Конспект занятия в подготовительной группе полезные растения

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
«ПОЛЕЗНЫЕ РАСТЕНИЯ»

Цель: Закреплять знания детей о пользе и применении лекарственных растений

Задачи:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:
расширять знания детей о растениях, занесенных в Красную книгу. 
учить детей различать данные растения по внешнему виду
Продолжать учить работать с трафаретом.
Закреплять умение работать с ножницами.
активизировать словарь по теме 
РАЗВИВАЮЩАЯ:
Развивать связную речь, память, наблюдательность, любознательность, внимание, мышление, творческое воображение, умение обобщать.
Расширять кругозор.
ВОСПИТЫВАЮЩАЯ:
Воспитывать бережное отношение к растениям, окружающей среде.

Оборудование: ТСО, иллюстрации лекарственных растений, Красная книга, дидактическая игра «Лекарственные растения» на каждого ребёнка, клей, ножницы, салфетка, клеёнка, фломастер зелёного цвета, простой карандаш, трафарет цветка, бумага светло зелёного, белого и желтого цветов, сборы лекарственных растений (мята, душица, листья смородины, чабрец и т.д.), бокалы.

Предварительная работа: беседа о Красной книге; рассматривание картинок о растениях, находящихся на грани исчезновения, беседы о пользе лекарственных растений, о правильном их сборе и безопасном поведении с ядовитыми растениями, игры – определи по запаху, вершки и корешки, узнай растение ; экскурсия в лес, отгадывание загадок, заучивание стихотворений.

Ход занятия:

– Сегодня к нам пожаловали гости, педагоги детского сада.
Здравствуйте! – мы скажем педагогам
Здравствуйте! – услышим мы в ответ
И наверное, не пойдем в аптеку
И здоровыми мы будем много лет!

– Как вы уже догадались, мы поговорим о здоровье, как его сохранить, ну а если заболели, то, как без таблеток недуг излечить.
– Послушайте небольшой рассказ.
«Однажды Красная Шапочка пошла в гости к бабушке. Идя по лугу, по лесу, она собирала цветы, которые ей попадались. Все они были красивые, разные. Она набрала большой букет. 
«Вот бабушка обрадуется!» – подумала Красная Шапочка. 
Но, увидев цветы, бабушка сказала: «Цветы в природе растут не для букетов: если любишь собирать букеты, научись выращивать цветы сама».

– Как вы оцениваете поступок Красной Шапочки? (……..)
-Надо бережно относиться к природе. 
– Какая самая главная польза от всех растений? (………………..)
– Правильно, самая главная польза от растений – кислород, который они выделяют, и которым мы дышим. Без растений не могли бы существовать ни рыбы, ни птицы, ни насекомые, ни мы с вами. Иногда люди срывают редкие растения, которые занесены в Красную книгу. 
– А знаете ли вы, что это за книга? (показ Красной книги). (………)
– Это документ; в него занесены разные виды животных, растений, которых осталось очень мало в природе, их надо оберегать, чтобы они не исчезли.
Растений на Земле много, среди них есть лекарственные растения.
– Почему их называют лекарственными растениями? 
Дети: (их используют для лечения различных заболеваний )
Дидактическая игра « Собери растение»
Каждый из вас собрал лекарственное растение. Назовите его и расскажите, при каких недугах (болезнях) его применяют?

(дети рассказывают о лекарственных растениях стихами)

Календула 
Семена как ноготки,
Желто-красные цветки
От горла помогают 
Кто же их не знает

Ромашка
Когда мое горлышко болит
Ромашка поможет, она исцелит
Я ею горлышко пополощу
Станет все в порядке, 
И в садик я пойду.

Алоэ
Есть такой цветок — алоэ. 
Оно целебное такое! 
На ранку стоит капнуть сок — 
И заживёт в кратчайший срок.

Рябина красная
Если ночью плохо спишь
Часто голова болит
Пейте сок рябины красной
Он вас быстро вылечит

Шиповник
Если слабость и сонливость
Если бегать нету сил
Пей шиповника отвар
В нем целебный витамин.

Пижма
Пусть пижма – скромна, 
да лечебная все же она, 
Не зря же цветки 
на таблетки похожи,
Еще – на цыплят, 
ярко- желтых пока,
На ощупь – на замшевый 
носик щенка.

Подорожник 
Если ты порезал ногу
Не рыдай и не реви
Подорожник на подмогу
Ты скорей к себе зови.

Зверобой
А вот растенье – зверобой, 
Лист – продырявленный такой;
Должно быть, шить училась пчелка, 
Колола жалом, как иголкой
Но знайте – нет его полезней, 
Он прогоняет сто болезней!

Крапива
Крапива – лекарство
Им голову мой,
Чтоб перхоти не было
И волос был густой.

Мать – и – мачеха
«Мать–и–мачеха, растет в траве возле лужи
Растение это всем нужно»,
Сказал очень гордо мне дед.
Для тех, кто случайно простужен
Лекарство безвреднее нет.

– Кому из вас рассказал о лекарственном растении, употребление отвара которого в больших дозах опасно для жизни? (………..)
– Правильно, пижма относится к ядовитым растениям, но в малых дозах она безопасна и лечебна.
– Нужно помнить, что лечение травами не всегда полезно. Некоторые лекарственные растения при необдуманном употреблении могут привести к тяжелым последствиям, поэтому, сначала надо побеседовать с врачом.

Ребенок: Лес, как сказочное царство,
Там кругом, растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке –
И микстура, и таблетки.
Ну, а чем и как лечить
Родители и воспитатели нас могут научить.
Все целебные растения.
Знают они без исключения.
Нужно только не лениться,
Нужно только научиться.
Находить в лесу растения,
Что пригодны для лечения!
Ведь из трав лесного царства,
Люди делают лекарства.

Физкультминутка «Аленький цветочек»
(дети выполняют движения под аудиозапись)
Есть на свете цветок алый-алый, 
Яркий, пламенный, будто заря, 
Самый солнечный и небывалый, 
Он мечтою зовётся не зря.

Может там за седьмым перевалом 
Вспыхнет свежий, как ветра глоток, 
Самый сказочный и небывалый, 
Самый волшебный цветок. 
Самый сказочный и небывалый, 
Самый волшебный цветок.

Аппликация с элементами рисования
Пригласить детей в мастерскую

Дидактическая игра «Четвертый лишний» 
На доске вывешены картинки с изображением цветов
– Перед вами растения, необходимо найти лишний цветок.

– Почему выбрали именно его? (он лекарственный)

– Когда тебе вдруг станет тяжко, 
Поможет аптечная ромашка. 
Мы сегодня на ромашке не гадаем,
Нам сейчас другое очень важно.
– Добрый день, ромашка, белая рубашка!
– В природе существуют ромашки луговые и ромашка аптечная. Чем они отличаются друг от друга? (…..)
– На что похожи листья ромашки аптечной? (…..)
– Всмотритесь в цветок, что в серединке? (желтое сердечко)
– А что по краям? (белые лепестки)
– Сколько лепестков у ромашки? (много)
– На что они похожи? (на капельки)
– Красивая ромашка?
– Мы говорим сегодня о лекарственных растениях, поэтому предлагаю вам сделать аптечную ромашку.
Вспомним правила работы с ножницами
1. ножницы должны быть всегда закрыты и лежать подальше от края стола.
2. передавать ножницы надо закрытыми, держась за лезвие, вперед кольцами
3. при вырезывании пальцы надо держать подальше от лезвия ножниц
4. когда работают руки, язык отдыхает
5. запрещается толкать товарища и баловаться.

С помощью шаблона, нарисуем ромашку.
Вырежем ромашку по контуру.
Срежем углы у квадрата желтого цвета – это серединка.
Наклеим в центр цветка.
Полученный цветок наклеим на зеленый лист – это луг.
И с помощью фломастеров дорисуем стебель и листья ромашки аптечной.

– Все ребята, молодцы, потрудились от души!
Мы закрепили наши знания о лекарственных растениях, своими умениями.
Растения мы знаем, бережем и охраняем,
В книгу Красную они,
Уж давно занесены.
Люди рвут их не на потеху,
Отнесут их все в аптеку.

Итог:
– О чем сегодня мы с вами говорили? И т.д.
– Чай, с какими лекарственными растениями вы пьете дома всей семьей и для чего?

Столик, столик отзовись,
Что там прячешь, покажи! (открываю салфетку, там кружки с чаем)
Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску
Чашка вкусного, парного
Самоварного чайку.

– Приглашаем всех, отведать ароматный чай из: мяты, мелиссы, листьев смородины.
– Чтобы гости не скучали, угостим-ка мы их чаем. 
Всех гостей мы угощаем 
Ароматным чаем!

Источник

Оксана Руднева
Конспект НОД «Полезные растения» в подготовительной группе

Цель: Закреплять знания детей о пользе и применении лекарственных растений

Задачи:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:

расширять знания детей о растениях, занесенных в Красную книгу.

учить детей различать данные растения по внешнему виду

Продолжать учить работать с трафаретом.

Закреплять умение работать с ножницами.

активизировать словарь по теме

РАЗВИВАЮЩАЯ:

Развивать связную речь, память, наблюдательность, любознательность, внимание, мышление, творческое воображение, умение обобщать.

Расширять кругозор.

ВОСПИТЫВАЮЩАЯ:

Воспитывать бережное отношение к растениям, окружающей среде.

Оборудование: ТСО, иллюстрации лекарственных растений, Красная книга, дидактическая игра «Лекарственные растения» на каждого ребёнка, клей, ножницы, салфетка, клеёнка, фломастер зелёного цвета, простой карандаш, трафарет цветка, бумага светло зелёного, белого и желтого цветов, сборы лекарственных растений (мята, душица, листья смородины, чабрец и т. д., бокалы.

Предварительная работа: беседа о Красной книге; рассматривание картинок о растениях, находящихся на грани исчезновения, беседы о пользе лекарственных растений, о правильном их сборе и безопасном поведении с ядовитыми растениями, игры – определи по запаху, вершки и корешки, узнай растение ; экскурсия в лес, отгадывание загадок, заучивание стихотворений.

Ход занятия:

– Сегодня к нам пожаловали гости, педагоги детского сада.

Здравствуйте! – мы скажем педагогам

Здравствуйте! – услышим мы в ответ

И наверное, не пойдем в аптеку

И здоровыми мы будем много лет!

– Как вы уже догадались, мы поговорим о здоровье, как его сохранить, ну а если заболели, то, как без таблеток недуг излечить.

– Послушайте небольшой рассказ.

«Однажды Красная Шапочка пошла в гости к бабушке. Идя по лугу, по лесу, она собирала цветы, которые ей попадались. Все они были красивые, разные. Она набрала большой букет.

«Вот бабушка обрадуется!» – подумала Красная Шапочка.

Но, увидев цветы,бабушка сказала: «Цветы в природе растут не для букетов: если любишь собирать букеты, научись выращивать цветы сама».

– Как вы оцениваете поступок Красной Шапочки? ….)

-Надо бережно относиться к природе.

– Какая самая главная польза от всех растений? ….)

– Правильно, самая главная польза от растений – кислород, который они выделяют, и которым мы дышим. Без растений не могли бы существовать ни рыбы, ни птицы, ни насекомые, ни мы с вами. Иногда люди срывают редкие растения, которые занесены в Красную книгу.

– А знаете ли вы, что это за книга? (показ Красной книги).)

– Это документ; в него занесены разные виды животных, растений, которых осталось очень мало в природе, их надо оберегать, чтобы они не исчезли.

Растений на Земле много, среди них есть лекарственные растения.

– Почему их называют лекарственными растениями?

Дети: (их используют для лечения различных заболеваний)

Дидактическая игра «Собери растение»

Каждый из вас собрал лекарственное растение. Назовите его и расскажите, при каких недугах (болезнях) его применяют?

(дети рассказывают о лекарственных растениях стихами)

Календула

Семена как ноготки,

Желто-красные цветки

От горла помогают

Кто же их не знает

Ромашка

Когда мое горлышко болит

Ромашка поможет, она исцелит

Я ею горлышко пополощу

Станет все в порядке,

И в садик я пойду.

Алоэ

Есть такой цветок — алоэ.

Оно целебное такое!

На ранку стоит капнуть сок —

И заживёт в кратчайший срок.

Рябина красная

Если ночью плохо спишь

Часто голова болит

Пейте сок рябины красной

Он вас быстро вылечит

Шиповник

Если слабость и сонливость

Если бегать нету сил

Пей шиповника отвар

В нем целебный витамин.

Пижма

Пусть пижма – скромна,

да лечебная все же она,

Не зря же цветки

на таблетки похожи,

Еще – на цыплят,

ярко- желтых пока,

На ощупь – на замшевый

носик щенка.

Подорожник

Если ты порезал ногу

Не рыдай и не реви

Подорожник на подмогу

Ты скорей к себе зови.

Зверобой

А вот растенье – зверобой,

Лист – продырявленный такой;

Должно быть, шить училась пчелка,

Колола жалом, как иголкой

Но знайте – нет его полезней,

Он прогоняет сто болезней!

Крапива

Крапива – лекарство

Им голову мой,

Чтоб перхоти не было

И волос был густой.

Мать – и – мачеха

«Мать–и–мачеха, растет в траве возле лужи

Растение это всем нужно»,

Сказал очень гордо мне дед.

Для тех, кто случайно простужен

Лекарство безвреднее нет.

– Кому из вас рассказал о лекарственном растении, употребление отвара которого в больших дозах опасно для жизни? ….)

– Правильно, пижма относится к ядовитым растениям, но в малых дозах она безопасна и лечебна.

– Нужно помнить, что лечение травами не всегда полезно. Некоторые лекарственные растения при необдуманном употреблении могут привести к тяжелым последствиям, поэтому, сначала надо побеседовать с врачом.Ребенок: Лес, как сказочное царство,

Там кругом, растут лекарства,

В каждой травке, в каждой ветке –

И микстура, и таблетки.

Ну, а чем и как лечить

Родители и воспитатели нас могут научить.

Все целебные растения.

Знают они без исключения.

Нужно только не лениться,

Нужно только научиться.

Находить в лесу растения,

Что пригодны для лечения!

Ведь из трав лесного царства,

Люди делают лекарства.

Физкультминутка «Аленький цветочек»

(дети выполняют движения под аудиозапись)

Есть на свете цветок алый-алый,

Яркий, пламенный, будто заря,

Самый солнечный и небывалый,

Он мечтою зовётся не зря.

Может там за седьмым перевалом

Вспыхнет свежий, как ветра глоток,

Самый сказочный и небывалый,

Самый волшебный цветок.

Самый сказочный и небывалый,

Самый волшебный цветок.

Аппликация с элементами рисования

Пригласить детей в мастерскую

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

На доске вывешены картинки с изображением цветов

– Перед вами растения, необходимо найти лишний цветок.

– Почему выбрали именно его? (он лекарственный)

– Когда тебе вдруг станет тяжко,

Поможет аптечная ромашка.

Мы сегодня на ромашке не гадаем,

Нам сейчас другое очень важно.

– Добрый день, ромашка, белая рубашка!

– В природе существуют ромашки луговые и ромашка аптечная. Чем они отличаются друг от друга? ….)

– На что похожи листья ромашки аптечной? ….)

– Всмотритесь в цветок, что в серединке? (желтое сердечко)

– А что по краям? (белые лепестки)

– Сколько лепестков у ромашки? (много)

– На что они похожи? (на капельки)

– Красивая ромашка?

– Мы говорим сегодня о лекарственных растениях, поэтому предлагаю вам сделать аптечную ромашку.

Вспомним правила работы с ножницами

1. ножницы должны быть всегда закрыты и лежать подальше от края стола.

2. передавать ножницы надо закрытыми, держась за лезвие, вперед кольцами

3. при вырезывании пальцы надо держать подальше от лезвия ножниц

4. когда работают руки, язык отдыхает

5. запрещается толкать товарища и баловаться.

С помощью шаблона, нарисуем ромашку.

Вырежем ромашку по контуру.

Срежем углы у квадрата желтого цвета – это серединка.

Наклеим в центр цветка.

Полученный цветок наклеим на зеленый лист – это луг.

И с помощью фломастеров дорисуем стебель и листья ромашки аптечной.

– Все ребята, молодцы, потрудились от души!

Мы закрепили наши знания о лекарственных растениях, своими умениями.

Растения мы знаем, бережем и охраняем,

В книгу Красную они,

Уж давно занесены.

Люди рвут их не на потеху,

Отнесут их все в аптеку.

Итог:

– О чем сегодня мы с вами говорили? И т. д.

– Чай, с какими лекарственными растениями вы пьете дома всей семьей и для чего?

Столик, столик отзовись,

Что там прячешь, покажи! (открываю салфетку, там кружки с чаем)

Лучше доктора любого

Лечит скуку и тоску

Чашка вкусного, парного

Самоварного чайку.

– Приглашаем всех,отведать ароматный чай из: мяты, мелиссы, листьев смородины.

– Чтобы гости не скучали, угостим-ка мы их чаем.

Всех гостей мы угощаем

Ароматным чаем!

Занятие окончено.

Источник

Елена Тишина
Конспект НОД в подготовительной группе «Лекарственные растения»

Конспект НОД в подготовительной группе

«Лекарственные растения»

Интеграция образовательных областей:Познавательное развитие. Коммуникация. Чтение художественной литературы. Физическое развитие. Здоровье.

Цель: Закреплять знания детей о пользе и применении лекарственных растений

Задачи:

– Расширение представлений о лекарственных растениях нашего края,их значение в жизни человека: оздоровительном, эстетическом;

– об их взаимосвязи с окружающей средой;

-знакомство со стихами, загадками о лекарственных растениях;

уточнить и закрепить знания детей о правилах их сбора, хранения и применения лекарственных трав;

– развивать память, логическое мышление, внимание, умение анализировать, связную речь.

– воспитывать бережное отношение к растениям, окружающей среде.

Предварительная работа: беседа о Красной книге; рассматривание картинок о растениях, находящихся на грани исчезновения, беседы о пользе лекарственных растений, о правильном их сборе и безопасном поведении с ядовитыми растениями, игры – определи по запаху, вершки и корешки, узнай растение ; экскурсия в лес, отгадывание загадок, заучивание стихотворений.

Оборудование: картинки и карточка с изображением лекарственных трав (лопух, одуванчик, крапива, подорожник, ромашка, тысячелистник.) Иллюстрации с изображением ядовитых растений, музыка «Вальс цветов».

Ход НОД.

Изображение растений

– Посмотрите, что вы видите?

-Ребята, для чего нам нужны растения на нашей планете – Земля?

(Растения помогают дышать, радуют нас красотой, лечат от болезней. Без них бы не было жизни на Земле.)

Очень давно, ребята, люди заметили, что звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Много лет люди передавали друг другу свои знания о лечебных свойствах растений. Сейчас можно купить книгу или справочник о лечебных травах, где подробно написано как можно использовать лекарственное растение.Но важно знать: нужно посоветоваться с врачом, прежде чем применять лекарственное растение.

А сейчас время поиграть в дидактическую игру «Собери ромашку».

Воспитатель предлагает детям пройти на полянку. Рядом стоит вспомогательное панно с табличками, картинками, схемой цветка.

Ромашка разделена на части: корень, стебель, лист, лепестки. Дети должны собрать цветок – ромашку. На помощь ребятам прилетает пчела. Пчела вместе с детьми еще раз повторяет части цветка.Затем она предлагает взять ребенку:

-Что идет сначала? Корень. Верно.

-Потом стебель.

И так дальше.

Дети составляют ромашку.

Пчела: «Мы вместе сложили цветок. Это ромашка.

Что вы знаете про это растение? (можно гадать на ромашке, есть песни про это удивительное растение)

Ромашка это очень полезное лекарственное растение.

Ее добавляют в шампунь, чтобы волосы легко расчесывались. Ромашку добавляют в чай от простуды.

Чтение стихотворения ребенком (выученное заранее) М. Киселевой «Если вдруг ты заболел…»

Если вдруг ты заболел,

Не спеши с таблетками, пригласи своих друзей

С зелеными ветками.

Они и красивей, и тоже лечебные,

Бывают и горькие, но очень полезные.

Помногу их пить тоже нельзя,

Бывают опасными эти друзья.

– О каких друзьях говорится в стихотворении? лекарственных растениях)

-Да, если лекарственными растениями умело пользоваться, то можно сохранить здоровье на долгие годы. Нас окружают растения: каждая поляна или уголок леса – целая зеленая аптека.

-Говорят, что лечение травами известно с давних времен. Люди заметили, что растения, которыми они питаются, могут еще быть и целебными. У нас на территории детского сада много таких растений. Предлагаю убедиться в этом и приглашаю пройти к «Зеленой аптеке» на экологической тропе детского сада.

(занятие продолжается на территории детского сада)

-Первое лекарственное растение, о котором я хочу рассказать, вам хорошо знакомо, послушайте загадку.

(Ребенок загадывает загадку. Когда дети отгадывают загадку, ребенок который загадывает показывает каточку с растением)

Ребенок: Тонкий стебель у дорожки,

на конце его – сережки,

на земле лежат листки-

маленькие лопушки.

Нам он как хороший друг,

Лечит раны ног и рук.

Каждый лист мой любит тропки

У обочины дорог.

Он однажды людям добрым

Раны вылечить помог. (подорожник- карточка)

– Почему оно так называется?

Рассказывает ребенок: Подорожник растет вдоль дорог. Листья его упругие, с прочными прожилками, густой пучок корней, который надежно укрепляет в почве, стебелек с соцветием. Оно тоже жесткое и упругое. Вот и не боится подорожник вытаптывания, от которого страдают другие растения. Подорожник называют «зеленым бинтом». Если разобьешь коленку, сорви лист подорожника, очисти от пыли, затем поцарапай поверхность листа, чтобы выделился сок, и приложи его к ране.

-Послушайте следующую загадку:

Ребенок:Не пустили в огород-

Оттого она и жжет. (крапива -карточка)

Ах, не трогайте меня,

Обожгу и без огня. (крапива)

– Почему же все-таки крапива обжигает?

-Оказывается на листьях и стеблях растения имеются особые волоски. Внутри волосков – едкая жидкость.

Рассказывает ребенок: Дотронулся – получай уколы. Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Из крапивы готовят великолепные щи. В ней содержатся вещества, убивающие микробы. Она хорошо останавливает кровь, а еще укрепляет волосы.

-А сейчас ребята загадают загадки о таких лекарственных растениях, которые помогают нам, если мы заболели. Будьте внимательны и постарайтесь их отгадать.

Ребенок: Летом рад я свежей

Ягоде медвежьей,

А сушеная в запас

От простуды лечит нас. (малина – карточка)

Рассказывает ребенок: Малина – прекрасное ягодное растение, да и доктор незаменимый. Отвар сухих плодов и варенье используются для лечения простудных заболеваний. Противопростудным средством является и «малиновый чай» – так называют заваренные кипятком верхушки малиновых побегов с листьями, цветками, незрелыми плодами. Душистые, сладкие, нежные вызревшие плоды, как будто вобравшие в себя все тепло и солнечный свет июльских дней и яркими огоньками горящие в зелени листьев, так и манят к себе. Окраска плодов малины может быть либо красной, либо желтой. Считают, что красноплодная малина богаче биологически активными веществами и, значит, полезнее. Желтоплодная малина нежнее и слаще.

Ребенок: Весной растет,

Летом цветет,

Осенью осыпается,

А цветок – на медок,

Лечит от гриппа,

Кашля и хрипа. (липа- карточка)

Стихотворение «Липа» читает ребенок

Посмотрите дети –

Это липы цвет,

Ароматы лета,

Нам принес в привет,

Чай его душистый,

Любит стар и мал,

Очень многим людям

Он здоровье дал:

Сбил температуру,

Горло подлечил,

Горькую микстуру

Детям заменил,

И от кашля средства

Просто лучше нет –

Вот какой кудесник

Этот липов цвет!

– Вот из этого прекрасного стихотворения мы узнали о пользе цветов липы.

Ребенок: Нарядные платьица,

Желтые брошки,

Ни пятнышка нет

На красивой одежке. (ромашка-карточка)

Ребенок: Носит этот мальчик

Желтый сарафанчик.

Подрастет – нарядится

В беленькое платьице,

Легкое, воздушное,

Ветерку послушное. (Одуванчик – карточка)

Физкультминутка «Одуванчик»

Одуванчик, одуванчик,

Стебель тоненький, как пальчик (пружинка)

Если ветер быстро, быстро (руки вверх)

На поляну полетит

Все вокруг зашелестит (руки вверх и машут)

Одуванчика тычинки (бег на месте)

Разлетятся хороводом (потянуться вверх, вздохнуть и опустить руки)

И сольются с небосводом.

-Используют одуванчик в медицине. Причем используются и корни, и листья и сок растения. Препараты на основе одуванчика помогают от многих болезней свойствами.

-Известны и косметические свойства одуванчика – маска из его -свежих листьев хорошо увлажняет кожу. А настой из цветков одуванчика помогает бороться с веснушками

Ребенок:Выпускает он листы

Широченной широты,

Держатся на стеблях крепких

Сто плодов шершавых, цепких.

Если их не оберешь,

На себе их все найдешь (лопух-карточка)

Лопух (репейник)

– У этого растения несколько названий — лопух, репей или репейник. Летом лопух цветет. Его лилово-красные хохлатые цветки довольно красивы. Когда отцветут, на их месте появляются круглые корзиночки с острыми колючками-крючками. С помощью этих колючек они цепляются ко всему, что окажется рядом.Есть даже такая поговорка: «Прицепился, как репей. Из листьев лопуха готовят настойку, которой потом опрыскивают садовые растения. Такие растения дадут хороший урожай, потому что им не страшны будут гусеницы и другие вредители. Лопух большой очень часто используют в медицине. Для приготовления лекарств чаще всего используют корни, реже листья и плоды. С помощью этого растения лечат болезни, заживляют раны, укрепляют волосы. (Можно показать детям пузырек с репейным маслом).

Даже такое простое, сорное растение как лопух, он же репей, репейник, может одарить, научить, накормить, вылечить. Берегите это зеленое богатство, растущее у нас под ногами!

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Физкультминутка «Аленький цветочек»

(дети выполняют движения под аудиозапись)

Есть на свете цветок алый-алый,

Яркий, пламенный, будто заря,

Самый солнечный и небывалый,

Он мечтою зовётся не зря.

Может там за седьмым перевалом

Вспыхнет свежий, как ветра глоток,

Самый сказочный и небывалый,

Самый волшебный цветок.

Самый сказочный и небывалый,

Самый волшебный цветок.

-Как вы думаете ребята, где и когда собирают лекарственные растения? Как правильно их сушить?

ЗАПОМНИТЕ ПРАВИЛА СБОРА ЛЕКАРСТВЕННЫХ ТРАВ,

• Цветки собирают, когда растение цветет.

• Корневища – поздней осенью, когда плоды уже осыпались.

• Собирают в сухую погоду, лучше утром, когда высохнет роса, сушат под навесом.

• Нельзя собирать вблизи дорог. Они опасны, так как содержат много вредных веществ – поглощают выхлопные газы машин.

• Не рвать растения, которые занесены в красную книгу. Это редкие растения, их охраняют от исчезновения.

Растения, которые детям и взрослым незнакомы, собирать в лечебных целях нельзя – это может быть очень опасно!

Но рвать и топтать их тоже не следует, они могут быть полезны некоторым животным.

Запомните крепко накрепко – ядовитые и незнакомые растения рвать нельзя!

Рефлексия.

О чем мы сегодня говорили? (о лекарственных растениях,

Лечиться можно не только с помощью таблеток, но и лечебными травами. Но для этого надо хорошо в них разбираться и правильно заготавливать.)

На прощание пчела Майя повторяет с детьми лекарственные растения и проводит с детьми хоровод «Краски лета», с использованием карточек лекарственных растений.

Ребенок: Лес, как сказочное царство,

Там кругом, растут лекарства,

В каждой травке, в каждой ветке –

И микстура, и таблетки.

Ну, а чем и как лечить

Родители и воспитатели нас могут научить.

Все целебные растения.

Знают они без исключения.

Нужно только не лениться,

Нужно только научиться.

Находить в лесу растения,

Что пригодны для лечения!

Ведь из трав лесного царства,

Люди делают лекарства.

– Все ребята, молодцы, потрудились от души!

Мы закрепили наши знания о лекарственных растениях, своими умениями.

Ребенок: Растения мы знаем, бережем и охраняем,

В книгу Красную они,

Уж давно занесены.

Люди рвут их не на потеху,

Отнесут их все в аптеку.

В заключение нашей деятельности я хочу прочитать вам стихотворение о бережном отношении к природе.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я и ты

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

Природу друг мой охраняй!

Никого не обижай!

Не губи деревья ты!

Сохрани в лугу цветы!

Я подарю вам открытки с изображением лекарственных растений. Спасибо всем вам за подготовку и проведение сегодняшнего мероприятия. Все большие молодцы!

Источник