Конспект урока познание мира 3 класс рудные полезные ископаемые
Познание мира 3-3-1
Дата: «___»___________ 20___г Класс: 3- «___»
Тема урока: Рудные полезные ископаемые.
Цель урока: Формировать у детей целостный взгляд на мир, определять в нём место человека.
Задачи урока:
1. Дать учащимся не только теоретические знания о человеке, обществе и природе, но и развивать их творческое мышление, умение самостоятельно раскрывать смысл вещей и явлений, делать определённые выводы.
2. Расширить знания учеников о горных породах. Рассказать о рудных полезных ископаемых, объяснить их хозяйственное значение, полезные свойства.
3. Воспитывать любовь к знаниям.
Тип урока: урок усвоения новых знаний;
Ход урока.
Восхождение на пик Знаний вас ждет
На вершину тот взойдет
Кто все ступени пройдет.
Но забраться туда не легко
Вам нужно потрудиться хорошо
Но для начала проведем мы разминку.
2.
Сообщение темы и целей урока.
Повторение материала прошлых уроков.
Дать определение горных пород.
Назови плотные горные породы.
Назови рыхлые горные породы.
Какие виды полезных ископаемых ты знаешь?
Разминка:
– Вот перед вами образцы различных предметов, в чашке №1 найдите среди них металлические предметы. (Спички, скрепки, пробка, бумага, кнопки).
– Покажите эти предметы.
Как вы определили? По каким признакам, свойствам? (Магнитными свойствами обладает только сталь. Магнит поможет тебе найти в доме предметы, сделанные из металлов, обладающих магнитными свойствами, – железа, стали, никеля или кольбата).
Запишем на доске все названые свойства металлов.
А откуда люди берут железо? (Из железной руды)
Молодцы как вы уже догадались тема нашего урока «Железная и алюминиевая руды». На уроке вас ждут открытия. Сегодня мы с вами давайте подтвердим или опровергнем названные вами свойства металлов, еще познакомимся с разнообразием и с использованием металлов.
3.
Повторение.
4.
Знакомство с новой темой.
Как называются горные породы, из которых выплавляют металлы. А подсказкой будет загадка:
Она варилась долго
В доменной печи,
На славу получились
Ножницы, ключи. (Руда).
Руды– это полезные ископаемые, в состав которых входят металлы.
Работа с учебником.
У меня есть образцы металлов, а у вас в учебнике на с. 51 внизу тоже даны образец железной руды, рассмотрите:
Железные руды: гематит, Магнитный железняк (магнит): твердая, плотная руда черного цвета с металлическим блеском, хрупкая, обладает свойством магнита. Это самая богатая металлом железная руда.
Бурый железняк (лимонит): твердая плотная руда черного или буроватого цвета с металлическим блеском, менее богатая железная руда, зато чаще встречается, чем магнитный и красный железняк.
Красный железняк: твердая, плотная горная порода темного цвета с вишнево-красным оттенком.
Оловянная руда: касситерит, оловянный камень, кристаллы зернистые.
Медная руда: Медный колчедан: твердая, чаще зернистая, иногда плотная порода латунно-желтого цвета.
Алюминиевая руда: Боксит: плотная зернистая руда красного или серого цвета, похожая на глину, но отличается тем, что при смешивании с водой не делается вязкой.
Вывод: Итак, вы узнали какое разнообразие металлов, но, к сожалению, запасы полезных ископаемых к которым относятся руды ограничены, поэтому мы должны бережно и экономно использовать данные ресурсы.
Группы металлов.
Ребята, какие металлы называются благородными? Благородные по-другому называются драгоценными.
– А кроме драгоценных металлов, какие еще группы металлов вы знаете?
Металлы делятся на следующие группы: черные, цветные, редкие и драгоценные.
Черная металлургия – производство чугуна и стали из железной руды. Цветные – медь, свинец, цинк.
Редкие – олово – с ее помощью производят белую жесть, используемые в упаковке консервов, ртуть и другие.
Драгоценные – золото, серебро, платина. Использовали для производства денег. При производстве украшений, серебро – в электротехнике, радиотехнике, фотографировании.
Кто где добывает руду? (Шахтеры в подземных рудниках.) чтобы получить из руды металл, она проходит много обработки.
– Скажите, есть ли в нашем районе предприятие, которое занимается переработкой металла.
Вывод: Производство металлов – огромная отрасль современного производства, но, к сожалению, производство металлов сопряжено с загрязнением окружающей среды.
Прошли мы благополучно эту ступеньку, двигаемся дальше.
Использование металлов.
Осталось нам пойти еще одну ступень, чтобы взобраться на пик Знаний.
Видите, как много в природе различных металлов. Смешивая расплавленные металлы между собой и другими добавками, люди получили тысячи сплавов – разновидностей металлов, обладающих особыми полезными свойствами.
Проблемная ситуация.
– Где же используются металлы и сплавы? (В металлургии, машиностроении, производстве бытовой техники, посуды, для передачи электроэнергии и т.д.)
5.
Итог урока.
Рефлексия.
Сегодня мы на уроке рассмотрели тему «Металлы», а что было бы, если бы люди не открыли металлы?
Какое открытие вы сделали?
Вывод: Вот мы взошли на пик Знаний. Как вы думаете, легко ли нам далось это восхождение.
Какие трудности были на нашем пути.
Вы потрудились хорошо. Кто на славу потрудился, получает «5».
Металлы – основа многих видов производства деятельности человека. Все свойства металлов играют важнейшую роль в жизни человека, поэтому мы должны бережно и экономно использовать данные ресурсы.
Домашнее задание.
Стр. 62-64 читать, отвечать на вопросы.
Краткое описание документа:
Тема: Рудные полезные ископаемые
Цель: учащиеся должны узнатьсвойства рудных полезных ископаемых , определить значение ее значение для людей
Ожидаемые результаты:
1.Знают ,что получают из железной руды;
2.Могут отличить ее от нерудных полезных ископаемых;
3.Распознавать железную руду визуально;
4.Создать условия для формирования чувства гордости за республику Казахстан.
Ход урока:
1.Создание коллаборативной среды. Деление на группы.
Игра – приветствие. (слайд 2)
«Здравствуй мир! Это я,
А вокруг страна моя!
Солнце в небесах горит
А у ног земля лежит.
Я легко к земле нагнусь,
по округе пробегусь
Здравствуй же,страна моя,
Здравствуй мир! А вот и я!
Деление на группы:
Ученики вытягивают разрезанный лист с определенным цветом на котором ребус (руда), формируют группу по цвету.
-Ребята, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? ( о рудных полезных ископаемых), а свои предложения проверим, сыграв в игру « Собери слова» (слайд 3)
Игра «Собери слова» (рудные полезные ископаемые) ( слайд 4)
-Но о каких рудных полезных ископаемых, узнаем позже, а сейчас повторим, то что изучили.
2.Контроль знаний (проверка домашнего задания)
Игра «Да – нет»
- Из нефти получают бензин.( да)
- Песок и глина плотные горные породы? (нет)
- Гранит – горючее полезное ископаемое? (нет)
- Нефть залегает на поверхности земли? (нет)
- Из песка делают стекло? (да)
- Наш организм может обходиться без соли? (нет)
- Горючесть- основное свойство природного газа? (да)
- Гранит и мрамор хорошо полируются? (да)
- Синоптики занимаются разведыванием мест скопления полезных ископаемых? (нет)
- Каменный уголь служит топливом.(да) ( Взаимопроверка: плечо к плечу) (слайд 5)
3.Актуализация новых знаний.
1.Три клада у природы есть:
Вода, земля и воздух-
Три ее основы.
Какая бы не грянула беда-
Целы они-
Все возродится снова.
2. Эвристическая беседа.
-Мы сегодня будем говорить о кладе, который находится в земле.У этих природных богатств сложная и загадочная история. У одних она началась в воде, у других в пламени, у третьих в недрах земли.
В начале урока , вы верно определили, что мы продолжим разговор о полезных ископаемых нашей Родины. А о каком именно, вы узнаете отгадав загадку:
Она варилась долго
В доменной печи,
На славу получились
Ножницы, ключи.
4.Работа в группах. Результаты выполнения задания вы должны представить в виде минтальной карты, заполнять карту по плану. ( слайд 6)
1-я группа. Задание: Изучить свойства железной руды. Результаты выполнения задания вы должны представить в виде минтальной карты.
По плану:1. Название
2. Свойства
3. Применение, значение
4. Обозначение на карте.
2-я группа. Задание: Изучить свойства алюминия. Результаты выполнения задания вы должны представить в виде минтальной карты.
3-я группа. Задание: Изучить свойства медной руды. Результаты выполнения задания вы должны представить в виде минтальной карты
4-я группа. Задание: Изучить свойства золота. Результаты выполнения задания вы должны представить в виде минтальной карты.
5-я группа. Задание: Изучить свойства серебра.. Результаты выполнения задания вы должны представить в виде минтальной карты.
Распределение ролей. а) лидер ( распределение ролей)
б) спикер ( защищает работу)
в) секретарь ( заполняет минтальную карту)
г) хронометрист следит за временем.
д) оценщик.
5. Физминутка- Фиксики ( Мультфильм)
6.Защита выполненных работ.
( От каждой группы выходит спикер и защищает свою работу, оценщик оценивает.)
7.Демонстрация опыта.
Выполнение опыта . На столах при помощи магнита предметов определяют важное свойство черной и цветной руды. ( слайд 7)
Тема: Рудные полезные ископаемые (слайд №12)
Цель: – расширить знания о полезных ископаемых, формировать новые понятия: руда, рудные полезные ископаемые, металлы и их свойства; познакомить учащихся со способами запоминания материала через составление опорного конспекта.
– развивать наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, делать выводы.
– воспитывать самостоятельность, творческий подход к делу
Ожидаемые результаты:
1.Знают ,что получают из железной руды;
2.Могут отличить ее от нерудных полезных ископаемых;
3.Распознавать железную руду визуально;
4.Создать условия для формирования чувства гордости за республику Казахстан.
Ход урока:
1.Создание коллаборативной среды. Игра – приветствие.
Все, кто к нам пришел сегодня- здравствуйте!
Все, кто верит доброте- здравствуйте!
Все, кто не щадя себя делится счастьем своим- здравствуйте!
2.Актуализация новых знаний.
1.Три клада у природы есть:
Вода, земля и воздух-
Три ее основы. Какая бы не грянула беда-
Целы они- Все возродится снова.
3. Проверка домашнего задания
Игра Закончи предложение: (вопросы на отдельных слайдах)
Полезные ископаемые это:_________________________________ (слайд №1)
Месторождения это: ____________________________________ (слайд №2)
По свойствам полезные ископаемые делятся на ______________ (слайд №3)
Горные породы бывают:___________________________________(слайд №4)
Горючие полезные ископаемые это:_________________________(слайд №5)
Главное свойство горючих полезных ископаемых:_____________(слайд №6)
К рудным полезным ископаемым относят:___________________(слайд №7)
К нерудным полезным ископаемым относят:________________ (слайд №8)
Поиском полезных ископаемых занимаются__________________(слайд №9)
Где могут быть использованы полезные ископаемые___________(слайд №10)
4. Эвристическая беседа.
Посмотрите на картинки и скажите, из чего сделаны предметы. (слайд №11)
-Мы сегодня будем говорить о кладе, который находится в земле. У этих природных богатств сложная и загадочная история. У одних она началась в воде, у других в пламени, у третьих в недрах земли.
В начале урока , вы верно определили, что мы продолжим разговор о полезных ископаемых нашей Родины. – выводят тему урока (слайд №12)
Цели нашего урока: (вы водят сами- слайд №13)
Давайте вместе с девочкой Машей спустимся под землю и познакомимся с богатством волшебника Бахрома. (слайд №14 видео)
Параллельно с видео учащиеся защищают рефераты по темам:
Железо (Элим)
Медь (Гузяль)
Алюминий ( Имран)
Золото, серебро (Риана)
Работа по учебнику: с. 62- 64 (чтение текста)
Физминутка (слайд №15)
Просмотр видео «Добыча руд черных и цветных металлов» (слайд №16)
8 .Работа в группах.
1-я группа. Задание: Изучить свойства железной руды. Результаты выполнения задания вы должны представить в виде минтальной карты.
2-я группа. Задание: Изучить свойства алюминия и меди . Результаты выполнения задания вы должны представить в виде минтальной карты.
3-я группа. Задание: Изучить свойства золота и серебра . Результаты выполнения задания вы должны представить в виде минтальной карты.
План создания постера
1. Название
2. Свойства
3. Применение, значение
4. Обозначение на карте. (слайд № 17)
9.Защита выполненных работ.
( От каждой группы выходит спикер и защищает свою работу, оценщик оценивает.)
10.Оценивание шкатулка с камнем- счастье . Учитель дарит каждому ученику камень счастья. Учащиеся оценивают старания своих одноклассников камнем- сердечко.
10.Домашнее задание: 1. прочитать текст стр 62-64; (слайд 18)
11.Рефлексия: И в заключение, шуточная рефлексия. Оцените себя при помощи фразеологизмов:
1) «Шевелил мозгами»
2) «Работал спустя рукава»
3) «Слушал вполуха»
4) «Хлопал ушами»
5) « Считал ворон на уроке»
(слайд №
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе
по теме «Полезные ископаемые»
Автор: Фетисова Наталья Валерьевна,
учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия № 8»
г.о. Коломна, Московской области.
Тема: «Полезные ископаемые»
Цель: сформировать понятие «полезные ископаемые», познакомить с разнообразием полезных ископаемых, со способами их добычи и использованием.
Задачи:
– развивать экологическое мышление;
– учить детей самостоятельно добывать информацию, оперировать ею;
– формировать умение ставить вопросы по изучаемому материалу; проводить на уроке рефлексию своей работы;
– формировать ключевые компетенции: информационную, проблемную и коммуникативную.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, физическая карта России, кроссворд, лупы, микроскоп, гвоздь, стаканы с водой, выставка детских поделок из глины.
Дидактические материалы: презентация учителя, коллекция полезных ископаемых, карточка инструкция по изучению свойств полезных ископаемых, таблица условных обозначений полезных ископаемых, картинки с изображением: шахтера, геолога, бурильщика, карточки с индивидуальными заданиями.
Планируемые результаты формирования УУД:
Регулятивные: умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем, устанавливать новые учебные задачи; проявлять инициативу в ученом сотрудничестве, развитие навыков контроля и самоконтроля, своевременное внесение корректив;
Познавательные: умение извлекать информацию из исследования, схем, иллюстраций, текста, фиксировать знания с помощью таблиц, делать обобщения и выводы в результате совместной работы;
Коммуникативные: умение работать в группе, слушать и понимать других; умение договариваться и приходить к общему мнению; учитывать разные мнения, эффективно сотрудничать, формулировать собственную позицию и мнение, оформлять свое мнение в устной речи, умение строить монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Предметные: учащиеся научатся различать важнейшие полезные ископаемые, объяснять их значение в экономике, осознавать значение природных богатств в хозяйствен-ной деятельности человека.
Метапредметные: принимать и сохранять учебную задачу, активно использовать речевые средства для решения познавательных задач, осуществлять поиск средств её достижения; планировать, контролировать, оценивать учебные действия; слушать собеседника и вести диалог.
Личностные: проявление познавательного интереса к новым способам действии, ценностного отношения к полезным ископаемым, способность к самооценке на основе критериев успешной деятельности.
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.
– Сегодня мы будем опять наблюдать
Выводы делать и рассуждать,
А чтобы урок пошел каждому впрок!
Активно в работу включайся, дружок!
II. Актуализация знаний.
– Ребята, давайте вспомним, какую тему мы с вами изучали на прошлом уроке? (Экономика).
– Что же такое экономика? (экос по-гречески значит «дом», номос– «закон».
Экономика-наука о рациональном ведении хозяйства).
– Какая главная задача экономики? (удовлетворение разных потребностей людей).
– Что называется потребностями? (все, что требуется людям для жизни).
– Что нужно для удовлетворения потребностей людей? (товары и услуги).
– Что такое товары? (Вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности).
– Приведите примеры товаров(продукты питания, одежда…).
– Что такое услуги? (Работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить те или иные потребности других людей).
– Приведите примеры услуг (стрижка в парикмахерской).
Карточки для индивидуальной работы во время фронтального опроса:
Если вы согласны, то поставьте знак «+», если нет, то «-».
– Мясо, хлеб, молоко даёт нам промышленность.
– Отрасль экономики, которая возводит различные постройки – это строительство.
– Все отрасли экономики тесно взаимосвязаны.
– Благодаря приобретению современного оборудования, удаётся производить больше новых товаров.
III. Целеполагание и мотивация.
– Без чего невозможнопроизводство товаров и услуг? (без использования труда людей и природных богатств).
– А что же такое богатство?
Ответы детей:
Давайте посмотрим, как определяется это слово в толковом словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова. (Богатство – это то, что содержит в себе много ценного).
– Без каких природных богатств не может существовать человек?(Воздух, вода, почва). Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле. Отгадайте, загадки и вы узнаете, что за богатства лежат у меня в шкатулке.
Игра «Угадай, что находится в шкатулке».
Он очень нужен детворе.
Он на дорожке во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)
Очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит).
Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
Он черный, блестящий,
Помощник настоящий. (Уголь)
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу. (Глина)
Покрывают им дороги,
Улицы в селениях.
А еще он есть в цементе.
Сам он — удобрение.(Известняк)
– Как вы думаете, о каких богатствах идет речь?
(о полезных ископаемых).
– Сформулируйте тему нашего урока. (Дети формулируют тему урока).
– Как вы думаете, почему их назвали ископаемыми? (добываются из-под земли).
– Почему они полезные? (служат людям).
– Теперь примените полученные знания для пояснения понятия «полезные ископаемые». Посовещайтесь в группе и попробуйте дать определение.
(Выслушиваются ответы детей).
Учитель:
– Для того чтобы сверить, отличаются ли ваши ответы от верного определения этого понятия, я предлагаю вам обратиться к учебнику на с.46.
– Богатства земных кладовых, которые люди используют в хозяйстве, называют полезными ископаемыми.
– Так какова же цель сегодняшнего урока? (Выяснить свойства полезных ископаемых, а так же как их можно добыть и где использовать).
IV. Изучение нового материала.
Первичное восприятие и осознание нового материала.
Фронтальная беседа.
Учитель.
В моей шкатулке находится еще одно полезное ископаемое. Отгадайте его название:
Без нее не побежит
Ни троллейбус, ни такси
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это? (Нефть)
Нефть – жидкое, маслянистое, горючее вещество, черного цвета, которое употребляется в качестве топлива, а также как сырьё для получения различных продуктов (керосина, бензина и т. п.).
– А еще бывают и такие полезные ископаемые.
На кухне у мамы
Помощник отличный.
Он синим цветком
Расцветает от спички (газ)
– На какие же три группы по своему состоянию делятся ископаемые? (они могут находиться в твердом, жидком и газообразном состоянии).
– На доске мы видим карту России. Посмотрите, какая она большая. А кто знает, чем богата Россия? (лесами, полями, полезными ископаемыми). Рядом с картой висит таблица обозначений некоторых полезных ископаемых. Благодаря этим обозначениям мы можем определить на карте, где какие природные богатства располагаются (дети определяют по карте расположения полезных ископаемых).
– Как добывают полезные ископаемые.
– Прочитайте в учебнике текст на с. 48.
– Как называются места, где залегают полезные ископаемые? (Месторождение.)
На доске появляется карточка со словом «месторождение».
– Назовите профессию людей, которые изучают полезные ископаемые и отыскивают их месторождения:
Проберется с молотком
К неизвестным скалам.
С каждым камешком знаком,
С каждым минералом. (Геолог)
– Да, благодаря труду геологов находятся различные ископаемые.
– Назовите профессии людей, которые добывают полезные ископаемые.
Уголь под землей найдут,
Вверх его поднимут.
Завершив тяжелый труд,
Люди каски снимут.
Их работа всем нужна
С угольком зимой страна! (Шахтеры)
Шахтер – горнорабочий, работающий в шахте.
Так же для добычи полезных ископаемых используется труд бурильщика.
Бурильщик – рабочий, производящий бурение. Он делает скважины, сверлит, пробивает почву.(На доске появляются картинки с изображением геолога, шахтера и бурильщика и карточки со словами: «геолог», «шахтер», «бурильщик».)
– Рассмотрите иллюстрации на с. 48-49.
– Какое полезное ископаемое добывают в шахте? (Каменный уголь.)
– Какие полезные ископаемые добывают в карьере? (Глину, песок, известняк, гранит.) Раньше это делали с помощью кирки и молотка, сейчас с помощью взрывов. Затем экскаваторы подбирают породу и отправляют на завод, где ее обрабатывают.
– Какие полезные ископаемые добывают из скважин? (Нефть, газ.) Самый обычный способ поиска нефти – это бурение скважин. Бурить начинают в том месте, где, по мнению геологов, должна быть нефть. И бурят до тех пор, пока из скважины не вырвется чёрный фонтан.
– Вы хорошо поработали и вам необходимо отдохнуть, чтобы продолжить исследование.
V. Физминутка.
Мы геологами станем,
Будут все гордиться нами.
Что же ждет нас впереди?
Высокая гора (показывают руками),
Бурная река т(показывают руками),
Ее мы обойдем (топают ногами),
Ее мы проплывем (плывут).
Все мы сможем, все сумеем,
И своей достигнем цели.
VI. Практическая работа.
Учитель:
– Я предлагаю вам поработать в группах: определить свойства полезных ископаемых, которые находятся на ваших столах. Выполните исследование на примере изучения свойств каменного угля.
1. Рассмотрите образец каменного угля. Определим его цвет. Имеет ли блеск?
2. Используя микроскоп или лупу, можно выяснить плотное или пористое это ископаемое.
3. Проведите ногтем по породе.
Если остался след – то порода мягкая;
Если можно поцарапать гвоздем, то он твердый;
Если нет следа от гвоздя, то очень твердый.
4.Уголь твердый, но хрупкий т.к. его можно разбить.
5.Опустив уголь в стакан с водой, мы видим, что он не растворяется в воде.
– А еще, что мы наблюдаем? (он не тонет).
– Значит уголь легче воды.
Для правильного построения своего ответа используйте карточку «Помогай-ка».
Карточка «Помогай-ка»
Рассмотрите в лупу кусочек полезного ископаемого.
Определите, в каком состоянии находится, какого цвета и из чего состоит?
Плотное или рыхлое (пористое).
Выясните на сколько прочен и тверд.
Растворяется в воде или нет.
Занесите полученные результаты в таблицу.
Каждой группе дается по 1 полезному ископаемому.
1 группа – гранит 3 группа – песок
2 группа – известняк 4 группа – глина
– Теперь вы можете приступать к работе.
На доске в виде таблицы оформляются результаты исследований.
Учитель:
– Давайте теперь сверим ваши ответы с таблицей на экране.
– Просигнальте, как вы справились с этим заданием.
Защита работ. (Заслушиваются ответы представителей от каждой группы.)
– Начнем с гранита (слайды 5-8)
1-я группа.
Если гранит рассмотреть под лупой, то можно увидеть, что это очень плотная горная порода. Он очень тверд и прочен. Цвет красный, серый. В воде он тонет и не растворяется. За высокую твердостью и прочность его используют при строительстве опор для моста и фундаментов для высокого здания. Полированный гранит украшает полы и лестницы дворцов и музеев. Именно из гранита в Санкт-Петербурге сделаны колоны Казанского собора, бортики Исаакиевского собора, а огромный камень, на котором установлен памятник Петру I, также из этой горной породы.
2-я группа.
Если известняк рассмотреть под лупой, то можно увидеть, что его частицы значительно мельче и цвет у этих частиц бывает разный: белый, желтый, серый. Известняк – твердая и прочная горная порода (слайды 9-12).Если опустить кусочек известняка в стакан воды, то мы увидим, что он утонет, значит, тяжелее воды. В воде он не растворяется.
Учитель:
Разновидностью известняка является мрамор. Рассмотрим мрамор внимательнее. Цвет его частиц может быть разным: белым, красным, серым, черным. Мрамор имеет матовый блеск, а если его сравнивать с известняком, то можно сказать, что мрамор тверже известняка. Древние греки высекали из мрамора памятники, строили храмы. Станции Московского метро отделаны этой горной породой разного цвета, известны на весь мир церкви и соборы.
3-я группа.
Песок, по которому мы ходим, – рыхлая горная порода. Цвет песка желтый, белый, серый. Он сыпучий и хорошо пропускает воду, поэтому его широко используют в строительстве автомобильных дорог и железнодорожных насыпей. Также песок применяют для изготовления цемента и бетона. Из белого кварцевого песка изготавливают стекло. Для изготовления стекла смешивают чистый кварцевый песок с содой и известью. Эту смесь помещают на 12 часов в печь 1200 градусов. За тем достают трубкой, несколько вдохов и получается пустой, прозрачный пузырь. Другими инструментами придают любую форму, остужают и получают готовое изделие.
4-я группа.
Глина – плотная горная порода, коричневого или серого цвета. При намокании она становится вязкой и пластичной, долго сохраняет свою форму при высыхании. Особенно ценится белая глина, из которой производят фаянсовую и фарфоровую посуду. Использование глины можно наблюдать на заводе «Гжель. Здесь, в цехе, скульптор придает куску глины форму. В печи, обожженные глиняные изделия, становятся твердыми и прочными. За тем их покрывают специальным раствором, который выявляет наличие трещин. Расписывают изделия серой кобальтовой краской, покрывают глазурью и помещают в печь. В печи краска приобретает синий цвет. Так же из глины изготавливают кирпичи, черепицу, игрушки.
Учитель:
– Давайте перечислим, для чего человеку нужны полезные ископаемые и где он их использует?
Дети перечисляют.
На экране появляется схема-«паучок» использования полезных ископаемых.
VII. Беседа об охране полезных ископаемых (слайд 23).
– Каждый год в нашей стране добывается огромное количество полезных ископаемых.
На образование большинства из них понадобилось миллионы лет, и у каждой из ценных пород своя особая, сложная и загадочная история. У одних история начинается в глубинах морей и океанов, озер и болот. На дне водоемов образовались торф, известняк, каменный и бурый уголь, песок и глина. У других история начинается глубоко под землей, где находится раскаленное вещество – магма. Потоки магмы при извержении вулкана могут изливаться на поверхность земли и остывать, а могут застывать в глубине земли, не доходя до поверхности.
Из магмы образовались гранит и другие полезные ископаемые. А при распаде гранита образуются песок и глина.
– Как вы думаете, почему нужно бережно использовать полезные ископаемые?
Ответы детей:
Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Их нельзя восстановить быстро, как, например, лес после вырубки.
Учитель:
– Как вы думаете, можем ли мы помочь в охране природных богатств?
Ответы детей:
-Ученые создают новые искусственные материалы (пластмасса) для замены металла и горючих полезных ископаемых.
– Топливо из каменного угля и нефти заменяют другие источники тепла.
– Люди собирают металлолом, из которого на заводах выплавляют металлы.
– Экономно использовать газовые и электрические приборы.
– Не оставлять двери в подъездах открытыми настежь.
– Следить за экономным расходованием питьевой воды, ведь ее очистка и доставка невозможна без использования полезных ископаемых.
Учитель:
– Во время взрывных работ портится почва, изменяется ландшафт местности. А на его восстановление требуется очень много времени.
VIII. Закрепление изученного материала.
Работа в парах с ноутбуками (дети выполняют тест на тему «Полезные ископаемые»)
– Давайте сверим ваши ответы с правильными ответами на доске.
– Оцените свою работу на этом этапе.
IX. Домашнее задание.
1.Учебник стр. 46-49 читать, с.50 (??)
2. Приготовьте к следующему уроку сообщение о полезном ископаемом на ваш выбор.
X. Подведение итога урока. Рефлексия.
– Наше увлекательное путешествие заканчивается.
– О чем мы говорили сегодня на уроке?
– Что же нового вы узнали, чему научились?
– Почему песок и глина – «дети» гранита, а стакан и чашка – его родные «внуки»?
– Выберите сигнальную карточку и оцените результаты своей деятельности на уроке.
Дети поднимают сигнальные карточки.
Зелёный цвет:
– Кто для себя сделал открытие?
– Кто про себя может сказать, я активно работал на уроке?
– Кому на уроке было интересно и захотелось больше узнать о полезных ископаемых?
– Кому урок подарил хорошее настроение?
– Кто не все понял по теме урока? (жёлтый цвет)
– А кому многое не понятно? (жёлтый цвет)
Вы очень хорошо потрудились, проявили смекалку, ум, любознательность.
Наш урок подошел к концу. Спасибо вам за работу.