Конструктивные способности детей полезные практические навыки

Ирина Зверева
Развитие конструктивных умений у детей дошкольного возраста
Развитие конструктивных умений в организованной и свободной деятельности детей дошкольного возраста.
Конструктивная деятельность-это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Конструирование относится к числу тех видов деятельности, которые имеют моделирующий характер. Проанализировав конструктивные умения детей средней группы, можно отметить, что дети затрудняются создавать сооружения, поделки по схемам, моделям, читать условные обозначения. Их строительные игры однообразны и бедны по своему содержанию.
Целью работы стало: развитие конструктивных умений детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Приобщать детей к миру технического и художественного конструирования.
2. Развивать наглядно-образное восприятие.
3. Совершенствовать память, мелкую моторику, мышление, усидчивость, творческие способности.
Основным педагогическим условием, обеспечивающие эффективность педагогического процесса является – совместная деятельность взрослого с ребенком, взаимосвязь обучающих занятий с самостоятельной деятельностью детей, обеспечение каждого ребенка разнообразным материалом, и интеграция конструирования с другими видами деятельности.
Зачем людям строить? Взрослым — чтобы жить. А ребенку? На вопрос, зачем ребенку строить, детская психология накопила много разных ответов.
Строить и конструировать дети начинают с 2,5—3 лет, а иногда и раньше. И это очень благоприятно сказывается на развитии ребенка, потому что в конструировании, так же как и в других видах продуктивной детской деятельности (рисовании, лепке, аппликации, происходит развитие восприятия и образного мышления, воображения и фантазии ребенка. Ребенок осваивает пространство, учится воспринимать такие свойства предметов как цвет, форма, величина; решать познавательные и творческие задачи, строить наглядные модели, выражать свои эмоции через художественные символы.
А еще конструирование — чрезвычайно благоприятный вид деятельности ребенка именно потому, что предоставляет неисчерпаемые возможности для самых разных сторон его развития. Когда ребенок пытается приладить параллелепипед на вершину призмы, а сверху пристроить цилиндр — идет процесс познания мира и одновременного становления тех психических функций, которые это познание обеспечивают. Когда ребенок сначала делает чертеж, а потом согласно своему авторскому замыслу возводит игрушечный, ненастоящий дом — он учится думать. Когда соотносит реальный и моделируемый мир, формируется его сознание. А когда опробует возможные варианты, крутит их в уме или на бумаге, пытаясь найти что-то неожиданное и необычное, соответствующее его собственной идее и эмоциональному отношению к своей конструкции, мы говорим о решении творческих задач. С этого момента, находясь в пространстве объема и формы, ребенок осваивает и пропускает через себя свойства гармонии и принципы оригинальности, накопленные человечеством. Ребенок учится действовать и думать сообразно тем законам и правилам, которые были открыты и установлены задолго до него. Включается и обживает тот мир, в который ему предстоит встраиваться и который ему, по всей вероятности, придется изменять. А пока изменяется он сам. Вот всему этому мне хочется научить детей из моей группы.
Еще Антон Семенович Макаренко подчеркивал, что игры ребенка с игрушками – материалами, из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру».
Лев Николаевич Толстой сказал в свое время, что если ребенок в детстве не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать и копировать.
Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов.
Выделяют два типа конструирования: техническое и художественное.
В техническом конструировании дети отображают реально существующие объекты, а также придумывают поделки по ассоциации образами из сказок, фильмов.
К техническому типу конструкторскойдеятельности относят: конструирование из строительного материала; конструирование из деталей конструктора, имеющих разные способы крепления; конструирование из крупногабаритных модульных блоков.
В художественном конструировании дети, создавая образы, не только отображают их структуру, сколько выражают своё отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, формой.
К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги и конструирование из природного материала.
Характерной особенностью процесса конструирования является воссоздание и преобразование (комбинирование) пространственных представлений (образов, что способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений.
Представление о пространстве при этом складывается из конкретных признаков формы, величины, протяженности, объемности предметов,а также их структурных единиц: частей, деталей. В связи с этим речь детей обогащается новыми терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др., которые в других видах деятельности употребляются редко.
Дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий — низкий, длинный — короткий, широкий — узкий, большой — маленький, в точном словесном указании направления (над — под, вправо — влево, вниз— вверх, сзади — спереди, ближе и т. д.).
Так же в процессе конструирования осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей. Дети приобретают не только конструктивно-технические умения (сооружать отдельные предметы из строительного материала — здания, мосты и т. д. или делать из бумаги различные поделки — елочные игрушки, кораблики и т. д., но и обобщенные умения — целенаправленно рассматривать предметы; сравнивать их между собой и расчленять на части; видеть в них общее и различное; находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей; делать умозаключения и обобщения. Дети, конструируя постройку или поделку, мысленно представляют, какими они будут, и заранее планируют, как их будут выполнять и в какой последовательности.
Конструктивные умения.
Это умения:
-узнавать и выделять объект, видеть существенное (абстрагирование)
-собирать объект из готовых частей (синтез)
-мысленно расчленять объект, выделять составные части (анализ)–
-видоизменять объект по заданным параметрам получая при этом новый предмет с заданными свойствами (трансформация)
Игры и упражнения на развитие конструктивных умений
«Разрезные картинки»,
«Сложи круг (квадрат, треугольник)»
«Игра головоломка»
«Веселая логика»
«Мозаика из частей квадрата»
«Фигуры из частей круга»
«Сложи из палочек»
«Сложи из геометрических фигур»
«Геометрическая мозаика»
«Закрой дырки в ковре»
«Шнурки-затейники»
Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются такие важные качества личности, как трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность. Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе — умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.) и работать дружно, не мешая друг другу.
Наконец, конструктивная деятельность имеет большое значение и для воспитания эстетических чувств, развития творчества.
Важно, что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характер. В процессе конструирования развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании познавательных способностей.
Источник
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 1
«Общеобразовательный центр» имени 21 армии Вооруженных сил СССР
п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области
Структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»
Консультация для педагогов
«Развитие конструктивных способностей дошкольников».
Актуальность темы, обусловлена необходимостью с дошкольного возраста готовить детей к жизни, т. к. мы живем в век невиданной еще научно – технической революции. И жизнь во всех ее направлениях становится разнообразнее и сложнее, чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности ума, мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Конструирование тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей, через которые можно совершенствовать их умственные и творческие способности. В процессе целенаправленного обучения у дошкольников наряду с техническими навыками развивается умение анализировать предметы окружающей действительности, формируются обобщенные представления о создаваемых объектах, развивается самостоятельность мышления, формируются ценные качества личности (аккуратность, целеустремленность, настойчивость в достижении цели). Все это позволяет рассматривать конструирование, как эффективное средство подготовки детей к школе. Цель данной работы – показать необходимость развития конструктивных способностей дошкольников, как фактор готовности к школьному обучению; формировать сенсорные способности детей; развивать мышление, внимание, воображение, творчество, художественный вкус; воспитывать целеустремленность, аккуратность, настойчивость в достижении цели.
Задачи – развивать у ребенка интерес к творческому конструированию в дошкольном возрасте через игровую деятельность; учить детей наблюдательности, умению сравнивать; приобщению к миру прекрасного.
Термин «конструирование» (от латинского слова construere – построение) обозначает построение вообще, приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов. Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой – в нем также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования, поэтому должны соответствовать своему назначению.Конструктивная деятельность – это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного продукта, соответствующего его функциональному назначению. Конструктивное творчество детей может успешно развиваться в том случае, если у них имеются ясные представления о сооружениях, в которых четко отражены пространственные признаки предметов и их взаимоотношения. Такие представления формируются в условиях активного познания ребенком окружающего и углубляются в процессе представления. В основе детских представлений лежит анализ и синтез предметов и построек.
Таким образом, предпосылками формирования конструктивного творчества детей являются: представления о предметах действительности и умения выделять их пространственные свойства и отношения; детский опыт, включающий разнообразные конструктивные умения и навыки создавать различные варианты одного и того же предмета. В зависимости от того, из какого материала дети создают свои постройки и конструкции, различают:
– конструирование из строительных материалов;
– конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов;
– конструирование из природного материала.
Конструировать из строительного материала и крупных деталей конструктора типа «Лего» дети начинают в средней группе. В этом возрасте постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий. В этом возрасте у детей возникает интерес к качеству своего труда: они начинают осознанно стремиться к соблюдению определенных требований, предъявляемых воспитателем (последовательность операций, использование разных способов конструирования, проявляют желание овладеть теми или иными навыками и охотно упражняются в конструировании. В середине года дети начинают конструировать из бумаги, а в конце года – из природного и бросового материалов. В старшей группе конструирование характеризуется умением детей анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. В старшей группе дети на занятиях по конструированию из бумаги и других материалов могут изготавливать необходимые для игры предметы. Из природного материала – шишек, желудей, листьев, веток, ягод – дети учатся конструировать несложных по строению животных. Основными приемами, помогающими детям создавать изображения, являются наблюдения, рассматривание животных и птиц на прогулке, на иллюстрациях. При обучении конструированию предмета не следует постоянно прибегать к показу способов конструирования – необходимо активизировать опыт детей, спрашивать, как, по их мнению, эту вещь можно сделать, задавать наводящие вопросы, хвалить тех, кто ответит правильно. Такая методика способствует развитию детского творчества. В подготовительной группе, дети уже, овладев достаточно широким кругом знаний, умений и навыков в создании разнообразных построек, дети способны конструировать более сложные сооружения, для которых необходимы различные конструкторы. Детей продолжают учить не только из строительного материала, но и из бумаги и других материалов. Эти занятия имеют большое значение для подготовки к школе: в процессе конструирования развивается образное мышление. Конструкторские способности. Следует развивать у детей умение использовать в сюжетно – ролевой игре постройки из строительного материала, формировать умение самостоятельно делать игрушки для сюжетно-ролевых игр (бинокли, шапочки, книжки, игрушечную мебель и т. д.); сувениры для родителей, сотрудников детского сада малышей; украшения на елку. Большинство детей просто обожают конструировать, поэтому конструктор это та вещь, которая должна быть в каждом доме. А польза от такого приобретения налицо – с одной стороны, ребенок увлечен интересным занятием, а с другой, это занятие способствует всестороннему развитию.
Составил: воспитатель Чубаева Е.Н.
Литература и интернет-источники.
1. Ерофеева, Е.М. Конструирование для дошкольников: Книга для воспитателя детского сада / Е.М. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 339 с.
2. Коноваленко С.В. Развитие конструктивной деятельности у дошкольников / С.В. Коноваленко. – М.: Детство-Пресс, 2012. – 112 с.
3. https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=9075
Источник
муратова елена
Развитие конструктивных навыков у детей подготовительной группы
Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее восприятие. Одним из основных видов является конструирование и ручной труд. Конструирование (от латинского слова construere) означает приведение в определённое взаимоположение различных предметов, частей, элементов. Детское конструирование обозначает процесс сооружения построек, таких конструкций, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов, способы их соединения. Занятия конструктивной деятельностью создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и со взрослыми. Кроме того, конструктивноетворчество выполняет терапевтическую функцию: отвлекает детей от грустных мыслей, событий, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Как правило, процесс конструирования проходит в форме игры, дабы заинтересовать дошкольника. Особенностью игр со строительным материалом является то, что в их основе лежат конструктивные умения и способности, вследствие чего они в большей степени, чем какие либо другие виды детской игры, приближаются к созидательной продуктивной человеческой деятельности. Конструктивнаядеятельность ребенка – достаточно сложный процесс: ребенок не только практически действует руками и воспринимает возводимую постройку, но и обязательно при этом мыслит. Это одна из самых интересных видов деятельности для детейдошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. В работе с дошкольниками применяется два вида конструирования – это техническое и художественное. К техническому конструированию относятся конструирование из строительного материала, деталей конструктора. К художественному конструированию относятся конструирование из бумаги, картона, различного природного (мох, ветки, шишки, камни и т. п.) и бросового (картонные коробки, деревянные катушки, резиновые шины, старые металлические вещи и т. п.) материалы. В процессе целенаправленного обучения конструированию осуществляется умственное, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание детей, развиваются умения анализировать предметы окружающего мира, самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус. Формируются ценные качества личности (целеустремленность, настойчивость, умение налаживать деловые отношения). Обучение детей конструированию имеет большое значение в подготовке детей к успешному обучению в школе. У детей формируются обобщенные представления о предметах. Конструктивная деятельность развивает умение тесно связывать приобретённые знания с их использованием. Можно выделить следующие задачи в обучении и руководстве конструктивной деятельностью детей: 1. Воспитывать у детей необходимые умения и навыки конструирования. 2. Дать детям знания о предметах, отображаемых в конструктивной деятельности, об их внешнем виде, структуре, об основных частях,их форме, пространственном расположении, относительной величине, о материалах, с которым они работают. 3. Научить работать целенаправленно, предварительно планировать свою деятельность, что является необходимым условием для успешного выполнения конструктивных задач.
4. Воспитывать детей самостоятельность в работе, творческую инициативу. 5. Воспитывать умение контролировать свою деятельность, направлять её на более рациональный путь решения задачи, предложенной воспитателем. 6. Необходимо также использовать богатые возможности конструктивной деятельности для воспитания у детей чувства коллективизма в работе. В процессе совместного выполнения конструкции ребята должны оказывать помощь друг другу, доброжелательно откликаться на просьбы товарищей, быть чуткими и внимательными к их работе. 7. Конструктивная деятельность требует аккуратного пользования материалами. С самых первых дней обучения необходимо,чтобы дети выполняли соответствующие правила : перед занятием раскладывали материал в удобном порядке, после занятия или окончания игры не разрушали, а разбирали постройки, собирали неиспользованный материал (коробки, кусочки, бумагу, природный материал) и аккуратно, в определенном порядке укладывали его на постоянное место хранения. Порядок на рабочем месте -необходимое условие для успешного выполнения любого задания, воспитание у детей организованного труда, эстетических чувств. Для успешного развития конструктивных навыков детей в группе должна быть организованна развивающая среда для конструктивной деятельности. Мелкий и крупный строительный материал, настольные, дидактические игры, различные виды конструкторов, подобран природный материал. Конструктивная деятельность детей встречается в непосредственно – образовательной деятельности – это и ФЭМП, лепка, аппликация, конструирование грамота. Но для того чтобы повысить у детей интерес к конструированию, необходимо организовывать игры и в самостоятельной деятельности. Игры детей с конструктором – это их самое любимое занятие. В ходе игр с «Конструкторами» у детей развивается пространственное, математическое мышление, способность к экспериментированию и изобретательству. С помощью такой работы, доступной ребенку, можно научить его прогнозировать, предвидеть, представлять, как изменится поделка-постройка, если ее переделать по-другому, добавить новые элементы. Дети с большим интересом конструируют из счётных палочек, геометрических фигур. Данные игры для ребенка открывают новые возможности самостоятельной деятельности, что стимулирует активный самостоятельный поиск способов воплощения замысла и позволяет комбинировать части в различных сочетаниях, развивают творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию. Конструирование с бумагой развивает у детей способность работать руками, приучить к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развить глазомер. В процессе создания композиции у детей формируется чувство цвета, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Занятия с бумагой благотворно сказываются на развитии детей, помогают в развитии мелкой моторики, развитии речи, к тому же очень интересны детям. Также можно широко использовать природный материал в качестве конструирования. Собирать вместе с детьми на прогулке листья, семена растений, камни. Привлекать к сборке природного материала и родители попросить принести шишки, ракушки, мох и т. д. для изготовления поделок.
При взаимодействии с родителями использовать разные формы работы: консультации, папки – передвижки, при организации совместных дел проводить с участием родителей выставки, изготовление поделок, детско-родительские занятия, развлечения, родительские собрания.
В подготовительной группе наиболее важной задачей является подготовка детей к школе. Для детей этого возраста конструирование является одним из интересных занятий. У них уже есть опыт в познании окружающей действительности, осознанное отношение к технике, к архитектурным памятникам. Они уже в состоянии дать элементарную эстетическую оценку различным сооружениям, предметам архитектуры. Стараются быть более организованными в работе, умеют считаться с требованиями коллектива, быть дисциплинированными, контролировать свою деятельность. Для этой группы, как и всех других групп, занятие конструированием тесно связано с игрой. Основное внимание обращается на более сложные формы обследования предметов с целью формирования обобщенных представлений о группах однородных предметов и установлении связи формы с теми функциями, которые эти предметы выполняют в жизни, а также для овладения обобщенными способами действия. Обследование здесь направленно и на то, чтобы дети могли видеть предметы в разных пространственных положениях и представить последовательность процесса конструирования. В этой группе предъявляют большие требования, чем в предыдущих, к умению детей планировать свою работу. Они должны представить, какой будет постройка, прежде чем выполнить ее, обдумать и выбрать нужный материал. Дети должны знать,что для успешной работы необходимо: – четко представлять предмет, его строение, пространственное положение; -иметь хорошие технические навыки; -видеть последовательность операции, необходимых для изготовления поделки, конструкции. Воспитатель так должен вести занятие, чтобы у детей появился интерес к приобретению знаний. Для этого, обучая ребят конструированию, он должен во время прогулок знакомить их с различными видами транспорта, зданиями, мостами, обращая внимание не только на общую структуру, способы скрепления частей, но и различные варианты, одних и тех же сооружений и строений, на художественные, архитектурные достоинства. Дети должны комментировать увиденное, анализировать свою работу и работу товарищей. Обучение детей коллективному труду – одна их важных задач воспитания у них чувства товарищества. Для этого педагог предлагает ребятам вместе обдумать замысел, подобрать материал, распределить работу между собой и ответственно относиться к участию в общей работе. Особое внимание следует уделять организованности в работе, трудолюбию. Ребята привыкают к порядку, когда сами заранее готовят материал к занятию, самостоятельно убирают все на место после окончания работы. В подготовительной группе большое внимание уделяется развитию творческой фантазии детей. Они уже конструируют не по готовому образцу, а по собственному воображению, иногда обращаясь к фотографии, чертежу. Конечно, и в этой группе используют образец, выполненный воспитателем из материала, с которым дети работают. Например, нужно показать, как работать с природным материалом, что можно сделать из него, каковы приемы работы с ним, способы скрепления, придания выразительности образу и т. д. но в этой группе уже можно показать общие приемы, которые пригодятся для изготовления разных игрушек, а не конкретного предмета. Как показала практика, дети с большим удовольствием откликаются на все новое и необычное и, превращаясь в маленьких конструкторов, могут на равных конкурировать со взрослыми, опережая последних в нестандартности решений. Исходя из выше изложенного, педагог должен ставить перед собой задачу поддержать и развить интерес детей к конструированию, открытиям, созданию чего-либо своими руками, стремление познать окружающий мир, активизировать мыслительную деятельность детей средствами конструирования.
Источник