Конспект занятия полезные ископаемые кемеровской области

Конспект занятия полезные ископаемые кемеровской области thumbnail

Цели занятия:

  • Закрепить понятие о том, что такое Родина.
  • Пополнить словарный запас новыми словами: Кемеровчане, Москвичи, Кузбассовцы, полезные ископаемые, известняк, мрамор, гранит, мел, соль.
  • Познакомить с историей открытия угля, с полезными ископаемыми Кузбасса.
  • Познакомить с известными людьми нашего края.

Оборудование: образцы камней – полезных ископаемых, макет костра, аппликация ребус, стакан с солью, 2 пластиковых прозрачных стаканчика, чайная ложка, горячая и холодная вода, глобус.

Ход занятия

Воспитатель: Дети, что за предмет вы видите? (глобус)
– Что такое глобус? (макет земли)
– Что мы видим на глобусе? (реки и озера, поля и леса, моря и океаны, страны и города)
– Какая самая большая страна? (Россия)

– Как называется наша столица? (Москва)
– В каком регионе мы живем? (Кузбасс)
– Как называется столица нашего региона? (Кемерово)
– Как называется главная река нашего города? (Томь)

– Дети, а как называют жителей нашей столицы? (Москвичи)
– А жителей нашего региона? (Кузбассовцы)
– А жителей нашего города? (Кемеровчане)

– Я хочу предложить разгадать вам ребус. (Дети. Сердце. Слово Кузбасс)
– Сейчас Алиса Б. напишет нам слово “Кузбасс” на доске.

Карта КузбассаКарта Кузбасса

– Сейчас мы прослушаем аудиозапись стихотворения Кости Расчесова про Родину.

– Какие вы знаете пословицы про Родину?
– Тот герой, кто за Родину горой!
– Нет земли краше, чем РОДИНА наша!
– В гостях хорошо, а дома лучше!

– Каждый человек гордится своей Родиной, и каждая Родина гордится своими людьми, своими героями. У каждой Родины есть своя гордость. А чем гордится наш край, наш регион? (углем)
Вадим: (произносит загадку)
Он черный и блестящий, людям – помощник настоящий,
Он несет в дома тепло, от него в домах светло! (уголек)

Как еще называют уголь? (черное золото)
Для чего нужен уголек? (для света тепла)
Предлагаю вам погреться у костра.

Добыча угля на разрезе в КузбассеДобыча угля на разрезе в Кузбассе

Физминутка

Мы решили, что пора, нам погреться у костра,
Мы протянем две руки, пусть нас греют угольки!
Ножками потопаем, ручками похлопаем!
Гори, гори веселей, нас детишек обогрей!

– Дети, а чтоб нам было теплее, давайте побросаем в наш костер угольки. (дети заминают листы черной бумаги в комочки и кидают в костер)
– Чтобы наш костер быстрее разгорелся, давайте на него подуем. (Дети вытягиваю ладони к макету костра и дуют)
– Ребята, знаете ли вы историю о находке первого уголька?

– Илья П. сейчас поведает нам эту историю. (Рассказ Ильи о том, как Михайло Волоков нашел уголь)

Михайло Волков (XVIII в.) — сибирский рудознатецМихайло Волков (XVIII в.) — сибирский рудознатец

– С тех пор люди стали добывать уголь и они находили и другие интересные виды камней. Эти камни назвали – полезными ископаемыми. А что это были за камни, мы сейчас узнаем.

Кирилл Т. (известняк), Миша Г. (мрамор), Никита Г. (гранит), Платон Х. (мел) – рассказы детей каждом (цвет, 1-2 свойства, где встречаются, для чего используют).
– Дети, а знаете ли вы что есть полезное ископаемое, которое мы употребляем в пищу. Кто знает, о чем идет речь? (Соль)
– Сейчас Кирилл П. расскажет нам про это полезное ископаемое и покажет нам эксперимент. (свойство соли растворяться в воде)
– Дети, какой вывод вы сделали? (Соль в горячей воде растворяется быстрее, чем в холодной)

– Кем еще может гордиться страна? (своими героями: спортсменами, рабочими, учеными, поэтами и писателями, художниками и скульпторами)
– Алиса Б., с кем из знаменитых людей нашего региона, ты посоветуешь познакомиться нашим гостям? (С поэтом Виктором Бояновым)
– А кто это? (поэт)
– О чем он писал? (о любви к Родине и о природе нашего края)

– Итак, наше занятие подошло к концу. Скажите, с какими полезными ископаемыми мы познакомились с вами? А какими свойствами обладает соль?
– За активную работу, я хочу вам подарить по наклейке. Это герб и флаг Кемеровской области.

Герб и флаг Кемеровской областиГерб и флаг Кемеровской области

Самоанализ занятия

Поставленные цели достигнуты. Дети были вовлечены в работу. Оборудование позволило доступно донести материал до детей. Наглядный материал соответствовал теме занятия.

Коллегам понравилась физминутка. Согласна с комментариями коллег – не хватило несколько иллюстраций в момент разъяснения о применении гранита и мрамора в быту. В следующий раз буду использовать больше печатных наглядностей.

Admin

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Источник

УГОЛЬ – ЧЕРНОЕ ЗОЛОТО КУЗБАССА.

Подготовительная к школе группа

Образовательная область «Познание»(«Коммуникация», «Чтение художественной литературы»).

Программное содержание:

  1. закрепить знания о главном богатстве Кузбасса – угле, и людях его добывающих;
  2. повторить и закрепить знания о полезных ископаемых, об их свойствах, применении и способах добычи;
  3. обосновать необходимость экономно расходовать полезные ископаемые;
  4. развивать речь, память, внимание, логическое мышление, творческую активность воспитанников;
  5. прививать любовь к природе, формировать убеждение в необходимости бережно и экономно расходовать полезные ископаемые.

Оборудование: 

  1. карта Кемеровской области,
  2. предметные картинки, фотографии угля с отпечатками растений,
  3. кусочки угля, стакан с водой, молоток, бумага.
  1. Организационный момент.

Наша земля хранит множество самых настоящих богатств и сокровищ. Их называют «полезными природными ископаемыми».  Почему природные богатства называют “полезными ископаемыми”?

Ответы детей

Ископаемые — потому что эти богатства нужно искать и выкапывать из земли, а полезные — потому что они приносят большую пользу людям.

  1. Рассказ о полезных ископаемых. (Работа с картой Кемеровской области)

Дети, посмотрите внимательно на карту. Мы видим на карте много разных символов.  Как вы думаете, что они обозначают?

Это условные обозначения полезных природных ископаемых. Треугольник показывает, что здесь находится железная руда. Она тяжелая и очень прочная. Самое главное свойство руды – плавкость. На металлургических заводах в доменных печах из железной руды выплавляют чугун, сталь. Добывают железную руду в шахтах и карьерах.  

Квадрат, закрашенный наполовину, обозначает залежи глины. Глина – очень распространенное полезное ископаемое. Она образуется при разрушении твердых пород, например, гранита.   Из красной глины делают кирпичи, черепицу для крыш, цветочные горшки, а тарелки, блюдца, красивые вазы и статуэтки делают из белой глины и покрывают их глазурью.

 Торф – это ценное полезное ископаемое. Он темно-коричневого цвета, состоит из остатков растений, рыхлый, непрочный, легче воды. Сухой торф впитывает влагу. Он хорошо горит. Образуется торф на болотах из отмерших остатков растений. За год образуется 1 миллиметр торфа. Значит, нужно много лет, чтобы образовались залежи торфа. Он используется как топливо в жилых домах. На фермах торф служит подстилкой для животных. Торф – хорошее удобрение. А на промышленных предприятиях из него получают некоторые лекарства и другие нужные вещества.

Ребята, скажите, каких символов на карте изображено больше всего?

Правильно, черных квадратов. Этот символ обозначает залежи черного угля.

  1. Рассказ воспитателя об угле. 

Уголь образуется в недрах Земли из остатков древних растений, которые росли на болотах.  В таких болотах преобладали быстрорастущие тростники и папоротники гигантских размеров. Со временем они отмирали и падали в болото. Это спасало их от гниения. Бактерии перерабатывали некоторые части деревьев, превращая, их в  газ, который улетучивался. Оставалась черная масса, состоящая в основном из углерода. В дальнейшем она превращалась в пласт угля. В некоторых местах этот процесс повторялся несколько раз.  Таким образом создавались слои угля, разделенные между собой илом и песком, со временем затвердевшими.

Если рассмотреть кусок каменного угля под микроскопом, можно увидеть остатки коры, семян и других частей растений, а иногда даже насекомых.  
Дети рассматривают фотографии кусочков угля с отпечатками растений и животных.

Всем известно, что дерево хорошо горит. Это объясняет важное свойство угля – горючесть. При горении он дает много тепла. Кроме того, из него получают краски, пластмассы и другие ценные материалы.

Основные запасы его находятся в Кузнецкой котловине. Вся местность называется Кузнецким каменноугольным бассейном, или сокращенно – Кузбассом.

Воспитатель. Знаете ли вы, почему   уголь называют «черным золотом»? Послушайте сказку и поймете.

«В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил – был царь. Однажды повелел он своим подданным принести во дворец всё самое чудесное, что только есть в его владениях. И чего только не принесли во дворец: и цветы редкие, и животных диковинных, и камни самоцветные, и самородки золотые. А один бедный мужичок подал царю… простой чёрный уголёк.
«Прочь отсюда, закричал царь, об этот уголь только руки марать!»
Обиделся уголёк да в тот же миг и пропал. Стало во владениях царя темно (электростанции не работают – света нет), холодно (топить печи нечем). В армии царской оружие пропало (железа – то нет, а без него ни меча не сковать, ни пули не отлить). Решил царь бежать из дворца, хвать кафтан: «Батюшки, ни одной пуговицы!» И новых не пришьёшь. Оказывается, не только металлические, но даже пластмассовые пуговицы тоже с применением угля делают. Даже картины в царской галерее стали бледными, потому что многие краски из чёрного уголька делают. Взмолился царь: «Уголёк, не помни зла, вернись!» Вернулся уголёк, простил царя и до сих пор служит людям верой и правдой» (по Г. Юрмину).

Чего только не делают из угля! Уголь используется для плавки металлов, а значит, для производства машин и механизмов. Из него делают даже горючее, чтобы эти машины двигались. Уголь ничем не пахнет, и его применяют при изготовлении духов и сиропа для конфет и пирожных. Делают из угля и прочные нити, и удобрения, и лекарства, и разноцветные краски, и самое лучшее стекло.

Воспитатель. Добыча угля – нелёгкий труд.  Угольные пласты здесь залегают и глубоко под землёй, и на её поверхности. Чтобы добраться до угольного пласта, расположенного глубоко под землёй, и добыть уголь,   прорывают вертикальные шахтные стволы и горизонтальные туннели. А если уголь залегает близко к поверхности земли, его добывают в карьерах – угольных разрезах. Скажите, как называется главная профессия в Кузбассе и в нашем городе?

Он отбойным молотком,

Как огромным долотом,

Уголь крошит под землёй.

Отвечайте, кто такой?                       (Шахтёр.)

  1. Экспериментальная деятельность.

Воспитатель. Хотите поближе познакомиться со свойствами угля?  Проходите в нашу лабораторию. Дети   берут кусочки угля, рассматривают их.

Воспитатель. Какого цвета уголь?  

Дети.  Он чёрный, блестящий.  

Воспитатель. Как вы думаете, почему уголь называют каменным? (Уголь твёрдый как камень.)   Как вы поняли, что каменный уголь твёрдый?

Дети.  Пробовали надавить на него или сжать в руке.

Воспитатель. Как вы думаете, каменный уголь прочный? (ответы детей выслушать). Давайте проверим. Я ударю по нему молотком, а вы смотрите, что произойдёт. Уголь рассыпался на несколько мелких кусочков. Какой вывод можно сделать?

Дети.   Каменный уголь твёрдый, но не  прочный.

Воспитатель. Что будет, если провести углём по листу бумаги? (На бумаге останется чёрная линия.)

Воспитатель. Возьмите лупу и рассмотрите уголь. Что вы видите (ответы детей).

Дети. – Он слоистый.

Воспитатель. – Каменный уголь – это не простой камень, это полезное ископаемое. Его основу составляют остатки погибших древних растений, которые разлагаются, гниют, превращаются в торф, а из него через много-много лет образуется каменный уголь.

Воспитатель. Как вы думаете, что произойдёт, если мы опустим каменный уголь в воду (предположения). – Давайте опустим его в стакан с водой.  Уголь утонул.  Почему?

Дети. Он тяжёлый.

Воспитатель. Как вы думаете, он растворяется или нет? Как это можно проверить? (помешать воду палочкой). – Меняет ли цвет вода? Так растворяется уголь или нет?

Дети. Не растворяется.

Воспитатель. Запомните, каменный уголь не растворяется ни в одной из жидкостей. Какой вывод мы можем сделать на основе проделанных опытов?

Дети. Уголь чёрный, блестящий, он твёрдый, но при ударе рассыпается на мелкие куски. Уголь оставляет след (пачкает), он слоистый.  Уголь тяжёлый, не растворяется в воде и других жидкостях.

  1. Решение проблемного вопроса.

 Ребята, вот мы сегодня говорили об угле и других  полезных ископаемых, которые использует человек.

Готовить еду нам помогает  одно ценное “ископаемое” — соль. Керамическую посуду делают из глины, стекло — из песка.  Горные породы, такие, как мрамор и гранит используют в строительстве. Земные богатства даже помогают делать замечательные рисунки. Разноцветные мелки для рисования на асфальте — это горная порода мел.   А грифель карандаша, который оставляет на бумаге цветные линии, делают из минерала под названием графит.

 Получается, что людям без полезных ископаемых никак не прожить. А если это так, то как же человек должен поступать по отношению к полезным ископаемым?

  1. Игра “Угадайка!” (Загадки о полезных ископаемых)

Очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг.
Дома, ступеньки, постаменты
Красивы станут и заметны. (Мрамор)

Не зря она варилась
В доменной печи.
На славу получились
Ножницы, ключи: (Руда)

Он очень нужен детворе.
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

Если встретишь по дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу. (Глина)

Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением. (Торф)

Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Черный и блестящий,
Помощник настоящий. (Каменный уголь)

Ни огня,
Ни света,
А огнем блестит. (Золото)

  1. Итог занятия.

Источник

(география 9 класс) Деобальд И.А.

Тема: «Полезные ископаемые и почвы. Практическая работа».

Цели урока:

Образовательные:

– ознакомление с полезными ископаемыми Кемеровской области, их свойствами, применением и способом добычи;

-обоснование необходимости охраны полезных ископаемых.

Коррекционно-развивающие:

– корригировать и развивать зрительное и слуховое восприятие, пространственную ориентировку через работу с физической картой мира, устную связную речь через составление характеристики географического положения материка, грамотное применение географических терминов при описании материка.

Воспитательная:

-формирование гражданственности, патриотизма через осознание важности заботы о природе родного края (в частности, об охране полезных ископаемых).

Ход урока

1. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку (тетрадь, ручка, карандаш, учебник).

2. Повторение пройденного материала.

Работа по карточкам. ВОПРОС-ОТВЕТ (УСТНО)

Загадки по теме урока.

Он очень прочен и упруг; 
Строителям – надёжный друг: 
Дома, ступени, постаменты 
Красивы станут и заметны. (Гранит)

Он очень нужен детворе, 
Он на дорожках во дворе. 
Он и на стройке и на пляже, 
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

Без неё не побежит 
Ни такси, ни мотоцикл, 
Не поднимется ракета. 
Отгадайте, что же это? (Нефть)

Если встретить по дороге, 
То увязнут сильно ноги. 
А сделать миску или вазу – 
Она понадобиться сразу.

Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением. (Торф)

Он чёрный и блестящий.
Людям помощник настоящий.
Он несёт в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить сталь,
Делать краски и эмаль. (Уголь)

3. Объявление темы урока.

Наша планета Земля дарит своим жителям не только воду и воздух, но и полезные ископаемые. Это ещё одно богатство Земли. Наш родной край (Кузбасс) – очень богат полезными ископаемыми. Сегодня на уроке у нас есть такая возможность познакомиться с ними поближе.

Мы живём в Кемеровской области, которая называется Кузбасс, т. е. Кузнецкий угольный бассейн. Кузбасс – самое крупное месторождение угля в мире. Здесь запасы угля огромные, их хватит на 1000 лет. Его первооткрывателем стал Михайло Волков. Во время своего путешествия по реке Томи он увидел “горелую гору”, о чём сообщил горному начальству.

Презентация.

3. Физкультминутка.

Знакомство с картой полезных ископаемых Кемеровской области.

Самые крупные угольные месторождения: г. Прокопьевск, г.Новокузнецк, г.Осинники, г Калтан, г.Белово и г. Киселёвск (открытая и закрытая добыча угля).

Сейчас невозможно представить современную шахту или угольный разрез без машин и механизмов, облегчающих работу. А раньше единственным орудием был специальный заострённый молоток.

Быть шахтёром почётно. Среди шахтёров много героев труда. Труд шахтёров очень сложен и опасен. Уголь скрыт под землёй. А земля не желает просто так расставаться со своим богатством. В г.Кемерово, на Красной горке, установлен монумент в память о погибших шахтёрах, а в центре города возведена часовня.

4. Практическая работа.

Работа с контурными картами.

Полезные ископаемые кемеровской области.

VII. Охрана полезных ископаемых.

И последний вопрос, который мы сегодня рассмотрим на уроке – это охрана полезных ископаемых.

Охрана недр.

Недра нашей страны богаты полезными ископаемыми.

Закон об охране природы требует, чтобы люди бережно использовали полезные ископаемые, не допускали потерь при их добыче, переработке, перевозке, хранении.

6. Итоги урока.

Работа по вопросам задания.

– Для чего добывают полезные ископаемые?

– Люди какой профессии добывают уголь?

– Почему надо бережливо использовать полезные ископаемые?

  1. В каком городе мы живем?

  1. В какой области находится город Белово?

  1. В каком государстве находится Кемеровская область?

  1. На каком материке находится Российская Федерация?

  1. На сколько частей делится материк Евразия?

  1. Где проходит граница между Европой и Азией?

  1. В какой части материка Евразия находится Кемеровская область?

Источник

Бабанакова Татьяна
Конспект занятия в старшей группе «Природные богатства Кузбасса»

Конспект занятия в старшей группе по теме «Природные богатства Кузбасса»

Цель: ознакомление дошкольников с полезными ископаемыми, и их свойствами

Задачи:

1. Познакомить детей с несколькими полезными ископаемыми (гранит, соль, мел, уголь, песок, глина).

2. Показать их применение в жизни человека.

3. Познакомить со свойствами этих полезных ископаемых.

4. Вызвать у детей интерес к полезным ископаемым.

Материалы: образцы полезных ископаемых (гранит, соль, мел, уголь, песок, глина);

фланелеграф и набор картинок (король, остров, дом, корабль);

две ленточки разного цвета;

ориентиры (С, Ю, В, З) .

Ход занятия

1. Мотивация детей через сказку

В одной стране жил-был король (на фланелеграфе появляется фигурка короля). Все его любили, заботились о нем. Он ни в чем не знал нужды. И самому ему ничего не приходилось делать. Но однажды с ним приключилась невероятная история… Он оказался на необитаемом острове (на фланелеграфе появляется остров). Он был совсем один. Не было ни слуг, которые позаботились бы о нем, ни крыши над головой, чтобы укрыться от непогоды.Король был в отчаянии: «Что же я буду делать? Как буду жить? Где возьму все необходимое?.». И вдруг он услышал легкий шепот,словно дуновение ветерка: «Приложи немного старания, и у тебя все будет. Ведь остров сказочно богат… богат полезными ископаемыми». Король задумался…

2. Беседа по теме занятия

Воспитатель. Ребята, так что же такое полезные ископаемые? (Ответы детей) .

Да, полезные ископаемые – это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с её поверхности и используют в народном хозяйстве.

А какие полезные ископаемые вы знаете? (гранит, уголь, мел, соль, глина, песок) .

3. Практическая работа

А теперь давайте рассмотрим образцы полезных ископаемых (на столах у детей подносы с образцами).

Дети рассматривают и ощупывают уголек,определяют его свойства: черный, твердый, хрупкий (разбивают уголек, завернутый в ткань, молоточком).

Для чего человеку нужен уголь? (он, сгорая, дает тепло) .

Затем дети рассматривают гранит. Замечают вкрапления трех цветов (белый, черный, розовый). Воспитатель объясняет,что это составные части гранита: кварц, слюда, полевой шпат. Оттенок камня зависит от того, какого составляющего больше.Дети определяют свойства гранита: окраска неоднородная, твердый, прочный.

Воспитатель. Как используется гранит человеком? (изготавливают облицовочные плитки для отделки зданий, памятники и т. д.) .

Далее дети рассматривают мел. Закрашивают кусок цветного картона, и убеждаются в том, что с помощью мела можно закрасить темную поверхность. Называют свойства мела (белый, твердый, хрупкий).

Воспитатель. Приведите примеры использования мела (для записи на школьной доске, побелки стен).

4. Эксперимент

Затем проводится эксперимент с солью, который позволяет сделать вывод, что соль растворяется в воде.Дети определяют свойства соли: кристаллы соли прозрачные, твердые, растворяются в воде.

Воспитатель. Зачем нужна соль? (Придает вкус еде) .

А если бы соль не растворялась, была бы еда соленой? (Нет, соль осела бы на дно, и не придала бы вкус еде).

Дети рассматривают глину и песок, сравнивают. Проводится опыт. Цель опыта выяснить, как эти вещества пропускают воду.Оборудование: две прозрачные емкости со вставленными в них воронками с песком и глиной. Наливается в воронки вода. Дети наблюдают, как в емкость через песок быстро просачивается вода. А в емкость, где воронка с глиной – медленно. На поверхности глины долго остается вода. Делают вывод, что песок хорошо пропускает воду, а глина плохо.

Называют свойства: глина состоит из мелких частичек, во влажном состоянии не рассыпается, пластична, плохо пропускает воду. Песок рассыпается, состоит из полупрозрачных крупинок, хорошо пропускает воду.

Воспитатель предлагает детям немного отдохнуть, и побывать на острове короля (дети выходят на ковер).

Воспитатель. Посмотрите на север, на восток, на юг, на запад (ориентиры С, В, Ю, З размещены на соответствующих этим направлениям стенах). Кругом море. Вдруг поднялся сильный ветер, и начался шторм (слышатся звуки моря). Волны вздымаются вверх и с грохотом падают вниз (дети имитируют движения волн). Потом ветер стих, море успокоилось, выглянуло солнышко. И нам пора возвращаться.

Воспитатель раскатывает две ленты разного цвета.

Воспитатель.Мы можем вернуться по двум тропинкам: по глинистой или по песчаной. По какой пойдем? (дети решают идти по песчаной, объясняя это тем, что на ней нет луж, т. к. песок пропустил воду сквозь себя).

Дети возвращаются в детский сад.

Воспитатель продолжает рассказ.

Король обнаружил на острове гранит, и построил себе прочный дом, скрепляя камни строительным раствором из песка и глины (на фланелеграфе появляется дом, с выбеленными стенами, с горящим очагом, глиняной посудой). В нем он мог укрыться от проливного дождя и диких зверей.

Он нашел мел, и выбелил стены дома. Стало светло и уютно.

Он нашел уголь, и в его доме всегда горел очаг.

Из глины он сделал посуду.

Он нашел соль, и пища его стала вкуснее.

Так король прожил несколько лет на острове. И в одно прекрасное солнечное утро на горизонте появился корабль (на фланелеграфе появляется корабль). Король вернулся домой. Эта невероятная история благополучно завершилась. Но король никогда не забывал о том, что ему помогло выжить, и он издал указ (воспитатель разворачивает свиток).

5. Итог занятия

«Дети мои, любите и берегите природу и богатства нашего родного Кузбасса. И он ответит вам щедростью и заботой о вас!».

6. Рефлексия

Нарисуйте свое настроение цветными мелками на доске.

Занятие закончено.

Источник