Конспект урока травы полезные и опасные

Конспект урока травы полезные и опасные thumbnail

Конспект урока

живой мир

«Травы. Лекарственные травы. Опасные травы.»

Разработала учитель начальных классов

Никитина Наталья Николаевна.2013-2014 уч.г.

Ф.И.О.:Никитина Н.Н.

Предмет: Живой мир.

Класс: 3кл.

Учебная тема: Травы. Лекарственные травы. Опасные травы.

Тип урока

Урок открытия нового знания (технология деятельностного метода).

Дидактическая цель

Познакомить с лекарственными и опасными (ядовитыми) травами.

Задачи

Закрепить знания об отличительных особенностях травянистых растений как одной из основных групп растений. Учить работать по инструкции, сравнивать результат с образцом, развивать умения работать с учебником. Осуществлять развитие познавательной мотивации на основе принятия и удержания учебных задач, положительной мотивации к учению, развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать учебный материал. Формировать умение работать в паре. Воспитывать самостоятельность, активность, ответственность, культуру поведения на уроке.

Планируемые

результаты

Личностные УУД.

Способность к самооценке на основе

критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Познавательные УУД.

Постановка и формулирование совместно с учителем проблемы, поиск путей её решения , самостоятельное выделение необходимой информации, установление причинно-следственных связей, построение логического рассуждения.

Регулятивные УУД.

В сотрудничестве с учителем постановка новых учебных задач, контроль результата,его оценка. Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве.

Коммуникативные УУД.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Предметные.

Иметь представление о лекарственных растениях, их значении, правилах сбора. Знать наиболее распространённые ядовитые растения, способы оказания первой помощи при отравлении. Понимать экологические связи в природе.

Основные

понятия

Травы. Полезные травы. Опасные травы.

Ресурсы:

-основные

-дополнительные

-учебник «Живой мир», 3класс, Н.Б.Матвеева, М.А.Попова, Т.О.Куртова,

-презентация к уроку, аудиофайл,

-картинки деревьев, нераскрашенные ромашки, карточки-тексты, разрезные карточки, коробочки с лекарственными травами, рисунки детей-домашнее задание.

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

Слайд 2.

 Организационный момент.

Слайд 3.

-Улыбка – залог хорошего настроения, здоровья и удачи во всём.

Создание эмоционального настроя. Самоопределение к деятельности.

– Где побывали на прошлом уроке?.

Звук-шум леса.

Слайд 4.

– Здравствуй, лес, дремучий лес.

Полный сказок и чудес.

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

Что в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи.

Ты же видишь, мы свои.

Проверка домашнего задания. Фронтальная работа.

-Лес нас впустил. А что мы там собирали? (грибы)

-Дома вы приготовили рисунки. Давайте прикрепим их в подходящее место на доске.

(на доске: берёза, осина, сосна, пень)

-Гриб я не белый, немного проще.

Расту я обычно в берёзовой роще.

– Кто нарисовал этот гриб?

Слайд 5.

– Очень дружные сестрички, золотистые….?

Слайд 6.

– Под осинками на кочке

Гриб в малиновом платочке.

Слайд 7.

– Под сосёнкой у ребят шляпки блестят.

Слайд 8.

– Нет грибов дружней, чем эти-

Знают взрослые и дети.

На пеньках растут в лесу, как веснушки на носу.

Слайд 9.

– Почему растут именно под этими деревьями?

– Как называются все эти грибы? (съедобные)

– А какие ещё бывают? (несъедобные или ядовитые)

– Можно ли срезать гриб, в съедобности которого вы не уверены?

– Проверим, усвоили ли вы самое важное на уроке?

Слайд 10.

– Кто считает 1 высказывание верным? 2? 3? 4? Почему?

Слайд 11.

Рефлексивная деятельность.

– Если вам было интересно  проверять домашнее задание, раскрасьте лепесток жёлтым, если скучно- синим, неинтересно-красным.

Эмоциональный настрой на изучение новой темы + физминутка.

– А сегодня окажемся в другом месте.(звуки поля).

Подведение к проблеме. Фронтальная работа.

Слайд 12.

– Где сегодня оказались?

– Растений какой группы больше всего на поле?

– Где ещё можно увидеть травы?

– Какие вы знаете?

– Что их отличает от других групп растений?

– Как мы думаете, пользу или вред приносят травы?

– Сегодня мы ответим на вопрос…

Слайд 13.

Рефлексивная деятельность.

– Если вам интересно узнать, раскрасьте лепесток жёлтым, если всё равно- синим, нет желания узнавать-красным.

– Ну, за работу.

Открытие нового знания.

Работа по учебнику.

Стр.78

Самостоятельное чтение текста.

– Какие растения называем травами?

– Где растут травы?

– Что можете сказать о цветах?

Чтение стихотворений стр. 79.

Отыскивание фото на странице. Взаимопроверка.

Чтение стихов детьми и отыскивание фото на страницах учебника.

– Тонкий стебель у дорожки,

На конце его серёжки.

Нам он, как хороший друг,

Лечит ранки ног и рук.

– «Кошачья травка» –

Больным поправка:

Корешок в аптечку,

Чтоб помочь сердечку.

– На полянке , у реки

Гордо держат стебельки,

Как фарфоровые чашки,

Белоснежные….?

Вывод: травы встречаются повсюду, многие из них цветут.

Физминутка.

Слайд 14.

– Ребята, какие из этих растений помогли вам или вашим близким, знакомым ?

– Где взять эти растения? (в аптеке, можно собрать самим)

Показ образцов лекарственных растений из аптеки.

Формирование нового знания через деятельностный подход.

– Можно ли собрать или купить растения по своему усмотрению? (сначала проконсультироваться с врачом)

Чтение текста на стр.79.

Слайд 15.

– Собрать растения можно самим, но для этого надо соблюдать определённые правила.

Слайд 16.

– Прочитайте статью и составьте краткую инструкцию.

Это начало ваших предложений.

Слайд 17.

Проверка.

Слайд 18.

Рефлексивная деятельность.

– Если сделали всё правильно- жёлтый лепесток, одна ошибка-синий, много ошибок-красный.

– На какой же вопрос надо ответить на уроке?

Слайд 19.

– Могут ли растения быть врагом?

Чтение текста в учебнике на стр. 80.

– О каких опасных растениях вы узнали?

Слайд 20.

– Какой ответ вы выберите? Почему?

Вывод: растение может быть опасным, но оно необходимо животным, им можно полюбоваться; если уничтожить, не вырастет других.

– Что нужно предпринять, если всё-таки отравились?

Слайд 21.

– Кто же травы: друзья или враги?

Слайд 22.

Слайд 23.

Рефлексивная деятельность.

– Если на уроке вам было всё понятно, если узнали много нового-жёлтый, если было что-то непонятно, неинтересно-синий, если ничего нового не узнали-красный.

– Прикрепим наши цветы на ромашковое поле.

Ромашка – лекарственное растение. Ромашковый чай лечит болезни желудочно-кишечного тракта, успокаивает, способствует релаксации.

Показ музыкального видеоклипа о ромашке. Чаепитие.

Слайд 24.

Презентацию к уроку можно найти на сайте с одноимённым названием.

Просмотр содержимого документа

«конспект урока живой мир “Травы. Лекарственные травы. Опасные травы.” »

Источник

Конспект занятия

“Мир растений: лекарственные и ядовитые растения”

Цель: формирование у детей знаний о разнообразии растительного мира, в частности, о лекарственных и ядовитых  растениях.

Задачи:

узнать о свойствах лекарственных и ядовитых  растений.

научить детей быть осторожными с незнакомыми растениями и их плодами;

воспитывать бережное и доброе отношение к природе.

Оборудование: фотографии лекарственных и ядовитых растений, карточки с вопросами.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Педагог: На ваших столах лежат фотографии растений, что вы можете сказать об этих растениях? На какие две группы их можно разделить и почему?

Они бывают разные:

Полезные, опасные,

Красивые, пахучие,

С листьями, колючие.

Здесь в зарослях лесных,

Где всё для сердца мило,

Где чистым воздухом  так сладостно дышать,

Есть в травах и цветах целительная сила

Для всех умеющих  их тайну разгадать.

 М. Рязанов 

В лесу, на лугу много самых разных растений. Некоторые из них приносят пользу человеку, а есть и те которые могут нанести вред. Сегодня мы с вами обсудим лекарственные и ядовитые растения.

Делимся на две группы и находим ответы на вопросы в карточках. Одна группа работает по лекарственным растениям,  другая – по ядовитым.

Лекарственные растения

Какие растения называются лекарственными?  

( Растения, содержащие биологически активные вещества, которые могут быть использованы с лечебной целью, называются лекарственными.).

Какие органы растений используются человеком в лечебных целях?

(корень, стебель, лист, цветок, плод, семена)

 Каково  значение лекарственных растений в жизни человека?

( лечение заболеваний, источники ароматических веществ в парфюмерной и пищевой  промышленности, древесина, дубильные вещества для кожевенного производства, прядильное волокно для текстильной промышленности и красители,  корм для домашних животных, используются человеком как овощи, фрукты, декоративные растения)

        Какие лекарственные растения  вы знаете? 

( ромашка, малина, подорожник, мать – мачеха, шиповник, брусника, тысячелистник, медуница, зверобой, черника, валериана, мята, можжевельник, одуванчик, крапива, красавка).

 Что общего у всех этих растений и чем они отличаются?

 ( общее – их используют для лечения заболеваний, отличаются – малина – кустарник, остальные – травы)

  Что важно знать:

  • Необходимо заготавливать и использовать только те растения, которые вам хорошо известны.
  • Наряду с полезными свойствами растений следует знать и отрицательные качества некоторых из них.
  • Нельзя покупать у случайных людей лекарственные растения в измельчённом состоянии, особенно корни.
  • Нельзя покупать лекарственные растения, потерявшие товарный вид.
  • Запрещается заготавливать растительное лекарственное сырье в черте крупных городов, вблизи железных и шоссейных дорог, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, тепловых электростанций, свалок. Вредные вещества проникают в растения, делая их не целебными, а опасными. Поэтому лучше самому собирать лекарственные растения в лесу и на лугу, чем покупать их
  • Лекарственные растения необходимо собирать там, где чисто и красиво.
  • Растения собирают в сухую погоду, когда уже исчезла роса. Надо следить, чтобы на растениях не было пыли и грязи.
  • Цветки собирают в начале цветения; листья – перед цветением или в начале его; корни и корневища – весной и осенью; кору – весной, в начале сокодвижения, когда она хорошо отделяется;

Ядовитые растения

–  Какие растения называются ядовитыми?

( Ядовитыми называют растения, которые вырабатывают токсические вещества (фитотоксины)

– Как можно отравиться  растениями?

  (С пищей, при дыхании, через кожу. )

– Где можно встретить  ядовитые растения?

 (В хвойных лесах, на болотах и в топких местах, по берегам рек, на лугах, полях, вблизи жилья)

– Какие ядовитые растения вы знаете?

 ( Ландыш, Вороний глаз, Волчье лыко, Белена черная, Белладонна, Дурман, Картофель, Чистотел большой, Лютик ядовитый, белладонна, белена, дурман, мак, вороний глаз, болиголова, молочай, волчье лыко.)

– Что нужно знать при встрече с незнакомым растением?

(Нельзя: пробовать незнакомое растение; Если вы сомневаетесь, съедобно растение или нет, выдавите из него сок, сок молочного цвета говорит о том, что растение ядовито (исключение составляет одуванчик), собирать растения вдоль дорог, в городах, рядом с заводами; ядовитые растения трогать руками).

Какие признаки отравления:

  • Головная боль
  • Шум в ушах
  • Головокружение
  • Рвота
  • Расстройство кишечника
  • Редкий пульс
  • Сужение зрачков
  • Отек слизистой оболочки языка, губ, гортани
  • Затрудненное дыхание
  • В тяжелых случаях развиваются судороги

– Как оказать первую помощь при отравлении ядовитым растением?

  • Нельзя поддаваться панике
  • Действовать быстро и решительно
  • Надо попытаться вызвать рвоту и промыть желудок
  • Надо выпить несколько стаканов теплой воды с добавлением в каждый стакан  1 – 2 чайные ложки соли
  • Затем вызвать рвоту, надавив двумя пальцами на корень языка
  • Повторить несколько раз процедуру до появления воды

Физминутка «Цветы»

Раз-два-три, выросли цветы!!!

К солнцу потянулись – Высоко:

Стало им приятно и тепло!

Ветерок пролетал,

Стебелёчки покачал.

Влево качнулись,

Низко пригнулись.

Вправо качнулись Низко пригнулись.

Ветерок, убегай!

Ты цветочки не сломай!

Пусть они цветут, растут,

Детям радость несут!

.

Давайте попробуем угадать растение по его основным признакам, приносящим пользу или вред человеку.

Растет зеленою стеной,

Ее обходят стороной,

Колючая и злая дива.

А как зовут траву? (Крапива)

На полянке, у реки

 Гордо держат стебельки,

 Как фарфоровые чашки,

 Белоснежные… (Ромашки)

Он сорняк, он цветок,

От болезни мне помог.

Как присяду на диванчик,

Вспомню желтый… (одуванчик)

Вкусен чай и ароматен,

С ней он легок и приятен:

Листочки сорваны, помяты.

Что ты вдыхаешь? – Запах… (мяты)

Расту в лесу под кустиком

На длинном стебельке.

Кругом четыре листика,

А в самой глубине

Чернее ночи — ягода

Да сильный яд во мне. (вороний глаз)

Если травку ты сорвешь,

Руки, знай, не ототрешь.

Доктор всех аптечных дел,

Кто лечит ранки? (Чистотел)

На зеленом шнурочке

Желтые звоночки. (ландыш)

Вдоль дорожек его встретишь,

Ранки, ссадины излечишь,

Сорвешь листочек осторожно.

Кто нас излечит? (Подорожник)

На палочке – горшок,

 А в нём – сонный порошок. (Мак)

Где-то в чаще дремучей,

За оградой колючей,

У заветного местечка

Есть волшебная аптечка.

Там красные таблетки

Развешаны на ветке. (шиповник)

Ягоды бешеные На кусту развешанные,

Зовут к себе, краснеют,

Да взять никто не смеет. (Волчья ягода – крушина)

«Кошачья травка» –

 Больным поправка:

 Корешок в аптечку,

 Чтоб помочь сердечку. (Валериана)

У тропы стоит неряха –

 На ней липкая рубаха,

 На плече кувшин узорный

 До краёв с отравой чёрной. (Белена)

Ребята! Только животные едят растения сами по себе и ни у кого не спрашивают, так как у них уже есть врожденный инстинкт, безошибочно позволяющий им находить полезную еду и избегать опасную.

 Мы, люди, лишены этого инстинкта и можем полагаться только на свои знания

Источник

Конспект урока

Класс-3В

Предмет: Окружающий мир

Тема урока: Растения прекрасные, но опасные

Цель: Познакомить с ядовитыми растениями, которые можно встретить в нашем лесу. Познакомить с правилами безопасного обращения с ядовитыми растениями .

Задачи: 

-Учить видеть в окружающем мире растения, которые могут быть опасными для жизни человека.

-Развивать наблюдательность, внимание.

-Воспитывать любовь к природе, желание быть здоровым, не навредить своему организму.

Ход урока

1.Организационный этап.

Здравствуйте ребята.

Садитесь.

-Меня зовут Елена Петровна и урок «окружающего мира» у вас сегодня проведу я. Надеюсь вы мне поможете и будете активно со мной работать ребята.

2.Проверка д/з

Итак давайте вспомним:

-На какие две группы можно разделить всю природу? (живую и неживую)

-На какие царства можно разделить всю живую природу? (Царство растений и животных)

-А какое царство мы будем сегодня изучать, вы узнаете, когда отгадаете загадку

Загадка

Дышит, растет,
а ходить не может.

Ответ: (Растение)

– Какие растения вы знаете?

-какую функцию выполняют растения ,(стр 57 в рамочке)

Растения улучшают природную среду:

Обогащают воздух кислородом, отчищают его от вредных примесей и пыли,

выделяют в окружающую среду вещества, которые убивают болезнетворные бактерии.

– Назовите группы известных растений.(папоротники, хвойные (голосемянные), водоросли, цветковые, мхи.т( стр 59)

-Какие части растения вы можете назвать? (корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами)

Корень находит в земле влагу и питательные вещества и передаёт их верхним частям растений.

Стебель придаёт форму растению. Он держит листья и цветы. Он переносит к ним соки от корня.

Листья есть у каждого растения. Любой лист состоит из черешка, с помощью которого лист прикрепляется к стеблю, и листовой пластинки.

Цветок тоже нужен растениям. У цветка красивые лепестки и приятный аромат. Но это придумано для того, чтобы привлекать не нас, людей, а насекомых. Насекомые слетают на сладкий нектар и при этом переносят с одних цветов на другие пыльцу. То есть опыляют растения. После этого на месте опылённых цветов образуются плоды с семенами.

Плод – это то, что люди ценят больше всего в растениях, внутри плода есть семена. Из них потом вырастают новые растения.

– Все ли растения полезны? (нет)

– Как называются растения которые вредны человеку?( ядовитые растения)

– Назовите тему урока.

Определяют тему урока. ( Растения прекрасные и опасные) стр. 65

Молодцы ребята.

3.Первичное усвоение новых знаний.

  • Знакомство человека с ядовитыми растениями началось ещё на заре его истории. Этому способствовали наблюдения за дикими и домашними животными, которые обычно избегают таких растений. 
    Большинство людей совершенно не знакомо с растительным миром. Употребление неизвестных растений нередко приводит к отравлениям. Обычные растения могут быть ядовитыми. Большинство людей не подозревают о том, что прекрасное, невинное с виду растение в их саду, доме, в ящике на окне или в поле может быть опасным. По меньшей мере, оно может служить причиной серьезного заболевания у детей, если они его проглотят или пожуют. Дети часто становятся жертвами отравлений ядовитыми растениями. Домашние любимцы тоже мучаются, поедая их.

-А сейчас давайте посмотрим презентацию ядовитых растений.

И перед тем как начать смотреть презентацию, давайте откроем тетради и запишем число и классная работа.

И тему нашего урока «растения прекрасные, но опасные».

Пока я рассказываю о ядовитом растении записывайте название растений в тетрадь. Можно в столбик

Презентация

(Слайд 1)

  • Возможно, обследуя ваш дом или в классе , вы обнаружите несколько ядовитых растений, включая диффенбахию. Ее стебель содержит игловидные кристаллы, которые, попадая в рот, могут повредить слизистую оболочку, рта и языка и вызвать опухоль которая заблокирует дыхание.

(Слайд 2)

  • Садовые растения приносят немало проблем маленьким детям. Наиболее опасен ревень. Его стебель, используемый в пищу, не токсичен, но его лист содержит щавелевую кислоту, которая собирается в почках и может служить причиной серьезных проблем в случае, если съедено достаточное количество.

(Слайд 3)

Гортензия – одно из самых распространенных садовых растений. Взрослый экземпляр иногда достигает  пяти метров в высоту. Гортензия цветет зеленовато-белыми, розовыми или синими  цветами, напоминающими сладкую вату, которую так и хочется попробовать. Однако эти цветы вовсе не так невинны, как кажется на первый взгляд. Длительный контакт с ними вызывают боли в желудке, зуд, тошноту,    и слабость

(Слайд 4)

Безвременник – очень красивое растение. Обычно растет на лесных опушках Осенью, когда появляются его цветки, сплошным розовым ковром, поляны производят сказочное впечатление. Весной растение иногда поедают коровы. Яд его выделяется с молоком, которое может быть причиной отравления людей, особенно детей

А сейчас ребята давайте немного отдохнем и сделаем

4.физкультминутку

Встаем.

Так как все чуть-чуть устали

Ручками похлопаем-

Раз, два, три!

Ножками потопали-

Раз, два, три!

Посопели, подышали. Сели, встали,

сели, встали.

А сейчас мы с вами дети улетаем на

ракете (стоят на носках)

руки вверх, потом опустим вниз,

на носки все поднялись.

Раз, два, три, четыре-

Вот летит ракета ввысь!( Руки в стороны , тянемся вверх на носочках)

Три, четыре приземлились.

Присаживайтесь на места, молодцы, ребята!

-Итак мы продолжаем знакомство с ядовитыми растениями

(Слайд 5)

Следует остерегаться полевых растений, таких как лютик обыкновенный (его листья ядовиты для крупного рогатого скота), его яд крайне опасен для большинства людей, вызывая кожную сыпь (листья, стебли и даже дым от сжигания),

(Слайд 6)

Растёт у дорог, у жилищ, в садах, в разреженных лесах. Цветки жёлтые, собраны в небольшие корзинки, напоминающие пуговицы или ягоды рябины. Листья, расположены так, что рёбра их направлены с севера на юг. Название «Дикая рябинка» пижма получила за сходство её листьев и цветков с листьями и ягодами рябины. Из пижмы добывают эфирное масло. Корни растений дают зелёную окраску. Растение ядовито!

(Слайд 7)

  • Ландыш. Это нежное растение, радуют наш взор в мае, ядовито от корней до кончиков своих хрупких белых цветочков-колокольчиков. Со временем ядовитой становится даже вода, в которой стоял букет. Если съесть ландыш, возникнет множество опасных симптомов: судороги, неравномерное сердцебиение, расстройство пищеварения, боль во рту и желудке, тошнота. Даже продолжительное вдыхание аромата этого растения  вызывает отравление.

(Слайд 8)

Хризантему воспевают практически все японские поэты. В Англии эти желтые и оранжевые цветы дарят в маленьких горшочках на День благодарения и Хелоуин. Хризантемы растут медленно, однако со временем могут разрастись до огромных кустов, которые обходят стороной и дикие и домашние животные. И знаете почему?  Хризантема для животных очень токсична. На человека яд хризантемы действует не так сильно, однако пыльца может вызвать зуд, покраснение и отек кожи.

(Слайд 9)

  • Существует более 800 видов фикусов. Большинство из них растут дома в горшках, ну а в теплых широтах фикусы выращивают просто во дворе. Размер взрослого растения в зависимости от сорта колеблется от 1 до 23 метров.   Независимо от сорта, любой Фикус токсичен. Он вызывает аллергические реакции кожи, отеки и зуд. 

(Слайд 10)

Эти светло-белые и ярко-желтые предвестники весны, частично ядовиты – растительный яд концентрируется в луковицах. Иногда люди, (чаще – дети), путают их с луком. Употребление в пищу луковиц нарцисса вызывает судороги, тошноту и расстройства пищеварительного тракта. При тяжелых отравлениях может понадобится капельница и постельный режим

-исходя из того что мы просмотрели презентацию что мы можем сказать о растениях?( Что есть и ядовитые растения даже комнатные)

Они могут вызвать тяжелые отравления и даже смерть людей .

Еще какой вред они могут нанести человеку. ( кожные ожоги и.т.п)

-Кто становится наиболее частыми жертвами ядовитых растений?

(Дети и домашние животные)

-А сейчас ребята откроем стр.67 и прочитайте правила, которые в дальнейшем мы должны запомнить.

Давайте запишем эти правила в тетрадь, для того чтобы мы их хорошо запомнили.

5. Информация о д/з, инструктаж по его выполнению

Прочитать раздел Растения прекрасные, но опасные стр.65-67

Приготовить краткое сообщение о ядовитом растении

6. Рефлексия. Подведение итогов

Продолжите высказывание: 

– Что вы сегодня на уроке узнали нового?

Подводят итог урока

Вывод : Познакомились с некоторыми сядовитыми растениями, которые можно встретить в нашем лесу и дома.. Познакомились с правилами безопасного обращения с ядовитыми растениями.

Источник