Конспект урока полезные ископаемые ставропольского края

Конспект урока полезные ископаемые ставропольского края thumbnail

Тема занятия: Полезные ископаемые Ставропольского края.

Цель занятия: Формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся 4 класса в предметной области «Окружающий мир» по теме «Полезные ископаемые Ставропольского края». Формирование представлений учащихся о родном крае, изучение полезных ископаемых Ставропольского края, их свойств, состояний, месторождений и применение. Воспитание патриотических чувств гордости к родному краю, к месту, где ты родился и живешь.

Предметные УУД:

– Знать понятия «месторождения», «геолог», «полезные ископаемые», «тектоническая карта».

– Уметь: работать с административной и тектонической картой.

Метопредметные УУД:

Коммуникативные УУД: вести устный и письменный диалог, формирование умений работать в группах и парах

Познавательные УУД:формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать);формирование умений отличать полезные ископаемые края

Личностные УУД:Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения, гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России; чувство сопричастности и гордости за свою Малую Родину.

Оборудование: (создание подготовленной информационно – образовательной среды): ПК учителя, мультимедийное оборудование, презентация к уроку, тектоническая и административная карта края для групп, таблицы для работы в парах, смайлы, строительные и не металлические полезные ископаемые.

Ход занятия:

  1. Организационный момент:

– Здравствуйте ребята. Прежде, чем мы начнем мероприятие, мне хотелось бы узнать ваше настроение. У вас на столах лежат смайлы разных цветов, вам необходимо выбрать смайл того цвета, который соответствует вашему настроению и прикрепить себе на блузку или кофту. Синий вам грустно, желтый вам безразлично, а красный – вы веселы и бодры.

– Хочу начать со стихотворения Геннадия Фатеева:

Люблю я русскую природу:
Березки в дымке голубой,
Стада, пасущиеся всюду,
И реки с чистою водой.
Люблю лесов благоуханье
И запах скошенной травы,
И пчел роящихся жужжанье,
И шум проснувшейся листвы.
Люблю тебя, земля родная,
За то, что Родина моя!
И не найти прекрасней края,
Чем Ставропольская земля!

– Мы с вами уже знакомились с природой Ставропольского края, сегодня продолжим это знакомство. Но сначала, давайте сыграем в игру «Я знаю родной край». Вам даны три категории: водоемы, поверхности, растениеводство. Вы выбираете категорию и номер вопроса.

Водоемы:

1. Искусственное углубление на поверхности суши, заполненное водой?

2.Какие водоёмы относятся к естественным?

3. Какая река протекает в нашем селе?

4. Какой район в нашем крае имеет мировое значение?

Поверхности:

  1. Назови горы нашего края?

  2. Поверхность суши бывает?

  3. Что способствует разрастанию оврагов?

  4. Овраг – это…

А) углубление с крутыми, осыпающимися склонами, на которых нет растений;

Б) углубление с пологими, поросшими растениями склонами;

Растениеводство:

  1. Что означает слово «садоводство»?

  2. Что относится к растениеводству?

  3. Какие культуры выращивают у нас на полях?

  4. Полевое растение, из зёрен которого получают муку и пекут чёрный хлеб?

  1. Сообщение темы и цели:

– Тему нашего занятия вы узнаете, собрав ее из слов, но слова эти еще и разделились пополам. (работа в паре ПОЛЕЗ ПАЕМЫЕ ИСКО РОПОЛЬСКОГО СТАВ Я КРА НЫЕ)

– «Полезные ископаемые Ставропольского края» тема урока.

– Как вы считаете, чему мы будем учиться? (Задачи на слайде)

3. Изучение нового материала:

1. Подготовка к восприятию (беседа)

– Как можно по-другому назвать полезные ископаемые? (подземные богатства)  Подземные богатства – это синоним полезных ископаемых. 

-Как вы думаете, почему их назвали ископаемыми? (добываются из-под земли).

-Почему полезные?(служат людям).

– Карта на которой указаны месторождения полезных ископаемых называется «Тектонической».

– Как вы понимаете слово «месторождение»? (Месторождение – место, где в глубинах Земли или на её поверхности залегают полезные ископаемые).

Как называются люди, которые отыскивают месторождение? (геологи)

На тектонической карте СК есть условные обозначения – это значки с помощью которых, на карте обозначается месторождение полезных ископаемых

2. Работа в группах.

– Сейчас вам предстоит определить с помощью тектонической и административной карты в каких районах нашего края есть месторождения полезных ископаемых.

1 группа: Нефть и титано-циркониевые месторождения ;
2 группа: Нефтегазовые месторождения;
3 группа: Месторождение общераспространенных ископаемых и минеральных вод.

Микроитог.

3. Сообщения подготовленных обучающихся и работа в парах.

– Ваша задача по сообщениям ребят вместе с соседом по парте заполнять таблицу, которая лежит у вас на столе, в ней вы должны будете указать: состояние, свойство, месторождение и применение полезного ископаемого.

1. Нефть. В 1953 году недалеко от села Озек-Суат была найдена нефть, что дало возможность продолжить ее поиски. А в дальнейшем были обнаружены еще около 50 месторождений, самые крупные из которых Ачикулакское, Величаевское, Зимняя Ставка иПрасковейское. Нефть выкачивается из скважин глубиной более трех километров. Она имеет высокое качество и богата парафином.

Состояние: жидкое.

Свойства: резкий запах, масляниста.

Месторождение: Нефтекумском и Будёновском районах.

Применение: изготовление керосина, бензина для автомобилей и дизельного топлива для тракторов, а так же сырьё, используемое в химической промышленности.

2. Горючий газ. На Ставрополье газ был открыт в 1910 году. Но разведка и разработка крупных газовых месторождений – на севере Ставропольского края – началась только в середине этого века. В настоящее время большинство месторождений газа в крае выработано.

Состояние: газообразное.

Свойства: бесцветен и не имеет запаха (в том случае, если не имеет в своём составе сероводорода), он легче воздуха, горюч и взрывоопасен.

Месторождение: Андроповском  и Курском районах.

Применение: топливо используется в быту и на производстве.

3.Поваренная соль. Состояние: твердое.

Свойства: солоноватый вкус (при полнейшем отсутствии какого-либо запаха у нее) и характерный прозрачный или белый оттенок; также она имеет слабый стеклянный блеск. 

Месторождение: В озёрах Довсун  (Арзгирский район),  Птичье (Изобильненский район) и Солёное (Красногвардейский район)

Применение: пищевая добавка.

  1. Лечебные грязи: На территории Ставрополья очень много лечебных грязей. На дне озера Тамбукан, на границе Ставропольского и Кабардино-Балкарии находится крупнейшее в России месторождение лечебной грязи. Целебные свойства грязи придают разнообразные соли, газы и органические вещества, отложившиеся вместе с илом.

Состояние: твердое

Свойства: целебные

Месторождение: дноТамбуканского  (Большого) озера

Применение: грязелечение улучшает функции эндокринных желез, способствует рассасыванию спаек, рубцов, сращению костей и помогает повышению подвижности больных суставов.

  1. Минеральные воды. Край обладает уникальными запасами минеральных вод, в том числе широко известных во всем мире – «Нарзан», «Ессентуки».

При суммарных запасах минеральных вод, подготовленных для промышленного освоения в объеме 13,5 тыс. куб. метров в сутки, в настоящее время используется только около 11%

Состояние: жидкое

Свойства: целебное

Месторождение :КМВ

Применение:    В санаториях и пансионатах Кавказских Минеральных Вод лечат заболевания органов кровообращения, движения, нервную систему, кожные и другие заболевания.

  1. ФИЗМИНУТКА

  2. Закрепление изученного материала:

1. Беседа.

– Сейчас мы с вами проверим как вы заполнили таблицу полезных ископаемых. Назовите полезные ископаемые, которые имеют жидкое состояние?

– Где используется песок, гравий, гранит?

– Назовите месторождение минеральных вод?

2. Игра Филворд (слайды).

Правила разгадывания:
1. Слова не пересекаются и не образуют «крестов».
2. Слова могут изгибаться только по горизонтали и по вертикали в любые стороны.

3. Каждая буква может входить в состав только одного слова

Микроитог.

6. Итог занятия:

– Ребята, посмотри еще раз на задачи, которые мы определили в начале занятия. Чему вы научились?

– Молодцы, на все вопросы смогли ответить.

7. Рефлексия.

В начале мероприятия вы выбирали смайл своего настроения, я вам предлагаю поменять смайл, если у вас оно изменилось.

– Вижу, что у многих улучшилось настроение, значит, это занятие мы провели с пользой.

Приложение

Таблица «Полезные ископаемые»

Горючесть

коричневый легкое, масленичное

Левокумском, Нефтекумском, Будёновском районах.

Топливо, и в химическом производстве

природный газ

Гравий, песок, мрамор, известняк, глина, гранит

поваренная соль

Кварцевый песок

Лечебные грязи

Титано- цирконивый песок

Гончарная глина

Минеральная вода

Горячие воды

Источник

Тема занятия: Полезные ископаемые Ставропольского края.

Цель занятия: Формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся 4 класса в предметной области «Окружающий мир» по теме «Полезные ископаемые Ставропольского края». Формирование представлений учащихся о родном крае, изучение полезных ископаемых Ставропольского края, их свойств, состояний, месторождений и применение. Воспитание патриотических чувств гордости к родному краю, к месту, где ты родился и живешь.

Предметные УУД:

– Знать понятия «месторождения», «геолог», «полезные ископаемые», «тектоническая карта».

– Уметь: работать с административной и тектонической картой.

Метопредметные УУД:

Коммуникативные УУД: вести устный и письменный диалог, формирование умений работать в группах и парах

Познавательные УУД:формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать);формирование умений отличать полезные ископаемые края

Личностные УУД:Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения, гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России; чувство сопричастности и гордости за свою Малую Родину.

Оборудование: (создание подготовленной информационно – образовательной среды): ПК учителя, мультимедийное оборудование, презентация к уроку, тектоническая и административная карта края  для групп,  таблицы для работы в парах, смайлы, строительные  и не металлические полезные ископаемые.

Ход занятия:

  1. Организационный момент:

– Здравствуйте ребята. Прежде, чем мы начнем мероприятие, мне хотелось бы узнать ваше настроение. У вас на столах лежат смайлы разных цветов, вам необходимо выбрать смайл того цвета, который соответствует вашему настроению и прикрепить себе на блузку или кофту. Синий вам грустно, желтый вам безразлично, а красный – вы веселы и бодры.

– Хочу начать со стихотворения Геннадия Фатеева:

Люблю я русскую природу:
Березки в дымке голубой,
Стада, пасущиеся всюду,
И реки с чистою водой.
Люблю лесов благоуханье
И запах скошенной травы,
И пчел роящихся жужжанье,
И шум проснувшейся листвы.
Люблю тебя, земля родная,
За то, что Родина моя!
И не найти прекрасней края,
Чем Ставропольская земля!

– Мы с вами уже знакомились с природой Ставропольского края, сегодня продолжим это знакомство. Но сначала, давайте сыграем в игру «Я знаю родной край». Вам даны три категории: водоемы, поверхности, растениеводство. Вы выбираете категорию и номер вопроса.

Водоемы:

1. Искусственное углубление на поверхности суши, заполненное водой?

2.Какие водоёмы относятся к естественным?

3. Какая река протекает в нашем селе?

4. Какой район в нашем крае имеет мировое значение?

Поверхности:

  1. Назови горы нашего края?
  2. Поверхность суши бывает?
  3. Что способствует разрастанию оврагов?
  4. Овраг – это…

А) углубление с крутыми, осыпающимися склонами, на которых нет растений;

Б) углубление с пологими, поросшими растениями склонами;

Растениеводство:

  1. Что означает слово «садоводство»?
  2. Что относится к растениеводству?
  3. Какие культуры выращивают у нас на полях?
  4. Полевое растение, из зёрен которого получают муку и пекут чёрный хлеб?
  1. Сообщение темы и цели:

– Тему нашего занятия вы узнаете, собрав ее из слов, но слова эти еще и разделились пополам. (работа в паре ПОЛЕЗ ПАЕМЫЕ ИСКО РОПОЛЬСКОГО СТАВ Я   КРА    НЫЕ)

– «Полезные ископаемые Ставропольского края» тема урока.

– Как вы считаете, чему мы будем учиться? (Задачи на слайде)

3. Изучение нового материала:

1. Подготовка к восприятию (беседа)

– Как можно по-другому назвать полезные ископаемые? (подземные богатства)  Подземные богатства – это синоним полезных ископаемых. 

-Как вы думаете, почему их назвали ископаемыми? (добываются из-под земли).

-Почему полезные?(служат людям).

– Карта на которой указаны месторождения полезных ископаемых называется «Тектонической».

– Как вы понимаете слово «месторождение»? (Месторождение – место, где в глубинах Земли или на её поверхности залегают полезные ископаемые).

– Как называются люди, которые отыскивают месторождение? (геологи)

– На тектонической карте СК есть условные обозначения – это значки с помощью которых, на карте обозначается месторождение полезных ископаемых

2. Работа в группах.

– Сейчас вам предстоит определить с помощью тектонической и административной карты в каких районах нашего края есть месторождения полезных ископаемых.

1 группа: Нефть и титано-циркониевые месторождения ;
2 группа: Нефтегазовые месторождения;
3 группа: Месторождение общераспространенных ископаемых и минеральных вод.

Микроитог.

3. Сообщения подготовленных обучающихся и работа в парах.

– Ваша задача по сообщениям ребят вместе с соседом по парте заполнять таблицу, которая лежит у вас на столе, в ней вы должны будете указать: состояние, свойство, месторождение и применение полезного ископаемого.

1. Нефть. В 1953 году недалеко от села  Озек-Суат была найдена нефть, что дало возможность продолжить ее поиски. А в дальнейшем были обнаружены еще около 50 месторождений, самые крупные из которых Ачикулакское, Величаевское, Зимняя Ставка  иПрасковейское. Нефть выкачивается из скважин глубиной более трех километров. Она имеет высокое качество и богата парафином.

Состояние: жидкое.

Свойства: резкий запах, масляниста.

Месторождение: Нефтекумском и  Будёновском районах.

Применение: изготовление керосина, бензина для автомобилей и дизельного топлива для тракторов, а так же сырьё, используемое в химической промышленности.

2. Горючий газ. На Ставрополье  газ был открыт в 1910 году. Но разведка и разработка крупных газовых месторождений – на  севере Ставропольского края – началась только в середине этого века. В настоящее время большинство месторождений газа в крае выработано.

Состояние: газообразное.

Свойства: бесцветен и не имеет запаха (в том случае, если не имеет в своём составе сероводорода), он легче воздуха, горюч и взрывоопасен.

Месторождение: Андроповском  и Курском районах.

Применение: топливо используется в быту и на производстве.

3.Поваренная соль. Состояние: твердое.

Свойства: солоноватый вкус (при полнейшем отсутствии какого-либо запаха у нее) и характерный прозрачный или белый оттенок; также она имеет слабый стеклянный блеск. 

Месторождение: В озёрах Довсун  (Арзгирский район),  Птичье (Изобильненский район) и Солёное (Красногвардейский район)

Применение:  пищевая добавка.

  1. Лечебные грязи: На территории Ставрополья очень много лечебных грязей.  На дне озера  Тамбукан, на границе Ставропольского и Кабардино-Балкарии  находится крупнейшее в России месторождение лечебной грязи. Целебные свойства грязи придают разнообразные соли, газы и органические вещества, отложившиеся вместе с илом.

Состояние: твердое

Свойства: целебные

Месторождение: дноТамбуканского  (Большого) озера

Применение: грязелечение улучшает функции эндокринных желез, способствует рассасыванию спаек, рубцов, сращению костей и помогает повышению подвижности больных суставов.

  1. Минеральные воды. Край обладает уникальными запасами минеральных вод, в том числе широко известных во всем мире – «Нарзан», «Ессентуки».

При суммарных запасах минеральных вод, подготовленных для промышленного освоения в объеме 13,5 тыс. куб. метров в сутки, в настоящее время используется только около 11%

Состояние: жидкое

Свойства: целебное

Месторождение :КМВ

Применение:    В санаториях и пансионатах Кавказских Минеральных Вод лечат заболевания органов кровообращения, движения, нервную систему, кожные и другие заболевания.

  1. ФИЗМИНУТКА
  2. Закрепление изученного материала:

1. Беседа.

– Сейчас мы с вами проверим как вы заполнили таблицу полезных ископаемых. Назовите полезные ископаемые, которые имеют жидкое состояние?

– Где используется песок, гравий, гранит?

– Назовите месторождение минеральных вод?

2. Игра Филворд (слайды).

Правила разгадывания:
1. Слова не пересекаются и не образуют «крестов».
2. Слова могут изгибаться только по горизонтали и по вертикали в любые стороны.

3. Каждая буква может входить в   состав только одного слова

Микроитог.

6.  Итог занятия:

– Ребята, посмотри еще раз на задачи, которые мы определили в начале занятия. Чему вы научились?

– Молодцы, на все вопросы смогли ответить.

7. Рефлексия.

В начале мероприятия вы выбирали смайл своего настроения, я вам предлагаю поменять смайл, если у вас оно изменилось.

– Вижу, что  у многих улучшилось настроение, значит, это занятие мы провели с пользой.

Приложение

Таблица «Полезные ископаемые»

Название

Состояние

Основные свойства

Месторождение

Где используются

нефть

Жидкое

Горючесть

коричневый легкое, масленичное

Левокумском, Нефтекумском, Будёновском районах.

Топливо, и в химическом производстве

природный газ

Гравий, песок, мрамор, известняк, глина, гранит

поваренная соль

Кварцевый песок

Лечебные грязи

Титано- цирконивый песок

Гончарная глина

Минеральная вода

Горячие воды

Источник

Тема. ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ.

ЦЕЛИ: познакомить с основными видами полезных ископаемых Старопольского края, с их распространением по территории края, научить составлять схему распространения полезных ископаемых по территории края.

ОБОРУДОВАНИЕ: физическая карта России, физическая карта Ставропольского края, карта полезных ископаемых СК, контуры СК, раздаточный материал (таблицы, схемы), цветные карандаши.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Ребята, сегодня мы будем работать с вами в группах, надеюсь на ваше дружное сотрудничество.

А сейчас повернитесь в группах друг другу улыбнитесь, пожелайте друг другу удаче и скажите каждому что-то хорошее о нём.

  1. Повторение домашнего задания.

  • Ребята, давайте вспомним какой материал, мы изучили на прошлом уроке?

  • Каковы особенности рельефа Ставропольского края?

  • Найдите и подпишите у себя на контуре, где находятся низменности, возвышенности, предгорные возвышенные равнины и горы. Покажите с помощью послойной окраски эти территории.

  • А какие горы называются лакколитами, и в какой части края они находятся?

  • Какая из команд больше назовет таких гор(2минуты).

  • Назовите самую высокую и живописную из них. (Бештау 1401м)

  • А, какая из команд нам назовёт высшую точку Ставропольской возвышенности (831м). Какой мы можем сделать вывод?

Рельеф Ставрополья разнообразен и делится по абсолютным высотам на низменный (менее200м), возвышенный (200-500м)и горный (более 500м). Огромными ступенями поверхность Ставропольского края спускается с юга на север – от гор Большого Кавказа через предгорья к Предкавказской равнине (см. настенную физическую карту СК).

3.Работа над новым материалом

Ребята, давайте вместе сформулируем тему нашего урока. Как вы думаете, какую тему будет логично рассмотреть?

Верно, нам интересно узнать, какими полезными ископаемыми богат наш край.

А какие цели мы поставим, чтобы изучить полезные ископаемые?

Верно: познакомиться с основными видами полезных ископаемых Ставропольского края, с распространением их по территории края, научиться составлять схему распространения полезных ископаемых по территории края.

Слайд №11

Главные полезные ископаемые

В Ставропольском крае-

нефть,

природный газ,

поваренная соль,

строительные материалы,

подземные воды.

Кроме того, имеются месторождения редких и радиоктивных металлов

Используя раздаточный материал , карты и статью о полезных ископаемых СК давайте определим расположение полезных ископаемых в крае

Слайд №12

Нефть в СК была найдена в1953году на востоке края, а горючий газ в 1910 на Савропольской возвышенности ,Покажите значками эти районы у себя на контуре.

Поваренная соль добывается на некоторых солёных озёрах(Птичьем, Довсун,Солёном и др.), расположенных на низменных территориях края.

В нашем крае разрабатываются множество месторождений строительных материалов- камня, песков, глин, известняков и песчанно-гравийных смесей.

Одним из главных природных богатств края являются минеральные воды. Их целебные свойства принесли мировую известность городам курортам КМВ.

На дне о.Тамбукан на границе СК и Кабардино-балкарии находится крупнейшее в России месторождение лечебной грязи.

В горах Бештау и Бык в середине XX века добывались урановые руды.

В неогеновых песках отложенных Сарматским морем, вблизи сел Бешпагир и Грачёвского в повышенных количествах встречаются минералы едких металлов-циркония и титина.

ИТОГ

Давайте посмотрим, какие у нас получились проекты.

Какие можно сделать выводы?

На равнинах осадочного происхождения полезные ископаемые, а в горах рудные

РЕФЛЕКСИЯ

Что нового узнали для себя?

Что вам показалось сложным?

Что было на ваш взгляд наиболее интересным и познавательным?

Д.З.с.30-35 по Савельевой.

Спасибо за урок.

Источник