Конспект урока полезные ископаемые 3 класс пнш

2. Проверка домашнего задания

10 мин.

– Молодцы, ребята, сейчас мы с вами повторим тему – минералы. Домашним заданием на сегодня у вас был пересказ стр. 12-15. Ребята, я спрошу одного ученика по данной теме. Кто хочет ответить?

– Очень хорошо ребята, ваш ответ был очень четким и выразительным!

– Сейчас, для того чтобы закрепить изученный материал, я раздам карточки с заданиями двум желающим. Вам необходимо заполнить пробелы в карточках и ответить на заданные вопросы по прошлым темам.

– Ребята, подойдите со своими дневниками, я поставлю вам оценку за ответ на уроке.

Проверяет домашнее задание; озвучивает тему урока

Слушают учителя, работают по карточкам; отвечают с помощью схемы

Проверка знаний учащихся.

  1. Подготовка к основному этапу занятий:
  1. Мотивационный этап;
  2. Постановка целей

1 мин.

5 мин.

10 мин.

– Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие – спрятаны глубоко в Земле.

Какие хитрые секреты

Таят обычные предметы:

Блестят в солонке минералы!

Снежинки – это же кристаллы!

Фольга, скрывавшая конфету –

Металл такой же, как в ракетах.

Таит его простая глина,

Сестра сапфира и рубина!

А коль споткнёшься ты о камень,

Не думай, что виной булыжник,

И тут всесильная природа

Тебе подсунула породу!  

– Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь? (ответы детей).

– Правильно ребята, о полезных ископаемых.

(Слайд 2).

– А сейчас, подумайте и составьте схему из чего состоят полезные ископаемые.

– Посмотрите пожалуйста на слайд и проверьте правильно ли вы составили свою схему.

(Слайд 3)

– Молодцы ребята, у вас все правильно!

– Какую цель можно поставить на уроке? (Узнать, что такое ископаемые)

(Слайд 4)

А какую проблему мы можем поставить на уроке?

– Проблема: Если есть полезные ископаемые, есть ли не полезные?

(Слайд 5)

– Открываем учебник на стр. 16. Кто нам прочитает тему урока? («Полезные ископаемые»)

– Давайте мы с вами повторим пройденное: прочитайте 2 вопроса и ответьте на них.

– Правильно, ребята! А теперь, прочитайте 1 абзац на 16 стр., давайте подумаем, что мы называем полезными ископаемыми? (ПИ – это горные породы и минералы, которые человек использует для свои хозяйственных нужд).

(Слайд 6)

–  Хорошо, давайте поработаем в парах. Составьте схему полезных ископаемых по 1 абзац стр. 16.  

– Молодцы ребята, а я составила вот такую схему, посмотрите на экран

(Слайд 7)

– Как вы думаете, почему моя и ваши схемы похожи?

– Правильно, к твердым полезным ископаемым относится торф, песок, каменный уголь, гранит, известняк, алмазы и другие. К жидким полезным ископаемым относится нефть, минеральная вода, к газообразным полезным ископаемым природный газ.

 (Слайды 8, 9, 10)

– Очень хорошо ребята. Перепишите мою схему со слайда в тетрадь.

.

– Кто прочитает нам вопрос на стр. 16?

– Теперь ребята скажите мне, что же такое разведка?

(Разведка – это работы, производимые с целью ближайшего исследования уже отрытого месторождения полезного ископаемого)

(Слайд 11)

– А кто мне скажет, что такое месторождение?

– Посмотрите внимательно в учебник возле слова месторождение стоит звездочка, что нам нужно сделать? (открыть словарик и посмотреть значение).

– Кто нам прочитает?  (Месторождение – это место, где залегают полезные ископаемые).

(Слайд 12)

– Молодцы! Но чтобы нам ответить а этот вопрос, нам нужно изучит следующий абзац.

– Ребята, скажите кто такие геологи и археологи и чем они занимаются?

– Правильно ребята, геолог – это человек, который занимается поиском крупных скоплений и залежей полезных ископаемых.

(Слайд 13)

 А археолог – человек, который занимается раскопками древних вещей.

(Слайд 14)

Уточняет понимание учащимися поставленных;

формулирует задачи урока;

объявляет: цели урока, выдвигает проблему, формулирует задания, контролирует выполнение работы;

Показывает свою схему полезных ископаемых

Спрашивает значение слов

Слушают учителя, отвечают на вопросы, предполагают цели, ставят проблем урока; работают с учебником

Записывают схему полезных ископаемых;

Думают над значением слов; работает со словарем

Проверка знаний учащихся.

Выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Осладение базовыми  предметными, межпрдметными понятиями, отражающими существенные связи  и отношение между обектами и процессами

строят рассуждения

Читайте также:  Кроссворд для 4 класса полезные ископаемые с ответами

Слушают, вступать в диалог участвовать в коллективном обсуждении;

Формулирвать собственную позицию, мнеия, контролировать действие партера.

  1.  Изучение нового материала

3 мин.

7 мин.

10 мин.

5 мин.

– Поработаем в группах. У каждой группы будет свое задание, связанное с полезными ископаемыми. Всего групп 5 по 5 человек. Я назначу ведущего, секретаря, чтеца и двух докладчиков. Ведущий руководит работой и следит за тем, чтобы все говорили только о данной теме. Чтец, читает материал из учебника, задания из карточки, дополнительный материал для работы, а в некоторых читает информацию из хрестоматии. Секретарь записывает на основе текста и выбранного ребятами материала информацию и составляет текст для выступления докладчиков. После окончания работы с текстами и с карточками докладчики выступают по их теме.

Каждой группе я раздам несколько карточек:

1 – инструкция работы с материалом;

2 – как нужно работать в группе;

3 – карточка с заданием.

– В 3 карточке будет написано название темы, с которой будит работать ваша группа, страницы учебника и хрестоматии и дополнительный материал.

(Слайд 15)

Кадой групппе я раздам образцы полезных ископаемых.

-На эту работу вам даётся на работу 7 мин.  

(работа в группах)

– Время работы подошло к концу. Давайте начнем с первой группы. Докладчики выходите отвечать. Все ребята, кто не работал над этой темой записывайте кратко в рабочую тетрадь.

– Постарайтесь каждая группа уложиться в 2 минуты.

(ответы учеников по темам)

(Слайды: 16 – 20)

– Молодцы ребята, вы хорошо справились с заданием! А теперь, давайте проверим ваши знания по всему тому, что вы усвоили за урок. Проведем тест. Я раздам вам карточки с заданиями.

Инструктирует учеников; распределяет роли

Слушают учителя, выполняют групповую работу,

находят в тексте информацию

Определение основной информации; учатся работать в группе.

Источник

Выполнил(а) студент(ка) 43 гр.

Ф.И. Гречина Анастасия

Дата:        28.02.18                        Учитель: Природные богатства и труд людей – основа экономики

Цели деятельности учителя: расширять знания учащихся о полезных ископаемых, их свойствах и применении.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование :  Окружающий мир: 3кл.: Учебник: В 2 ч./Плешаков А.А./Учебник, 2006 г. – Ч.2./Программа – Школа России; мультимедиа проектор, экран, компьютер, презентация.

Этап урока, методы и приёмы

Хронометраж

 Содержание урока

(деятельность учителя)

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Орг. Момент.

Словесный: слово учителя; ответы на вопросы.

1 мин

Здравствуйте, ребята!

Проверьте, пожалуйста, есть ли у вас учебники и рабочие тетради.

Приветствовать учителя

Настраиваться на работу

К:  настраивать  на урок, знакомятся с учителем.

Постановка учебной задачи и ее решение 

Словесный: ответы на вопросы.

4 мин

Сегодня на уроке мы начнём знакомство с 1 из китов экономики, как вы думаете с каким?

С полезными ископаемыми. Наша страна очень богата полезными ископаемыми.  

Давайте определим ряд вопросов, на которые нам предстоит ответить в ходе урока. (Что такое « Полезные ископаемые»? Какие полезные ископаемые бывают? Где находятся? Как люди используют в своей жизни? Как надо охранять полезные ископаемые? )

Отвечать на вопрос учителя

Формулировать тему урока

Р: формирование умения высказывать свои предположения в диалоге с учителем.

Проверка домашнего задания

Словесный: ответы учеников.

2 мин

На прошлом уроке мы с вами изучили тему три кита экономики.  

Проверка домашнего задания.  

Работать в учебнике

К: уметь слушать и слышать

Открытие нового знания.

Словесный: слово учителя; ответы на вопросы.

Практический:

работа с учебником, со спец тетрадью,

работа в парах, в группах.

12 мин

В мире существует много полезных ископаемых и их залежи безмерно велики. Задавались ли вы вопросом, что такое «полезные ископаемые»?

Сейчас я предлагаю вам стать исследователями и попробовать сформулировать    понятия «полезные ископаемые»

1 группа – Что называют полезными ископаемыми?

2 группа – Что такое месторождения?  

3 группа –  Что называют шахтой, карьером?

Прочитайте материал о полезных ископаемых.

В таблицу кратко занесите сведения из текста

К: четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать.

Динамическая пауза

1 мин

Давайте немного поиграем, ваши ручки и ножки устали.

Раз – подняться, потянуться

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

Выполнять физ. минутку

Р: мобилизировать силы и энергию, умение контролировать действия.

Решение частных задач

Словесный: слово учителя; ответы на вопросы.

Практический: работа с кроссвордом на слайде; со спец тетрадью; с понятием на слайде; работа в парах.

Читайте также:  Чем полезен чай с красной щеткой

Иллюстративный:работа с изображениями в учебнике.

5 мин

Мы узнали, что в мире существует много разных видов полезных ископаемых.  

Каждое полезное ископаемое обладает свойством. Сейчас мы займемся изучением свойств полезных ископаемых.

На столах лежат образцы полезного ископаемого (у каждой группы свой образец) и атлас-определитель “От Земли до неба”.

Результаты исследования будете заносить в журнал. Я предлагаю вам провести исследовательскую работу с помощью инструктивной карточки.

Название полезного ископаемого________________________

Твёрдое или жидкое _______________

Растворимость ____________________

Цвет _______________________________________________

Плотное или рыхлое (или пластичное)______________ ______

Прозрачное или непрозрачное __________________________

Горючее или негорючее ________________________________

Применение (в строительстве, топливо, для получения металлов)____________

Обозначение на карте__________________

У каждой группы свое задание.

Начинать свой рассказ, по завершению исследования, будете со слов: “Мы геологи только что вернулись с экспедиции….”  

Принимать установку учителя

П: воспринимать речь учителя; высказывать предположения; обсуждать проблемные вопросы;

строить речевые высказывания в устной форме; выполнять задания учителя.

К: четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать.

Домашнее задание                

2 мин

Откройте дневники, запишите домашнее задание.

1 и 2 группе – приготовить сообщение о природном газе;

3 и 4 группе – приготовить сообщение о нефти.

Записывают домашнее задание в дневники        

Включение в систему знаний

Сл.:беседа

2 мин

Подведение итогов урока

Ребята, мы открыли новые знания о полезных ископаемых. Именно они сейчас помогут нам выстроить здание. И это не случайно, ведь именно полезные ископаемые используются в строительстве.

Здание это необычно. Оно будет состоять из наших знаний. Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы будете отвечать и собирать домик по кирпичику.

(По ходу отгадывания загадок появляется кирпичик, которые по окончанию работы образуют домик).

Посмотрите, какой прочный у нас получился дом. Может кто-нибудь из вас в будущем откроет новое месторождение нужного человеку полезного ископаемого.

Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить.

Как надо охранять полезные ископаемые?

  • Экономично использовать
  • Оберегать от пожаров
  • Соблюдать правила перевозки
  • Заменять по возможности искусственными материалами

Отвечать на вопросы

Р: формулировать выводы из коллективного обсуждения.

Рефлексия деятельности

1 мин

Приём «Шесть шляп»

Каждая группа получает цветные шляпы с надписями. П

осле обсуждения в группах выслушиваются ответы детей.

Белая шляпа. Факты.  

Жёлтая. Позитивное мышление.  

Черная. Проблема.  

Красная. Эмоции.  

Зеленая. Творчество.  

Синяя. Философия.

Обобщают высказывания каждой группы.

Молодцы! Вы хорошо поработали сегодня. Урок окончен. До свидания, ребята!

Анализировать свою работу на уроке

Р:анализировать собственную  работу.

Источник

Этапы урока, цели

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Организационный момент

Цель: создание благоприятной психологической атмосферы, включение в учебную деятельность

-Улыбнитесь, подарите свои улыбки друг другу и всем окружающим.

– Откройте свои ладошки к новым знаниям и произнесите нашу волшебную фразу:

Я хочу много знать!

– А сейчас тихо сядут девочки

– а мальчики сядут ещё тише.

Настраиваются на работу, высказывают друг другу добрые пожелания.

Личностные:  выражают позитивное отношение к предстоящей работе

Актуализация  знаний

Цель: повторение опорных понятий и ранее усвоенных учебных действий, подготовка мышления

 -Урок начнем с проверки домашнего задания в форме теста

– На выполнение работы 3 минуты

– За одну минуту до окончания работы подаю сигнал (колокольчик)

– А сейчас поменяйтесь карточками и проверьте тест на слайде (Слайд № 2)

-Оцени работу соседа

Критерии оценивания:

0 ошибок – «5»

1 ошибка – «4»

2-3 ошибки -«3»

3-5 ошибок –«2»

– Послушайте стихотворение

(читает учитель)

Какие хитрые секреты

Таят обычные предметы:

Блестят в солонке минералы!

Снежинки – это же кристаллы!

Фольга, скрывавшая конфету –

Металл такой же, как в ракетах.

Таит его простая глина,

Сестра сапфира и рубина!

А коль споткнешься ты о камень,

Не думай, что виной булыжник,

И тут всесильная природа

Тебе подсунула породу!

– Кто догадался, о чем это стихотворение?

-Какие полезные ископаемые вы знаете?

Приложение № 1

Выполняют работу на карточках.

Взаимопроверка, оценивание.

(О полезных ископаемых)

-Узнать свойства полезных ископаемых.

Познавательные: логические: анализ, составление целого из частей, установление причинно-следственных связей, знаково-символические действия: моделирование,

осуществляют поиск и выделяют необходимую информацию

Читайте также:  Север северо запад россии карта полезных ископаемых

Регулятивные: саморегуляция: преодоление препятствий

Коммуникативные: сотрудничество в сборе информации

Целеполагание

Цель: выявление затруднений и постановка цели

-Откройте учебник на стр. 22

-Прочитайте тему урока.

– О чем мы сегодня будем говорить?

-Какую цель поставим перед собой?

-Зачем нам необходимы знания по этой теме?

 -Где они нам могут пригодиться?

-Сегодня на уроке вы не просто ученики, вы исследователи и работая  в  группе для себя откроете что-то новое.

Читают

О свойствах полезных ископаемых

(Узнать свойства полезных ископаемых)

Регулятивные: принятие учебно-познавательной задачи и её        сохранение,

целеполагание.

Планирование предстоящей деятельности

Цель: составление плана действий

– Ну, что заглянем в научную лабораторию.

 В вашу лабораторию принесли образцы полезных ископаемых для исследования.

-Прочитав и отгадав загадки, каждая группа узнает   какие полезные  ископаемые они будут исследовать.

(Карточки с загадками каждой группе)

-А результаты своих исследований группа будет записывать в научный дневник.

-Прежде, чем начать работу, вспомните правила ТБ при проведении опытов.

-Приступая к работе, не забудьте про правила работы в группе.

 Каждая группа читают и отгадывают загадки.

Приложение № 2

Каждой группе выдается карточка (Научный дневник)

 (Слайд № 3)

Вспоминают правила ТБ при проведении опытов

Распределяют роли в группе; планируют свою деятельность.

Регулятивные: планирование учебной деятельности

Практическая деятельность учащихся

Цель: организация построения  нового знания

Физминутка

Цель: снять утомляемость детей.

Предоставление результатов.

 Цель: Умение представить и оценить результаты групповой работы

Закрепление знаний

-Время на исследование и запись результатов 10 минут.

— За одну минуту до окончания работы подаю сигнал (колокольчик)

-Предлагаю приступить к реализации плана.

Подробный план проведения опытов находится в учебнике.

 Исследования в группах:

Учитель  в  качестве   эксперта  наблюдает, следит за соблюдением временных рамок. Контролирует соблюдение правил техники безопасности. Мотивирует  учащихся, создаёт ситуацию успеха.

Мы геологами станем

Да? – да! ( хлопок над головой).

Будут все гордится нами.

Да? – да! ( хлопок над головой).

Что ждет нас впереди?

Высокая гора (показывают руками),

Бурная река (показывают руками)

Ее мы обойдем (топают ногами),

Ее мы проплывем (плывут),

Все мы сможем, все сумеем

И своей достигнем цели.

Да? – да! ( хлопок над головой).

-Обобщим результаты исследования.

-А сейчас закрепите знания, полученные в исследовательской работе.

 Задание на отдельных листах для каждой группы:

Найди ошибки в следующих утверждениях.

Большинство полезных ископаемых жидкие.

Месторождениями называются места, где хранят полезные ископаемые.

Нефть добывают в карьерах.

Как удобрение для растений используется каменный уголь.

Изучают полезные ископаемые и отыскивают месторождения биологи.

Учащиеся работают над исследованием:

самостоятельно выполняют опыты, фиксируют в научный дневник, оформляют отчёт. 

Выполняют упражнения

Каждая группа зачитывает результаты своих исследований.

Представители от команд выходят к доске и сравнивают ответы, подсчитывают количество правильных ответов

Ответы:

твёрдые

залегают

в недрах земли

торф

геологи

Коммуникативные: (инициативное сотрудничество: умение работать в  группе –распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле).

Познавательные:

уметь формулировать несложные выводы, основываясь на проведённом опыте

Коммуникативные:

уметь оформлять свои мысли в устной форме

Познавательные:

уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта

Подведение итогов.

Цель:

дать оценку успешности достижения цели .

– Ребята, достигли цели нашего урока?

Оцените свою работу на уроке

-Заполните оценочные листы.

Учитель выставляет оценки по результатам оценочных листов.

Да, нам удалось определить свойства известняка, мрамора, песка, глины.

Учащиеся заполняют оценочные листы

(оценочный лист содержит критерии оценивания личностных и метапредметных умений)(Приложение №5)

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Рефлексия.

 Цель: Оценивать свой вклад в общий результат деятельности

-Закончите предложения:

На уроке я узнал…

На уроке я учился…

Мне было трудно…

Мне понравилось…

Анализируют

Слайд № 4

Регулятивные:

оценивание результатов

Домашнее задание.

Цель:  Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения

-Подготовить сообщение о заинтересовавшем вас полезном ископаемом.

Дети записывают задания в дневник

1.Горные породы и минералы, которые человек использует в своей хозяйственной деятельности, называют

в) вода.

В) нефть, глина, торф.

в) строители.

4. Установи соответствие.

в) глина, известняк.

6.В каких из перечисленных пород, минералов или полезных ископаемых основную часть составляют остатки растений

В) гранит.

В) известняк.

Свойства песка и глины стр. 24-25

Свойства известняка и мрамора- стр. 22-23

Свойства песка и глины стр. 24-25

Свойства известняка и мрамора- стр. 22-23

Источник