Конспект урока полезные ископаемые 6 класс домогацких

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА

Учебник «Введение в географию» Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

география

6класс

Урок № 13. §11 .

Тема урока

Полезные ископаемые

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Учащиеся смогут:

объяснять причины разнообразия минералов и горных пород,

горные породы и минералы своей местности, полезные ископаемые области;

различать по внешним признакам осадочные и магматические породы своей местности,

приводить примеры использования горных пород и минералов человеком

Ставить учебную задачу под руководством  учителя.

Планировать свою деятельность под руководством учителя.

Выявлять причинно-следственные

связи строения земной коры и видов полезных ископаемых.

Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Обучающиеся смогут выработать личностное отношение к вопросу изменения окружающей среды при добыче полезных ископаемых.

Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей.

Решаемые учебные проблемы

Меняется ли количество и разнообразие полезных ископаемых в процессе развития человеческого общества.

Основные понятия, изучаемые на уроке

.Полезные ископаемые, топливные полезные ископаемые, рудные полезные ископаемые, нерудные полезные ископаемые, руда, геологическая разведка.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Мультимедийный проектор с экраном, электронная презентация «Полезные ископаемые»,

Образовательные интернет-ресурсы

Интернет-энциклопедия Википедия.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

I. ЭТАП 1 Актуализация знаний

Деятельность учителя

. побуждающий диалог

  • – Что такое магма и как она превращается в горную породу?

  • Расскажите, как образуются магматические глубинные горные породы. По каким признакам их можно определить?

  • Расскажите, как образуются магматические излившиеся горные породы.

  • Расскажите, встречаются ли в нашей местности магматические породы. Какие? Как они залегают?

(Слайд № 2)

Деятельность учащихся

Отвечают, что главным источником информации будет текст учебника и рисунки, читая пункты текста, выделенные жирным шрифтом, намечают план изучения новой темы. План урока:

1. Что такое полезные ископаемые

2.Какие существуют виды полезных ископаемых

3. Где залегают разнообразные полезные ископаемые

4. Что такое разведка полезных ископаемых

Отвечают на поставленные вопросы, вспоминая изученный ранее материал, делают содержательные обобщения.

II. ЭТАП Создание проблемной ситуации

Деятельность учителя:

Проблемный вопрос: Меняется ли количество и разнообразие полезных ископаемых в процессе развития человеческого общества? (Слайд № 3)

Что называют полезными ископаемыми?

(Слайд № 4)

Деятельность учащихся

Вступая в диалог с учителем, определяют, что не хватает знаний о типах и видах полезных ископаемых Беседа: отвечают на вопросы:?

Вывод →.

III. ЭТАП Целеполагание

Деятельность учителя→ постановка цели урока

Так какая же цель сегодняшнего урока?

Обучающиеся формулируют цель урока – узнать, что такое полезные ископаемые, виды полезных ископаемых, где залегают полезные ископаемые.

IV ЭТАП. “Открытие” нового знании.

Деятельность учителя

1 Давайте вспомним

  1. Из чего состоит земная кора?

  2. Что такое горные породы и минералы?

3. Какие существуют виды горных пород и минералов?

Чтение отрывка из сказа Бажова «Каменный цветок»

Как вы думаете: если бы сняли фильм о нашем крае, какие бы горные породы и минералы стали его главными героями? Какие из них можно считать полезными ископаемыми?

Сформулируем определение понятия «полезные ископаемые»:

Понятие

Что такое

Существенные признаки

Полезные ископаемые

=

горные породы

+

используются человеком в повседневной жизни и хозяйственной деятельности

Чаще всего выделяют три группы полезных ископаемых: топливные, рудные и нерудные. Рассмотрите рисунок 38 учебника

. Практическая работа

1. Составьте схему «Виды полезных ископаемых»

Полезные ископаемые

топливные

рудные

нерудные

Знание такой закономерности помогает геологам в поисках месторождений полезных ископаемых (рис. 39 учебника).

Прочтите на странице 69-70 информацию о поиске полезных ископаемых

Не случайно, что этот процесс называют геологической разведкой

Давайте запомним:

знание такой закономерности помогает геологам в поисках месторождений полезных ископаемых (рис. 39 учебника).

( (Слайд 9)

Поиски полезных ископаемых (слайды 10-22)

Деятельность учащихся

Отвечают на вопросы

Обсуждают варианты решения задачи.

Обосновывают выбор: песок , глина, песчаник, мел, известняк.

Применение этих горных пород в хозяйстве.

Оценивают правильность выводов, решений.

Обобщают результаты.

Формулируют определение понятия «горные породы», «месторождения»

(Слайды № 14, 18)

Пользуясь текстом учебника на стр. 8 находят ответы на вопросы.

Учащиеся заполняют схему и выполняют задания 1 – 3

1. Запишите примеры каждой группы полезных ископаемых.

2. По физической карте определите месторождения полезных ископаемых каждой группы.

3. Какая существует закономерность в размещении полезных ископаемых и форм рельефа?

(Слайд 6)

Учащиеся читают текст на стр.69-70 и выбирают информацию о поисках полезных ископаемых.

Обучающиеся выполняют задание в тетради.

V ЭТАП. Применение нового знания.

Задание 1.

  • (По какому принципу классифицируют полезные ископаемые?

  • Рассмотрите предложенную классификацию, найдите ошибку и исправьте ее классификация проведена по разным признакам: происхождению и использованию)

Полезные ископаемые

топливные

рудные

Строительное сырье

Приведите примеры их использования

Учащиеся находят и исправляют ошибку, заменив

в третьей колонке строительное сырьё на нерудные полезные ископаемые и приводят примеры видов полезных ископаемых.

Полезные ископаемые

топливные

рудные

Строительное сырье

нефть,

природный газ,

каменный уголь,

торф

железо, медь, алюминий, свинец, цинк, олово, серебро, золото

песок, глина, известняк, гранит, базальт, мрамор

VI этап. Рефлексия (итог урока).

Деятельность учителя

Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом

Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Что нового узнали на уроке и чему научились?

Деятельность учащихся

Называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

Отмечают успешные ответы.

Учащиеся дают ответы на вопросы и делают выводы:

Вывод: Количество и разнообразие полезных ископаемых увеличивается

VII ЭТАП. Домашнее задание: § 11, выполните задания и ответьте на вопросы на странице 71-72

,выполнить задания к §11 в рабочей тетради

Источник

2) Целепологание

3) Индивидуальная работа с текстом учебника

4) Отработка понятия «использование полезных ископаемых  в повседневной жизни и хозяйственной деятельности»  

5) Защита исследовательско-поискового проекта «Полезные ископаемые вокруг нас, во Всеволожске», сделанного  ребятами по опережающему заданию.

6) Групповая работа с текстом учебника    

V. Первичное закрепление материала.

а) Практическая работа по классификации полезных ископаемых по использованию и выбора образцов из коллекций.  

б) Совместное составление схемы «Классификация полезных ископаемых по использованию»

VI. Защита ребятами исследовательского проекта «Кто такой геолог и где можно получить эту профессию»

VII. Проверка усвоения материала.

VIII Рефлексия

Человек использует полезные ископаемые, значит, они приносят пользу. Многие горные породы человек выкапывает из земли, поэтому они называются «Полезными ископаемыми».

1

         Знаю

2

Хочу знать

3

Узнал (а)

Заполните на  «Индивидуальном листе» таблицу        «О полезных ископаемых я…» (1 и 2столбик)

См. приложение

Заслушать 1-2 ответа.

Уточните свое понятие «полезные ископаемые» и выполните задание №1 с листа «Задания для группы». Заслушивается 1 ответ.

Каждая группа:   1) «получает» карточку –  одну профессию, работает с толковым словарем и узнает значение слова. ( Карточки-профессии: энергетики,  металлурги,  химики,  строители, ювелиры, гончары ; вытягивают карточку на группу).

2) находит предметы в кабинете, сделанные людьми их профессии.

3  каждой группой выполняется задание  №2   «Наша профессия» (см. приложение)

Заслуживается кратко каждая группа.

Устанавливаются причинно – следственные связи между наблюдением материала из которого сделаны предметы, его свойствами и толкованием в словаре значения данной профессии.      

Учитель: Ребята,  вы искали предметы в классе, а двое наших учеников заглянули за окно.  Они,  получив задание,  прогулялись с фотоаппаратом по Всеволожску и сейчас расскажут о своем исследовании. На непонятные вопросы они нашли ответы в интернете.                

Защита проекта – демонстрация презентации «Полезные ископаемые вокруг нас, во Всеволожске».    

– Вам понравилась работа одноклассников? Оцените работу «смайликом», имеющимся у вас.

Посмотрев их работу, вы должны выполнить на Индивидуальном листе задание к проекту «Полезные ископаемые вокруг нас, во Всеволожске».

 ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Зная, что делают люди каждой профессии, видя результаты их труда, используя текст учебника, сделайте вывод: с какой группой полезных ископаемых чаще работают ваши специалисты. Выполняем ввей группой задание №3   «Читаем внимательно».  (см. приложение)          

 Учитель проводит опрос групп. Каждая группа выбирает лист с названием их вида полезных ископаемых.

Учитель: А сейчас выполним практическую работу с образцами полезных ископаемых, которые у вас на столах.  Читайте инструкция №4 на листе Задание для группы.

Ребята выполняют задание. Например: на лист с названием группы «ТОПЛИВНЫЕ»  выкладывают образцы и подписывают их.

Верхнюю часть листа с названием группы полезных ископаемых отсоедините и разместите в нужной части схемы  «Полезные ископаемые» на магнитной доске.

Каждая группа рассказывает  о своей работе.

Ученики по наводящим вопросам учителя делают вывод, что они классифицировали полезные ископаемые по использованию.  

Два ученика сделали самостоятельно проект по опережающему заданию.

Перед просмотром проекта классу ставится вопрос: «А металлурги, энергетики и люди других специальностей сами ищут в земной коре нужные им полезные ископаемые?»  

После просмотра презентации каждый ученик заполняет в Индивидуальном листе  табличку  «Интересная профессия».

Презентация классом оценивается с помощью «смайликов».    

В печатной рабочей тетради выполните задание на странице 39 и сдайте тетрадь на проверку.  (См. «Рабочую тетрадь по географии для 6класса» к учебнику «География», Домогацких  Е.М., Алексеевский Н.И.,М. «Русское слово»,2014г.)

Мне сегодня понравилась ваша работа, а свое мнение об уроке напишите в Индивидуальном листе словами «да» или «нет», ответив на последние вопросы «Мое мнение об уроке»

Домашнее задание:  параграф 11;  письменно ответить на вопрос№2 из «Сложных»;  устно подумать: бывают ли бесполезные ископаемые?

– Познавательные УУД:

– строить логические рассуждения..

Личностные УУД:

-понимать смысл своей деятельности,

-ставить перед собой учебную цель

Личностные:

-четко формулировать определение термина

Познавательные УУД

Выделять  в окружающей среде объекты, изучающие на уроке

Коммуникативные УУД

-работать в группе  

Регулятивные УУД

-развитие логического мышления

Познавательные УУД

-находить достоверную информацию в источниках геоинформации.

Развиваются навыки самостоятельной проектной деятельности.

Отрабатывается понимание вариативного использования полезных ископаемых.

Умение выделять главное в тексте выбирать четко нужную информацию.

Практическая работа с коллекцией полезных ископаемых.

Познавательные УУД

-обобщать  тематическую информацию;  

-учиться графически отображать научную информацию.

Личностные УУД

– расширять кругозор в вопросах профориентации;

-воспитание любви к своей Родине, гордость за нее.

Источник

Конспект урока по теме

«Полезные ископаемые».

Класс: 6

Предмет: география

Ефимова О.П., учитель географии

Цель: формирование знаний о видах и способах добычи полезных ископаемых, развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между способом добычи полезных ископаемых и видом полезного ископаемого; углубление знаний о полезных ископаемых Тульской области.

Задачи, поставленные перед учащимися:

Познакомить с видами полезных ископаемых

Познакомиться со способами добычи различных видов полезных ископаемых.

Выявить взаимосвязь между способом добычи полезных ископаемых и видом полезного ископаемого.

Расширить знания о полезных ископаемых Тульской области.

1. Организационный момент

2. Актуализация опорных знаний

Учитель. Прослушайте эти загадки и скажите, чему будет посвящен наш сегодняшний урок.

Из него медали льют

И за подвиг, и за труд.

И колечки, и серёжки,

Часики, браслеты, брошки.

(Золото)

Чёрный, блестящий, 

Помощник настоящий,

Он несет в дома тепло,

От него кругом светло,

Помогает плавить сталь,

Делать краски и эмаль.

(Уголь)

Учитель. Сегодня мы посвятим урок полезным ископаемым, поиску и изучению способов добычи полезных ископаемых(слайд 1).

Учитель. Давайте познакомимся со структурой нашего сегодняшнего урока (слайд 2).

Вопросы для учащихся. Какие цели вы можете перед собой поставить, изучая эту тему (слайд 3)?

Учитель. В ходе работы я предлагаю вам заполнять таблицу самоанализа знаний. Над ликвидацией пробелов в знаниях по графе 3 вы можете самостоятельно поработать дома, используя дополнительные источники информации.

(Пустые таблицы заранее приготовлены на партах)

Я знал

Я узнал

Я хочу узнать

   

Учитель. Перед тем, как перейти к изучению нашей темы давайте вспомним, что мы знаем о полезных мскопаемых (слайд 4).

Дети читают вопросы со слайда и отвечают на них (фронтально).

Как вы понимаете термин «полезные ископаемые» (Слайд 4)?Проверка (слайд 5).

На какие группы можно разделить полезные ископаемые (Слайд 4)?Проверка (слайд 6).

Какие полезные ископаемые Тульской области вы знаете (слайд 4)? Проверка (слайд 7).

3. Изучение нового материала (возврат к слайду 2).

Вопросы для учащихся.Какие способы добычи полезных ископаемых вам известны? Как добывают такие полезные ископаемые как песок, известняк. Можно ли таким образом добывать глубоко залегающие полезные ископаемые?

Учитель. Этот способ добычи называется карьерным.

Вопросы для учащихся.Каким образом добываются глубоко залегающие полезные ископаемые, например уголь?

Учитель. Этот способ добычи называется шахтный.

Вопросы для учащихся.А какой способ добычи можно использовать при разработке полезных ископаемых, залегающих мощными пластами, начинающимися на небольшой глубине, а заканчивающимися на больших глубинах?

Учитель. Это открыто-подземный или комбинированный способ добычи.

Вопросы для учащихся. Какие типы полезных ископаемых можно добывать таким способом? А как добывают жидкие или газообразные полезные ископаемые?

Учитель. Есть еще два способа добычи. Это добыча со дна моря и так называемые «другие способы добычи».

Ну а теперь подробнее рассмотрим каждый способ. (Слайд 8) Открытый способ представляет собой процесс создания на месторождении котлованов, которые называются разрезами или карьерами. Минеральные ресурсы, которые находятся на поверхности земной коры или же залегают неглубоко в недрах, добываются открытым способом. Открытый способ добычи полезных ископаемых представляет собой процесс создания на месторождении котлованов, которые называются разрезами или карьерами. Размеры таких разрезов и карьеров зависят от обширности месторождения и глубины залегания полезных ископаемых. При помощи открытого способа в основном добывают сырье, используемое для строительства: известняк, песок, мел и тому подобное (слайд9). Также открытым способом добывают торф, некоторые виды угля, также железные и медные руды.

Вопросы для учащихся. Какие полезные ископаемые добывают открытым способом на территории Тульской области? Какие карьеры Тульской области вам известны?

Учитель. Твердые полезные ископаемые, которые залегают на большой глубине в недрах земли, добывают с помощью сооружения подземных шахт (слайд 10). Чаще всего таким способом добывается уголь.

Вопросы для учащихся. Шахтный способ добычи полезных ископаемых считается наиболее опасным для жизни сотрудников таких предприятий. Почему? Ведется ли шахтный способ добычи на территории Тульской области? Какие полезные ископаемые области добывают в шахтах?

Учитель. Полезные ископаемые жидкого и газообразного типа извлекают из земли путем бурения специальных скважин, откуда полезные ископаемые поступают на поверхность по трубам (слайд 11). Для добычи полезных ископаемых определенного вида используют дополнительные методы. К примеру, для добычи соли ее растворяют под землей путем подачи в скважину воды. А такое сырье, как сера, предварительно расплавляется под действием горячего пара, подающегося через скважину.

Интересным является способ добычи полезных ископаемых со дна моря (слайд 12). В середине 1960 –х годов при исследовании морского дна обнаружили, что его поверхность может содержать значительное количество конкреций – шаровидных тел, размером от нескольких сантиметров, до 20-30 сантиметров в диаметре, представляющих собой металлы и их соединения. Конкреции образуются из-за того, что на больших глубинах многие растворенные в воде соединения металлов выпадают в осадок. В таких конкрециях обнаружены: железо, марганец, медь, титан, кобальт, никель и многие другие металлы.

Вопросы для учащихся. Как вы думаете, данный способ добычи широко распространен сейчас? Почему? А в перспективе? Он будет дорогим или дешевым? Почему?

Учитель: Ученые уже нашли способы добычи подобных конкреций. Скорее всего, данное направление будет развиваться, так как их запасы составляют миллионы, а по некоторым данным триллионы тонн.

Интересна группа так называемых «других способов добычи» (слайд 13). Это собранные воедино разнообразные и достаточно редко используемые способы добычи. Так при добыче некоторых цветных металлов в горнодобывающем деле используется вода, точнее примеси из подземных вод. Именно таким образом добывается литий – его находят в подземных водах, где он растворен и находится в минеральной оде в виде соединений. Также можно встретить месторождения подземных вод, из которых осаждают медь. Ярким таки примером является Дегтярский рудник на Урале. Медь растворяется в подземных водах под действием бактерий, способных растворять соединения меди с серой, превращая их в медный купорос.

Вопросы для учащихся. Как вы думаете, эти способы добычи дешевые или дорогие? Почему человек не отказывается от столь сложных способов?

Учитель. Ежегодно разрабатываются новые способы добычи полезных ископаемых. Развитие современных технологий способствует появлению новых методов и оборудования для добычи тех или иных полезных ископаемых.

Вопросы для учащихся. Почему человек продолжает осваивать новые способы добычи полезных ископаемых? Все ли страны одинаково обеспечены полезными ископаемыми? Обеспечена ли ими наша страна? Давайте рассмотрим карту «Полезные ископаемые России» и определим наиболее распространенные полезные ископаемые нашей страны.

Закрепление изученного материала проводится в игровой форме. «Звездный час» – слайды с 16 по 25.

    Вопросы:

    Что такое полезные ископаемые? (Горные породы, используемые человеком в своей хозяйственной деятельности)

    Что такое топливные полезные ископаемые? (Горные породы, которые могут гореть)

    Какой вид углей добывался на территории Тульской области? (Бурый уголь)

    Что такое руды? (Горные породы, в состав которых входит метал)

    Каково второе название закрытого способа добычи полезных ископаемых? (Шахтный)

    Какие полезные ископаемые добывают путем бурения скважин? (Нефть и газ)

    Перечислите нерудные полезные ископаемые? (Гранит, базальт, мрамор, глина, песок, соль)

    Что такое геологическая разведка? (Процесс поиска полезных ископаемых)

    Какой способ добычи полезных ископаемых наиболее опасен для человека? (Шахтный)

    Возврат к слайду №2

    Рефлексия. Подведение итогов.

      Учитель: Давайте подведем итоги нашего урока по правилу «5 – Я». По цепочке каждый из вас заканчивает предложение. Предлагаю вам начальные фразы для 5 предложений: Я знал…. Я удивлен…. Я считаю… Я узнал…. Я хочу узнать…

      А теперь давайте вернемся к нашей таблице. Проанализируйте ее самостоятельно. Постарайтесь дома при помощи дополнительных источников информации найти ответы на вопросы, представленные вами в третьей колонке. Ответы на многие из них можете найти в представленных на слайде источниках информации (слайд 26). На следующем уроке мы их обязательно обсудим.

      Выставление оценок за работу на уроке./data/files/g1476799359.ppt (презентация к уроку “Полезные ископаемые”)

      Источник