Конспект внеурочное занятие общественно полезная деятельность

Конспект внеурочное занятие общественно полезная деятельность thumbnail

Конспект занятия по внеурочной деятельности в 1 классе.

«Земля – наш дом» (общественно – полезное направление).

Тема: Хозяин леса – медведь.

Цель: расширить представления о семействе медвежьих – буром медведе.

Задачи:

-обобщить знания об образе медведя в устном народном творчестве;

– воспитать интерес и любовь к природе родного края через образ бурого медведя;

– воспитывать аккуратность в работе, развивать доброжелательность,

умение слушать товарища.

Оборудование: мультимедийная презентация, для учеников – цветная бумага, ножницы.

Ход занятия.

I. Психологический настрой. (Слайд 1)

Встанем в «Круг радости», ведь для радости есть причина. Я рада видеть всех вас на занятие внеурочной деятельности «Земля – наш дом». Сегодня мы отправляемся в очередное путешествие, чтобы познать тайны леса, познакомиться с очередным его жителем.

Передадим тепло ладошек друг другу, улыбнёмся и пожелаем творческих удач.

Ученики садятся на стульчики полукругом.

II. Определение темы занятия.

Закрыли глаза. Представим, что мы в лесу. (Слайд 2)

Открыли глаза. Послушайте, кто сегодня нас встречает. (Включается рёв медведя). Отгадайте загадку:

Летом бродит без дорог,

Между сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (Слайд 3)

III. Работа по теме занятия.

1. Как вы думаете, почему этого животного назвали медведь?

(Медведь любит мёд и ведает, т.е. знает, где его искать. От этих двух слов – мед и вед и получилось слово медведь.)

Какие виды медведей вы знаете?

Сегодня мы поговорим о буром медведе – хозяине леса. Что вы знаете о буром медведе?

2. Рассказ учителя.

Бурый медведь – хозяин леса. Наиболее любимое место жизни бурого медведя – старый лес с имеющимися в нем ручейками и речками. (Слайд 4)

В среднем, вес медведя составляет триста килограмм. Однако встречаются как более мелкие особи (весом от 80 килограмм), так и более крупные представители (весом до 800 килограмм). Длина тела бурых медведей обычно составляет примерно 2,5 метра. Своё название получил благодаря бурой окраске меха.

Бурые медведи оседлы. За каждым зверем стоит определённый участок земли. В его пределах есть особые места, в которых медведь находит убежище, кормится, залегает в берлогу. Бурый медведь впадает в зимнюю спячку. Она длится от 75 до 195 дней в году. Спят они в берлогах, которые обустраивают под упавшими деревьями. (Слайд 5)

Они очень редко роют новые берлоги – только когда не найдут подходящую старую, а использовать одну и ту же берлогу медведи могут до нескольких десятков раз. Перед тем, как залечь в спячку, бурые медведи должны накопить достаточное количество жира. Бывают случаи, когда бурые медведи не могут заснуть. Тогда они бродят по лесу – шатаются – отсюда их второе название – медведи-шатуны. (Слайд 6)

Легко здесь обнаружить медвежьи тропы – пути наиболее частого передвижения медведей.

Физминутка. (Слайд 7)

Предлагаю послушать песню «Раз морозною зимой» (Учащиеся выполняют танцевальные движения под руководством учителя).
(Слайд 8) Бурый медведь неуклюж. Но только на внешний вид. Бегают бурые медведи быстро – могут развивать скорость до 55 километров в час.

Основная пища бурого медведя – растительные корма. Это могут быть разнообразные плоды, корневища растений, сочная зелень. Чтобы разнообразить свой рацион представители этого вида охотятся на рыбу, едят насекомых. А в весеннюю пору объектом его охоты могут стать олени, лоси и кабаны. Бывает, что бурый медведь с удивительным терпением сидит у нор сурков и сусликов, поджидая их появление.
По сравнению с весом взрослых особей медвежата рождаются совсем крохами. Масса их тела составляет всего полкилограмма. На свет они появляются слепыми (прозревают только через месяц) и глухими. Целых три года медвежата живут рядом с матерью, которая и заботится о них. (Слайд 9)

Старшие медвежата помогают ухаживать за младшими. Обычно медведица даёт потомство раз в два года. Старшие детёныши (в основном сестры) часто приглядывают за младшими.

Живут медведи около 40 лет. У медведей толстая шкура, поэтому они не мёрзнут зимой, когда спят в берлоге.

При ходьбе медведь наступает одновременно либо на правые лапы, либо на левые, поэтому со стороны кажется, что он переваливается из стороны в сторону (ученики изображают походку медведя). Но эта неуклюжесть обманчива, при возникновении опасности очень легко пускается в галоп и с лёгкостью может догнать человека.
Так как у медведя задние лапы длинней передних, в гору поднимается намного быстрей, чем спускается с неё.

Охотники утверждают, что медведь способен сознательно запутывать следы, например, идти задом наперёд или задом заходить в берлогу, чтобы не выдавать своего присутствия в ней.
  С помощью своих устрашающих когтей животное способно передвигаться по стволу дерева, но по деревьям лазают только молодые особи. На передних лапах когти могут быть длиной более 10 см (Слайд 10), на задней — в два раза короче. (Слайд 11)

Бурые медведи отлично помнят все «грибные» и ягодные места и в период их интенсивного созревания именно в этом месте легко находят туда дорогу.
3. Крылатые выражения, пословицы и поговорки.

Часто в жизни мы слышим крылатые выражения, поговорки. Объясните, как вы их понимаете. (Слайд 12)

Медведь на ухо наступил – (отсутствие музыкального слуха);

Медвежья услуга – (услуга, которая приносит больше вреда, чем пользы);

Смотреть медведем – (быть, казаться нелюдимым, угрюмым);

Медвежий угол – (отдалённое, малонаселённое место).

Для медведя зима – одна ночь.

Кто боится медведя, тот боится и его следов.

4. Викторина «В гостях у сказки» (Слайды 13 .)

Русский народ всегда с уважением относился к хозяину леса. Он частый герой народных сказок. Давайте проверим, хорошо ли вы знаете сказки.

-Мужик, куда ты едешь?

-А вот, Медведюшка, еду в город корешки продавать.

-Дай-ка попробовать, каков корешок!

Мужик дал ему репу. (Русская народная сказка «Мужик и Медведь»)

-Вот легли они спать на печке. Лиса лежит да хвостом вертит. Как ей до мёда добраться? Медведь уснул, а Лиса – тут-тук хвостом. ( Русская народная сказка «Медведь и Лиса»).

-Вот живут они впятером, поживают. Узнали про это волк и медведь.

-Пойдём, – говорят, – в избушку, всех поедим, сами станем там жить. (Русская народная сказка «зимовье зверей»).

-Стала Машенька думать, как ей от Медведя убежать. Кругом лес, в какую сторону идти – не знает, спросить не у кого….

Думала она, думала и придумала. (Русская народная сказка «Маша и Медведь»).

И покатился по дороге – только медведь его и видел. (Русская народная сказка «Колобок»).

-А какие ещё вы знаете сказки?

-Какие вы знаете мультфильмы, где герой медведь?

5. Игра «У медведя во бору».

-А сейчас предлагаю поиграть в игру, в которой герой медведь.

Играющие выбирают медведя, определяют место его берлоги. Дети идут в лес за грибами, ягодами и напевают песенку:

У медведя во бору
Грибы, ягоды беру!
Медведь постыл,
На печи застыл!

Вариант:

У медведя во бору
Грибы, ягоды беру!
А медведь не спит,
Все на нас глядит.

Медведь просыпается, выходит из берлоги, медленно идёт по поляне. Неожиданно он быстро бежит за играющими и старается кого-то поймать. Пойманный становится медведем.

Правила

1. Медведь выходит из берлоги только после того, как дети споют песенку.

2. Дети в зависимости от поведения медведя могут не сразу бежать в свой дом, а повторить песенку, раззадорить его.

6. Изготовление поделки. (Слайд 14)

Ученики за партами выполняют поделку оригами «Мишка».
7. Это интересно. (Слайд 15)

Медведь – истинный хозяин наших лесов и символ нашей Родины. Медведь изображён на гербах городов Новгородской, Пермской и Ярославской областей. В Саратовской области есть город Вольск, главный символ которого медведь.

Бурый мишка – символ Олимпиады в Москве в 1980 году. Он покорил весь мир, его полюбили люди разных стран.(Слайд 16)

(Слайд 17) Медведь всегда готов прийти на помощь тем, кто заблудился в лесу. Ковш Большой Медведицы состоит из 7 звёзд и чётко виден круглый год (всего звёзд в созвездии Большой Медведицы 125). Сам ковш лежит на спине Большой Медведицы, как седло.

8.*Просмотр мультфильма «Винни Пух и все – все – все» (дополнительное задание).

IV. Итог занятия. (Слайд 18)

Солнце садится за горизонт. Нам пора прощаться с гостеприимным хозяином леса и возвращаться домой. Спасибо, тебе Миша, за интересную встречу. Мы узнали много нового и интересного.

Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.
Жизнь, кажется иною,
И сердце не болит
Когда над головою,
Как вечность лес шумит.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Поделки из бумаги

Информационный

видеофрагмент

2

Онлайнмультфильмы. ru

Информационный

видеофрагмент

https://onlinemultfilmy.ru/vinni-pux/

3

Современ

ный учительский портал

Информационный

исполнение песни

https://easyen.ru/load/okruzhajushhij_mir/2_klass/medvedi/237-1-0-1635

Источник

«Полна богатырями земля русская!»

Цель: формировать у детей знания о героях былинного фольклора – русских богатырях.

Задачи:

– расширить представление детей о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.

– закрепить названия элементов костюма русского богатыря (кольчуга, шлем), названия оружия русского воина (меч); воспитывать интерес к истории России; формирование коммуникативных качеств школьников.

Оборудование: дуб, камень, задания, гора, ноутбук, экран, звукозапись русской народной музыки, презентация.

Личностные УУД: ценить и принимать базовую ценность «родина». Уважение к своей родине, ее символам, семье, радость и гордость от того, что мы родились и живем в России, учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата,

Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, определять правильность выполненного задания на основе образца, учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценка своего задания, коррекция.

Познавательные УУД: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее.

Коммуникативные УУД: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.

Ход занятия

1. Орг. момент.

-Собрались мы с вами сегодня на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир и согласие. А ещё хочу пожелать вам, чтобы помогали вы мне в беседе, внимательно слушали, а всё, что услышите, может вам пригодиться.

2. Актуализация знаний.

– Кто такой патриот?

– Как называется наша Родина?

– Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина – значит родная. Как мать и отец. Много лет назад наше государство называлось государство Русь. Было оно вначале маленькое, но для наших предков – славян это была Родина. Кто такие предки?

– Это люди, которые жили много-много лет тому назад. Это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек.

-Правильно! Наши предки называли себя славянами, от них ведет начало русский народ. Славяне – это славный народ. Славяне были светловолосые, голубоглазые, высокого роста, плечистые, крупного телосложения, добрые, гостеприимные, смелые. Они любили свою Родину. Когда надо, становились отважными воинами и не жалели жизни за землю-матушку.

Много у нас на Руси лесов, рек, животных и растений. Вот и привлекали все эти богатства издавна наших врагов – хотели они завладеть нашими землями. Народная мудрость гласит «Земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой из своих источников, но защитить Земля себя не может».

– А кто защищал в давние времена наше государство? Отгадайте загадку.

Силён, как вольный ветер,

Могуч, как ураган,

Он защищает землю

От злобных басурман!

Он силой доброю богат,

Он защищает стольный град.

Спасает бедных и детей,

И стариков, и матерей!

-Какова тема нашего занятия?  (Слайд: Полна богатырями земля русская).

– Сегодня мы с вами будем говорить о прошлом нашей Родины. О защитниках Руси – богатырях земли русской; узнаем, какими доблестными качествами должен обладать богатырь.

Богатырь Человек очень большой силы, стойкости, отваги.

– Герои-богатыри Руси жили 1000 лет назад, а вот слава об их подвигах дошла до наших дней.

3. Раскрытие основного содержания.

– А откуда вы знаете о богатырях?

– Что такое былина? Былина от слова «быть», но в ней есть и доля вымысла. А рассказывал былины сказитель. Он ходил из селения в селение и рассказывал нараспев о героях-богатырях, об их подвигах (фонограмма Гусляры. «Три богатыря»).

– Посмотрите, камень лежит у вас на пути. (Слайд) Это камень не простой, он укажет вам дорогу.

– Что же на нём изображено?

Направо пойдешь – к дубу придешь.

Налево пойдешь – к реке придёшь.

Прямо пойдешь – к горе попадешь.

– Ребят, но хочу вам сказать, что везде нас ждут испытания. Вы готовы их пройти? Как богатыри не боялись трудностей, так и мы не будем их бояться. А что бы со всеми трудностями справиться, какими мы должны быть?

– Если мы попробуем пойти направо, то куда мы придём?

– Дуб могучий великан, давайте посмотрим, кто там?

Богатырь земли родной

И защитник слабых,

Одержал победу он

В злом бою кровавом.

Соловья – разбойника

Он служить заставил

Тот чинить разбой и зло

Навсегда оставил.

-Как зовут нашего богатыря? (Илья Муромец)

(Портрет в презентации)

– Трудно пришлось Илье Муромцу одному в битве неравной. Но не испугался богатырь. Выстоял.

– Ребята, отгадайте:

– Что побеждает все преграды на пути?

– Что же ему помогло, ребята? (смелость)

– Правильно. Посмотрим какое нас здесь ждет испытание?

– Это Илья Муромец, приготовил для нас задание.

-Написаны пословицы. Есть начало, а концовка отсутствует. Я буду читать начало, а вы должны продолжить.

• Тот герой кто за Родину (горой).

• Кто смел тот на коня (сел).

• Один за всех и все (за одного).

• За правое дело стой (смело).

• Храбрый побеждает – трус (погибает).

• Родину предать – воином (не стать).

• Сам погибай, а товарища (выручай).

• Жить – Родине (служить).

– Молодцы, ребята, все пословицы о смелости назвали.

– Одну дорожку мы прошли. А хотели бы вы узнать какие испытания ждут вас дальше?

– Идём прямо к горе.

– Кто на горе Сорочинской побывал?

Змеёнышей малых потоптал?

Забаву дочь Путятичну вызволял

В Киев к князю Владимиру доставлял?

– О каком богатыре идёт речь? Назовите его! (Добрыня Никитич)

(Портрет на презентации)

– Добрыня Никитич, тоже приготовил для вас задание.

-Нам предлагается отгадать загадки об оружии и снаряжении богатыря.

– Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)

– Самым распространенным на Руси доспехом была кольчуга – длинная, почти до колен рубаха, сплетенная из металлических колец. Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча. Кольчуга весила более 7 килограммов. Кольчуга стоила немалых денег. Её берегли, передавали по наследству, считали дорогим подарком.

– Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем) 

– Голову богатыря в бою защищал шлем. Шлем изготавливали из металла, его украшали узором. Шлем оберегал голову воина от ударов.

– Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать.

Снести им легко было голову с плеч…Ну что, догадались? конечно же…. (меч).

– Меч был главным оружием воинов-богатырей. Меч был русским оружием. На мечах давали клятву, меч почитали. Меч передавали по наследству от отца к сыну. Меч носили в ножнах, чтобы он не ржавел.

– Чтоб грудь защитить от удара врага, уж это вы знаете наверняка,

на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький…(щит). 

– Щит – ручное, военное, оборонительное снаряжение, предназначенное для защиты носителя от холодного и метательного оружия. Щит держат за рукоять или носят на руке, продетой через ремни.

– Посмотрите, ребята на камень. Все ли дорожки мы прошли? Куда теперь пойдем?

– Там, где сил не доставало

Я смекалкой побеждал

Над Тугариным, над змеем

Я победу одержал.

– Отгадайте, как зовут нашего богатыря? (Алёша Попович)

(Портрет на презентации)

– Алёша нам оставил тоже свиток с заданием …….

– Вам нужно выбрать те, доблестные качества, которыми должен обладать богатырь.

ХРАБРЫЙ

ТРУСЛИВЫЙ

ДОБРЫЙ

НАДЕЖНЫЙ

ЛОВКИЙ

СМЕЛЫЙ

МУДРЫЙ

ВЫНОСЛИВЫЙ

ГЛУПЫЙ

ОТВАЖНЫЙ

УМНЫЙ

ЗЛОЙ

ЛЮБЯЩИЙ

СИЛЬНЫЙ

МУЖЕСТВЕННЫЙ

– Богатыри любили свою землю, они стояли на страже ее границ, в минуту опасности приходили на помощь своему народу. Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич в одиночку сражались против врагов. Но когда богатыри собирались все вместе, они становились такими сильными, что победить их было невозможно.

(Беседа по картине В.М.Васнецова “Богатыри”)

– Ребята, подвиги русских героев – богатырей отражены не только в былинах, но и в творчестве художников. Великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов изобразил картину “Богатыри”. Давайте её рассмотрим и побеседуем о ней.

Вопросы:

– Кто изображен на картине художника Васнецова? (Три богатыря)

– Кто находится в центре картины? (Илья Муромец)

– Как вы догадались, что это Илья Муромец? (Он самый старший, мудрый и опытный богатырь)

– Правильно, это Илья Муромец, “богатырь богатырей”, мужественный, решительный, уверенный в своих силах. Он зорко смотрит вдаль из-под ладоней.

– Кто слева от Ильи Муромца? (Добрыня Никитич)

– Правильно, слева от Ильи Муромца – Добрыня Никитич. Он может выполнить самые сложные поручения. Он умеет спокойной, разумной речью избежать ссоры и добиться успеха.

– Кто справа от Ильи Муромца? (Алеша Попович.)

– Алеша Попович лукавый и смекалистый, ловкий и находчивый. Он моложе всех богатырей. На картине Алёша смотрит вдаль и хитро улыбается: кажется, что у него есть собственный план, как одержать победу и заслужить похвалу старших богатырей.

– Куда смотрит каждый из богатырей? (Они смотрят вдаль, не видать ли где врагов.)

– Что охраняют богатыри? (Землю русскую, её границы)

– Ребята, есть и другие богатыри с которыми вы можете познакомиться в былинах.

4.Закрепление основного содержания занятия.

Наша родина сильна? (да)

И у нас она одна? (да)

На Руси богатыри есть? (да)

Им всегда хвала и честь? (да)

Илья Муромец герой? (да)

Он был самый молодой? (нет)

Соловья он победил? (да)

Из автомата подстрелил? (нет)

Алеша Попович тоже герой? (да)

Он сильный, смелый, молодой? (да)

На танках боролись богатыри с врагом? (нет)

Они воевали с мечом и копьем? (да)

Добрыня Никитич был слабым и хилым? (нет)

Он змея сумел победить своей силой? (да)

Гордимся мы нашими богатырями? (да)

Хотим ли быть такими же сами? (да)

6.Итог занятия. Рефлексия

– А мы вспомним о том, какой завет оставили богатыри нам, своим потомкам:

Защищать свою Родину, беречь её. Защищать слабых, бедных, стариков и детей.

Быть сильным, храбрым, мужественным, отважным.

Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.

– Как вы считаете, есть ли богатыри в наше время?

– Как вы думаете, какими качествами должен обладать современный богатырь?

– В каких профессиях их можно встретить?

– Что вам понравилось сегодня?

– Кому было трудно работать?

– Что нового для себя вы извлекли из нашего занятия?

– О чем мы всегда должны помнить?

– И преданья старины

Забывать мы не должны.

Слава русской старине!

Слава русской стороне!

Источник