Конспект урока полезные ископаемые красноярского края

Конспект урока полезные ископаемые красноярского края thumbnail

Тема урока. Полезные ископаемые края.

Цель. Обобщение и систематизация знаний учащихся.

Вид. Обобщающий.

Тип. Комбинированный с использованием ИКТ (компьютерная презентация).

Оборудование: компьютер, проектор, дидактические материалы для учащихся: контурные карты, тексты, коллекции горных пород.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Обобщение изученного материала

1. Выступление учащегося со стихотворением К. Лисовского.

«…..А какие тут дивные весны!
А какие тут звонкие сосны!
Тихо кедры мохнатые дремлют,
Разбежались цветы по увалам.
Поглядишь – и поверишь: на землю
Словно радуга с неба упала.
А какая тайга вековая,
А какие тут горные цепи,
А какие—от края до края-
Медуницей пропахшие степи!
Воздух чище воды родниковой,
Только выйдешь в просторы— и сразу
Пьешь и пьешь его жадно, готовый
Пить еще и еще, до отказа.

Всем Сибирь и щедра и богата!
Здесь для юности край непочатый….
Впрочем, что убеждать вас стихами?
Приезжайте….   Увидите сами!

2. Слово учителя. Ребята, сегодня закрепляем материал по теме: «Полезные ископаемые нашего края». Сегодня к нам приехали необычные гости. А кто они вы должны будите определить сами.

3. Выступления учащихся, представляющих полезные ископаемые разных групп. Остальные учащиеся определяют эти полезные ископаемые.

Уголь. Я черен, как ворон, а грею как солнце. Наш край богат моими запасами. Мой знак……, бываю бурым и каменным.

Железо. Я притягиваю к себе магнит. Встречаюсь на юге края. Без меня не сможет работать ни одна машина.

Мрамор. А мною выстланы полы у вас на 1-2 этажах и лестницы в театрах. Бываю разного цвета, но очень твердый.

После каждого выступления учитель демонстрирует компьютерную Презентацию. (См. Приложение 1. Данное приложение можно получить у автора статьи.)

4. Работа учащихся в группах. Каждая группа получает тексты и задания к ним.

Прочитать текст и выполнить следующие задания

1 группа – выбрать из текста признаки своей группы магматических полезных ископаемых.

2 группа – выбрать из текста признаки своей группы осадочных полезных ископаемых.

3 группа – выбрать из текста признаки своей группы метаморфических полезных ископаемых.

4 группа – описание способов добычи полезных ископаемых.

5 группа – описание видов использования полезных ископаемых.

Полезные ископаемые – это природные продукты, которые приносят пользу. Они могут быть в недрах земли, и тогда приходится добывать их шахтным способом, или лежат на небольшой глубине, и тогда экономнее их извлекать открытым способом – карьерами.

Полезные ископаемые различны по происхождению. Они могут быть магматические. Осадочные и метаморфические.

Магматические породы находятся в недрах земли и представлены веществами магмы. Это рудные ископаемые, железо – Ирбинский рудник, Приангарье.

Осадочные полезные ископаемые имеют органическое происхождение, образуются из останков растений и животных. К ним относятся мел, уголь, нефть,газ. В крае это Канско–Ачинский угольный бассейн, Минусинский, Таймырский.

Под влиянием высокого давления и температуры породы могут изменяться, и тогда образуются метаморфические породы – графит, мрамор, гнейс. В крае они встречаются: соль – Тасеевский район – Троицкий солеваренный завод.

В зависимости от свойств полезные ископаемые используются в металлургии, топливной и химической промышленности, сельском хозяйстве и строительстве.

5. Отчет групп.

6. Практическая работа на контурных картах, с использованием компьютерной презентации.

Учащиеся отмечают на своих картах месторождения полезных ископаемых согласно карте в презентации (см. Приложение 2).

7. Индивидуальная работа учащихся с тестом (см. Приложение 3).

III. Рефлексия

Учащиеся заполняют таблицу.

Ф.И. учащегося ______________________

Основные понятия по теме

Интересные сведения

Источник

Инфоурок

Другое
›Презентации›Презентация “Полезные ископаемые Красноярского края”

«Полезные ископаемые Красноярского края» МБОУ «Гимназия №7» г.Норильск Учител...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

«Полезные ископаемые Красноярского края» МБОУ «Гимназия №7» г.Норильск Учител

Описание слайда:

«Полезные ископаемые Красноярского края» МБОУ «Гимназия №7» г.Норильск Учитель химии Вотинцева Т.А.

2 слайд

Географическое расположение Красноярский край расположен в Центральной Сибири

Описание слайда:

Географическое расположение Красноярский край расположен в Центральной Сибири. Занимает 13,86 % территории России. Красноярский край расположен в бассейне реки Енисей. На севере край омывается водами двух морей Северного Ледовитого океана — Карским морем и морем Лаптевых.

3 слайд

Полезные ископаемые В крае сосредоточено более 95 % российских запасов никеля

Описание слайда:

Полезные ископаемые В крае сосредоточено более 95 % российских запасов никеля и платиноидов; Более 20 % золота; Значительные запасы кобальта; нефелиновых руд, магнезитов, исландского шпата, тонких кварцевых песков, тугоплавких глин, графита, 63 вида промышленных металлов и других полезных ископаемых.

4 слайд

Никель Ни́кель — металл, химический элемент с атомным номером 28 в периодичес

Описание слайда:

Никель Ни́кель — металл, химический элемент с атомным номером 28 в периодической системе Менделеева, обозначается символом Ni; Металлический никель имеет серебристый цвет с желтоватым оттенком, очень тверд; Никель является основой большинства суперсплавов — жаропрочных материалов, применяемых в аэрокосмической промышленности.

5 слайд

Платина Платина — 78 элемент периодической таблицы, атомная масса 195,08, бла

Описание слайда:

Платина Платина — 78 элемент периодической таблицы, атомная масса 195,08, благородный металл серо-стального цвета. Платина, золото и серебро — основные металлы, из которых делают монеты Однако платину стали использовать для изготовления монет на несколько тысячелетий позже золота и серебра. Отчасти из-за высокой температуры плавления.

6 слайд

Золото Зо́лото — 79-й элемент периодической системы элементов, благородный ме

Описание слайда:

Золото Зо́лото — 79-й элемент периодической системы элементов, благородный металл жёлтого цвета. Для золота характерна самородная форма.

7 слайд

Золото в промышленности Золото незаменимо как материал для электрических конт

Описание слайда:

Золото в промышленности Золото незаменимо как материал для электрических контактов. Золото используется в качестве покрытия зеркал, в качестве специальной оболочки в нейтронной бомбе. Золотые припои очень хорошо смачивают различные металлические поверхности и применяются при пайке металлов. Золочение металлов широко используется в качестве метода защиты от коррозии.

8 слайд

Кобальт Руда, содержащая кобальт, получила у горняков имя горного духа Коболь

Описание слайда:

Кобальт Руда, содержащая кобальт, получила у горняков имя горного духа Кобольда; Кобальт — ферромагнетик ; Кобальтат лития применяется в качестве высокоэффективного положительного электрода для производства литиевых аккумуляторов.

9 слайд

Свинец Свинец — химический элемент, ковкий, сравнительно легкоплавкий металл

Описание слайда:

Свинец Свинец — химический элемент, ковкий, сравнительно легкоплавкий металл серого цвета. Нитрат свинца применяется для производства мощных смесевых взрывчатых веществ. Свинец применяют также в химических источниках тока.

10 слайд

Редкоземельные элементы Ре́дкие зе́мли — группа из 17 элементов, включающая л

Описание слайда:

Редкоземельные элементы Ре́дкие зе́мли — группа из 17 элементов, включающая лантан, скандий, иттрий и лантаноиды. Все эти элементы — металлы серебристо-белого цвета, притом все имеют сходные химические свойства.

11 слайд

Нефелин Нефелин — породообразующий минерал. Используют в производстве алюмини

Описание слайда:

Нефелин Нефелин — породообразующий минерал. Используют в производстве алюминия, соды, в стекольной, кожевенной промышленности. В больших количествах получается в качестве отхода при добыче апатита.

12 слайд

Магнезит Магнезит — минерал, карбонат магния. Цвет — белый, желтоватый, серый

Описание слайда:

Магнезит Магнезит — минерал, карбонат магния. Цвет — белый, желтоватый, серый, хрупок. Магнезит используют в основном для производства огнеупоров и вяжущих материалов, в химической промышленности. Назван в честь области Магнесия, где был впервые обнаружен.

13 слайд

Кварц Кварц — один из самых рапространённых минералов в земной коре, Ценное м

Описание слайда:

Кварц Кварц — один из самых рапространённых минералов в земной коре, Ценное минеральное сырьё: используется в оптических приборах, В генераторах ультразвука, в телефонной и радиоаппаратуре. В больших количествах потребляется стекольной и керамической промышленностью (горный хрусталь и чистый кварцевый песок) Многие разновидности используются в ювелирном деле.

14 слайд

Уголь, нефть, газ В Красноярском крае сосредоточено около 70% российских запа

Описание слайда:

Уголь, нефть, газ В Красноярском крае сосредоточено около 70% российских запасов угля, т. е. примерно 20% мировых запасов. Масштабная угледобыча ведётся в Канско-Ачинском бассейне, значительный Тунгусский каменноугольный бассейн, нефтегазовые месторождения Юрубченского блока, крупное Ванкорское нефтегазовое месторождение. В крае открыто 25 месторождений нефти и газа.

15 слайд

Уголь У́голь был первым из используемых человеком видов ископаемого топлива.

Описание слайда:

Уголь У́голь был первым из используемых человеком видов ископаемого топлива.

16 слайд

Заключение В данной презентации охвачены лишь наиболее известные полезные иск

Описание слайда:

Заключение В данной презентации охвачены лишь наиболее известные полезные ископаемые. Всего в Красноярском крае обнаружено более 10 тысяч месторождений различных полезных ископаемых.

Выберите книгу со скидкой:

Конспект урока полезные ископаемые красноярского края

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Конспект урока полезные ископаемые красноярского края

Курс профессиональной переподготовки

Педагог-библиотекарь

Конспект урока полезные ископаемые красноярского края

Курс профессиональной переподготовки

Библиотекарь

Конспект урока полезные ископаемые красноярского края

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Проверен экспертом

Общая информация

Номер материала:

ДБ-474931

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Горные породы, слагающие Земную кору. Полезные ископаемые

Цель: Знакомство с многообразием горных пород и полезных ископаемых Красноярского края.

Задачи:

1. Продолжить формирование представления о строении Земной коры, познакомить с наиболее распространенными горными породами на территории Красноярского края, научить давать описание

горных пород, объяснить термины: полезные ископаемые, горные породы.

2. Развивать речь, умение работать в группе, проводить аналогию между предметами и обозначающими их символами

3 Продолжить развивать дружбу и взаимопонимание при групповой работе.

Тип урока: изучение нового материала

Формы работы: фронтальная, групповая

Методы работы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый

Оборудование: условные знаки на магнитной основе, карточки-пазлы (полезные ископаемые)

Ход урока:

Орг. момент ( приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, мобилизация внимания, раскрытие общей цели урока и планов его проведения).

Изучение нового материала

УЧИТЕЛЬ

Давайте вспомним понятие «Литосфера». ( Литосфера- каменная оболочка Земли, включает Земную кору и верхнюю часть мантии). Учитель напоминает строение Земной коры и мантии.

Мантия находится вокруг ядра и составляет основную массу Земли. Ее мощность до 2900км. Температура до 2500 градусов. Состоит из тяжелых минералов, содержащих железо. Вещество мантии находится в твердом состоянии, за исключением мягкой внешней части.

Земная кора. Внешняя оболочка Земли, состоит из различных горных пород. Состоит из трех слоев: осадочного, гранитного, базальтового. Мощность Земной коры под океанами от 5 до 10 км, 35-45км на суше и до 75км в горных районах.

Учитель рассказывает о происхождении горных пород и записывает на доску схему.

Что такое Горные породы?

Горные породы – это то, из чего состоит Земная кора. Состоят из более мелких частиц- минералов.

Магматические горные породы образовались в результате застывания магмы на поверхности и в глубине Земли.

Осадочные горные породы образовались на поверхности Земли в результате осаждения обломков горных пород в воде и на суше.

Метаморфические горные породы – это любые породы, которые претерпели значительные изменения под действием высоких температур, давления, растворов.

Учитель задает вопрос:

– Что такое полезные ископаемые?

– полезные ископаемые – это горные породы и минералы необходимые человеку и его хозяйственной деятельности.

Далее учитель объясняет, какие бывают полезные ископаемые по их использованию, пользуясь схемой.

В связи с использованием полезные ископаемые могут быть рудами металлургической, химической промышленности, сельского хозяйства, строительной и других отраслей.

Работа в группах

Каждой группе раздается комплект карточек : «полезное ископаемое» и «условный знак». Карточки сделаны в виде пазлов. Учащиеся должны подобрать пары в соответствии: какое полезное ископаемое каким условным знаком обозначается. Записать полученные пары в тетрадь.

Закрепление

  1. Что такое полезные ископаемые?

  2. На какие группы делят полезные ископаемые?

  3. Проверка правильности составления пар «полезное ископаемое» – « условный знак».

Учитель называет полезное ископаемое, а ученики поднимают карточку с условным знаком обозначающим его.

Домашнее задание

Выучить понятия «горные породы», « полезные ископаемые», виды полезных ископаемых, условные знаки. Принести контурные карты. (Выученные условные обозначения необходимы для работы с контурными картами на следующем уроке).

Источник

Инфоурок

Окружающий мир
›Презентации›Презентация “Полезные ископаемые Красноярского края”. Окружающий мир (2класс).

Полезные ископаемые Красноярского края Презентация учителя начальных классов...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Полезные ископаемые Красноярского края Презентация учителя начальных классов

Описание слайда:

Полезные ископаемые Красноярского края Презентация учителя начальных классов МАОУ «Школа № 3» г.Ачинска Лесковой Татьяны Викторовны для проведения путешествия по станциям Ачинск октябрь, 2017 год

2 слайд

Полезные ископаемые Красноярского края

Описание слайда:

Полезные ископаемые Красноярского края

3 слайд

В крае сосредоточено более 95 % российских запасов никеля и платиноидов

Описание слайда:

В крае сосредоточено более 95 % российских запасов никеля и платиноидов

4 слайд

В Красноярском крае сосредоточено около 70 % российских запасов угля Канско-А

Описание слайда:

В Красноярском крае сосредоточено около 70 % российских запасов угля Канско-Ачинский топливно-энергетический комплекс (КАТЭК) располагается в Восточной Сибири, его протяженность составляет 800 км, и охватывает несколько областей – Иркутскую, Кемеровскую, Красноярский край.

5 слайд

25 месторождений нефти и газа

Описание слайда:

25 месторождений нефти и газа

6 слайд

Всего в Красноярском крае обнаружено более 10 тысяч месторождений и рудопрояв

Описание слайда:

Всего в Красноярском крае обнаружено более 10 тысяч месторождений и рудопроявлений различных полезных ископаемых.

7 слайд

Есть жемчужина в центре России, Красноярского края земля. Благородное сердце

Описание слайда:

Есть жемчужина в центре России, Красноярского края земля. Благородное сердце Сибири И опора, и сила моя! Заворожат места красотою, Посмотри хоть куда – благодать! Всех земля своей щедрой рукою Привечает, как добрая мать. На просторах единого края В недрах скрыты богатства страны. Здесь растет молодежь трудовая, Ей сибирские силы даны. Край большой, плодородный, могучий! Всех сдружил земляков Енисей. И на свете нет Родины лучше, Красноярской Отчизны моей!

Выберите книгу со скидкой:

Конспект урока полезные ископаемые красноярского края

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Конспект урока полезные ископаемые красноярского края

Курс повышения квалификации

Конспект урока полезные ископаемые красноярского края

Курс профессиональной переподготовки

Преподаватель естествознания

Конспект урока полезные ископаемые красноярского края

Курс профессиональной переподготовки

Учитель, преподаватель экологии

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-1128758

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Учитель начальных классов Богданова Алена Валерьевна

МБОУ «Восяховская СОШ» ОЦ»

Урок по окружающему миру в 3 классе

Обобщение по теме: «Тайны недр Земли»

Тема урока: Полезные ископаемые и их использование человеком.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Оборудование: интерактивная доска, школьная доска, карточки, «медальки», «яблоки»

Педагогические задачи:

Проверить знания о полезных ископаемых и их использовании человеком;

Создать условия для понимания необходимости охраны полезных ископаемых и бережного отношения к богатствам природы;

Способствовать формированию универсальных учебных действий – работать с учебными текстами, осознанно читать вслух (с соблюдением интонации, пауз, логических ударений) и про себя.

Планируемые результаты: учащиеся научатся осознавать необходимость ответственного отношения к природным ресурсам; познакомятся с влиянием человека на природу; научатся аргументированно отвечать, делать выводы.

Предметные: научатся определять свойства полезных ископаемых, классифицировать полезные ископаемые; сохранять полезные ископаемые и бережно относится к богатствам природы, работать с учебными текстами, анализировать исторические события.

Метапредметные: 

регулятивные УУД: формулировать познавательную учебную задачу, исходя из целей; предлагать способы решения учебной задачи урока; принимать установленные правила в планировании и контроля способа решения; осуществлять действия взаимоконтроля, самоконтроля.

познавательные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели, функции участников, способы взаимо-действия; осознавать необходимость ответственного отношения к природе; воспринимать новую информацию, касающуюся темы урока, интерпретировать ее; извлекать из текста информацию, необходимую для ответов на вопросы учителя.

Коммуникативные УУД: вступать в диалог с учителем и сверстниками, договариваться в группе сверстников;

Личностные: проявлять интерес к проблемам окружающей природы, проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Ход урока:

Организационный момент.

– Дорогие дети, давайте поприветствуем, друг друга, улыбнемся и поделимся своим хорошим настроением и все вместе скажем: «Доброе утро». Садитесь.

2. Актуализация опорных знаний

Сегодня мы будем говорить о тайнах, которые скрывают от нас недра Земли.

Дома вы читали о полезных ископаемых, отвечали на вопросы в карточках, которые я вам раздала на прошлом уроке. Возникли ли у вас трудности с выполнением домашнего задания?

Постановка цели:

На доске записаны опорные слова:

ПОЛЕЗНЫЕ, ИСКОПАЕМЫЕ, ЧЕЛОВЕК, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

О чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Что же мы сегодня будем делать на уроке?

– Мы будем классифицировать полезные ископаемые

– Мы вспомним, что такое магматические и осадочные горные породы

– Мы вспомним, в каких трех состояниях бывают полезные ископаемые

– Подведем итог и узнаем, что полезные ископаемые считаются невосполнимыми или исчерпаемыми.

– Мы узнаем, что полезные ископаемые и природу нужно беречь во имя будущих поколений

4. Сообщение темы урока:

Тема: Полезные ископаемые и их использование человеком.

-Прежде всего, мне бы очень хотелось начать наш урок с прочтения вами небольшого текста о Сталинградской битве.

Раздается текст на карточках. Учитель дает команду: прочитайте внимательно текст.

«17 июля 1942 года началась Сталинградская битва. Эта дата прописана во всех учебниках, но мало кто знает, что первое сражение произошло не 17-го, а 16 июля. Первый бой будущей грандиозной баталии состоялся у хутора Морозов в Ростовской области, где шесть советских танков из передового отряда наткнулись на немецких артиллеристов и разгромили их.

200 дней и ночей длилась Сталинградская битва – с 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943 г.

23 августа – самый страшный день для Сталинграда. В этот день Сталинград подвергся настолько масштабной бомбежке, что город покрыло бомбами как одеялом. Сталинград был практически сравнен с землей, но это не сломило боевой дух красноармейцев.

15 минут – средняя продолжительность жизни в Сталинграде. Бои были настолько ожесточенными, что любой человек, будь то немец или русский, внезапно заброшенный в город, едва ли имел шансы дожить до следующего дня.

2 февраля 1943 года. В этот день последние подразделения окруженной 6-ой армии нацистского Вермахта сложили оружие и прекратили сопротивление ввиду его бессмысленности. За двое суток до этого, 31 января, фельдмаршал Паулюс вместе с офицерами штаба окруженной 6-ой армии сдались генералу-майору 64-ой армии Ивану Ласкину. Завершилась Сталинградская битва».

На доске учитель располагает карточки при помощи магнитов:

Июль 1942 г.

Февраль 1943 г.

200 дней и ночей

Май 1945 г.

После прочтения детям предлагается среди карточек найти соответствия:

Начало Сталинградской битвы

Окончание битвы под Сталинградом

Продолжительность боев за Сталинград

Победа

На доске записывается: Сталинград-Волгоград, даются пояснения о современном названии города.

Учитель: Скажите, а как связаны Сталинградская битва, победа нашего народа над фашизмом и тема нашего урока?

Как полезные ископаемые использовались во время Великой Отечественной войны?

На доске располагаются карточки:

Танки

Самолеты

Бомбы

Дома

Дороги

Мосты

Учитель предлагает найти карточки на столе с названиями полезных ископаемых, которые использовались для производства данных объектов: железная руда, нефть, глина, песок, гранит, мрамор.

-Учитель: итак, на прошлом уроке мы установили, что в природе есть горючие и негорючие полезные ископаемые. Попробуйте выполнить следующее упражнение: Какие полезные ископаемые являются горючими, а какие – нет? (глина, торф, гранит, горючий сланец, каменный уголь, нефть). Дети могут выполнять задания либо по карточкам, либо на интерактивной доске. (Академкнига. Интерактивные тренажеры. Задание №1)

Учитель: для чего нужна человеку нефть? (бензин, дизельное топливо, горюче-смазочные материалы)

Дети высказывают свои предположения.

Учитель: мы с вами хорошо знаем, что в природе существуют горные породы магматического и осадочного происхождения. Сопоставьте изображения разных осадочных пород с описанием способа их происхождения:

каменный уголь,

торф,

известняк.

«Образовался из оказавшихся под водой остатков древних гигантских деревьев»

«Образуется на болотах из отмирающих частей водных растений»

«Формировался из остатков живых организмов на дне морей, которые затвердевали» (Академкнига. Интерактивные тренажеры. Задание №2)

Дети находят соответствия по одному.

Учитель: на прошлых уроках мы рассматривали различные горные породы из школьной коллекции. Выберите минералы, которые входят в состав гранита: кварц, графит, слюда, полевой шпат, кальцит, гипс. (Академкнига. Интерактивные тренажеры. Задание №3). Кто сможет выйти к доске и выполнить задание?

Один из учеников проходит к доске и указывает ответ.

Учитель: подпишите минералы, которые входят в состав гранита. (Академкнига. Интерактивные тренажеры. Задание №4). Кто сможет выполнить задание?

Один из учеников выполняет задание у доски.

-Работа в группах.

Учитель: теперь я предлагаю разбиться на 2 группы.

1 группа укажет строительные полезные ископаемые, а вторая группа укажет строительные материалы. Выберите соответствующие карточки и разместите их на доске при помощи магнита.

Строительные полезные ископаемые

Строительные материалы

ракушечник

стекло

гранит

цемент

мрамор

кирпич

песок, глина

В какой команде получилось больше наименований? Молодцы!

Учитель: продолжаем работать в 2 группах.

Мы с вами уже говорили о том, что горные породы бывают магматические и осадочные. Я выдам вам карточки, а вы в них выпишите с доски те породы, которые указан