршрутные листы, используя которые вы сможете без труда совершить путешествие по Евразии.
СЛАЙД 4 – маршрутный лист
Начало пути – Станция №1В прошлое – Станция №2 Равнины – Станция №3 Восхождение – Привал – Станция №4 Взрыв – Станция №5 Волшебная кладовая (конец пути)
СЛАЙД 5 – Станция №1В прошлое
Музыка №1 – А.Пугачевой «Старинные часы»
СЛАЙД 6 – Дрейф континентов
Ребята, вспомните как появился материк Евразия? (200 млн. л.н. – Пангея, 135млн.л.н – Гондвана, Лавразия – настоящее время (6 материков).
Работа с атласом стр. 4–5.
Предлагается дать анализ строения земной коры Евразии?
В основе материка лежит Евроазиатская ЛП; есть столкновение с Африканской, Тихоокеанской плитами; в местах столкновения плит расположены сейсмические пояса: Альпийско-Гималайский и Тихоокеанский. В центральных районах Евразии преобладают платформы, а в южных и восточных – горные области, следовательно, на севере и западе преимущественно расположены равнины, а на юге и востоке – горы.
Обратите внимание, что горные области Евразии отмечаются разными цветами. Путешественники, как вы считаете, с чем это может быть связано? (разный возраст горообразования). Сопоставляя карты атласа заполнить таблицу (стр. 4-5, стр. 26-27).
СЛАЙД 7 – таблица
Задание №1
Рельеф Евразии, внутреннее строение земной коры
Строение земной коры | Соответствующие формы рельефа (заполнить) | |
Древние платформы | Восточно-Европейская | Восточно-Европейская (Русская) равнина |
Сибирская | Среднесибирское плоскогорье | |
Индийская | Декан плоскогорье | |
Китайско-Корейская | Великая китайская равнина | |
Области складчатости | Древняя | Уральские, Алтай, Саяны, Тянь-Шань, Западно-Сибирская равнина |
Средняя | Верхоянский хр., хр. Черского, хр. Сихоте – Алинь, Чукотское нагорье, Колымское нагорье, Кунь-Лунь. | |
Новая | Памир, Кавказ, Срединный хр., Гималаи. |