Конспект занятия в старшей группе полезные и вредные привычки
Конспект НОД в старшей группе на тему: «Какие бывают привычки»
Цель: Расширить знания детей о полезных и вредных привычках.
Задачи:
Образовательные: Формировать у детей представление о том, что такое привычка, умение различать привычки хорошие и плохие, обосновывать свой выбор. Вызвать желание формировать у себя хорошие привычки. Упражнять детей в выполнении упражнений в соответствии с текстом. Совершенствовать умения детей читать наизусть стихотворения, интонационно передавать содержание текста.
Развивающие: Развивать диалогическую речь; становление ценностей здорового образа жизни; двигательную активность. Воспитательные: Воспитывать отрицательное отношение к вредным привычкам, желание вести здоровый образ жизни.
Материалы и оборудование: демонстрационный: игрушки: лисичка, петушок, мышка, кот, сова, ёжик, медведь, зайчик, волк, корова, лягушка, свинья; макет теремка, коробка «волшебный ларец»; две полосы бумаги шириной 8-10 см, разделённые на квадраты; диапроектор, слайды «Привычки»; запись ритмичной музыки.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, скажите мне, пожалуйста, что вы делали сегодня утром, когда проснулись?
Дети: Умывались, чистили зубы, причесывались, одевались.
Воспитатель: Вы сами шли умываться, чистить зубы, или вас мама заставила это делать?
Дети: Я сам… И я сама.
Воспитатель: Хорошо, значит у вас это уже вошло в привычку. А что такое привычка?
(Дети высказываются)
Воспитатель: Привычка – это то, что мы делаем очень часто и уже не задумываемся о том, нужно это делать или нет. А вот сегодня мы как раз поговорим о том, какие бывают привычки. Какие же они могут быть?
(На экране появляются слайды с изображением детских привычек)
Полезные, хорошие привычки делают человека более свободным, так как о многих своих действиях он перестает задумываться, они, словно совершаются сами собой. Полезные привычки помогают сохранять здоровье, и облегчит нашу жизнь. Назовите полезные привычки.
Дети: Почаще мыть руки с мылом, умываться и закаляться холодной водой по утрам, делать зарядку, соблюдать режим дня.
Воспитатель: А еще какие очень нужные действия мы совершаем как бы автоматически?
Дети: Приходя с улицы переобуваться домашнюю обувь, надеваем домашнюю одежду. А ту, что сняли, аккуратно вешаем в шкаф.
Воспитатель: Как вы думаете, хорошо ли всюду разбрасывать книжки, игрушки?
Дети: Плохо.
Воспитатель: Конечно, плохо. А почему? Да потому, что потом на поиски нужной вещи вы потратите, много времени. А время нужно ценить! У каждой вещи должно быть свое место! Класть вещи на место – полезная привычка! Кстати, привычка ценить время, и свое, и своих родных и друзей – замечательная привычка. Недаром говорят: ”Точность – вежливость королей”. Значит, невежливо опаздывать на встречу другом, на занятия в школу или в спортивную секцию. О каких еще хороших привычках мы забыли? Кто нам напомнит?
(Высказывания детей)
Воспитатель: Да, вы правы! Соблюдение чистоты и порядка в доме, уборка комнаты пылесосом или влажной тряпкой, мытье посуды – это хорошие привычки. Полезная привычка – соблюдения правил личной гигиены. Всегда быть чисто и опрятно одетым, аккуратно причесанным – замечательная привычка.
Но существуют, к сожалению, и вредные привычки. Поговорим о них. Вредные привычки плохо влияют на организм человека, портят нам жизнь. Это несоблюдение режима дня, малая подвижность, ковыряние в носу, курение и другие плохие привычки. Сейчас мы посмотрим, как вы умеете их различать.
Игра «Хорошо – плохо»
Разбросал книги, вещи
И искал их целый вечер. (ВРЕДНАЯ)
Мою грязную посуду,
Пол помыть я не забуду. (ПОЛЕЗНАЯ)
Пылесосом убираю,
Пыли я не оставляю. (ПОЛЕЗНАЯ)
Ногти очень грызть люблю,
Всех микробов я ловлю. (ВРЕДНАЯ)
Чисто с мылом я умоюсь,
У меня опрятный вид. (ПОЛЕЗНАЯ)
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Теремок» (выставляет на стол макет теремка). Сегодня к нам в гости пришли герои сказок из чудесного ларца. Это животные и у каждого из них есть свои привычки. Если вы хотите, чтобы и у вас поселились такие привычки, то вы протяните руки им навстречу. А если не хотите дружить с такими привычками, то не отрывайте теремок, не протягивайте рук.
(Воспитатель достает игрушки из ларца и от их лица, как они называются.)
Я лисичка – умытое личко.
Я медведь, живу в лесу, палец свой всегда сосу.
А я петушок – петушочек, всегда ношу чистый носовой платочек.
А я зайчик – в носу ковыряйчик.
А я мышка – норушка, вещи на место кладушка.
А я волк – волчок, отгрызу свой ноготок.
А я кот – котище, каждый день зубы чищу.
А я корова – обзову любого.
Я сова – говорю вежливые слова.
Я лягушка – мокрые глаза, это значит, что я по любому поводу плачу.
А я ёжик молодой, мою руки перед едой.
Я свинья хрю-хрю, я везде сорю.
(Воспитатель и дети заселяют в теремок животных с хорошими привычками.)
Воспитатель: Ребята! К нам в гости ещё кто-то пришёл! (Игрушка Хомячок)
Хомячок: А я Хома-хомячок –
Полосатенький бочок.
Выхожу на грядку –
Делаю зарядку!
Воспитатель: Ребята! А давайте с нашим хомячком тоже сделаем разминку!
Физкультминутка
Хомка, хомка, хомячок –
Полосатеньких бочок,
Хомка раненько встаёт.
Щёчки моет, шейку трёт.
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку
Раз-два-три-четыре-пять
Хочет Хомка сильным стать!
(Дети садятся на стулья.)
Воспитатель: Мы узнали о ваших привычках, а теперь послушайте ребят, что они о себе расскажут.
(Выходят дети по очереди и читают стихотворение (на экране картинки с изображением той или иной привычки).
1-й ребёнок: Ни мороз мне не страшен, ни жара
Удивляются даже доктора,
Почему я не болею,
Почему я здоровее
Всех ребят из нашего двора
Потому что утром рано
Заниматься мне гимнастикой не лень
Потому что водою из-под крана
Обиваюсь я каждый день
2-й ребёнок: По утрам и вечерам
Открываю в ванной кран
Я воды не пожалею
Уши вымою и шею
Пусть течёт водица
Я хочу умыться
Посильнее кран открыла
И взяла кусочек мыла
Пышно пена поднялась-
Смыла с рук и пыль и грязь
Пусть бежит водица –
Я хочу умыться!
3-й ребёнок: Чищу зубы пастой мятной
Ароматной и приятной
Щёткой действую умело
Зубы будут очень белы!
4-й ребёнок: Я хочу здоровым быть-
Буду с лыжами дружить
Подружусь с закалкой,
Обручем, скакалкой,
С теннисной ракеткой
Буду сильным, крепким!
Воспитатель: Молодцы дети! Очень хорошо, что у вас много хороших привычек полезных для здоровья, но как мы знаем, плохие привычки тоже бывают у некоторых ребят. Как вы думаете, что нужно делать для того, чтобы победить вредную привычку?
(Дети высказываются)
Дети: Стараться так не делать, думать, что делаешь. Обращать внимание на своё поведение. Воспитатель: А сейчас поиграем в игру, которая называется «Выбери привычку». (Дети подходят к столам, где лежат карточки – символы с изображением привычек и разлинованные листы бумаги). Вам нужно будет разложить карточки так, чтобы хорошие привычки лежали на линии, где нарисован синий круг, а вредные привычки – на линии, где нарисован красный круг.
Воспитатель: Молодцы ребята! Вы все хорошо справились с заданием. Хочется вам пожелать, чтобы у вас были только хорошие привычки, ведь они очень помогают в жизни! И чтобы вы о них не забывали, наш Хомка вам сегодня подарит подарки – носовые платочки. Пусть ваши милые личики будут всегда в порядке. (Хомка раздаёт платочки).
Беседа на тему: «Полезные и вредные привычки».
Цели: – учить детей отличать вредные и полезные привычки;
– формировать сознательный отказ от вредных привычек;
Оборудование: иллюстрации, картинки.
Ход беседы.
Послушайте стихотворение и подумайте, о чём мы будем говорить.
Про девочку, которая сосёт палец.
-Неземная красота,
Выньте палец изо рта!
Девочки и мальчики,
Не сосите пальчики.
Дорогие детки,
Пальцы — не конфетки.
– Дети, с этих строк стихотворения вы могли понять, о чем пойдет сейчас речь. Так, это – привычки.
Воспитатель: Каждый человек способен привыкать к каким-то действиям, ощущениям. Кто-то привык рано ложиться спать, а кто-то – поздно; кто-то привык делать по утрам зарядку, а кто-то нет. Что появляется у человека? Правильно, привычка. Сегодня мы с вами поговорим о привычках.
– Что такое привычка?
Дети: Это действие, которое мы повторяем, даже не всегда замечая это. Привычка — это такое действие, которое становится для нас тем, без чего мы не можем жить.
– Ребята перечислите привычки, которые есть у вас или какие вы знаете?
Дети: Приходя с улицы переобуваться в домашнюю обувь, домашнюю одежду, мыть руки с мылом, умываться, ковыряться в носу, ябедничать.
Воспитатель: привычки бывают полезные и вредные.
– Что такое полезная привычка?
Дети: Она приносит пользу.
– Полезные, хорошие привычки делают человека более свободным, так как о многих своих действиях он перестает задумываться, они словно совершаются сами собой. Полезные привычки помогают сохранить здоровье и облегчить нашу жизнь. Давайте вместе подумаем и вспомним, какие еще хорошие привычки бывают? Что это за привычки?
Дети: Почаще мыть руки с мылом, умываться и закаливаться холодной водой по утрам, делать зарядку, соблюдать режим дня, соблюдать чистоту и порядок дома.
– А еще? Какие очень нужные действия мы совершаем как бы автоматически?
– Верно! Приходя с улицы, переобуваемся в домашнюю обувь, надеваем домашнюю одежду. А ту, что сняли, аккуратно вешаем в шкаф.
Кстати, привычка ценить время, и свое, и своих родных и друзей, — замечательная привычка. Недаром говорят: «Точность — вежливость королей». Значит, невежливо опаздывать на встречу с другом, на занятия в школу или в спортивную секцию.
– О каких еще хороших привычках мы забыли? Кто нам напомнит? Да, вы правы! Соблюдение чистоты и порядка в доме, уборка комнаты пылесосом или влажной тряпкой, мытье посуды — это хорошие привычки.
Полезная привычка — соблюдение правил личной гигиены. Всегда быть чисто и опрятно одетым, аккуратно причесанным — замечательная привычка.
– Но существуют, к сожалению, и вредные привычки.
-Что такое вредная привычка? Поговорим о них.
Дети: Это привычка, которая приносит вред.
– Вредные привычки плохо влияют на организм человека, портят нам жизнь. Назовите вредные привычки.
Дети: Это несоблюдение режима дня, малая подвижность, курение и другие плохие привычки.
– Как вы думаете, хорошо ли всюду разбрасывать книжки, игрушки?
– Конечно плохо. А почему?
– Да потому, что потом на поиски нужной вещи вы потратите много времени. А время нужно ценить! У каждой вещи должно быть свое место! Класть вещи на место — полезная привычка!
– Сейчас мы поиграем в игру «Полезно – вредно». Я буду называть привычки, а вы, если это полезная привычка – показываете зелёную карточку, красную карточку, если вредная.
Грызть ногти;
Соблюдать режим дня;
Долго смотреть телевизор;
Правильно питаться
Говорить неправду.
Общаться с людьми;
• Чистить зубы.
• Кричать
• Убирать за собой игрушки.
• Делать зарядку.
• Есть много сладостей.
• Грызть ногти.
• Обзывать детей.
• Говорить правду.
• Неряшливо одеваться.
• Пользоваться носовым платком.
• Обманывать.
• Кушать молча.
• Здороваться.
– Дети, какую пользу приносят полезные привычки?
Дети: Они делают человека собранным, здоровым, аккуратным. А вредные привычки? Они делают человека неряшливым, грубым, драчливым и т. д.
Каждый твердо должен знать:
Здоровье надо сохранять.
Нужно правильно питаться,
Нужно спортом заниматься.
Руки мыть перед едой,
Зубы чистить, закаляться
И всегда дружить с водой.
И тогда все люди в мире
Долго- долго будут жить.
И запомни: ведь здоровье
В магазине не купить!
– Какие выводы вы для себя сделали?
+ Все разделы
Екатерина Арькова
Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Полезные и вредные привычки» для детей старшей группы
Подготовила: Арькова Екатерина Сергеевна, воспитатель МКДОУ “Детский сад №3 “Улыбка” г. Калача-на-Дону Волгоградской области
Цель: Расширять знания детей о полезных и вредных привычках.
Задачи:
Образовательные: Формировать у детей представление о том, что такое привычка, умение различать привычки хорошие и плохие, обосновывать свой выбор. Вызвать желание формировать у себя хорошие привычки.
Развивающие: Развивать становление ценностей здорового образа жизни; двигательную активность; развивать речь, кругозор, логическое мышление.
Воспитательные: Воспитывать отрицательное отношение к вредным привычкам, желание вести здоровый образ жизни.
Предварительная работа: Беседы о здоровье, чтение художественной литературы, рассматривание различных ситуаций, наблюдения
Методы и приёмы: Игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная, дидактическая игра
Материалы и оборудование : песенка «Здравствуйте ладошки…», две посылки, карточки, Теремок, игрушки животных, красные и зеленые карточки.
Структура НОД:
I.Вводная часть – 4 минуты
Игровое упражнение: «Здравствуйте, ладошки»
II.Основная часть – 23 минут.
1. [/i][/b]Сюрпризный момент «Посылки»
2. Игра «Теремок»
3. Физкультминутка «Мы разминку начинаем»
4. Подвижная игра «Чистюльки»
5. Игра «Зажги «Светофор здоровья»
6. Игра «Вредно- полезно»
III.Итог -3 минут
Ход НОД:
I. Вводная часть
-Здравствуйте, дети. Смотрите, к нам сегодня пришли гости. Ребята, объясните, зачем нужно здороваться. Давайте познакомим наших гостей с веселым приветствием.
Игровое упражнение: «Здравствуйте, ладошки» выполняют все вместе
Здравствуйте, ладошки,
Хлоп, хлоп, хлоп!
Здравствуйте, ножки,
Топ, топ, топ!
Здравствуйте, щечки,
Плюх, плюх, плюх,
Пухленькие щечки,
Плюх, плюх, плюх!
Здравствуйте, губки,
Здравствуйте, зубки,
Цок, цок, цок!
Здравствуй, мой носик,
Бип, бип, бип!
Здравствуйте гости,
Здравствуйте!
-Здороваться, это хорошая привычка. Вот сегодня мы с вами поговорим о привычках. Как вы думаете, что такое привычка? (Ответы детей)
– Привычка – это неосознанное повторение одного и того же действия. И это действие человек выполняет как бы автоматически. У каждого человека в жизни вырабатывается много привычек, как полезных, так и вредных. Полезные (хорошие) привычки делают человека более свободным, так как о многих своих действиях он перестает задумываться, они словно совершаются сами собой. Полезные привычки помогают сохранить здоровье и облегчить нашу жизнь. Вредные привычки – это наши коварные враги, они доставляют нам удовольствие и потихоньку отравляют нам жизнь, наносят огромный вред нашему здоровью. Вредные привычки могут появиться в любом возрасте. Они растут и меняются вместе с нами. У каждого человека есть и хорошие привычки, и плохие. Но с вредными привычками надо бороться, а победить их поможет сила воли.
II.Основная часть
Сюрпризный момент «Посылки»
-Ребята, сегодня я получила на почте две посылки. Одну прислала госпожа Польза, другую – госпожа Вредина. Но на почте содержимое посылок перепуталось, и теперь надо будет определить, из какой посылки картинка и кто ее прислал. (картинки: мальчик не любит делать зарядку, дети читают книги, ребенок лежит на диване, мальчик близко смотрит телевизор, девочка не хочет умываться, дети занимаются спортом и т. п.)
-А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Теремок» (выставить на стол макет теремка). Сегодня к нам в гости пришли герои сказок из чудесного ларца. Это животные и у каждого из них есть свои привычки. Если вы хотите, чтобы и у вас поселились такие привычки, то вы протяните руки им навстречу. А если не хотите дружить с такими привычками, то не открывайте теремок, не впускайте таких жильцов, не протягивайте рук.
(Воспитатель достает игрушки из ларца и от их лица, как они называются.)
Я лисичка – умытое личко.
Я медведь, живу в лесу, палец свой всегда сосу.
А я петушок – петушочек, всегда ношу чистый носовой платочек.
А я зайчик – в носу ковыряйчик.
А я мышка – норушка, вещи на место кладушка.
А я волк – волчок, отгрызу свой ноготок.
А я кот – котище, каждый день зубы чищу.
А я корова – обзову любого.
Я сова – говорю вежливые слова.
Я лягушка – мокрые глаза, это значит, что я по любому поводу плачу.
А я ёжик молодой, мою руки перед едой.
Я свинья хрю-хрю, я везде сорю.
(Воспитатель и дети заселяют в теремок животных с хорошими привычками.)
– Ребята! К нам в гости ещё кто-то пришёл! (Игрушка Хомячок)
Хомячок: А я Хома-хомячок –
Полосатенький бочок.
Выхожу на грядку –
Делаю зарядку!
Физкультминутка «Мы разминку начинаем»
Мы разминку начинаем,
Руки шире раздвигаем,
А потом их тянем вверх.
Отдохнет спина у всех. Потягивания – руки в стороны и вверх.
Начинаем приседанья –
Один, два, три, четыре, пять.
А теперь три раза нужно, Приседания – 5 обычных и 3 раза
Как лягушки, проскакать. подпрыгнуть в приседе.
Мы разминку завершаем,
Руки шире раздвигаем,
А потом их тянем вверх.
Отдохнет спина у всех. Потягивания – руки в стороны и вверх.
-А теперь, мы с вами, пройдем на стульчики. У вас лежат карточки – красная и зеленая.
Подвижная игра «Чистюльки»
Дети делятся на 2 команды по 3 человека
Цель: собрать раскиданные Грязнулькой игрушки в корзину.
Игра «Зажги «Светофор здоровья»
Давайте мы с вами сейчас зажжем светофор здоровья. Перед вами лежат листики, на которых нарисованы различные увлечения и около каждого увлечения есть кружок, который вы должны раскрасить.
Зеленый кружок – то, что помогает вести человеку здоровый образ жизни.
Желтый кружок – то, к чему нужно относиться осторожно.
Красный кружок – то, что здоровью вредит.
Игра «Вредно- полезно»
А сейчас мы поиграем. Вы послушаете стихи и, если в тексте говорится о полезной привычке, то показываете зеленую карточку, если о вредной – красную.
-Ты, дедушка, прожил
На свете сто лет!
Скажи нам, пожалуйста,
В чём тут секрет?
-Тут нету секрета, –
Ответил нам дед, – Я слушался взрослых
До старости лет! (зеленая)
– Кто ногтей не чистит
И не подстригает,
Тот своих знакомых
Здорово пугает.
Ведь с ногтями грязными,
Длинными и острыми
Могут очень просто вас
Перепутать с монстрами. (красная)
– Кто разбил большую вазу?
Я признался, но не сразу.
Пусть подумают немножко,
Пусть на кошку поглядят:
Может быть, разбила кошка?
Может, я не виноват? (зеленая)
– Отправляла мама – квочка
В школу милого сыночка.
Говорила: — Не дразнись!
Не дерись! Не петушись!
Поспеши, тебе пора!
НУ, ни пуха ни пера!
Через час, едва живой,
Петушок идёт домой. (красная)
– Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер». (зеленая)
– Неземная красота,
Выньте палец изо рта!
Девочки и мальчики,
Не сосите пальчики.
Дорогие детки,
Пальцы – не конфетки. (красная)
– Кто сказал, что мы подрались?
Мы не дрались, а боролись.
Правда, мы чуть-чуть кусались,
И щипались, и кололись.
Правда, мы друг друга мяли,
И бодались, и лягались.
Нас, конечно, разнимали.
Мы, конечно, упирались. (красная)
– Кто приехал в гости к нам?
К нам приехал ТАРАРАМ.
Как приехал, сразу, сразу
Начались его проказы.
Книжки все поразбросал,
Стенки все разрисовал,
Стул забросил на окошко,
В холодильник сунул кошку,
Спрятал бабушкины тапки,
В суп, для вкуса, сунул тряпки,
Ну, а в комнате, в углу
Дырку просверлил в полу. (красная)
– Ковыряется Таня даже в сметане!
Что она ищет – известно лишь Тане.
Палец макая, капризная Таня,
Наверное, ищет корову в сметане! (красная)
– Не стой в стороне равнодушно,
Когда, у кого – то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда
И если кому -то, кому-то поможет
Твоя доброта и улыбка твоя. (зеленая)
III.Итог
-Итак, ребята, о чем мы с вами сегодня разговаривали? (О привычках)
-Что же такое вредные привычки? (приносят вред)
Почему они плохие? (делают человека неряшливым, грубым, забывчивым, драчливым и т. д.)
-Что такое полезные привычки? (приносят пользу)
-Почему они полезные? (делают человека здоровым, аккуратным, приятным…)
Каждый из вас хозяин своей жизни и своего здоровья. Самое главное, чтобы вы сегодня сказали:- нет вредным привычкам!
Я хочу пожелать вам, чтобы вы были здоровыми, веселыми, красивыми.
На прощанье мой наказ:
Чтобы вырасти здоровым, энергичным и толковым,
Чтоб прогнать усталость, лень,
Ешьте витамины каждый день!
Рано утром не ленитесь, на зарядку становитесь!
Помогают нам всегда – солнце, воздух и вода!
Крепла, чтоб мускулатура, занимайтесь физкультурой!
До свиданья, детвора! Всем привет! Физкульт-ура!