Конспект урока рельеф и полезные ископаемые южной америки
Урок географии 7 класс
Тема: «Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки»
Цели урока:
– познакомить учащихся с природой Южной Америки;
– сформировать представление о тектоническом строении, рельефе и
полезных ископаемых Южной Америки.
Задачи урока:
-закрепить знания ранее изученной темы,
-продолжить работу с географическими картами,
-продолжить работу с географическими терминами, сформировать представление о рельефе как постоянно меняющемся компоненте природы.
Оборудование: карты атласа, контурные карты.
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.
II. Проверка домашнего задания.
– Какова площадь Южной Америки?
– Назвать и показать крайние точки Южной Америки.
– Кто является первооткрывателем Америки?
– Расскажите о первой экспедиции Колумба к берегам Америки.
Покажите на физической карте мира географические объекты:
крайние точки материка, Карибское море, Панамский канал, остров Огненная Земля, Магелланов пролив, пролив Дрейка, Малые Антильские острова.
Изучение нового материала.
В рельефе материка можно выделить две области: равнинную восточную часть материка и высокий горный запад.
Равнины восточной части чередуются с севера на юг Оринокская низменность, Гвианское плоскогорье, Амазонская низменность, Бразильское плоскогорье, Ла-Платская низменность. Эта часть материка расположена на древней платформе, на обширных участках выхода кристаллического фундамента на поверхность образовались плоскогорья. Плоскогорья изрезаны глубокими речными долинами. В прогибах платформы образовались низменности.
Вдоль западных берегов материка протянулись горные хребты Анд. Почему множественное число? Потому что Анды —- это не один, а два горных хребта: Восточная Кордильера и Западная Кордильера. Между этими двумя хребтами лежат обширные плоскогорья и плато, высота которых достигает 4 тыс. км. над уровнем моря. Анды — самая длинная горная система мира, протянувшаяся на 6,4 тыс. км. Самая высокая точка гора Аконкагуа —7 км. Горы образовались на границе литосферных плит во время альпийского горообразования. Анды очень сложны и разнообразны по геологическому строению. Движения земной коры в Андах продолжаются и в наши дни. Здесь извергаются вулканы, часты землетрясения.
Вулкан Льюльяльяко – самый высокий из действующих вулканов планеты, пятый по высоте вулкан в мире и седьмая по высоте вершина западного полушария. Располагается в одном из самых сухих мест в мире (пустыня Атакама), снеговая линия на западном склоне превышает 6,5 тысяч метров
Водопад Анхель – самый высокий водопад в мире, общая высота 979 метров, высота непрерывного падения 807 метров. Назван в честь лётчика Джеймса Эйнджела, который перелетел через водопад в 1935 году. Вода свергается с вершины Ауянтепуи, крупнейшей из венесуэльских тепуи— его название в переводе на русский означает «гора дьявола». Высота падения настолько велика, что, прежде чем достичь земли, вода распыляется на мельчайшие частички и превращается в туман. Туман может ощущаться за несколько километров. Падающая вода попадает в реку Кереп.
ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ
На участках, где платформа преимущественно опускалась, накопился мощный осадочный чехол. Поэтому в этой части преобладают осадочные полезные ископаемые. На плоскогорьях много месторождений руд черных и цветных металлов, в местах наиболее интенсивного выветривания встречаются россыпные месторождения золота, алмазов и самоцветов.
В Андах выделяют целые пояса руд цветных металлов: медный пояс, оловянный пояс, урановый пояс, серебряный пояс, также есть руды черных металлов.
III. Закрепление урока.
– Объясните закономерности размещения крупных форм рельефа Южной Америки.
– Покажите на карте низменности, плоскогорья, горы и вулканы материка.
– Рельеф Амазонской низменности и Бразильского плоскогорья сформировался на одной платформе, но он различен, почему?
Домашнее задание
Для сильных учеников – составить тест по домашнему параграфу.
Для средних учеников – подготовить сообщения об интересных местах в Южной Америке.
Для слабых учеников – прочитать параграф и ответить на вопросы после параграфа.
IV. Рефлексия
Я сегодня на уроке узнал, что —————————————-
Мне понравилось —————————————————–
Дополнительно хотел бы узнать ——————————————–
Тема урока: Рельеф и полезные ископаемые материка Южная Америка.
Цели урока: Продолжить формирование у учащихся представлений о природе Южной Америки; вспомнить уже известные и разобрать с учениками новые термины и понятия; сформировать у них представления о тектоническом строении, рельефе и полезных ископаемых Южной Америки – их составе, происхождении, строении; познакомить учащихся с объектами рельефа Южной Америки; продолжить формирование умения устанавливать причинно – следственные связи, сопоставляя различные географические карты.
Оборудование: карта строения земной коры, физическая карта Южной Америки, настенная контурная карта.
Ход урока.
Проверка знаний, полученных на прошлом уроке. Не пользуясь картами, определить и обосновать правильность утверждения. В графе ответы поставьте знак (+) – если утверждение верно, (-) – если неверно. Ответьте на вопрос.
утверждения | ответы |
1. этот материк пересекает экватор в северной его части | |
2. площадь материка составляет 18 млн. кв. км. | |
3. материк омывается водами Индийского океана. | |
4. отделяется от материка Северная Америка Панамским каналом. | |
5. самый холодный материк на земле. | |
6. крайняя южная точка материка – мыс Игольный (35ю.ш. 20в.д.) | |
7. отделяется от материка Антарктида Мозамбикским проливом. | |
8. этот материк похож на гроздь винограда. | |
9. на юге материка расположен остров Тасмания. | |
10. на севере материк омывается водами Карибского моря. | |
11. этот материк омывается водами двух океанов. | |
12. относится к одной части света. | |
13. полностью лежит в западном полушарии. | |
14. находится как в западном так и в восточном полушарии. |
Обоснование неправильных ответов______________________________________________ _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Рефлексия
– А для чего необходимо знать географическое положение материка?
I – постановка познавательной задачи урока.
На каждом столе у учащихся лежат заготовки, которые потребуются при изучении этой темы.
1. Термины и понятия. Выбрать те, которые вам уже известны и вписать их в первую колонку.
Платформа, молодые горы, щит, фундамент, низменность, плоскогорье, плато, Амазонская, Бразильское, Оринокская, Ла – Платская, Анды, грабен, Аконкагуа, Котопахи.
Предлагаю учащимся заполнить трехзначный дневник.
2. Рефлексия. Проверяем, что написано в колонке «хочу узнать». Ищем эти понятия на карте Южной Америки. Постановка познавательной задачи урока.
Изучить особенности рельефа Южной Америки.
3. Составить кластер по теме «Рельеф Южной Америки». Расставить стрелочки, которые показывают взаимосвязь рельефа и его разнообразия.
Особенности рельефа Ю.А.
Черты сходства и различия рельефа Африки и Ю.Америки
Закономерности размещения полезных ископаемых
Различия в рельефе
Запад
Восток материка
История его формирования
4. Работа в группах по характеристике одной из форм рельефа по плану, который учащиеся составляют самостоятельно. Сообщения делает каждая группа. Характеризуются такие формы рельефа как: Анды, Амазонская низменность,
Оринокская низменность, Бразильское плоскогорье, и.т.д.
5. Проверка знаний, полученных при изучении темы рельеф Южной Америки.
- Для чего нужно изучать рельеф территории?
- Какими картами необходимо пользоваться?
- Почему горы находятся в западной части материка?
- Найдите самую высокую гору?
- Какие вулканы есть в Андах?
- В чем проявляется зависимость рельефа от строения земной коры?
6. Работа в группах по определению полезных ископаемых.
Одна группа дает оценку полезным ископаемым, находящихся в горах Анды, другая на Бразильском плоскогорье, а третья на низменностях.
Выявляются зависимость видов полезных ископаемых от строения земной коры.
Выявление причинно – следственных связей (заполнение систематизирующей таблицы)
– Используя карты атласа, заполните систематизирующую таблицу и на основании сравнения рельефа, строения и полезных ископаемых в горах Анды, Бразильском плоскогорье и на Амазонской низменности, выявите причинно – следственные связи
Части материка | Части материка | Тектоническая структура | Полезные ископаемые |
Осадочные | магматические | ||
Анды | |||
Бразильское плоскогорье | |||
Амазонская низменность. |
Проверка знаний. Цифровой диктант «Формы поверхности Южной Америки».
- Оринокская низменность
- Амазонская низменность
- Бразильское плоскорогье
- Гвианское нагорье
- Горы Анды
Как называются:
А) наибольшая равнина земного шара?
Б) район Южной Америки, где бывают катастрофические землетрясения?
В) равнина богатая нефтью?
Г) нагорье богатое золотом и алмазами?
Д) нагорье, которое постепенно понижается на северо – запад?
Е) нагорье, для которого характерны наибольшие высоты в центральной части?
Ж) горы, название которых на языке местных жителей означает «медные»?
Проверяют правильность написания сами учащиеся.
Задание на дом: составить маршрут геолога по материку Южная Америка. Оценить условия добычи полезных ископаемых.
.
Цели и задачи:
- Сформировать у учащихся общее представление о
рельефе Южной Америки, познакомить с
расположением и основными чертами крупных
формам рельефа материка. - Установить взаимосвязь между рельефом,
тектоническим строением и размещением полезных
ископаемых. - Продолжить формирование у учащихся умения
устанавливать причинно-следственные связи,
работая с различными географическими картами. - Воспитывать у школьников любознательность,
бережное отношение к природе, самостоятельность;
развивать интерес к географии.
Учебно-наглядный комплекс: физическая
карта мира, тектоническая карта мира, физическая
карта Южной Америки, видеофильм, презентация
«Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки».
Методы и формы: наглядный,
объяснительно-иллюстративный,
проблемно-поисковый, репродуктивный,
самостоятельная работа.
Тип урока: комбинированный.
Номенклатура: Анды, г.Аконкагуа,
вулкан Льюльяльяко, Амазонская низменность,
Оринокская низменность, Ла-Платская низменность,
Бразильское плоскогорье, Гвианское плоскогорье.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация знаний
– Любите ли вы путешествовать? Сегодня мы
отправимся в путешествие по Южной Америке.
– Что вы знаете о природе этого материка?
Демонстрация фильма о природе Южной Америки.
– Что вас поразило в фильме? Каковы ваши
впечатления?
– Скажите, пожалуйста, что мы будем изучать на
уроке? (Презентация, слайд
1)
– А кроме рельефа рассмотрим ещё и полезные
ископаемые. Но сначала давайте немного вспомним.
- Кем и когда была открыта Южная Америка? (Х.Колумб,
1492 год) - А почему же она получила такое название, в честь
кого? (Америго Веспуччи первым высказал мысль
об открытии новых земель) - Покажите на карте крайние точки материка.
Какими океанами и морями он омывается?
III. Изучение нового материала
– А каковы особенности рельефа Южной Америки?
(Cлайд 2)
Откройте физическую карту Южной Америки в
атласе. Каков общий характер поверхности
материка?
На какие части можно разделить материк по высоте?
Как же образовался современный рельеф материка?
Почему выделяются горный Запад и равнинный
Восток? (§41, карта «Строение земной коры» стр. 4-5)
Равнинный Восток расположен на древней
Южноамериканской платформе, а горный Запад –
результат столкновения двух литосферных плит
Тихоокеанской и Южноамериканской. В основании
этой части материка лежит молодая кайнозойская
складчатость.
Столкновения океанической и континентальной
литосферных плит приводят к частым
землетрясениям и извержениям вулканов. Наиболее
мощные землетрясения происходят каждые 10-15 лет.
Последние разрушительные землетрясения
случились в 1960, 1970 и 1985 годах.
– Какие формы рельефа расположены на материке?
Покажите их на карте.
– А сейчас я предлагаю вам заполнить схему
«Особенности рельефа Южной Америки». Схемы лежат
у вас на столах. Работа будет осуществляться в
парах. (Cлайд 3)
Вывод: размещение основных форм
рельефа зависит от внутреннего строения земной
коры.
Проверка выборочная, один ученик называет одну
особенность.
– Вот что у вас должно получиться. (Cлайд 4)
– Я предлагаю вам прочитать стихотворение. (Cлайд
5)
Посмотреть на карту надо,
Горы там зовутся Анды.
В переводе эта твердь
Означает слово «медь».
Тут в былые времена
Прогибалась вся земля,
А другая поневоле
Превратилась в плоскогорье.
– Что нового вы узнали об Андах из
стихотворения?
– Давайте сейчас совершим небольшое путешествие
по разным районам Южной Америки. И сначала
побываем в Андах. (Cлайд 6)
Анды – самая длинная в мире горная цепь,
протяжённость 7 600 км. Название «АНДЫ» от анта, на
языке инков — медь, медные горы.
Здесь расположена гора Аконкагуа – самый
высокий в мире потухший вулкан – высшая точка
Южной Америки, западного и южного полушарий.
(Cлайд 7)
Происхождение названия горы точно неизвестно,
существующие мнения выводят его из арауканского
(«с другой стороны реки Аконкагуа») или на языке
кечуа означает «Каменный страж».
Гора возникла при столкновении тектонических
плит Наска и Южно-Американской.
Льюльяльяко – самый высокий из
действующих вулканов планеты, пятый по высоте
вулкан в мире и седьмая по высоте вершина
западного полушария. Располагается в одном из
самых сухих мест в мире (пустыня Атакама),
снеговая линия на западном склоне превышает 6,5
тысяч метров (наивысшее положение снеговой линии
на земле).
Последнее взрывное извержение датируется 1877
годом. (Cлайд 8)
Мощная горная система Анд, образует часть
тихоокеанского «Огненного кольца”: здесь
много вулканов, часты землетрясения. (Cлайд 9)
А на востоке раскинулась самая большая на Земле
низменность – Амазонская. Её площадь
более 5 млн км?. По территории низменности
протекает самая полноводная река мира –
Амазонка. (Cлайд 10)
На древних породах, перекрытых лавовыми
покровами находится Бразильское плоскогорье.
(Cлайд 11)
В северной части Южной Америки раскинулось Гвианское
плоскогорье. (Cлайд 12)
– А если заглянуть вглубь земной коры? (Cлайд
13)
Южная Америка богата месторождениями полезных
ископаемых. Здесь найдены нефть, газ и уголь. Есть
месторождения железных, марганцевых,
серебренных, медных руд, залежи бокситов,
содержащих алюминий. На территории Чили
разведаны месторождения природной селитры.
Размещение полезных ископаемых связано с
особенностями рельефа и тектонического строения
материка. Южную Америку можно разделить на три
части: выступы плоскогорий на платформе, прогибы
низменностей на платформе и области новой
складчатости Анд.
(Cлайд 14)
На столах у вас лежит ещё одна схема, которую
нужно закончить. Поработайте в парах.
Поработайте четвёрками, помогите друг другу.
Вот что у вас должно получиться. (Cлайд 15)
IV. Обобщение
Сравните рельеф Южной Америки с рельефами
ранее изученных материков, определите черты
сходства и различия и объясните причины. (Cлайд
16)
V. Домашнее задание (Cлайд 17)
§ 41
на контурной карте обозначить крупные формы
рельефа материка.
Cлайд 18
Тема урока: Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки.
7 класс.
Цели и задачи урока:
Изучить расположение крупных форм рельефа на территории материка, их особенности;
Изучить, какие процессы влияют на формирование рельефа Южной Америки;
Рассмотреть закономерности размещения месторождений полезных ископаемых;
Развивать навыки работы с картами;
Оборудование:
Физическая карта Южной Америки;
Сравнительные таблицы (по количеству учащихся);
Карточки с названиями объектов Южной Америки для проверки номенклатуры;
Карта «Строение земной коры»;
Карточки
Картины с изображением природы Южной Америки;
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: традиционная.
Ход урока:
Организационный момент
Физ митутка ,
2. Проверка домашнего задания. «Горячий стул»
1) Работа с таблицами.
-Определите, к какому материку относится каждое высказывание, поставьте в нужной клетке знак «+».
Название материка | Номера вопросов | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
Южная Америка | + | + | + | + | + | |||||
Африка | + | + | + | + | + |
1) Большая часть материка лежит в южном полушарии.
2) На западе омывается водами Атлантического океана.
3) Относительно нулевого меридиана материк расположен в западном полушарии.
4) Самый жаркий материк Земли, т.к. его большая часть расположена между тропиками.
5) Площадь материка около 30 тысяч км. кв.
6) Крайняя северная точка – м. Гальинас.
7) Омывается Тихим океаном на западе.
8) На севере граничит с Евразией.
9) Название материка произошло от названия берберского племени, которое когда-то проживало на севере материка.
10) На юге материка самый широкий из всех проливов Земли.
2) Проверка номенклатуры (на карточках) – как на экзамене.
Учащиеся по очереди выходят к доске и берут карточку с названием объекта, показывают его на физической карте Южной Америки.
Перечень объектов номенклатуры:
1.Панамский канал
2.Мыс Гальинас.
3.Перуанское течение.
4.Амазонская низменность.
5.Архипелаг Огненная Земля.
6.Мыс Париньяс.
7.Река Амазонка.
8.Мыс Горн.
9.Карибское море.
10.Магелланов пролив.
11.Бразильское пласкогорье
12.Мыс Каабу-Бранку
13.Панамский канал.
14.Горы Анды.
15.Бразильское течение.
Новая тема Рельеф и полезные ископаемы Ю Америки
1) Вступительная беседа.
Презентация
-Приготовьте карту атласа «Строение земной коры», стр.4-5. Почему изучение рельефа мы начинаем именно с этой карты?
-Что такое рельеф? Назовите крупные формы рельефа.
2) Анализ карты «Строение земной коры»:
– Какая литосферная плита лежит в основании материка? (Южно-Американская);
-С какой скоростью и в каком направлении она передвигается горизонтально? (на северо-запад, 2,3 см/год);
-В какой части материка горная система? (на западе);
-Почему возникли горы Анды? (в результате столкновения литосферных плит);
-Почему восточная часть материка – равнинная? Что лежит в ее основании?
-Какой возраст у этих гор? (горы молодые – область новой складчатости);
-Частью какого материка в далеком прошлом была Южная Америка? (Гондваны).
5) Запись в тетрадь:
Рельеф Южной Америки
Горный запад Равнинный восток
6) Рассказ о рельефе.
Восток материка равнинный. Здесь нет действующих вулканов, землетрясения бывают редко.
Крупные равнины Южной Америки – Амазонская, Ла-Платская и Оринокская занимают большие площади. Они лежат в прогибах платформы. Т.к. Равнины низменные, на них образовались крупные речные системы. Какие?
Большие площади на материке занимают плоскогорья – Гвианское и Бразильское. Часто они состоят из нескольких плато – участков с ровной поверхностью, но ограниченных от соседних территорий отчетливыми крутыми склонами.
Запад Южной Америки – гористый. Анды – самые длинные горы Земли. Высшая точка – г. Аконкагуа, 6960 м. Анды – молодые горы. Они начали подниматься после раскола Гондваны, растут до сих пор. Вдоль глубоких разломов образовались многочисленные вулканы – действующие и потухшие. Вулканы Анд являются частью Тихоокеанского огненного кольца. Часто происходят землетрясения, они сопровождаются камнепадами, обвалами, снежными лавинами.
Самое сильное землетрясение 20 века произошло именно в Южной Америке, в стране Чили. Это случилось 29 мая 1960 г. на Тихоокеанском побережье. В результате этой ужасной сейсмической катастрофы были полностью разрушены города Консепсьон, который существовал более 400 лет, превратились в развалины города Вальдивия, Пуэрто-Монт и другие. Погибло около 10 000 человек, более 2 млн. пострадали и остались без крова. Одной из отличительных особенностей этого катастрофического землетрясения было стремительное погружение основной части побережья под уровень океана.
«…Казалось непостижимым, – писал ученый Г.Тагиев, – что огромная полоса земли шириной 20-30 км и протяженностью 500 км могла внезапно опуститься и что площадь в 1,5 млн. га упала почти на 2 метра за какие-то 10 секунд…». Мощные подземные толчки вызвали рождение колоссального цунами.
7) Беседа о полезных ископаемых Южной Америки.
-Знаете ли вы, как переводится название гор Анд? По одной из версий, в переводе с языка инков «Анды» означают медь, медные горы. Месторождения меди встречаются на всем протяжении Анд.
-В какой части материка сосредоточены магматические полезные ископаемые, а в какой – осадочные?
-Посмотрите на карту, какими полезными ископаемыми еще богаты Анды? (молибденовые руды, оловянные, серебряные алюминиевые и т.д.)
-Какие полезные ископаемые есть на равнинном востоке материка? (нефть, газ, уголь – в прогибах земной коры, железные, марганцевые, никелевые руды – на плоскогорьях).
Работа в группах (деление)
Составить коллаж :1 группа Южная Америка
2 группа Рельеф
3 группа Полезные ископаемые
Закрепление изученного материала.
Приготовить карточки двух цветов: белого – 1 уровень, синего – 2 уровень, . Дети самостоятельно выбирают карточки и работают индивидуально.
1 уровень:
Подпишите на контурной карте следующие объекты: Бразильское плоскогорье, Гвианское плоскогорье, Амазонская низменность, Ла-Платская низменность, Оринокская низменность, горы Анды, г. Аконкагуа.
2 уровень:
Отметьте на контурной карте полезные ископаемые Южной Америки
РЕФЛЕКСИЯ
5.Домашнее задание: параграф 31 стр 125 ответить на вопросы.
6.Итог урока: выставление оценок за работу на уроке.
1) Работа с таблицами.
-Определите, к какому материку относится каждое высказывание, поставьте в нужной клетке знак «+».
Название материка | Номера вопросов | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
Южная Америка | ||||||||||
Африка |
1) Большая часть материка лежит в южном полушарии.
2) На западе омывается водами Атлантического океана.
3) Относительно нулевого меридиана материк расположен в западном полушарии.
4) Самый жаркий материк Земли, т.к. его большая часть расположена между тропиками.
5) Площадь материка около 30 тысяч км. кв.
6) Крайняя северная точка – м. Гальинас.
7) Омывается Тихим океаном на западе.
8) На севере граничит с Евразией.
9) Название материка произошло от названия берберского племени, которое когда-то проживало на севере материка.
10) На юге материка самый широкий из всех проливов Земли.
Работа с таблицами.
-Определите, к какому материку относится каждое высказывание, поставьте в нужной клетке знак «+».
Название материка | Номера вопросов | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
Южная Америка | ||||||||||
Африка |
1) Большая часть материка лежит в южном полушарии.
2) На западе омывается водами Атлантического океана.
3) Относительно нулевого меридиана материк расположен в западном полушарии.
4) Самый жаркий материк Земли, т.к. его большая часть расположена между тропиками.
5) Площадь материка около 30 тысяч км. кв.
6) Крайняя северная точка – м. Гальинас.
7) Омывается Тихим океаном на западе.
8) На севере граничит с Евразией.
9) Название материка произошло от названия берберского племени, которое когда-то проживало на севере материка.
10) На юге материка самый широкий из всех проливов Земли.
2) Проверка номенклатуры (на карточках) – как на экзамене.
Учащиеся по очереди выходят к доске и берут карточку с названием объекта, показывают его на физической карте Южной Америки.
Перечень объектов номенклатуры:
1.Панамский канал
2.Мыс Гальинас.
3.Перуанское течение.
4.Амазонская низменность.
5.Архипелаг Огненная Земля.
6.Мыс Париньяс.
7.Река Амазонка.
8.Мыс Горн.
9.Карибское море.
10.Магелланов пролив.
11.Бразильское пласкогорье
12.Мыс Каабу-Бранку
13.Панамский канал.
14.Горы Анды.
15.Бразильское течение.
1) Работа с таблицами.
-Определите, к какому материку относится каждое высказывание, поставьте в нужной клетке знак «+».
Название материка | Номера вопросов | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
Южная Америка | + | + | + | + | + | |||||
Африка | + | + | + | + | + |