Консультация полезные советы для чего нужна пальчиковая гимнастика

«Стирка»

Мылом мылю я носки, (водим кулачком по ладошке)

Крепко трутся кулачки, (трём кулачками друг о друга)

Сполосну носочки ловко (двигаем кистями рук вправо-влево)

И повешу на верёвку. (поднимаем руки вверх, кисти сгибаем)

«Подарок мишке»

Нитку тянем, отрываем (изобразить)

И в иголку продеваем. (изобразить)

Будем шить рубашку мишке (изобразить стежки)

И сошьём ему штанишки. (провести ладонями по бёдрам)

«По водицу»

Рассказать вам, где мы были?

К речке по воду ходили, («человечки» обеими руками)

Принесли в ведре водицы, («ведро»)

Чтоб детишкам всем умыться. (изобразить)

«Апельсин»

Я очищу апельсин, (изобразить)

На тарелке он один, («тарелки»)

Ну а после разломлю, (изобразить)

Всем знакомым разделю. (движения кистями вперёд, к груди)

«Засолка капусты»

Мы капусту рубим, (прямые кисти вверх, вниз)

Мы морковку трём, (трём правым кулачком по левой ладони)

Мы капусту солим, (щепотка)

Мы капусту жмём. (сжимаем обе кисти в кулаки)

«Волшебник »

Если ножницы достану, («ножницы»)

То волшебником я стану. (руки и кисти вверх)

Сотворю вам из бумаги (изображаем движения ножницами)

Птиц, машины, башни, флаги. («птица», движения руля, «башня», «флаг»)

«Балалайка и дудочка»

Балалайка, балалайка,

Нам сегодня поиграй-ка, (изображаем игру на балалайке)

Поиграй нам, дудочка, (изображаем игру на дудочке)

Дудочка – погудочка.

«Бубен и скрипка»

Бубен звонкий и тугой, (изображаем игру на бубне)

Ты звени, стучи и пой,

Заиграй-ка, скрипка, в лад, (изображаем игру на скрипке)

Всех развесели ребят!

«Баян, барабан и рояль»

Разверни бока, баян, (изображаем игру на баяне)

Барабань, наш барабан,

Ты, рояль, сыграй нам песни, (изображаем игру на рояле)

Чтобы стало интересней!

«Дом и ворота»

На поляне дом стоит, («дом»)

Ну а к дому путь закрыт, («ворота закрыты»)

Мы ворота открываем, («ворота открыты»)

В этот домик приглашаем. (дом»)

«Бабушка»

Бабушка очки надела, («очки»)

У стола на стул присела, («стол», «стул»)

Только в книжку заглянула, («закрытая книга», «открытая книга»)

Улыбнулась и … уснула. (ладони под щёку)

«В домике»

Стол стоит на толстой ножке, («стол»)

Рядом стульчик у окошка, («стул»)

Два бочонка под столом, («бочонок»)

Вот такой я видел дом. («дом»)

«Замок »

На двери висит замок, («замок»)

Кто открыть его бы мог, (пожать плечами)

Потянули, покрутили, (потянуть в стороны, покрутить сцепленные кисти)

Постучали и открыли. (постучать основанием кистей друг о друга и развести кисти в стороны)

«Кольцо»

У мамы грустное лицо – (изображаем)

Не может отыскать кольцо («кольцо» правой кистью)

Но дочь нашла его у стула («стул»)

И вмиг на палец натянула. (изображаем)

«Белка»

Белка, сидя на тележке, («белка»)

Раздаёт друзьям орешки: (изображаем раздачу орехов)

Заиньке усатому, («зайка»)

Мишке толстопятому, («медведь»)

Синичке – невеличке («синичка»)

И совушке – сестричке. («сова»)

«Опасное купание»

В речке щука нас спугнула, («щука»)

В море плавала акула, («акула»)

Есть медузы в океане … («медуза»)

Буду я купаться в ванне! (изобразить движения пловца)

«По лесу шагал медведь»

По лесу шагал косолапый медведь, («медведь»)

Навстречу шёл волк на овец посмотреть, («волк»)

Увидел их зайка косой из-под ёлки («зайка»)

И так задрожал, что упали иголки. («дрожащий заяц»)

«Белка»

Заскочила на пенёк («пень»)

Белка – маленький зверёк, («белка»)

А потом, нарвавши шишек, («шишка»)

Побросала в ребятишек. (изображаем бросок)

«Дом за кустом»

Зайка под кустом сидит («куст»)

И ушами шевелит. («заяц», шевелящий «ушами»)

– Зайка, зайка, где твой дом? («дом»)

– За-за-за большим кустом! («куст»)

«Заяц и лиса»

Заяц скачет по полям, («заяц»)

А лисица по пятам. («лиса»)

Страшно заиньке в бору, («деревья» обеими кистями)

Прыгнул к ёжику в нору. (ёжик»)

«Слон и мышка»

Слон огромный, как скала, («слон»)

Ну а мышка? Ох, мала. («мышка»)

Если б стала со слона, («слон»)

Кошку съела бы она! («кошка»)

«Кошка и мышка»

Кошка весело шагает, («кошка»)

Мышка в норку убегает. («мышка»)

Если сон глубок у кошки, («кошка»)

Мышка в кухне ищет крошки. («мышка»)

«Гусь и кошка»

Рядом с кошкой гусь гогочет – («кошка»)

Ущипнуть за ушко хочет, («гусь»)

Кошка спину выгибает, (дуга левой ладонью)

Гусь от страха убегает. («гусь» правой кистью, руку убрать за спину)

«Белка и ворона»

Белка на сосне скакала («белка скачет»)

И ворону увидала: («ворона»)

– Залезай ко мне в дупло! («дупло»)

В нём и сухо и тепло!

«Новый год»

Рядом с ёлкой в Новый год («ёлка»)

Дети водят хоровод, (поворот кругом)

На ветвях для детворы («ёлка»)

Есть гирлянды и шары, («цепочка», «шар»)

Колокольчики висят, («колокольчик»)

Ярко лампочки горят. (разжать пальцы из кулака)

«Колючий клубок »

Ходит-бродит вдоль дорожек

Весь в иголках серый ёжик, («ёжик»)

Чтобы волк не уволок, («волк»)

Превратился ёж в клубок. («клубок»)

«Пёс и лошадь»

Бежала лошадь по дороге, («лошадь» левой рукой)

Ей пёс дворовый прыгнул в ноги, («собака» правой рукой)

Залаял громко пёс пугливый, («лающая собака»)

А лошадь лишь тряхнула гривой. («лошадь», движения кистью)

«Динозавры»

Динозавров на рассвете («динозавры» обеими руками)

Увидали в парке дети,

Испугались, задрожали, (изображаем дрожь, испуг)

Быстро к дому побежали, («бегущие человечки»)

Динозавр же, верь не верь,

Только тра-во-ядный зверь. («динозавры» обеими руками)

«Старушки – хохотушки»

На скамейки возле ели («скамейка», «ёлка)

Как-то две старушки сели, («две старушки»)

Час болтали, хохотали (изобразить)

И скамейку поломали. (скамейка, развести ладони в стороны)

«Забор»

Возле дома с давних пор («дом»)

На столбах стоит забор, («забор»)

Бык о доски бок чесал, («бык»)

Почему ж забор упал? («упавший забор»)

«Ёжик »

Ёжик, ёжик, где ты был? («ёжик»)

Долго по лесу бродил. («деревья»)

Встретил белку и синичку, («белка», «синичка»)

Мишку встретил и лисичку, («медведь», «лиса»)

Всех, кого нашёл в бору,

Пригласил в свою нору. («нора»)

«Осьминог»

Убегает осьминог,

Выпускает восемь ног, («осьминог», «щупальца» вниз)

А когда еда вокруг,

Выставляет восемь рук. («осьминог», «щупальца» вверх)

«Коровушка»

Я коровушку свою («корова»)

Ранним утром подою, (движения пальцев, как при дойке)

Я поглажу ей бока: (движения кистями сверху вниз)

– Дай детишкам молока. («корова»)

«Ленивый лев»

Олень длинноногий по лугу скакал, («олень»)

А царственный лев за деревьями ждал, («лев»)

Но вдруг повернул почему-то олень, («олень»)

А льву за оленем бежать было лень. (лев»)

«Упрямые козлы»

Речка под мостом текла, (несогласованные движения пальцами)

По-над речкой два козла («козёл» каждой кистью)

На мосточке повстречались, («мост»)

Разругались, пободались, («козлы бодаются»)

Два упрямца не мирились

И вдвоём моста свалились! (присесть)

«Крокодил»

На лужайке крокодил («крокодил»)

Крокодильи слёзы лил:

– Ой, меня не любят звери, («олень», «птицы»)

Доброте моей не верят!

«Пеликан»

В речке птица – пеликан, («пеликан»)

Знаменитый рыболов, («рыба»)

Каждый день кладёт в карман («пеликан»)

Весь богатый свой улов. («рыба»)

«Царственная семейка»

Папа – лев и мама – львица, («лев»)

Всем известно, – царь с царицей, («львица»)

Ну а их малютка львёнок («львица», но теснее сжать пальцы)

Просто царственный ребёнок.

«Жираф»

Как хорошо жирафом быть, («жираф»)

Из тучи утром воду пить, (полакать языком)

С высоких веток листья рвать («деревья», руки поднять высоко вверх)

И носом звёзды задевать. («жираф»)

«Пчёлка»

Как хорошо быть пчёлкой («пчела»)

С весёлой рыжей чёлкой (показать чёлку на лбу)

И перед всем народом («человечек»)

Своим гордиться мёдом. («миска»)

Читайте также:  Чему учат пословицы о полезном использовании свободного времени

«Весна»

Галдят грачи и там и тут, («птица»)

Летают и по веткам скачут, («деревья»)

Весной сосульки вниз растут («сосульки»)

И потому всё время плачут. («изобразить»)

«Паук и муха»

У мухи жизнь была легка, («муха»)

Но повстречала паука, («паук»)

На паутине он сидел («паутина»)

И мухе сладко песни пел: («муха»)

– А вы, я вижу, налегке, («паук»)

Так покачайтесь в гамаке. («паутина»)

«Собака и грач»

Собака смотрит, не ворча, («собака»)

На прилетевшего грача, («грач»)

А этот грач совсем не глуп –

Из миски пьёт собачий суп. («миска»)

«Волк и лось»

Однажды лось в лесу гулял («лось»)

И волка в чаще повстречал, («волк»)

Наставил лось свои рога («лось»)

На волка – лютого врага, («волк»)

Волк испугался, задрожал (дрожащий «волк» правой кистью)

И прочь от лося побежал! (спрятать правую руку за спину)

«Дружба»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

(пальцы рук соединяются ритмично в «замок»).

Мы с тобой подружим маленькие пальчики.

(ритмичное касание одноимённых пальцев обеих рук).

Раз, два, три, четыре, пять,

(поочерёдное касание одноимённых пальцев, начиная с мизинцев).

Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы закончили считать.

(руки вниз, встряхнуть кистями).

«В гости»

В гости к пальчику большому

(выставляются вверх большие пальцы обеих рук).

Приходили прямо к дому («дом»):

Указательный и средний,

(поочерёдно называемые пальцы соединяются с большими на обеих руках одновременно).

Безымянный и последний –

Сам мизинчик – малышок

(пальцы сжаты в кулак, вверх выставляются только мизинцы).

Постучался на порог.

(кулаки стучат друг о друга).

Вместе пальчики – друзья,

(ритмичное сжимание пальцев в кулаки).

Друг без друга им нельзя.

«Домик»

Раз, два, три, четыре, пять

(разжимание пальцев, сжатых в кулак по одному, начиная с большого).

Вышли пальчики гулять.

(ритмичное разжимание всех пальцев одновременно).

Раз, два, три, четыре, пять,

(сжимание по очереди широко расставленных пальцев в кулак, начиная с мизинца).

В домик спрятались опять.

(ритмичное сжимание всех пальцев одновременно).

«Прогулка»

(При выполнении этого упражнении я дети сидят на своих местах и ритмично, поочерёдно, скачками двигают по поверхности стола от себя к его противоположному краю прямые пальцы обеих рук).

Пошли пальчики гулять,

(пальцы сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу).

А вторые – догонять,

(ритмичные движения по столу указательных пальцев).

Третьи пальчики – бегом,

(движение средних пальцев в быстром темпе).

А четвёртые – пешком.

(медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола).

Пятый пальчик поскакал

(ритмичное касание поверхности стола мизинцами).

И в конце пути упал.

(стук кулаками по поверхности стола).

«Человечки»

Побежали вдоль реки

(движение указательных и средних пальцев по поверхности стола от себя к краю).

Дети наперегонки.

(повторить несколько раз).

«Цветок»

Вырос высокий цветок на поляне,

(«цветок с закрытыми лепестками»).

Утром весенним раскрыл лепестки.

(развести пальцы рук).

Всем лепесткам красоту и питание

(ритмичные движения пальцами вместе и врозь).

Дружно дают под землёй корешки.

(«корни»).

«Зайцы»

Скачет зайка косой

(«зайчик» правой рукой).

Под высокой сосной.

(«дерево» правой рукой).

Под другою сосной

(«дерево» левой рукой).

Скачет зайка второй.

(«зайчик» левой рукой).

«Козы»

Идёт коза рогатая,

(«коза» правой рукой).

Идёт коза бодатая.

К ней другая спешит,

(«коза» левой рукой).

Колокольчиком звенит.

(«колокольчик»).

«Птички»

Птички полетели, («птички»).

Крыльями махали.

(махи ладонями с широко расставленными пальцами).

На деревья сели, («деревья»).

Вместе отдыхали. («птички»).

«Кошка и собаки»

Вышла кошечка вперёд,

(«кошка» правой рукой).

К нам идёт, хвостом и играет,

(левой ладонью машем у основания правой кисти).

Ей навстречу из ворот («ворота»).

Две собаки выбегают.

(«собаки» обеими руками).

«Улитка»

Две улитки на дорожке,

(«улитки» обеими руками).

Вверх торчат смешные рожки.

«Мостик»

Над бурливою рекой

(пальцы разведены, ими производятся несогласованные движения).

Мост построим мы такой: («мост»).

Люди по нему пройдут («человечек» идёт).

И лошадок поведут. («лошадь»).

«Лягушка»

Две лягушки на дорожке,

(«лягушки» обеими руками).

И у них озябли ножки.

«Щука»

В пруд купаться не пойду –

Щука плавает в пруду. («щука»).

«Мышь»

Тихо в доме, («дом»).

Спит малыш.

Под полом скребётся мышь. («мышь»).

«Курица, петух и лебедь»

Петушок зерно клюёт,

(«петух» левой рукой).

Курица к нему идёт.

(«курица» правой рукой).

Лебедь, стоя за малиной,

(«лебедь» левой рукой).

Машет шеей лебединой.

«Щука, коза и лягушка»

Щука может обитать в пруду,

(«щука» левой рукой).

А козу пасут на берегу («коза»).

Лишь лягушке хорошо везде: («лягушка»).

На земле, в болоте и воде.

(несогласованные движенья пальцами обеих рук).

«Деревья»

Друг от друга деревья росли далеко,

(«деревья» обеими руками).

Человеку пройти этот путь нелегко,

(«человечек» левой рукой).

Только корни двух елей однажды сплелись, («корни»).

Будто дерева два навсегда обнялись. («деревья»)

Источник

МБ ДОУ «Детский сад №9 Яшкинского муниципального района»

Полезные советы. «Для чего нужна пальчиковая гимнастика». Консультация для родителей

Подготовила: Яремчук Ю.В. –

воспитатель 1 квалификационной категории

      В чем же заключается влияние пальцев на развитие речи?

Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетаются речь и движения рук. Любому ребенку не помешают массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребенок научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи.

Пальчиковые и «ладонные» игры необходимы детям с самого раннего возраста. Они становятся и мощным стимулом для развития речи, и одним из вариантов радостного, теплого, телесного контакта с мамой, так необходимого малышу для его эмоционального развития.

Эти игры могут расти вместе с малышом. Начинается все с потешек, во время которых ребенок пассивен, мама сама играет с его рукой, сгибая и разгибая пальчики, щекоча ладошку. Затем роль ребенка понемногу становится активной: мама лишь произносит слова потешки, а пальцы ребенка двигаются уже самостоятельно. Еще позже ребенок становится «вершителем» игры, и слова, и движения — все ему подвластно.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

Игры и упражнения, приведенные ниже, адресованы в первую очередь маме и малышу, однако могут быть использованы и в практике педагогов, психологов, логопедов, работающих с маленькими детьми.

Гимнастика для пальцев рук делится на пассивную и активную. Пассивная гимнастика рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики. Затем следует перейти к упражнениям активной пальцевой гимнастики.

Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться вами в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук вашего ребенка.

Пассивная гимнастика для пальцев рук.

— Массаж кистей рук. Массаж не должен вызывать у ребенка неприятных ощущений. Можете сказать малышу, что «мы погреем ручки». Целесообразно использовать следующие приемы: поглаживание, легкое растирание, вибрацию. Массажные движения выполняются в направлении от кончиков пальцев до запястья. Продолжительность — 3-5 минут ежедневно или через день 10-12 раз. При необходимости курс можно повторить через месяц.

Читайте также:  Сколько полезно выпивать пива в день

 — При поглаживании кисть производит движения в различных направлениях. Поглаживания проводят медленно и плавно.

 — При растирании применяется большая сила давления, рука как бы сдвигает кожу. Но растирание не должно приносить ребенку дискомфорт, в нашем случае оно должно быть легким.

 — При вибрации кончики полусогнутых пальцев наносят следующие один за другим удары (легко). Массаж лучше выполнять одной рукой, другая в это время фиксирует ручку ребенка.

 — Упражнения. Выполняются взрослым в медленном темпе, не допуская неприятных ощущений у ребенка. Фиксируя руку ребенка, взрослый сгибает, разгибает пальчики малыша, делает пальчиками круговые движения.

 — Рука ребенка лежит на столе ладошкой вниз. Фиксируя одной рукой руку малыша, другой рукой взрослый приподнимает вверх поочередно каждый пальчик.

 — Рука ребенка лежит на столе ладошкой вверх. Придерживая ее, взрослый поочередно сгибает пальцы ребенка.

 — Рука ребенка согнута в локте, локоть опирается на стол. Фиксируя ручку малыша одной рукой, другой рукой взрослый производит поочередное круговое движение пальцев руки ребенка.

Источник

Медведева Ольга Сергеевна
Консультация для воспитателей «Для чего нужна пальчиковая гимнастика»

Составил: Медвеева Ольга Сергеевна

Консультация для воспитателей Пальчиковая гимнастика

«ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА»

В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например, известная всем «Сорока-ворона.». Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей. А уже в наше время сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи. Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями он сможет «рассказывать руками» целые истории.

7. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Все упражнения разделены на три группы.

I группа.Упражнения для кистей рук:

– развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют

– тонких дифференцированных движений;

– учат напрягать и расслаблять мышцы;

– развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;

– учат переключаться с одного движения на другое.

П группа. Упражнения для пальцев условно статические:

– совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

Ill группа. Упражнения для пальцев динамические:

– развивают точную координацию движений;

– учат сгибать и разгибать пальцы рук;

– учат противопоставлять большой палец остальным.

Все упражнения будут полезны не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо её нарушениями, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно.

С какого возраста можно начинать выполнять эти упражнения?

В Японии упражнения для пальчиков начинают выполнять с трёхмесячного возраста. Некоторые специалисты советуют заниматься пальчиковой гимнастикой с 6-7 месяцев. Но и в более позднем возрасте занятия будут очень полезны и эффективны.

Начинать можно с ежедневного массажа по 2-3 минуты кистей рук и пальцев:

поглаживать и растирать ладошки вверх-вниз;

разминать и растирать каждый палец вдоль, затем – поперёк;

растирать пальчики спиралевидными движениями.

Затем можно выполнять некоторые упражнения III группы, но в пассивной форме, то есть Вы сами сгибаете, разгибаете пальчики малыша и совершаете другие энергичные движения, сопровождая их ритмичными строчками. При этом важно, чтобы в упражнениях участвовали все пальчики.

Примерно с 10 месяцев кроме пассивных упражнений III и II групп ребёнка нужно учить:

– катать между ладошками и пальчиками шарики и палочки разного размера;

– рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины или пластилина;

– перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы (бусинки, пуговки и т. п.) одной рукой или двумя одновременно.

Затем малыша можно начинать учить движениям, имитирующим знакомые ему действия и предметы (упражнения I группы).

После освоения упражнений I группы приступайте к выполнению упражнений II и III групп, но уже в активной форме, то есть все упражнения ребёнок выполняет сам.

Если же вы начинаете заниматься с детьми в возрасте 2-, 3-, 4 лет и старше, то отрабатывайте последовательно все упражнения, начиная с I группы.

Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно около 5 минут.

Пальчиковая гимнастика:

Сначала все упражнения выполняются медленно. Следите, чтобы ребёнок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости помогите малышу или научите его помогать себе второй рукой.

Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук, затем – другой рукой, после этого – двумя одновременно.

Некоторые упражнения даны в нескольких вариантах. Первый – самый лёгкий.

Каждому упражнению соответствует свой рисунок для создания зрительного образа. Сначала покажите ребёнку цветной рисунок и объясните, как должно выполняться упражнение.

Постепенно надобность в объяснениях отпадает: Вы показываете картинку, называете упражнение, а малыш вспоминает, какое положение кистей рук или пальцев он должен воспроизвести.

Когда все упражнения будут хорошо знакомы,можно выполнять следующие игровые задания:

1. Запоминать и повторять серию движений по словесной инструкции, начиная с двух движений и заканчивая тремя, четырьмя и больше.

Например: «Коза»«Улитка». Ребёнок переключается с позиции «коза» на позицию «улитка» (3-4 раза). Сначала упражнение выполняется по словесной инструкции, затем насчёт «раз-два».

Или: «Вилка»«Кольцо»«Заяц». Можно предлагать любую

последовательность упражнений.

2. «Рассказывать руками» сказки и маленькие истории. Сначала Вы сами придумываете рассказ, затем предлагаете сочинить свою историю малышу.

Например: «В одном чудесном месте протекала речка (изображаем «речку»). В ней жила маленькая рыбка (изображаем «рыбку»). Как-то раз по реке проплыл пароход (упражнение «пароход», он сильно гудел и рыбка испугалась и уплыла. А на берегу реки («река», росло дерево (упражнение «дерево») и т. д.

Примерные упражнения по группам

I группа

прямыми,напряженными ладонями имитируем движения топора: вверх-вниз.

энергичные движения прямыми ладонями вперёд-назад.

пальцы собраны «щепотью», «солим капусту».

энергично сжимаем пальцы в кулаки то одновременно на двух руках, то поочерёдно.

пальцы одной руки сжаты в

кулак и совершают

ритмичные движения

вверх вниз по ладони другой

руки. Затем меняем руки.

МОЕМ РУКИ

1. «Моем руки»: ритмично потирать ладошки, имитируя мытьё рук.

Ах, вода, вода, вода! Будем чистыми всегда!

2. «Стряхиваем водичку с рук»: пальцы сжать в кулачок, затем с силой выпрямить пальчики, как бы стряхивая водичку.

Брызги – вправо, брызги – влево! Мокрым стало наше тело!

3. «Вытираем руки»: энергичные движения имитируют поочерёдное выти рание каждой руки полотенцем.

Читайте также:  Чем полезны ягоды лимонника и калины для организма человека

Полотенчиком пушистым Вытрем ручки очень быстро.

ЛОДОЧКА

Исходное положение. Обе ладони поставлены на ребро и соединены «ковшиком», большие пальцы прижаты к ладоням.

Маленькая лодочка по реке плывёт, На прогулку лодочка малышей везёт.

ПАРОХОД

Исходное положение. Обе ладони соединены «ковшиком», все пальцы, кроме больших, направлены в сторону «от себя», а большие пальцы подняты вверх и соединены — это «труба».

Пароход плывёт по речке, И труба дымит, как печка.

РЕЧКА И РЫБКА

Речка – волнистое, плавное движение расслабленных кистей рук.

Рыбка. Исходное положение. Выпрямленные ладони прижаты друг к

другу. Пальцы направлены в сторону «от себя».

Поворачивать сомкнутые ладони вправо и влево, имитируя движения рыбки хвостом.

Рыбка-малютка по речке плывёт, Рыбка-малютка хвостиком бьёт.

ДЕРЕВЬЯ

Исходное положение. Расположить кисти рук перед собой, ладонями к себе. Пальцы разведены в стороны и напряжены. После выполнения упражнения встряхнуть кисти рук.

В поле дерево стоит, Ветер ветки шевелит.

(Покачивать руками из стороны в сторону.)

Дует ветер нам в лицо, Закачалось деревцо!

(Покачивать руками вниз—вверх, не сгибая пальцы.)

КОРНИ

Вариант1.

Исходное положение. Ладони опущены вниз. Пальцы разведены в стороны и напряжены. Удерживать руки в таком положении на счёт до пяти – десяти. После упражнения расслабить кисти рук, встряхнуть руками.

Высокие красивые

деревья здесь растут,

(показать руками «деревья»)

А корни под землёю

для них водичку пьют.

(Показать руками «корни».)

Вариант 2.

Исходное положение. Ладони опущены вниз и прижаты друг к другу тыльной стороной. Пальцы разведены в стороны и напряжены. Удерживать в таком положении кисти рук, потом встряхнуть.

ЗАЙЧИК

Вариант 1.

Исходное положение. Указательный и средний пальцы вытянуть вверх, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем.

Удерживать пальцы в таком положении на счёт до 5-10. Упражнение выполнять сначала каждой рукой по очереди, затем – двумя руками одновременно.

Кто там скачет на лужайке? Это длинноухий зайка!

Вариант 2.

Исходное положение (см. вариант 1). Сгибать и разгибать указательный и средний пальцы (вниз-вверх) на счёт «раз-два».

Зайка серенький сидит и ушами шевелит. Раз-два, раз-два. И ушами шевелит!

Вариант 3. Зайка прячется под сосной.

Исходное положение. Левая рука – «зайчик». Правая рука – выпрямленная ладонь накрывает сверху «зайку» – это «сосна». Потом поменять положение рук. Правая рука – «зайчик», левая рука – «сосна». Менять положение рук 3-4 раза.

Этот зайчик — под сосной, Этот зайчик — под другой.

Вариант 4. Зайчик и барабан.

Исходное положение. Указательный и средний пальцы подняты вверх.

Большой пальчик стучит по безымянному и мизинцу.

Дали зайцу барабан.Он ударил: там-там-там!

ножницы

Исходное положение. Большой, безымянный палец и мизинец прижать к ладони. Указательный и средний пальцы вытянуть вперёд.

Они то расходятся, то сходятся, имитируя движения ножниц. Ладонь располагается параллельно столу. Сначала упражнение выполнять медленно, затем темп ускорить. Следить, чтобы пальцы были прямыми.

Режу, режу, ткань верчу, Научиться шить хочу!

ВИЛКА

Указательный, средний и безымянный пальцы вытянуты вверх, расставлены врозь и напряжены. Большой палец прижимает мизинец к ладони.

Удерживать пальцы в таком положении до счёта 5-10.

Вилкой мы едим сосиску, Макароны и редиску.

КОЛЕЧКО

Соединить большой и указательный пальцы вместе, в колечко. Остальные пальцы выпрямить, поднять вверх и прижать друг к другу.

Удерживать в таком положении до счёта 5-10. Выполнять упражнение каждой рукой по очереди, затем – двумя руками одновременно.

На узорное крылечко Кто-то уронил колечко. И оно с крыльца скатилось, За ступеньку закатилось. Дети смотрят там и тут, Но колечка не найдут.

ОЧКИ

Исходное положение. Сделать двумя руками колечки. Поднести к глазам, имитируя очки.

Вот колечки – посмотри! Превращаются в очки!

КОЗА

Исходное положение. Указательный палец и мизинец выпрямить. Средний и безымянный — прижать большим пальцем к ладони. Сначала упражнение выполнять каждой рукой по очереди.

Вижу у козочки острые рожки. Я убегу от неё по дорожке.

Потом можно выполнять упражнение двумя руками,изображая козу и козла:

Идёт коза рогатая, Идёт коза бодатая. Навстречу ей козёл спешит. Дорогу уступить велит.

МОСТИК

Большой и указательный пальцы левой руки выпрямить, расположить параллельно друг другу и соединить с большим и указательным пальцами правой руки. Остальные пальцы (средний, безымянный и мизинец) выпрямить, прижать друг к другу и удерживать в таком положении.

Мы над речкой из дощечек Строим мостик золотой. Через мостик человечек Гонит козочку домой.

или

Шла коза по мостику И виляла хвостиком, Зацепилась за перила — Прямо в речку угодила.

УЛИТКА

Исходное положение. Указательный, средний и безымянный пальцы прижаты к ладони.

Большой палец и мизинец то выпрямляются, то прячутся. Выполнять упражнение сначала каждой рукой по очереди, потом двумя руками одновременно. Можно изобразить, как улитка ползёт по столу.

Улитка, улитка! Высуни рога! Дам тебе я хлеба или молока!

ПЧЕЛА

Исходное положение. Выпрямить указательный палец, остальные пальцы прижать к ладони большим пальцем.

Вращать указательным пальцем.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Над цветами я кружу!

ЛЯГУШКА

Указательный палец и мизинец поднять вверх и держать полусогнутыми. Средний и безымянный прижать к ладони большим пальцем.

Вот лягушка по дорожке Скачет, вытянувши ножки. Увидала комара,Закричала: ква-ква-ква.

III группа

ПАЛЬЧИКИ ЗДОРОВАЮТСЯ

Исходное положение. Расположить ладонь перед собой, выпрямить и

раздвинуть пальцы.

Кончиком большого пальца поочерёдно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. Сначала упражнение выполняется одной

рукой, затем – другой, после – двумя руками одновременно.

«Здороваясь», большой палец обращается по имени к другим пальцам:

-Здравствуй, указательный!

– Привет, средний!

– Здорово, безымянный!

– Как дела, мизинец?

ДРУЖНЫЕ РЕБЯТА

Движения пальцев иллюстрируют стихотворные строки.

Дружат в нашей группе Девочки и мальчики.

(Пальцы ритмично соединяются в «замок» и разъединяются.)

Мы с тобой подружим Маленькие пальчики.

(Одновременно дотрагиваемся подушечками пальцев одной руки до пальцев другой руки.)

Раз, два, три, четыре, пять.

(Поочерёдно соединяем одноимённые пальцы: большой с большим, указательный с указательным и т. д.)

Начинай считать опять.

(Одновременное касание подушечками пальцев двух рук.)

Раз, два, три, четыре, пять, (Поочерёдное касание.)

Мы закончили считать.

(Кисти рук опустить вниз, встряхнуть.)

в гости

В гости к пальчику большому

(Пальцы сжать в кулачки, поднять вверх большие пальцы обеих рук.)

Приходили прямо к дому

(Две ладони сомкнуть под углом – «крыша».)

Указательный и средний, Безымянный и последний.

(Называемые пальцы каждой руки по очереди соединять с большим пальцем.)

А мизинчик-малышок

(Все пальцы сжаты в кулак, мизинцы выставить вверх.)

Сам забрался на порог. (Постучать кулачками друг о друга.) Вместе пальчики-друзья.

(Ритмично сжимать пальчики в кулачки и разжимать.)

Друг без друга им нельзя. (Соединить руки в «замок».)

ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК

Исходное положение. Пальцы сжаты в кулачок.

Поочерёдно разгибать все пальчики, начиная с мизинца. При затруднении можно помогать себе другой рукой.

Пальчик-мальчик, где ты был?

– С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел, С этим братцем песни пел!

ЦЕПОЧКА

Вариант 1.

Поочерёдно соединяем большой палец левой руки с остальными пальцами, образуя «колечки» (большой с указательным, большой со средним и т. д.).

Через них попеременно «пропускаем» «колечки» из пальчиков правой руки.

Колечко с колечком соединяем,

Цепочку из пальчиков мы получаем.

Источник