Конспект урока полезные ископаемые презентация 3 класс
Тема: Полезные ископаемые.
1. Сформировать представление учащихся о полезных ископаемых, их свойствах, использовании.
2. Познакомить с разнообразием полезных ископаемых и областями их добычи, применения.
3. Раскрыть значение полезных ископаемых для человека, важность их роли в экономике страны.
4. Развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать.
Оборудование: коллекция полезных ископаемых.
I. Организационный момент. Проверка домашнего задания.
Рабочая тетрадь на печатной основе с. 25№3,4.
Слайд1
II. Сообщение темы и целей урока.
-Отгадайте загадки:
1.Он очень прочен и упруг,
Строителям -надёжный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы будут и заметны. (Гранит)
2.Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел)
3.Он очень нужен детворе
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)
4.На кухне у мамы
Помощник отличный.
Он синим цветком
Расцветает от спички. (Газ)
5.Без неё не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета
Отгадайте, что же это? (Нефть)
6. Оно варилось долго
В доменной печи,
На славу получились
Ножницы, ключи. (Руда)
7.Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу-
Она понадобится сразу. (Глина)
8.Покрыают им дороги,
Улицы в селении,
А ещё он есть в цементе.
Сам он удобрение. (Известняк)
9. Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением. (Торф).
10.Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Уголь).
Отгадки демонстрируются образцами из коллекции минералов.
-Как назвать все эти отгадки?
– Тема нашего сегодняшнего урока «Полезные ископаемые»
На доске и в тетрадях тема: «Полезные ископаемые».
Слайд 2
III. Работа по теме урока.
-В мире существует много полезных ископаемых. Что вы предлагаете отнести к полезным ископаемым?
-Попробуйте сформулировать понятие полезные ископаемые.
Слайд 3-7
Железная руда. Свойства, цвет, использование.
Слайд 8-10
Нефть
Нефть занимает ведущее место в мировом топливно-энергетическом балансе. В связи с быстрым развитием в мире химической и нефтехимической промышленности потребность в нефти увеличивается не только с целью повышения выработки топлив и масел, но и как источника ценного сырья для производства синтетических каучуков и волокон, пластмасс, красителей и др.
Во что превратилась бы наша цивилизация, если бы человечество вдруг лишилось черного золота?
В первую очередь, нам пришлось бы отказаться от автомобиля — ведь бензин, без которого «железный конь» не смог бы бегать, делают из нефти. Да и не только он — практически любое современное транспортное средство, за исключением электрических, использует в качестве топлива продукты нефтепереработки. Автомобилям, мотоциклам нужен бензин, самолетам — авиабензин или керосин, тракторам, комбайнам — дизельное топливо, кораблям — мазут. Привычным асфальтированным шоссе в мире без нефти тоже не будет места, потому что асфальт делают из остатков, образующихся при ее перегонке. Так что вместо скоростных магистралей с мчащимися по ним автомобилями в мире без нефти будут расхлябанные проселки без асфальтового покрытия, ездить по которым придется на телеге с запряженной в нее лошадью.
Из нефти делают типографские краски — значит, без нефти не будет журналов, газет, книг. Кино бы у нас тоже не стало бы, поскольку не стало бы фото- и кинопленки, их ведь тоже делают из нефти. Да и на цифровые носители ничего записать бы не получилось, так как и они — продукт переработки нефти. Мир без книг, газет, журналов, телевидения, фотографии — вот что такое мир без нефти.
Для современных модниц отсутствие нефти тоже стало бы ударом. Она активно используется при изготовлении косметики и парфюмерии, так что пришлось бы сказать «прощай» губной помаде, туши для ресниц, туалетной воде, модным краскам для волос. Капроновые колготки, эластичное белье, шубки из искусственного меха, модные куртки из нейлона и других синтетических тканей — все это тоже исчезло бы с витрин магазинов.
Да и в повседневном быту современный человек просто шагу не ступит без нефти! Нефть — это пластиковые бутылки и полиэтиленовые пакеты, прочно вошедшие в наш обиход, хозяйственные сумки, нитки, леска, пластилин. И, наконец, это различные пластмассы, из которых производят мебель, бытовую технику, компьютеры и многое другое. Современный мир — это мир, созданный из нефти в самом прямом смысле слова.
Слайд 11-13
Гранит
Гранит является одной из самых плотных, твердых и прочных пород. Используется в строительстве в качестве облицовочного материала. Кроме того, гранит имеет низкое водопоглощение и высокую устойчивость к морозу и загрязнениям. Вот почему он оптимален для мощения как внутри помещения, так и снаружи. В интерьере гранит применяется также для отделки стен, лестниц, создания столешниц и колонн.
Слайд 14-15
Каменный уголь
Способ добычи угля зависит от глубины его залегания. Разработка ведется открытым способом в угольных разрезах, если глубина залегания угольного пласта не превышает 100 метров. Нередки и такие случаи, когда при все большем углублении угольного карьера далее выгодно вести разработку угольного месторождения подземным способом. Для извлечения угля с больших глубин используются шахты. Самые глубокие шахты на территории Российской Федерации добывают уголь с уровня чуть более 1200 метров.
Применение каменного угля многообразно. Он используется как бытовое, энергетическое топливо, сырье для металлургической и химической промышленности. Очень перспективным является сжижение угля с образованием жидкого топлива. Для производства 1т нефти расходуется 2-3т каменного угля, ЮАР практически полностью обеспечивала себя топливом за счёт этой технологии. Из каменных углей получают искусственный графит. Уголь используется также к качестве поделочного камня. Хрупкий, блестящий на солнце каменный уголь не каждому подвластен.
Слайд 16-18
Известняк
Осадочная горная порода органического, происхождения. состоит преимущественно из раковин морских животных и их обломков ракушечника. Входящие в состав известняка вещества способны хотя и в малых количествах, но растворяться в воде. Разлагаясь способствует образованию карстовых пещер, а также на больших глубинах под действием глубинного тепла земли, даёт источник газа для минеральных вод.
Известняк широко применялся в качестве строительного материала, мелкозернистые разновидности использовали для создания скульптур.
Обжиг известняка даёт негашёную известь – древний вяжущий материал, до сего времени применяемый в строительстве.
Слайд 19- 22
Глина
В смеси с водой глина образует тестообразную массу, пригодную для дальнейшей обработки. В зависимости от места происхождения природное сырьё имеет существенные различия. Одно можно использовать в чистом виде, другое необходимо просеивать и смешивать, чтобы получить материал, пригодный для изготовления различных изделий.
Техническая керамика – большая группа керамических изделий и материалов, получаемых термической обработкой массы заданного химического состава из минерального сырья и других сырьевых материалов высокого качества, которые имеют необходимую прочность, электрические свойства
Производство цемента
Глина используется в медицине, например, глина входит в состав некоторых лечебных мазей, противодиарейных средств
В косметике глина является основой масок, некоторых мазей.
Лечебные глины и грязи широко используются в курортолечении кожных, гинекологических болезней, заболеваний опорно-двигательного аппарата
Белая глина может использоваться в качестве противоядия благодоря своим сорбентным свойствам (попугаи ара известны тем, что они едят глину как противоядие к ядовитым косточкам, которые они очень любят).
Слайд 23
Проверь себя.
Работа в рабочей тетради на печатной основе с. 26№2,3,5.
Д/з стр.27 №4,6.
Конспект урока
Предмет: окружающий мир
Класс: 3
Программное обеспечение:курс «Окружающий мир» для 3 класса общеобразовательных учреждений авторов И. В. Потапова, Г. Г. Ивченковой, Е. В. Саплиной, А. И. Саплина УМК «Планета знаний»
Тема: Полезные ископаемые (глина, песок, известняк, гранит).
Цель: организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о полезных ископаемых и их основных свойствах.
Задачи урока:
1. Дать понятие о полезных ископаемых, о месторождении;
2.Познакомить со свойствами песка, глины, гранита, известняка .
3. Формировать общеучебные умения: ставить и решать учебную задачу, сравнивать, обобщать результаты наблюдения, давать оценку своей работы; умение работать с учебником, с таблицей;
4.Формировать умение работать в парах, развивать коммуникативные навыки.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
1) знать о значении камней в жизни человека;
2) вызвать интерес к изучению новой темы;
3) расширение кругозора учащихся.
Метапредметные результаты (регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД):
уметь добывать новые знания, используя свой жизненный опыт, исследовательские наблюдения, использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о подземных богатствах, составлять рассказ по результатам;
формировать готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; уметь различать объекты природы и предметы, созданные человеком.
Предметные результаты:
1) формирование уважительного отношения к природным богатствам нашей страны;
2) развитие представлений о форме, размерах, цвете предметов; учить различать образцы полезных ископаемых;
3) формирование понятия «полезные ископаемые», освоение знаний о свойствах полезных ископаемых.
Оборудование: презентация, образцы полезных ископаемых (глины, известняка, песка, гранита), стаканы, воронки, цветной песок, столовый уксус,
Технологическая карта урока
1.Организационный момент.
Цель: организация внимания школьников, проверка готовности класса к уроку.
Проверяет готовность учащихся к уроку.
Проверяют свою готовность к уроку
Быстрое включение учащихся в деятельность
2. Актуализация знаний
Цель: актуализация изученных способов действий.
Наш урок мы начнем с повторения.
– Вспомните, какую тему мы начали изучать на прошлом уроке?
Вспомним материал прошлого урока в форме игры «Верно – неверно» (карта№1)
Различные вещества, которые залегают на поверхности и в толще Земли большими массами, называют горными породами.
Горные породы залегают только в горах.
Горные породы состоят из минералов.
Минералы встречаются только в твёрдом состоянии.
Дерево, глина, гранит, песок, кварц – это горные породы.
Вода – горная порода.
Самопроверка домашнего задания.
Приём «Верно – неверно».
Учащиеся ставят «+» или «-» напротив высказываний
Фронтальная проверка с помощью интерактивной доски.
Оценивание
Взаимодействуют с учителем во время фронтальной работы.
Контролируют правильность ответов.
3. Самоопределение к деятельности
Цель: формирование способности формулировать учебную задачу.
3.1 Создание проблемной ситуации
В уральских сказах нашего земляка П. П. Бажова рассказывается о Хозяйке Медной горы — хранительнице драгоценных пород и камней, иногда предстает она перед людьми в виде прекрасной женщины, а порой — в виде ящерицы. Эта загадочная, а порой опасная, Хозяйка Медной горы хранит много своих тайн. Хотите узнать разгадать тайны сокровищ Хозяйки Медной горы?
Учитель достает из шкатулки кусочек глины и песок, известняк и гранит.
– Что же это за сокровище? Оно блестит? (Нет). Переливается? (Нет). Можно сказать, что они красивые? (Ответы детей). Это урок нам покажет можно ли считать эти горные породы и минералы сокровищем.
Можем ли мы отнести эти горные породы к полезным ископаемым?
3.2. Формулирование цели и учебных задач урока.
Работа в карте №2
Запишите в 1 столбик, что вам известно о полезных ископаемых. А во 2 – й столбик, что вы бы хотели о них узнать.
Проверка записей – определение темы и задач урока.
Учащиеся заполняют карты (ЗХУ), определяют задачи урока
1.Что такое полезные ископаемые?
2. Какие горные породы и минералы можно отнести к полезным ископаемым?
3. Какими свойствами обладают некоторые полезные ископаемые?
Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве.
Самостоятельное выдвижение гипотезы и ее обоснование с опорой на жизненный опыт.
Умение использовать знания в нестандартной ситуации.
Умение формулировать учебную задачу.
Выделение существенной информации и ее обоснование.
4. Открытие нового знания.
Цель: изучение свойств полезных ископаемых
Как вы думаете, чтотакое полезные ископаемые?
Предлагаю проверить ваши версии в учебнике
с. 60, 1 абзац.
Что такое месторождение полезных ископаемых?
Практическая работа (Работа в группах.)
Теперь вернёмся к сокровищам Хозяйки Медной горы. Вам предстоит доказать полезные свойства некоторых полезных ископаемых.
Вы будете работать в группах. Каждая группа – это опытная лаборатория.
Давайте повторим правила работы в группе.
1группа
Определить цвет, структуру, наличие запаха (в сухом и влажном состоянии) у песка и глины.
Результат исследования запишите в таблицу рабочей тетради с.25, №58.
2 группа
Проверьте способность песка и глины пропускать воду. Для этого проделайте опыт.
Результат исследования запишите в таблицу рабочей тетради с.25, №58.
3 группа
Проверьте вязкость песка и глины. Для этого из мокрого песка и мокрой глины скатайте шарики.
Проверьте, что лучше сохраняет форму?
Результат исследования запишите в таблицу рабочей тетради с.25, №58.
4 группа
Определите цвет, структуру и запах известняка и гранита.
Результат исследования запишите в таблицу рабочей тетради с.25, №58.
5 группа
Определите прочность известняка и гранита (ударьте молотком по граниту и известняку, предварительно заверните их в кусок ткани).
Результат исследования запишите в таблицу рабочей тетради с.25, №58.
6 группа
Проверьте, пропускают ли известняк и гранит воду.
Результат исследования запишите в таблицу рабочей тетради с.25, №58.
Ответы, предположения детей
Полезные ископаемые – это горные породы, которые люди добывают из различных слоёв Земли. Они необходимы для жизни и деятельности людей.
Места, где полезные ископаемые залегают в больших количествах.
Выполняют опыты по инструкции и результаты заносят в таблицу (р.т.с.25.
58)
Каждая группа выступая, заносит результат в общую таблицу на ИД, а учащиеся – в тетради.
Сравним свойства песка и глины , гранита и известняка.
Назовите похожие свойства, отметьте, чем различаются эти полезные ископаемые.
Умение строить понятные для собеседника высказывания.
Умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Умение формулировать собственное мнение.
Контролируют правильность выбранных доказательств и их обоснование.
Оценивают правильность выдвигаемой гипотезы
Умение дополнять и уточнять высказанное мнение.
5.Физ.минутка.
6.Усвоение и закрепление новых знаний
Цель: обеспечение максимального осмысления материала через проведение творческой работы
Теперь, зная свойства гранита, известняка, песка и глины, можете ответить, являются ли эти ископаемые полезными или нет.
Где используется гранит, известняк? (слайды)
Какие свойства гранита и известняка используют люди в своей деятельности?
Творческое задание группам.
1-3 группы постараются вылепить из куска глины предмет посуды (чашку).
– Какое свойство глины помогло вам выполнить задание?
4-6 группы с помощью песка и клея создадут коллективное панно.
– Какое свойство песка помогло вам выполнить задание?
Гранит, известняк, песок и глина полезные – это ископаемые?
Отвечают на вопросы, делая выводы по слайдам.
Выполняют творческое задание
Участвуют в обсуждении выбора нужной информации
Умение формулировать собственное мнение.
Анализ результатов жизненного опыта
Приходят к собственному мнению в процессе совместной деятельности
В ходе выполнения заданий осуществляют самоконтроль
7.Контроль и самоконтроль знаний и способов действий
Проверьте себя. Самостоятельно выполните задание. Затем проверим.
На ИД появляются правильные варианты ответа.
Дети самостоятельно выполняют задание.
Найдите ошибку.
гранит сыпучий, из крупинок,
хорошо пропускает воду
песок состоит из песчинок, прочный, не имеет запаха,
не пропускает воду
глина прочный, если капнуть уксусом, то послышится шипение.
известняк пластичная, сырая имеет запах.
(Один ребенок выполняет такую работу у доски, остальные проверяют с места.)
оценивание
Построение логических рассуждений, включающих установление причинно- следственных связей.
8.Подведение итогов. Рефлексия.
Цель: Инициировать психо – эмоциональное состояние путем создания «ситуации успеха».
Вернитесь к карте №2 и заполните 3 столбик (что узнали на уроке о полезных ископаемых)
Расскажите, что нового узнали на уроке?
Заполняют 3 столбик в картах №2 (ЗХУ)
Устно подводят итоги.
Развитие у школьников способности к оценочным действиям.
9.Домашнее задание.
С. 61 – 62 пересказ, р.т. с.24, №56,57
Приложение
Карта № 1
Определите верное или неверное утверждение. Поставьте напротив «+» или «-»
1. Различные вещества, которые залегают на поверхности и в толще Земли большими массами, называют горными породами.
2. Горные породы залегают только в горах.
3. Горные породы состоят из минералов.
4. Минералы встречаются только в твёрдом состоянии.
5. Дерево, глина, гранит, песок, кварц – это горные породы.
6. Вода – горная порода.
Карта № 1
Определите верное или неверное утверждение. Поставьте напротив «+» или «-»
1. Различные вещества, которые залегают на поверхности и в толще Земли большими массами, называют горными породами.
2. Горные породы залегают только в горах.
3. Горные породы состоят из минералов.
4. Минералы встречаются только в твёрдом состоянии.
5. Дерево, глина, гранит, песок, кварц – это горные породы.
6. Вода – горная порода.
Карта № 1
Определите верное или неверное утверждение. Поставьте напротив «+» или «-»
1. Различные вещества, которые залегают на поверхности и в толще Земли большими массами, называют горными породами.
2. Горные породы залегают только в горах.
3. Горные породы состоят из минералов.
4. Минералы встречаются только в твёрдом состоянии.
5. Дерево, глина, гранит, песок, кварц – это горные породы.
6. Вода – горная порода.
Карта № 1
Определите верное или неверное утверждение. Поставьте напротив «+» или «-»
1. Различные вещества, которые залегают на поверхности и в толще Земли большими массами, называют горными породами.
2. Горные породы залегают только в горах.
3. Горные породы состоят из минералов.
4. Минералы встречаются только в твёрдом состоянии.
5. Дерево, глина, гранит, песок, кварц – это горные породы.
6. Вода – горная порода.
Карта №2 Карта №2
Карта №2 Карта №2
1группа
Определите цвет, структуру, наличие запаха (в сухом и влажном состоянии) у песка и глины.
1.Рассмотрите песок и глину, определите цвет и состояние (твёрдое, жидкое, газообразное).
2.Понюхайте сухую глину и песок. Слегка смочите их водой. Сравните запах.
Сделайте вывод.
Результат исследования запишите в таблицу рабочей тетради с.25, №58.
2 группа
Проверьте способность песка и глины пропускать воду. Для этого проделайте опыт.
Возьмите два стакана, поместите в них воронки. В воронки положите вату. В одну воронку насыпьте песок, в другую –
размельчённую глину. Налейте одновременно в стаканы одинаковое количество воды.
Сделайте вывод.
Результат исследования запишите в таблицу рабочей тетради с.25, №58.
3 группа
Проверьте вязкость песка и глины.
Для этого из мокрого песка и мокрой глины скатайте шарики.
Проверьте, что лучше сохраняет форму?
Сделайте вывод.
Результат исследования запишите в таблицу рабочей тетради с.25, №58
4 группа
Определите цвет, структуру и запах известняка и гранита.
Сделайте вывод.
Результат исследования запишите в таблицу рабочей тетради с.25, №58.
5 группа
Определите прочность известняка и гранита
Ударьте молотком по граниту и известняку, предварительно заверните их в кусок ткани.
Сделайте вывод.
Результат исследования запишите в таблицу рабочей тетради с.25, №58.
6 группа
Проверьте, пропускают ли известняк и гранит воду.
Возьмите два стакана, поместите в них воронки. В воронки положите вату. В одну воронку поместите известняк, в другую – гранит. Налейте одновременно в стаканы одинаковое количество воды.
Результат исследования запишите в таблицу рабочей тетради с.25, №58.
Сделайте вывод.