Конспект занятия полезная и вредная еда в средней группе
Елена Гузикова
Конспект НОД в средней группе «Полезные и вредные продукты»
Цель.
Формирование представлений о здоровой и вредной пище.
Задачи.
Продолжать знакомить детей с полезными и вредными продуктами.
Формировать представления о пользе натуральных продуктов, о вреде газированных напитков, сухой и острой пище.
воспитывать потребность в употреблении свежих фруктов и овощей.
Воспитывать стремление помочь людям, оказавшимся в трудной ситуации.
Развивать активность детей в играх.
Предварительная работа.
Рассматривание картинок, альбомов о вкусной и здоровой пище.
Наблюдение за ежедневным меню в детском саду.
Экскурсия на пищеблок детского сада, наблюдение за приготовлением блюд для воспитанников детского сада.
Отгадывание загадок об овощах и фруктах.
Оборудование и материалы.
Экран
Посылка с продуктами (кола, чипсы, кириешки, леденцы)
Картинки полезных и вредных продуктов.
Клеёнки, кисточки, клей, ножницы, заготовки для витаминов
Методы и приёмы.
Игровая ситуация
Дидактическая игра «Полезные и вредные продукты» с использованием ИКТ
Использование мнемодорожек
Музыкальные заставки
Ход развивающей образовательной ситуации.
-Ребята, сейчас вы поздоровались с гостями, сказали им слово «Здравствуйте». Что это значит?
– Правильно, вы пожелали здоровья. Что такое здоровье? (ответы детей)
-Ребята, а как вы думаете, почему я спросила у вас о здоровье?
– Здоровье – это самое дорогое, что есть у нас.
-А вчера я получила смс сообщение от нашего друга Незнайки, в котором он пишет, что в его Цветочной стране многие человечки заболели, жалуются на боли в животе. Как вы думаете почему у них болят животы? Что случилось?
-Да, они ели вредные продукты. Я попросила Незнайку выслать нам в детский сад посылку с теми продуктами, которые они очень часто едят. И эту посылку мы ждём с минуты на минуту.
(Раздаётся стук в дверь, почтальон приносить посылку, воспитатель и дети смотрят,что там находится: чипсы, кола, кириешки, конфеты-леденцы и т. д.)
-Ребята, вы видите, какую еду чаще всего едят цветочные человечки. Как можно её назвать? Правильно, это вредная пища.
-Ребята, а почему эта пища вредная?
-Правильно, в данных продуктах много вредных добавок: соль, перец, консерванты и другие вредные вещества, которые раздражают желудок и вызывают боль. Поэтому и заболели наши друзья.
-А как вы думаете, как мы можем помочь человечкам? (ответы детей)
-Да, мы можем им помочь- отправить посылку с полезными продуктами.
А какие полезные продукты вы знаете? (каша, суп, молоко, кефир, сыр, рыба, сухофрукты, орешки, мёд)
-Ребята, а вы знаете, что раньше люди кушали только здоровую полезную пищу и сочинили пословицы и поговорки о полезных продуктах.
-Щи да каша пища наша (воспитатель показывает мнемодорожку)
-Хорош пирожок – внутри творожок
-Не красна изба углами, а красна пирогами.
А сейчас, ребята, я вам предлагаю поиграть в игру «Полезные и вредные продукты» -если на экране полезный продукт – мы встаём и хлопаем в ладоши, если вредный, мы садимся на корточки и держимся за животики, как будто они у нас болят)
На экране появляются картинки, проводится игра.
(Воспитатель и дети подходят к стенду, где находятся картинки с полезными и вредными продуктами, дети собирают посылку с полезными продуктами.
Воспитатель. Ребята, а я предлагаю послать человечкам ещё и гостинцы-витамины. Что такое витамины? (ответы детей, витамины это такие полезные вещества, которые необходимы для здоровья человека. Наполним пустую бутылочку витаминами и пошлём человечкам.
Проводится коллективная аппликация. Бутылочку с витаминами ребята кладут в коробку.
Воспитатель. Итак, ребята, наша посылка готова мы отнесём её на почту и отправим в Цветочную страну, чтобы друзья Незнайки больше не болели.
Воспитатель.
Что вам больше всего понравилось сегодня?
Какие новые пословицы и поговорки узнали сегодня?
Как мы помогали человечкам?
Конспект занятия по здоровьесбережению в средней группе «Полезные и вредные продукты»
Программное содержание:
Учить различать полезные и вредные продукты;
Закрепить у детей представления о полезности тех или иных продуктов питания;
Уточнить знания детей о правилах здорового питания;
Вызвать у детей желание заботиться о своём здоровье
Предварительная работа: беседы о продуктах питания, знакомство с обобщающим понятием «продукты питания».
Дидактический и наглядный материал: телефон, посылка, продукты питания, ведро, плакат, корзины, карточка с правилами здорового питания, «витаминные тарелки».
Словарная работа: вещества, витамины, полезные и вредные продукты, разнообразная еда. Ход занятия:
Ребята, давайте поздороваемся. А знаете, вы ведь, не просто поздоровались, а подарили друг другу частичку здоровья, потому что сказали: Здравствуйте! Здоровья желаю! Русская народная поговорка говорит: «Здороваться не будешь, здоровья не получишь».
Ребята, вчера мне на телефон пришло сообщение, оно от жителей страны Неболейка. Они пишут, что раньше они никогда не болели, бегали, играли, веселились, а сейчас заболели – болят животы! Они просят, чтобы мы с вами помогли им, выяснили, почему же они заболели. Поможем? А для этого я их попросила прислать нам посылку, и положить в нее то, что они кушают. Давайте, посмотрим, что в этой посылке. (в посылке чипсы, сухари, кола). Ребята, а я поняла, почему жители страны Неболейка заболели. Посмотрите, чем они питаются, что это? Разве можно кушать чипсы и пить газировку? Почему? Это вредные продукты, они вредят нашему здоровью. (Выбросить вредные продукты)
Посмотрите, у меня есть плакат, что на нем изображено? (дети перечисляют) А одним словом – это (продукты)? Ребята, а вы знаете, что бывают продукты полезные для нашего здоровья, а бывают и вредные. А что содержится в продуктах, которые полезны для нас, почему они полезные? (содержатся витамины, питательные вещества). Благодаря им у нас лучше видят глаза, здоровые зубки и кости, лучше работает сердце, мы становимся сильными и не болеем. Продукты, которые вредны для нашего организма – это жареное, соленое, острое, а также вредно есть много сладкого, может заболеть живот, зубки, как у наших жителей страны Неболейка.
Посмотрите на плакат, давайте подумаем, чем же полезно молоко?(фрукты, мед, каша и т.д.).
Ребята, вспомните и назовите, какими полезными продуктами вас кормят в детском саду (ответы детей). И на завтрак, и на обед, и на ужин вам дают разные полезные продукты. Еда должна быть разнообразной.
Физминутка. А теперь мы немного поиграем
Я называю продукты питания, если это полезный продукт, то вы поднимаете руки вверх, если вредный, то хватаетесь за животики и приседаете.
(молоко, рыба, чипсы, каша, кола, яблоко, кириешки, суп…..)
Ребята, теперь вы знаете какие продукты нужно кушать, чтобы быть здоровым и не болеть. Помните, что жители страны Неболейка просили нас о помощи? Давайте наполним эту посылку теми продуктами, которые полезны для нашего организма, от которых у нас не заболят животы, и отправим жителям страны Неболейка. У меня есть корзина с продуктами.
Теперь жители страны Неболейка не будут болеть! Обязательно отправлю эту посылку.
Ребята, а чтобы пища хорошо усваивалась нужно соблюдать правила здорового питания. Я вам буду читать правила, если вы со мной согласны, то хлопаете в ладоши. Если нет – топаете ногами.
– перед едой надо всегда мыть руки с мылом
– есть нужно в любое время, даже ночью
– надо есть продукты, которые полезны для здоровья
– есть надо быстро
– пищу надо глотать не жуя
– полоскать рот после еды вредно
– нужно кушать разнообразную пищу
– есть надо в меру и не переедать
Теперь мы с вами знаем еще и правила здорового питания. Давайте мы их тоже отправим жителям страны Неболейка, чтобы они тоже знали эти правила. (письмо положить в посылку)
Ребята, теперь вы знаете, какие продукты полезны для нашего здоровья, у меня для вас небольшое задание, карточки, которые у вас на столах, вы отдадите родителям, и мы с вами узнаем, знают ли ваши мамы и папы, что нужно кушать, чтобы быть здоровыми. А вы им дома не помогайте!
Итог. Ребята, а теперь давайте вспомним, что мы сегодня узнали на занятии? В какие игры мы играли? Что вам больше всего понравилось?
Молодцы! Я думаю, что вы теперь будете кушать полезные продукты и будете здоровыми и сильными. Вы хорошо сегодня занимались.
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе
«лаборатория правильного питания: здоровая и вредная пища».
Цели: формирование установок на здоровый образ жизни; помочь ребёнку задуматься о необходимости быть здоровым; развивать интерес к экспериментальной деятельности, вызвать желание самим провести несложный опыт, что можно проводить опыты и экспериментирования с самыми обычными предметами, которые окружают нас в повседневной жизни,
Задачи экспериментальной деятельности:
1. Расширять представления детей об окружающем мире и здоровье человека, через опытную деятельность.
2. Развивать у детей умения пользоваться приборами – помощниками при проведении экспериментов.
3. Развивать познавательную активность детей в процессе выполнения опытов.
4. Развивать у детей умственные и мыслительные способности: анализ, сравнение, выводы.
Вступительная часть:
Гимнастика для глаз.
Поведи глазами влево незаметно, невзначай.
Кто с тобою рядом слева громко, быстро отвечай?
А теперь глазами вправо ты внимательно смотри.
Кто с тобою рядом справа тихо-тихо говори.
А теперь посмотрим вверх – там высокий потолок.
А сейчас прикроем веки и посмотрим на носок.
Воспитатель загадывает загадку
– Если б не было его не сказал бы ничего (рот).
Воспитатель – Для чего нужен рот? (ответы детей). Мы сейчас превратимся в исследователей и будем изучать своё тело, а именно пищеварительную систему. Что это за система такая? Вслушайтесь внимательно- ПИЩЕ—ВАРЕНИЕ. Значит что делает? Варит пищу.
Воспитатель Зачем человек ест?
Воспитатель: Правильно, чтобы ходить, бегать, прыгать, дышать, смеяться. Работать, чтобы жить.
Без еды человек может прожить 30-40 дней.
За всю свою жизнь человек съедает примерно 50 тонн продуктов. Это примерно грузовой вагон.
Пища должна быть не только полезной, но и красиво выглядеть, это повышает аппетит.
Принимать пищу необходимо в одно и тоже время- это способствует её лучшему усвоению. А вы, ребята, принимаете пищу в одно и тоже время, по режиму? ( ответы детей утром – завтрак, днём – обед и т.д.)
Воспитатель а какая пища полезна для человека? (ответы детей)
Самая полезная пища та, что не приносит вред организму человека.
Полезно есть овощи и фрукты, молочные продукты, мясо, рыбу. В этих продуктах много полезных веществ и витаминов, которые помогают нашему организму.
Я предлагаю вам сыграть в игру «Полезный совет – вредный совет»,. Готовы?
Вам, мальчишки и девчушки, приготовила частушки.
Если мой совет хороший вы похлопайте в ладоши.
- На неправильный совет вы потопайте – нет, нет!
Жир, белки и углеводы соблюдать должны баланс.
Регулярное питание – и здоровье высший класс!
Это правильный совет? (да, да, да)
- Не грызите лист капустный, он совсем, совсем невкусный,
Лучше ешьте шоколад, вафли, сахар, мармелад,
Это правильный совет (нет, нет, нет)
- Утром Маша варит кашу, а Сережа ест омлет.
Будешь есть омлет и кашу – будешь сильным как атлет!
Это правильный совет? (да, да, да)
- На меня напал гастрит. Говорит, держись, бандит!
Будешь «колу», «спрайты» пить, будешь ты со мной дружить.
Это правильный совет? (нет, нет, нет)
- Мойте руки, ешьте чаще понемножку, до шести,
Ничего болеть не будет, будем умными расти!
Если мой совет хороший вы похлопайте в ладоши.
Зубы вы почистили и идите спать, захватите булочку
Сладкую в кровать. Это правильный совет? (нет, нет, нет)
- Сухофрукты, мед, орехи нам заменят шоколад
И малыш будет здоровым и родитель будет рад!
Это правильный совет? (да, да, да)
Воспитатель А давайте поиграем в игру «полезная и вредная еда». Для начала вам надо разделиться на две команды. Перед вами животики (коробочки с наклеенными смайликами)- один грустный, потому что ел только вредную пищу и поэтому заболел, а второй весёлый, потому что питался здоровой, полезной едой и у него ничего не болит. Попробуйте догадаться какую пищу ел животик.? ( Ответы детей)
Первая команда будет наполнять весёлый животик, а вторая грустный. (эстафета). Обсуждение результатов.
Воспитатель скажите, а что вы недавно кушали?(ответы) А куда делась пища, которую вы ели? Что с ней произошло? На самом деле она лежит в животике как в сундучке. С ней произошли чудесные превращения. Рассказать какие? Так давайте отправимся открывать тайну исчезновения пищи.
(подводим детей к плакату «пищеварительная система»)
А что ещё есть во рту? Зубы. Они работают как жернова и перемалывают всю пищу, которая попадает к нам в рот. Это очень важная работа. Ведь если еда будет плохо прожёвана, она может повредить пищевод и желудок, которые очень трудно лечить. Желудок над такой пищей трудится дольше, а значит меньше отдыхает и начинает болеть. Желудок похож на мешок. Этот мешок у каждого человека расположен под рёбрами. Потрогайте его рукой. Нашли свой желудок? И вот наша пища попала в желудок. Когда мы голодны он как спущенный воздушный шарик. Попадёт в него еда- желудок чуть растянется и наконец превратится в целую пещеру наполненную едой. (На примере воздушного шара показать как желудок наполняется и сокращается, переваривая пищу.) В желудке есть специальная жидкость- желудочный сок. Этот сок постепенно пропитывает пищу и растворяет её. Когда еда в желудок попадает хорошо пережёванная желудку легче с ней справиться. Вот поэтому всегда нужно тщательно всё пережёвывать. Желудок начинает работать. Он своими стенками мнет, растирает и перемешивает пропитанную соком пищу, будто бы варит её. Вот поэтому этот процесс и называется пищеварением.
А что бы узнать как работает наш желудок мы должны перейти в лабораторию правильного питания.
– Ребята, мы в лаборатории правильного питания.
(Воспитатель и дети подходят к столу, на котором лежат два воздушных шарика, емкость с водой и тарелочка с сухим хлебом).
– Ребята, давайте представим, что воздушный шарик это наш желудок. А для чего нужен желудок?
(Ответы детей)
– В желудке пища переваривается.
(Воспитатель берет один шарик и кладет туда кусочки сухого хлеба). – Когда мы употребляем сухую пищу, наш желудок выглядит вот так. Посмотрите, какие стали его стенки, нравится ли ему такая пища?
(Ответы детей)
– Стенки желудка стали шершавыми, неровными. Желудку такая пища не нравится, потому что ее сложно переваривать.Воспитатель – А теперь давайте возьмем еще один шарик и нальем туда воды и представим что это жидкая пища. Посмотрите, как теперь себя чувствует желудок, нравится ли ему жидкая пища?
(Ответы детей)
– Стенки у желудка ровные, гладкие. Жидкую пищу переварить легче, чем сухую
Воспитатель – Дети, очень важно употреблять разнообразную пищу. Но иногда продукты становятся вредными и даже опасными для нашего организма.
Почему? (Ответы детей)
Воспитатель – Мы любим газированную воду, лимонад, колу. Мы считаем, что эти напитки утоляют жажду, но в них содержится так много сахара, который наоборот вызывает жажду; покупаем сосательные конфеты, жевательную резинку, а она вызывает образование желудочного сока, который способствует заболеванию желудка. (Гастрит, язву желудка и многие другие болезни)
А давайте сейчас пронаблюдаем, что происходит в желудке.
Воспитатель Колу наливаем в чашку и опускаем в нее конфету, которую многие из вас так любят – происходит всплеск газа (фонтан) вот так происходит в нашем желудке, большое количество газа опасно – ребенок может задохнуться или поперхнуться.
Воспитатель – Еда может быть полезной и вредной. В полезной еде живут витамины, которые помогают нам расти здоровыми. Самым полезным продуктом для детей является каша.
(Выполняют действия в соответствии с текстом)
– Приготовила я кашу для ума.
Умными хотите быть? Дa! Да! Да!
Посмотрите в тарелку и скажите – какая в ней крупа, (пшено)
И как называется каша моя”. (Пшенная).
Воспитатель
– В кашах много разных питательных веществ. А в пшенной есть полезное вещество – калий. Он помогает работать мозгу, и мы лучше считаем, решаем задачи, поэтому ее называют кашей ума.
Воспитатель – Есть каша, что силу дает.
Ешь ее чаще – проживешь много лет.
Даже поможет она,
Чтоб сохранилась твоя красота.
– Какую крупу взяла я, чтобы получилась каша?”. (Геркулес)
– Кто догадался, о какой каше идет речь? (Геркулесовая)
Воспитатель – Белая каша есть у меня.
Для очищенья полезна она.
Зернышки белые плавают в ней.
Станет вся кожа наша белей”.
О какой каше идет речь? (Рисовой)
Из какой крупы её готовят? (риса)
Воспитатель – Предлагаю кашу черную.
Не смотря на это – очень вкусную.
Все вещества в ней очень полезны.
В кровь попадая они помогают:
Не болеть и быстрей подрастать”.
– Кто догадался, что за каша эта? (Гречневая)
– Из какой крупы её варят? (гречка)
Воспитатель – Вы любите каши? (ответы детей)
– Рецепт вкусной каши прост.
Берем крупу любую, варим с молоком.
Затем добавим масла, посыплем сахарком.
А если в кашу добавить витамины,
То не страшны нам простуды и ангины”.
Но в лабораторию ворвался сильный ветер и перепутал крупы. ( Детям предлагается самостоятельно отделить рис от манки.)- найти самый быстрый способ. ( Сито)
– Молодцы! Ребята, сегодня мы были в лаборатории правильного питания и узнали несколько секретов здоровья, какие продукты нужно есть, чтобы быть здоровыми. Вам понравилось? Что интересного вы узнали? Какие витамины нужны для того чтобы быть здоровыми? Какие продукты нужно покупать в магазине? Что происходит с едой после того как мы ее съели? (Дети отвечают на заданные вопросы).
Тема: «Полезная и вредная еда»
Пояснительная записка
Данное занятие было проведено с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлением: познавательному, физическому, социально – коммуникативному и речевому.
Возрастная группа: вторая младшая.
Цель: развивать у детей познавательной, физической, социально – коммуникативной и речевой деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- Развивать у детей речь;
- Формировать представление о полезной и вредной еде
Развивающие:
- Развивать у детей познавательный интерес;
- Умение различать продукты питания;
- Выбирать полезную еду для здоровья.
Воспитательные:
- Воспитывать положительное отношения к своему здоровью;
Формы организации образовательного процесса:
- Совместная деятельность с педагогом;
- Групповое.
Предварительная работа:
- Рассматривание картинок продуктов питания;
- Беседа на тему: «Полезная и вредная еда»;
Демонстративный материал:
- Предметные картинки «продуктов питания».
Ход:
Педагог: Здравствуйте мои дорогие ребята.
Дети: Здравствуйте.
Педагог: Сегодня на нашем занятия, хочу рассказать о «Полезной и вредной еде». А вот вы как думаете, правильно вы питаетесь?
Дети: нет
Педагог: Почему?
Дети: Потому что мы кушает чипсы, пьем колу.
Педагог: Правильно и много другое. Я сейчас хочу загадать вам загадки, а вы попробуйте их отгадать. (Педагог детям загадывает загадки)
Под музыку в бегает «Незнайка», в руке держит бутылку колы и кириешек
Незнайка: Здравствуйте, ребята
Дети: Здравствуйте
Незнайка: А что вы тут делаете?
Дети: мы изучаем полезную и вредную еду
Незнайка: А зачем полезную. Вот я всегда кушаю чипсы, Кириешки, луковые кольца, сухарики, пью колу, фонту. Вот ведете, какой я здоровый и сильный.
Педагог: Это же вредная еда. Для детского организма нужно полезную еду. Там много витаминов, которая борется с болезнями, будет хорошее настроение и отличное здоровье. А там вредней еде только одни химические добавки, которые вредят здоровью. А давайте ребята мы с вами поиграем в игру «Сбор полезных овощей и фруктов».
Педагог: Вот ведешь Незнайка, какую пользу приносят овощи и фрукты и не только овощи и фрукты есть и много другие. Давайте ребята мы с вами расскажем Незнайке, какие мы знает полезные продукты.
Дети: хлеб, морковь, яблоко, молоко и др.
Незнайка: А я и не знал. Теперь больше не буду, есть вредную еду, а буду только полезную. А я буду сильным и здоровым?
Педагог: Конечно.
Педагог: Давайте мы с вами поиграем в игру. Я буду, говорите про полезную еду, вы будете говорить «ДА», если непрополезную вы «НЕТ». Готовы?
Дети: да
Педагог: Лук зеленый есть всегда, он полезен дети?
Дети: да
Педагог: В луже грязная вода, пить ее полезно?
Дети: нет
Педагог: овощей растет гряда, они полезны?
Дети: да
Педагог: Съесть мешок большой конфет, он полезен дети?
Дети: нет
Педагог: На столу у нас всегда, только полезная еда
Незнайка: я так много узнал всего. Побежал я домой выкидывать вредную еду и покупать только полезную. До свидание ребята.
Дети: До свидание.
Педагог: Вот ведете ребята, Незнайка не знал не чего, а мы ему рассказали. Ребята скажите мне, пожалуйста, что понравилось сегодня на занятиях?
Дети: Мы узнали, какая бывает еда
Педагог: А что было вам интересным?
Дети: играть, отгадывать загадки
Педагог: какие полезные продукты вы запомнили?
Дети: груша, морковь, хлеб и т.д
Педагог: А какие вредные продукты вы знаете?
Дети: Сухарики, чипсы, газированные напитки
Педагог: Молодцы ребята.
Технологическая карта НОД
№ | Этап занятия | Ход занятия | ||
Деятельность педагога | Деятельность детей | Время | ||
1. | ВВОДНАЯ ЧАСТЬ | Внимания детей на демонстративный материал, отгадывание загадок | Дети садятся на стульчики, отгадывают загадки. | 1,5 мин. |
2. | ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ (или мотивация) |
|
| 1,5 мин |
3. | ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (познавательная, развивающая, интеллектуальная) |
|
| 8 мин |
6. | ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ, РЕФЛЕКСИЯ (Итог занятия). |
|
| 4 мин |