Консультации родителям полезные игрушки для детей

Полезные игрушки

 По мнению специалистов, 80% современных игрушек не отвечают потребностям детской игры.

      Более того, 10% всех продаваемых игрушек — потенциально опасны (способны пробудить в ребенке агрессию). К сожалению, «правильные» игрушки зачастую бывают незаметны среди массы ярких, кричащих Лунтиков и Смешариков. Как же родителям выбрать полезную игрушку для своего ребенка?

     Бытует мнение, что самые лучшие игрушки – те, которые учат читать и писать, однако ребенок развивается не тогда, когда усваивает готовые знания и отрабатывает какие-то умения, а когда учится самостоятельно решать поставленные задачи. Самые лучшие игрушки – это те, которые стимулируют, побуждают детскую активность и учат общаться и сопереживать.

Не менее важно, чтобы игрушка соответствовала возрасту ребенка.

Главное качество хорошей игрушки — ее простота и универсальность. Чем менее определенна игрушка, тем больше возможностей для игры она открывает. С универсальными игрушками можно делать все, что диктует любознательность и активность ребенка.

Игра для ребенка раннего возраста (от года до 3 лет) – это возможность узнать себя и окружающий мир. В этом возрасте ребенок открывает для себя новые способы действия с уже знакомыми предметами, что позволяет ему почувствовать независимость, самостоятельность и уверенность в своих силах. Ребенок начинает значительно дольше удерживать свое внимание на одном предмете и концентрировать его на занятиях до получаса. В этот период он учится всему буквально на лету, и задачей родителей является обеспечение различными материалами для всестороннего развития.

Именно сейчас очень активно развиваются моторика и речь ребенка, его координация. Дети крайне подвижны и не могут долго заниматься одним делом, поэтому в течение дня в ход идут самые разные игрушки и занятия. 

Основные типы игрушек от 1 до 3 лет:

1. Пирамидка — классическая традиционная развивающая игрушка для раннего возраста. Способствует развития точности и ловкости движений, концентрации внимания и внутреннего покоя. Учит соотносить детали по размеру и цвету, развивает мелкую моторику, образное мышление и воображение.

Психологи рекомендуют: «Веселая пирамидка». Вместо традиционных кружочков на стержень нанизываются дуги, каждая из которых изогнута по-своему. Изменение формы деталей расширило возможности игры. Малыш каждый раз вынужден прилаживать руку, что позволяет избежать стереотипных движений. Нанизывать дуги можно и через боковое отверстие — фигуры каждый раз получаются разными.

2. Кубики — первые игры с кубиками начинаются с экспериментирования (бросания, перекатывания, ощупывания), потом они используются для строительства, а затем служат строительным материалом для сюжетных игр.
3. Транспортные игрушки (для мальчиков) — развивают моторику и будят воображение, активно используются в сюжетных играх – для перемещения персонажей и осваивания социальных ролей.

4. Куклы (для девочек) – куклы служат заместителями человека и незаменимы для полноценной сюжетной игры. В тоже время из-за своей конкретности и реалистичности зачастую ограничивают игру и тормозя, сводя ее к простым действиям с предметами, тем самым тормозя мышление и воображение ребенка.

Детский игровой уголок

     В период с 2 до 3 лет у ребенка развивается так называемый «детский педантизм», внешне проявленный в стремлении все разложить по местам, действовать согласно режиму и установленным правилам.

    Для того, чтобы поддержать ребенка в его желании делать все аккуратно и четко, нужно организовать для него его собственное место — уголок в комнате или, если есть возможность, свою отдельную комнату. На этой детской территории все должно быть упорядоченно, для всего должно иметься место. Систематизировать «детское хозяйство» помогут:

стеллаж с различными полками и ящиками;

коробки, контейнеры, корзинки;

детский тканевый каркасный домик или манеж;

детская мебель (стол, стульчик) для рисования, лепки и других творческих занятий;

В идеале комната ребенка должна быть четко зонирована и иметь отдельное пространство для каждого вида деятельности и игры:

место для игры с куклами, где находятся кукольные домики, мебель, транспорт; детская «кухня», где располагаются плита, посуда, пластиковые фрукты и овощи и т. д.

территория для занятий творчеством, включающая стол, стульчик, стеллаж с красками и пластилином;

свободное пространство для игры в мяч и другие подвижные игры и т. д.

Самые первые из известных кукольных домиков стали делаться в 16 веке в Европе и представляли собой совсем не детскую забаву. Это были в несколько раз уменьшенные копии идеального жилища со всеми атрибутами богатой жизни – миниатюрными картинами на стенах, резной мебелью и шелковыми шторами на окнах.

Каждую игровую зону можно, кроме всего прочего, отделять ковриком своего цвета или передвижной ширмой, — всему этому малыш будет очень рад, и благодаря этому еще больше будет стремиться поддерживать порядок в своей комнате.

Начало детской игры

В этот период ребенок учится процессу игры — неким действиям, которые впоследствии сложатся в настоящий сюжет, историю, героями которой станет он сам и его любимые игрушки. Задача взрослого на данном этапе — показать малышу, как играть, а для этого нужно приобрести (если этого еще не было сделано ранее) несколько реалистичных игрушек:

куклы из разного материала и разного типа, например, тряпичная одетая и пластиковая с набором одежки, которую можно снимать-надевать;

кукольная посуда, мебель, предметы гигиены и ухода за собой, а также продукты питания, — все должно соответствовать размерам куклы для удобства игры;

игрушечные животные, максимально похожие на реальных;

      Все эти игрушки должны быть очень простые и без дополнительных функций, типа пения песенок, плача, т. к. это тормозит развитие фантазии малыша, не дает ему самому решить, что будет делать игрушка. Также у большинства куколок и животных должны сгибаться-разгибаться ножки и ручки, их должно быть легко усадить на стульчик и уложить в кроватку. Лицо или мордочка игрушки, все детали (глазки, носик и т. д.) должны быть четкими и узнаваемыми, не сбивать малыша с толку своей вычурностью.

Читайте также:  Полезно ли пить холодную воду с медом

Куклы в современном их представлении делали еще в Древнем Египте 4,5 тысяч лет назад, и уже тогда они имели волосы, сгибающиеся и разгибающиеся ножки и ручки, несколько комплектов одежды и свою собственную миниатюрную мебель.

различные предметы, не имеющие конкретного значения и назначения, но которые могут понадобиться во время игры. Этими предметами могут быть кольца от пирамидок, кубики, шарики и т. д. — в общем, все то, что осталось от игрушек, купленных для ребенка в его более раннем возрасте.

Игрушек не должно быть очень много, но с помощью них ребенок должен научиться основным действиям взрослого: причесывать, умывать, ложиться спать (укладывать куколку), варить кашу, кушать (кормить пупса) и т. д. Сначала ребёнок будет выполнять все эти «ритуалы» без всякой логики, но со временем навыки, полученные в этот период, помогут ему играть долго и с интересом.

Таким образом, с двух до трех лет, как оказывается, ребенку не нужно покупать много нового, особенно по сравнению со вторым годом жизни. Теперь важно создать условия для хорошей организации и систематизации уже имеющегося у него арсенала игрушек, а также показать ему первые сюжеты для игры, как игрушки могут взаимодействовать с пространством вокруг, видоизменяя его в зависимости от желаний и потребностей ребенка для конкретной сегодняшней игровой ситуации.

Источник

Консультация для родителей

«Как выбрать полезную и безопасную игрушку для ребенка»

Во все времена взрослые выбирают и покупают детям игрушки. Они были и остаются самым рейтинговым товаром. На первый взгляд, нынешнее изобилие снимает все проблемы с приобретением забавных обновок для ребят, но на самом деле проблема выбора теперь стала гораздо труднее. Как правильно сориентироваться в этом бесконечном разнообразии? Как выбрать нужную и полезную игрушку?

При выборе игрушки некоторые родители ориентируются исключительно на производителя или фирму, некоторые хотят приобрести куклу или машинку, а некоторые хотят поспособствовать развитию ребёнка.

Не совсем обязательно, чтобы выбираемые игрушки были красивыми или достаточно дорогими. К выбору игрушки, необходимо подойти со всей ответственностью и внимательностью для того, чтобы  она принесла ребёнку много радости и полезности.

Возраст является основным критерием при выборе игрушки для ребёнка.

Для того,чтобы игрушка проявила себя более эффективно, ребенок должен использовать весь набор предполагаемых обучающих функций, в первую очередь, игрушку надо выбирать соответственно возрасту. Возрастные ограничения, должны быть в обязательном порядке указаны на её упаковке. Если такая информация отсутствует, то от приобретения данной забавы, необходимо отказаться.

В 1,5 – 3 года ребенку необходимы новые игрушки, в это время ведущей становится предметная деятельность. Ребенок начинает осваивать соотносящие действия, то есть, придает предметам пространственное положение, например, ребенок с удовольствием будет собирать пирамидки и матрешки, строить домики из кубиков, закрывать коробки крышками, играть с игрушками, которые разбираются и собираются. В то же время, такие действие требуют от малыша еще и учитывать свойства предметов. Например, чтобы правильно построить пирамидку, ребенок должен учитывать размер колец пирамидки, а иногда и их цвет. Детям очень нравятся такие операции с предметами, но на первых этапах ваше чадо будет нуждаться в вашей помощи, ведь он еще не может сам сложить сложный предмет из его частей. Сначала ребенку необходимо показать, как собрать пирамидку, как построить из кубиков дом. Такие операции также развивают мелкую моторику, и ребенок в свою очередь может выполнять движения, требующие развитой координации движений пальцев. В этом отношении очень полезны игры с пластиковыми блоками “Лего” или с мозаикой.

Для развития малыша очень важны любые перечисленные игры, игры-вкладыши, пирамидки, кубики и конструкторы с большими деталями. Приблизительно с двух лет ребенок начинает интересоваться игрушечными животными, куклами. На этом этапе появляются любимые, значащие для ребенка, вещи, любимые игрушки, которые помогают преодолеть трудные моменты для ребенка, например, разлуку с мамой или поступление в детский сад. На этом этапе научите ребенка качать куклу, возить ее в коляске, укладывать и кормить. Все эти процесса научать ребенка покровительству, проявлению заботы, сопереживанию. Поскольку такая игрушка может стать лучшим другом для ребенка на многие годы, то просто необходимо, чтобы она была сделана из хорошего материала, была красива и прочна. В этом же возрасте ребенок осваивает орудийные предметы, такие как:

  • ложки
  • чашки
  • совочки
  • лопатки
  • карандаши.

Чтобы освоить такие действия, от ребенка требуется коренная перестройка движений рук, что имеет большое значение для психического развития. При этом не так важен результат, как усвоение принципа употребления какого-то предмета. Например, если ребенок зачерпнул совочком песок, то неважно, что в ведерко попала лишь малая часть, важно, что малыш усвоил технику употребления нового орудия. В раннем возрасте ребенок собирает и хранит различные природные материалы: шишки, семена, палочки, камешки и др. Эти материалы могут быть наделены различным значением, кроме эстетического. В таком возрасте ребенку нравится работать с разными материалами, гладкими, шершавыми, мохнатыми. Для этого используются книжки, имеющие разные на ощупь страницы. С этого же возраста дети начинают интересоваться разнообразным материалом: вода, песок, крупа, снег, пластилин, фасоль, пуговицы. Ведь именно в это время ребенок осознает, что может создавать творения карандашами, мелками, красками. Большое значение и широкое распространение получили так называемые, развивающие игры и игрушки: конструкторы, разные шнуровки, пазлы. Такие игрушки сделаны специально для того, чтобы развивать различные психические функции: память, внимание, восприятие, моторику. Дети любят такие игрушки, однако, обязательно необходимо предлагать свою помощь в случае возникновения трудностей, иначе ребенок потеряет интерес, сталкиваясь с одними и теми же сложностями. И такие развивающие игрушки не должны замещать куклы и машинки для сюжетных игр.

Читайте также:  Пак вта с полезной нагрузкой в 100 тонн

В 3-4 года малыш начинает играть в ролевые игры, в которых ему нужны будут звери и куклы, это относится и к мальчикам, и к девочкам. В качестве игрушек подойдут игры-вкладыши, когда нужно в дощечку с контурами вложить фигурки, подходящие по контурам. Понравятся детям и мячи, кольца, набрасываемые на штырек, простые конструкторы. Лучше избежать “лего” и подобных конструкторов, где детали прочно скрепляются между собой, пока ваше чадо не научилось строить из простых кубиков, сначала деревянных, а потом – пластмассовых. Использование при строительстве деревянных кубиков требует моторных навыков и планирования, ведь в противном случае, задуманная конструкция развалится. Приступая сразу к “Лего” у ребенка не приобретет навыков соотношения частей и удержания равновесия.

В возрасте 4 – 5 лет самое время для разнообразных конструкторов, мозаик, которые предоставляют возможность для развития фантазии и творческого потенциала ребенка. Он все еще интересуется играми со зверюшками и человечками, поэтому, важно, чтобы таких игрушек было много, ребенок будет играть с ними в школу, зоопарк, город. В этом случае ребенку необходимы наборы для сюжетных игр (скотный двор, ремонтная мастерская, причем что-то можно купить, а что-то сделать своими руками из подручных материалов). Постарайтесь выбирать универсальные игрушки (сложно играть с лошадкой, застывшей в беге – такие игрушки имеют свой собственный сценарий и ограничивают возможности игры).

После 6 лет игрушки и игры становятся очень реалистичными. Ребенка интересует сходство модели и оригинала, функциональность игрушки. Очень нравятся детям сложные мелкие конструкторы, особенно с использованием батареек и электричества. Девочки стремятся точно моделировать взаимоотношения взрослых с помощью кукол и аксессуаров к ним. Выбирая куклу или мягкую игрушку, обратите внимание на материал, из которого она сделана. Мягкие, пушистые материалы вызывают положительные эмоции у детей, а шершавые, холодящие материалы вызывают чувство отторжения у многих. Важное  значение имеет также соотношение размеров головы и тела игрушки. Укороченный овал лица куклы или мордочки зверюшки, пухлые щеки, маленький нос и большие глаза вызывают у ребенка покровительственное отношение. Желательно, чтобы кукла могла сгибаться, чтобы ее можно было раздеть и одеть. Для кукол также потребуется посуда, мебель и т.д. Приобретая зверушек из искусственного меха, необходимо обратить внимание на прочность его крепления к основе.

Игрушки не должны линять. Следует проверить и крепость швов – плохо, если из игрушек вылезает набивка. Надо хорошенько изучить и прощупать выбранную игрушку, чтобы в ней не оказалось никаких острых включений, которые могут поранить ребенка. Пушистым и матерчатым животным форма иногда придается за счет засыпанного в них гранулированного материала. Под внешней поверхностью игрушек, содержащих гранулы размером менее 3 миллиметров, непременно должен быть еще один слой ткани, прочно прошитый швами. Если внутри игрушки поролон, то первые полгода этот материал ведет себя дружелюбно, потом начинает разлагаться и выделять ядовитые вещества. Лучшим материалом является синтепон. Такая игрушка очень мягкая, хорошо стирается и достаточно долго держит форму. Массивные и крупные игрушки могут представлять опасность для малышей. По существующим нормативам их вес не должен превышать 400 граммов для детей до семи лет. Слишком большой и тяжелый игрушечный зверь может придавить ребенка, упав на него. И если игрушка в это время закроет лицо малыша, у него не хватить сил ее сдвинуть, и он может задохнуться.

Подбирая подарок малышу, имейте в виду, что маркировка безопасной игрушки должна быть на русском языке и содержать такую информацию:

• возрастные ограничения (к примеру – от 3 до 5 лет);

• страна, организация-изготовитель;

• ГОСТ 25779-90;

• предупредительные надписи;

• инструкции по уходу за игрушкой;

• значок Госстандарта, а под ним две цифры и две буквы – обозначения того, что игрушка протестирована в специальных лабораториях.

Читайте также:  Какие орехи полезные и от чего

Упаковка игрушки должна быть безопасной для ребенка; яркой и интересной; должна легко открываться. Большинство современных игрушек сделано из различных видов пластмассы, резины, синтетических тканей, металла. Главное, чтобы все эти материалы были сертифицированы и соответствовали ГОСТам. Серьезную опасность для здоровья детей представляют пластмассовые изделия из поливинилхлорида (ПВХ). После того как их запретили во многих странах, подобная продукция стали попадать к нам. Маркировались игрушки из ПВХ треугольником со стрелочками и цифрой “3” внутри.

Изделия из ПВХ можно “вычислить” по белесой полосе, оставляемой при царапинах. Лучше, чтобы игрушки были снабжены возрастной маркировкой. Возрастные ограничения связаны как с безопасностью, так и с функциональностью (игрушки с резкими звуками могут напугать, длинный мех способен попасть в дыхательные пути, большую игрушку ребенок может просто не поднять и.т.д.) Следует обращать внимание и на уровень, и на вибрационные характеристики звука различных музыкальных игрушек. Предельный уровень звучания игрушек в закрытом помещении должен быть в соответствии со стандартом менее 65 децибел. Даже погремушка должна иметь звук, не пугающий маленького ребенка. Гарантией того, что все необходимые гигиенические требования, которые предъявляются к детским игрушкам, будут соблюдены, является покупка их в магазинах. Практика показывает, что зачастую на рынках у продавцов нет удостоверений о государственной гигиенической регистрации игрушек. В сертификате гигиенического соответствия продукции обязательно должно быть указано время действия документа (до какого периода) и номер партии продукции. Наибольшие претензии у специалистов по защите прав потребителей – к продукции китайского производства, которая нередко имеет грубые производственные дефекты: нестойкий краситель, царапающие края, несимметричное расположение деталей, заусеницы и трещины. Случается, что при падении или ударе пластмассовый утенок или медвежонок разбиваются, превращаясь в острые осколки.

Ученые, психологи и педагоги убеждены, что неправильно выбранная игрушка может нанести здоровью ребенка непоправимый вред. Вредными считают психологи те игрушки, которые окрашены в черный и красный цвета. Они отрицательно воздействуют на психику ребенка, особенно на психику наиболее чувствительных детей. Вопреки нынешней моде маленьким детям дарить огромные мягкие игрушки психологи тоже не советуют. Детей, а особенно маленьких надо окружать мелкими игрушками: пирамидками, машинками, куклами, фигурками животных. Пока ребенок не получит достаточное представление об окружающем его мире, ему лучше не покупать «мутантов», (фиолетовые слоны, малиновые жирафы). Иначе у ребенка разрушается стереотип нормального восприятия мира. Многие психологи советуют иметь дома игрушки, позволяющие выражать различные эмоциональные состояния (злость, обиду, страх). Это шумовые музыкальные инструменты (барабаны, бубны, дудки), молотки, мячи и кегли, пистолеты и ружья, солдатики, а также животные, ассоциирующиеся с агрессивным поведением: волк, крокодил, дракон.

 Приобретение некачественной игрушки грозит вашему ребенку: отравлением токсичными веществами, рецидивами аллергии, травматическими повреждениями.

 Некачественная продукция может в больших количествах содержать различные химические вещества, в том числе формальдегид – прямого виновника аллергии. Плохо закрепленные мелкие детали могут попасть в дыхательные пути малыша. В электрических игрушках вы вполне можете столкнуться с превышением нормы электрического напряжения.

 Как выбрать игрушку для ребенка полагаясь на его интерес

Приобретая игрушку ребёнку, необходимо обратить внимание на реакцию самого малыша. Она должна вызывать у него положительные эмоции и восторг. Поэтому, не стоит покупать ребёнку чудовищ или разноцветных зверей, так как это способствует неправильному представлению ребёнка об окружающем мире, а также формирует в нём плохой вкус.

Советы по выбору игрушек для детей

  1. Вес игрушки для малыша до семи лет не должны превышать 500 грамм, иначе такая «огромная забава» может придавить ребёнка. А, малышам до трёх лет ненужно приобретать игрушки, которые по размерам превышают размеры его кулачка.
  2. Игрушки для совсем маленьких должны иметь гладкую поверхность и не должны содержать острые  и выступающие углы. Окраска должна быть достаточно стойкой к слюне, влажной обработке и поту ребёнка.
  3. Шнурки и верёвочки не должны быть длиннее 15 см, так как малыш может запутаться в них.
  4. При приобретении игрушки, необходимо убедиться в крепости деталей. У мягких игрушек нужно проверить на прочность шерсть, ворс, пришитые детали. Необходимо убедиться, что в последствие игрушке нужна гигиеническая обработка.
  5. Игрушки, которые сшиты из наполнителей, должны иметь очень крепкие и прочные швы, так как малыш может попробовать на вкус внутренне содержимое данной забавы. Те игрушки, у которых внутри гранулированные наполнители, должны быть прошиты ещё одним дополнительным слоем ткани.
  6. Если игрушка наполнена поролоном, то первые полгода, это очень даже неплохо, но по истечении данного срока, он начинает разлагаться и выделять ядовитые вещества. Самый лучший и подходящий для детей материал – синтепон. Она очень мягкая, хорошо держит форму и отлично стирается.
  7. Игрушки, которые работают от электричества, не должны превышать напряжение в 22 Вольт. Звук игрушек не должен превышать в помещении 65 децибел. 

Для ребёнка – игрушка, это не только развлечение, это настоящий друг, который знакомит его с окружающим миром. Поэтому выбирать игрушку необходимо с особой тщательностью и ответственностью.

Источник