Конспект урока полезные ископаемые буровая вышка
Выполнила: Кириллова Настя № школы, класс: 4
.
Предмет: Технология
-личностные: умение работать в группах, сформировать интерес к художественному конструированию. Повторить элементы графической грамоты, правила и технику безопасности работы с ножницами; имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности
-предметные: расширить знания учащихся о мозаике; уметь передать цветовую гамму малахита с помощью пластилина.
-метапредметные: возможность проявить собственные конструктивные способности при создании образца; овладение логическим действием анализа; воспитывать бережливость; воспитывать дисциплинированность, умение работать в коллективе.
№
Этапы
Время
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УУД
Подготовка к уроку
Перемена до урока
-Ребята достаем свои папки для технологии
Подготовка материала, самоконтроль
Р:Умение настроиться на работу
1
Организационный момент
1
-Здравствуйте ребята!
-Проверим наличие всех необходимых материалов, инструментов. У вас на столе должен лежать пластилин, коробочка или баночка из-под йогурта, стек или нитка, доска для пластилина.
Приветствуют учителя.
Самоконтроль.
Л: действия смыслообразования
2
Формулировка темы и целей урока, актуализация знаний
2
Ребята, давайте вспомним что такое полезные ископаемые? (это то, что добывает человек: нефть, газ, уголь, руды)
На какие группы можно разделить полезные ископаемые? (твердые, жидкие, газообразные)
Друзья, произошла беда! К нам в Шадринск очень часто приезжают выставки с различными камнями, изделиями из камня и многим другим. Но в дороге что-то пошло не так и машина со всеми изделиями затерялась! Ребята, чтобы не срывать выставку, давайте поможем музею и сделаем коллекцию для выставки. А перед тем как мы начнем «спасательную операцию» я предлагаю ответить вам на кое-какие вопросы.
Ребята, а о чем можно сказать: музыкальная, малахитовая, берестяная? (о шкатулке)
Что мы будем изготавливать на уроке? (шкатулку)
А шкатулки наши будут не простые, а специальные, для выставки. И делать мы будем их из малахита.
– формулировка темы урока
-формулировка целей урока
-усвоение новых понятий
-ответы на вопросы в беседе
Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
К: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками
3
Объяснение нового материала: анализ образца
3-5
Скажите, а из чего сделана малахитовая шкатулка? (из камня)
Сегодня мы обратимся к миру природы и узнаем, какие чудесные узоры можно увидеть в камне [просмотр видео].
Ребята, посмотрите на доску. Отгадав ребус, вы поймете, какой прием мы будем использовать.
Молодцы, конечно, это мозаика.
Как можно назвать подражание чему-либо? (имитация)
Итак, сегодня мы будем изготавливать имитация малахитовой шкатулки из пластилина с техникой «русской мозаики».
-ответы на поставленные вопросы
-Чтение про себя
Л: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
П:Принимать и сохранять учебные задачи, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Р:планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
Планирование предстоящей деятельности (Педпоказ)
5-7
Анализ образца изделия
Из скольких частей состоит изделие? (из 2: крышки и основной части)
Посмотрите внимательно на образец. Какие материалы вам потребуются для изготовления шкатулки? (пластилин, баночка для основы)
Какого цвета понадобится пластилин? (зеленый цвет разных оттенков, белый, черный)
Давайте повторим правила работы с пластилином.
- Работай на подкладном листе.
- Перед лепкой смочи руки.
- Разомни пластилин.
- Упавший пластилин нужно немедленно поднять.
- После работы протри руки тряпкой или бумагой, затем вымой.
Какой инструмент мы используем при работе с пластилином? (стеку)
Повторим правила работы со стекой.
- Стека должна лежать в правом углу парты.
- Во время работы не подноси стеку близко к глазам, не размахивай ею.
- Держи стеку как ручку.
Объяснение учебной задачи по технологической карте
- В первую очередь мы кладем подкладной лист на парту, достаем из коробочки нужные брусочки пластилина (можно использовать 4 цвета).
- Затем от каждого брусочка стекой отрезаем небольшие кусочки.
- После этого мы раскатываем каждый кусочек, примерно одного размера.
- Когда мы получили из каждого цвета пластинки, мы кладем их друг на друга и плотно сворачиваем в трубочку.
- Разрежьте полученный брусок на тонкие пластинки, имитирующие рисунок малахита, с помощью лески.
- Прикрепите пластинки к стенкам и крышке коробочки, повторяя технику «русской мозаики»
-Работать будем самостоятельно. Но перед работой – отдохнём.
ПОВТОРЕНИЕ ЭТАПОВ
1. Разметка изделий
2. Заготовка деталей
3. Сборка изделия
4. Оформление изделия.
-Участие в обсуждении, вопросы и ответы на вопросы.
Слушают
Краткое формулирование этапов практической работы
Л: участвовать в творческом, созидательном процессе
П: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме
Р: умение действовать по плану и планировать свою деятельность
4
Физминутка
1-2
-Ребята, чтобы хорошо работать дальше, давайте разомнем наши пальчики, и глазки. Смотрим на экран.
Выполнение упражнений
5
Постановка творческой задачи
1-2
-Итак, ваша задача, сделать птичку.
-Оценивать ваши работы буду по 3 критериям: Аккуратность, правильность выполнения, подборка цветового решения.
Вопросы по заданию
К: допускать возможность различных точек зрения
6
Самостоятельная работа
25-30
Повторение планирования
С чего мы начинаем работу?
Что делаем затем?
После этого?
Далее?
Чем мы закончим работу?
Теперь обратите внимание на доску (Вывешена пословица: «Какие труды, такие и плоды»).
Как вы ее понимаете? (как потрудишься, так и получится изделие)
Молодцы, а теперь самое время повторить правила рабочего человека. Я уверена, что мастера, которые выполняют изделия из камней – соблюдают их.
- Работаем дружно, вместе.
- Каждый на своем рабочем месте, на подкладном листе.
- Работу делай лучше, материалы береги.
- Упавший пластилин немедленно подними.
- Во время работы держи свое рабочее место в порядке.
Ребята, важно помнить, что вы выполняете шкатулки для выставки, сегодня вы должны особо стараться.
-Выполняйте работу, самостоятельно пользуясь инструкционной картой.
-Посмотрите на рисунок, стр. 27. В итоге у нас получится своя выставка с шкатулками.
-подготовка рабочего места к работе
-повторение техники безопасности по работе с инструментами
-самостоятельно изготовить изделие согласно плану (разметка, заготовка, сборка, оформление)
-взаимопомощь
П:преобразованиеучебного материала, действия
Л: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
К: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
7
Итог урока
1-2
Выставка и анализ работ учащихся.
А сейчас давайте проведем выставку уже готовых изделий. Те, чьи работы готовы, выйдете к доске [оцениваются работы, обговариваются ошибки].
Как называется изделие?
Какие материалы потребовались для изготовления?
Чему вы научились на уроке?
Те, кому урок не понравился, и у кого возникали трудности – 1 раз.
Те, кому урок понравился, и кто почувствовал себя настоящим мастером изделий из камня – хлопните 2 раза в ладоши.
Итак, ребята, все молодцы, все хорошо потрудились.
Вашим домашним заданием будет завершение работы.
Спасибо за урок! Вы можете быть свободны.
-самоанализ
-взаимоанализ
-самооценка
-взаимооценка
-ответы на вопросы для закрепления материала
-анализ урока с точки зрения достижения поставленных целей
К: допускать возможность различных точек зрения
П: устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы
Л: Участие в подведении итогов урока
Р: умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности
8
Домашнее задание
1
– Ребята, дома вам нужно будет сделать шкатулку из других цветов
-Запись домашнего задания в дневник
П: установка причинно следственных связей
9
Уборка рабочих мест
перемена
-Дежурный, проследи за классом, чтоб у каждого ученика было убрано рабочее место.
-уборка рабочих мест
-Самоконтроль
Р: контроль в сотрудничестве с учителем и сверстниками
– Можно ли увиденное назвать богатством? Уточните, что это за богатства и кому они принадлежат?
– Где находятся эти богатства?
– Только ли на поверхности Земли можно отыскать сокровища?
– Что мы называем полезными ископаемыми?
Сообщение учителя
Полезные ископаемые – минеральные образования земной коры, состав и свойства которых позволяют использовать их в качестве сырья или топлива. Различают твёрдые, жидкие и газообразные полезные ископаемые.
Полезные ископаемые находятся в земной коре в виде скоплений, которые являются их месторождением. На одно из месторождений мы сегодня и отправимся.
Загадка.
– Что узнали об этом полезном ископаемом на уроках окружающего мира?
Сообщения учащихся
Нефть образовалась из остатков растений и животных, которые жили миллионы лет назад, под землёй.
Нефть – это густая маслянистая жидкость. У неё резкий запах. Попадая в воду она растекается тонкой плёнкой на её поверхности.
Люди знали о существовании нефти ещё в глубокой древности. Иногда при рытье колодца вместо воды из земли выступала тёмная маслянистая жидкость с острым запахом – нефть. У этой жидкости было замечательное свойство – она прекрасно горела. Её наливали в светильники, использовали в военном деле для изготовления «огненных стрел» и «огненных горшков», применяли для смазки колёс и механизмов. Так было до тех пор, пока не изобрели двигатель.
Сообщение учителя
Сегодня нефть является одним из важных для человечества полезных ископаемых, которое используют для производства бензина, керосина, пластмасс, красок, тканей, лекарств и т. д. Её считают «чёрным золотом» , по цене она не уступает жёлтому металлу.
Задание 1.
– Люди какой профессии занимаются поисками месторождений? (геологи)
– Найдите на карте России месторождения нефти. (остров Сахалин, полуостров Ямал, Западная Сибирь)
– Кто приходит на смену геологам? (буровики)
– Буровики строят буровые вышки и бурят глубокие скважины. Бурение скважин – это одна из основных операций при добыче нефти. Специальными насосами нефть выкачивают в нефтехранилище, а затем по нефтепроводам, на специальных судах – танкерах или в цистернах её доставляют на нефтеперерабатывающие комбинаты.
Задание 2.
Рассмотрите фотографии и определите, какие технологические операции по добыче и транспортировке нефти на них изображены?
Задание 3.
–Внимательно рассмотрите конструкцию буровой вышки. Буровая вышка – это сооружение над скважиной, предназначенное для спуска и подъёма бурового инструмента, приборов, труб. По своей форме она похожа на пирамиду высотой иногда с 13-14- этажный дом. Она имеет 4 ноги, на которые крепятся три площадки. Для большей прочности ноги скреплены между собой специальными тягами. Детали буровой вышки изготавливают из труб, при сборке их соединяют болтами.
Задание 4.
-Какой материал лучше всего подходит для создания модели буровой вышки? Почему? Какой должна быть вышка? (устойчивой, мобильной, крепкой)
Задание 5.
Какую форму работы выберете? Почему? Распределите обязанности.
Задание 6.
-Рассмотрите модель буровой вышки. Определите, какие детали конструктора необходимы при её изготовлении, подберите эти детали. Подберите инструменты, которые нужны, чтобы собрать модель.
Задание 7.
– Самостоятельное составление плана работы с опорой на рисунок. Сборка изделия.
Задание 8.
– Сравните модель с образцом. Оцените свою работу и работу своих товарищей.
Диагностика качества освоения темы
Допиши предложения:
Чёрное золото – это ……………………………………………. .
Буровая вышка – это сооружение над ……………………., предназначенное для …………………………………………………..
2.Нарисуй условный знак, которым обозначают на карте нефть.
Определи и подчеркни названия профессий людей, которые участвуют в добыче нефти:
Шахтёр геолог буровик фармацевт
Определить последовательность по добыче и транспортировке нефти:
… Бурение скважин;
… Поиск нефтяных месторождений;
… транспортировка нефти по трубопроводам;
… подготовка месторождений к разработкам.
Ширина блока
px
Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт
Конспект урока по технологии
Учитель: Трушина А.В
Урок: технология
Тема урока: «Полезные ископаемые. Нефтяная башня из конструктора».
Планируемые результаты:
Познакомить детей с конструкцией нефтяной башни, развить творческие
способности в трудовой деятельности, проявление самостоятельности в
практической деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные:
• Самостоятельно формулировать задание, определять его цель,
планировать алгоритм выполнения задания.
• Определять критерии оценивания, давать самооценку.
• Использовать при выполнении работы различные инструменты и
приборы.
Познавательные:
• Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию,
преобразовывать её.
• Уметь передавать содержание в жатом, выборочном или развёрнутом
виде.
• Ориентироваться в учебнике, в презентации.
• Самостоятельно предполагать какая дополнительная информация ему
будет нужна.
Коммуникативные:
• Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою
точку зрения.
• Оформлять свои мысли в письменной и устной речи.
• Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном
решении проблемы.
• Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета,
аргументировать свою точку зрения.
• Критично относиться к своему мнению.
• Понимать точку зрения другого.
Личностные:
• Ценить и принимать базовые ценности: «добро», «терпение»,
«Родина», «Мир», «природа», «Семья» т.д
• Уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей
других народов.
• Освоение личного смысла учения.
• Оценка жизненных ситуаций и поступков с точки зрения
общечеловеческих норм.
Оборудование для учителя: готовое изделие (башня из конструктора),
конструктор.
Оборудование для учащихся: Конструктор.
Ход урока:
Организационный
момент:
Приветствие:
Посадка:
Настрой учащихся
на работу
(организация
внимания, проверка
рабочего места,
рабочей позы).
Здравствуйте ребята.
Садитесь пожалуйста.
Ну-ка, проверь-ка, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Здороваются.
Садятся.
Слушают,
проверяют
рабочее место,
посадку.
Актуализация
знаний:
Закрепление
пройденного.
Какова была тема вашего прошлого
занятия? Какую работу вы делали?
Дети отвечают
на вопросы.
Ребята, сейчас я вам загадаю
загадки, а вы попытаетесь
определить тему нашего урока.
• Без нее не побежит,
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета,
Отгадайте, что же это? (Нефть).
• Он чёрный и блестящий,
Людям- помощник настоящий.
Он несёт в дома тепло,
От него в домах светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали (Уголь).
• Росли на болоте растения.
Теперь это топливо и удобрение
(Торф).
Ребята, что же такое нефть, уголь,
торф? Правильно полезные
ископаемые.
И тема нашего урока полезные
ископаемые.
Что же такое полезные
ископаемые?
Поле
́
зные ископа
́
емые — минеральные
и органические образования земной коры,
химический состав и физические
свойства которых позволяют эффективно
использовать их в сфере материального
производства (например, в
качестве сырья или топлива). Различают
твёрдые, жидкие и газообразные
полезные ископаемые.
Что такое месторождение?
Месторождение (полезного
ископаемого)
[1]
— природное скопление
минерального вещества (полезного
ископаемого) на поверхности или
в недрах Земли в результате тех или
иных геологических процессов, которое по
количеству, качеству и горнотехническим
условиям разработки пригодно
для промышленной разработки, с
положительным экономическим эффектом.
Отгадывают
загадки.
Определяют
тему урока.
Отвечают на
вопросы.
Что такое нефтепровод?
Нефтепрово
́
д — инженерно-техническое
сооружение трубопроводного транспорта,
предназначенное для транспорта нефти
потребителю.
А что такое Буровая вышка, как вы
думаете?
Буровая вышка — сооружение,
являющееся частью буровой установки,
часть бурового оборудования.
Используется для:
1. проведения спуско-подъемных
операций (СПО);
2. поддержания бурильной колонны на
талевой системе при бурении с
разгрузкой;
3. размещения комплекта бурильных
труб и утяжеленных бурильных труб
(УБТ), извлеченных из скважины;
4. размещения талевой системы;
5. размещения средств механизации
СПО, в частности механизмов АСП
(может не устанавливаться),
платформы верхнего рабочего,
устройства экстренной эвакуации
верхнего рабочего,
вспомогательного оборудования;
6. размещения системы верхнего
привода (может не
устанавливаться).
Подготовка рабочего
места.
Ребята, как вы думаете , какие
материалы и инструменты
понадобятся нам для выполнения
работы?
Правильно ребята сегодня нам
понадобится металлический
конструктор, и приборы
находящиеся в нем, отвёртка, гайки,
болтики и металлические детальки.
Теперь посмотрите, удобно ли вы
все разместили на парте? Не
столкнете ли вы локтём, что- либо с
парты? Не мешает ли вам что-
либо? Если всё в порядке –
продолжаем урок.
рабочее место,
убирают всё
лишнее.
Постановка
дидактической
задачи
Сегодня мы узнаем много нового о
буровой вышке, и научимся делать
её из конструктора.
Анализ конструкции
образца
Физминутка:
Ребята посмотрите, пожалуйста ,на
образец, по форме на что похожа
буровая вышка? На пирамиду,
правильно. Почему вы так решили?
Потому, что внизу вышка широкая,
а ближе к верху сужается.
Молодцы, ребята, вы очень
внимательны.
Как вы думаете, из каких частей
состоит вышка? Откройте
пожалуйста учебник на стр. 20,
посмотрите на рисунок и скажите из
каких частей состоит вышка.
Правильно ребята у буровой вышки
есть ноги, тяги, площадка укрытие
для бурильщика, площадка для
установки механизма спуска и
подъема труб.
Что такое тяги. Кто прочитает?
Правильно, для большей прочности
ноги вышки скреплены между
собой Тягами.
Провожу физминутку.
Отвечают на
вопросы.
Читают , то что
я прошу.
Повторяют
упражнения.
Анализ
технологической
последовательности.
Рассмотрите собранную из
конструктора модель буровой
вышки. Определите, какие детали
конструктора необходимы для её
изготовления и подберите эти
детали. Подберите инструменты,
которые нужны, чтобы собрать
модель. Опираясь на рисунки
учебника соберите изделие . Как
вы будите соединять детали. Будем
Рассматривают
конструкцию.
Определяют
какие детали и
инструменты им
понадобятся.
прикручивать отвёрткой.
Давайте с вами повторим, правила
безопасной работы с отвёрткой. (На
слайде).
А теперь начинаем делать буровую
вышку, самостоятельно опираясь
на картинки учебника. Если
возникнут вопросы или
понадобится помощь, поднимаете
руку и обращаетесь ко мне.
Практическое
прерывание
практической
работы, уборка
рабочего места.
(Выставление
оценок.)
Ребята заканчиваем работу. Сейчас
я подойду к каждому и скажу
оценку, а вы её запомните и потом
скажите учителю.
Заканчивают.
Запоминают
оценку.
Актуализация
знаний и итог урока.
(Выставка лучших
работ).
Ребята какова тема сегодняшнего
урока? Какое изделие мы сегодня
делали? С какими инструментами
работали? Вы сегодня хорошо
постарались, поэтому у всех
получились замечательные работы.
Теперь убираем рабочие места.
Спасибо за урок. Урок окончен. До
свиданья.
После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.