Конспект урока полезные ископаемые изделие малахитовая шкатулка

Конспект урока полезные ископаемые изделие малахитовая шкатулка thumbnail

        Выполнила: Кириллова Настя                                        № школы, класс: 4

        .

        Предмет: Технология                                                                                

-личностные: умение работать в группах, сформировать интерес к художественному конструированию. Повторить элементы графической грамоты, правила и технику безопасности работы с ножницами; имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности

-предметные: расширить знания учащихся о мозаике; уметь передать цветовую гамму малахита с помощью пластилина.

-метапредметные: возможность проявить собственные конструктивные способности при создании образца; овладение логическим действием анализа; воспитывать бережливость; воспитывать дисциплинированность, умение работать в коллективе.

Этапы

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Подготовка к уроку

Перемена до урока

-Ребята достаем свои папки для технологии

Подготовка материала, самоконтроль

Р:Умение настроиться на работу

1

Организационный момент

1

-Здравствуйте ребята!

-Проверим наличие всех необходимых материалов, инструментов. У вас на столе должен лежать пластилин, коробочка или баночка из-под йогурта, стек или нитка, доска для пластилина.

Приветствуют учителя.

Самоконтроль.

Л: действия смыслообразования

2

Формулировка темы и целей урока, актуализация знаний

2

Ребята, давайте вспомним что такое полезные ископаемые? (это то, что добывает человек: нефть, газ, уголь, руды)

На какие группы можно разделить полезные ископаемые? (твердые, жидкие, газообразные)

Друзья, произошла беда! К нам в Шадринск очень часто приезжают выставки с различными камнями, изделиями из камня и многим другим. Но в дороге что-то пошло не так и машина со всеми изделиями затерялась! Ребята, чтобы не срывать выставку, давайте поможем музею и сделаем коллекцию для выставки. А перед тем как мы начнем «спасательную операцию» я предлагаю ответить вам на кое-какие вопросы.

Ребята, а о чем можно сказать: музыкальная, малахитовая, берестяная? (о шкатулке)

Что мы будем изготавливать на уроке? (шкатулку)

А шкатулки наши будут не простые, а специальные, для выставки. И делать мы будем их из малахита. 

– формулировка темы урока

-формулировка целей урока

-усвоение новых понятий

-ответы на вопросы в беседе

Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

3

Объяснение нового материала: анализ образца

3-5

Скажите, а из чего сделана малахитовая шкатулка? (из камня)

Сегодня мы обратимся к миру природы и узнаем, какие чудесные узоры можно увидеть в камне [просмотр видео].

Ребята, посмотрите на доску. Отгадав ребус, вы поймете, какой прием мы будем использовать.

Молодцы, конечно, это мозаика.

Как можно назвать подражание чему-либо? (имитация)

Итак, сегодня мы будем изготавливать имитация малахитовой шкатулки из пластилина с техникой «русской мозаики».

-ответы на поставленные вопросы

-Чтение про себя

Л: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

П:Принимать и сохранять учебные задачи, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Р:планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Планирование предстоящей деятельности (Педпоказ)

5-7

Анализ образца изделия

Из скольких частей состоит изделие? (из 2: крышки и основной части)

Посмотрите внимательно на образец. Какие материалы вам потребуются для изготовления шкатулки? (пластилин, баночка для основы)

Какого цвета понадобится пластилин? (зеленый цвет разных оттенков, белый, черный)

Давайте повторим правила работы с пластилином.

  1. Работай на подкладном листе.
  2. Перед лепкой смочи руки.
  3. Разомни пластилин.
  4. Упавший пластилин нужно немедленно поднять.
  5. После работы протри руки тряпкой или бумагой, затем вымой.

Какой инструмент мы используем при работе с пластилином? (стеку)

Повторим правила работы со стекой.

  1. Стека должна лежать в правом углу парты.
  2. Во время работы не подноси стеку близко к глазам, не размахивай ею.
  3. Держи стеку как ручку.

Объяснение учебной задачи по технологической карте

  1. В первую очередь мы кладем подкладной лист на парту, достаем из коробочки нужные брусочки пластилина (можно использовать 4 цвета).
  2. Затем от каждого брусочка стекой отрезаем небольшие кусочки.
  3. После этого мы раскатываем каждый кусочек, примерно одного размера.
  4. Когда мы получили из каждого цвета пластинки, мы кладем их друг на друга и плотно сворачиваем в трубочку.
  5. Разрежьте полученный брусок на тонкие пластинки, имитирующие рисунок малахита, с помощью лески.
  6. Прикрепите пластинки к стенкам и крышке коробочки, повторяя технику «русской мозаики»

-Работать будем самостоятельно. Но перед работой – отдохнём.

ПОВТОРЕНИЕ ЭТАПОВ

1. Разметка изделий

2. Заготовка деталей

3. Сборка изделия

4. Оформление изделия.

-Участие в обсуждении, вопросы и ответы на вопросы.

Слушают

Краткое формулирование этапов практической работы

Л: участвовать в творческом, созидательном процессе

П: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме

Р: умение действовать по плану и планировать свою деятельность

4

Физминутка

1-2

-Ребята, чтобы хорошо работать дальше, давайте разомнем наши пальчики, и глазки. Смотрим на экран.

Выполнение упражнений

5

Постановка творческой задачи

1-2

-Итак, ваша задача, сделать птичку.

-Оценивать ваши работы буду по 3 критериям: Аккуратность, правильность выполнения, подборка цветового решения.

Вопросы по заданию

К: допускать возможность различных точек зрения

Читайте также:  Ютуб клевер полезные свойства и противопоказания

6

Самостоятельная  работа

25-30

Повторение планирования

С чего мы начинаем работу?

Что делаем затем?

После этого?

Далее?

Чем мы закончим работу?

Теперь обратите внимание на доску (Вывешена пословица: «Какие труды, такие и плоды»).

Как вы ее понимаете? (как потрудишься, так и получится изделие)

Молодцы, а теперь самое время повторить правила рабочего человека. Я уверена, что мастера, которые выполняют изделия из камней – соблюдают их.

  1. Работаем дружно, вместе.
  2. Каждый на своем рабочем месте, на подкладном листе.
  3. Работу делай лучше, материалы береги.
  4. Упавший пластилин немедленно подними.
  5. Во время работы держи свое рабочее место в порядке.

Ребята, важно помнить, что вы выполняете шкатулки для выставки, сегодня вы должны особо стараться.

-Выполняйте работу, самостоятельно пользуясь инструкционной картой.

-Посмотрите на рисунок, стр. 27. В итоге у нас получится своя выставка с шкатулками.

-подготовка рабочего места к работе

-повторение техники безопасности по работе с инструментами

-самостоятельно изготовить изделие согласно плану (разметка, заготовка, сборка, оформление)

-взаимопомощь

П:преобразованиеучебного материала, действия

Л: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

К: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

7

Итог урока

1-2

Выставка и анализ работ учащихся.

А сейчас давайте проведем выставку уже готовых изделий. Те, чьи работы готовы, выйдете к доске [оцениваются работы, обговариваются ошибки].

Как называется изделие?

Какие материалы потребовались для изготовления?

Чему вы научились на уроке?

Те, кому урок не понравился, и у кого возникали трудности – 1 раз.

Те, кому урок понравился, и кто почувствовал себя настоящим мастером изделий из камня – хлопните 2 раза в ладоши.

Итак, ребята, все молодцы, все хорошо потрудились.

Вашим домашним заданием будет завершение работы.

Спасибо за урок! Вы можете быть свободны.

-самоанализ

-взаимоанализ

-самооценка

-взаимооценка

-ответы на вопросы для закрепления материала

-анализ урока с точки зрения достижения поставленных целей

К: допускать возможность различных точек зрения

П: устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы

Л: Участие в подведении итогов урока

Р: умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности

8

Домашнее задание

1

– Ребята, дома вам нужно будет сделать шкатулку из других цветов

-Запись домашнего задания в дневник

П: установка причинно следственных связей

9

Уборка рабочих мест

перемена

-Дежурный, проследи за классом, чтоб у каждого ученика было убрано рабочее место.

-уборка рабочих мест

-Самоконтроль

Р: контроль в сотрудничестве с учителем и сверстниками

Источник

План-конспект урока технологии

на тему: “Полезные ископаемые. Изделие «малахитовая шкатулка»,

4 класс УМК “Перспектива”.

Подготовила учитель начальных классов ГБОУ «СОШ №462 Пушкинского района Санкт-Петербурга» Абрамчук Ольга Борисовна.

Тема урока: Полезные ископаемые. Изделие «малахитовая шкатулка».

Цели: повторить основные сведения о полезных ископаемых (понятие, транспортировка, группы); познакомить с поделочными камнями, используемыми для изготовления предметов искусства, с новой техникой работы с пластилином (лепка слоями), с технологией изготовления изделия, имитирующего технику «русской мозаики»; совершенствовать навыки лепки; формировать умение самостоятельно выполнять изделия; – рассказать о профессии (мастер по камню).

Оборудование:

  • Мультимедийный проектор;

  • Ноутбук;

  • Экран;

  • Мультимедийная презентация к уроку;

  • Учебник “Технология” 4 класс, ч. 1;

  • Рабочая тетрадь” Технология” 4 класс

  • «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля.

  • Иллюстрации поделок из камня;

  • Пластилин;

  • Инструменты и приспособления для работы с пластилином.

Ход урока

I. Организационный момент.

У.: – Проверьте готовность к уроку. Сегодня нам понадобятся: учебник, рабочая тетрадь, пластилин, инструменты и приспособления для работы с ним.

II. Актуализация знаний и умений учащихся. Мотивация к учебной деятельности.

У.: – Мы продолжаем тему «Полезные ископаемые».

– Вспомните, что такое полезные ископаемые?

Д.: Полезные ископаемые – это природные образования, которые человек добывает и использует для различных целей, для своей пользы.

У.: Как их добывают, и транспортируют?

Д.: – Полезные ископаемые добывают из недр или с поверхности земли.

– Транспортируют по нефтепроводам или в цистернах,

У.: -На какие группы можно разделить полезные ископаемые

Д.: – Твёрдые, жидкие и газообразные?

У.: – Какие полезные ископаемые вы знаете?

– Прочитайте загадки, которые вы приготовили дома.

Д.: Читают и отгадывают загадки.

У.:- Сегодня мы познакомимся более подробно с одним из видов полезных ископаемых – это поделочные камни, которые широко используют для создания предметов декоративного характера.

– О чем можно сказать: музыкальная, малахитовая, берестяная?

Д.: – О шкатулке.

У.: -Какое изделие будем делать на уроке?

Д.: Шкатулку.

У.: – Из чего сделана малахитовая шкатулка.

Д.: -Из камня.

У.: -Сегодня мы узнаем какие узоры можно увидеть в камне.

III. Работа по теме урока.

У.: – Откройте учебник на стр. 24 и прочитайте новую информацию о полезных ископаемых. Рассмотрите иллюстрации.

Читайте также:  Полезен ли репейное масло для волос

Д.: Читают, рассматривают иллюстрации с изображением поделок .

У.: – Что такое шкатулка? Для чего она используется?

Д.: Шкатулка – это ларчик, ящичек с замком для хранения драгоценностей, бумаг.

У.: – Вам известно словосочетание малахитовая шкатулка? Из какой книги?

Д.: – Из сборника уральских сказок П.П. Бажова.

У.: Объясните значение понятия «поделочные камни».

Д.: – Поделочными называют камни, которые используют в качестве украшения, и для производства камнерезных изделий. Иногда поделочными называют менее ценные или непрозрачные камни..

У.: – Что такое малахит? – Посмотрите в словаре точное значение.

Д.: Ответы учащихся, работа со словарем.

Мультимедиа-презентация «Русский малахит»

3. Работа с учебником.

У.: – Откройте учебник на стр. 24, прочитайте текст.

Д.: Чтение текста.

У.:- Какое изделие мы сегодня будем делать на уроке?

Д.: – Малахитовую шкатулку.

У.:-Какой приём будем использовать?

Д.: – Мы будем использовать прием мозаика.

У.:-Какие приёмы лепки будем использовать?

Д.: – Мы будем использовать имитацию.

У.: – Рассмотрите на стр. 26 учебника узоры малахита, созданные природой.

– Какие еще поделочные камни вы знаете? Какие изделия из них вам известны?

Д.: – Агат, оникс, лазурит, змеевик…

– Из поделочных камней делают украшения, вазы, шкатулки…

IV. Физкультминутка

Уральские горы (шаги на месте, с подниманием рук)

По каменным плитам (изображаем руками спуск по ступенькам)

Ведут за собой нас

В страну малахита – (разводим руки в стороны)

В страну, где не счесть

Драгоценных камней,

В страну работящих (руки сгибаем в локтях, затем разводим)

И добрых людей.

V. Продолжение работы по теме урока.

4. Планирование работы

У.: -Прочитайте план работы на стр 26-27 учебника. -Назовите этапы работы.

Д.: – Эскиз, разметка, раскрой, сборка.

У.: – Заполним технологическую карту на стр. 18 рабочей тетради.

Д.: Заполняют карту.

У.: -Сравните последовательность изготовления имитации малахитовой шкатулки из пластилина с техникой «русской мозаики».

Д.: – Малахит – распиливают, пластилин – разрезают на тонкие пластинки.

– Малахит наклеивают на металл, пластилин – прикрепляют к коробке.

– Из малахита подбирают единый рисунок, из пластинок пластилина тоже.

У.: Как можно получить различные оттенки цвета?

Д.: – Необходимо смешать зеленый пластилин с белым, черным и синим.

У.: – Как придать законченность изделию?

Д.: – Нужно так облепить шкатулку готовыми заготовками так, чтобы они плотно прилегали друг к другу, края украсить рамочкой из жгутиков.

У.: – К чему теперь мы можем приступить?

Д.: – Мы можем приступить к выполнению изделия.

У.: – Подготовьте рабочее место. Вспомните необходимое оборудование и правила работы с пластилином.

VI. Изготовления изделия.

У.: – Разделитесь на группы по четыре человека. Вспомните правила работы в группе. – Можете приступать к изготовлению шкатулки.

Д.: Выполнение задания в группе по технологической карте и слайдам в учебнике.

VII. Анализ изделия.

У.: – А сейчас мы проведем выставку малахитовых шкатулок.

Д.: Представляют полученные изделия.

IIХ. Рефлексия

У.: – Что у вас получилось лучше всего?

– В чем испытали затруднения?

– Выберите понравившуюся фразу и продолжите её:

  • На уроке технологии я узнал…

  • Мне было интересно…

  • Теперь я могу…

  • Я научился…

  • Меня удивило…

IХ. Домашнее задание.

У.: – К следующему уроку подготовьте сообщение о поделочных камнях, из которых выполняют декоративные предметы и о том, какие их особенности необходимо учитывать при отделке различных предметов.

– Спасибо за урок.

Источник

Конспект урока технологии

Дата: 5. 09. 16

Класс: 4 б

Методист: Еремина Екатерина Ивановна

Учитель: Мотузова Инна Ринатовна

Студентка: Кудряшова Юлия Александровна

Тема: Полезные ископаемые. Малахитовая шкатулка

Изделие: малахитовая шкатулка.

Цель урока:изготовление «малахитовой шкатулки», с помощью техники, имитирующей «русскую мозаику».

Предметные: знать основные сведения о полезных ископаемых;выполнять мозаику из пластилина; рационально использовать материалы при выполнении имитации малахита;

Метапредметные:

Регулятивные: сохранять учебную задачу при выполнении; планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей; проводить контроль и рефлексию своих действий самостоятельно;

Познавательные: Учиться самостоятельно формулировать творческую проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме; иметь стремление к расширению своей познавательной сферы.

Коммуникативные: Учить участвовать в коллективных обсуждениях; строить понятные речевые высказывания;формулировать ответы на вопросы.

Личностные: Формирование основ социально – ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, любознательность, потребность помогать другим.

Оборудование:

У учителя: образец изделия, мультимедийная презентация.

У учащихся: Учебник 4 класс «Перспектива», пластилин, стека, коробка.

Организационный момент

Организация рабочего места

Здравствуйте ребята! Присаживайтесь! Меня зовут Юлия Александровна. Сегодня урок технологии проведу у вас я.

Читайте также:  Семя льна для чего полезен женщинам

Ребята давайте проверим свои рабочие места. Уберите всё лишнее, на парте должны лежать только:пластилин, стека, коробочка.

Вступительная беседа

– Мы продолжаем тему «Полезные ископаемые».

Вспомним:

– что такое полезные ископаемые?

– Как их добывают ( из недр или с поверхности земли),

– как транспортируют (по нефтепроводам или в цистернах),

– на какие группы можно разделить полезные ископаемые (твёрдые, жидкие и газообразные)?

– Какие полезные ископаемые вы знаете?

Отгадайте загадки о них:

На кухне у мамы помощник отличный-

Он синим цветком расцветает от спички.

(Природный газ.)

Очень прочен и упруг.

Строителям надёжный друг-

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны.

(Гранит.)

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

Чтобы сделать миску, вазу,

Она понадобится сразу.

(Глина.)

Белый камешек растаял-

На доске следы оставил.

(Мел)

Покрывают им дороги,

Улицы в селении.

А ещё он есть в цементе

Или в удобрении. (Известняк)

Он очень нужен детворе.

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

Росли на болоте растения –

Стали топливом и удобрением. (Торф)

Он несёт в дома тепло,

От него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали.

Он чёрный и блестящий-

Помощник настоящий. (Уголь.)

Без неё не побежит

Ни автобус, ни такси,

Не поднимется ракета.

Отгадайте, что же это. (Нефть)

Не зря она варилась

В доменной печи-

На славу получились

Ножницы, ключи. (Железная руда)

– Сегодня мы познакомимся более подробно с одним из видов полезных ископаемых – это поделочные камни, которые широко используют для создания предметов декоративного характера.

Откроем учебник на стр. 24 и прочитаем новую информацию о полезных ископаемых

– Объясните значение понятия «поделочные камни»

Рассказ по презентации.

В России всем известная по сказкам Бажова Хозяйка Медной горы. 

Малахитница – так называли её Уральские рудокопы. Она же была хранительницей малахита. 

Малахит олицетворяет здоровую зелень природы и символизирует врожденную красоту трав, цветов, деревьев, корней. 

Малахит поглощает энергию, поэтому после применения его всегда следует чистить, иначе камень может потускнеть и потерять свою силу. Чистить лучше всего водно-солнечным способом или положить на три часа на друзу. Соль не применяйте — малахит очень мягкий и может поцарапаться.

План работы

Выберите пластилин таких цветов, которые подходят для имитации малахита (белый, зеленый, темно-зеленый, черный). Отрежьте от каждого бруска пластилина небольшой кусок.

Положите на отрезанные куски лист бумаги и раскатайте их.

Сложите раскатанные пласты один на другой и скрутите их в трубочку.

Сделайте из трубочки брусок, для чего сдавите ее сначала сверху, потом переверните и придавите еще раз.

Разрежьте полученный брусок на тонкие пластинки, имитирующие рисунок малахита.

Прикрепите пластинки к стенкам и крыше коробки, повторяя технику «русской мозаики»

Полезные ископаемые – это природные образования, которые человек добывает и использует для различных целей ( для своей пользы).

Отгадывают загадки

(дети читают слова они, рассматривают иллюстрации с изображением поделок )
(Поделочными называют камни, используемые как в качестве украшения, так и для производства камнерезных изделий. Иногда поделочными называют менее ценные или непрозрачные камни.)

Анализ конструкции образца

– Ребята, посмотрите на мое изделие, это шкатулка

Определите, какие материалы и инструменты понадобятся для работы над изделием.

– Каких цветов нам понадобится пластилин?

-Верно

– Назовите способ сборки изделия.

Зеленый, темно-зеленый, белый, черный.

мозаика

Постановка дидактической задачи

Ребята, теперь вы должны в течении урока сделать данное изделие . Я буду оценивать аккуратность, правильность и оригинальность. Мы будем развивать моторику рук, содержать чистоту на рабочем месте и познакомимся с особенностями выполнения изделия.

-Ребята, если я хлопну 3 раза в ладоши, это значит, вы должны закончить работы и я иду проверять. Но перед тем, как приступить к работе давайте немного разомнемся.

Физминутка

Раз – подняться, подтянуться

Два- согнуться, разогнуться

Три- в ладошки три хлопка, головою три кивка

На четыре ноги шире

Пять- руками помахать

Шесть на место тихо сесть.

Анализ технологии последовательности

Практическая работа

Ребята, а сейчас давайте приступим к выполнению нашей работы.

План:Презентация

Организованное прерывание работы

Я хлопаю в ладоши 3 раза, означающий окончание работы учащихся.

Затем ребята убирают свои рабочие места. Я выставляю отметки за выполненные работы.

Актуализация знаний

-Ребята, расскажите, что такое композиция?

-В какой стране мира оригами особенно популярно?

Отвечают на вопросы

Подведение итогов

А сейчас попрошу выйти к доске тех, кто получил оценку 5 и показать свои работы.

Всем спасибо за урок ! До свидания!

Методист: _____________

Учитель: ______________

Источник